Соц иерархия. Иерархия как социальное отношение

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических, структур.

Будучи социологическим и управленческим, этот термин пришел к нам из церковной практики, где он обозначал управленческую лестницу должностных статусов. Под иерархией будем понимать совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных к наиболее престижным и вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления.

Управленческая иерархия может существовать в устной традиции и письменно не фиксироваться, а может оформляться специальными документами.

Например, в царской России управленческая иерархия оформлялась документом, который назывался «Табель о рангах» Петра I и состоял из 14 классов. Во Франции аналогичный документ тоже назывался «Табель о рангах», был принят при Наполеоне и состоял всего из четырех классов.

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней - верхнего, среднего и нижнего. Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху - незначительная часть населения и большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди (власть, богатство, влияние, льготы, престиж).

Те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства, и у них возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну. Поэтому история полна революций, восстаний, мятежей, переворотов, зачинщиками которых выступают те, кто оказался обделенным или считает себя таким.

Более медленный и консервативный способ перераспределения богатства - продвижение наверх не массой или группой, а индивидуально путем личной карьеры.

Социальную иерархию, как уже говорилось, можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов.

Первый закон: число вакансий (рабочих мест или должностей), расположенных внизу, всегда больше числа вакансий, расположенных наверху. Так как вакансий наверху меньше, а желание занять их испытывает большинство, появляется возможность отбирать людей и возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.

Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, получается обратная (перевернутая) пирамида.

Третий закон - закон социального неравенства, согласно которому в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения и наоборот.

Четвертый закон - закон социальной поляризации: в любом обществе существуют две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий связано обратно пропорциональной зависимостью, т.е. большинство людей обладает меньшей частью социальных благ, а меньшинство населения - большей частью благ. Данный закон предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство между полюсами и делает переход от одного полюса к другому постепенным; либо присутствие среднего класса настолько незначительно, что он не имеет возможности влиять на процесс распределения собственности.

Пятый закон - закон социальной дистанции, который характеризуется несколькими эмпирически наблюдаемыми признаками:

О чем больше уровней в иерархии и чем больше расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее индивиду преодолеть эту дистанцию в течение жизни;

О чем больше уровней в иерархии и больше дистанция между полюсами, тем менее прозрачна социальная пирамида для общественности;

О чем труднее низам контролировать действия верхов, тем больше свобода маневра и вероятность использования верхами нелегитимных действий; тем с большей вероятностью те, кто занимается поддержанием этой пирамиды, будут стремиться ее сохранить, а не изменить; тем в большей степени судьба отдельного чиновника будет зависеть не от его личных способностей, а от правил игры и существующих в иерархии традиций; тем с большей вероятностью продвижение по службе будет связано не с конкурсной борьбой, а со старшинством и выслугой лет; тем вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропускные фильтры становиться жестче.

Если в качестве объекта исследования взять государственный и частный секторы, то окажется, что в государственном секторе госслужащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей мере, чем в частном секторе.

Шестой закон - закон сохранения status quo иерархии, согласно которому: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем выше мотивация сохранить ее, а не разрушить.

Седьмой закон: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем меньше скорость ее социального обновления, тем меньше количество управленческих инноваций приходится на единицу времени.

В масштабе всего общества, как и на уровне отдельной организации, управление строится и функционирует по поводу распределения дефицитных благ, т.е. всего того, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Как правило, к ним относят: власть, доход, образование и престиж.

Система управления во всех обществах и во все исторические эпохи строилась вокруг распределения и контроля за дефицитными благами.

В отдельной организации благом могут выступать заработная плата, премии, престиж, свободное время, задания. Поскольку к обладанию благами стремятся все, у менеджеров появляется эффективный механизм стимулирования производительного труда. Но стоит перевести дефицитные блага в разряд недефицитных, т.е. общедоступных, как пропадает мощный рычаг воздействия на людей.

Американские социологи У. Мур и К. Дэвис создали теорию социальной стратификации и управленческой иерархии, согласно которой самые ценные должности в обществе располагаются наверху: принимаемые там управленческие решения наиболее важны.

Рационально устроенная организация - будь то общество в целом или отдельная организация - базируется, по их мнению, на следующих аксиомах:

О высшие управленческие посты в организации должны занимать самые способные и квалифицированные работники;

О чем выше занимаемая позиция в иерархии, тем способнее и квалифицированнее должен быть менеджер;

О чем выше позиция в иерархии, тем качественнее должны быть принимаемые менеджером управленческие решения;

О наиболее качественное управленческое решение должно приниматься на самом верхнем уровне иерархии;

О чем выше качество принимаемого менеджером решения, тем выше должна быть его ответственность перед теми, кого оно касается;

О чем выше ответственность менеджера за принимаемое решение, тем больше властных полномочий он должен иметь для проведения его в жизнь;

О чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов на высокие позиции в иерархии;

О максимально жесткими должны быть фильтры-барьеры на верхних ступенях пирамиды.

Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посередине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится.

Общество, в котором не существует механизма рекрутирования (выдвижения) талантливых людей и их дальнейшего продвижения, становится менее стабильным.

Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и грамотным открыта зеленая улица наверх, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные работники. Здесь действует механизм заинтересованности (восходящая мобильность). Но при этом должны существовать и механизмы обратной (нисходящей) мобильности. Под механизмами обратной мобильности понимают такие процедуры, как разжалование в военном чине и увольнение; лишение титулов и привилегий и т.д. Отсюда следует важный вывод: механизм социальной мобильности симметричен относительно позитивных и негативных санкций.

Функциональная теория Дэвиса и Мура предполагает неравноценность высших и низших позиций. Высшие позиции приносят обществу больше пользы: на каждом последующем уровне иерархии возрастают важность принимаемых решений, ответственность за их принятие, трудозатраты (нервная энергия), а следовательно, получаемое вознаграждение.

Во сколько раз заработная плата управленца выше заработной платы рядового работника, во столько раз должны быть выше его ответственность и масштаб принимаемых решений.

В обобщенном виде все предлагавшиеся Муром и Дэвисом аксиомы можно свести к следующим двум законам иерархии.

Восьмой закон иерархии - качество принимаемых решений и цена допускаемых ошибок повышаются с каждым следующим уровнем управления.

Девятый закон иерархии - с каждым последующим уровнем иерархии возрастает число людей, на которых распространяется принимаемое решение.

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

ТЕОРИЯ КЛАССОВ

Пока нет текста обобщающей станицы предлагаю цитаты из статьи и главы 3 из статьи Значение иерархического инстинкта .

Многим может показаться, что статья про должна относиться к сфере биологии или психиатрии, но дело в том, что без понятия иерархический инстинкт мы ничего не поймем в разделе , и даже в рубрике , так как иерархический инстинкт есть фактор социального развития всех , а главное - иерархический инстинкт есть главный фактор появления и развития экономики у людей . Это открытие сделал , поэтому данная - есть лишь моя попытка развить и обосновать идеи создателя .

Что такое иерархический инстинкт

3.2. За миллионы лет - иерархия, как эволюционная находка для обеспечения устойчивости единиц вида приматов, стала имманентным стаи обезьян, что потребовало закрепления на генетическом уровне в виде иерархического инстинкта .

Иерархическая структура единиц человечества

3.1. Надеюсь, что я понятно изложил внешние причины для образа жизни людей в составе единиц человечества. Если мы вернемся к определению Каутского, то он подчеркивал СПЛОЧЕННОСТЬ членов группы как орудие в борьбе за существование, что дает нам повод представлять себе каждую эволюционную естественную единицу человечества как , сплочение членов которой обеспечивается благодаря наличию внутренней иерархической структуры.

3.2. Попробуем разобраться с единицей человечества «изнутри». являются самодостаточной системой, сохраняющейся во времени благодаря тому, что такая форма существования гарантирует каждому члену - максимальную безопасность и минимально стабильный уровень получения жизненно важных ресурсов. Структурная целостность единицы вида обеспечивается за счет иерархии , которая выстраивает всех членов по местам в пирамиде привилегий - от вожака до самого последнего члена. При этом каждый член, кроме вожака и последнего, находится в двух ипостасях - (1) является низшим по отношению к членам, стоящим выше него по иерархической лестнице, и одновременно - (2) сам же возглавляет пирамидку из низших по иерархии. Считается, что существует некий модуль умиротворения , благодаря которому при некоторой величине верноподданнических проявлений со стороны низов прекращаются репрессии со стороны верхов. При этом разнообразные искренние проявления страха, благоговения и ответственности перед вышестоящим иерархом является ключевой поддержкой поддержания всей вертикальной консолидации. Самые последние члены, стоящие на низших ступенях лестницы иерархии не имеют ничего против вертикали, тогда как главную опасность для сложившейся иерархии представляют несколько первых членов в списке, которые благодаря модулю самоутверждения , стремятся повысить свой статус в группе или хотя бы не понизить достигнутый, если первое совершает кто-то другой. См. Инстинкты человека. Попытка описания и классификации

3.3. У животных единственным критерием для ранжирования - является физическая сила. У людей уже несколько критериев, по которым в любой системе иерархии постоянно идет борьба за более высокое положение, но даже самый низший член не стремится покинуть группу, так как его положение в сообществе даже на уровне самого низшего члена - лучше, если бы он находился за ее пределами.

3.4. Сам феномен иерархии является свойством сложных систем. В общей теорию систем в разделе Общесистемные принципы и законы можно найти два закона:

  • 3.5. «закон иерархических компенсаций » (Е. А. Седов) фиксирует, что «действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях»...;
  • 3.6. «принцип моноцентризма » (А. А. Богданов), фиксирует, что устойчивая система «характеризуется одним центром, а если она сложная, цепная, то у неё есть один высший, общий центр»...;

3.7. Так как сообщества людей являются сложными системами, то они должны иметь иерархическую структуру. Если сообщество - не толпа, то в нем обязательно существуют иерархия с единственным центром. В противоположность - «полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д.». При этом «биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале». (Пелед А., Гева А. Б., Мозговая организация и психическая динамика, Журнал практической психологии и психоанализа, N 4, 2001.)

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие иерархии может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие бюрократической иерархии. Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде «Небесная иерархия и Духовная иерархия» (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римской католической церкви понятие «иерархии» объединяет: (1) иерархию богословского права, (2) иерархию духовного права, (3) иерархию юрисдикции. В таком качестве понятие иерархии использовалось практически до середины 19 в., и не обладало смысловым оттенком «социального». В современных социальных теориях понятие «иерархии» используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (иерархия отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести иерархию наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит от и опирается на предшествующие ей, и является более сложной. Понятие СИ. широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие иерархии необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции, понятие СИ. используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как «иерархия подсистем социального действия». Интересно употребление понятия иерархии в концепции Г. Беккера (»На чьей мы стороне?», 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей «быть услышанным» для отдельного индивида в социуме, которая основана на иерархии уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие СИ. используется и для обозначения иерархии потребностей, иерархии ценностей, иерархии мотивов и др.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ - (греч. hierarhia, hieros святой, arche власть, правление) система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие И. может употребляться и… … Социология: Энциклопедия

    - (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия

    См. СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ … Новейший философский словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Gerarchia. Иерархия (от др. греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам… … Социология: Энциклопедия

    Англ. hierarchy, social; нем. Hierarchie, soziale. Иерархическая структура, характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    И; ж. [от греч. hieros священный и archē власть] 1. Последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Служебная, гражданская и. 2. Расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к… … Энциклопедический словарь

    ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. hierarchy, social; нем. Hierarchie, soziale. Иерархическая структура, характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т. д. ИЕРАРХИЯ СТАТУСНАЯ англ. Hierarchy, status; нем. Statushierarchie. Классификационный… … Толковый словарь по социологии

    Совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально… … Философская энциклопедия

Книги

  • Китайская цивилизация , Марсель Гране. Китайская цивилизация пожалуй, самая загадочная для европейского человека. Китай с древнейших времен развивался&171;неправильно&187;, не так, как западный&171;цивилизованный мир&187;.…

греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие "И." может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие "бюрократическая И.". Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде "Небесная иерархия и Духовная иерархия" (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римско-католической церкви понятие "И." объединяет: 1) И. богословского права, 2) И. духовного права, 3) И. юрисдикции. В таком качестве понятие "И." использовалось практически до середины 19 в. и не обладало смысловым оттенком "социального".

В современных социальных теориях понятие "С.И." используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (С.И. отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести И. наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит и опирается на предшествующие ей, и является более сложной.

Понятие "С.И." широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие И. необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции понятие "С.И." используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как "И. подсистем социального действия". Интересно употребление понятия "И." в концепции Г. Беккера ("На чьей мы стороне?", 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей "быть услышанным" для отдельного индивида в социуме, которая основана на И. уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие "С.И." используется и для обозначения И. потребностей, И. ценностей, И. мотивов и др.

Поделиться