Хомо сапиенс краткая история человечества. Юваль Ной Харари


Ход человеческой истории определили три крупнейшие революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила прогресс. Научная революция - ей всего-то 500 лет - вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому. В этой книге рассказывается о том, как три революции отразились на людях и на других живых существах - верных спутниках людей.

Люди существовали задолго до начала истории. Животные, весьма схожие с современными людьми, впервые появились 2,5 миллиона лет тому назад, однако на протяжении бесчисленных поколений они никак не выделялись среди миллиардов иных существ, с которыми делили места обитания.

На прогулке по Восточной Африке пару миллионов лет назад вы могли бы наткнуться на вполне привычную сценку: нежные матери прижимают к груди младенцев, беззаботные ребятишки играют в грязи, пылкая молодежь возмущается диктатом условностей, а усталые старики просят оставить их в покое; мачо колотят себя кулаками в грудь, стремясь произвести впечатление на местную красотку, мудрые матриархи глядят на происходящее и знают, что все это они уже видели не раз. Те древние люди умели играть и любить, между ними складывались прочные отношения, они боролись за власть и статус - но так же вели себя и шимпанзе, бабуины, слоны. Люди ничем не отличались от животных. Никто, и в первую очередь сами люди, не мог бы предугадать, что их потомки пройдутся по Луне, расщепят атом, разгадают генетический код и создадут летописи. Это нужно обязательно помнить, когда мы обсуждаем доисторического человека: он был самым обычным животным и оказывал на экологическую среду не большее влияние, чем гориллы, жуки-светляки или медузы.

Биологи распределяют организмы по родам и видам. Животные одного вида (species) могут совокупляться друг с другом, давая плодовитое потомство. У лошадей и ослов имеется близкий общий предок и есть немало общих черт, однако они почти не проявляют взаимного сексуального интереса. Их можно принудить к половому акту, и в результате появится потомство - мулы, но потомство бесплодное. Значит, лошади и ослы принадлежат к разным видам. И напротив, бульдог и спаниель с виду непохожи, но они охотно спариваются, а их отпрыски смогут повязаться с другими собаками и породят следующее поколение щенков. Бульдоги и спаниели, таким образом, принадлежат к одному виду - это собаки.

Виды, происходящие от общего предка, объединяются в род (genus). Львы, тигры, леопарды и ягуары - разные виды рода . Биологи дают живым организмам двойные латинские названия, первое имя обозначает род, второе - вид. Например, львы - Panthera leo, то есть вид leo рода Panthera. По всей вероятности, любой читатель этой книги - Homo sapiens, то есть принадлежит к виду sapiens (разумный) рода Homo (человек).

Роды в свою очередь объединяются в семейства - например: кошачьи (львы, гепарды, домашние кошки), собачьи (волки, лисы, шакалы) или слоновые (слоны, мамонты, мастодонты). Все члены семейства могут проследить свою родословную до некоего родоначальника. Так, все кошки, от крошечного домашнего котенка до свирепого льва, восходят к единому предку, жившему примерно 25 миллионов лет назад.

И Homo sapiens тоже принадлежит к особому семейству, хотя долго и упорно держал этот факт в строжайшей тайне. Homo sapiens предпочитал воображать себя единственным в своем роде, отделенным от прочих животных, - сиротой, без сестер и братьев, без сводных и двоюродных, главное же - без родителей. Но это заблуждение. Хотите или не хотите, мы - члены большого шумного семейства больших обезьян (высших приматов). Среди ныне живущих наши ближайшие родственники - шимпанзе, гориллы, орангутанги и гиббоны, из них ближе всего нам шимпанзе. Всего 6 миллионов лет назад у одной обезьяны родились две дочери. Одна стала предком всех ныне живущих шимпанзе, вторая доводится пра-пра-пра и так далее бабушкой нам.

СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ

Homo sapiens скрывает секрет и помрачнее: у нас не только имеется множество диких родственников, но были некогда родные братья и сестры. Мы присвоили себе наименование «человек», но когда-то род «человек» включал в себя несколько видов. Люди - то есть животные из рода Homo - появились в Восточной Африке примерно 2,5 миллиона лет назад как ветвь более древнего рода обезьян Australopithecus, то бишь «южных обезьян». А два миллиона лет назад часть древних мужчин и женщин покинули родину и отправились блуждать по обширным пространствам Северной Африки, Европы и Азии, где и расселились. Поскольку для выживания в заснеженных лесах Северной Европы требовались иные качества, чем для существования в душных джунглях Индонезии, человеческие популяции развивались в разных направлениях, и в результате появились разные виды, каждому из которых ученые придумали пышное латинское название.

Книга Харари Юваль Ной -« Sapiens. Краткая история человечества» написана ярко и очень популярно. Впрочем, увы, эта манера многословности, видимо, принята там, где написана книга. Может быть это обстоятельство, может быть примитивность в том, что говориться о буддизме, коммунизм и ничего не говориться о даосизме и очень, очень много о капитализме; может быть некоторая, похоже, подсознательно прорывающаяся, уверенность в том, что жизнь в общем у человечества благополучна; может быть, некоторая претенциозность создает впечатление, что это попытка повторения успехов от популярных книг глубоких физиков С. Хокинга и других, знакомящих широкий круг людей с представлениями о Вселенной и месте Человека в ней. Но это достойная книга вдумчивого, честного человека старающегося беспристрастно познакомить широкий круг людей с историей человечества и вопросам места в ней личности. Увы, видимо положение автора в том обществе, где он есть, не дает возможность осмыслить излагаемый материал шире, что сказывается на картине довольно мрачных перспектив человечества на стадии планетарного рынка и капитализма, когда вопросов больше, чем ответов, угроз больше, чем надежд. А положение личности в лучшем случае со временем не улучшается, а просто одни проблемы заменяются другими с сомнительными перспективами на улучшение. Для Российского читателя книга производит особенно яркое впечатление, когда у населения огромной страны ошельмовали и уничтожили цель и смысл жизни, навязывая «общечеловеческие ценности» в духе «Люби себя любимого» предлагая идеи религий выработанных для людей 2000 летней давности. Но это же позволяет, более того, заставляет развивать идеи марксизма-ленинизма, диалектического материализма, учитывая последние достижения и идеи самых глубоких ученых, несмотря на старательное закапывание опороченных идей обиженными, власть предержащими, хозяевами и холуями разных мастей и рангов. По представлениям глубоких ученых для человечества неизбежно развитие тех идей, на основе которых было отчаянно начато строительство общества, открывающего перспективы для человечества и личности. Рамки комментария на книгу не позволяют излагать, тем более, доказывать теории и выводы из них, хоть они и очень важны, но после сказанного, указать на отдельные моменты просто необходимо! СССР практически приступил к решению ближайших проблем Человечества. 1. Решение продовольственной проблемы и, при возрастающей численности человечества, экологической деградации жизни на планете путем замещения сельского хозяйства на заводскую, промышленную форму производства из простых элементарных веществ в начале внедрения новых технологий - с помощью бактерий и химии. Несколько заводов по производству белка с помощью бактерий было построено, но их не успели освоить до времени разграбления государства. 2. Решение экологической деградации планеты из-за отходов промышленности и принципиальное решение ограничений возможностей развития человечества, промышленной деятельности, накладываемых вторым законом термодинамики путем освоения бесконечности космоса. Создана выдающаяся космическая техника: мощнейшая ракета - Энергия, автоматический космический челнок, разработаны проекты ракет на ядерном горючем для отработки технологии вынесения производства в космос. 3. Развитие идей диалектического материализма и марксизма-ленинизма. Этот вопрос оказался роковым, т. к. случилось то, что случается с человеком во время адаптации к новым условиям при демисезонной погоде - внедряется вирус, увы, оказавшийся летальным для государства, - вирус идейной деградации - эгоизма. В книге указано место Истории человечества в достаточно широкой области представлений о внешнем мире, но это мало для того, чтобы поновому осмыслить Историю и шагнуть дальше текущего момента, хотя, непредвзятое осмысливание позволяет увидеть много существенных моментов в ней и, особенно, в текущем моменте. Несомненно, следующий этап становления человечества после осознания себя отдельно от окружающей среды, чтобы с ней сосуществовать это усовершенствование мышления вместо манипуляций с картинками, образами переход к манипуляциям со знаками, обозначениями, наименованиями. Это открыло перспективу сжатия информации, хранения, скорости её обработки, вынесение хранения, обмена и обработки информации во вне отдельной личности. Фактически, это и есть начало истории человечества, вытиснившего с планеты все конкурирующие виды. При этом стоит отметить трагическое обстоятельство - видимо, человечество произошло от вида, с не самыми лучшими физическими данными, позволившими им в дальнейшем развитии иметь большие успехи, но они были вытеснены существами вида, жившего более интенсивно и поэтому освоившими новый уровень использования информации, что оказалось более ценным фактором. Если не только упоминать и отслеживать идеи философии, как изменение вымыслов, а осознать применяемый метод исторической диалектики и шире ознакомиться с современной наукой, то развитие диалектического материализма, марксизма-ленинизма станут не пугалом, а естественностью. Внешний мир Человека или, более обще, некой системы, существует в трехмерном пространстве и временив, так сказать, материи, данной нам в ощущениях. Это материализм. Существует душа, бог, боги, в общем, - не материальное. Это идеализм. Существует информация, как свойство совокупности движения материальных систем. Внешний мир имеет две важные взаимообусловленные стороны - материальную и информационную сторону, грань существования материальных систем. При функционировании, движении, изменении материальных систем происходит диссипация, деградация, рассеивание, превращение в однородность энергии и, как следствие взаимосвязи, - материи. При использовании информации её количество может возрастать и она может концентрироваться. Человечество освоило цепочку логических представлений связывающих, так сказать, материальный объект - массу с энергией - потенции совершения работы, движения. Энергия связана с энтропией - мерой упорядочения материи. Упорядочение это уже информационное свойство… Начиная с самой большой материальной неоднородности - «большого взрыва» в космогонических представлениях, происходит рассеивание энергии и материи. При этом поток рассеивания приводит к конденсации, неоднородностям материи и возникновением материальным системам. В этих системах образуются прямые и обратные связи, что собственно и является появлением новой категории мира - информации. В химии это автокаталитические процессы. Информации минимум. В биологии - у одноклеточных информации на много порядков больше и она используется для поддержания систем и тем самым поддержанием своего количества и своей сути. Для мира животных еще многократное увеличение объема и роли информации. О человечестве можно говорить, как о системе овладения особого информационного ресурса с целью поддержания системы в состоянии дальнейшего овладения этим ресурсом, имеющим свойство, противоположенное диссипации, как залог самосохранения. Эти представления придают осмысленность существования личности, как части человечества, включенного в общий исторический процесс отношения: информация - материя. Ситуация с тем, о чем упоминается в этой книге напоминает ситуацию в физике с квантовыми эффектами. Одно и то же явление с одной стороны описывается так, с другой стороны это же явление описывается совсем по другому. Хотя при описании этого явление в представлениях более сложного пространства и времени таких дуализмов не будет.

Человек (то есть, особи, принадлежащие к виду Homo) ходит по Земле уже 2 миллиона 400 тысяч лет. Homo sapiens, наш собственный эволюционировавший вид больших обезьян, существует всего лишь 6% от этого времени - около 150 тысяч лет. Так что книга «Sapiens» не должна предваряться подзаголовком «Краткая история человечества». Легко понять, почему Юваль Ной Харари посвящает 95% своей книги нам как виду: мы знаем о себе гораздо больше, чем о других видах человека, включая исчезнувших. Это просто факт, что история sapiens - а Харари даёт нам такое имя - только лишь малая часть истории человечества.

Можно ли весь этот период разложить на 400 страницах? Вообще-то не очень. Легче описать «краткую историю времени» - все 14 миллиардов лет - и поэтому Харари концентрируется в основном на нашем настоящем и возможном будущем, чем на нашем прошлом. Хотя основные исторические линии пути sapiens не подлежат сомнению, и он с живостью их преподносит.

Первую половину своего существования мы провели, бесцельно шатаясь. Затем мы претерпели ряд серьёзных изменений. Во-первых, «революцию восприятия»: около 70 тысяч лет назад мы стали вести себя гораздо умнее, чем раньше, по причинам до сих пор неизвестным, и резко стали расселяться по всей планете. Около 11 тысяч лет назад мы пережили «аграрную революцию», повсеместно превращаясь из добытчиков (охотников и собирателей) в фермеров. «Научная революция» началась около 500 лет назад. Она спровоцировала индустриальную революцию (около 250 лет назад), которая спровоцировала информационную революцию (50 лет назад), которая спровоцировала биотехнологическую революцию, которую, собственно, мы переживаем сейчас. Харари предполагает, что биотехнологическая революция сигнализирует о скором закате sapiens: мы будем заменены спроектированными с помощью биоинженерии «сверхлюдьми», «несмертными» киборгами, способными жить вечно.

Это одна сторона медали. Харари кратко описывает множество знаковых событий, особенно развитие языка: мы учимся чётко думать об абстрактных вещах, сотрудничать друг с другом во всё больших масштабах, и, главное, сплетничать. Происходит подъём института религии, и до определённой меры воинствующие монотеистические настроения медленно берут верх над политеистическими. Затем происходит эволюция денег и, что важнее, ростовщичества. Соответственно, расширяются империи и торговля наравне с капитализмом.

Харари сломя голову проносится по этим обширным и запутанным темам и делает это как нельзя лучше - захватывающе и информативно. Мысль о том, что «мы не выращивали пшеницу. Это пшеница вырастила нас» весьма изящна. Харари утверждает, что существовала некая «Фаустова сделка между людьми и зерновыми культурами», благодаря которой наш вид «отверг своё интимное слияние с природой и устремился к жадности и отчуждению». Это была плохая сделка: «аграрная революция стала величайшей в истории аферой». По большей части она спровоцировала плохое питание, долгие часы работы, больший риск голода, скученное обитание, возросшую восприимчивость к болезням, новые формы опасности и более уродливые формы иерархии. Харари полагает, что мы гораздо лучше чувствовали себя в каменном веке, и делает сильные заявления насчёт дурного влияния промышленного ведения сельского хозяйства: «Современное индустриальное сельское хозяйство - величайшее преступление в истории».

Он соглашается с общепринятой точкой зрения, что основная структура наших эмоций и желаний не была затронута ни одной из этих революций: «Наши пищевые привычки, наши конфликты и наша сексуальность - всё обусловлено взаимодействием мозга охотника и собирателя с нынешней постиндустриальной средой, мегаполисами, самолётами, телефонами и компьютерами … Даже если теперь мы живём в роскошных апартаментах со всеми удобствами и забитым под завязку холодильником, наша ДНК всё ещё думает, что мы бегаем по саванне». Харари приводит знакомый пример - наша зависимость от сахара и жира привела к широкой доступности продуктов, которые становятся катализаторами проблем со здоровьем и уродства. Порнография тоже неплохо иллюстрирует ситуацию. Это как тепловой удар: если бы разум порнозависимого можно было представить в виде тела, он бы был поражён ожирением.

В какой-то момент Харари заявляет, что «основной проект научной революции» - это Проект Гильгамеш (названный по имени эпического героя, который желает уничтожить смерть): «созданный с целью дать человечеству вечную жизнь» или «несмертие». Он надеется на успешное завершение этого проекта. Но несмертие не равняется бессмертию, поскольку всегда есть возможность умереть от насилия, и Харари адекватно скептичен насчёт того, много ли добра оно нам принесёт. Будучи несмертными, мы рискуем стать истерически и до недееспособности осторожными (Ларри Найвен хорошо развивает эту точку зрения, описывая своих «кукольников Пирсона», инопланетную расу из цикла «Мир-Кольцо»). Смерти тех, кого мы любим, станут ужаснее. Нам надоест весь мир под солнцем - и даже рай (см. последнюю главу «Истории мира в 10½ главах» Джулиана Барнса). Мы наконец согласимся с эльфами Дж. Р. Р. Толкина, которые воспринимали смерть как дар людям, которого им самим не хватало. Мы будем чувствовать то же, что чувствовал Филип Ларкин 1 Британский поэт, писатель и джазовый критик : «Под всем под этим надежда на забвенье правит».

Даже без всех этих аргументов нет никакой гарантии того, что несмертие принесёт большое счастье. Харари ссылается на хорошо известное исследование, которое показывает, что человеческое счастье впечатляюще НЕ связано с материальными благами. Конечно, деньги имеют значение - но только тогда, когда они вытаскивают нас из бедности. После пересечения этой черты количество денег значит очень мало. Конечно, выигравший в лотерею будет чувствовать себя на небесах, но спустя около 18 месяцев его «средний уровень счастья» упадёт к старой отметке. Если бы мы путешествовали по берегам Тихого океана и затем по улицам Калькутты 2 Бедный индийский город с безотказным «счастьемером», ещё непонятно, в каком случае показатели были бы выше.

Это утверждение о счастье проходит рефреном через «Sapiens». Когда Артур Брукс (глава консервативного Американского института предпринимательства) сделал похожее заявление в The New York Times , он был раскритикован за попытку поддержать богатых и оправдать неравенство доходов. Эта критика приводит в замешательство, поскольку, несмотря на то, что сегодняшнее неравенство доходов отвратительно и опасно для всех, исследование уровня счастья научно достоверно. Но это не мешает Харари предположить, что жизнь, которую проживают люди сегодня, может быть хуже, чем жизнь 15 тысяч лет назад.

Большая часть «Sapiens» интересно и качественно написана. Однако по мере прочтения легкомысленность, преувеличения и сенсационность перевешивают плюсы книги. Не говоря уже о его злоупотреблении высказыванием: «Исключение доказывает правило» (это означает, что исключительные или редкие случаи проверяют и подтверждают правило, поскольку правило оказывается применимым даже в тех случаях). В огульных суждениях Харари, его опрометчивости насчёт причинно-следственных связей, его грубом усечении и растяжении данных присутствует некоторый вандализм. Взять хотя бы его описание Наваринского сражения 3 Крупное морское сражение 1827 года между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом - с другой . Он начинает рассказ с того, что британские акционеры потеряли бы деньги, проиграй Греция войну за независимость, и затем ускоряется: «Поскольку государство принимало интересы акционеров близко к сердцу, англичане снарядили международный флот и в 1827 году в Наваринском сражении потопили главные морские силы Османской империи. После многовекового подчинения Греция вновь обрела свободу». Уж слишком общно - и да, Греция потом не обрела свободу. Достаточно заглянуть на страницу в Википедии, посвящённую Наваринскому сражению , чтобы понять, как всё плохо.

Харари ненавидит «современную либеральную культуру», но его нападки карикатурны и бумерангом возвращаются к нему самому. Либеральный гуманизм, говорит он, - это «религия». Он «не отрицает существование Бога»; «все гуманисты превозносят род человеческий»; «разверзается огромная пропасть между основополагающими принципами либерального гуманизма и последними научными достижениями». Это глупо. Грустно также видеть, что великий Адам Смит 4 Шотландский экономист и философ-этик; один из основоположников экономической теории как науки, представитель её классической школы снова выставляется проповедником алчности. И всё же, Харари, скорее всего, прав в том, что «только преступники покупают дома, … передавая чемодан с деньгами» - эта точка зрения не лишена пикантности, учитывая, что около 35% всех покупок в элитной части лондонского рынка жилья в настоящее время выплачиваются наличными.

мбициозный труд профессора Харари «Sapiens. Краткая история человечества» стал бестселлером во всем мире и удостоился восторженных отзывов Марка Цукерберга и Билла Гейтса. 👌 Нашлись и многочисленные критики, которые обвиняли автора в поверхностности, фактических ошибках и веган-пропаганде. Да и вообще он гей! Кто же прав? Разберемся в нашем сегодняшнем обзоре. 🤷🏻‍♂️

Эффект разорвавшейся бомбы

13,5 миллиарда лет назад появились материя, энергия, время и пространство: произошел Большой взрыв. Историей этих фундаментальных явлений Вселенной занимается физика. Через 300 тысяч лет от начала своего бытия материя и энергия начали образовывать между собой сложные комплексы - атомы, а те стали комбинироваться в молекулы. Историей атомов, молекул и их взаимодействий занимается химия. Примерно 3,8 миллиарда лет назад на планете Земля некие молекулы соединились в большие и сложные структуры - организмы. Историю органической жизни изучает биология. Примерно 70 тысяч лет назад организмы, принадлежащие к виду Homo sapiens, породили нечто еще более изощренное - мы это называем культурой. И дальнейшей судьбой человеческих культур интересуется собственно наука история”.

Собственно, вот то, о чем рассказывает автор на протяжении сотен страниц. Читать их безусловно нужно: книга написана необыкновенно ярким, образным языком. Не зря лекции автора, профессора Юваля Ноя Харари, прослушали более ста тысяч человек. А сам он является дважды лауреатом премии Polonsky Prize за оригинальность мышления и творческий подход в гуманитарных исследованиях. В своих работах он соединяет исторический и естественно-научный подходы. И вот эта гремучая смесь, этот антропологический коктейль Молотова производит эффект разорвавшейся бомбы. Книга не оставляет равнодушным никого: ей или восхищаются, или люто ненавидят, третьего не дано.

Ничем не выделяющееся животное

С названия первой же главы автор заставляет одну половину читателей взвыть от восторга, а вторую — от негодования. Да как он посмел, пишут критики, сравнить Человека — венец творения — с остальными животными?! Да очень просто, ребятки.

Автор рассказывает о трех революциях, которые пришлось пережить роду человеческому: когнитивной (человек стал разумным), аграрную (человек стал зависеть от сельского хозяйства) и научную, которая еще продолжается.

Таким образом глава за главой, строчка за строчкой на протяжении всей книги из ничем не примечательного млекопитающего, узколобого любителя палок-копалок, вырастает эдакий монстр — Человек Разумный, подмявший под себя другие виды и вертящий на одном месте природу-Матушку. Конечно, это все мы проходили в учебниках истории. Но, во-первых, никогда не поздно освежить полученные знания. А во-вторых, ТАКОГО в учебниках точно не напишут! Автор играет с теориями, ловко жонглирует мнениями, проводит причинно-следственные связи и заставляет бесконечно думать, анализировать, рассуждать.

Плюсы книги

1. Удивительный микс из истории, антропологии, анатомии и философии — вот что такое “Sapiens”. Пройдемся по Земле начиная с древнейших времен, вспомним основные исторические вехи и события (появление денег, становление религий, изнанка знаменитых войн), перешагнем античность, Средние Века, приблизимся к современности и самое главное — оценим роль человека во всех этих промежутках времени. Интересно? Захватывающе!

2. Интересные факты. А вы знали, что развитие вида Homo шло не линейно, как нам пытались представить на уроках биологии? Харари, напротив, считает, что на Земле одновременно существовало несколько видов “человеков”. Или, к примеру, почему мы так любим высококалорийную пищу? Теория эволюции гласит, что наши предки знали лишь один вид десерта - сладкие фрукты. Логично, что люди-собиратели, если находили их, то стремились съесть без остатка, пока это не сделал кто-то другой. Теперь появились десерты на любой вкус, но инстинкт наесться вкусненького остался у нас в генах.

3. Глобальные философские вопросы, над которыми предлагает поразмышлять автор. Если вы часто задумываетесь о том, что движет поведением человека, насколько он отличается от животных, каким образом он достиг вершины иерархии в мире животных и самое главное — достоин ли он этого, вам точно понравится эта книга. На последних страницах Харари спрашивает: «Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные боги, так и не осознавшие, чего хотят?» А чего же мы хотим, м?

Минусы книги

1. Ярко выраженная позиция автора, иногда переходящая в категоричность. Да, Харари — отъявленный социалист, его убеждениями пропитана вся книга. Критики ругали его за это, но так ли это плохо? Безликими бывают учебники и герои “Игры престолов”, а личность автора, тем более если она яркая, всегда проходит красной нитью через его творения.

2. Несоответствие некоторым фактам. Иногда автор так увлекается, что приводит в качестве догм спорные и даже не соответствующие действительности факты. Газета “Культура”” например, в своей разгромной рецензии не поленилась выискать ошибки (совсем, впрочем, позабыв о явных достоинствах книги). Так, автор пишет, что экономический рост начался, когда придумали кредиты, в то время как этот финансовый инструмент был создан еще тысячелетия назад. Да, иногда Харари ошибается, но это не перечеркивает главной ценности книги — побудить читателя к размышлениям о месте человека в мире, о том, что оставит каждый из нас на нашей планете. Мелочи не должны заслонять главного. Большое видится на расстоянии.

Читать ли эту книгу? Однозначно да! Хотя бы затем, чтобы составить свое мнение и не быть тем, кто “не читал, но осуждает”. Книга затягивает, зовет за собой, так что приятные вечера вам обеспечены. Поддержите наш журнал — расскажите об этой статье друзьям!

Сто тысяч лет назад был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире.

Homo sapiens, Сто тысяч лет назад был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире....

Homo sapiens, Сто тысяч лет назад был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире.

Поделиться