Методические указания к компьютерному тесту. Физические увлечения (кроссворды, лото) Вопросы по истории химии с древнейших времен и по XIX век включительно

    Тест включает пять вопросов – по одному из каждого раздела. Комбинацию вопросов, входящих в задание, определяет компьютер.

    На каждый вопрос должен быть дан краткий (несколько строк), но не односложный ответ: сообщая те или иные фактические данные желательно сопровождать их краткими комментариями. Называя имена ученых, необходимо кратко охарактеризовать их заслуги .

    Отвечая на вопрос типа "Назовите ученых, сыгравших ключевую роль в развитии...", достаточно написать о трех-пяти ученых.

    Время того или иного события можно обозначить приблизительно: конец XVIII века, первая половина XIX века и т. п. Указание точных дат не обязательно . Это относится и ко времени научной деятельности ученых (важнее указать время активной деятельности, а не даты жизни ученого).

    Примеры, которые требуется привести в некоторых вопросах, должны быть конкретными (чем конкретнее, тем лучше).

    На выполнение задания дается 30 минут. Пользоваться книгами, распечатками, записями не разрешается. Выходить во время выполнения работы нельзя.

1. Назовите химиков, изображенных на приведенных портретах. Где и когда работал и чем прославился...?

Амедео Авогадро

Джозайя Гиббс

Альфред Нобель

Сванте Аррениус

Джон Дальтон

Вильгельм Оствальд

Марселен Бертло

Гемфри Дэви

Лайнус Полинг

Йенс Якоб Берцелиус

Август Кекуле

Фредерик Сенгер

Роберт Бойль

Антуан Лоран Лавуазье

Мария Склодовская-Кюри

Якоб Хендрик Вант-Гофф

Ирвинг Ленгмюр

Эмиль Фишер

Роберт Вудворд

Вальтер Нернст

[Задание содержит шесть портретов величайших ученых из числа перечисленных в приведенном списке; нужно подписать каждый портрет и написать о том из ученых, фамилия которого указана в вопросе.]

2. Где и когда работали и какой вклад внесли в химию...? [Назовите наиболее известные и важные достижения двух указанных ученых.]

Агрикола

Курнаков

Пригожин

Бутлеров

Зелинский

Ал.Н. Несмеянов

Вильштеттер

Каблуков

Ле Шателье

Кавендиш

Гей-Люссак

Канницаро

ван Гельмонт

Малликен

Франкленд

Марковников

В. Коссель

А. Гофман

Парацельс

3. Вопросы по истории химии с древнейших времен и по XIX век включительно.

    Происхождение термина "химия".

    Какие химические процессы были известны первобытным людям?

    Какие химические процессы использовались ремесленниками в Древнем мире?

    Приведите примеры химических веществ, известных первобытным людям.

    Приведите примеры химических веществ, которые стали известны людям в Древнем мире.

    Представления Эмпедокла и Аристотеля об элементах-стихиях.

    Атомистика Левкиппа и Демокрита.

    Что такое "трансмутация"? Что такое "элементы-принципы"?

    Назовите 3-5 крупнейших алхимиков и кратко охарактеризуйте их деятельность.

    Значение алхимического периода в истории химии.

    История открытия сильных минеральных кислот .

    Назовите великих химиков XVII века, заложивших основы экспериментальной научной химии.

    Важнейшие научные достижения М.В.Ломоносова, его роль в развитии науки в России.

    Кто, когда и каким образом впервые получил кислород?

    История создания и сущность кислородной теории горения .

    Что такое стехиометрия ? Кто и когда ввел это понятие?

    История дискуссии о законе постоянства состава .

    Кто и когда сформулировал закон кратных отношений ? В чем его сущность?

    Кто и когда создал "химическую атомистику"? В чем ее сущность?

    Кто, когда и каким образом установил закон равенства числа частиц в равных объемах газов (при одинаковых условиях)?

    Первые таблицы атомных весов .

    Происхождение современной системы символов химических элементов .

    Концепция витализма в химии и ее опровержение.

    Кто, когда и каким образом впервые получил калий и натрий?

    Кто, когда и каким образом впервые получил магний и кальций?

    Кто и когда ввел понятия "ион", "катион", "анион"? Какие исследования привели к формированию этих понятий?

    Перечислите попытки систематизации химических элементов , предшествовавшие созданию периодической таблицы Менделеева.

    Важнейшие научные достижения Д.И.Менделеева.

    Кто, когда и каким образом открыл инертные газы ?

    Кто, когда и в каком виде ввел понятие "валентность"?

    Кто первым изобразил структурные формулы органических соединений, аналогичные используемым в настоящее время? Когда это было?

    Назовите ученых - создателей теории химического строения органических соединений.

    Кто и когда открыл бензол? Кто и когда предложил обычно употребляемую в настоящее время циклическую структурную формулу бензола с чередующимися ординарными и двойными связями?

    Кто и когда предложил тетраэдрическую модель координационного окружения атома углерода?

    Кто и когда создал координационную теорию строения комплексных соединений? В чем ее сущность?

    Возникновение представлений об изомерах .

    Возникновение представлений о радикалах в органической химии.

    Успехи органического синтеза в XIX веке.

    Первые работы в области синтеза красителей (XIX век).

    Назовите ученых, работы которых в первой половине XIX века заложили фундамент термохимии .

    Важнейшие этапы развития физической химии во второй половине XIX в.

    Назовите ученых, сыгравших ключевую роль в возникновении и становлении химической термодинамики .

    Назовите ученых, описавших каталитические эффекты в XIX в.

    Кто и когда впервые применил принципы термодинамики к химическим реакциям, происходящим в химическом источнике электрического тока?

    Кто и когда создал теорию электролитической диссоциации ? В чем ее сущность?

    Кто и когда ввел понятие энергии активации ? В чем сущность этого понятия?

    Приведите примеры достижений химической технологии в XIX в.

    Достижения прикладной неорганической химии в XIX в. (спички, фотография).

Играющим раздают карты с рисунками, изображающими: физические явления; портрет ученого; рисунок опыта, схему; физический прибор и т. д. Количество рисунков на большой карте определяется временем, отведенным на игру.

Маленькие карточки, на которых написано название явления, формулировка закона, соотношение между величинами и т. д., ведущий перемешивает, выбирает одну и громко читает ее текст. Играющий, у которого на большой карте есть соответствующий рисунок, должен ответить либо формулировкой закона, объясняя рисунок, либо названием явления или соотношения между величинами и т. д.

При правильном ответе маленькой карточкой закрывают соответствующий рисунок на большой. При неправильном ответе карточка остается у ведущего. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет большую карту. После его выхода из игры игра может продолжаться с остальными участниками.

Например, лото, составленное для учащихся VI класса по теме “Свойства жидкостей и газов”, состоит из 15 больших карт , по 4 рисунка на каждой.

На больших картах могут встречаться одинаковые физические явления, но рисунки, поясняющие их, должны быть разными.

Следует отметить, что одна и та же маленькая карточка может быть общей для нескольких больших. В этом случае играющим предоставляется право закрыть поле большой карточки свободной фишкой, но предварительно нужно дополнить или поправить товарища.


Подписи к слайдам:

Брейн-ринг «Юные знатоки физики » Физические явления 1 2 3 4 5 Физические величины 1 2 3 4 5 Великие ученые физики 1 2 3 4 5 Физический эксперимент 1 2 3 4 5 Задачи 1 2 3 4 5 Ребусы 1 2 3 4 5

1. Физические явления 1.1 Выберите из списка физические явления: Запотевание стекол очков; Скисание молока; Плавление парафина; Молния; Переваривание пищи в желудке; Превращение воды в пар; Горение газа в плите;. Категории

1. Физические явления 1.2 «Черный ящик» Угадайте, что находится в черном ящике, это ни рыба ни мясо? На каком явлении, основана засолка огурцов? Диффузия!!! Категории

1. Физические явления 1.3 «В гостях у сказки» Барон Мюнхаузен рассказывал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка Он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега. Тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот же берег с которого прыгал. Почему это невозможно? Скорость тела меняется только при взаимодействии!!! Категории

1. Физические явления 1.4 Пословицы «Как с гуся вода», «Отрезанный ломоть обратно к хлебу не приставишь» - у этих пословиц одно и то же физическое объяснение. Какое? Молекулы жира и воды, а так же двух ломтей хлеба не взаимодействуют!!! Категории

1.5 Поговорки «Носить воду в решете»… Как такое возможно? Воду нужно заморозить!!! Что происходит с молекулярной структурой воды при замораживании? Категории 1. Физические явления

2.Физические величины 2.1 Скорость, молекула, инерция, плотность весы, диффузия, объем, килограмм. Какие из перечисленных терминов являются физическими величинами? Категории Скорость, плотность, объем!!!

2.Физические величины 2.2 Отгадайте загадку. Ответьте на вопросы: о каком измерительном приборе идет речь, какую физическую величину он измеряет, какова основная единица измерения? Категории Часы, время, секунда!!! Весь век идет Еремушка Ни сна ему ни дремушки, Шагам он точный счет ведет, А с места, все же, не сойдет.

2.Физические величины 2.3 Каждая физическая величина является количественной мерой какого либо свойства или явления. Мерой чего является масса? Категории Масса – мера инертности!!!

2.Физические величины 2.4 Отгадайте загадку. Ответьте на вопросы: о каком измерительном приборе идет речь, какую физическую величину он измеряет, какова основная единица измерения? Категории Медицинский термометр, температура, градус Цекльсия!!! Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать.

2.Физические величины 2.5 Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? Категории Спрашивая, что легче, мы сравниваем массы, а они одинаковые. А вот объемы этих тел сильно отличаются, т.к. отличаются плотности. Какие физические величины мы сравниваем?

3. Великие ученые - физики 3.1 Угадай имя ученого по подсказкам: Категории Исаак Ньютон (1643-1727) к нему обращались «сер»; его называют отцом классической механики; он автор закона всемирного тяготения; в его честь названа единица измерения силы.

3. Великие ученые - физики 3.2 Назовите имя ученого, изображенного на портрете. Расскажите, чем он знаменит. Категории Галилей Галилей (1564-1642)

3. Великие ученые - физики 3.3 Кого из ученых А.С. Пушкин назвал «Первым русским университетом»? Категории М. В. Ломоносов (1711-1765)

3. Великие ученые - физики 3.4 Кто из этих ученых – физики? Категории Все, кроме Лобачевского, ректор Казанского университета был математиком!!! Архимед, Курчатов, Ньютон, Лобачевский, Ломоносов, Завойский, Паскаль, Торричелли.

3. Великие ученые - физики 3.5 Чьими именами названы улицы Казани? Категории Курчатов, Лобачевский, Завойский!!! Архимед, Курчатов, Ньютон, Лобачевский, Ломоносов, Завойский, Паскаль, Торричелли.

4. Физический эксперимент 4.1 Определите плотность пластилиновой фигурки, известной массы. Категории  1400 кг / м 3

4. Физический эксперимент 4.2 Имеется бутылка с широким горлышком, прикрытом бумагой. Сверху кладут монетку. Если резко дернуть лист, то монетка падает точно в горлышко бутылки. Почему? Категории По инерции, монетка сохраняет свою нулевую скорость!!!

4. Физический эксперимент 4.3 Республика Татарстан славится большими запасами нефти. Первая промышленная нефть была получена на Шугуровском и Бавлинском месторождениях в июле 1943 года. Определите плотность нефти при помощи мензурки и весов с разновесами. Категории  820г / см 3

4. Физический эксперимент Нарисуйте траекторию движения точек, расположенных на ободе колеса и на раме (относительно земли). Категории Велосипед!!! На рояль я непохожий, Но педаль имею тоже. Кто не трус и не трусиха, Прокачу того я лихо. У меня мотора нет, Я зовусь… 4.4 Загадка

4. Физический эксперимент Категории 4.5 Определите диаметр проволоки из которой изготовлен электромагнит. Измерения производятся методом рядов!!!

5. Задачи Категории 24 км / ч 5.2 В 1722 году Казань посетил великий русский царь – Петр I . Именно в ознаменование этого события, был построен Петропавловский собор. Путешествовал царь на галере, которая за 30 минут преодолевала расстояние 12 км, какова была ее скорость?

5. Задачи Категории 4,5км / ч 5.4 В 1897 году на сцене казанского театра играл известный артист Василий Качалов. В 1949 году его имя было присвоено русскому драматическому театру. Он любил свой город и часто прогуливался по его улочкам. На дорогу от дома до театра артист тратил 20 минут. Какова была его скорость, если он преодолевал расстояние 1,5 км.

Предварительный просмотр:

Глобинец О. В.

Интеллектуальный марафон.

«Ералаш конкурсов по физике»

В марафоне принимают участие учащиеся 8-х классов. Команда каждого класса состоит из 5 человек. Остальные учащиеся являются болельщиками своих команд.

Оценивание каждого тура соревнующихся команд производится с помощью оценочного листа, выданного участникам игры.

I.Предварительная подготовка. (домашнее задание для команд)

1.Придумать название команды, которое соответствует тематике мероприятия.

2.Из любых подручных средств придумать и сконструировать физический прибор. Объяснить,как он будет работать: какую физическую величину может измерить.

3.Сочинить сказку или детективную историю, в которой все события будут описаны с помощью физических терминов и физических явлений.

II.Основная часть. (презентация с заданиями для учащихся)

Задания для тура: «Самый быстрый»

1.Назовите и запишите прибор, которым измеряют массу тела.

2.Назовите и запишите единицу измерения количества теплоты.

3. Назовите и запишите физическую величину, которую измеряют мензуркой.

4. Назовите и запишите, какой выигрыш в силе дает один подвижный блок.

5. Назовите и запишите прибор, который измеряет давление.

Задания для тура: «Самый умный»

1.Когда парусным судам удобнее входить в гавань: днем или ночью? Объясните, когда ветер помогает быстрее совершать движение при входе в гавань?

2.Перевести 1 кН в 1 Н.

3.Вычислить силу тяжести, действующей на тело, если масса тела 40 грамм.

4.Определите, кто быстрее движется: заяц, имеющий скорость 20 м/с или дельфин, плывущий со скоростью 72 км/ч?

Задания для тура: «Черный ящик»

Назовите по порядку, что находится в черном ящике.

  1. Прибор, измеряющий силу.
  2. Прибор, измеряющий давление.

3. Прибор, измеряющий температуру.

4. Прибор, измеряющий выталкивающую силу.

5. Прибор, измеряющий скорость.

Задания для тура: «Физика в жестах»

Изобразите жестами и мимикой следующие утверждения:

1.В жидкости на тело действует выталкивающая сила.

2.Все тела притягиваются друг к другу.

3.Чем быстрее движутся молекулы тела, тем выше температура тела.

4.Все тела состоят из молекул.

Задания для тура: «Конструкторов-изобретателей»

Ребята демонстрируют изобретенный прибор и рассказывают, как он работает.

III. Подведение итогов.

1. Награждение команд по номинациям: (за сочиненную сказку или детективную историю и сконструированный прибор)

Самый умный

Самый изобретательный

Самый быстрый

Самый оригинальный

2. Награждение команд по количеству набранных баллов. (правильные ответы на вопросы-5 баллов).

В идеале вы должны знать Владимира Ивановича Вернадского в лицо. Но если что-то пошло не так и вы совсем не помните кто изображен на портрете, начинаем рассуждать и откидывать неподходящие варианты. Первый пункт не подходит, потому что клеточную теорию создал немецкий ученый Теодор Шванн при содействии немецкого ученого Маттиаса Шлейдена. Второй пункт не подходит, потому что в нем вероятно подразумевают Чарлза Дарвина. Английского ученого. А вот два последних пункта подразумевают русского ученого Алексея Алексеевича Ухтомск ого — учение о доминанте и собственно Владимира Ивановича Вернадского, создавшего учение о биосфере. Советую посмотреть в интернете все многообразие портретов всех перечисленных (и тех которые будут впереди) ученых и сделать небольшую подборочку для себя (фамилия, портрет, ключевые открытия/исследования/теории).

В этом задании тоже кое-что реально отбросить методом исключения. У нас есть временные рамки — 17 век. Чарлз Дарвин (учение о естественном отборе), Грегор Мендель (законы наследственности) творили позже, в 19 веке . Джозеф Пристли (открыл явление фотосинтеза) жил в 18 веке . И остается только учение о кровообращении. Немного напрягаясь (так как это не самая часто звучащая фамилия на школьных уроках) вспоминаем о Уильяме Гарвее . Смотрим по ссылке и убеждаемся, что на портрете однозначно Гарвей. А так же любуемся на Пристли, так как и он не так хорошо запоминается на школьных уроках.

Портрет молодого Чарлза Дарвина не самое узнаваемое изображение ученого. Но если вы его узнали, то ответить на вопрос уже не составляет труда. Чарлз Дарвин создал теорию эволюции с маленькой оговоркой: трудился долгие годы, написал не один научный труд, обобщил много данных, привел аргументацию. И далее его теория развивалась, дополнялась данными разных наук и превратилась в наши времена в СТЭ. А первую теорию эволюции (с ошибочными объяснениями) выдвинул Ламарк. Мы с ним еще встретимся.

Работая с определителем растений вы не раз сталкивались с подобной записью «Rudbeckia laciniata L.». Не самим названием рудбекия, а с заглавной буквой L. или какими-нибудь еще буквами после видового названия. L. обозначает, что данное растение описал и назвал Линней. Из шестого класса мы хорошо помним несколько отрывочны фактов: изучал растения (значит ботаник), предложил использовать латынь для обозначения таксонов, предложил использовать бинарную номенклатуру (иными словами двойное видовое название). А еще он на основании нескольких признаков распределил организмы на группы, т.е. создал систему живой природы . Правильный ответ — пункт два.


Если вы внимательно читали предыдущие комментарии к заданиям и внимательно вчитались в это задание, то вы сразу поняли, что третий — это правильный ответ. Запоминаем как выглядит Жан Батист Ламарк и попутно вспоминаем основные моменты его теории эволюции: если орган упражняется, то развивается, если не упражняется, то отмирает (классический пример: жираф вытягивающий шею) и движущей силой эволюции является стремление к прогрессу.

Сразу можно отвергать третий ответ (никак не связан с медициной), над остальным нужно подумать. Само по себе пристеночное пищеварение и условные рефлексы не очень связаны с медициной, а вот иммунитет, как способность организма бороться с возбудителями заболеваний, больше всего подходит для ответа на данный вопрос. Собственно на портрете изображен Илья Ильич Мечников .

Это, на мой взгляд, самый простой вопрос. Надо только понять какая собака зарыта в формулировке «нервная регуляция пищеварения». Собака! Конечно, на этом портрете Иван Петрович Павлов. Тоже нобелевский лауреат (первый русский лауреат), получивший премию за работу над изучением выработки условных рефлексов пищеварительной деятельности. Но мы этого можем даже не знать (но запомнить Павлова в лицо обязаны!), так как нас просто спрашивают о сфере его научных интересов. А так как изучал Иван Петрович процессы, то легче легкого дать правильный ответ. Второй. Наука занимающаяся изучением процессов, происходящих в живых организмах, называется физиологией.

Вопрос интересен тем, что портреты тут по сути не нужны. Правильный ответ — номер два.

Тоже самое. Информация в виде портретов избыточна. Здесь правильный ответ — номер четыре.

Непростой вопрос. Про клеточную теорию в учебниках часто так сформулирован текст, что создается впечатление, что теорию создали М. Шлейден и Т. Шванн. На самом деле Теодор Шванн создал клеточную теорию, с учетом данных научных изысканий Шлейдена. Но на представленных портретах мы видим Дарвина, Менделя, Павлова и … Шлейдена. Так что не раздумывая особо отвечаем ответом под номером один. Если при таком же вопросе в ответах был бы Шванн, то мы бы выбрали его. Если были бы оба (а вдруг и такое случится), то выбрать нужно Шванна.

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

ИНФУЗОРИЯ-ТУФЕЛЬКА

Обитает в пресных водоёмах, свободноживущий организм, размером 0,1-0,3 мм. Характерна постоянная форма тела в виде подошвы туфли. Строение: тело покрыто ресничками (обеспечивают движение), имеет плотную наружную оболочку, цитоплазму, сократительные вакуоли (две с приводящими канальцами), пищеварительные вакуоли, два ядра. Большое ядро (макронуклеус) отвечает за жизнедеятельность клетки, малое ядро (микронуклеус) - за половое размножение. Между ресничками имеются трихоцисты - органоиды защиты и нападения. У инфузории есть клеточный рот (цитостом), ведущий в клеточную глотку (цитофарингс), от которой отшнуро- вываются пищеварительные вакуоли. Они движутся к постоянному месту удаления остатков непереваренной пищи (порошице). Бесполое размножение осуществляется путём поперечного деления клетки надвое, половой процесс - путём конъюгации.

2) Почему она носит такое название?

3) Как инфузория-туфелька передвигается?

Показать ответ

1) нет (инфузория-туфелька свободноживущий организм);

2) имеет форму тела в виде подошвы туфли;

3) в результате колебания ресничек.

Пользуясь таблицей «Происхождение основных домашних животных», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Происхождение основных домашних животных

1) Какое из животных было одомашнено раньше других?

2) Диким предком какого животного был тарпан?

3) Почему пчёл не используют на севере Евразии?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) собака;

2) лошади;

3) так как центром одомашнивания пчёл является Центральная Африка.

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Используя данные таблиц, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака для 16-летней Ирины, если девушка питается четыре раза в день. Предложите Ирине оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Ирина пьет чай без сахара и любит вафельный рожок.

В ответе укажите калорийность второго завтрака при четырехразовом питании, заказанные блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество углеводов в нем.

Показать таблицы

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Калорийность при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

ГОРДОСТЬ РОССИИ


Кулибин И.П. (1818) Кулибин Иван Петрович.

КУЛИБИН Иван Петрович (1735-1818) - российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др.



Михаил Ломоносов. Художник Миропольский Л.С. 1787

Михайло (Михаил) Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь.



Портрет Радищева А.Н. Неизвестный художник

Александр Николаевич РАДИЩЕВ (1749 - 1802) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.


Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович (1827-1914)


Портрет почетного члена Академии наук и Акадении художеств П.П.Семенова-Тян-Шанского. 1901

Петр Семенов – знаменитый ученый и общественный деятель, действительный член всех Российских университетов. За заслуги перед отечественной наукой получил право прибавить к фамилии Тан-Шаньский в честь обследованного им горного хребта. Он и его брат Николай Семёнов работали в Редакционных комиссиях. Н. Семенов оставил записки о заседаниях Комиссий, которые легли в основу труда «Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II» (1889-1893). Это сочинение является важным источником по истории освобождения от крепостного права.


Алексей Венецианов. Портрет Николая Михайловича Карамзина. 1828

Николай Михайлович КАРАМЗИН (1766-1826) - почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).


Михаил Нестеров, Философы (Флоренский и Булгаков) (1917 год).

Павел Александрович ФЛОРЕНСКИЙ (1882 - 1937) - русский православный священник, богослов, философ, учёный, поэт.
Афанасий Иванович БУЛГАКОВ (1859-1907) - русский богослов и историк церкви. Отец писателя Михаила Булгакова.


Иван Крамской. Портрет астронома Отто Струве. 1886

Отто (Оттон) Васильевич СТРУВЕ (нем. Otto Wilhelm von Struve - 1905) - русский астроном, член Петербургской Академии Наук (1852-1889)


Иван Крамской. Портрет философа B.C. Соловьева. 1885

Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853 - 1900) - русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.



Илья Репин. Портрет академика И.П.Павлова

Иван Петрович ПАВЛОВ (1849 - 1936) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».



Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Хирург И.П.Павлов в операционном зале. 1888



Михаил Нестеров Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935


Илья Репин. Портрет военного инженера А.И.Дельвига

ДЕЛЬВИГ (барон Андрей Иванович). Родился в 1813 г.: образование получил сначала в военно-строительном училище, а затем в институте корпуса инженеров путей сообщения. Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.



Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет историка И.Е.Забелина

ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908/09), историк, археолог. Председатель Общества истории и древностей российских (1879 - 88); фактический руководитель Исторического музея в Москве.



Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова. 1901

ТРЕТЬЯКОВ (Павел Михайлович, 1832-98) - известный московский собиратель картин. Вместе с своим братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников итаким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России. В 1892 г. картинная галерея, вместе с зданием, вкотором оно помещено была принесена им в дар городу Москве.


Илья Репин. Портрет профессора Дмитрия Менделеева

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834 - 1907), российский ученый, педагог, общественный деятель. Открыл (1869) периодический закон. Оставил свыше 500 печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др. Организатор и первый директор (1893) Главной палаты мер и весов (ныне научно-исследовательский институт метрологии имени Менделеева).


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет хирурга Н.И.Пирогова

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881), хирург, естествоиспытатель, педагог и общественный деятель, основоположник анатомо-экспериментального направления в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1847). Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецкой (1877-78) войн. Впервые произвёл операцию под наркозом на поле боя (1847), ввёл неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций.


Костомаров Николай Иванович. Портрет работы Николая Ге

КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817-85) - российский историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества.


Илья Репин. Историк Николай Иванович Костомаров в гробу.


Крамской. Боткин Сергей Петрович

БОТКИН Сергей Петрович (1832-89) - российский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов. Брат В. П. и М. П. Боткиных. В 1860-61 организовал клинико-экспериментальную лабораторию, где проведены первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии. Высказал предположение об инфекционной природе катаральной желтухи (гепатита).


Лев Крюков. Портрет Н. И. Лобачевского, 19 век

Николай Иванович ЛОБАЧЕВСКИЙ (1792 - 1856), великий русский математик, создатель геометрии Лобачевского, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».


Перов, Василий. Портрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872. Третьяковская Галерея, Москва



Погодин Михаил Петрович. Портрет работы Василия Григорьевича Перова.

ПОГОДИН Михаил Петрович (1800-75) - российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журнал "Московский вестник", "Москвитянин". Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Др. Руси, летописанию.


Репин Портрет А.Ф.Кони. 1898

Анатолий Фёдорович КОНИ (1844 - 1927) - русский юрист, общественный деятель и литератор, действительный тайный советник, член Государственного совета, почётный академик Петербургской АН (1900). Сын писателя и театрального деятеля Ф.А.Кони и писательницы и актрисы И.С. Юрьевой. Выдающийся судебный оратор. Профессор Петербургского университета (1918-1922).


Репин. Портрет адвоката О.О.Грузенберга

Оскар Осипович ГРУЗЕНБЕРГ (1866 - 1940) - российский юрист и общественный деятель.


Репин. Портрет В. Г.Черткова. Конец 1880 - начало 1890-х

ЧЕРТКОВ Владимир Григорьевич (1854-1936) - российской общественный деятель, издатель, друг Л. Н. Толстого. Организатор издательства "Посредник" (1884), в 1897-1907 жил за границей, издавал газету "Свободное слово", сборник "Листки "Свободного слова". С 1928 редактор Полного собрания сочинений Толстого в 90 тт.


Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова, художественного и музыкального критика, историка искусств, 1900

Владимир Васильевич СТАСОВ (1824г - 1906) - русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Свободно владел шестью(!) языками.


Репин. Портрет невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева. 1913

Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ (1857 - 1927) - выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.


Репин. Портрет собирателя картин и рисунков русских художников И.Е.Цветкова. 1907

ЦВЕТКОВ Иван Евменьевич (1845 - 1917), банковский служащий, коллекционер, основатель частной картинной галереи, действительный член петербургской Академии художеств (1903). Собрание Цветкова первоначально размещалось в его особняке в Кривоарбатском переулке, 5. В 1899-1903 по проекту В.М. Васнецова Цветков построил для коллекции двухэтажный каменный особняк. В 1909 Цветков передал особняк вместе с коллекцией в дар Москве; до конца жизни оставался хранителем галереи. Похоронен на Ваганьковском кладбище.



Репин. Портрет физиолога И.М.Сеченова. 1889

Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 - 1905) - выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почётный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук.
Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».



Репин. Портрет юриста В.Д.Спасовича. 1891

СПАСОВИЧ Владимир Данилович (1829 - 1906) - рус. адвокат, историк права и лит-ры. Окончил Петерб. ун-т (1849), где в 1857 занял кафедру уголовного права.


ЧЕБЫШЕВ Пафнутий Львович (1821-94) - российский математик, создатель петербургской научной школы, академик Петербургской АН (1856). Труды Чебышева положили начало развитию многих новых разделов математики.


Портрет В.И.Вернадского работы И.Э.Грабаря. Санаторий Узкое. Холст, масло. 1934. Кабинет-музей В.И.Вернадского, Москва.


Портрет В.И.Вернадского работы А.Е.Елецкого. Холст, масло.

Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург - 6 января 1945, Москва) - русский и советский естествоиспытатель украинского происхождения, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.


Колмогоров Андрей Николаевич.

КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич (1903-87) - российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, академик АН СССР (1939). Фундаментальные труды по теории функций, математической логике, топологии, дифференциальным уравнениям, функциональному анализу и особенно по теории вероятностей (аксиоматическое обоснование, теория случайных процессов) и теории информации.



Игорь Грабарь. Портрет академика С.А. Чаплыгина. 1935

Сергей Алексеевич ЧАПЛЫГИН (1869-1942) - русский и советский физик, один из основоположников гидро- и аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941).



Портрет трижды Героя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Курчатова.

Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903 - 1960) - выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).

Поделиться