Оратор и его аудитория зачет. Оратор и его аудитория: привлечение, поддержка внимания, методы воздействия

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

С.Ф. Иванова в работе "Специфика публичной речи" (М., 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы "сидит у них внутри", и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. "Логиками" чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и "свести концы с концами". План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - "философы" более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента. Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Схема. Критерии оценки аудитории


Схема. Признаки аудитории


Схема. "Образ аудитории" и ее социо-психологические параметры

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.

Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.

Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например:

"Локомотив истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил:

"Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

В истории России вопросы риторики решались в труде М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию или риторика», здесь автор говорит об успехе выступления и видит главную причину его в умении оратора проникнуться чувством любви к слушателям и возбудить в них ответное. Такая взаимная симпатия – необходимое условие успешного выступления.

Вопросы публичного выступления связаны, прежде всего, с поведением оратора, его подготовкой и взаимодействием с аудиторией. Мы рассмотрим основные принципы подготовки публицистического выступления, его виды, типы ораторов, характер взаимодействия со слушателями.

Мастерство публичного выступления необходимо не только людям, связанным профессионально с речевой деятельностью, но и представителям делового мира, так как успех предпринимательской деятельности зависит от умения воздействовать речью на собеседника. В практике риторики сформировались основные подходы к произнесению речи перед слушателями:

1) Никогда не произносите одну и ту же речь только один раз.

2) Если вы произносите речь, то разве нет смысла отнестись к ней так, как вы относитесь к любому другому важному продукту, производимому вашей фирмой.

3) Шлифуйте текст до тех пор, пока вы не будете абсолютно уверены, что эта речь будет иметь успех.

Большинство преуспевающих людей – замечательные ораторы. Наше общество является информационным, поэтому умение донести до аудитории сведения в краткой, доходчивой форме - задача каждого служащего и руководителя. Именно поэтому в наши дни обращается внимание на языковую подготовку специалиста. Недаром говорят: «Каждый, кто является словоплётом, уже чего-то достиг». Важность произнесения речи подчёркивается и в таких словах: «В жизни человека бывают два момента, когда вы остаётесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления». Острота этого переживания оправдана результатом, так как навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх, перед тем, как мы встаём и начинаем говорить всё, что считаем нужным, остаются с нами на всю жизнь. Благодаря такой деятельности у нас появляется уверенность в себе, настойчивость, мы становимся лучше. Ораторская деятельность способствует совершенствованию человека. Является не только речевой тренировкой, но и психологическим тренингом. Конечно же, стать хорошим оратором можно только, занимаясь этим профессионально. Но созидательная роль выступления обнаруживается и в других сферах человеческой жизни, где надо отстоять себя, там необходимо действовать уверенным, эмоциональным словом. Таким образом, встречается много вариантом выступлений и все они так или иначе связаны с жизнью и деятельность различного рода.

В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли научиться говорить хорошо, овладеть ораторским мастерством? Несомненно, ответ здесь положительный. Конечно же, навыки публичного мастерства приобретаются с практикой. Ещё в Древней Греции красноречие добывалось длительными и непростыми упражнениями. Заразительный пример, убеждающей речи действовал на слушателей и заставлял боготворить слово, повернувшее ход дела. Следовать образцу красноречия. Наилучшим способом упражняться в публичном выступлении с древних времён было судебное красноречие. В историю вошли имена Демосфена, Плутарха, Каллистрата, Деметрия Фалерского и других.

Для того чтобы научиться хорошо писать и говорить риторики рекомендуют:

1) найти уместный образ и манеру речи; 2) быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь; 3) уметь анализировать свою и чужую речь; 4) развивать речевые способности, произнося много речей, своих и чужих.

Даже небольшая речь в три минуты является первым опытом ораторской деятельности. Какие требования предъявляются к оратору? Образ оратора во многом обусловлен видом речи. Ещё Аристотель выделил три вида речей: судебную речь, совещательную, показательную. В современном обществе развились и другие виды речей и ораторов. Вид речи зависит от повода, по которому собралась аудитория. Если речь будет не по поводу, то оратора не будут слушать. В современной риторике выделяют несколько типов ораторов : судебный, педагог-оратор, оратор-агитатор, оратор-пропагандист, оратор-государственный служащий.

Судебный оратор. Этот тип оратора сложился ещё в античности. В России генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления-коллегиях. Порядок говорения был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за речь. Судебная риторика, появившаяся в результате реформы, введшей суд присяжных, особо выделила и создала новый вид красноречия – судебное ораторство. Оно требовало знаний и навыков ведения судебного разбирательства в условиях состязания сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями, поскольку художественная литература в к. 19 в. стала самым влиятельным типом речи. Примером такого красноречия является практика произнесения речи в суде А.Ф. Кони. Он использовал художественные образы, рисовал портреты и психологические характеристики. Это и было главным средством аргументации. Такими же признаками отличалась речь адвоката Ф.Н. Плевако. Искусство речи на суде рассмотрено не только в многочисленных книгах самих ораторов, ему посвящены многочисленные исследования в современной риторике.

Кони и Плевако были образованными людьми, мастерами своего дела, обладали знаниями психологии и риторики. Их речи отличались безупречной логикой и остроумием.

Современная судебная речь используется не только в суде, но и в заседаниях различных комиссий, органах по расследованию дел, научных обществах юристов. Изменилась традиция речи. Современный судебный оратор понимает, что разного рода красивости могут ему повредить.

В условиях современного судебного производства речь стала меньше по объёму, доказательная сторона судебной речи приобрела большее значение, чем психологический анализ. В судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественной литературы. Меньше, чем в дореволюционных судах затрагиваются моральные, общие вопросы. Судебное красноречие наших дней в большей степени схоже с официально-деловой речью. Если предшествующие эпохи отличались соединением в речи оратора публицистического и художественного стиля, современное судебное выступление является примером синтеза делового и публицистического стиля речи.

Вопросы стилистики судебной речи составляют отдельную отрасль знания – судебная стилистика. В ней выделяются различные варианты судебной речи, подходы к построению отдельных видов таких выступлений, устанавливается отличие защитной речи от обвинительной на уровни композиции и языка.

Другим видом оратора в современной риторике является педагог-оратор .

Этот вид оратора известен также издавна. В риторике России педагог-оратор – это одновременно и гражданин, и профессионал, и государственный служащий.

Признанными мастерами педагогической речи были В.О. Ключевский, А.В. Луначарский, К.А. Тимирязев, А.С. Макаренко и др.

Мастерство их выступлений отличалось проблемностью изложения материала, логичностью и ясностью. Необходимой чертой педагогической речи было и остаётся умение раскрыть основные понятия, входящие в тему, раскрывающие суть вопроса. Владение родным языком, умелый выбор слова, одного из многих вариантов, становится неотъемлемой чертой педагога-оратора.

Успех речи педагога определяется и умением включить в текст лирическое отступление, каламбур, шутку, пояснить сказанное красочным примером. Главная цель такого выступления – донести знание, сформировать представление о предмете, образовать мышление, направить интересы слушателей. По этой причине основным требованием педагогической речи остаётся важное умение – говорить не уху, а глазу, то есть обучающая речь должна быть зримой, чтобы слушатель представлял то, что он слышит, а значит, лучше понимал и осваивал, предложенную информацию. Недаром говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Мастерство педагогической речи, конечно же, основано на общих правилах публицистического выступления. Однако здесь является неизменным одно требование – установление контакта с аудиторией, умение оценить уровень подготовки слушателей и говорить с ними на понятном им языке, понимать, что для учащихся станет новым знанием, а что является уже известным и не требует дополнительных пояснений. Владение педагогической речью – это профессиональное качество и от его совершенствования во многом зависит уровень образования и обучения.

В истории России сложился такой тип оратора как оратор-агитатор . Этот оратор выступает перед толпой, то есть неоднородной по составу аудиторией. Толпа требует призыва к действию, поэтому речь оратора-агитатора кратка и апеллирует к интересам толпы. Оратор-агитатор призывает к действию, часто разрушительному. Такой оратор должен говорить и выглядеть как человек из толпы, чтобы слиться с толпой и быть как бы выразителем её интересов. Для настоящего времени этот вид выступления менее актуален и является вопросом истории.

Оратор-пропагандист . Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие, материалистическое мировоззрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим свою жизнь и труды. Из художественной литературы пропагандист черпает примеры к действию. Подробно эти виды риторической деятельности рассмотрены в книге Ю.В. Рождественского «Теория риторики». Для сегодняшнего дня этот вид оратора, как и предыдущий, является историческим.

Оратор государственный служащий . Обычно этот вид оратора встречается на различных собраниях, заседаниях, конференциях. Он соединяет в себе черты государственного человека, учёного, агитатора, так как он говорит, с одной стороны, от лица участников собрания, а с другой – он советует, как обернуть дело во благо аудитории. Иными словами, такой оратор находит своё решение затронутого вопроса, раскрывает его и предлагает своё видение проблемы.

Многие политические выступления сочетают в себе черты агитатора, пропагандиста, государственного деятеля. Признанным политическим оратором был В.И. Ленин. Его речь была отточенной до мельчайших подробностей, ответы – краткими, объясняющими самое главное, самое запутанное. Свою речь он произносил с чувством, особой интонацией. Его политические выступления отличались выразительностью, аналитичностью, прогнозированием и имели убеждающую силу, настраивали аудиторию на деловой лад, рождали у малообразованной аудитории энтузиазм.

Кроме того, ценным качеством оратора-политика, каким был В.И. Ленин, является огромное самообладание, которое обнаруживалось во время дебатов. Он умел подвергнуть замечание или вопрос выявлению оплошностей, что обезоруживало оппонента.

Таким образом, предшествующие типы ораторов сливаются в политическом выступлении, оно становится вариантом речи агитатора, пропагандиста или государственного служащего. Для каждого человека важно умение произносить речь служащего, так как профессиональная деятельность часто обязывает к этому.

Оратор-проповедник . На Руси издревле в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Красноречие было связано, прежде всего, с выступлением на религиозные темы. Стиль оратора-проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции. Теоретические, моральные и социальные основы проповеди даны в Евангелии.

Искусство проповеди получило название гомилетики. Основы этого мастерства сводятся к особому отношению проповедника и слушателей. В соответствии с этим учением проповедник сам избирает себе аудиторию, учитывая, чтобы она была благосклонна к проповеднику, то есть имела интерес к новому слову, желала «приближения Царства Небесного». Сам же проповедник должен быть бескорыстным, исполненным сострадания к ближнему человеку, помогать нуждающимся, не думая о материальной награде за труд, не накапливая имущества. Проповедник должен быть уверен, что тот, кто обидит его, будет подвергнут страшным карам в день суда, поэтому он (проповедник) должен чувствовать себя защищённым. Проповедь приводит к изменениям в обществе, затрагивая этические, юридические нормы жизни, не случайно многие проповедники погибли от государства.

Таким образом, этот вид оратора отличается специальным назначением речи, и особым отношением оратора к аудитории и к себе.

Другим, не менее важным вопросом ораторского мастерства является умение владеть аудиторией во время выступления. Несмотря на то, что выделяются несколько типов, для всех характерны общие признаки. Чтобы речь была успешной, оратор должен учитывать особенности аудитории, перед которой он выступает. При этом имеются в виду возрастные, образовательные, половые и т.п. признаки аудитории. Ещё М.В. Ломоносов в «Риторике» предлагал оратору учитывать возраст, образование и воспитание аудитории, а в более поздних русских риториках указывается задача оратора - сделать слушателя восприимчивым, поэтому необходимо продумывать психологические приёмы воздействия на слушателей. Речь – это то, ради чего ведётся вся подготовительная работа оратора.

Различают несколько типов аудиторий. Уже в античной риторике сказано о том, что оратор в содержании и этической направленности своей речи зависит от объёма аудитории и от типа собрания. Эти факторы определяют время и условие произнесения речи, типы аргументации. Также отмечается способность аудитории заразиться пафосом речи, проявить свои эмоции и чувства.

В современных исследованиях типов аудиторий выделяются психологические особенности слушателей. Так, молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожней, она с трудом поддаётся эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки.

Влияет на восприятие речи и социальное положение слушателей, их имущественный статус. Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу услышанной речи. Нравственное состояние слушателей также сказывается на их внимании. Так, счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.

Конечно же, реальная аудитория сочетает в себе все эти признаки, т.е. она может одновременно быть молодой и бедной, старой и богатой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. В зависимости от этих комбинаций реакции слушателей будут также сочетанием различных эмоций и чувств, направленности мысли.

В современной риторике существует термин «чувство аудитории» или ораторской коммуникативности. Это важнейшее качество убеждающей, воздействующей речи. Чувство аудитории выражается в ощущении живого общения с оратором. Слушатели видят, что выступающий человек разговаривает с ними, а не зачитывает свою речь. Такой эффект достигается несколькими способами.

Опытный оратор имитирует разговорную речь , используя короткие фразы, избегая газетных формулировок, книжных фраз и выражений. Несомненно, что книжные слова портят устную речь. Они связаны с некоторой торжественностью, с официальностью обстановки, то есть отдаляют оратора от аудитории, исключая необходимый с ней контакт. Книжная речь без обращения к слушателю менее конкретна. Отвлечённые понятия затрагивают только ум, а лектор должен затронуть ещё и чувства слушателя. Вот почему вполне понятно недовольство, когда о простых вещах говорят заумным языком. Нельзя говорить в пространство . Беседа с конкретными людьми делает речь доступной и выразительной.

Не менее важен и зрительный контакт с аудиторией. Необходимо смотреть на аудиторию, переводя взгляд с одного на другого слушателя. Взгляд в сторону или в окно говорит о неуважении к аудитории, нежелании говорить с нею, что снижает уровень общения оратора и слушателей.

Начинающему оратору трудно соблюдать все правила. Существуют четыре основных правила , помогающие на первых порах сформировать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично:

Начинайте речь с сильным стремлением дойти до цели. Создайте в себе подъём, вспомнив обо всех выгодах, которые принесут силы, потраченные на обучение. От силы стремления зависит быстрота достижения успехов. Нужно твёрдо знать то, о чём вы собираетесь говорить. Готовьтесь к выступлению, иначе вы будете чувствовать себя неуверенно. Проявляете свою уверенность . Действуйте смело и мужественно. Практикуйтесь . Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность исходит от незнания, само же незнание – результат недостатка опыта.

Залогом успеха любой деятельности являются три качества, определяющие отношения к себе и людям: уважение, любовь и мужество.

Несмотря на общие рекомендации необходимо знать и конкретные приёмы активизации внимания слушателей. Они помогут достичь коммуникативного успеха. Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Известно, что внимание пульсирует, то сосредоточено, то отвлечено. По этой причине речь должна делиться на части, после каждой следует привлечь внимание слушателей. Мы перечислим наиболее распространённые приёмы активизации внимания:

Создание проблемных ситуаций. (Давайте проверим, рассмотрим, предположим…); Использование местного материала в качестве аргументов; Обращение к личному опыту слушателей; Использование доказательств от противного; Приём личного присутствия, сообщение сведений имеющихся только у оратора; Использование наглядных пособий; Цифровые данные, необходимые для раскрытия темы.

Последний приём является успешным только в том случае, если приводятся только необходимые цифры, наиболее показательные статистические данные.

Цитирование в уместном масштабе.Учитывать информированность аудитории, чем менее образованы слушатели, чем многочисленнее, тем короче должно быть изложение, тем меньше вопросов необходимо рассматривать. Соблюдение этикета. Выбор уместной дистанции с аудиторией. Хорошая речь оратора, культура его речи. Мимика, жесты.

Выражение лица способствует установлению контакта с аудиторией. Улыбка – это лучший вариант для выражения отношения к слушателям и к своей деятельности, передачи чувства радости от встречи. В этом отношении большую роль играет язык тела. Положение головы, рук, туловища бессознательно выдают настроение человека, его отношение к окружающим.

Наибольшее количество информации поступает в первые четыре минуты после встречи, поэтому впечатление, произведённое за это время, оказывается решающим, оно влияет на установление контакта.

Начинающему оратору необходимо помнить: Движения должны быть естественными и умеренными. Однообразная поза, мимика, жесты утомляют слушателей. Интонация, содержание речи и манера держаться должны сочетаться и производить впечатление уверенности, убеждённости, способности владеть аудиторией.

Основы ораторского искусства включают в себя не только типологию ораторов, слушателей, но и способы устанавливать контакт с аудиторией, общие этические нормы общения. Здесь необходимо знание различных вариантов выступлений, слушателей, приёмов активизации внимания слушателей. Несомненно, что практика публичных выступлений формирует важные навыки речевой культуры, умения выбирать уместный вариант сообщения, обращения к слушателям, приобрести возможность закрепить свой успех ораторской деятельности и совершенствоваться в речевой культуре и культуре общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский Ю.В. Теория риторики.- М., 1997

2. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.- М., 1982

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте каждый из основных типов ораторов.

2. Какие типы аудиторий вы знаете?

3. Перечислите основные приёмы активизации внимания слушателей.

Оратор - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром красноречия. Человек, выступающий публично, находится в центре внимания аудитории. Слушатели воспринимают и оценивают не только его речь, но и внешность, манеру поведения, личностные качества. Именно поэтому к образу оратора, его личности предъявляются особые требования.

Если оратор известен как человек рассудительный, способный объективно оценивать реальность; если он отличается принципиальностью, его слова не расходятся с делом; если он искренен и доброжелателен по отношению к слушателям, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Эти личностные характеристики оратора актуальны и сегодня. Наряду с ними в современной науке отмечают и такие качества оратора, как: обаяние, артистизм, уверенность, объективность, увлеченность, существенные с точки зрения эффективности речевого воздействия.

Обаяние понимается как умение быть самим собой, умение гармонировать со своей речью, быть естественным. Речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Воспитание этого качества требует постоянной самооценки, самоанализа, выявления индивидуальности и, следовательно, самовоспитания.

Неразрывно связанный с обаянием артистизм проявляется в умении, соблюдая чувство меры, общаться со слушателями активно и с игровой установкой; настраиваться на то, что говорить с другими людьми - это радость. Артистизм особенно важен в публичной речи, однако, как отмечают специалисты, стремление оратора «показать себя», тенденция к непохожести на других должны быть уравновешены умением не нарушать общепринятых рамок поведения.

Оратор должен вести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе: трудно доверять человеку, который сам в себе сомневается. Уверенность оратору придают хорошее знание предмета речи; предварительная подготовка, включающая, проговаривание текста выступления, проверка его на ком-либо из родных или знакомых, а также опыт публичных выступлений.

Объективность - это свойство оратора не игнорировать другие точки зрения на предмет речи, а, упомянув о них, наиболее полно и доказательно изложить свое мнение.

Увлеченность предметом речи, неподдельная заинтере­сованность в нем - важнейшее свойство оратора, суще­ственное условие успеха выступления.

Владение ораторским искусством, умение воздействовать на людей накладывает на говорящего особую ответственность. Оратор должен обладать качествами, не позволяющими ему обращать слово во вред другим людям. Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

В современной литературе по ораторскому искусству выделяются разные типы ораторов : ораторы, для которых основное средство ораторского искусства - логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И.П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности - художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторов, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает - эмоциональная или логическая.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и при­вести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей;

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

Навык отбора литературы;

Навык изучения отобранной литературы;

Навык составления плана;

Навык написания текста речи;

Навык самообладания перед аудиторией;

Навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

Самостоятельно подготовить выступление;

Доходчиво и убедительно излагать материал;

Отвечать на вопросы слушателей;

Устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

Применять технические средства, наглядные посо­бия и т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей. В современной научной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействую­щих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения. Это сложная социально-психологическая общность людей с очень своеобразными особенностями коллективных переживаний.

Хорошее знание аудитории, в которой предстоит вы­ступать, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.

Каковы же основные характеристики аудитории ораторской речи?

Прежде всего, это степень однородности/неоднородности аудитории. Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интере­сы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Оратору далеко не безразлично, сколько человек его будет слушать. Поведение людей и их реакции в большой и маленькой аудитории различны. Вот что пишет по этому поводу Э. Джей в книге «Эффективная презентация»: «Главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они больше, тем больше похожи на одного человека. Вместо того чтобы стать более разрозненной, она становится более однородной». Автор подчеркивает, что с людьми в большой аудитории происходят две важные вещи, которых трудно добиться при других обстоятельствах: они объединяются и солидаризируются; они единодушно принимают и одобряют чье-либо лидерство.

Следует иметь в виду, что большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает так называемая «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи.

Отличительной особенностью маленькой аудитории является то, что она не представляет собой единого монолита, чего-то целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере является показателем успешного выступления. Малочисленной аудиторией легче управлять. Но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Во время выступлений можно наблюдать любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возникает легкий шум, и он быстро распространяется по всему помещению. Сосед одобрительно кивает выступающему головой, и это определенным образом влияет и на ваше поведение, ваше отношение к словам говорящего. В конце зала прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательна повторяют действия окружающих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведе­ния рядом сидящих (подражание), на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управ­лять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

Важная характеристика аудитории - мотив действия слушателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, заседания, митинги и т.п., руководствуясь определенными соображениями. Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают к посещению и слушанию выступлений. К первой группе они относят мотивы интеллектуально-познавательного плана (приходят, так как интересует тема выступления, хотят расширить свои знания по данной проблеме, выяснить неясные вопросы и т. п.), ко второй - мотивы морального плана (обязаны присут­ствовать на мероприятии, не хотят из-за отсутствия иметь неприятности, писать объяснительные и др.), к третьей - мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора и т. д.). Естественно, что с самого начала слушатели, находящиеся в зале, по-разному настроены на речь выступающего. Те, кто пришел потому, что их интересует тема выступления, т. е. которые руководствуются интеллектуально-познавательными мотивами, гораздо больше готовы к восприятию речи, чем слушатели, присутствующие по обязанности. Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступление.

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания - оратор и его сообщение.

Оратор - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром красноречия. Человек, выступающий публично, находится в центре внимания аудитории. Слушатели воспринимают и оценивают не только его речь, но и внешность, манеру поведения, личностные качества. Именно поэтому к образу оратора, его личности предъявляются особые требования.

Если оратор известен как человек рассудительный, способный объективно оценивать реальность; если он отличается принципиальностью, его слова не расходятся с делом; если он искренен и доброжелателен по отношению к слушателям, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Эти личностные характеристики оратора актуальны и сегодня. Наряду с ними в современной науке отмечают и такие качества оратора, как: обаяние, артистизм, уверенность, объективность, увлеченность, существенные с точки зрения эффективности речевого воздействия.

Обаяние понимается как умение быть самим собой, умение гармонировать со своей речью, быть естественным. Речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Воспитание этого качества требует постоянной самооценки, самоанализа, выявления индивидуальности и, следовательно, самовоспитания.

Неразрывно связанный с обаянием артистизм проявляется в умении, соблюдая чувство меры, общаться со слушателями активно и с игровой установкой; настраиваться на то, что говорить с другими людьми - это радость. Артистизм особенно важен в публичной речи, однако, как отмечают специалисты, стремление оратора «показать себя», тенденция к непохожести на других должны быть уравновешены умением не нарушать общепринятых рамок поведения.

Оратор должен вести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе: трудно доверять человеку, который сам в себе сомневается. Уверенность оратору придают хорошее знание предмета речи; предварительная подготовка, включающая, проговаривание текста выступления, проверка его на ком-либо из родных или знакомых, а также опыт публичных выступлений.

Объективность - это свойство оратора не игнорировать другие точки зрения на предмет речи, а, упомянув о них, наиболее полно и доказательно изложить свое мнение.

Увлеченность предметом речи, неподдельная заинтере­сованность в нем - важнейшее свойство оратора, суще­ственное условие успеха выступления.

Владение ораторским искусством, умение воздействовать на людей накладывает на говорящего особую ответственность. Оратор должен обладать качествами, не позволяющими ему обращать слово во вред другим людям. Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

В современной литературе по ораторскому искусству выделяются разные типы ораторов : ораторы, для которых основное средство ораторского искусства - логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И.П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности - художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторов, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает - эмоциональная или логическая.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и при­вести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей;

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

Навык отбора литературы;

Навык изучения отобранной литературы;

Навык составления плана;

Навык написания текста речи;

Навык самообладания перед аудиторией;

Навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

Самостоятельно подготовить выступление;

Доходчиво и убедительно излагать материал;

Отвечать на вопросы слушателей;

Устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

Применять технические средства, наглядные посо­бия и т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей. В современной научной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействую­щих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения. Это сложная социально-психологическая общность людей с очень своеобразными особенностями коллективных переживаний.

Хорошее знание аудитории, в которой предстоит вы­ступать, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.

Каковы же основные характеристики аудитории ораторской речи?

Прежде всего, это степень однородности/неоднородности аудитории. Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интере­сы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Оратору далеко не безразлично, сколько человек его будет слушать. Поведение людей и их реакции в большой и маленькой аудитории различны. Вот что пишет по этому поводу Э. Джей в книге «Эффективная презентация»: «Главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они больше, тем больше похожи на одного человека. Вместо того чтобы стать более разрозненной, она становится более однородной». Автор подчеркивает, что с людьми в большой аудитории происходят две важные вещи, которых трудно добиться при других обстоятельствах: они объединяются и солидаризируются; они единодушно принимают и одобряют чье-либо лидерство.

Следует иметь в виду, что большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает так называемая «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи.

Отличительной особенностью маленькой аудитории является то, что она не представляет собой единого монолита, чего-то целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере является показателем успешного выступления. Малочисленной аудиторией легче управлять. Но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Во время выступлений можно наблюдать любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возникает легкий шум, и он быстро распространяется по всему помещению. Сосед одобрительно кивает выступающему головой, и это определенным образом влияет и на ваше поведение, ваше отношение к словам говорящего. В конце зала прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательна повторяют действия окружающих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведе­ния рядом сидящих (подражание), на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управ­лять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

Важная характеристика аудитории - мотив действия слушателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, заседания, митинги и т.п., руководствуясь определенными соображениями. Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают к посещению и слушанию выступлений. К первой группе они относят мотивы интеллектуально-познавательного плана (приходят, так как интересует тема выступления, хотят расширить свои знания по данной проблеме, выяснить неясные вопросы и т. п.), ко второй - мотивы морального плана (обязаны присут­ствовать на мероприятии, не хотят из-за отсутствия иметь неприятности, писать объяснительные и др.), к третьей - мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора и т. д.). Естественно, что с самого начала слушатели, находящиеся в зале, по-разному настроены на речь выступающего. Те, кто пришел потому, что их интересует тема выступления, т. е. которые руководствуются интеллектуально-познавательными мотивами, гораздо больше готовы к восприятию речи, чем слушатели, присутствующие по обязанности. Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступление.

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания - оратор и его сообщение.

Слово«оратор» (от лат. orare – «говорить») применяется в двух значениях:

1) человек, произносящий речь, выступающий публично;

2) человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

По словам А. Ф. Мерзлякова, «Оратор. старается не только убедить разумом, но особенно хочет действовать на волю. Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели – сильнейшему воспламенению страстей».

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Под этим искусством понимаются умелое владение словом, высокая степень мастерства говорящего. Находясь в центре внимания самой аудитории, оратор подвергается всесторонней оценке, начиная от внешнего вида, манеры поведения и заканчивая личным обаянием, т. е., чтобы рассчитывать на внимание и уважение этой аудитории, оратор должен обладать определенным набором навыков и умений. Это должен быть человек высокоинтеллектуальный, эрудированный и визуально притягивающий внимание. Он должен свободно ориентироваться как в области литературы и искусства, так и в области науки и техники.

Особым моментом в ораторском искусстве являетсяаудитория. Человек, который выступает, должен учитывать, что в начале лекции или собрания люди, сидящие перед ним, еще не аудитория. Оратор должен привлечь к себе внимание не одного десятка людей, чтобы из отдельных слушателей они сложились в социально-психологическую общность людей с особенными коллективными переживаниями.

Уже сложившаяся аудитория обладает некоторыми признаками. Например, один из таких признаков – этооднородность (неоднородность) аудитории, т. е. пол, возраст, уровень образования и профессиональные интересы слушателей. Важен и количественный состав присутствующих.

Не стоит устраивать дискуссию в большой аудитории, где трудно использовать аргументы, понятные всем. А вот маленькую аудиторию отличает отсутствие целостности. Но малочисленной аудиторией легче управлять и обсуждать с ней спорные вопросы, можно акцент делать на дискуссионный характер общения. В этом случае оратор должен очень хорошо знать предмет и задачи своего выступления. А вот читать с заранее заготовленных конспектов в данной ситуации вряд ли получится.

Чувство общности – это еще один признак, отличающий аудиторию. Оно проявляется при определенном эмоциональном настрое слушателей, когда весь зал в одном эмоциональном порыве аплодирует оратору или неодобрительно качает головой. В такой аудитории у каждого человека отсутствует личное «я», каждый подчиняется общему и бессознательному «мы».

Еще один мотив – мотивдействия слушателей. Посещая лекцию, люди руководствуются определенными соображениями. Психологи выделяют три группы моментов.

Поделиться