Растительные сообщества. Значение экология: биологические сообщества в словаре кольера Признаки сообщества в биологии

- 21.78 Кб

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

Одно из главных направлений экологических исследований - это изучение сообществ растений и животных, их описание, классификация и анализ взаимосвязей образующих их организмов.

В природе совместно обитающие популяции различных организмов образуют определённое единство, называемое сообществом. Сообщество – устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других факторов.

Устойчивость сообщества определяется особенностями взаимодействия между входящими в него популяциями.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО – biological association – совокупность скоррелированных организмов, выполняющих работу по управлению окружающей средой с жестким распределений функций и потоков органики (энергии). Состоит из продуцентов и консументов и замыкает круговорот биогенов с высокой степенью точности. Его можно уподобить организму, в котором внутренние органы тесно взаимодействуют между собой.Б. с. вместе с окружающей его средой представляет собой первичную структурную ячейку экосистемы, или ландшафта, т.е. биогеоценоз или фацию.

Термин "экосистема", тоже часто используемый экологами, обозначает сообщество в совокупности с условиями его существования, т.е. с неживыми (физическими) компонентами окружающей среды.

Растительные сообщества изучены лучше, чем сообщества животных. Отчасти это объясняется тем, что именно характер растительности в значительной мере определяет состав обитающих в тех или иных местах животных. К тому же растительные сообщества более доступны для исследователя, тогда как прямые наблюдения за животными не всегда возможны, и даже для того, чтобы просто оценить их численность, экологи вынуждены обращаться к косвенным методам, например к отлову с помощью различных приспособлений.

Классификация сообществ. Хотя существуют многочисленные схемы классификации сообществ, ни одна из них не стала общепризнанной. Термин "биоценоз" часто используется для обозначения отдельного сообщества. Иногда выделяют иерарахическую систему сообществ возрастающей сложности: "консорции", "ассоциации", "формации" и т.д.

Широко используемое понятие "местообитание" обозначает комплекс условий среды, необходимых для тех или иных конкретных видов растений или животных или для отдельного сообщества.

Очевидно, что существует определенная иерархия сообществ и местообитаний.

Например, озеро представляет собой крупную экологическую единицу, в пределах которой можно выделить сообщества организмов, связанные с берегом, мелководьями, глубинными участками дна или открытой частью водоема. В сообществе прибрежной зоны, в свою очередь, можно различить более мелкие и специализированные группы видов, обитающие около поверхности воды, на растениях определенного типа или в илистых отложениях на дне. Существуют, однако, большие сомнения относительно того, следует ли подробно классифицировать эти сообщества и жестко закреплять за ними те или иные наименования. Названия некоторых экологических сообществ используются биологами очень широко. Таковы, например, термины "планктон", "нектон" и "бентос".

Планктоном называют совокупность мелких, главным образом микроскопических, организмов, живущих в толще воды и пассивно переносимых течениями.

Нектон составляют более крупные и активно передвигающиеся водные животные (например, рыбы).

К бентосу относятся организмы, живущие на поверхности дна или в толще донных отложений. Как в морях, так и в озерах планктонные организмы многочисленны и отличаются разнообразием. Именно они служат кормовой базой для более крупных животных, а в океане они практически определяют существование всех других обитателей водной толщи.
Биологические сообщества нередко различают по "доминантным" или "субдоминантным" видам. Такой подход бывает удобен с практической точки зрения, особенно если речь идет о наземных экосистемах умеренной зоны, где один вид злаков может определять облик степи, а один вид деревьев - тип леса. Концепция доминирующих видов, однако, плохо применима к тропикам, а также к сообществам организмов, населяющих водную среду.

Пищевые цепи.

Среди различных типов взаимосвязей внутри сообщества важное место занимают н. пищевые, или трофические, цепи, т.е. те последовательности разных видов организмов, по которым вещество и энергия передаются с уровня на уровень, поскольку одни организмы поедают другие.

Примером простейшей пищевой цепи может служить ряд "хищные птицы - мыши - растения".

Почти в каждом сообществе существует набор взаимосвязанных пищевых цепей, образующих единую пищевую сеть. Основой всех пищевых цепей и, соответственно, пищевой сети в целом являются зеленые растения. Используя энергию Солнца, они образуют сложные органические вещества из диоксида углерода и воды. Именно поэтому экологи называют зеленые растения продуцентами, или автотрофами (т.е. себя питающими). В отличие от них, консументы (или гетеротрофы), к которым относятся все животные и некоторые растения, не способны производить для себя питательные вещества и, чтобы восполнять энергетические затраты, должны использовать в пищу другие организмы.

В свою очередь среди консументов выделяют группу травоядных (или "первичных консументов"), питающихся непосредственно растениями. Травоядные могут быть и очень крупными животными, как слон или олень, и очень мелкими, как многие насекомые.

Хищники, или "вторичные консументы", - это животные, поедающие травоядных и таким опосредованным способом получающие энергию, запасенную в растениях. Многие животные в одних пищевых цепях выступают как первичные консументы, а в других - как вторичные; поскольку они могут потреблять как растительную, так и животную пищу, их называют всеядными. В некоторых сообществах присутствуют и т. н. третичные консументы (например, лисица), т.е. хищники, поедающие других хищников.

Другое важное звено пищевой цепи - это редуценты (или деструкторы). К ним относятся главным образом бактерии и грибы, а также некоторые животные, например дождевые черви, потребляющие органическое вещество отмерших растений и животных. В результате деятельности редуцентов образуются простые неорганические вещества, которые, попадая в воздух, почву или воду, снова становятся доступными для растений.

Таким образом, химические элементы и их различные соединения находятся в постоянном круговороте, переходя от организмов к абиотическим компонентам среды и затем вновь в организмы

В отличие от вещества, энергия не подвержена рециклизации, т.е. не может быть использована дважды: она движется только в одном направлении - от продуцентов, для которых источником энергии служит солнечный свет, к консументам и далее к редуцентам. Поскольку все организмы тратят энергию на поддержание процессов своей жизнедеятельности, на каждом трофическом уровне (в соответствующем звене пищевой цепи) расходуется значительное количество энергии. В результате каждому последующему уровню достается энергии меньше, чем предыдущему. Так, первичные консументы располагают меньшим количеством энергии, чем продуценты, а вторичным консументам ее достается еще меньше. Уменьшение доступного количества энергии при переходе на более высокий трофический уровень приводит к соответствующему снижению биомассы (т.е. суммарной массы) всех организмов этого уровня. Так, например, биомасса травоядных животных в сообществе значительно меньше биомассы зеленых растений, а биомасса хищников, в свою очередь, во много раз меньше биомассы травоядных. Описывая подобные соотношения, экологи нередко используют образ пирамиды, в основании которой находятся продуценты, а на вершине - хищники последнего (высшего) звена. Хотя суммарная масса организмов каждого последующего трофического уровня уменьшается, средняя масса одного организма обычно увеличивается.

Хорошо прослеживаемое изменение размеров хищников при переходе с одного трофического уровня на другой объясняется тем, что каждый конкретный хищник питается животными примерно одной величины: со слишком крупными ему трудно справиться, а слишком мелкие оказываются крайне невыгодными жертвами, поскольку усилия, затраченные на их поиск, преследование и поедание, не компенсируются соответствующим энергетическим результатом.

Концепция ниши. Отдельное звено определенной пищевой цепи обычно называют экологической нишей. Одна и та же ниша в различных частях света или различных средах обитания нередко бывает занята в чем-то сходными, но не родственными животными. Например, существуют ниши первичных консументов и крупных хищников. Последняя может быть представлена в одном сообществе дельфином касаткой, в другом - львом, а в третьем - крокодилом. Если обратиться к геологическому прошлому, можно привести довольно длинный список животных, когда-то занимавших экологическую нишу крупных хищников.

ПИЩЕВАЯ СЕТЬ ЛЕСНОГО СООБЩЕСТВА. Растения и животные в сообществе связаны в пищевые (трофические) цепи, совокупность которых образует пищевую (трофическую) сеть. Пищевые цепи начинаются с зеленых растений, образующих в процессе жизнедеятельности богатые энергией органические вещества, от которых в конце концов зависит существование всех других организмов. Одни животные - растительноядные - питаются непосредственно зелеными растениями. Другие - хищники - потребляют травоядных или других хищников. Всеядные используют в пищу как растения, так и животных. Схема показывает некоторые из наиболее существенных связей в одной пищевой сети. Стрелка, идущая от насекомых к мышам, указывает на то, что насекомые поедаются мышами. Таким образом, направление стрелок совпадает с движением потока энергии.

Комменсализм и симбиоз. Внимание экологов к пищевым цепям может создать впечатление, что борьба видов за существование - это прежде всего борьба за выживание хищников и жертв. Однако это не так. Пищевые отношения не сводятся к отношениям "хищник - жертва": два вида животных в одном сообществе могут конкурировать из-за пищи, а могут кооперировать свои усилия. Источник пищи для одного вида часто является побочным продуктом деятельности другого. Зависимость животных, питающихся падалью, от хищников - только один из примеров. Менее очевидный случай - зависимость организмов, населяющих небольшие скопления воды в дуплах, от тех животных, которые эти дупла делают. Подобное извлечение одними организмами пользы из деятельности других называют комменсализмом. Если польза обоюдная, говорят о мутуализме или симбиозе. На самом деле отдельные виды в сообществе почти всегда находятся в двусторонних отношениях. Так, плотность популяции жертв зависит от активности хищников; сокращение численности последних может привести к настолько высокой плотности популяции жертв, что они начинают страдать от голода и эпидемий.


Краткое описание

Одно из главных направлений экологических исследований - это изучение сообществ растений и животных, их описание, классификация и анализ взаимосвязей образующих их организмов.
В природе совместно обитающие популяции различных организмов образуют определённое единство, называемое сообществом.

СООБЩЕСТВО СООБЩЕСТВО

совокупность совместно обитающих организмов разных видов, представляющая собой определённое экологич. единство (напр., фитопланктон к.-л. озера, почвенные животные участка леса). Иногда С. определяется как совокупность всех организмов (растений, животных, микроорганизмов), населяющих участок суши или водоёма, и трактуется как синоним термина биоценоз. Выделяют также С. растений (фитоценоз) и С. животных (зооценоз). С. представляет собой систему определённого уровня организации живой материи. Элементы С. - популяции разных видов, а само С. является элементом экосистемы (или биогеопеноза).

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "СООБЩЕСТВО" в других словарях:

    По теме Сообщество должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей. После создания основной статьи страницу разрешения неоднозначностей переименуйте в Сообщество (значения). Сообщество (англ. Community) объединение… … Википедия

    См … Словарь синонимов

    По Р. Уиттекеру (1980), это “система взаимодействующих, дифференцированных по экологическим нишам, часто конкурирующих друг с другом видов. Виды, входящие в состав одного и того же сообщества, эволюционировали в направлении дифференциации… … Экологический словарь

    Ассоциация независимых фирм, объединенных защитой общих интересов либо реализацией общего проекта. Словарь финансовых терминов. Сообщество Сообщество постоянная аудитория веб сервера. Считается, что наличие устойчивого и существенного сообщества… … Финансовый словарь

    СООБЩЕСТВО, сообщества, ср. 1. Объединение, группа из некоторого числа людей, имеющих общую цель (книжн.). Преступное сообщество. Тайное сообщество. 2. Группа растительных или животных организмов, временно или постоянно ведущих совместную жизнь… … Толковый словарь Ушакова

    СООБЩЕСТВО, в экологии сложившаяся естественным путем группа растений и животных, живущих в определенной местности. Сообщества обычно именуют по наиболее характерному физическому свойству или по преобладающему виду … Научно-технический энциклопедический словарь

    СООБЩЕСТВО, а, ср. 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). 2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (спец.). Муравьиное с. В сообществе с… … Толковый словарь Ожегова

    Син. термина биоценоз. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    Англ. community; нем. Gemeinschaft. Объединение индивидов, имеющих общие цели. см. АССОЦИАЦИЯ, СОЮЗ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    сообщество - Взаимосвязанная совокупность всех живых организмов, населящих более или менее однородный участок суши или водоема, выделяют сообщества растений (фитоценоз) и животных (зооценоз). → Рис. 321, с. 718 Syn.: биоценоз … Словарь по географии

Книги

  • Сообщество разума , Минский Марвин , В конце 70-х годов ХХ века Марвин Минский выдвинул неожиданную идею, согласно которой человеческий интеллект не так уж сильно отличается от искусственного, как это было принято считать. Со… Категория: Концепции современного естествознания Серия: Наука: открытия и первооткрыватели Издатель: АСТ ,
  • Сообщество разума , Минский М. , В конце 70-х годов ХХ века Марвин Минский выдвинул неожиданную идею, согласно которой человеческий интеллект не так уж сильно отличается от искусственного, как это было принято считать. Со… Категория:

Сообщество. Структура сообщества.

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с природным сообществом, морфологической структурой сообщества, выявить причины видового разнообразия.

Развивающая: развивать умения учащихся творчески работать, развивать предметно-речевые навыки, познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать у учащихся дружелюбие, доброту, бережного отношения к своему здоровью и природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация на слайдах, картинки животных и растений, словари, ноутбук с интернетом.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Длительность этапов урока:

    Орг.момент – 2 мин.

    Изучение новой темы – 20 мин.

    Физминутка – 3 мин.

    Закрепление – 10 мин.

    Итог, рефлексия, выводы – 5 мин.

Ход урока:

    Орг.момент.

Добрый день!

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас

Улыбка, уверенность. Что ж «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать (учащиеся садятся за парты)

На Вас надеюсь, я, друзья,

Ведь мы хороший, дружный класс

И все получится у нас.

    Изучение новой темы

Сегодня у нас урок изучения новой темы. Как вы уже заметили, класс разделился на 3 группы. Надеюсь, на ваше взаимное сотрудничество и будем работать активно, дружно.

Тему урока мы узнаем, выполнив задание.

(на доске повешен ватман с заданием)

По порядку возрастания чисел из букв составляем слово.

Молодцы! С помощью задания мы узнали новое слово. . . (сообщество).

Тема нашего урока «Сообщество. Структура сообщества». Открыли все тетради и учебники. В учебнике страница 149, параграф 5.4. (учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

Девиз урока «Я умею делать, я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья, то и буду выбирать» (1 ученик зачитывает девиз урока из компьютерной презентации)

План изучения новой темы:

    Что такое сообщество?

    Видовое разнообразие сообщества.

    Морфологическая структура сообщества (1 ученик зачитывает план урока).

Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на слайде (учащиеся сами формулируют задачи).

Молодцы! Правильно! Мы сегодня на уроке узнаем что такое сообщество или биоценоз, познакомимся с видовым разнообразием сообщества, узнаем про морфологическую структуру сообщества.

Все дружно приступает к изучению к изучению 1-го вопроса новой темы. А с собой мы возьмем О (осанку), У (улыбку), Н (настроение), В (веру в свои силы) (на доске повешены буквы О, У, Н, В) .

Чтобы узнать, что такое сообщество мы немножко поработаем со словарями и компьютером на интернете

(Учащиеся работают с дополнительными источниками информации).

Сообщество – это совокупность животных, растений, грибов, микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Сообщество по-другому мы называем биоценозом. Например: совокупность всех живых организмов участка леса или пруда биоценоз пруда.

О составе сообщества судят, прежде всего, по видовому разнообразию.

Видовое разнообразие – висло разных видов растений и животных, образующих биоценоз. Чем больше видовое разнообразие, там устойчивое система. Например: изменение климата или иных факторов могут привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счет других видов, близких к выбывшему по своей специализации.

Доклад учащегося о факторах, влияющих на видовое разнообразие.

Факторы, влияющие на видовое разнообразие

    Географическое положение (с севера на юг число видов в сообществе возрастает) вопрос к учащимися «Как вы думаете почему?»

    Климатические условия (в теплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов) Почему?

    Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем больше количество видов составляют его)

    Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу) Почему?

    Наличие видов - средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой) Почему?

Морфологическая структура

Любые сообщества обладают некоторыми признаками. К таким признакам относят соотношение организмов с определенными типами внешнего строения, т.е. жизненными формами.

На странице 152 есть определение жизненной формы. Кто находит первой определение.

Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами.

Жизненные формы растений и животных определяют по учебнику.

Жизненные формы растений .

Правильно, деревья, кустарники и травы (по группам раздаются картинки дерева, кустарника, травы, учащиеся составляют характеристику жизненной форме и выбирают растения, которые относятся к данной жизненной форме).

Жизненные формы водных организмов (по местообитанию) учащиеся по читают жизненные формы.

    Планктон – представлен организмами, свободно плавающими на поверхности воды (растения – водоросли, животные – мелкие рачки).

    Нектон – организмы обитают в толще воды, способны к активному передвижению (рыбы, кальмары, китообразные и т.д.)

    Бентос – организмы, обитающие на дне водоема.

Жизненные формы животных суши (по способу передвижения)

    Прыгающие (сильно развиты задние ноги).

    Бегающие, ходящие (все ноги развиты равномерно).

    Плавающие (есть перепонки между пальцами).

    Летающие.

    Ползающие (конечные редуцированы).

    Лазающие (цепкие конечности).

Физминутка

Мы славненько поработали, теперь немножко отдохнем. Все положили ручки на парты и встали за края парт. Я вам буду показывать картинки животных, а вы должны своими движениями показывать передвижение животных.

Теперь медленно садимся.

Сейчас улыбнитесь друг к другу. Подарите и мне улыбку. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Будьте всегда жизнерадостными, улыбчивыми, добрыми. Недаром улыбку человека сравнивают с Солнцем. Когда на улице ясно, светло в душе хорошо, а когда пасмурно нам как-то нехорошо. И Вы дарите всегда своим близким, родным, учителям, друзьям свои улыбки.

    Закрепление

Дифференцированные задания

    Работа с картинками по определению жизненной формы.

    Тестовая работа (учащимся раздаются задания)

    Задание на соответствие.

    Итог урока

Сегодня на уроке, с какой темой мы познакомились?

(выставление оценок в журнал).

Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на компьютере:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    мне захотелось…

Домашнее задание.

    Нарисовать биоценоз леса или пруда.

Задания на выбор

    Написать сочинение «Жизнь в тропическом лесу»

    С помощью дополнительных источников информации найти растения и животные озера Байкал и определить их жизненные формы.

Вывод урока:

Девиз урока «Я умею делать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать». Учащиеся объясняют смысл девиза.

Поделиться