Функциональная лингвистика Понятие функциональная лингвистика. Зарождение

Функциона́льная лингви́стика

(функционализм) - совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структур­ной лингвистики, характе­ри­зу­ю­щих­ся преиму­ще­ствен­ным внима­ни­ем к функцио­ни­ро­ва­нию языка как средства общения. Предше­ствен­ни­ки Ф. л. - И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. Есперсен. Основной принцип Ф. л. - понимание языка как целе­на­прав­лен­ной системы средств выраже­ния (так называемый телеологический принцип) - был выдвинут Р. О. Якобсоном, Н. С. Трубецким и С. О. Карцевским в «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929), а затем развит в работах других пред­ста­ви­те­лей пражской лингвистической школы, а также немецкого психолога К. Бюлера, обосно­вав­ше­го концепцию трёх функций языка - экспрессивной, апеллятивной и репрезентативной. С конца 40‑х гг. 20 в. традиции пражской школы были развиты в нескольких ответв­ле­ни­ях Ф. л.

В трудах Якобсона исследованы шесть функций речевой коммуникации, ориенти­ро­ван­ных на различ­ные компоненты речевого акта: говорящего, адресата, контакт, ситуацию, код и сообщение. Развитая Якобсоном теория «динамической синхронии» позволила вскрыть глубокий параллелизм между исторической эволюцией языка, процес­сом овладения языком (развитием детской речи), процессом разрушения языка при афазии и типологической дифферен­ци­а­ци­ей языков. Большое значе­ние имел предпринятый Якобсоном перенос оппозитивной значимости с фонемы на дифферен­ци­аль­ный признак, а также с грамма­ти­че­ско­го значе­ния на его дифферен­ци­аль­ные признаки («корреля­ции»). Суще­ствен­ным вкладом в фонологию стала предложен­ная Якобсоном (совместно с Г. Фантом и М. Халле) система из 12 бинарных акустических признаков.

В работах А. Мартине выдвинуты положения о «двойном членении» языка (т. е. членения, с одной стороны, на значимые двусторонние едини­цы - «монемы», а с другой - на односторонние единицы плана выраже­ния - фонемы), о фонологии как «функциональной фонетике», о различе­нии трёх синтакси­че­ских типов монем («автономных», «зависимых» и «функциональных»). Языковые изменения (как в фонологии, так и в грамматике) Мартине объясняет действием принципа экономии, понимаемого как разрешение конфликта между потреб­но­стя­ми общения и естественной инерцией человека.

В своей «ноологии» («функциональной теории означаемого») Л. Прието попытался пере­не­сти основ­ные понятия пражской фонологии (оппозиции, нейтрализации и др.) на план содержания языка.

Своеобразное соединение традиций пражской школы с формальным аппаратом матема­ти­че­ской лингвистики характе­ри­зу­ет «функциональную порождающую грамматику», разра­ба­ты­ва­е­мую в Чехо­сло­ва­кии П. Сгаллом совместно с Э. Гаичовой, Э. Бенешовой и другими.


В широком смысле Ф. л. выходит за рамки пражской школы, охватывая и «функцио­на­лизм» А. Фрея и других предста­ви­те­лей женевской школы, «функцио­наль­ный структу­ра­лизм» Дж. Р. Фёрса и М. Халлидея (см. Лондонская школа), «функцио­наль­ный подход» И. И. Ревзина и др.

Существует также ещё более широкое понимание функционального подхода к языку в целом (или к отдельным единицам языка), при котором он понимается как подход со стороны означаемого, содержа­ния, или «назначения», данной языковой единицы, с её внутренней стороны. В этом смысле функцио­наль­ный подход противо­по­став­ля­ет­ся формаль­но­му. Так, говорят о «функцио­наль­ной ономатологии» (В. Матезиус), о «функцио­наль­ной перспективе предложения» (Я. Фирбас), «функцио­наль­ной грамма­ти­ке» (В. Шмидт, Г. Хельбиг, С. Дик, В. Г. Гак, А. В. Бондарко, Г. А. Золотова, Н. А. Слюсарева), о «функцио­наль­ном моделировании речевой деятельности» (Г. М. Ильин, Б. М. Лейкина, М. И. Откупщикова, Г. С. Цейтин) и т. п.

В ряде случаев функциональный подход понимается как ориентация на ту роль, которую данная единица играет в составе более крупного целого (или в составе единицы высшего ранга), т. е. на её синтаксическую позицию. Таков, например, функциональный подход к типологии лексических значе­ний у Н. Д. Арутюновой.

О функциональном подходе к языку в целом говорят также в связи с изучением «функцио­наль­но­го» (стилистического) расслоения языковых средств, предназна­чен­ных для выпол­не­ния различ­ных социаль­ных функций. В этом смысле говорится о «функцио­наль­ной диалектологии», «функцио­наль­ной стилистике», «функцио­наль­ной дифферен­ци­а­ции и страти­фи­ка­ции языка», об изуче­нии «функцио­наль­ных разновидностей языка» (Д. Н. Шмелёв), «функцио­наль­ных языков», «функциональных диалектов», «функцио­наль­ных стилей» и т. п. В связи с изучением функций языка в обществе и языковых ситуаций говорят также о функцио­наль­ной типологии языков в отличие от формаль­ной (структур­ной) типо­ло­гии.

10. Вопрос о граммати́ческом значе́нии в системе современной семантики

обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтакси­че­ских конструкций и находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение. В области морфологии это общие значения слов как частей речи (напри­мер, значения предметности у существительных, процессуальное у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом, противо­по­став­ля­е­мые друг другу в рамках морфологических категорий (см. Грамма­ти­че­ская категория) (напри­мер, значения того или иного времени, лица, числа, рода). В области синтаксиса это значение предика­тив­но­сти (свой­ствен­ная предложению отнесён­ность сообщаемого в тот или иной временной и объективно-модальный план), а также разно­образ­ные отношения компонен­тов словосочетаний и предложений как абстрактных граммати­че­ских образцов (в отвлечении от их лексического наполнения): значения семанти­че­ско­го субъекта, объекта, того или иного обстоя­тель­ствен­но­го квалификатора (локальное, темпораль­ное, причинное, целевое и т. п.); формали­зо­ван­ные в опреде­лён­ных языковых средствах компоненты тематико-рематической структуры предложения (см. Тема и Рема); выражен­ные союзной связью отношения частей сложного предложения. К Г. з. могут быть отнесены и словообразовательные значения как обобщённые значения, выраженные внутри­слов­ны­ми средствами у части мотиви­ро­ван­ных слов той или иной части речи. Это значения мутационные (напри­мер, носителя признака, производителя действия), транспозиционные (напри­мер, опредме­чен­но­го действия или признака), модификационные (напри­мер, градаци­он­ные - указывающие на ту или иную степень проявления призна­ка). Г. з. противо­по­став­ле­ны лексическим значениям, лишённым регулярного (стандартного) выражения и не обяза­тель­но имеющим абстрагированный характер, но тесно связаны с ними, иногда ограничены в своём проявлении опреде­лён­ны­ми лексическими группами слов.

В системе Г. з. объективируются - через ступень понятий - знания о предметах и явлени­ях действи­тель­но­сти, их связях и отношениях: так, понятие действия (в широком смысле - как процессу­аль­но­го признака) абстра­ги­ро­ван­но выявляется в общем значении глагола и в системе более частных категориальных значений, присущих глаголу (время, вид, залог и др.); понятие количества - в Г. з. числа (категория числа, имя числительное как особая часть речи и др.); различные отношения предметов к другим предметам, действиям, свойствам - в системе Г. з., выражаемых падежными формами и предлогами.

Различаются, с одной стороны, Г. з. референциальные (несинтаксические), отража­ю­щие свойства предметов и явлений внеязыковой действительности, напри­мер значения количе­ствен­ные, простран­ствен­ные, временны́е, орудия или производителя действия, и, с другой - Г. з. реляционные (синтакси­че­ские), указывающие на связь словоформ в составе слово­со­че­та­ний и предложений (напри­мер, соединительные, противительные значения союзных конструк­ций) или на связь основ в составе сложных слов (соеди­ни­тель­ное словообразовательное значе­ние). Особый характер имеют Г. з., отража­ю­щие отношение говорящего к тому, о чём идёт речь, или к собеседнику: субъективная модальность, субъективная оценка, вежливость, непринуж­дён­ность и т. п.

11. Коммуникативная лингвистика

Комунікати́вна лінгві́стика - розділ мовознавства, предметом якого є процеси спілкування людей з використанням живої природної мови, а також з урахуванням усіх наявних складових комунікації (фізичних, фізіологічних, психологічних, соціальних, контекстних, ситуативних та ін.).

Предметом комунікативної лінгвістики є вивчення мови в реальних процесах спілкування.

Основні питання комунікативної лінгвістики

  • загальні закони комунікації;
  • специфіка комунікації залежно від різних умов (соціальних, культурних тощо);
  • структура мови (мовний код) у процесах спілкування;
  • закономірності взаємодії мовних і позамовних засобів комунікації;
  • залежність організації мовного коду від позамовних явищ;
  • етапи і закономірності породження і сприйняття мовлення в різних комунікативних умовах;
  • причини комунікативних невдач;
  • методи дослідження мови і засобів інших семіотичних систем у процесах комунікації.

Лингвистическим функционализмом называется направление в языкознании, представители которого считают, что фундаментальные свойства языка не могут быть описаны и объяснены без апелляции к функциям языка. Основная идея функционализма - в объяснении языковой формы ее функциями.

Термин «функциональная лингвистика» используется в нескольких смыслах. В наиболее узком смысле он употребляется по отношению к Пражской лингвистической школе. Согласно телеологическому принципу (Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский) язык как целенаправленная знаковая система средств выражения предназначен для выполнения определенных функций (прежде всего, - коммуникативной).

Таким образом, задача функционализма состоит в объяснении языковой формы через ее функцию. В этом смысле функционализм противопоставлен формализму, постулирующему языковую структуру независимо от каких-либо функций и отрицающему влияние функций и коммуникативных целей на систему языка. Наиболее влиятельным представителем формализма является Н. Хомский с его генеративной грамматикой. Основной недостаток функционализма, по мнению представителей формальной грамматики, заключается в нечеткости понятия "функция" в целом и "коммуникативная функция" в частности.

Основные принципиальные отличия функционализма от генеративной грамматики могут быть сформулированы следующим образом.

  • 1. Функционализм - это принципиально типологически ориентированная лингвистика. Функционализм не формулирует никаких априорных аксиом о структуре языка, а интересуется всем объемом фактов естественных языков. Даже те функциональные работы, которые имеют дело с каким-то одним языком (будь то русский, английский или какой-либо «экзотический» язык), как правило, содержат типологическую перспективу, то есть помещают факты рассматриваемого языка в пространство типологических возможностей. В этом контексте всю историю генеративной грамматики последней четверти ХХ века следует рассматривать, как поиск возможностей найти соответствие материала типологически разнородных языков с концептуальными положениями «Универсальной грамматики» Н. Хомского, сформулированными в 1950-60-х гг.
  • 2. Вторая, более общая характеристика функционализма, - эмпиризм, тенденция к анализу больших объемов данных, полученных в процессе наблюдения за функционированием языка в коммуникативном пространстве социума (ср., например, корпусы разговорного языка, используемые У. Чейфом и С. Томпсон). При этом «прикладной» характер таких исследований не отрицает теоретических обобщений, и, в итоге, многие функциональные работы представляют собой целые лингвистические теории.
  • 3. Функционализм активно использует количественные методы - от простых подсчетов (Т. Гивон) до статистики в полном объеме (Р. Томлин).
  • 4. Функционализм как направление имеет междисциплинарную основу. Исследования проводятся «на стыке» с психологией (У.Чейф, Р. Томлин), социологией (С. Томпсон), статистикой (М. Драер), историей и естественными науками (Д. Николс). Эта тенденция характерна для многих гуманитарных парадигм XX-XXI веков.

Как лингвистическое направление функционализм изучает языковую форму. Но в рамках своей концептуальной специфики исследователи-функционалисты считают, что языковая форма в принципе мотивирована языковыми функциями, то есть, адаптирована к функциям, выполняемым языком. Таким образом, один из ключевых вопросов функционализма - это вопрос об автономности языковой формы. При этом, по уровню «радикальности», можно выделить три уровня «обособленности» функционального направления от формального.

  • 1. «пограничный», или консервативный, уровень, при котором функциональный анализ рассматривается как некоторый «довесок» к формальному анализу.
  • 2. «умеренный» уровень, при котором исследуется в основном грамматика, считающаяся относительно автономной структурой, мотивированной определенными функциями;
  • 3. «радикальный» уровень, в рамках которого функционалисты считают, что грамматика может быть сведена к дискурсивным факторам.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-1.jpg" alt=">Функциональная лингвистика Понятие функциональная лингвистика. Зарождение и становление функциональной лингвистики."> Функциональная лингвистика Понятие функциональная лингвистика. Зарождение и становление функциональной лингвистики. Представители направления. Основные принципы и функции языка.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-2.jpg" alt=">Функциональная лингвистика (функционализм) - совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной"> Функциональная лингвистика (функционализм) - совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной лингвистики, характеризующихся преимущественным вниманием к функционированию языка как средства общения.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-3.jpg" alt="> Термин «функциональная лингвистика» используется в нескольких смыслах. l В"> Термин «функциональная лингвистика» используется в нескольких смыслах. l В наиболее узком смысле он употребляется по отношению к Пражской лингвистической школе. Согласно телеологическому принципу (Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский) язык как целенаправленная знаковая система средств выражения предназначен для выполнения определенных функций (прежде всего, - коммуникативной).

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-4.jpg" alt="> Термин «функциональная лингвистика» используется в нескольких смыслах. l "> Термин «функциональная лингвистика» используется в нескольких смыслах. l Функциональная лингвистика как направление в широком смысле (функционализм) выходит за рамки структурализма и основывается на положении о том, что языковая система и ее составляющие подвержены влиянию и, более того, формируются под воздействием функциональных требований.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-5.jpg" alt="> Таким образом: l 1) функционализм в целом не отрицает "> Таким образом: l 1) функционализм в целом не отрицает существования самостоятельной языковой системы или «языковой формы» , а лишь утверждает, что она подвержена функциональному воздействию; l 2) функционализм не отвергает формальных методов описания.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-6.jpg" alt="> Зарождение и становление l Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра отличалась значительной"> Зарождение и становление l Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра отличалась значительной противоречивостью и наряду с положениями, которые дали основания Л. Ельмслеву сделать его крайние выводы, бесспорно, содержала ряд замечательных мыслей, наблюдений и заключений. Именно положительные стороны учения Ф. де Соссюра стремилось развить и воплотить в конкретных исследованиях содружество работавших в Праге языковедов, получившее название Пражского лингвистического кружка (ПЛК). Очень скоро это объединение вышло далеко за локальные признаки и сложилось в оригинальное лингвистическое направление, представители которого после некоторого пересмотра и уточнения своих теоретических положений (подчеркивая свое принципиальное отличие от глоссематики Ельмслева и дескриптивной лингвистики) придерживаются ныне наименования функциональной лингвистики. l Пражский лингвистический кружок организационно оформился в 1926 г. , объединив ряд русских лингвистов - Н. Трубецкого (1890 - 1938), Р. Якобсона, С. Карцевского (1884 - 1955), чехословацких языковедов - В. Матезиуса (1882 - 1945), В. Скаличку, Ф. Травничека, Б. Гавранека и других, а также учеников В. Матезиуса - И. Вахека, Б. Трнка и пр. С 1929 по 1939 г. Пражский лингвистический кружок издавал свои «Труды» («Travaux de Cercle linguistique de Prague»). В первом томе этих «Трудов» , приуроченном к 1 -му съезду славистов, были опубликованы «Тезисы» Пражский лингвистический кружка, содержащие теоретическую программу недавно возникшего лингвистического объединения (с небольшими сокращениями они приводятся в настоящей книге). В 1951 г. на страницах журнала «Tvorba» в Чехословакии развернулась дискуссия, затрагивавшая в первую очередь структуралистские основы кружка. Эта дискуссия способствовала окончательному формулированию теоретических положений кружка, основная методическая направленность которых характеризуется и самим наименованием - «функциональная лингвистика» . Именно с точки зрения этой характерной черты и следует рассматривать и оценивать данное лингвистическое направление.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-7.jpg" alt=">l Предшественники - И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. "> l Предшественники - И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. Есперсен. l 1. Функционализм - это принципиально типологически ориентированная лингвистика. Функционализм не формулирует никаких априорных аксиом о структуре языка, а интересуется всем объемом фактов естественных языков. l 2. Вторая, более общая характеристика функционализма, - эмпиризм, тенденция к анализу больших объемов данных, полученных в процессе наблюдения за функционированием языка в коммуникативном пространстве социума (ср. , например, корпусы разговорного языка, используемые У. Чейфом и С. Томпсон). l 3. Функционализм активно использует количественные методы - от простых подсчетов (Т. Гивон) до статистики в полном объеме (Р. Томлин). l 4. Функционализм как направление имеет междисциплинарную основу. Исследования проводятся «на стыке» с психологией (У. Чейф, Р. Томлин), социологией (С. Томпсон), статистикой (М. Драер), историей и естественными науками (Д. Николс). Эта тенденция характерна для многих гуманитарных парадигм XX-XXI веков.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-8.jpg" alt=">l Основной принцип - понимание языка как целенаправленной системы средств выражения (т. наэ."> l Основной принцип - понимание языка как целенаправленной системы средств выражения (т. наэ. телеологич. принцип) - был выдвинут Р. О. Якобсоном, Н. С. Трубецким и С. О. Карцевским в «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929), а затем развит в работах др. представителей пражской лингвистической школы, а также нем. психолога К. Бюлера, обосновавшего концепцию трех функций языка - экспрессивной, апеллятивной и репрезентативной. С кон. 40 -х гг. 20 в. традиции пражской школы были развиты в неск. ответвлениях Ф. л. В трудах Якобсона исследованы шесть функций речевой коммуникации, ориентированных на раэл. компоненты речевого акта: говорящего, адресата, контакт, ситуацию, код и сообщение. Развитая Якобсоном теория «динамической синхронии» позволила вскрыть глубокий параллелизм между ист. эволюцией языка, процессом овладения языком (развитием детской речи), процессом разрушения языка при афазии н типологич. дифференциацией языков. Большое значение имел предпринятый Якобсоном перенос оппоэитивной значимости с фонемы на дифференциальный признак, а также с грамматич. значения на его дифференциальные признаки («корреляции»). Существ, вкладом в фонологию стала предложенная Якобсоном (совм. с Г. Фантом и М. Халле) система из 12 бинарных акус -тич. признаков. В работах А. Мартине выдвинуты положения о «двойном членении» языка (т. е. членения, с одной стороны, на значимые двусторонние единицы- «моне-мы» , а с другой - на односторонние единицы плана выражения - фонемы), о фонологии как «функциональной фонетике» , о различении трех синтаксич. типов монем («автономных» , «зависимых» и «функциональных»).

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-9.jpg" alt="> Основные функции языка l Коммуникативная функция; l Мыслеформирующая функция; l Экспрессивная функция;"> Основные функции языка l Коммуникативная функция; l Мыслеформирующая функция; l Экспрессивная функция; l Эстетическая функция.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-10.jpg" alt=">l Языковые изменения (как в фонологии, так и в грамматике) Мартине объясняет действием"> l Языковые изменения (как в фонологии, так и в грамматике) Мартине объясняет действием принципа экономии, понимаемого как разрешение конфликта между потребностями общения и естественной инерцией человека. В своей «ноологии» («функциональной теории означаемого») Л. Прието попытался перенести основные. понятия пражской фонологии (оппозиции, нейтрализации и др.) на план содержания языка. Своеобразное соединение традиций пражской школы с формальным аппаратом математической лингвистики характеризует «функциональную порождающую грамматику» , разрабатываемую в Чехословакии П. Сгаллом совместно с Э. Гаи-човой, Э. Бенешовой и др. В широком смысле Ф. л. выходит за рамки пражской школы, охватывая и «функционализм» А. Фрея и др. представителей женевской школы, «функциональный структурализм» Дж. Р. Фёрса и М. Халлидея (см. Лондонская школа), «функциональный подход» И. И. Ревэина и др. Существует также еще более широкое понимание функционального подхода к языку в целом (или к отд. единицам языка), при котором он понимается как подход со стороны означаемого, содержания, или «назначения» , данной языковой единицы, с ее внутренней стороны. В этом смысле функциональный подход противопоставляется формальному.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-11.jpg" alt=">l Так, говорят о «функциональной ономатологии» (В. Матезиус), о «функциональной перспективе предложения»"> l Так, говорят о «функциональной ономатологии» (В. Матезиус), о «функциональной перспективе предложения» (Я. Фир-бас), «функциональной грамматике» (В. Шмидт, Г. Хельбиг, С. Дик, В. Г. Гак, А. В. Бондарко, Г. А. Золотова, Н. А. Слюсарева), о «функциональном моделировании речевой деятельности» (Г. М. Ильин, Б. М. Лейкина, М. И. Откупщикова, Г. С. Цейтин) и т. п. l В ряде случаев функциональный подход понимается как ориентация на ту роль, которую данная единица играет в составе более крупного целого (или в составе единицы высшего ранга), т. е. на ее синтаксическую позицию. Таков, например, функциональный подход к типологии лексических значений у Н. Д. Арутюновой. О функциональном подходе к языку в целом говорят также в связи с изучением «функционального» (стилистического) расслоения языковых средств, предназначенных для выполнения различных социальных функций. В этом смысле говорится о «функциональной диалектологии» , «функциональной стилистике» , «функциональной дифференциации и стратификации языка» , об изучении «функциональных разновидностей языка» (Д. Н. Шмелев), «функциональных языков» , «функциональных диалектов» , «функциональных стилей» и т. п. В связи с изучением функций языка в обществе и языковых ситуаций говорят также о функциональной типологии языков в отличие от формальной (структурной) типологии.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-12.jpg" alt="> Три уровня «обособленности» функционального направления от формального"> Три уровня «обособленности» функционального направления от формального l Один из ключевых вопросов функционализма - это вопрос об автономности языковой формы. При этом, по уровню «радикальности» , можно выделить три уровня «обособленности» функционального направления от формального. l 1. «пограничный» , или консервативный, уровень, при котором функциональный анализ рассматривается как некоторый «довесок» к формальному анализу. l 2. «умеренный» уровень, при котором исследуется в основном грамматика, считающаяся относительно автономной структурой, мотивированной определенными функциями; l 3. «радикальный» уровень, в рамках которого функционалисты считают, что грамматика может быть сведена к дискурсивным факторам.

Src="http://present5.com/presentation/3/35903177_28785843.pdf-img/35903177_28785843.pdf-13.jpg" alt=">l В функциональном направлении исследований широко используется диахронический подход. Та или иная модель"> l В функциональном направлении исследований широко используется диахронический подход. Та или иная модель устроена так, как она устроена, потому, что она произошла из некоторой другой модели. Например: «Чтобы узнать, почему суффиксы встречаются чаще, чем префиксы, следует иметь в виду, что позиция нового аффикса определяется позицией соответствующего элемента до того, как он стал аффиксом» . l Таким образом, обращение к прагматической природе функционирования языка является определяющим в современных направлениях функциональной лингвистики. «Поскольку грамматика рождается (emerges) из конкурирующих мотиваций, коренящихся в когнитивной и прагматической организации человеческого взаимодействия, то наиболее разумный подход к объяснению грамматики, как кажется, - пытаться понять когнитивные и прагматические принципы, а также принципы «рутинизации» , от которых зависят силы, формирующие грамматику»

лингвистическое описание, представленное в большинстве грамматик и учебников, двухмерно: на каждом уровне системы языковая единица рассматривается как результат соединения плана содержания (значения) и плана выражения (формы). Третье измерение - функция - до недавнего времени выводили за пределы языковой системы, в область речевой реализации единицы. Но на смену двухмерному представлению языковых единиц пришло трехмерное, поскольку именно функциональный аспект языковой единицы позволяет увидеть антропоцентрическую сущность языка.

Функция языковой единицы - это способ ее участия в построении речи, в организации предложения и текста. Функция оказывается одним из параметров, составляющих системную сущность языковой единицы, поскольку функциональность относится к факторам, обеспечивающим системную целостность языка.

Языковая система организуется тремя измерениями: двумя внешними - отношением к внеязыковой действительности и отношением к человеческой деятельности и внутренним - отношением языковых единиц друг к другу в рамках структурного целого.

В трехмерном пространстве языка различаются двухмерные и трехмерные языковые единицы: двухмерными являются фонемы, которые обладают формой и функцией (смыслоразличительной) по отношению к единицам значимым; трехмерными - образованными в результате взаимодействия формы, значения и функции - морфема, слово и предложение.

Лингвистика конца XIX - начала XX в. вырабатывала свое представление о языковой системе и языковой единице на материале фонем в рамках уровневого представления о языке, поэтому общепринятой точкой зрения было двухмерное видение языковой единицы (форма и функция - для фонемы, форма и значение - для морфемы и слова), тем самым при построении общесистемной методологии функция и значение языковых единиц превратились практически в синонимы.

Двухмерное представление языковой единицы характерно для грамматики описательно-классификационной (или таксономической), которая "собирает" языковую систему прежде всего на основании внешних (формальных) различий. Описательно-классификационный этап - обязательный в развитии любой науки, поскольку любое научное исследование предполагает исчисление объектов, подробное описание каждого объекта, их классификацию, выявляющую внутреннюю структуру языковой системы. На первых этапах развития наука выбирает описание и таксономию (классификацию), а уж потом переходит к объяснению. При этом попытки объяснить нередко приводят к пересмотру уже существующих таксономии, тем самым грамматика объяснительная вновь начинается с описания и классификации, но классификации, учитывающей функционально-речевые возможности языковых единиц.

Таким образом, описательно-классификационная (формальная) лингвистика позволяет нам представить язык как множество разноуровневых явлений, позволяет определенным образом сгруппировать их. На этом исчерпываются возможности такого подхода к языку. Следующим этапом становится лингвистика функциональная, которая "основывается на фундаментальной гипотезе о функциональной мотивированности языка, а именно о том, что язык (как механизм, устройство, средство и т.д.), чтобы осуществлять свое предназначение (успешно использоваться), должен иметь не произвольную природу (структуру), а именно такую, которая оптимально согласована со способами его использования"

К концу XX в. стало ясно, что функционализм - это не столько характеристика лингвистического направления, сколько сущностная характеристика языковой системы, поэтому лингвистика начала XXI в. приняла функционализм как один из основных принципов научного представления языка: "Современной лингвистике свойственны общие принципиальные установки о языке, к которым относится экспансионизм - выходы в другие науки, антропоцентризм - изучение языка с целью познания его носителя, функционализм - изучение всего многообразия функций языка иэкспланаторность - объяснение языковых явлений" [Кубрякова, 1995. С. 207].

Функционализм стал неотъемлемой составляющей лингвистики объяснительной. В. 3. Демьянков так пишет об этом: "Функционализм - форма объяснения, промежуточная между формулированием законов (подобных законам природы) и рациональным культурологическим объяснением (традиционно принятым для событий культуры). Иначе говоря, это компромисс между различными способами объяснения" [Демьянков, 1995. С. 263-264].

Понятие функции окончательно отграничивается от значения, и функционально-коммуникативная грамматика формулирует критерий идентификации языковой единицы как "общий критерий взаимообусловленности значения, формы и функции", который "соотносит языковые факты с явлениями действительности и с характером соответствующих мыслительных процессов, вместе с тем уточняя их системную мотивированность" [Золотова и др., 1998. С. 470].

Итак, третье - функциональное - измерение необходимо для построения объяснительных лингвистических теорий, однако объяснительный этап в лингвистике начался лишь во второй половине XX в.

Фундаментальные свойства языка не могут быть описаны без обращения к понятию функции

Предшественники современного функционализма

А.А.Потебня

И.А.Бодуэн де Куртенэ

А.М.Пешковский

С.Д.Кацнельсон

В.Матезиус и другие «пражцы»

К.Бюлер Э.Бенвенист А.Мартине Тезисы Пражского лингвистического кружка (1929): язык определяется как функциональная и целенаправленная система средств выражения

Карл Людвиг Бюлер (1879– 1963, Германия, США) Теория языка. Репрезентативная функция языка (1934)

Участники / компоненты коммуника- тивного процесса

Говорящий Слушающий Предмет речи Коммуникативные функции Экспрессивная Апеллятивная Репрезента- тивная

Роман Осипович Якобсон (1896–1982, Россия, США) Лингвистика и поэтика (1960) Компонен -ты коммуни- кации Адресант Адресат Содержа- ние Сообще- ние Контакт (канал связи) Код Коммуни- кативные функции Эмотив- ная Конатив- ная Референ- циальная Поэтичес- кая Фатичес- кая Мета- языко -вая Роман Осипович Якобсон

Андре Мартине (1908–1999, Франция) Принцип экономии в фонетических изменениях (1955), Основы общей лингвистики (1960) Принцип экономии: изменение языка – компромисс между потребностями коммуникации и стремлением человека к минимизации усилий. При прочих равных условиях выбираются более экономные, короткие формы «Достигай цели с наименьшей затратой усилий» André Martinet http://www.krugosvet.ru/ «Энциклопедия “Кругосвет”»

Различие между функционализмом и формализмом (структурализмом и поструктурализмом) Главный «фокус интереса» при формальном подходе к исследованию языка: как устроен язык? Главный «фокус интереса» при функциональном подходе к исследованию языка: почему язык устроен так, как он устроен? 1995 г.: первая международная конференция по функционализму (г. Альбукерке, Штат Нью-Мексико, США)

.Характерные черты и принципы лингвистического функционализма

Основополагающий постулат о приоритете функции по отношению к форме и об объяснимости формы функцией

Принципиальная типологическая ориентированность

Эмпиризм

Использование количественных методов

Междисциплинарность

Наиболее распространенные типы объяснений устройства языка, предлагаемые функционалистами

Принцип экономии. Андре Мартине (1908–1999, Франция) Принцип экономии в фонетических изменениях (1955), Основы общей лингвистики (1960)

Принцип иконичности: не произвольное, не случайное соответствие между формой и функцией Талми Гивон (род. 1936, США) Iconicity, isomorphism and non-arbirary coding in syntax (1985): «При прочих равных условиях, кодируемый опыт легче хранить, обрабатывать и передавать, если код максимально изоморфен этому опыту»

Типы иконичности

Изоморфизм – сходство форм отражает сходство значений

Производные слова

Многозначные слова

Иконическая мотивированность – соответствие отношений между частями языковой структуры и частями концептуальной структуры, отражающей действительность

Противопоставление простых знаков сложным того же уровня языка как отражение простоты / сложности соответствующих понятий. пар – паровоз

Естественный порядок синтаксического развертывания содержания Пришел, увидел, победил Он разделся и прыгнул в воду *Он прыгнул в воду и разделся Ты меня не пригласил, поэтому я и не

Принцип рангового превосходства, предшествования или первичности в иерархии однородных компонентов предложения На собрании присутствовали президент, премьер- министр и другие официальные лица муж и жена, брат и сестра, юноши и девушки, бабушка и внук, стар и млад, учителя и ученики, рабочие, колхозники и интеллигенция, дамы и господа, Вы и я, рождение и смерть, рано или поздно, бытие и сознание и т.п. (примеры из Лауфер Н.И. Линеаризация компонентов сочинительной конструкции // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. – М., 1987. С. 167–176)

Порядок морфем в словоформе печ-ник-

Соответствие «языкового расстояния» «концептуальному расстоянию» в составе сложного знака Грамматическая категория отчуждаемой / неотчуждаемой принадлежности: язык мекео (австронезийские, восточная оконечность Папуа) eɁu ngaanga ‘мое каноэ’ tmu ngaanga ‘твое каноэ’ aɁa ngaanga ‘его каноэ’ aki-u ‘мой брат’ aki-mu ‘твой брат’ aki-Ɂa ‘его брат’

Типологически распространенная тенденция помещать топик и логический субъект в абсолютное начало предложения Мой лучший друг – это Вася (Какое оборудование этот завод производит серийно?) – Серийно завод производит печи

Принцип мотивации грамматики дискурсивным употреблением Грамматика – результат рутинизации, «кристаллизации» свободного дискурсивного употребления Например: наличие определенных смысловых отношений между фрагментами дискурса → формирование соответствующих типов сложноподчиненных конструкций и характерных для них союзов Джон ДюБуа (John W. DuBois, США) Competing Motivations (1985): «Что говорящие делают чаще, то грамматика кодирует лучше»

Читайте также:
  1. III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  2. Артерии, морфофункциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функции. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  3. Включения, их классификация, химическая и морфофункциональная характеристика. Физико-химические свойства гиалоплазмы.
  4. Гисто-функциональная характеристика и особенности организации серого и белого вещества в спинном мозге, стволе мозжечка и больших полушариях головного мозга.
  5. Дыхательная система. Морфофункциональная характеристика. Воздухоносные пути. Особенности развития. Вариации и аномалии. Строение и функции трахеи и бронхов различного калибра.
  6. Зубы. Общая морфофункциональная характеристика зубов. Понятие о твердых и мягких тканях зуба.

Лингвистическим функционализмом называется направление в языкознании, представители которого считают, что фундаментальные свойства языка не могут быть описаны и объяснены без апелляции к функциям языка. Основная идея функционализма - в объяснении языковой формы ее функциями.

Термин «функциональная лингвистика» используется в нескольких смыслах. В наиболее узком смысле он употребляется по отношению к Пражской лингвистической школе. Согласно телеологическому принципу (Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский) язык как целенаправленная знаковая система средств выражения предназначен для выполнения определенных функций (прежде всего, - коммуникативной). Такой взгляд обусловил развитие функционального подхода в описании различных лингвистических явлений - от фонологии до семантики. Исследование социальной функции привело к развитию теории функциональных стилей (разновидностей литературного языка, используемых в определенных социальных условиях), а также к возникновению теории актуального членения предложения.

Функциональная лингвистика как направление в широком смысле (функционализм) выходит за рамки структурализма и основывается на положении о том, что языковая система и ее составляющие подвержены влиянию и, более того, формируются под воздействием функциональных требований. Таким образом, задача функционализма состоит в объяснении языковой формы через ее функцию. В этом смысле функционализм противопоставлен формализму, постулирующему языковую структуру независимо от каких-либо функций и отрицающему влияние функций и коммуникативных целей на систему языка. Наиболее влиятельным представителем формализма является Н. Хомский с его генеративной грамматикой. Основной недостаток функционализма, по мнению представителей формальной грамматики, заключается в нечеткости понятия "функция" в целом и "коммуникативная функция" в частности.

Следует учитывать, что противопоставление между формализмом и функционализмом не является элементарным.

Функционалисты в отдельных случаях формализуют свои результаты, но не считают формализацию главной целью лингвистического исследования. Формалисты объясняют языковые факты без апелляции к языковым функциям, а ориентируются на аксиомы, которые сформулированы Н. Хомским. Фактически, под сомнение ставится сам приоритет коммуникативной функции языка. Такая критика не отрицает функционального подхода, а лишь показывает его ограниченность и необходимость рассмотрения других языковых функций.



Итак, 1) функционализм в целом не отрицает существования самостоятельной языковой системы или «языковой формы», а лишь утверждает, что она подвержена функциональному воздействию; 2) функционализм не отвергает формальных методов описания. Другими словами, отношение к формальным методам не связано с основным пунктом противостояния функционализма и формализма - отношением к роли функции языка и к влиянию функции на языковую систему.

Основные принципиальные отличия функционализма от генеративной грамматики могут быть сформулированы следующим образом.

1. Функционализм - это принципиально типологически ориентированная лингвистика. Функционализм не формулирует никаких априорных аксиом о структуре языка, а интересуется всем объемом фактов естественных языков. Даже те функциональные работы, которые имеют дело с каким-то одним языком (будь то русский, английский или какой-либо «экзотический» язык), как правило, содержат типологическую перспективу, то есть помещают факты рассматриваемого языка в пространство типологических возможностей. В этом контексте всю историю генеративной грамматики последней четверти ХХ века следует рассматривать, как поиск возможностей найти соответствие материала типологически разнородных языков с концептуальными положениями «Универсальной грамматики» Н. Хомского, сформулированными в 1950-60-х гг.



2. Вторая, более общая характеристика функционализма, - эмпиризм, тенденция к анализу больших объемов данных, полученных в процессе наблюдения за функционированием языка в коммуникативном пространстве социума (ср., например, корпусы разговорного языка, используемые У. Чейфом и С. Томпсон). При этом «прикладной» характер таких исследований не отрицает теоретических обобщений, и, в итоге, многие функциональные работы представляют собой целые лингвистические теории.

3. Функционализм активно использует количественные методы - от простых подсчетов (Т. Гивон) до статистики в полном объеме (Р. Томлин).

4. Функционализм как направление имеет междисциплинарную основу. Исследования проводятся «на стыке» с психологией (У.Чейф, Р. Томлин), социологией (С. Томпсон), статистикой (М. Драер), историей и естественными науками (Д. Николс). Эта тенденция характерна для многих гуманитарных парадигм XX-XXI веков.

Дискуссии между формалистами и функционалистами имеют большое значение для развития прежде всего американской лингвистики, где позиции формализма особенно сильны. Именно для американских функционалистов характерно философское и методологическое осмысление недостаточности формального подхода к языку (Р. Д. Ван Валин, Т. Гивон, С. Томпсон и другие). Европейская же лингвистика (и российская в частности) находится в сфере влияния структурализма, основные направления которого развивают функциональный принцип описания языка. Тем самым функциональный подход является для нее если не обязательным, то, по крайней мере, естественным.

Как лингвистическое направление функционализм изучает языковую форму. Но в рамках своей концептуальной специфики исследователи-функционалисты считают, что языковая форма в принципе мотивирована языковыми функциями, то есть, адаптирована к функциям, выполняемым языком. Таким образом, один из ключевых вопросов функционализма - это вопрос об автономности языковой формы. При этом, по уровню «радикальности», можно выделить три уровня «обособленности» функционального направления от формального.

1. «пограничный», или консервативный, уровень, при котором функциональный анализ рассматривается как некоторый «довесок» к формальному анализу.

2. «умеренный» уровень, при котором исследуется в основном грамматика, считающаяся относительно автономной структурой, мотивированной определенными функциями;

3. «радикальный» уровень, в рамках которого функционалисты считают, что грамматика может быть сведена к дискурсивным факторам.

Рассмотрим некоторые концептуальные положения функциональной лингвистики, наиболее общим постулатом которой является мнение о том, что язык устроен в соответствии со своей коммуникативной функцией.

Так, Сандра Томпсон, отмечает: «Несомненно, что грамматика мотивирована в значительной степени функциональными обстоятельствами <...> Ключевая черта функционализма - это признание того, что принципы, лежащие в основе устройства языковой системы, производны от «экологического контекста», в котором функционирует язык» (Thompson 1991: 93).

Принцип мотивации грамматики дискурсивным употреблением может быть проиллюстрирован следующей цитатой: «Если мы хотим понять, почему грамматические модели работают гак, как они работают, мы должны обратиться к тому, как язык используется говорящими в обычном бытовом диалоге. <...> С методологической точки зрения важно отметить, что говорящие абсолютно ничего не подозревают о факторах. влияющих на их собственное употребление. <...> Только глядя на естественный дискурс, а точнее - разговорный дискурс, мы можем выяснить дистрибутивные модели, непосредствено связанные с вопросом о том, как возникают интересущие нас грамматические модели» (Thompson, Mulac 1991: 250).

Важным для функционалистов представляется корреляция формы и прагматики. Так, принцип дискурсивной мотивации может быть обоснован частотностью использования коммуникантами той или иной формы, что сформулировано в крылатом высказывании Джона ДюБуа: «что говорящие делают чаще, то грамматика кодирует лучше» (DuBois 1985). Джон Хэйман декларирует принцип экономии: при прочих равных условиях выбираются более экономные, более короткие формы. «Произвольность грамматической структуры по большей части обусловлена существованием равновероятных мотиваций, таких, как иконизм и экономия, которые находятся в отношении конкуренции за выражение в рамках одной и той же языковой оси» (Haiman 1983: 781).

В функциональном направлении исследований широко используется диахронический подход. Та или иная модель устроена так, как она устроена, потому, что она произошла из некоторой другой модели. Например: «Чтобы узнать, почему суффиксы встречаются чаще, чем префиксы, следует иметь в виду, что позиция нового аффикса определяется позицией соответствующего элемента до того, как он стал аффиксом» (Bybee 1988: 375).

Таким образом, обращение к прагматической природе функционирования языка является определяющим в современных направлениях функциональной лингвистики. «Поскольку грамматика рождается (emerges) из конкурирующих мотиваций, коренящихся в когнитивной и прагматической организации человеческого взаимодействия, то наиболее разумный подход к объяснению грамматики, как кажется, - пытаться понять когнитивные и прагматические принципы, а также принципы «рутинизации», от которых зависят силы, формирующие грамматику» (Thompson 1991:96).

Поделиться