Мороз красный нос история создания кратко. Конспект урока литературного чтения "Мороз, Красный нос" (отрывок из поэмы)

В своих произведениях Н. А. Некрасов обличал не только крепостное право, но и глобальную социальную несправедливость, которая делала жизнь народа невыносимым бременем. Из-за отсутствия социальной поддержки со стороны государства крестьяне жили очень недолго, многие из них умирали в цвете лет, так и не дождавшись медицинской помощи. Семья умершего кормильца тоже была обречена на скорую смерть. Именно об этой проблеме говорит автор в поэме «Мороз, Красный нос».

Суровая правда жизни крестьянина была хорошо знакома Некрасову, выросшему в семье помещика, и все детство тесно общавшемуся с детьми крепостных. Красной линией через все его творчество проходит тема тяжелой доли крестьян и их семей. Множество стихов посвятил он нелегкой судьбе простой русской крепостной крестьянки. Эту тему он развил и в поэме «Мороз, Красный Нос», которую написал в 1863 году и посвятил своей сестре Анне.

Одним из факторов, повлиявших на создание поэмы, стала нестабильная политическая обстановка в стране, пошатнувшая дух демократично настроенной русской интеллигенции. Чтобы поднять патриотический дух соотечественников, Некрасов создал произведение, в котором не только описал долю русской женщины, но и восторгался ее красотой и нравственной силой. Этот образ «величавой славянки» навсегда остался в русской литературе как эталон русской женщины.

Жанр, направление и размер

Произведение написано в размере амфибрахия, имеет парную рифму. Жанр – поэма.

Н. А. Некрасов позиционировал себя как поэт реалистического направления. На его творчество во много повлияла и «натуральная» школа, следуя традициям которой поэт в мельчайших деталях описывал быт и трудовые будни крестьянина.

Кроме того, автор был поклонником дарования Жуковского и Лермонтова. Следы романтизма можно проследить и в поэме «Мороз, Красный Нос». Как известно, основным жанром романтической поэзии является баллада. Ее ключевые признаки можно увидеть и в некрасовской поэме: это таинственность, мистика, фантастические элементы потустороннего. Сам сюжет очень напоминает классическую балладную фабулу: вдали от людей и городов человек попадает под власть волшебных чар, и данное явление нередко приносит ему страдания или смерть. Поэма «Мороз, Красный Нос», таким образом, несет в себе черты сразу двух литературных направлений: реализма и романтизма.

Образы и символы

Главными героями поэмы являются крестьянка Дарья и повелитель зимы — Мороз-воевода. Сначала рассказчик рассуждает о тяжелой доле русской крестьянки, а затем обращается к образу Дарьи, вдовы крестьянина Прокла, оставшейся с маленькими детьми без кормильца семьи.

  1. Дарья – настоящая русская женщина, которая с достоинством переносит все жизненные тяготы, холод и голод. Она верит в то, что спасение человека состоит в честном труде и семейных ценностях, она посвящает всю себя своему мужу и детям. После смерти любимого героиня вынуждена взвалить на себя все мужские обязанности, в том числе и пополнение запасов дров. В лесу она и встречается с другим центральным персонажем поэмы.
  2. Мороз–воевода – это фантастическое существо, которое в фольклоре является властелином холода и зимнего времени года. Образ этого персонажа нам знаком еще по сказке «Морозко». В поэме Мороз представлен величественной и неукротимой силой, которая управляет судьбами попавших в ее власть людей и жестоко наказывает за неповиновение. Испытывая Дарью холодом, герой видит, насколько сильна ее воля, и, сжалившись, ледяным дыханием освобождает ее от мук этой жизни. Это делает его спасителем главной героини, но заставляет читателей волноваться о судьбе ее детей, оставленных без матери и отца. Как можно видеть, образ Мороза неоднозначен и тесно связан с фольклорной традицией, которой пронизана вся поэма. Если в сказках всемогущий маг дарует тем, кто прошел проверку, счастье, то в данном произведении он награждает женщину смертью. Нет, дело не в жестокости. Просто для Дарьи нет в мире счастья, раз нет на свете любимого мужа. Поэтому причина ее страданий – не злая мачеха, а сама жизнь в одиночестве. Мороз убивает ее, чтобы она воссоединилась с супругом.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема поэмы – ужасная судьба русской крестьянки. «Мороз, Красный Нос» — поэма о матери, «женщине земли русской», которая обладает ни с чем несравнимой силой духа. С помощью нее она выдерживает все испытания, которые посылает злой рок. Так их описывает

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Некрасов стремился показать читателю, что на плечах крестьянской женщины лежит тяжелый и изматывающий труд, вынести который способен только человек невероятной силы воли. Поборов трудности жизни многодетной вдовы, главная героиня не ломается даже перед напором стихийной, мистической силы в лице Мороза–воеводы. Умирая, Дарья вспоминает о своем муже Прокле и в последние мгновения своей жизни воскрешает в своей памяти все хорошее, что разбавляло ее трудовые будни. Крестьянка предана своей любви до последнего, поэтому в поэме можно смело выделить эту тему в качестве важной. При всех своих заботах, при всем своем бесправии, она находит в себе теплоту и ласку для супруга, заботу для детей. В этом состоит величие ее души.

Тема смерти звучит в каждой строке произведения. Особенно четко звучит этот мотив в первой части поэмы, где рассказывается о смерти Прокла. Этот эпизод призван показать читателю, сколько горя и страданий приносит в крестьянскую семью смерть родителя. Описывая трагедию одной семьи, Некрасов указал на тяжкую долю всего простого русского народа.

Проблем затронуто множества, проблематика богата. Автор пишет об отсутствии квалифицированной медицинской помощи для крестьян (а это самая многочисленная социальная группа в стране), об изматывающем труде, который убивает людей, об ужасных условиях работы. Простые люди брошены на произвол судьбы: если в мороз никто не пойдет за дровами, то вся семья замерзнет до смерти, и никто не поможет. Злая ирония положения заключается в том, что бедные труженики больше всех остальных делают для страны, но являются при этом наименее защищенным классом. По сути, они живут на правах рабов, то есть без прав.

Основная идея

Смысл поэмы заключается в том, что дух русской женщины не сломить никакими невзгодами. Поэт взял на себя задачу создать образ настоящей русской красавицы, «величавой славянки», и наделил свою героиню высокими моральными идеалами. За всей трагедией Дарьи мы четко видим послание автора о том, что русские крестьянки несут на своих плечах всю Россию, несмотря на безразличие власти и жестокую несправедливость. В их лицах отражается подлинный облик всей Руси.

«Мороз, Красный Нос» – также поэма о трагедии многих крестьянских семей, оставшихся без кормильца, семей, в которых мать вынуждена взвалить на свои плечи всю тяжелую работу. При этому любовь Дарьи к Проклу рисуется автором как нить, которая связывает героев даже после смерти. Любовь в поэме – это глубокое и сильное, чувство, которое составляет саму суть русской женщины. В этом непоколебимом эмоциональном подъеме, который позволяет героине превозмогать боль, справляться с трудностями, заключается величие русской души. Главная мысль поэта – показать эту душу во всей красе и призвать людей своего круга защитить ее.

Средства художественной выразительности

Для того чтобы подчеркнуть народный колорит, Некрасов широко использует народно-поэтическую лексику, слова и выражения, отсылающие к фольклорной традиции. Широко представлены в тексте «природные» метафоры и сравнения: «пава-невеста», «соколик-жених»; «черен, как галчонок», «соколий глазок» и т. д. Пласт народно-поэтической лексики также представлен большим количеством эпитетов, так или иначе связанных с фольклором: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный» и т. д.

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока…

Мы также можем заметить большое количество слов с уменьшительно ласкательными суффиксами, которые отсылают нас к фольклорным песенным мотивам: «спинушка», «Саврасушка», «Дарьюшка», «зимушка», «дубровушка», «подруженьки», «ноженьки», «скотинушка».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Таким образом, на примере поэмы «Мороз, Красный Нос» мы можем проследить, как народно-поэтический пласт языковой культуры органично вплетается в ткань повествования, яркими красками подчеркивая национальный русский колорит поэмы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В этой статье мы познакомимся с произведением, созданным Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1863 году. Опишем поэму этого великого автора, ее краткое содержание. Некрасова ("Мороз, мы впервые открываем для себя еще в школе. Но перечитывать произведения этого автора можно бесконечно.

Начинается поэма следующим событием. Страшное горе в одной крестьянской избе: умер кормилец и хозяин, Прокл Севастьяныч. Его мать привозит для сына гроб. Отец отправляется на кладбище для того, чтобы выдолбить в промерзлой земле могилу. Дарья, вдова крестьянина, шьет покойному мужу саван.

Русские крестьянки

Продолжаем описывать краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") всегда привлекали русские крестьянки. В своих произведениях он восхищался их силой, выносливостью, смелостью. Есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, покоряться до гроба рабу и быть матерью раба-сына. Все это выпало на долю русской крестьянки. Однако, несмотря на страдания, в русских селениях есть женщины, к которым грязь будто не липнет. Эти красавицы цветут на диво миру, ровно и терпеливо вынося и холод, и голод, при этом оставаясь во всякой одежде красивыми, а в работе - ловкими. Они безделья не любят по будням, но в праздники их лицо озаряется веселой улыбкой и таким сердечным смехом, какого не купишь за деньги. Женщина на Руси войдет в горящую избу, остановит на скаку коня. В ней ощущается и строгая дельность, и внутренняя сила. Русская крестьянка уверена, что ее спасение заключается в труде. Поэтому она не жалеет гуляющего без дела убогого нищего. Ей сполна воздается за труд: семья крестьянки не ведает нужды, дети сыты и здоровы, хата всегда тепла, к празднику есть лишний кусок.

Горе, выпавшее на долю Дарьи

Дарья, вдова умершего Прокла, была именно такой женщиной. Но горе теперь иссушило ее. Как ни старается девушка сдержать слезы, они падают на ее руки, шьющие саван. Мать и отец, отведя своих озябших внуков, Гришу и Машу, к соседям, обряжают покойника. Лишних слов не говорится при этом, никто не показывает слез. Кажется, что суровая красота умершего, в головах которого - горящая свеча, плакать не позволяет. И лишь потом, когда уже совершен последний обряд, начинаются причитания.

Преданная савраска

Савраска везет суровым зимним утром своего хозяина в последний путь. Много служил Проклу конь: и зимой, отправляясь с ним в извоз, и летом, во время работ в поле. Прокл простудился, занимаясь извозом. Он торопился вовремя доставить товар. Домашние лечили кормильца: с 9 веретен окатывали водой, водили в баню, спускали в прорубь, продевали через потный хомут 3 раза, клали его под куриный насест, возносили молитвы перед чудотворной иконой. Но Прокл уже не встал.

Дарья отправляется в лес за дровами

Как водится, соседи во время похорон плачут, жалеют семью умершего, хвалят покойника, а затем идут по домам. Дарья, вернувшись с похорон, хочет приласкать и пожалеть ребятишек, но у нее нет времени на ласки. Крестьянка видит, что ни полена дровишек не осталось дома, и, вновь отведя к соседке детей, отправляется на том же савраске в лес.

Слезы Дарьи

Вы читаете краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос". Это не текст самого произведения. Поэма Николая Алексеевича написана в стихах.

По пути через равнину, блестящую от снега, слезы показываются в глазах Дарьи - наверное, от солнца... И лишь когда она въезжает в лес с его могильным покоем, из груди девушки вырывается сокрушительный вой. Равнодушно лес внимает стонам вдовы, скрывая навеки их в нелюдимой глуши. Дарья, не отерев слез, принимается рубить дрова и думает о своем муже, говорит с ним, зовет его. Все это подробно описывает Некрасов Н.А. передает лишь основные события произведения.

Вещий сон

Девушка вспоминает сон, который видела перед Стасовым днем. Несметная рать обступила ее. Вдруг она превратилась в ржаные колосья. Дарья взывала о помощи к мужу, но тот не вышел. Крестьянка осталась одна жать рожь. Она понимает, что этот сон оказался вещим, и просит помощи у мужа в непосильном труде, ожидающем ее. Дарья представляет себе зимние ночи без Прокла, бесконечные полотна, которые она будет ткать к женитьбе своего сына. Вместе с мыслями о сыне возникает страх, что Гришу отдадут беззаконно в рекруты, так как заступиться за него будет некому.

Мороз-воевода

"Мороз, Красный нос" Некрасова в кратком изложении продолжается тем, что Дарья, сложив на дровни дрова, отправляется домой. Но затем, взяв машинально топор и прерывисто, тихо воя, подходит к сосне и под нею застывает. Тогда к ней подбирается обходящий владения свои Мороз-воевода. Он машет ледяной булавой над Дарьей, зовет ее в свое царство, говорит, что согреет и приголубит вдову...

Сверкающим инеем покрывается Дарья, ей снится недавнее жаркое лето. Девушка видит во сне, что она у реки, на полосах копает картофель. С нею дети, под сердцем бьется малыш, который к весне должен родиться. Дарья, заслонившись от солнца, смотрит, как воз уезжает все дальше. В нем сидят Гриша, Маша, Прокл...

"Заколдованный сон" Дарьи

Во сне Дарья слышит звуки дивной песни, с ее лица сходят последние следы муки. Ее сердце утоляет эта песня, в которой "дольнее счастье". В сладком и глубоком покое забвенье приходит к вдове вместе со смертью. Душа крестьянки умирает для страсти и скорби. На девушку роняет ком снега белка, а Дарья стынет в "заколдованном сне".

На этом заканчивается краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") называют певцом русского народа. Многие произведения этого автора посвящены его нелегкой доле. Это касается и интересующей нас поэмы. Мы начинаем сочувствовать судьбе русской крестьянки, прочитав даже краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") принято считать одним из величайших русских поэтов. Художественная сила этого произведения поражает. Вы можете убедиться в этом, познакомившись с поэмой в оригинале.

Поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и стихотворение «Железная дорога» - это цикл, посвященный изображению народа, утверждению его духовной силы.

Особенно проникновенно писал поэт о русской женщине, восхищаясь силой ее характера, всем сердцем отзываясь на ее тяжелую долю. В поэме «Мороз, Красный нос» использованы мотивы и художественные средства народной поэзии. Это поэма о женской доле, о жизни крестьян. В ней показаны самые разные стороны крестьянского бытия, раскрыта душа народа, созданы народные характеры.

Поэма написана в годы усиления реакции, когда спала революционная волна. Но при всей драматичности ситуации и печальном финале поэма проникнута оптимизмом, верой в народ, его силы и духовную мощь.

Это прежде всего поэма о героизме крестьянского труда, о повседневном трудовом подвиге русских крестьян. Характеры героев проявляются в их трудовой деятельности. Прокл и Дарья - неутомимые труженики. Во внешнем облике Дарьи воплотились народные представления о настоящей красавице - крепко сложенной, румяной, живой, ловкой, трудолюбивой:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Работа горит в умелых руках Дарьи:

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна...

Я видывал, как она косит:

Что взмах - то готова копна!

Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки. В ней отразились лучшие черты русского национального характера, это «тип величавой славянки». В Дарье - простой крестьянской женщине - соединяются внешняя привлекательность и внутренняя красота, душевное богатство с самоотверженностью:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Посмотрит - рублем подарит!

Судьба Дарьи в поэме - типичная судьба женщины-крестьянки на Руси:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

Суровая доля была у русских крестьянок. Но Дарья и Прокл жили счастливо: муж сдержанно, как это водится в крестьянских семьях, любил жену. Героизм же Дарьи - в мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о небольшом скромном достатке, воспитание детей, постоянная работа по дому и тяжелая работа в поле - все лежало на ней. Но Дарья не согнулась, не сломалась под этой непосильной тяжестью.

Крестьянская семья в поэме - частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке, Прокл сравнивается с Микулой Селяниновичем. Да и событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, вбирает в себя тысячелетние беды русской женщины-матери, многострадальной славянки. Горе Дарьи - «великое горе вдовицы и матери малых сирот»: в нем повторяется трагедия многих поколений русских женщин - невест, жен и матерей. Но Дарья даже в будущем не мыслит себя одинокой: мечтая о свадьбе сына Гриши, она предвкушает уже невозможное счастье Прокла, радуется его радостью:

Я ли о нем не старалась?

Я ли жалела чего?

Я ему молвить боялась,

Как я любила его!

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает стойкость славянских женщин в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

2 вариант

Поэзия замечательного русского поэта Н. А. Некрасова исполнена горячей любви к человеку. Особенно проникновенно поэт писал о русской женщине. Величавая славянка стала героиней многих произведений Н. А. Некрасова, таких как «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

С исчерпывающей полнотой и поразительной яркостью в образах и картинах крестьянского быта отобразил поэт мысли и чувства, труд и страдания русской женщины.

Но мы не можем сказать, что крестьянка предстает в произведениях Н. А. Некрасова только лишь в образе замученной жизнью и трудом женщины. В его поэме «Мороз, Красный нос» мы встречаем новый тип селянки. В соответствии с народным представлением о женской красоте, Н. А. Некрасов любовно рисует портрет крестьянки из русского селенья:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

У нее «тяжелые русые косы», «смуглая грудь», «красивые ровные зубы» и «румяные губы». Но автора восхищает не только внешняя красота «женщин из русских селений». Он уверен, что внутри у них скрывается гораздо большая сила: выносливость, спокойная мудрость, терпеливость. Ведь русская крестьянка еще и хозяйка, и жена, и мать. «Она улыбается редко...» - с печалью говорит автор. Ведь «лежит на ней дельности строгой и внутренней силы печать». Она осознает всю ответственность, которая лежит на ней, и понимает, что ее «спасенье в труде». Поэтому и не сидят сложа руки русские женщины в селах. Зато и гордиться им есть чем:

Всегда у них теплая хата,

Хлеб выпечен, вкусен квасок,

Здоровы и сыты ребята,

На праздник есть лишний кусок.

Н. А. Некрасов показывает нам удивительное свойство русского национального характера, которое народ пронес сквозь века до наших дней. Автор раскрывает читателям тот неиссякаемый источник выносливости и силы народного духа, который столько раз спасал и поддерживал Россию в годы национальных потрясений. И в образе крестьянки из поэмы «Мороз, Красный нос» мы можем разглядеть облики будущих декабристок, жен-солдаток, которые были опорой для своих мужей и совершали подвиги во имя любви К семье, к родине. О таких женщинах с восхищением говорят и сейчас, повторяя слова Н. А. Некрасова:

В беде не сробеет - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

В своих поэмах и стихотворениях Н. А. Некрасов показал нам замечательные характеры русских женщин, их будни и труд, маленькие радости и страдания.

Поэт сумел создать в русской литературе такой образ женщины, который поражает своей цельностью и величием.

При работе над поэмой «Мороз, Красный нос» (1863) поэт поставил перед собой задачу углубленного анализа русского народного характера, художественного проникновения в самые сокровенные движения души, идеалы, чувства и представления своих народных героев. Поэма «Мороз, Красный нос» писалась, когда на спаде революционной волны запахло в стране реакцией, когда в рядах демократической интеллигенции в значительной мере пошатнулась вера в революционные возможности народа. Этим произведением Некрасов заявлял, что вопрос о народе и его судьбах остается центральным вопросом русской жизни. Обращаясь к демократической интеллигенции, он стремился укрепить ее веру в народные силы, ибо вся поэма «Мороз, Красный нос», полная проникновенного лиризма, звучала как вдохновенный гимн неисчерпаемой силе и великой нравственной красоте русского крестьянства.

В новой «крестьянской» поэме автор не стремится к развороту вширь. Два дня и две смерти в одной крестьянской семье. Сужено поле наблюдения, в сфере внимания автора лишь два наиболее полно (Дарья, Прокл) и несколько бегло очерченных персонажей, но никогда еще в своем стремлении проникнуть в самые глубины народного духа, народной психологии Некрасов не достигал таких успехов. Драматический сюжет (смерть и похороны Прокла, гибель Дарьи) способствует раскрытию внутреннего мира героини: в годину горя люди больше думают, острее чувствуют, живут более интенсивной духовной жизнью.

На первый взгляд «Мороз, Красный нос» кажется произведением более традиционным, чем «Коробейники»: анализ душевных переживаний, эмоций героя и лирические раздумья автора издавна составляли основу жанра поэмы. Но это только видимость. Новаторский смысл поэмы и смелость автора ее в том, что героиня ее — деревенская баба, и те проникновенно-лирические интонации, те приемы глубокого и тонкого психологического анализа, которые применялись к героям прежнего типа, «тонким» людям дворянской среды, зазвучали небывало свежо, будучи использованы при изображении жизни неграмотной русской крестьянки.

Как и в «Коробейниках», поэт не страшится говорить о самом будничном, обычном, рисовать картины убогого деревенского быта (в избе, как водится, — «теленок в подклети», и на ужин, как водится, — «капуста, да с хлебушком квас») и беспросветной темноты (лечение Прокла) русской деревни во всей их истинности и суровой, «трезвой», как говорил Чернышевский, правде. Через эти картины и обнажается постепенно глубокий трагизм «хода народной жизни». Не скрывает поэт и того трагического обстоятельства, что века рабства и нищеты наложили свою печать на народный характер. Под воздействием «грозной доли» «тип измельчал / Красивой и мощной славянки», массовым стал тип женщины, очерченный словами:

Ты вся — воплощенный испуг,

Ты вся — вековая истома

Но пафос поэмы состоит в другом. Все внимание автора сосредоточено на более редко встречающемся, но вопреки всему сохранившемся типе «величавой славянки». Он есть, его «возможно и нынче сыскать», в нем сосредоточены лучшие черты народного характера, он — самое весомое доказательство, что «народ не замер, не опустился, источник жизни не иссяк в нем» (Добролюбов). К этому народному типу относятся и Дарья с Проклом, и родители Прокла, и, вероятно, Гришуха с Машей-резвушкой. Каждый из этих образов (и особенно Дарьи) овеян поэтическим ореолом. И это не стремление к идеализации, а результат определенного, нового для литературы той поры эстетического видения мира. Все есть: убогая избенка, худые лапти, теленок в подклети, непосильный труд, а за него — «капуста, да с хлебушком квас», но «грязь обстановки убогой» к героям поэмы «словно не липнет», может быть, потому, что это, употребляя термины Чернышевского, здоровая, реальная грязь, основным элементом которой является труд.

С большим лирическим волнением говоря о красоте героини — русской крестьянки Дарьи и о благородстве ее внутреннего облика, автор дает понять, что они суть следствие самого высокого: красоты человеческого труда, который составляет содержание и основу народной жизни и делает человека труда носителем высших нравственных норм и ценностей. Для Некрасова в 60-е годы проблема труда, его роли в человеческом обществе приобретает все большее и большее значение. Вывод, что именно народ является созидателем всех материальных и культурных ценностей, уже предчувствуется в поэме. Не случайно, что вслед за ней будут написаны «Железная дорога» и «Кому на Руси жить хорошо».

Но не вступает ли высокая поэтизация народной жизни в поэме «Мороз, Красный нос» в противоречие с требованием ее реалистического изображения? О социальных условиях, крестьянском быте, убогом и темном, поэт говорит, не смягчая красок, «трезвую правду». А о Дарье, Прокле? Тоже правду. Образы глубоко реалистичны, тысячей нитей связаны со средой и объяснены ею, нет оснований не верить поэту, что людей подобного типа в народе «можно и нынче сыскать». Но вся ли это правда о русском крестьянстве как таковом? Предстало ли оно во всей многосложности и противоречивости своего социально-бытового и психологического облика? Предстало ли не только в труде, но и в борьбе?

Некрасов с горячей любовью и большой правдивостью нарисовал один из наиболее положительных, отрадных типов народного характера, раскрыл наиболее поэтические стороны народной души. Но часть не равна целому. Вполне понятно, что поэма с семейно-бытовым сюжетом не могла вместить всего разнообразия народных типов, раскрыть все грани народного характера. Автор и не стремился к этому, перед ним стояла другая задача, блистательно решенная... Но именно в эти годы, годы работы над поэмой «Мороз, Красный нос», Некрасов вынашивал замысел грандиозного художественного полотна, эпопеи народной жизни, произведения, в котором хотел сказать о народе все, что знал и понял, в которое мог бы вложить все сведения о народе, собранные по словечку в течение двадцати лет. Это произведение он назовет «Кому на Руси жить хорошо».

Поделиться