Предлоги в русском языке 3. Самые непростые составные предлоги русского языка

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Предлог – довольно любопытная . Они выражают отношения между объектом и субъектом, и эти отношения могут быть сколь угодно сложными. Предлоги – это не только «маленькие слова» вроде «к», «по», «за», «через» и т. д., но и целые словосочетания – «в силу того что», «вследствие того что», «по случаю того что» и другие. Такие предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Естественно, что сформировались они в русском языке не сразу: своё развитие они начали в XIX – XX веке, когда всеобщую популярность получила научная и литература и средства массовой информации. Отношения между членами предложения (высказывания) в такой литературе достаточно сложные и тонкие и далеки от тех, которые используются в речи «наивных» носителей языка.

Различные виды «новых» специфических предлогов – составные, сложные (пишущиеся через дефис: «из-за», «по-над», «из-под» и др.), производные (образованные от других частей речи: «путём», «вследствие», «в продолжение» и т. д.) ещё на рубеже XIX – XX веков ассоциировались с канцелярской и другими видами «нехудожественной» речи (например, публицистической). Корней Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» приводит любопытный пример. Один старый чиновник, вышедший на пенсию, решил заняться и попытался перевести романтическую сказку «Красная роза». Перевод в целом получился неплохой, однако язык, которым он был написан, больше напоминал канцелярский. Вот один из фрагментов: «За неимением красной розы жизнь моя разбита». В издательстве чиновнику сказали, что такие предлоги неприемлемы в романтической . Старик как будто всё понял и переделал текст: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита», сделав речь отчаявшегося героя ещё более канцелярской.

Новый виток популярности составных предлогов пришёлся на первые десятилетия Советской власти, когда политизации подверглись все стороны человеческой жизни. Документация, отчёты, декреты, постановления, пропагандистские газеты – всё это принуждало простых людей употреблять «канцелярские» предлоги даже в бытовых разговорах.

В современном стали востребованными такие составные , как «по части», «в деле»; они характерны для деловой речи.

Кстати, размеры этих «непростых» предлогов, иногда, поражают: некоторые из них значительно длиннее существительных, прилагательных и глаголов. Самый длинный предлог (и одновременно союз) – «соответственно», он состоит из 14 букв. Этот предлог часто используется преподавателями, а также работодателями.

Как запомнить написание составных предлогов

Нередко написание составных предлогов вызывает затруднение. Например, окончание у таких предлогов, как «в продолжение», «в течение», а также у пишущегося слитно «вследствие». Эти предлоги образовались от устойчивых словосочетаний, в которых существительное стоит в винительном падеже. Все подобные существительные (ср. «приду в час», «минута в минуту») имеют значение времени, какого-то длящегося периода. Простой предлог «в» в данном случае синонимичен выражению «во время»: «В продолжение разговора (то есть во время продолжения разговора) он больше не упомянул о деле».

В то же время в сочетаниях «в продолжении», «в течении» стоит в предложном падеже и отвечает на вопрос «где?», «в чём?»: «В продолжении рассказа (то есть в тексте) герой делает то-то и то-то».

Предлог «несмотря на» тоже очень часто подвергается ошибочному написанию. Когда-то, в момент своего зарождения, он действительно представлял собой сочетание деепричастия с частицей «не» и простого предлога «на», поэтому писался раздельно. Но эти времена давно прошли, и предлог «несмотря на» пишется слитно.

Некоторые ошибки поражают. «В заключении расскажу о том…» — создаётся впечатление, что говорящий сидит в или собирается сесть. Интересно, понимают ли те, кто делает подобные ошибки, смысл того, что они пишут?

Написание производных предлогов

Производные предлоги, образованные от словосочетаний, примыкают к составным по происхождению и сложности написания. Как правильно написать «предмет (на)подобие куба»? в данном случае следует подобрать синоним к предполагаемому предлогу: «предмет вроде куба». Смысл остаётся прежним – значит, перед нами производный предлог, который пишется слитно. А вот «задача (на)подобие треугольников» такой проверки не выдерживает: «задача вроде треугольников» — бессмыслица; значит, здесь предлог и существительное, которые пишутся раздельно (а существительное к тому же входит в состав устойчивого словосочетания – термина «подобие треугольников»). Кстати, «вроде» — тоже составной предлог. Их простым синонимом служит разговорное «типа», а также союз «как»: «предмет как куб». Этот предлог имеет своего «двойника»: «В роде Пантера семейства Кошачьих четыре вида – лев, тигр, ягуар и леопард».

Предлог «вместо» синонимичен предлогу «за», «насчёт» — «о», «ввиду» — «из-за». Предлог «вслед» приблизительно соответствует простому предлогу «на»: «Мы смотрели вслед уходящему поезду» — «смотрели на уходящий поезд». Следует отличать эти предлоги от словосочетаний с существительными и простыми предлогами: «Положи мне деньги на счёт в банке», «мы приехали в место, которое он указал», «охотник посмотрел в след и определил, что за зверь здесь пробежал», «иметь в виду».

Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери. В роде Ивановых все блондины
Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
Вследствие (=по причине, из-за) В следствие по данному уголовному делу добавлены новые документы
Вслед :Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
Образованные от наречий: быть внутри дома, идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др. На встречу одноклассников мы собираемся каждые десять лет

Такие предлоги, как «внутри» и «вдоль», пишутся слитно: «что лежит внутри коробки», «вдоль дороги растут деревья». Запомнить это несложно, ведь нет слов «нутрь» и «доль», хотя в древнерусском языке, возможно, они и были. Эти предлоги образовались от наречий со значением пространства, а наречия всегда пишутся слитно. К этой же группе относится и предлог «навстречу», также образованный от наречия: «Идти навстречу ветру» (предлог), «он идёт навстречу» (наречие); однако его нужно отличать от существительного с предлогом: «мы едем на встречу выпускников».

Почему же столько людей делают ошибки в написании предлогов? Скорее всего, дело в простой невнимательности – пишущие не осознают смысл текста или понимают его приблизительно. Каждый элемент языка имеет своё значение, и если опираться на него, можно без особого труда определить правильное написание.

Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

Основные функции

Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

Какие бывают предлоги

Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

  • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
  • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
  • в семь часов - В. п. (во что?);
  • в парке - П. п. (в чем?).

Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

Структурные различия

Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

  • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
  • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
  • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

Разряды по значению

Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

  • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
  • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
  • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
  • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
  • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

Классификация производных предлогов

В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

Правописание предлогов

Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

  • ввиду (из-за, по причине);
  • вроде (подобно);
  • насчет (об, о);
  • вследствие (по причине).

Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

Примечания

Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

Употребление предлогов с падежами

Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

  • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
  • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
  • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
  • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
  • с предложным падежом - о, при, в, на.

Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

Вместо заключения

На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Обучение использованию предлогов в устной и письменной речи с применением ИКТ.
  2. Правописание предлогов с разными частями речи.
  3. Обеспечение дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся с различным уровнем психофизического развития.
  4. Формирование любви к родному языку через устное народное творчество.

Ход урока

1. Организационный момент

Два ученика:

Ты куда, Иван, торопишься?

В школу!

А нарядился, как на праздник!

В нашей школе народной каждый урок – праздник.

(учитель звонит в колокольчик)

Входят ученицы в русских народных костюмах.

Здравствуйте, гости дорогие! Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад. Гость немного гостит да много видит. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В хорошую избу и гости жалуют. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Понаехало гостей из разных волостей. Русский народ всегда радуется гостю и встречает его с открытой душой. А сколько метких пословиц и поговорок сочинил наблюдательный русский народ. Всё богатство русского языка, и красоту, и краткость можно встретить в устном народном творчестве. Припомните русские народные пословицы и поговорки, связанные с учением. (Ученье – красота, а неученье – сухота. Ученье лучше богатства. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученья корень горек, а плод сладок. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.) Сегодня мы продолжаем изучать богатый русский язык, а тему урока расшифруйте сами.

2. Постановка темы урока.

Отгадайте зашифрованное слово: Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. _ _ _ _ _ _ _ Записываем в тетради дату и тему урока «Предлоги»

Актуализация знаний.

Что мы знаем о предлоге? От какой части слова нужно отличать предлог?

Таблица 1 на экране.(по ходу ответов учащихся на экране появляется нужная запись)

Постановка учебной задачи.

Вот сколько мы с вами уже знаем о предлогах и приставках. Что же ещё нового можно открыть в этой теме? Оказывается, вот что. Даже многие взрослые в своей речи делают ошибки, неправильно употребляя предлоги. Для чего нужно уметь употреблять предлоги в своей речи правильно? (Чтобы речь была красивой, точной, грамотной, понятной) Поэтому сегодня наша задача – учиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Для начала давайте вспомним, какие бывают предлоги в русском языке. (На экране таблица со словами: с, на, от, в, около, перед, из, под, ой, ах, три, мяу, плим, ту-ту) Задание: выбрать только предлоги. (Учащиеся называют слова - предлоги, которые нужно оставить. Ненужные слова компьютер убирает. Учащимся даётся 20 секунд, чтобы запомнить предлоги на экране. Затем предлоги убираются. Учащиеся по памяти письменно воспроизводят, что запомнили. Фронтальная проверка. Сильным учащимся предлагается записать ещё 2-3 предлога, которые они вспомнили). Итак, мы должны знать и помнить, какие в русском языке существуют предлоги и уметь их правильно употреблять в речи. Каждый предлог несёт в себе какое-то пространственное значение и, чтобы правильно употребить предлог, нужно понять это значение. Например: учитель демонстрирует схемы, учащиеся объясняют положение в пространстве. Приложение 1 .

3. Обучение правописанию предлогов со словами. Дифференцированное задание по уровню творчества. Работа в паре с соседом.

По схемам придумайте и запишите словосочетания, употребив данные предлоги. Приложение 2 . (Учитель раздаёт учащимся схемы с учётом уровня сложности) В помощь слабым учащимся предлагаются существительные: печка, лавка, санки, письмо, ребята, деревня, посуда . Образованные словосочетания дети записывают в тетради. Проверка фронтальная.

Давайте зачитаем словосочетания, которые вы сумели образовать (ответы учащихся)

4. Развитие фонематического слуха.

Любил русский народ сочинять небылицыё песенки – потешки, загадки.

Выписать на слух слова с предлогами

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

Где был дедушка Егор? (за лесом, за горами)

Откуда он едет? (из-за леса, из-за гор) Выписываем, объясняем орфограмму пробел.

Подберите схему к этим словам с предлогами.

Ох-охохонюшки!
Не видать из-под стола
Нашего Афонюшки.

Где находится Афонюшка? (под столом)

Откуда его не видать? (из-под стола) Выписываем, объясняем орфограмму пробел, подбираем схему.

Дополнительно: Маша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

Физминутка

Под русскую народную плясовую музыку учащиеся выполняют перекрёстные движения: Правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено (6 раз)

  • За спиной правая рука левая пяточка, левая рука – правая пяточка (6 раз)
  • 5. Обучение употреблению предлогов в речи. Дифференцированное задание по уровню сложности. Работа в группах.

    1 группа – Вставьте в предложения пропущенные предлоги с или из . Запишите полученные предложения, подчеркните орфограмму пробел.

    Куклу вынули …… коробки. Ворона слетела … дерева. Пассажиры вышли…. троллейбуса. Молоко вынули … холодильника. Бельё достали … шкафа. Пыль стёрли … шкафа. Пироги вынули ….. печки.

    Фронтальная проверка.

    2 группа – Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом, отвечая на вопрос где? Запишите получившиеся предложения и подчеркните орфограмму пробел.

    Карандаши лежат (где?) ……………………. Яблони и груши растут (где?) ………………
    Медведь живёт (где?) …………………… … Получил посылку (где?) ………………………….
    Всё лето мы отдыхали (где?)……………... Моя мама работает (где?) …………………….

    6. Самостоятельная работа.

    Объяснить, где предлог, где приставка, а где часть корня. Вспомним ещё раз правило написания приставок и предлогов (устно проговариваем правила, возвращаясь к таблице 1).

    Взаимопроверка. Взаимооценка.

    Чему учились сегодня? (грамотно употреблять предлоги в устной и письменной речи)

    Что мы для этого делали? (учились определять пространственное значение предлога и т.д.)

    Для чего нужно уметь правильно употреблять предлоги? (Чтобы речь была красивой, точной, правильной)

    Красивым делают нашу речь и меткие народные высказывания.

    Закончим урок мы народной мудростью «Век живи - век учись» Как понимаете это высказывание? (Сколько человек живёт, столько он должен познавать новое, учиться чему-то интересному)

    Мудрому и счастье к лицу. Мудрому человеку вся земля открыта. Мудрость в голове, а не в бороде. Мудрость старости честнее.

    8. Домашнее задание.

    Подобрать и записать 6-8 пословиц о правде и лжи. Подчеркнуть в пословицах слова с предлогами. Если встретятся слова с приставками – выделить приставки.

    Примечание: Во время работы на уроке учитель поощряет детей, комментирует их работу, используя в своей речи пословицы и поговорки:

    Не пером пишут, а умом.

    Неграмотный - что слепой. Ученье везде найдет примененье!

    Ученья корень горек, а плод сладок.

    Кто не учится, тот блуждает в потёмках.

    Делай хорошо, а плохо само получится.

    Умную голову почитают смолоду.

    Учить – ум точить.

    У умной головы сто рук.

    «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут!

    Если есть труд - значит, будет и успех.

    Ино-гда при-став-ки в гла-го-лах могут быть схожи с пред-ло-га-ми. Их нужно раз-ли-чать. При-став-ка - это часть слова, ко-то-рая слу-жит для об-ра-зо-ва-ния новых слов, она пи-шет-ся со сло-вом слит-но, а пред-лог - это от-дель-ное слово, по-это-му пред-ло-ги пи-шут-ся с дру-ги-ми сло-ва-ми раз-дель-но. Пред-ло-ги слу-жат для связи слов в сло-во-со-че-та-нии и в пред-ло-же-нии. Тема урока: «Пра-во-пи-са-ние пред-ло-гов и при-ста-вок».

    Сказка про написание предлогов и приставок

    В одной сказ-ке жи-ли-бы-ли в стране Грам-ма-ти-ка пред-ло-ги и при-став-ки. У пред-ло-гов были свои до-ми-ки, в ко-то-рых они жили от-дель-но от дру-гих слов. Пред-ло-ги гор-ди-лись тем, что были са-мо-сто-я-тель-ны-ми.

    Кроме того, пред-ло-ги все-гда ука-зы-ва-ли: где нужно на-хо-дить-ся (в, на, под, над, за, у) или куда нужно дви-гать-ся (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4)

    А при-став-ки своих до-ми-ков не имели. Они об-ра-зо-вы-ва-ли новые слова (на-при-мер, на-пи-шу, под-пи-шу, вы-пи-шу, при-пи-шу).

    Но мно-гие при-став-ки и пред-ло-ги были по-хо-жи друг на друга, как две капли воды. Стали уче-ни-ки их пу-тать. Ца-ри-ца Грам-ма-ти-ка пред-ло-жи-ла пред-ло-гам ото-дви-нуть-ся от слова, с ко-то-рым они стоят, а сло-ва-при-зна-ки долж-ны встать между ними. Сво-е-го зна-че-ния пред-ло-ги не по-те-ря-ют, а от при-ста-вок от-ли-чать-ся будут. Пред-ло-ги так и сде-ла-ли.

    Чтобы от-ли-чить при-став-ку от пред-ло-га, по-про-буй в том месте, где воз-ник во-прос, вста-вить дру-гое слово. Можно вста-вить слово, зна-чит, это пред-лог, пи-шет-ся раз-дель-но. Нель-зя вста-вить слово, зна-чит, это при-став-ка, пи-шет-ся со сло-вом слит-но.

    Помни! При гла-го-лах пред-ло-гов не бы-ва-ет. Пред-ло-ги упо-треб-ля-ют-ся с име-на-ми су-ще-стви-тель-ны-ми и ме-сто-име-ни-я-ми.

    Сравниваем слова

    Срав-ни-те слова.

    под бе-рё-зой - под-бе-рё-зо-вик

    без ра-до-сти - без-ра-дост-ный

    на бе-ре-гу - на-бе-реж-ная

    на стене - на-стен-ный

    Это од-но-ко-рен-ные слова с оди-на-ко-вы-ми пред-ло-га-ми и при-став-ка-ми. Зна-че-ние у них одно и то же. Между пред-ло-гом и су-ще-стви-тель-ным можно по-ста-вить во-прос или вста-вить слово.

    под (какой?) куд-ря-вой бе-рё-зой

    без (какой?) осо-бой ра-до-сти

    на (каком?) мор-ском бе-ре-гу

    на (какой?) вы-со-кой стене

    Подбираем однокоренные существительные с предлогом

    Под-бе-рём к при-ла-га-тель-ным од-но-ко-рен-ные су-ще-стви-тель-ные с пред-ло-гом.

    на-груд-ный (зна-чок) - на груди (пред-лог на)

    за-ра-бот-ная (плата) - за ра-бо-ту (пред-лог за)

    до-во-ен-ные (годы) - до войны (пред-лог до)

    под-вод-ные (камни) - под водой (пред-лог под)

    Применяем знания

    Рас-крой-те скоб-ки в тек-сте сти-хо-тво-ре-ния.

    Шмель.

    (В) то-по-ли-ную ме-тель

    (По) терял до-ро-гу шмель.

    (Про) мельк-нул (над) ого-ро-дом,

    (В) дом (на) кухню (за) летел

    И (над) синей чаш-кой (с) мёдом

    По-хо-зяй-ски (за) гудел. (Т. Бе-ло-зё-ров)

    Най-дём гла-го-лы. Что сде-лал? По-те-рял, про-мельк-нул, за-ле-тел, за-гу-дел. Зна-чит, по-, про-, за - это при-став-ки, так как пред-ло-ги с гла-го-ла-ми не упо-треб-ля-ют-ся.

    В ме-тель (какую?) то-по-ли-ную, в - это пред-лог, над (каким?) боль-шим ого-ро-дом, над - это пред-лог, в (какой?) де-ре-вян-ный дом, в - это пред-лог, на (какую?) сол-неч-ную кухню, на - это пред-лог, над (какой?) синей чаш-кой, над - это пред-лог, с (каким?) ду-ши-стым мёдом, с - пред-лог.

    Пра-виль-ный ответ:

    В то-по-ли-ную ме-тель

    По-те-рял до-ро-гу шмель.

    Про-мельк-нул над ого-ро-дом,

    В дом на кухню за-ле-тел

    И над синей чаш-кой с мёдом

    По-хо-зяй-ски за-гу-дел.

    Узнаём приставки по предлогам

    Узнай-те при-став-ки по пред-ло-гам.

    При-став-ки: в-. вы-, до-.

    Пи-сать до точки

    Пи-сать в текст

    Пи-сать из тек-ста

    Пра-виль-ный ответ:

    До-пи-сать до точки.

    Впи-сать в текст.

    Вы-пи-сать из тек-ста.

    Секрет употребления предлогов

    Чтобы не до-пу-стить оши-бок в вы-бо-ре пред-ло-гов, сна-ча-ла узнай о сек-ре-те их упо-треб-ле-ния. Нель-зя го-во-рить, на-при-мер: вер-нул-ся со школы, с ма-га-зи-на, с армии. Пра-виль-но: из школы, из ма-га-зи-на, из армии.

    Если че-ло-век идёт (куда?) в школу, в театр, в ма-га-зин, в биб-лио-те-ку, в армию, если он едет в Крым, в Бе-ло-рус-сию, в Моск-ву, то он дол-жен воз-вра-тить-ся (от-ку-да?) из школы, из те-ат-ра, из ма-га-зи-на, из биб-лио-те-ки, из армии, из Крыма, из Бе-ло-рус-сии, из Моск-вы.

    И на-про-тив, если че-ло-век ушел на ра-бо-ту, на речку, на каток или от-пра-вил-ся на ры-бал-ку, то он дол-жен воз-вра-тить-ся с ра-бо-ты, с речки, с катка, с ры-бал-ки.

    Если при от-ве-те на во-прос куда? ис-поль-зу-ет-ся пред-лог В, то при от-ве-те на во-прос от-ку-да? нужен пред-лог ИЗ.

    Если при от-ве-те на во-прос куда? ис-поль-зу-ет-ся пред-лог НА, от при от-ве-те на во-прос от-ку-да? нужен пред-лог С. (см. Рис. 5)

    Рис. 5. За-пом-ни!

    Тренируемся

    По-тре-ни-руй-тесь. Рас-крой-те скоб-ки в за-гад-ке о ветре.

    Бы-ва-ет он (в) холод, бы-ва-ет он (в) зной, бы-ва-ет он доб-рый, бы-ва-ет он злой. (В) от-кры-тые окна неждан-но (в) летит, то что-то (про) шеп-чет, то вдруг (за) гудит. (При) тих-нет, (у) мчит-ся, (при) мчит-ся опять, то (вз) ду-ма-ет волны (по) морю го-нять. (Н. Най-дё-но-ва)

    Про-верь-те себя. В одном стол-би-ке слова с пред-ло-га-ми, в дру-гом - с при-став-ка-ми.

    в (какой?) зим-ний холод в летит

    в (какой?) силь-ный зной про шеп-чет

    в (какие?) от-кры-тые окна за гудит

    по (ка-ко-му?) си-не-му морю при тих-нет

    у мчит-ся

    при мчит-ся

    вз ду-ма-ет

    Заключение

    Чтобы от-ли-чить при-став-ку от пред-ло-га, по-про-буй в том месте, где воз-ник во-прос, вста-вить дру-гое слово. Можно вста-вить слово, зна-чит, это пред-лог. Пиши его раз-дель-но. Нель-зя вста-вить слово, это при-став-ка. Она пи-шет-ся со сло-вом слит-но.

    ИСТОЧНИКИ

    http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-predlogov-i-pristavok?seconds=0&chapter_id=2221

    Файлы

    Нет дополнительных материалов для этого занятия.

    Добрый день, уважаемый студент! Сегодня я хотела бы уделить внимание такой не сложной, но вызывающей трудности у иностранцев теме как предлоги. В русском языке очень много предлогов и каждый из них входит в определенную группу. Предлоги нужны нам для связи слов в предложении, для того, чтобы указать на определенное место, время, пространство, причину или цель.

    Сегодня рассмотрим предлоги, которые мы употребляем со вопросительными словами "где", "куда", "откуда"

    С вопросительным словом "где" в русском языке обычно употребляются 2 предлога "на" и "в", как же разобраться, когда употреблять один из этих предлогов? Обычно говоря про пространство, которое подразумевает, что нужно в нем находиться, внутри, мы употребляем "в", если же мы говорим про пространство и имеем в виду нечто обширное, широкое, на поверхности, обычно не закрытое, то употребляем "на", давайте рассмотрим на примерах:

    Где вы работаете? Я работаю в большом офисе Where do you work? I work in a big office

    Где вы живёте? Мы живем в маленькой квартире Where do you live? We live in a small flat/appartment

    Где был концерт? Он прошёл на большом стадионе в Москве Where was the concert? It has been held in a big stadium

    Где играют дети? Они играют на площадке около дома Where the children play? They play on the playground near the house.

    В данных примерах, слова "квартира" и "офис" являются закрытыми пространствами, поэтому мы употребляем в речи предлог "в". А слова "стадион" и "площадка" являются открытыми местами, на поверхности которых обычно люди проводят какое-то время и обычно не так долго, поэтому мы употребляем предлог "на".

    С вопросительным словом "куда" мы также употребляем предлоги "в" или "на", но в данном случае существительное, которое идет после предлога должно стоять в винительном падеже, например:

    Куда вы идете сегодня вечером с Антоном? Мы собираемся пойти в новое кафе Where are you going tonight with Anton? We are going to visit a new cafe.

    Куда ушла бабушка? Она пошла на улицу Where is granny? She went to the street

    В этих примерах все тот же самый принцип "закрытого" или "открытого" пространства, но если со словом "где" после предлога идет существительное в предложном падеже, то в случае с вопросом "куда", мы употребляем существительные в винительном падеже:

    Пошла на улицу (что? Улицу) Went to the street (in Accusative case)
    В новое кафе (что? Кафе) In a new cafe (in Accusative case)

    В случае с вопросительным словом "откуда", в русском языке мы обычно употребляем предлоги "из" и "с"

    Чтобы правильно уметь разобраться в том, какой из этих предлогов употреблять, запомним такое правило:

    Если мы говорим о направлении: куда идёт? И далее в ответе употребляем предлог "в", тогда вопросительное слово "откуда" будет означать обратное направление: идти/возвращаться откуда? Соответственно, в речи мы должны употребить предлог "из":

    Куда она уехала? В Самару Where did she go? She went to Samara
    Откуда она приехала? Из Самары [ Atkuda ana priekhala? Iz Samary] Where did she come from? From Samara

    Запомните,что схематически эти примеры выглядят так: "в" - "из"

    Если же в вопросе: Куда он пошёл? В ответе будет присутствовать предлог "на", то и с вопросительным словом "откуда": Откуда он пришел? Мы должны употребить предлог "с". Например:

    Куда он пошёл так рано? Он пошел на работу Where did he go so early? He went to work

    Откуда он пришел так поздно? С работы Where did he come so late? Fr om work.

    Схематически эти примеры можно выразить следующим образом: "на" - "с"

    Запомните слова с которыми употребляется предлог "из":

    Из кабинета From study room
    Из ресторана From the restaurant
    Из театра From the theatre
    Из города [ Iz gorada] From the city

    Слова, с которыми употребляется "с":

    С работы From work
    С севера From the North
    С площади From the square

    Запомните,что слово "стадион" с предлогом "с" и вопросительным словом "откуда" не употребляется, к предлогу добавляетс я буква "о":

    Откуда идут люди? Со стадиона Wh ere did this people come? From the stadium.

    Поделиться