Обет данный богу. Обет в православии

Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет - это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать.
Обет, данный Богу, - это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.

Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: Бытие 28:20-22 «И положил Иаков обет , сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть ».

I. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ОБЕТОВ, ДАННЫХ БОГУ

  • Обет Иеффая : Судей 11:30-31 «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение ».
  • Обет Анны : 1 Царств 1:9-11 «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет , говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его ».
  • Обет Давида : Псалтирь 131:1-5 «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова : "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим - дремания, доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова" ».
  • Обет Авессалома : 2 Царств 15:7-8 «По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет : если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон ».
  • Обет язычников : Иона 1:16 «И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты ».
  • Обет апостола Павла : Деяния 18:18 «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету ».

II. ВИДЫ ОБЕТОВ:

1. Обет обещания («neder» - обещание или что-то обещанное)
Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания («"esar» - зарок, отказ или воздержание от чего-либо) Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:
- Зарок от женитьбы или замужества: Числа 30:4 «…Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей… »
- Обет назорейства. Этот обет включал в себя воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. Закон о назорействе подробно описан в Числах 6:1-21 .
* Самсон был назореем от утробы матери своей: Судей 13:3-7 «И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий " »; Судей 16:17 «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди ».
* Самуил был назореем (1 Царств 1:11 ).
* Также и Иоанн Креститель был назореем: Лука 1:13-15 «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера , и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей ».

3. Обет заклятия («cherem» или «charam» - заклятое или проклятое)
Это понятие описывает вещь или живое существо, находящееся под проклятием или заклятием, к которому никто и не может прикасаться, кроме Господа.
Ездра 10:7-8 «И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие , и сам он будет отлучен от общества переселенцев ».

III. РАСПОРЯЖЕНИЯ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЕТАХ

1. Обязательное исполнение обета.
Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: Второзаконие 23:22 «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха ».
Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: Второзаконие 23:21-23 «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими ».
Судей 11:35 «Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься »; Екклесиаста 5:3-4 «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить »;
Псалтирь 21:26 «О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его ». Обратите внимание на то, что выражение «воздать обеты» означает исполнить обет , то есть отдать Богу то, что по обету принадлежит Ему как благодарность на отвеченную молитву.
Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: Притчи 20:25 «Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать».
Исходя из Священного Писания, обет вступал в силу только в том случае, если он был произнесён вслух: Второзаконие 23:23 «Что вышло из уст твоих , соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими ».
2. В каком случае обет мог быть аннулирован?
Обет мог быть аннулирован только в двух случаях: Отец мог наложить вето на обет своей дочери, а муж мог наложить вето на обет жены. Если муж не отменил обета жены, но позже способствовал тому, чтобы она нарушила свой обет, то грех за нарушение обета ложился на него, а не на неё (Числа 30:4-16 ).

3. Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета?
Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: Левит 27:26,30 «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, - Господни они... И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня ».
Господь объявил, к какому жертвоприношению, вознесённому по обету, Он будет благоволить, а к какой - нет: Левит 22:21-25 «И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего; и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения ».
Ничто нечистое, осквернённое или являющееся мерзостью в глазах Бога (например, плата блудницы или цена пса) не могло объявляться частью или объектом обета: Второзаконие 23:17-18 «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету , ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим ».
Малахия 1:14 провозглашает проклятым человека, который дал обет Богу, но чьё жертвоприношение не соответствует полной цене обещанного Богу: «Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу повреждённое : ибо Я Царь великий, и имя Моё страшно у народов ».

4. Что можно было выкупить?
В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвящено Господу по обету: Левит 27:1-25 . Многое из посвящаемого могло быть выкуплено за определённую плату, установленную священником (за исключением чистого животного).
- В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа составляла полную цену жертвы плюс 1/5 от цены жертвы. Цена недвижимости также определялась исходя из того, сколько лет оставалось до Юбилейного года (Левит 27:15-18 ).
- Животное, которое не отвечало стандартам жертвоприношения, могло быть выкуплено за свою цену плюс 1/5 цены: Левит 27:11-13 «Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть; если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей ».

5. Что нельзя было выкупить?
Животное, которое отвечало стандартам жертвоприношения, не могло быть выкуплено ни коим образом. Попытка выкупить такое животное заканчивалась тем, что оба животных посвящались Богу: Левит 27:9-10 «Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято: не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен её будет святынею ».

6. Знак данного Богу обета
По закону, после исполнения обета воздержания, человек должен был обрить свою голову. Об этом сказано в Числах 6:19-20 . В Новом Завете примеры бритья головы после исполнения обета даны в Деяния 18:18 «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету » и в Деяниях 21:23-24 «Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет . Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову , и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон ».

IV. ОБЕТЫ БОГУ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Как было отмечено выше, Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако, Слово Божье призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: Псалтирь 75:12 «Делайте и воздавайте обеты Господу , Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному ».
Вопрос: Почему же Господь призывает нас в Своём Слове давать Ему обеты?
Ответ:

  • Потому что Господь хочет, чтобы мы испытали свою веру и силу молитвы и через это возросли духовно: Иов 22:27 «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои »;
  • Чтобы мы испытали верность Господа и прославили Его за отвеченные молитвы и оказанные нам благодеяния: Псалтирь 49:14-15 «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои , и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня »;
  • Чтобы мы засвидетельствовали окружающим о Боге, отвечающем на наши молитвы: Псалтирь 65:13-16 «Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои , которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов. Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей »;


Обет может быть неотъемлемой частью нашего ежедневного поклонения Богу, как это было у царя Давида: Псалтирь 60:9 «И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день ».
Обет также может быть ежегодным актом, как это было у Елканы: 1 Царств 1:21 «И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои ».

Ещё один пример библейского обета, который в наши дни люди дают Господу Богу, это обет верности Богу, скрепляемый водным крещением. Принимая водное крещение, человек даёт Господу обет жить и служить Богу в доброй совести. Вот как об этом сказано в 1 Петра 3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести , спасает воскресением Иисуса Христа ».

Сегодня многие люди, попадая в сложные ситуации, обращаются за помощью к Богу и дают Ему всяческие обеты (обещания): «Господи, если ты мне поможешь и сделаешь то и то, тогда я сделаю для тебя это и это и отдам тебе то-то и то-то ». Господь отвечает и благословляет их, но они забывают о своём обете Богу, а после недоумевают, почему Господь больше не слышит их молитв и не отвечает на их просьбы.

Решить эту проблему очень просто: Не лгите Богу и не обкрадывайте Его,

тогда и Он будет по-другому отвечать на ваши молитвы!

Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского повествует:

«Во время игуменства преподобного Феодосия один боярин князя Изяслава, по имени Судислав Геиевич, в святом крещении - Климент, отправляясь с своим князем на войну, дал такое обещание: "Если Бог сподобит меня в добром здоровье возвратиться домой, то я пожертвую в церковь Феодосиева-Печерского монастыря две гривны золота, а для иконы Пресвятой Богородицы изготовлю золотой венец".

Много народа пало в этой битве, но все-таки враги были побеждены. Боярин, возвратившись невредимым с поля битвы, забыл о своем обещании.

Несколько дней спустя, он спокойно спал в послеобеденный час в своем доме, как вдруг его разбудил страшный голос, называвши его по имени:

Климент!

Пробудившись, он увидел перед собою икону Пресвятой Богородицы, которая находилась в монастыре преподобного Феодосия, и услыхал исходящий от нее голос:

Почему, Климент, ты не пожертвовал Мне того, что обещал; вот Я и напоминаю теперь тебе об этом; постарайся исполнить свое обещание.

Как только голос произнес эти слова, икона тотчас исчезла из глаз боярина. Боярин страшно испугался видения и приготовил, сколько обещался, золота, а также, сделав золотой венец для украшения иконы Пресвятой Богородицы, немедленно же пошел в монастырь и отдал все это преподобному Феодосию».

Мы часто даём обеты Богу, когда нам предстоит опасность. Но, когда опасность минует, мы не спешим их исполнять. Да, Бог, всё создавший и всем управляющий, не нуждается в наших приношениях. Он только хочет, чтобы мы, как Его чада, были добродетельны. Но какая добродетель у лжеца и обманщика? А тот, кто не исполняет своих обетов, и есть обманщик, и лжец, и вор. Ведь если он обещал пожертвовать некую вещь, но не отдал её, то он владеет ею беззаконно - она уже не его. И если грешно обмануть ближнего, то насколько ужаснейший грех – обмануть Бога!

Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» - и тут же поднимется шум, завяжется спор… Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший - в силу исторических причин - укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое - обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. - Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» , объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не только люди пьющие (об этом - ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен. «Смотрю на тех, кто просто решил не пить, - говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, - они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи». Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?

Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».

Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Минимальный срок обета трезвости - Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Если все же упал

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек. Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» - финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти. «Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, - говорит иерей Игорь Бачинин. - Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов - масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, - «нарушение внутренней религиозной жизни». Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа». «Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво - живи. Можешь дать обещание на какой-то срок - мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться - прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости - разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, - говорит отец Илия. - Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок - чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие - что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал - и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих - ближних и дальних. Но сдается мне, что если познакомиться ближе с историей жизни их сами и их семьи… «От хорошей жизни обет трезвости не дают, - уверен Валерий Доронкин, который по долгу службы присутствовал, наверное, на нескольких десятках принятий обетов. - На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью... Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе - и это, наверное, самое логичное. Елена, дававшая обет вместе с мужем 12 лет назад, объясняет свой поступок просто: «А как иначе: куда иголка, туда и нитка». В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды - чтобы не было лишнего соблазна.

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

Обету - нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское. Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция - давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства. Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, - говорит отец Игорь, - а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, - отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Екатерина САВОСТЬЯНОВА

Поэтому решивших нести обет наставляют подходить к этому делу ответственно и рассудительно.

Также слово обет может использоваться в качестве синонима понятию "зарок" или "клятва ".

1. Обещание (иврит. «neder» - обещание или что-то обещанное). Обет включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова , Иеффая, Анны и Авессалома .

2. Обет воздержания (иврит. «"esar» - зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:

  • Обет так называемого назорейства. Этот обет включал в себя, среди прочего, полное воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. Закон о назорействе подробно описан в библейской Книге Чисел (Чис. ).

3. Обет заклятия (иврит. «herem» или араб. «haram» - заклятое или проклятое). Это понятие описывает вещь или живое существо, или некое множество таких вещей, существ (включая людей), находящихся под проклятием или заклятием, к которому до снятия заклятия (или в течение определённого времени) под угрозой наказания или смерти никто не может прикасаться, кроме Бога. Харам как религиозный запрет на причинение вреда или на общение с человеком по какой-либо причине несколько раз упоминается в Коране.

См. также

Литература

  • Йохан Хёйзинга. Рыцарские ордена и рыцарские обеты // Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988, с. 90-101

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Обет" в других словарях:

    См. клятва, обещание давать обет... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обет клятва, обещание, присяга, зарок; схима, обязательство, посулы, слово, целибат Словарь русских… … Словарь синонимов

    ОБЕТ, обета, муж. (книжн.). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. «Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет.» Лермонтов. «Я не давал обета безбрачия.» А.Островский. || Зарок, обещание (устар.). «Давши обет… … Толковый словарь Ушакова

    На языке христианского нравственного учения есть данное Богуобдуманное обещание какого либо доброго дела, зависящего от свободнойволи христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в тесном смыслеслова. К первым относят О., даваемый при… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Современная энциклопедия

    ОБЕТ, а, муж. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ОБЕТ», Украина, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО/XXI ВЕК, 1993, цв., 80 мин. Историческая драма. Современный лирический сюжет о любви, измене и искуплении вины на фоне ретроспекций в историческое прошлое и философских раздумий о страдальческой судьбе… … Энциклопедия кино

    Обет - ОБЕТ, в христианстве клятвенное обещание исполнить какое либо богоугодное дело. Различаются обеты личные (соблюдение поста, воздержание, посещение святых мест, денежное пожертвование) и общественные (устанавливаются верующими в случае спасения от … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    обет - а, м. 1) Одна из форм религиозного подвижничества; обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений. Монашеский обет. Обет целомудрия. [Ирина:] Когда во Пскове, князь Иван Петрович, ты, окружен литовцами, сидел... я за твое спасенье и… … Популярный словарь русского языка

    Обет - (др.рус. – договор) – обещание, клятва или обязательство, вызванные религиозными чувствами и даваемые прежде всего Богу и перед Богом. Верующие дают обет в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, обещая исполнить какое либо… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

20.01.2014

Очень часто люди разных религий дают обеты. Что же это такое: Это обещание перед Богом не делать чего-то никогда больше или наоборот обещание сделать полезное дело, пожертвование и так далее. Но не все обеты даются на оставшуюся жизнь. Они бывают и временные.

Существует много видов обетов. Например:

  1. обет безбрачия
  2. обет молчания
  3. монашеский обет.

Нарушения обещания, которое Вы дали Богу — это серьезный и страшный грех. Потому необходимо всё тщательно взвесить, убедиться в своих силах и в выполнении обета.

Причины таких кардинальных действий

Решите для себя, для чего Вам принятие обета. Конечно же, любые поступки имеют свой смысл и причины. Причины могут быть разнообразными. Возможно Вы идете на это решение из-за своих религиозных взглядов, просто хотите доказать себе что-то, планируете увести свою энергию и жизнь в другое русло.

Например, если Вы даете обет безбрачия, Вы хотите не попасть в ловушку венерических заболеваний и родить детей, которые Вам не нужны. Причина может быть совершенно любая. Главное, самому в себе разобраться и обозначить смысл действий, прежде чем отречься от чего-либо. Ведь это очень серьезный шаг, сделав который, вернуться назад будет очень трудно.

Как же дается обет или право на новую жизнь

В первую очередь, будьте искренни сами с собой. Ваше решение может в корне изменить Вашу жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Вы должны это осознавать.

  1. Поделитесь со своими близкими о таком плане. Некоторые решения в нашей жизни, нам хочется хранить в секрете, но если Ваши родственники будут Вас поддерживать, хранить обет будет легче.
  2. Любыми методами избегайте соблазна. Ситуация, которая поможет нарушить обет, всегда придет в Вашу жизнь не вовремя. Вы должны быть сильны духом и понимать свои силы. Не стоит самим искать объект соблазна, иначе придется постоянно воевать со своей прошлой жизнь. Возьмите на себя обязательство избегать всевозможных не нужных ситуаций.
  3. Пересмотрите свою жизнь через пару месяцев, потом еще через какой-то промежуток времени. Если Вы чувствуете себя свободным, счастливым и успешным, значит Ваше решение было обдуманным и правильным. Продолжайте жить в том же духе. Если же всё сложилось иначе, и вас часто посещают мысли об отказе от обета, попробуйте успокоиться и проанализировать всё еще раз. Решите, нужен ли вам такой отказ или стоило давать временный обет, если вы совершили ошибку.


После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...





Основой многих споров является личная жизнь всех священнослужителей. Эта каста людей живет и воспитывается по своим правилам, которые диктуются их верой. Повседневная жизнь нынешнего священника Сначала, каждый...

Поделиться