Польская политическая школа кратко. Экономические проблемы франции

Американская школа политической науки

В США политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы

2. анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов

4. исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации"

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются: теория конфликта; теория согласия; теория плюралистической демократии.

Немецкая школа политической науки

В современной политологии Германии можно выделить три направления:

1. Нормативистская политология, базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности;

2. Позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология;

3. "Практика-критическая наука" о социально-политической власти.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа.

Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1. теоретические, государствоведческие аспекты;

2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются: изучение поведения избирателей и изучение политических партий.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

А также сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде . Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.

И все же в данное время выделяют четыре основных зарубежных политологических школы. К ним относятся Англо-Американская, Французская, Немецкая и Польская.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ -- разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики.

2. ФРАНЦУЗСКАЯ -- разработка проблем типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры.

3. НЕМЕЦКАЯ -- компаративистський анализ политических систем, проблема функционирования гражданского общества и правового государства.

4. ПОЛЬСКАЯ -- концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической.

Политология.

1.Предмет политологии, её основные категории,современная политологические школы.
2.Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование
3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция
4.Субъекты политики и политические субъекты .
5.Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики

_Тпологии власти(не менее 3-х)

9.Политическая власть:признаки и определения
10.Уровни проявления политической власти.
11.Проблемы политической власти


14.Структура модели политической системы В ТЕТР.

15.Функции политической системы



19.Генезис и эволюция понятия "государство"


22.Формы государственного устройства


25.Генезис понятия и современное представление о гражданском обществе
26.Генезис понятия и современное представление о правовом государстве
27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России
28.Теории элит
29.Политические элита как субъект политики
30.Политическая бюрократия,определение,сущность понятия "бюрократизм"

33.Типологии политического лидерства(не менее 3-х)

35.Политические лидеры современной России(+дать один портрет политического лидера)
36.Сущность и основные принципы современной демократии
37.Типы современной демократии
38.Проблемы демократизации современного Российского общества
39.Политическая партия:генезис понятия и определения
40.Функции политической партии как основного субъекта гражданского общества
41.Типологии партий и партийных стстем

42.Политическое сознание:характерные черты и определение
43.Особенности политического сознания россиян
44.Политическая идеология как вид массового сознания
45.Основные идеологические течения в современном мире
46."Общественное сознание" и "массовое сознание":сходства и различия
47.Политическая культура:понятие,место и роль в политической системе
48.Типология политической культуры
49.Особенности политической культуры россиян0.Политическа социализация:понятие и взаимоотношения с политической культурой
51.Политическое поведение:определение,виды,типы
52.Формы политического взаимодействия:политическая борьба,конфронтация,компромисс,консенсус
53.Девиантное поведение.Феномен толпы
54.Теории политических конфликтов
55.Политическое участие:понятие и объективное условие участия граждан в политике
56.Особенности политического участия россиян
57.Современные избирательные системы
58.Сравнительный анализ избирательных систем
59.Избирательная кампания:определение и этапы проведения

    Предмет политологии, ее основные категории, современные политологические школы .

ПРЕДМЕТ: П – системанаучных представлений о механизме формирования и функционирования политики, о закономерностях развития и взаимодействия политич. Систем, об особенностях существования полит. институтов и динамики полит.процессов.

КАТЕГОРИИ: политическая власть
политическая система
политический режим
политический процесс
политическое прогнозирование
политическое лидерство
политическая элита
политический плюрализм .m

ШКОЛЫ: 1.АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ - разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики С.Ф.Хантингтон

2.ФРАНЦУЗСКАЯ - разработка проблем типологии политических режимов,легитимности партийно-политической инфраструктуры М.Дюверже

3.НЕМЕЦКАЯ - компаративистський анализ политических систем,проблема функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Фетчер).

4.ПОЛЬСКАЯ - концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической системы

2. Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование

Институциональный метод – полит. жизнь анализ. Сквозь призму деятельности полит. институтов.

Исторический – выявление связи настоящего – прошлого – будущего

Социологический – рассмотрение политики в ее обусловленности соц-экон, идеологическими и культурными отн.

Компаративный – сравнительный

2 направление в США – бихевиоризм(психологический подход) и структурно-функциональный анализ.(социологич.)

3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция

Термин «политика» порожден древнегреч. Политич. Мыслью и дословно значит «то, что относится к государству.»

Платон называл политику царским искусством. Аристотель толковал политику как публичную этику.(искусство управлять)

Макиавелли стал интерпретировать политику как деятельность по упрочнению государства.(искусство государя хзитро управлять)

В дальнейшем была разработана марксистская концепция:

Политика всегда детерминирована эконом.отн.

Политика – борьбв классов

Марксистскую концепцию дополнила концепция Вебера. Он считал политику проявлением обществ. Отнош. По поводу власти, но осн.идея в том, что политика – особый вид ЧЕЛОВЕЧ. Деят

Концепция Парсонса – соц. Механизм опр. Коллект. Целей и госструктура которые объедин.для полит.действий.

Можно выделить 4 периода:

Государствомоноцентристский период(госуд-во – носитель власти над людьми)

Период,когда наряду с гос-вом возникает гражд.общество с его субъектами.

Социополицентристский подход(идеи плюрализма,взаимодействия власти и соц.групп)

Период,когда гос-во все более оттесняется самоуправлением все более свобод.личностей.

4. Субъекты политики и политические субъекты

В полит.науке выявляют субъекты политики, которые имеют свои интересы и способность бороться за них.Свобода и самостоятельность.

1.Функциональные субъекты: армия,церковь,оппозиция,СМИ и т д.

2.Социальные субъекты:классы,слои,соц.,терр.,проф.общности,группы по интересам,семья.

3.Полит.субъекты по горизонтали власти:государство,парламент,правительство,суды,прокуратура,элита,лидеры.

Полит.субъекты гражд.общества:самоуправляющиеся организации,общ-полит движения,полит.партии,полит.лидеры и т д.

5. Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамерен-ное или вынужденное, военное или невоенное) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление окру-жающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов

6.Характеристика власти как общественной категории:закономерности проявления

Феномен власти,ее двойственность занимали умы философов,социологов,политологов.

Эта двойственность породила многочисл.концепции,объясняющие ее сущность.Их можно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные .

А-С: власть определяют как способность какого-л полит.субъекта навязать кому-л свою волю.

Р: акцентирует поведенческий аспект, трактуя власть как столкновение 2-х стилей поведения, в кот.одна сторона навязывает свою волю.

Коммуникативные подходы:в – механизм общения людей с целью согласования их действий при усл.преобладания общего интереса над частными.

Чтобы отношения власти возникли,необходимо как минимум 2 индивида. Власть начинается там, где начинается подчинение.В основе подчинения лежит неравенство людей.

8.Виды власти и их содержание

Экономическая власть (плутократия)(греч. Власть богатых) здесь речь идет не просто о богатстве,а о богатстве,превращенном во власть.ЭВ, основанная на богатстве, не выставляет себя напоказ.Силовой режим заключается в огромной способности к приобретению. Не прибегает к насилию.

Военная власть с древних времен. Оружие,враг,иерархия,дисциплина- главные понятия.Чем больше и лучше оснащены вооруженные силы,тем большая доля власти принадлежит им.Без противника ВВ утрачивает смысл своего существования. Цель военной власти – ведение войны.

Харизматическая власть носит теократический оттенок. В ХХв имеется ввиду идеологическая харизмаРодоначальники экстремистских,радикальных идеологий, осн. на иррациональной утопической идее.на подобных вероучениях осн.фашистская,национал-социалистическая,большевистская.

ХВ,связанная с индив.привлекательностью,осн.на личных достоинствах отличается от других типов власти.Базируется на способности убеждать.

Информационная власть

Власть страха(фобократия)

9.Политическая власть:признаки и определения

ПРИЗНАКИодимость 2-х индивидов.Власть начинается там, где начинается подчинение. В основе подчинения лежит неравенство людей: естественное,экономическое,социальное и т д

Субъектами могут мыть отдельный человек,организация.Субъекты необходимо обладать волей к власти,проявляющейся в способности отдавать распоряжения,команды,приказы.

Власть невозможна без подчинения,превращения субъекта в объект воздействия

ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Полит.власть(в УСС) – возможность целиком или частично распоряжаться госаппаратом.В ШСС – помимо гос.аппарата в полит.власть включают полит.субъекты гражд.общества и механизы обрат.связи.

10.Уровни проявления политической власти. Российская политическая традиция

Основателем общественно-политической мысли на Руси считают митрополита Илариона (XI в.) и его произведение «Слово о законе и благодати», основная идея которого – благотворность вхождения русского народа в семью христианских народов, а главные цели – восхваление князя Владимира Святославича, В «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.) впервые в русской литературе сформированы задачи княжеской власти: князь должен добиваться мира в своем княжестве, не позволять сильному обижать простого человека, укреплять военное могущество государства, быть верным слову, данному своим братьям (князьям), избегать междоусобиц. Идеи единства русской земли, сильной княжеской власти, недопустимости вражды между князьями проходят через такие литературные произведения XII–XIII вв., как «Слово о полку Игореве», «Задонщина».

Наиболее полным и ярким воплощением идеи величия Московского государства сформированная в начале XVI в. псковским монахом Филофеем теория «Москва – третий Рим», согласно которой история человечества представляет собой историю трех великих государств, чья судьба определена волей бога. Первое (Рим) пало из-за ереси, второе (Византия) заключило греко-католическую унию и в результате было завоевано турками. «Третьим Римом» должна была стать Москва – хранительница православия

В XVIII в. идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). По его мнению, народ сам для собственного блага заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя.

Русская политическая мысль развивалась одновременно с развитием государственности. На Руси не было реформации, которая прошла в Европе. Не было и перемещения политических воззрений на человека, его естественные права.

12.Легитимность как основная проблема власти

Проблема легитимности власти. Легитимный порядок в обществе – важнейшая политическая ценность. Упорядочение общ.отношений лежит в основе полит.деятельности.Решающим фактором,влияющим на степеть упорядоченности полит.отношений,явл.динамика соц.интересов разных групп общества.Полит.порядок не может поддерживаться без сотрудничества разных полит.сил. При отсутствии полит.порядка усиливается кризис полит.власти; люди все меньше связывают надежду на защиту собств.интересов с существующим полит.режимом. Это оборачивается отчуждением человека от полит.процесса. Устанавливается чисто принудительный контакт гражданина с государством.

13.Политическая система:определения и характеристика(динамичность,статичность,стабильность)

ПС – целостная упорядоченная совокупность полит.институтов,полит.ролей,отношений,процессов,принципов полит.организации общ.,подчиненных кодексу полит.,соц.,юрид.норм, историч.традициям и установкам конкретного полит.режима.

ПС можно различать по характеру связей между ее элементами. Андреев различает целостную и суммативную системы

Ц – элементы тесно взаимосвязаны, органически соединены.

С – целое,свойство которого равно сумме свойств его частей.

От состояния общ.отношений, уровня развития общества зависит,будет ли динамичной,статичной или застойной ПС.

Динамизм- определяет способность системы развиваться,адаптироваться к изменениям в обществе и реагировать на эти изменения.

Статичные системы вынуждены противодействовать развитию общества,вступать с ним в конфликт

Стабильность – полит.идеал,обществ.ценность. стабильность неотделима от демократии.

14.Структура модели политической системы

Основатель теории полит.систем – Д.Истон. Им были сформулированы и принципы устойчивости ПС:

ПС должна быть открытой,но сохранять черты,определяющие ее облик.

ПС должна быть достаточно закрытой,чтобы противостоять разрушительным влияниям.

ПС должна быть «саморегулирующейся», сохраняя баланс сил на входе и выходе.

Модель истона использ.как метод.пособие для анализа полит.систем других государств.Вход – это требования общ.к соц и пол институтам.Полит.процесс- процесс преобразования инф.полученной на входе и подготовке ее на выход.Привратники

15.Функции политической системы

Определение целей развития обществ – предполагает обозначение ориентиров, от которых зависит изменение властных полномочий,институтов,развитие демократии и т д

Властно-политическая интеграция общества - все осн.действия в обществе должны протекать в опр. Рамках. Общеобязательность госуд.велений, о придании политике обществ.авторитета.

Регулирование режима общественно-полит.деятельности – установление таких способов поведения и деятельности людей,групп и т д, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов.

Легитимизация полит.режима – соответствие реальной полит.жизни официальным полит.и правовым нормам.

16.Характеристика политического режима

Определяя понятие политический режим, необх.сделать акцент не на том,кто правит,а на том,КАК правит,каким образом и в чьих интересах. В результате взаимодействия всех компонентов полит.системы в обществе складывается опр.порядок, в котором единство полит.организации общества,системы методов осуществления власти,системы прав и свобод образует новое полит.явление – полит.режим. Если форма правления отвечает на вопрос КТО ПРАВИТ, то режим отвечает на вопрос КАК ПРАВИТ. Режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию полит.системы. Режим представляет собой совокупность властных структур,позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. ПР – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках полит.системы и поддерживают ее стабильность,учитывая соц.интересы и используя специф.методы.

17.Признаки основных политических режимов современности

По методам осуществления власти режимы делятся на 3 типа: демократический, авторитарный,тоталитарный.

А: правит один или небольшая группа;беспрекословное подчинение граждан власти,исключает широкое обсуждение перед принятием полит.решений,критику полит.курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки с общественностью,обществ.мнение почти не учитывается властью. В гос.аппарат подбираютсясключительно сторонники правящей верхушки,нарушаются права человека.

Д: Осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Предполагает: разделение и выборность власти,строгая законность,гарантия прав и свобод человека.

Т: Признаки:

Тотальный гос.контроль над обществом,

всеобщая монополизация и централизация власти в руках правящего меньшинства,

система жесткого полицейского контроля над всеми гражданами,

идеология общества на основе единой госуд.идеологии,

унификация и регламентация полит.,обществ.и духовной жизни общества.

Господство единой правящей партии,которая является ядром ПС.

18.Политический режим в России:эволюция и особенности

Режим «управляемой демократии».Особенности:

Ассиметрия власти в пользу главы государства и его аппарата

Слабость партийной системы(партиям пока не удалось стать осн.посредником между властью и обществом,они обслуживают интересы опр.элит)наибольших полит.успехов добиваются партии,которые поддерживает Кремль.

Отсутствие независимой системы правосудия – судебные решения принимаются под давлением властных структур

Всевластие чиновничества – мешают свободе предпринимательства, препятствуют становлению малого и средного бизнеса.

ЭВОЛЮЦИЯ:процесс становления полит.режима происходил под влиянием 2-х начал:азиатского деспотизма и некоторых вкраплений демократического начала(дем.республика в Новгороде и Пскове). Преобладало тоталитарное начало, но в процессе политических реформ пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора вновь поглощалось тоталитарным.

11-12вв – республики в Нов. И Пскове.Верховный орган власти – вече.Народ решал все вопросы, относящиеся к устройству государства.Вече избирало посадника и тысяцкого,которые возглавляли правительство.Князь не имел права вести войну без согласия вече.

Монголо-татарское нашествие нанесло удар по вечевому строю Руси.Местное самоуправление замирает.Режим восточной деспотии.

После освобождения – власть князя, но она ограничена Земским собором и Боярской думой.

При Иване Грозном усилились тоталитарные тенденции.Распущено вече,ликвидировано самоуправление.

Но безраздельное самодержавие было установлено Петром 1. Лишь Александр 2 – реформатор.Был убит в тот день когда хотел подписать конституцию..

Во время революции 1905-07 – Россия-констит.монархия.1917-демократическая республика.в 1917 возникла ситуация выбора пути: демократия(оставить Учр.Собр) или тоталитаризм (созд.Советы)

1985г – кризис тоталитарного режима,Горбачев объявил перестройку.охлократический режим.

19.Генезис и эволюция понятия "государство"

20.Современные представления о государстве:признаки и определения

Развитие представлений о гос-ве шло по 2-м линиям – этатистской и антиэтатистской. До 18в-по первой,после – по 2.

Т.Мор и К.Маркс считали что любое правительство – комитет богатых,созданный, чтобы угнетать бедных.

Понимание сущности государства зависит от теоретического подхода к нему. При нормативном подходе гос-во трактуется как совокупность норм,регилирующих поведение гражждан.Для институционального подхода характерно толкование гос-ва как воплощения власти,как ее института. Общая тероия гос-ва сложилась к концу 19в и именовалась юридической.согласно теории трех элементов гос-во сущ.там,где есть народ,территория и гос.власть.в совр.мире гос-ва разнятся,но имеют общие признаки:

Отделение публич.власти от общества,появление слоя профессионалов-управленцев.

Территория.Законы распр.на людей,прожив.на опр.территории

Суверенитет т.е.верховная независимая власть на опр.территории.

Монополия на легальное приминение силы,физ.принуждения.

Право на взимание налогов с населения.

Обязательность членства в государстве.человек получает гражданство с рождения.

Роль госуд-ва в международном праве.Гос-во изменяется вместе с обществом,часть которого оно составляет.Традиционные госуд-ва возникли стихийно,на основе соблюдения обычаев,уходящих корнями в древность.Они имели институционально неограниченную власть,отрицали равноправие всех людей.Конституция придает гос-ву легитимность,так как она принимается с согласия подав.большинства. Конституции как правило состоят из 2-х частей.1-нормы взаимоотношений граждан и государства,во 2-описываются характер гос-ва(республика,монархия,федерация и т д),статус различных властей. Первые конституции были приняты в США и Франции. В совр.мире лишь неск-ко гос-в не имеют конституций(Великобритания,Израиль,Саудовская Аравия…)

21.Функции государства, их реализация

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внут.относятся политическая,правовая,организаторская,экономическая,социальная,образовательная,культурно-воспитательная.

Полит.функция – поддержание всеобщего порядка,полит.стабильности,устан.отношений с полит.партиями и др.обществ.институтами в связи с формированием гос.структур,реализацией властных полномочий…

Правовая функция – правотворчество,выработка правовых норм,разработка и принятие законов. Правовые нормы – это правила поведения,санкционируемые гос-вом.

Организаторская функция – координация деятельности полит.субъектов,осуществление контроля за соблюдением законов.

Экон.функция – выработка и осуществление налоговой политики,выделение кредитов,использование экономич.санкций и стимулов для развития тех или иных отраслей промышленности.

Социальная функция – удовлетворение потребности граждан в труде,жилье,поддержании здоровья,соц.защита…

Образовательная функция – демократизация образования,обеспечение его непрерывности,предоставление людям равных возможностей для его получения.

Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов граждан,формирование у них высокой духовности.

Внешние функции – защита границ,вынужденной вмешательство в дела других государств,поддержание и развитие межгосударственных отношений,регулирование внешней торговли…

23.Формы государственного управления

Монархия(абсолютная,парламентская) и республика(президентская,парламентская,смешанная)

В монархии формальный источник власти – одно лицо.Глава гос-ва получает свой пост по наследству.Абсолютная – всевластие главы государства,конституционная – полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические(монарх наделен преимущественно исполнительной властью) и парламентские(монарх фактически обладает представит.функциями и частично исполнительскими. Большинство совр.монархий – парламенсткие.

В республиках источник власти – народное большинство,высшие органы власти избираются гражданами. Отлич.черты парламентской республики – образование правит-ва на парлам.основе. Парламент осуществляет по отн.к правительству ряд функций:

Формирует и поддерживает его

Издает законы

Осуществляет контроль над правительством

Критикует правительственную политику,предоставляет альтернативные варианты правительственных решений..

Президентская республика – президент одновременно и глава госуд-ва и глава правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом.

Полупрезидентская республика. Клиссич.образец – Франция. Президент избирается прямым голосованием,может сам издавать некоторые законы,может распустить парламент.. президент и правительство должны отчитываться перед парламентом.

24.Государственное устройство и баланс властей современной России

Гос.устройство: в соответствии с Конституцией РФ РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Полупрезидентская республика.

Власть осуществляется на основе разделения властей.

Полномочия президента по Конституции РФ непомерно велики и многогранны.

Ограниченность полномочий Совета Федерации

27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России

Становление гражданского общества является актуальной проблемой для России т к в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии,а без гражданского общества демократия невозможна. Возрастающая роль гражданского общества была подчеркнута в послании Путина Федеральному собранию в 2004г.

По характеру доминирующей роли государства Россия была ближе к восточному типу обществ.Гос-во выступало основным инициатором формирования общественных институтов.Самостоятельность снизу ограничивалась. Отсюда зыбкость права и отношений собственности.. В результате традиционное общество России плохо развивалось снизу,путем естественной эволюции. Любой институт был привязан к государству.например церковь.В России не формаровалось третье сословие. Русские дореволюционные мыслители делали акцент не на правах а на обязанностях личности перед общественностью.

28.Теории элит

Термин элита получил распространение в начале 20в. Первые концепции элит связаны с именами Моска, Парето,Михельса. Моска попытался доказать неизбежность деления общества на 2 неравные по соц.положению группы.он назвал элиту политическим классом. Он отметил 2 тенденции в его развитии.закрытость – аристократическая элита и открытость – демократическая элита. Парето остановил внимание на анализе особых качеств элиты:психологических и социальных. Элиту он разделил на правящую и контрэлиту.

Концепция Михельса близка к концепции Моски,но он сделал акцент на исследовании соц.механизмов,порождающих элитарность. Эти концепции дали толчок исследованиям групп,руководящих государством. Современные концепции элит многообразны,но у них есть общие черты:

Любая демократия – господство хорошо организованного меньшинства над большинством,осуществляемое при формальном согласии большинства.

Представители элиты не являются типичными представителями управляемых масс. В Америке в основном обеспеченные,получившие дорогое образование,имеющие престижную работу…

Властвующая элита не состоит из людей,правящих в одиночку.советники,консультанты…

31.Политическая элита современной России

Соврменная российская элита родом из партийно-бюрократической номенклатурной системы. Суть этой систему – назначение лиц на значимые должности по рекомендации,сверху. Последнее поколение советской элиты было весьма неоднородным. Номенклатуре разрешалось делать то, что другим запрещалось и извлекать из этого прибыль:создавать совместные предприятия,получать льготные и беспроцентные кредиты…гос.элита и бюрократия приватизировали те гос.структуры,которыми они распоряжались.

4 этапа трансформации российской элиты:

1.латентный – время изменения общеполит.сознания,создание условий для включения советской элиты в новые виды деятельности

2.период конверсии. Появляются новые сферы деятельности – публичная политика и бизнес. Некогда монолитная советская элита разделилась на элиту экномическую и политическую.

3.период конфронтации. Распад СССР и переход к рыночной экономике потребовали новых акторов и поэтому происходит политическая фрагментация элит.

4.период стабилизации. – силой введены новые правила игры, не позволяющие ни одной элите занять доминирующее положение

32.Политический лидер и политическое лидерство:понятие и концепции становления

Лидер в переводе с английского значит ведущий. Лидеры ведут за собой различные общности. Возникает вопрос о различиях слов лидер и руководитель.

Лидер выдвигается стихийно,благодаря авторитету,а руководитель назначается. Лидер – непременно личность,а руководитель – продукт сознательного кадрового подбора. Лидерство нестабильно,его надо постоянно подтверждать. Руководство стабильно,оговорено законами…неформальных лидеров часто именуют вождями. Но есть разница:лидер опирается на команду сторонников,вождь опирается на узкий замкнутый круг людей; лидер генерирут идеи,определяет методы достижения целей,вождь заменяет управление приказами,желаниями..с понятием лидер тесно связано понятие лидерство. Лидерство – сложное взаимодействие лидера и его ведомых. Политический лидер – тот кто способен изменить ход событий и направленность полит.процессов.ПЛ активизируют полит.процессы в обществе.

ПЛ – ПОСТОЯННОЕ ПРИОРИТЕТНОЕ И ЛЕГИТИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЛИЦ,ЗАНИМАЮЩИХ ВЛАСТНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ВСЕ ОБЩЕСТВО,ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ ГРУППУ.

Концепции: ситуационная,психологическая,интерактивный анализ. Подходы к понятию лидерства:

1.психологический. концепция Лассвела,который мотивы полит.поведения объясняет в традициях психоанализа. Главный мотив – жажда власти. Мотивами могут быть деформации психики и психологические напряжения.Лассвел пресдедовал 2 цели:во-первых дополнить марксистский анализ общества элементами фрейдизма и найти скрытый психологический подтекст участия масс в революционном и рабочем движении,стремления лидеров к неограниченной власти.

Компенсаторная теория – комплекс неполноценности в дестве компенсировался умением властвовать над умами людей. По методике Адлера и Лассвела в США до сих пор создаются политические портреты лидеров.

2.социологический подход.Классики такого подхода – Ленин и Михельс.

С точки зрения Ленина вожди – самые активные представители класса с ярко выраженными общественными интересами

33.Типологии политического лидерства(не менее 3-х)

1. Типология Вебера . Основание типологии – основа легитимности власти.

1)традиционное т е основанное либо на наследовании власти либо на традициях.

2)рационально-легальное т е полит.власть получена на основе демократических выборов.

3)харизматическое т е осн.на вере народа в сверхъестественные качества вождя.

2 .Типология Такера .Основание – цель воздействия лидера на общество.

1)консерватор – сохранение общества в неизменном виде

2)реформатор – радикальное преобразование общества

3)революционер – переход к принципиально новой политической системе.

3. Типология Лассвела. Основание – место лидера в полит.руководстве.

1)администратор – управленец

2)агитатор – способен влиять на людей,хороший оратор.

3)теоретик – способен выдвинуть значительную идею,разработать программу ее претворения в жизнь.

34.Проблема политического лидерства в нашей стране.Политический менеджмент

Для развитой демократии характерен конструктивный тип полит.лидерства, когда избиратель оценивает содержание программ претендентов, но у нас не развитая демократия

В полит.жизни России 2 вида лидеров: идеалисты и прагматики.И – отстаивают утопические идеалы,намечают грандиозные,но недостижимые цели.

П – довольствуются апробированными образцами полит.поведения, обещая вскоре решить самые болезненные проблемы. Ни первые ни вторые не могут нас устроить.

Работа в региональных администрациях и т д. Имидж политического лидера – это тот образ, который возикает в общественном сознании в результате воздействия на социум личности лидера, прежде всего через СМИ.

36.Сущность и основные принципы современной демократии

Понятие демократия было в связи с установлением демократии в Афинах. Необходимо учитывать различные смысловые оттенки.

1- разновидность организации государства, кога властью обладает не одно лицо, а все граждане пользуются равными правами на управление государством.

2 – форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов.

3 – определенный тип мировоззрения. Ценности: равенство,свобода,плюрализм.

4 – соц.движения,направленные на осуществление демократического идеала.

Д – явление, находящееся в постоянном развитии.

Борьба за демократию составляет главное содержание современной эпохи. Слово гласность означает возможность напрямую обращаться к общественности..Г – важнейший принцип Д.

Принципы Д:

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ

НАЛИЧИЕ ОППОЗИЦИИ

ПРИНЦИП СВОБОДЫ КРИТИКИ

ПРИНЦИП ПОДЧИНЕНИЯ МЕНЬШИНСТВА БОЛЬШИНСТВУ

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ

Неукоснитльное соблюдение этих принципов порождает в личности чувство человеческого достоинства, сознание независимости и ответственности за свою судьбу.

39.Политическая партия:генезис понятия и определения

Термин партия ведет свое происхождение от латинского партис – часть. Процесс формирования партий уходит корнями 17в. Первоначально они представляли собой не сплоченные организации а скорее клубы, объединения единомышленников. Поставщики полит.элиты.

ПП – это общественная организация, которая ставит целью продвидение своих представителей в структуры гос.власти.

ПП – организованная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных идей.

40.Функции политической партии как основного субъекта гражданского общества

Отбор и рекрутирование полит.лидеров на посты.

Углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центр.органами управления

Полит.социализация граждан, формирование у них навыков участия во властных отношениях

Наиболее ярко патрии демонстрируют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях.

41.Типологии политических партий.

В основание типологий кладется идейная платформа

Доктринальные(ориентированные на защиту чистоты своей доктрины)

Прагматические(на практическую целесообразность)

Харизматические(люди объединяются вокруг лидера)

Доктринальные принято подразделять на религиозные и идеологические

По количеству:массовые,кадровые

Строго централизованные

По месту в полит.системе страны:

Парламентарные

Радикально-оппозиционные

Авангардные партии

Монопольно-государственные-субъекты тоталитарных режимовШпаргалка политологии в российском обществе. Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со... научных и преподавательских кадров политологов , установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Группа № 2921

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

080100.62 «Экономика»

По дисциплине Политология

Тема: Современные западные политологические школы

Студентки 2 курса: Пигалевой Светланы Александровны

Преподаватель: д.с.н., профессор Антипьев Анатолий Григорьевич

Введение

Французская школа политической науки

Бихевиористское направление

Герменевтическое направление

Институциональное направление

Политико-социологическое направление

Элитологическое направление

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время на Западе, политология занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политологических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных профессиональных организаций политологов. Наиболее известные из них - Американская ассоциация политических наук, Ассоциация политических исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д. Общенациональные политологические ассоциации существуют в большинстве крупных стран Запада.

Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук.

В данной работе я попробую более подробно описать современные западные политологические школы. Рассмотрим все направления исследований методов в зарубежной политологии. Так же рассмотрим школы в каждой стране по отдельности.

Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д.

Американская школа политической науки

Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч);

2. анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением (Г.Алмонд, С.Верба,Г.Най);

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет);

4. исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации" /Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются:

1. теория конфликта; 2. теория согласия; 3. теория плюралистической демократии. Политология Англии опирается на американские исследования, которые были адаптированы и составили теоретико-методологическую основу политической науки. Среди проведенных в послевоенные десятилетия исследований необходимо выделить: 1. исследование государства, государственного суверенитета и демократии /Г.Ласки, К.Попер,У.Риз/;

2. политических партий /Р.Маккензи, Д.Робертс, Д.Уилсон/; групп давления /Д.Стюарт, Д.Муди/;

3. влияние на политический процесс рабочего движения /А.Салвер/; политической идеологии /М.Фагарти/;

4. политического поведения, политической культуры и политической активности масс и социальных групп, общественного мнения, средств массовой информации, политического лидерства и элит /Д.Батлер, Б.Берри, Б.Джексон/.

Немецкая школа политической науки

В современной политологии Германии можно выделить три направления:

1.нормативистская политология,

2.базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности;

3.позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология; "практика-критическая наука" о социально-политической власти."

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1.Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2.Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер)

3.Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель - Дарендорф).

Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1. теоретические, государствоведческие аспекты;

2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются:

1. изучение поведения избирателей /Ж.Шарло, Ж.Ранже, А.Ласло/,

2. изучение политических партий /М.Дюверже, Ж.Шарло/.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:

1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной.

2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Наиболее характерной чертой первого этапа является исследование политических процессов в рамках конституционного права. Причем происходило это по 3 основным путям:

1 Путь - связан с политизацией конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.

2 Путь - выражался в социологизации конституционного права - в расширении его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она не только вооружила исследователей социологическими методами анализа, но и придала социологическую направленность всей конституционно-правовой проблематике. Следствием этого явилось доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии.

3 Путь - заключался в выходе исследователей за рамки конституционного права вообще.

Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1. Исследование классов и социальных групп, включенных в политические отношения;

2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3. Исследование стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитие в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

А также сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде. Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.

И все же в данное время выделяют четыре основных зарубежных политологических школы. К ним относятся Англо-Американская, Французская, Немецкая и Польская.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ -- разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики(С.Липсет, К.Райт, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартари, Р.Дарендорф).

2. ФРАНЦУЗСКАЯ -- разработка проблем типологии политических режимов,легитимности партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдье, М.Кроз"е, Р.Арон).

3. НЕМЕЦКАЯ -- компаративистський анализ политических систем,проблема функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Фетчер).

4. ПОЛЬСКАЯ -- концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалек, Ф.Ришка). Эл. ресурс WWW.Politoloqa.net.ru

Основные направления исследований методов

политический наука школа социологический

Эл. ресурс WWW.ckct.org.ruО роли и значении политологии в современном обществе можно судить, только проанализировав основные направления исследования и методологическую основу науки. Сегодня принято выделять 4 направления исследований методов в зарубежной политологии:

Сравнительные политологические исследования - т.е. используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

Исследования в области международных проблем - т.е. исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности.

Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран.

Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний.

В современной западной политической науке по-разному ориентированы национальные политологические школы. К настоящему времени в мире сложились основные национальные школы современной политологии.

Я хотела бы поподробнее рассмотреть основные направления.

В качестве исходного основания анализа политики в современной англо-американской политологии выступает политическое поведение, обусловленное побуждающими мотивами. Психологизация политических отношений, т.е. поиск причин политического поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых психологических реакциях, характерных для политической деятельности, является определяющей тенденцией развития политической науки в США и Великобритании в первой половине XX в.

В качестве единицы измерения политической реальности были взяты «политический человек» и его воля властвовать. Это позволяло рассматривать политику зримо, конкретно, открывало возможность вырабатывать эффективные практические средства преодоления конфликтов, деструктивных действий.

Доминирующими направлениями в англо-американской политической науке являются бихевиористское, структурно-функциональное и герменевтическое направления, основанные на одноименных подходах.

Рассмотрим поподробнее эти направления. Политология Р.Е. Мухаев

Бихевиористское направление

Основоположниками бихевиоризма (поведение), а следовательно, и поведенческого (бихевиорального) направления в англо-американской политологии принято считать группу ученых Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом (1874--1953).

Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политики выводится из природы человека, доступной исследованию научными методами.

Подобно представителям европейской политической философии XVII--XVIII вв., бихевиористы исходят из посылки о «естественном человеке» -- автономном субъекте политического процесса, своего рода «политическом атоме», изначально наделенном определенным набором черт и характеристик, вытекающих из его универсальной, внеисторической природы. Эта неизменная и всемогущая человеческая природа в конечном итоге определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития.

Однако в отличие от просветителей бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной природой индивида. В этой связи задача политической теории состояла в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей.

По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанное стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. Человек -- «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе всех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, начальниками и подчиненными и даже в отношении к домашним животным. Эта изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить

* природные ресурсы;

* промышленный потенциал;

* военную подготовленность (в том числе уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил);

* численность населения;

* «национальный характер» (отношение населения к войне);

* «национальную мораль» (отношение населения к правительственной политике);

* качество дипломатии, которая выступает как «самый главный фактор, определяющий мощь страны».

Как писал Моргентау, дипломатия -- «это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это -- качество правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку своей внешней политики со стороны общественного мнения.

Называя качество дипломатии важнейшим фактором национальной мощи, Моргентау не умалял тем самым роли и значения военной силы, поскольку эффективность политико-дипломатических возможностей, по его мнению, находится в прямой зависимости от военной мощи каждого конкретного государства. В международной политике, пояснял он, именно «военная сила, которая может быть применена на практике или использована как угроза, является наиболее важным материальным фактором, обеспечивающим политическое могущество государства».

Структурно-функциональное направление

Основоположником структурно-функционального анализа считается американский социолог Толкотт Парсонс (1902--1979).

В работе «Система современных обществ» он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы.

Сама система имеет две оси ориентации:

1. ориентируется ли система на события окружающей среды или на внутренние проблемы;

2. реагирует ли система на сиюминутные потребности или долговременные интересы.

Покупатель и продавец, посетитель ресторана и официант, портной и заказчик -- все эти «обслуживающий» и «обслуживаемые» могут меняться местами в соответствии с изменением социальной ситуации. Следовательно, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние, поскольку господство одних индивидов или групп в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах.

Герменевтическое направление

Появление в 60-е гг. XX в. герменевтики как новой методологии анализа политики, разрывающей с позитивизмом, было обусловлено потребностями информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Западное индустриальное общество представляло собой атомизированную цепочку рыночного обмена, где индивиды конкурировали друг с другом в погоне за прибылью. Как замечал американский философ Эрих Фромм (1900--1980), индивидуализм «помог уничтожить все связи между отдельными индивидами, изолировав человека от своих собратьев». Восстановить разрушенные социальные связи -- предназначение политики.

Современный мир представляет собой лингвистически структурированную реальность. Взаимодействие индивидов осуществляется в терминах и значениях определенных языков и понятий. Политическая деятельность также подчинена существующей в обществе лингвистической культуре.

Герменевтическая парадигма в анализе политики исходит из того, что политическая власть есть способность и возможность формулировать актуальные и востребованные у населения политические идеи и концепции, поскольку они представляют собой социальные действия или лингвистические события, которые должны рассматриваться в контексте языка и понятий. Любая воспринимаемая субъектом информация, в том числе и политическая, представляется ему определенным набором визуальных и звуковых символов, а следовательно, он расшифровывает ее в формулах, имеющих для него смысл, воспринимая и усваивая лишь те символы, которые укладываются в систему координат его мировоззрения и картины мира.

В границах герменевтического подхода политика рассматривалась как средство коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. Однако политика -- это особая форма коммуникации, отличная от других.

Специфика политики как формы коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций:

а) рациональный или прерывный, когда интересующий объект описывается, познается, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция, как это бывает у научного работника;

б) эмоциональный или непрерывный, связанный с тем, что познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание, «растворяется» в нем, «входит» в него, что свойственно искусству.

Наибольшее внимание в политической герменевтике уделяется проблеме политической символики.

Институциональное направление

Как уже отмечалось, создателем теории института во французской политической мысли по праву считается Морис Ориу, который первым выдвинул эту концепцию еще в 1906 г., а всесторонне обосновал ее в своей диссертации, озаглавленной «Теория института и ее основания. Очерки социального витализма» (1925). Наиболее видным теоретиком этого направления был Морис Дюверже (род. 1917), внесший огромный вклад.

Политико-социологическое направление

Политика может рассматриваться в контексте ее связи с социальными явлениями и процессами. Немецкий социолог Макс Вебер (1864--1920) в работе «Протестантская этика и дух капитализма» акцентировал внимание на социокультурных факторах политического развития.

По его мнению, природные процессы находятся вне человека, и потому они объект его познания. И это должно привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Одним из первых он отметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования.

Бюрократия, по Максу Веберу, -- особенность не только западных обществ. Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.

Для идеального типа бюрократии характерны:

1) разделение труда, обусловленное правилами и законами;

2) подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

3) назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

Элитологическое направление

Элитология -- отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т.е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых.

Наибольшего развития это направление достигло в рамках итальянской школы политической социологии.

Одним из основателей элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848--1923).

Главное в социологической концепции Парето -- взгляд на общество как на систему, находящуюся в состоянии подвижного равновесия в результате взаимодействия множества различных элементов.

С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение предмета, объектов, методов, времени возникновения политологии – науки о политических процессах в обществе и о его политической организации. Основные школы политической науки. Задачи американской и международной ассоциации политической науки.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2011

    Основные направления развития политической науки ХIV-XVІ вв. Политико-правовая мысль Древнего Востока, европейского средневековья, Возрождения и Реформации. Сторонники биополитики, которые изучали взаимосвязь политической сферы и человеческих инстинктов.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Исследовательские подходы в современной политологии. Современные направления и теории политологии. Системный подход в политологии. Устойчивые формы организации и регулирования общественной и политической жизни. Концепции политического плюрализма.

    реферат , добавлен 13.02.2010

    Предпосылки возникновения американской политологической школы. Характеристика школы. Представители американской политологической школы. Анализ процесса формирования политологии в США позволяет выявить важнейшие тенденции в ее развитии.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2006

    Объект и предмет политологии, ее роль и значение как науки и как учебной дисциплины. Методы и направления исследований в политологии, ее функции. История возникновения и становления политической науки. Включение политологии в перечень учебных дисциплин.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Понятие, предмет, метод, функции и направления геополитики. "Гуманизированная" геополитика силы в теории З. Бжезинского. Евразийская геополитика США. Геополитические воззрения Г. Киссинджера. Идея евразийства российской школы геополитической мысли.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2010

    Политология как наука о политике; политологические школы. Политическая власть и механизмы ее осуществления; политическая элита и лидерство. Государство – основной политический институт общества. Политические партии и системы; история и теории демократии.

    учебное пособие , добавлен 18.09.2012

    "Жеті Жаргы" - важнейший документ политико–правовой мысли в казахском ханстве, история принятия, основные теории. Политологические идеи казахских просветителей Ч. Валиханова, Абая, И. Алтынсарина и Н. Назарбаева, их общественно–политические взгляды.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    История выделения политической психологии в самостоятельную отрасль в ХХ в. Принципы, методология и специфика политико-психологических исследований. Дискуссии относительно определения предмета политической психологии. Типология политической культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2011

    Особенности и представители политических учений Древнего мира, Средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, Нового времени. Этапы эволюции и школы современной политической науки. Сущность либерализма, консерватизма, социал-реформизма и марксизма.

Французская школа политологии - одна из самых авторитетных в мире. Хорошо известны имена Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Ж. -Же. Руссо, которые в своих рационалистических политических доктринах обосновали либерально-демократические принципы свободы и равенства, показали безграничные возможности человеческого разума для реализации социального прогресса.

Длительное время центральное место во французской политической мысли принадлежало проблемам государства, природы политической власти, формированию политической культуры. Однако за последнюю четверть века сама наука претерпела существенных изменений. Если раньше она занималась преимущественно теоретическими разработками, то, начиная с 70-х годов, произошел переход к анализа кризисных ситуаций и выработка конкретных рекомендаций по тем или иным вопросам. Сегодня французские политологи пытаются максимально приблизить свою науку к практике. Поэтому, кроме традиционных проблем, в поле зрения исследователей находятся вопросы взаимодействия политических партий и масс, развития партийных систем, результатов выборов.

Традиционно французские политологи связывают проблему происхождения государства с сущностью власти. Эту традицию заложил один из основоположников школы государствоведения Л. Дюгі. Еще в начале 20 века он разработал теорию, согласно которой возникновение государства связывается с феноменом власти. Как только люди начали объединяться в группы, самые сильные из них принялись навязывать свою волю другим, стали правителями де-факто, сосредоточили власть в своих руках. В более поздние времена они формировали правительство из людей своего среды. Таким образом и возникает государство. Для Л. Дюгі правительство и государство - понятия тождественные. Государство основана на силе, но последняя становится законной тогда, когда ее применяют в соответствии с правом.

В концепции Л. Дюгі о естественное происхождение государства есть много сторонников и в наше время. Так, ее поддерживает известный ученый М.Маффесолі. Он считает, что "стремление к обладанию и власти" - это естественная черта человека, основа социального развития, движущая сила в процессе возникновения государства. Современное человечество, по мнению М. Маффесолі, почти не отличается от первобытного общества, поскольку его жизнь, как и раньше, регулируют биологические законы.

Иначе рассматривает вопросы государства и государства выдающийся французский политолог М. Дюверже. Особое место государства среди других социально-политических организаций он объясняет двумя факторами. Во-первых, власть руководителей государства отличается от власти вождей племен или других лидеров тем, что она не индивидуализирована, а сакралізована. В глазах простого народа государство имеет сверхъестественный характер, а правители являются ее слугами. Во-вторых, по сравнению с другими группами, государство имеет более совершенную внутреннюю организацию и может добиваться более эффективного подчинение своим целям и задачам.

Сам термин "государство" имеет двойное значение. Его одновременно трактуют как исполнительную власть и как государственную нацию. Последнее трактовка, по М. Дюверже, привлекательнее, поскольку исполнительная власть является лишь частью государства-нации. Государство-нация предусматривает высшую форму солидарности людей, а также "материальную мощь", которая состоит главным образом из военной силы и судебно-репрессивного аппарата.

Проблема взаимоотношений между государством и нацией стала одним из объектов исследования французского политолога А. Лефевра. Он подчеркивает, что между нацией и государством существует связь, которая является следствием длительного процесса исторической эволюции. За рассуждениями большинства ученых, государство является порождением нации. Но история свидетельствует, что часто государство становится главным действующим лицом в процессе создания нации из разрозненных этнических групп (стран "третьего мира"). Поэтому, как полагает А. Лефевр, именно государство создает нацию, а не наоборот.

Современное состояние национального государства анализирует профессор Парижского университета Н. Пуланзас. Согласно многочисленным прогнозам, национальное государство в результате интернационализации капитала постепенно отмирает. И хотя, по мнению мыслителя, нет оснований говорить об интернационализации государственной власти, процесс экономической интернационализации становится дестабилизирующим фактором во взаимоотношениях между различными фракциями буржуазии. Он мешает государству осуществлять такую политику, которая отвечает интересам всего "правящего блока". Вследствие этого в странах Запада возникает, по утверждению Н. Пуланзаса, новая форма государственности, которую можно классифицировать как сильную, или авторитарную. Это свидетельствует, что некоторые формы традиционной политической демократии устарели и обречены на исчезновение. Констатируя факт трансформации современной западной государства, Н. Пуланзас выделяет отличительные черты этого процесса: все большее сосредоточение власти в руках центрального исполнительного аппарата; слияние, переплетение законодательной, судебной и исполнительной власти (на базе последней); ограничение свобод граждан в пользу государства, сокращение автономии публичной и частной сфер жизни; упадок политических партий, передачи их политико-организационных функций бюрократическом аппарате, в результате чего происходит политизация последнего; создание новых механизмов контроля над обществом.

Большое влияние на современную политическую мнению Франции произвела концепция Же. Бюрдо. По его словам, государство возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. Люди придумали государство для того, чтобы не подчиняться другим людям. Но они не знали, кто имеет право командовать, а кто - нет. Поэтому они также придумали для власти политическую форму. Вместо того, чтобы считать власть личной прерогативой того лица, которое ее осуществляет, они разработали форму власти, независимой от правителей. Эта форма является государственной. Таким образом, главное, что отличает государственную форму власти от других форм, - это отделенность от конкретных лиц.

Задача государства, по мнению Ж. Бюрдо, заключается в сохранении социального спокойствия. Государственно-политическая система имеет поціновуватися положительно, если она выполняет волю большинства и имеет возможность сменить руководителей, против которых выступает эта большинство.

В целом французские ученые в основном склоняются к тому, что основой существования государственной власти является социальный консенсус. Однако классовый характер государственной власти классическая наука отрицает. Государство рассматривается лишь как гарант социального порядка, выразитель общего консенсуса. Поэтому вопрос о демократичности того или иного государства сводится к рассмотрению его формальной организации. То, что современные буржуазные государства являются демократическими, не ставится под сомнение. Но как угрозу для демократии они воспринимают тенденцию к усилению исполнительной власти за счет законодательной власти, а также органов местного самоуправления. Нередко при этом исполнительная власть отождествляется с государством. Одним из реальных мер сдерживания тоталитарной тенденции они считают предоставление большей автономности провинциальным административным органам, передачу части прерогатив центрального государственного аппарата местному самоуправлению.

Некоторые ученые усматривают угрозу Для демократии в нарушении принципа многопартийности, а также в захвате государства партией. По мнению Же. Бюрдо, партийная государство - это главный признак тоталитаризма. Только двухпартийный режим может обеспечить сближение интересов партий и государства. В то же время он не выводит демократичность государства с ее централизованного или децентрализованного характера. Профессор Тулузского университета Же. Муржон связывает влечение к тоталитаризму с социально-политическими кризисами, которые всегда угрожают существующему порядку. Поэтому государственная власть для борьбы с ними использует крайние меры - предоставление особых полномочий исполнительному аппарату, ограничение или отмена прав и свобод. Это ведет к превращению демократической формы правления на тоталитарную.

Политическая нестабильность во Франции в конце 60-х - начале 70-х годов побудила политологов к поиску путей обеспечения устойчивости демократической системы, ослабление политической и межпартийной борьбы. Были проанализированы избирательные системы разных стран, место политических партий, каждая из которых имеет

свой интерес, ослабляет один из главных элементов демократии - постоянная связь между правительством и гражданином. Наоборот, Же. Аттали рассматривает многопартийность как гарант сменяемости правящих коалиций. Она защищает демократию от злоупотреблений, которые может сделать партия или коалиция, если она слишком долго удерживает власть.

Кстати, для французской политологии характерно то, что она долгое время ограничивала деятельность партий только участием в выборах. Конституция 1958 г. функции политических партий трактовала исключительно как избирательные. Но некоторые из политологов считает такая трактовка очень узким. Так, профессор университета г. Бордо Д. -Же. Лавров подчеркивал, что ограничительный характер 5-й статьи Конституции 1958 г. пускает в непам"ять такие важные функции партии, как распространение идеологии, парламентская и правительственная деятельность, формирование общественного мнения.

Роль партии в общественной жизни - одна из основных тем исследований М. Дюверже. Он подчеркивал, что общий процесс эволюции партий усиливает их несовпадение с нормами демократического режима. Партии усиливают влияние на людей в то время, когда централизация сводит к минимуму роль членов партии в принятии решений ее руководством. Итак, констатирует мыслитель, партии все больше и больше приобретают тоталитарного характера. В то же время он подчеркивает, что режим без партий - это консервативный режим. Он еще более удаленный от демократии, чем багатопартійний режим.

Много внимания уделяют французские политологи изучению выборов как средства борьбы за власть. Многие из них подвергает критике мажоритарную систему, считает ее антидемократической (Г. Дюверже, Ф. Борель). Некоторые французские ученые исследуют отдельные особенности поведения избирателей - влияние географических особенностей на политическую ориентацию выборов (Ж. Адам, Ф. Гегель), политическую апатию (А. Лансло, П. Ленен). Объектом многих исследований стала также политика Национального фронта Франции.

Политология как наука активно развивается во многих других странах. Немало интересных работ выдали представители итальянской школы - Д. Пасківно, Л. Грациано, Д. Физикелла, А. Марраді, Д. Дзоло и др. Своеобразные идеи высказывают ученые Австралии, Канады, Бельгии, Голландии, стран Скандинавии и др. Хорошо известны имена польских политологов Есть. Вятра, Т. Бодіо, А. Боднара, А. сталин-ского. Политические проблемы своей страны исследуют венгерские ученые. Ханкіш, Я. Рудаш и др.

Все это свидетельствует, что роль политической науки в социальной жизни, создании и дальнейшем развитии демократических государств неуклонно растет. Поэтому знакомство с достижением зарубежной политологии будет способствовать ускорению процесса становления демократической Украины.

Т. П. Новикова

1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФРАЗЕОЛОГИИ

Разработка проблем фразеологии имеет свою историю, характеризующуюся преемственностью между разными поколениями языковедов. По мнению ученых, становление и развитие фразеологии языка как научной дисциплины были теоретически предопределены двумя факторами. С одной стороны, появления специальных теоретических работ и первых сборников фразеологических материалов уже существовала описания фразеологизмов в общих словарях, которая не прерывается до сих . С другой , до того, как накопленные лексикографические факты, касающиеся фразеологизмов, получили свое научное объяснение, разрабатывается о словосочетании, которое имеет непосредственное к истории формирования основных понятий фразеологии.

Бабкин А. М. Лексикографическая разработка русской фразеологии. М.-Л., Наука, 1964.

Бабкин А. М . Русская фразеология, ее развитие и . Л., 1970.

Ларин Б. А . Очерки по фразеологии // Уч. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук, № 198. Л., 1956.

Молотков А. И . Основы фразеологии русского языка. Л., 1977.

По мнению большинства исследователей, третий показатель всегда присутствует в значении ФЕ и является в нем ведущим.

Таким образом, ФЕ – это устойчивое и воспроизводимое сочетание слов, характеризующееся семантической спаянностью компонентов, устойчивостью значения, которое содержит коннотативный компонент, придающий оценочную и эмоционально-экспрессивную характеристику.

Амосова Н. Н . Основы английской фразеологии. Л., Изд-во ЛГУ, 1963.

Архангельский В. А. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1964.

Гак В. Г. Системность в лексике и лексических значений слов.// Актуальные проблемы лексикологии. , 1971.

Жуков В. П. Семантика фразеологических оборотов. М., 1978.

Кириллова Н. Н. К вопросу об определении фразеологизма. Вопросы филологии, ЛГУ, 1976.

Комлев Н. Г . Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.

Кунин А. В. Фразеология современного английского языка. М., 1972.

Назарян А. Г. Фразеология современного французского языка. М., 1987.

3. К ВОПРОСУ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ

КОМПОНЕНТОВ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Известно, что слово, становясь компонентом ФЕ, обретает фразеологически связанное значение. Под фразеологической связанностью понимается семантическая обусловленность в постоянном, действительно стабильном, а не просто часто регистрируемом контексте. Фразеологическое значение слова противопоставляется прямому (т. е. наименее связанному) тем, что, во-первых, оно самостоятельно не отражает денотат, во-вторых, оно реализуется только в сочетании с другой, строго определенной лексемой; в-третьих, связь между фразеологическим значением и материальной формой не является взаимообусловленной. рушится всякий раз, когда изменяется указательный . Например, tête de fer означает «упрямая », tête de chat – «разбитая мостовая», tête de gifles – «мерзкая физиономия».

Таким образом, если коррелятивно устойчивая связь между материальной формой и прямым значением является необходимым условием существования слова, то связь между материальной формой и фразеологическим значением является таким же условием для компонента.

В переменном словосочетании функционирует в своем денотативном значении; в связанном словосочетании слово превращается в компонент ФЕ, в его денотативное .

Некоторые исследователи указывают на случаи вычленения фразеологически связанного значения одного из компонентов в отдельную смысловую единицу, т. е. лексикализацию фразеологического значения. Это происходит, когда какой-нибудь компонент, являясь составным элементом нескольких разных фразеологических единиц, имеет одно и то же значение. Связь его с другими составляющими «своей» же фразеологической единицы слабеет, но одновременно происходит связи между фразеологическим значением и материальной формой данного компонента. В результате он приобретает способность употребляться без указанного минимума в своем же фразеологическом значении. дистрибуции свидетельствует о возросшей самостоятельности этого значения. Так, предполагают, что развитию нового лексического значения в лексеме tête – «выражение лица» способствовали такие фразеологизмы, как faire la tête – «важничать, дуться», faire une tête – «скорчить рожу», se faire une tête – «придать своему лицу определенное значение», tête de bois – « , тупое ».

Случаи окказионального употребления компонента вне фразеологизма в коммуникативном процессе довольно часты, но, мнению большинства исследователей, их нельзя считать самостоятельными, так как компонент, хотя и находится в новом лексическом окружении, продолжает оставаться элементом «своего» фразеологизма, который присутствует в том контексте.

Кириллова Н. Н . К вопросу об определении фразеологизма. В сб.: Вопросы фразеологии, № 5. Изд-во ЛГУ.

Кунин А. В. Английская фразеология. М., 1970.

Назарян А. Г ., Арутюнова Ж. М . Тематическая фразеологических единиц французского языка. М., 1984.

Скорик Л. Г . О структурно-семантических особенностях фразеологических единиц с компонентом-обозначением продуктов питания./ Современный фразеологический язык в его динамическом аспекте. М., 1987.

Смирнова В. И . Фразеологические единицы, образованные членами лексико-семантической группы с общим значением атмосферных явлений природы. М., 1980.

Соколова Г. Г. Состав компонентов фразеологических единиц французского языка. Л., 1984.

Филиппаки Н. Р . Состав компонентов фразеологических единиц, содержащих собственное личное (на материале французского языка). // Современный фразеологический в его динамическом аспекте. М., 1987.

Черданцева Т. З . Язык и образы. М., 1977.

Фирсова Ю. А . Фразеологические единицы с топонимическим компонентом в немецком языке: лингвокультурологический . , 2002.

Фролова И. Е . О номинативной фразеологизмов с соматическими компонентами , hals, neck в русском, немецком и английском языках // . Изд- Саратовского университета, 1999. Вып. 4.

4. НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ

ВО ФРАЗЕОЛОГИИ

Для выражения мысли о том, что нельзя достичь определенного результата, не жертвуя чем-либо, использует ФЕ On ne fait pas l’omelette sans casser les oeufs, а русский язык предпочитает « рубят – щепки летят».

Имена собственные в составе ФЕ теряют свои основные признаки, становясь нарицательными. И каждая лингвокультурная общность связывает с тем или иным именем свои представления. Так, во французском языке имя Jean (Gros Jean) связано с представлением о недалеком наивном человеке: Jean-farine – « -простак»; quand Jean bête est mort, il a laissé bien des héritiers – «дураков на свете много», «дураков не сеют, не жнут, сами родятся».

Во фразеологической системе любого языка имеется целый пласт ФЕ, отражающий отдельные исторические события, связанный с историческими личностями: prêt à un coup de Yarnac – «держать камень за пазухой»; faire Charlemagne – «выйти из игры после выигрыша» (букв . поступить, как Великий); lettre de Bellerofont – « Беллерофонта», т. е. лживое, вероломное .

В основе многих ФЕ лежат ассоциации, связанные с национально-культурными реалиями литературного, фольклорного характера.

Таким образом, именно идиомы, составляющие фразеологии, наиболее ярко отражают национально-культурный аспект фразеологического состава языка. Рассмотрение национально-культурной специфики идиоматики, по мнению многих исследователей, предполагает ее двухступенчатый анализ, опирающийся на использование социолингвистических и лингвистических принципов с исходным тезисом «от культуры к языку» «от языка к культуре».

Многие фразеологизмы восходят к античной : franchir / passer le Rubicon «перейти Рубикон» – связан с походом Юлия Цезаря; brûler les vaisseaux «сжечь корабли»; victoire à la Pyrhus «пиррова победа» - намек на греческого царя Пирра, который в 279 году одержал римлянами победу, стоившую ему огромных потерь; trancher / couper le noeud Gordien «разрубить » и т. д.

Таким образом, фразеология, как и язык в , хранит не только национальные, но и интернациональные фоновые знания. В специальной литературе нередко отмечается, что полное совпадение в плане содержания и в плане выражения ФЕ разных языков наблюдается не так часто из-за реализации в ФЕ особенностей каждого из этих языков. Например, полностью эквивалентны, как по компонентному составу, так и по содержанию и грамматической структуре ( + + ) французский фразеологизм jouer avec le feu и русский «играть с огнем»; или travailler comme un boeuf «работать как »; la lune de miel «медовый » и т. д.

Но чаще всего фразеологические эквиваленты французского и русского языков имеют лексические и грамматические различия. Наличие во фразеологизмах грамматических различий связано со спецификой языков (несовпадение приемов, способов передачи синтаксических отношений, разные нормы сочетаемости слов. Например, ne pas desserer les dents «не раскрывать рта, упорно молчать»; se serrer le ventre «затянуть потуже пояс » и т. .

Лексико-семантические различия большинства межъязыковых фразеологических эквивалентов французского и русского языков также отражают специфику строя этих языков. Например, ФЕ dormir comme un sonneur и «спать как пожарник» одинаковы по значению «спать безмятежно, спокойно», т. к. различающие их компоненты sonneur и «пожарник » имеют общую сему «профессия человека» и относятся к одной ЛСГ.

Назарян А. Г. Об истоках французской фразеологии / Вопросы романо-германской фразеологии. М., 1981.

Назарян А. Г. Почему так говорят по-французски (Происхождение и толкование идиоматических выражений). М., 1961.

Нижник Н. Ф. Национальное своеобразие французской фразеологии // Актуальные проблемы романистики. Язык. . Культура. Изд-во Саратовского ун-та, 1999.

Соколова Г. Г. Французская ХХ века (Национально-культурный аспект) // Актуальные проблемы романистики. Язык. Общество. . Изд-во Саратовского ун-та, 1999.

Райхштей А. Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. М., Высшая , 1980.

Поделиться