Виды и источники антропогенных опасностей. Антропогенные опасности и защита от них

Понятие и причины антропогенных опасностей

Замечание 1

Неправильные или несанкционированные действия людей или групп людей приводят к антропогенным опасностям. Это значит, что возникают они в результате воздействия человека на среду обитания. С ростом преобразующей деятельности человека число антропогенных опасностей резко возрастает. Вредные антропогенные факторы, негативно воздействующие на человека, приводят к ухудшению самочувствия или каким-либо заболеваниям. Негативное воздействие травмирующих факторов может привести к серьезной травме или летальному исходу. В результате воздействия человека на природную среду, происходит точечное, локальное или глобальное её изменение. Человек, воздействуя на биосферу в процессе своей жизнедеятельности, потребляет первичную биологическую продукцию, а последствием является образование отходов.

Существует два типа отходов – первичные и вторичные .

К первичным относятся непосредственные остатки использованного продукта.

Вторичными являются те, которые загрязняют окружающую среду веществами, синтезированными человеком в процессе его деятельности. Синтезированные вещества являются чуждыми для природы.

С развитием промышленного производства и сельского хозяйства на окружающую среду резко увеличивается и, как говорят специалисты, каждые $10$-$15$ лет удваивается. Человеческая деятельность сама по себе опасна, потому что сохраняется опасность принятия неправильного решения. Люди по-разному реагируют на внешние раздражители и могут принять ошибочное решение, следствием которого может стать антропогенно-техногенная катастрофа. Сам человек и всё, что им создано – технические средства, здания, сооружения – являются источниками антропогенных опасностей .

Возникновение аварий в технических системах связано с человеческим фактором.

Замечание 2

Например , $80$ % авиакатастроф, по данным ИКАО, являются результатом ошибочных действий экипажа воздушного судна. Дорожно-транспортные происшествия на $60$-$80$ % случаев происходят по ошибке водителей автомобилей. На объектах повышенного риска $60$ % аварий происходит из-за ошибок персонала. Причиной несчастных случаев на производстве, о чем свидетельствует статистика, становятся неблагоприятные психологические качества человека.

В результате выделяются причины возникновения таких опасностей:

  1. Ошибки, допущенные при проектировании и производстве технических систем, неправильное обслуживание, неправильная организация рабочего места оператора, высокая психологическая нагрузка и недостаточная их натренированность, приводят к принятию непреднамеренно неправильных решений;
  2. К совершению ошибок приводит нарушение трудоспособности и здоровья работающего;
  3. Действия человека могут быть и вполне сознательными – терроризм и военные конфликты. Данные опасности имеют целевой характер и заранее планируются отдельными личностями или целыми группам. Уровень таких опасностей очень высокий;
  4. Серьезными факторами являются внешние раздражители, и сегодня их насчитывается более $100$ видов.

К более распространенным относят производственные факторы – запыленность воздуха, его загазованность, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Травмоопасными факторами являются электрический ток, падающие предметы, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушенных конструкций.

Замечание 3

В своем развитии цивилизация пришла к парадоксу – совершенствуя технику для своей безопасности, человечество пришло к наивысшим техногенным опасностям, связанным с её производством и использованием.

Ошибки по вине человека

Неправильное или не точно совершенное действие человека приводит к ошибкам, значит, ошибка – это результат действия, невыполнение поставленной задачи, которое может привести к самым печальным последствиям. По вине человека ошибки могут происходить в самых различных сферах его жизнедеятельности – в быту, в производственной сфере, в чрезвычайных ситуациях, в межличностном общении, на отдыхе, во время путешествий и др.

Человеку свойственно ошибаться, это функция его психического состояния, а частота ошибок в достаточно большой степени зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок.

Состояние человека и особенности его личности, приводящие к совершению ошибок, делят на врожденные особенности и временные состояния.

Врожденными особенностями являются физиологические характеристики и наследственность человека – это слуховые и зрительные анализаторы, обоняние, вкус, осязание, мышечная сила, скорость и координация движения. К этим же характеристикам относится психомоторная система – рефлексы, скорость реакций и др. Безусловно, большую роль играет интеллект – уровень знаний, способность применять их в конкретной ситуации и уметь ориентироваться.

К временным состояниям относится физическая и психологическая усталость, в результате чего снижается внимание , мышечная сила и работоспособность человека. Отвлекающими факторами могут быть временные функциональные нарушения организма – неожиданная острая головная боль, судорога мышц, головокружение. К ошибкам приводит и временное переключение внимания на другой предмет или событие, которые не связаны с данной работой – внезапный шум или яркая вспышка света.

Причинами бытовых ошибок может стать использование электроприборов, бытового газа, открытого огня, использование ядохимикатов. Могут быть допущены ошибки при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, ртуть содержащими предметами. Даже при потреблении недоброкачественных продуктов и алкоголя, а также медикаментов, можно допустить ошибки с негативными последствиями.

В производственной сфере к ошибкам ведет нарушение установленного режима работы и бездействие человека в тот момент, когда его участие необходимо.

Ошибки, допускаемые в чрезвычайных ситуациях как естественного, так и техногенного происхождения, обычно бывают связаны с неподготовленностью человека к конкретным действиям в такой ситуации. Неумение предвидеть чрезвычайные ситуации, приводит к сложным последствиям. Например, обращение с горючими и взрывчатыми веществами, управление сложными техническими системами, сход лавин и селей и др.

В межличностных отношениях источниками ошибок становятся непорядочность, небрежность, ревность, месть, оскорбительные высказывания, религиозные и национальные конфликты и др.

Очень большие ошибки совершаются в области управления экономикой и государственной деятельности . Заключаются они в том, что работники этой сферы довольно часто стремятся нарушить законы природы, например, строительство ЦБК на озере Байкал, проекты поворота северных рек в южном направлении.

Замечание 4

Самая изменчивая составляющая в системе «человек – среда обитания» – это сам человек, поведение которого определяется массой индивидуальных факторов.

Обучение безопасности жизнедеятельности

Чтобы работающие не совершали психомоторных ошибок и ошибок в принятии решений их обучение должно проходить с позиций безопасности жизнедеятельности, и направлено на предупреждение их появления.

Психомоторные ошибки появляются на уровне двигательных операций, при каких-либо неловких движениях. Чтобы моторные действия во время работы были выполнены безопасно, работнику важно научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию. Применительно к отдельным этапам деятельности приобретать необходимые двигательные навыки. В этом плане существенную роль сыграет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности и позволит более полно учесть другие нюансы.

Большое значение имеют тренировки для выработки специальных навыков поведения в каких-либо нештатных и непредвиденных ситуациях и принятие оптимальных решений для их разрешения. С повышением уровня профессиональных навыков снижается уровень объективного риска. В сложных производственных условиях необходимо добиваться стабилизации уровня субъективного риска – речь в этом случае идет о снижении излишней уверенности в собственных возможностях. Эта излишняя уверенность может привести при определенных условиях к ошибочным действиям и негативным последствиям.

Формирование у оператора психологической готовности является важным этапом обучения безопасности жизнедеятельности. Психологическая готовность – это определенное психологическое состояние, основным показателем которого является уверенность в своей психологической надежности – это уверенность в здоровье, знаниях, навыках. Формирование осознанного подхода к наличию потенциальных ресурсов и умения рационально их распределять в ходе деятельности. Для формирования такого состояния важной становится подготовка операторов в усложненных условиях на специальных тренажерах с обязательным вводом дополнительных психологических факторов по сложности, например, дефицит времени, неопределенная информационная среда, выполнение дополнительных задач и др.

При обучении безопасности жизнедеятельности важным моментом становится выработка у персонала умения правильно принимать решения , избегая опасных ошибок.

Для формирования этого умения существует определенная последовательность:

  1. С приобретением знаний, учиться идентифицировать отдельные явления;
  2. Учиться, не только понимать, но и объяснять то или иное явление, событие;
  3. Уметь использовать свои знания на практике;
  4. Анализировать то или иное явления, т.е. уметь разложить его на простые составляющие;
  5. Уметь синтезировать событие или явление, т.е. воспроизводить целое по простым составляющим;
  6. Уметь критически осмысливать явление.

Замечание 5

При обучении безопасности жизнедеятельности важно соблюдать последовательность перехода от простого уровня к более сложному, до тех пор, пока у человека не будет выработана способность оценивать сложившуюся ситуацию критически и объективно, что позволит принять правильное адекватное решение при складывающихся антропогенных опасностях.

Кафедра «Управление и защита в чрезвычайных ситуациях»

РЕФЕРАТ

Антропогенные опасности

по дисциплине «Ноксология»

Выполнили

студенты гр.13901/1 Максимов Н.К.

Клюхин А.И.

Руководитель

профессор, д.т.н. Гуменюк В.И.

Санкт-Петербург

1. Введение. 3

2. Понятие об антропогенных опасностях. 4

3. Причины возникновения антропогенных опасностей. 5-6

4. Предупреждение и прогнозирование антропогенных опасностей. 7

5. Последствие антропогенных катастроф. 8

6. Влияние антропогенных катастроф на окружающую среду.

6.1 Загрязнение атмосферы. 9

6.2 Загрязнение почвы. 10

6.3 Загрязнение природных вод. 11

7. Место в истории. 12

8. Заключение. 13

Введение.

В нашем развитом мире опасности поджидают человека на каждом шагу. В свете последних событий угроза может настичь человека в самый неожиданный момент, поэтому каждый должен знать ответ на вопрос: как защитить свою жизнь?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо разобраться в том, что такое опасность. Опасность это - возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, энергия, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что приведёт к ухудшению или невозможности её функционирования и развития.

Существуют три типа опасностей: техногенные, природные и антропогенные, подробным изучением которых занимается наука ноксология.

Если природные опасности существовали всегда, то техногенные и антропогенные опасности стали появляться по мере развития науки. Даже двести лет назад человечество не знало о том, что такое атомная станция, автомобиль, компьютер. А сколько угроз существует только исходящих от них? Но это неполный список того, что появилось в XX-XXI веке.

Остановимся поподробнее на рассмотрении антропогенных опасностей. Эта тема становится все более актуальной, потому что техника и наука развиваются с невероятной скоростью, в результате чего становится все больше заводов, предприятий и производств, а следовательно угроз для человечества становится только больше.



Количество техногенных опасностей возросло в XX столетии, когда человек получил в своё распоряжение мощную технику, огромные запасы сырья и химических веществ. Возникает парадокс – в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.

Понятие об антропогенных опасностях.

Антропогенные опасности – это опасности, которые возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных продуктов и т.д.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательных воздействий на человека и окружающую среду. Под вредным фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Под травмирующим фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Под антропогенным воздействием на природную среду понимают прямое или опосредованное влияние человека и человеческого общества на природу, приводящее к точечным, локальным или глобальным ее изменениям.

Сущность антропогенного воздействия на биосферу заключается в потреблении человечеством в процессе жизнедеятельности в целях выживания первичной биологической продукции. Последствия деятельности человека проявляются в образовании отходов. Отходы делятся на два типа первичные и вторичные. Первичные отходы - непосредственные остатки использованного продукта. Загрязнение вторичные продуктами – это загрязнение окружающей среды веществами, которые были синтезированы человеком в ходе производства. Такие вещества являются чуждыми для окружающей среды.

Антропогенное воздействие человека на окружающую среду характеризуется понятием антропогенная нагрузка. Это величина опосредованного антропогенного воздействия на природную среду в целом или на ее отдельные компоненты. По расчетам специалистов, антропогенная нагрузка на природную среду удваивается каждые 10 – 15 лет.

Причины возникновения антропогенных опасностей.

Любая деятельность человека несет в себе потенциальную опасность, так как вероятность принятия неправильного решения всегда существует. Свобода выбора таит в себе опасность. Отсюда следует аксиома о потенциальной опасности деятельности человека: реакция человека на внешние раздражители может быть ошибочной и сопровождаться антропогенно-техногенными катастрофами.

Антропогенные опасности связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком. Человеческий фактор становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. По данным ИКАО около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходит из-за ошибок персонала. Статистика свидетельствует, что на производстве неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин. Исходя из этого, можно выделить следующие причины возникновения опасностей такого типа:

1) Непреднамеренное неправильное принятие решения человеком в процессе производства, а именно ошибки, которые реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании, при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач.

2) Нарушение трудоспособности и здоровья работающего, которое влечет за собой совершение ошибок.

3) Сознательные действия человека, к которым можно отнести терроризм и военные конфликты. Происхождение таких опасностей во многом носит целевой характер и всегда связано с планируемой деятельностью отдельных личностей или группировок, а уровень опасностей, как правило, является крайне высоким.

4) Внешние раздражители. В настоящее время в перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов, к наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими энергетическими уровнями относятся негативные производственные факторы. Из них вредными являются: запылённость и загазованность воздуха, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные и пониженные параметры атмосферного воздуха, недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности и тяжёлый физический труд. К травмоопасным факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций.

Серьезную угрозу возникновения антропогенных опасностей несет внезапное или преднамеренное нарушение здоровья и трудоспособности работающих и, прежде всего, операторов технических систем из-за применения алкоголя и наркотических средств. В последние несколько лет эти угрозы значительно выросли.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет»

Кафедра «Финансы и кредит »

Реферат

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Антропогенные опасности »

БЕЛГОРОД 2009 г.

Введение

Воздействие на человека потоков жизненного пространства

Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности

Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека

Заключение

Список литературы

Введение

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком.; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном го биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.

Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать.

Воздействие на человека потоков жизненного пространства

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс вещества, энергии всех видов и информации В соответствии с законами сохранения жизни Куражковского Ю.Н. «Жизнь не может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации»…

Человеку эта потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде. В то же время человек выделяет в жизненное пространство потоки энергии, связанные с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии), а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки адиабатических веществ (воздух, вода), потоки энергии различных видов, в том числе при стихийных явлениях в природной среде. Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы, жидкие и твёрдые отходы, различные энергетические воздействия). Последние возникают в соответствии с Законом о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве». Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как для личности, кроме того, социум создаёт информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создаёт потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Основные потоки в естественной среде .

Солнечное излучение, излучение звёзд и планет;

Космические лучи, пыль, астероиды;

Электрическое и магнитное поля Земли;

Круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах;

Атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в т.ч. – стихийные;

Основные потоки в техносфере.

Потоки сырья, энергии;

Потоки продукции отраслей экономики;

Отходы отраслей экономики;

Бытовые отходы;

Информационные потоки;

Транспортные потоки;

Световые потоки (искусственное освещение);

Потоки вещества и энергии при техногенных авариях;

Основные потоки в социальной сфере.

Информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.);

Людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения);

Потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности.

Потоки кислорода, пищи, воды и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики);

Потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

Информационные потоки;

Потоки отходов процесса жизнедеятельности;

Потоки масс, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы – человека, фауны, флоры. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и / или среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при излечении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами и действиями человека.

PAGE_BREAK--

Результат влияния фактора воздействия потока на объект зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств объекта. Изменяя величину любого потока минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

– комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки доя проявления наивысшей работоспособности; гаранта, сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;

– допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

– опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и / или приводят к деградации природной среды;

– чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – среда обитания».

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.

Защита от естественных опасностей – стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) – более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.

Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы – машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Техногенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом от неустранимости отходов или побочных воздействий производств. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними, определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.

Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

Вероятно проявление опасности и при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту: электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п. Возникновение опасностей в также случаях связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании. Уровни возникающих при этом опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.

Энергетические уровни техногенных опасностей существенно возросли в XX столетии, когда человек получил в своё распоряжение мощную технику, огромные запасы углеводородного сырья, химических и бактериологических веществ. В итоге история человечества породила очередной парадокс – в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.

Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.

Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. Анализ данных по принудительной гибели людей свидетельствует, что человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные.

Серьёзную опасность для человека представляет потребление алкоголя. Алкогольная смертность при потреблении спиртного в количестве 14,5 литров в год составляет около 260 человек на 100 тысяч населения.

Высокими темпами нарастает потребление наркотиков. В настоящее время в перечень реально действующих негативных факторов (опасность) значителен и насчитывает более 100 видов, к наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими энергетическими уровнями относятся негативные производственные факторы. Из них вредными являются: запылённость и загазованность воздуха, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные и пониженные параметры атмосферного воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности и тяжёлый физический труд и др. К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций и т.д.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум и инфразвук, вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обследование, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении, табачный дым, бактерии и аллергены.

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек – среда обитания».

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит своё отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды:

Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

Систему охраны природной среды;

Систему государственной безопасности;

Систему глобальной безопасности.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта и личной безопасности. В настоящее время эти задачи решаются в системе «безопасность жизнедеятельности» человека в техносфере.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи науки о безопасности жизнедеятельности сводятся к:

идентификации опасности техносферы;

разработке и использованию средств защиты от опасностей;

их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;

Продолжение
--PAGE_BREAK--

обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности.

Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и по средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и т.п.).

Рост техногенного и антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например ростом концентрации токсичных примесей в атмосфере. При определённых условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровне и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных, рыб, в пищевых продуктах.

Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека

Объективные потребности человека и общества в защите от опасностей, возникшие с появлением человека, в настоящее время достигли наивысшего уровня. Особое значение они имеют для России, где наблюдается высокая смертность населения от внешних причин (травматизм, алкоголизм, региональная заболеваемость и т.п.); высокий уровень его урбанизации; значительная изношенность технических средств и оборудования в отраслях экономики и, как следствие, высокая аварийность; низкое качество атмосферного воздуха и других компонентов среды обитания в крупных городах и промышленных регионах; нарастающее негативное влияние на здоровье людей других антропогенных и техногенных опасностей.

Не случайно, что безопасность жизнедеятельности, как наука, возникла в России в конце восьмидесятых годов 20 столетия и сейчас находится в стадии своего формирования. Ее становление и развитие опирается на научно-практические достижения в области техники безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, пожарной защиты, гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии и основывается на законах и подзаконных китах.

В развитие науки о БЖД большой вклад внесли отечественные научные школы, активно работающие в области защиты человека от вредных и травмоопасных факторов (защита от поражений электрическим током, защита от шума и вибраций, электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и т.п.). Достигнуты успехи отечественных ученных в области нормирования воздействия опасностей на человека, как в производственной среде, так и в условиях населенных мест. В последнее десятилетие в России значительный прорыв реализован в развитии и совершенствовании системы образования в области БЖД. Общее направление научной и практической деятельности в области БЖД соответствует программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), заложившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее – это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения окружающей среды и здоровья людей. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемирная экономика ресурсов, безопасные и экологические технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности.

При проведении теоретических исследований и реализации защитных мер в области БЖД следует опираться на аксиоматику, сформировавшуюся к настоящему моменту в этой области знаний:

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие достижению ее максимальной эффективности.

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в ближайшем будущем будет играть информация об опасностях среды обитания. Такая информация должна содержать значения и прогноз показателей негативности среды обитания, как в производственных помещениях, так и в регионах техносферы. Наличие информации об опасностях среды обитания позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, успешно пользоваться методами и средствами защиты от опасностей.

Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно проходит длительно, поэтому необходим постоянный контроль за параметрами состояния среды обитания по вредным факторам. Его реализуют системы мониторинга.

Мониторинг – слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях.

Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактика болезней населения должна включать:

– регулярную информацию населения об опасностях среды обитания, в т.ч. о токсичных выбросах и сбросах, выделяемых объектами экономики в окружающую среду;

– регулярную информацию работающих о негативных факторах производства и их влияния на здоровье;

– информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

– информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

– информацию об ответственности руководителей предприятий за безопасное состояние среды обитания.

Заключение

Непрерывное взаимодействие человека с живой и неживой природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают способность причинять ущерб здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и становятся опасными для окружающего их мира. Источники опасности имеют естественное, антропогенное или техногенное происхождение.

Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техносферы объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

Достижение приемлемого уровня безопасности в системе «человек-среда обитания» неразрывно связано с необходимостью глубокого анализа причин роста численности и уровня действующих в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни людей в настоящем и будущем призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования опасностей среды обитания. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2003 г.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности», 2004 г. №1, с. 4–10).

3. Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности» 2002 г. №2, с. 37–40, №3 c. 37–43).

4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений (С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2004.

5. Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. «Лань» 2005 г.

6. Соколов Э.М. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Тула Издат. «Гриф и К» 2006 г.

7. Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2006 г.

Итак, умышленно неграмотное, необоснованное вмешательство людей в природные процессы провоцируют чрезвычайные ситуации. Примерами этого являются современные глобальные экологические проблемы: разрушение озонового слоя, парник ный эффект, кислотные осадки - дожди, туманы, снег, пыльные бури, увеличение площадей пустынь, деградация почв, оползни, сели, землетрясения, цунами, урагани.

В результате антропогенной деятельности температура атмосферы с начала XX века уже выросла примерно на 2-3 градуса по. Цельсию к 2050 году увеличится еще на три, а по сравнению с началом XX стори иччя еще на 6 градусов. Такое повышение температуры может привести к полному исчезновению ледовых полей в. Северном океане. Уже сейчас, за последние 50 лет уровень. Мирового океана повысился на 10 см, а в. ХХ1 в он будет расти на 3-5 см в год, если этот процесс не будет остановлен. Для этого подписан ряд международных договоров об уменьшении выбросов в атмосферу газов, способствующих этом эффектфекту.

Происходит всепланетное загрязнения и истощения почв которые являются литосферные образованием и основой жизни для всех организмов. Грунт имеет все свойства, характерные живой и неживой природе и состоит из генетически связанных структур. Почва - верхний плодородный я ар литосферыри.

Современная площадь земель на планете, пригодных для ведения сельскохозяйственных работ составляет не более 7 млрд га, из которых уже использовано наиболее плодородных 4500000000 га (33% суши), а это почти предел. За всю историю человечества приведены в полную непригодность для ведения сельского хозяйства 1,5-2,0 млрд га ранее плодородных почвев.

По данным. ООН ежегодно до 57,5 ??млн кв км пустынь мира (47% площади суши) добавляется по 7 млн??га бывших сельхозугодий планеты. А это означает потерю продуктов питания, достаточных для питания 21 млн л людей на протяжении года. Одной из причин разрушения почв является чрезмерное использование агрохимикатов. Они уменьшают количество гумуса, ухудшают качество почв, обусловливают все виды эрозии (лат еродере-разрушения ваты). Ветровая - возникают пыльные бури. Водная - через уменьшение концентрации гумуса вода легко размывает грунт, вымывая его с каждого гектара до 70 т, замулюючы водоемы. Химическая - за счет агрохимика тов уменьшается качество и содержание гумуса, а следовательно и плодородие. Этот вид эрозии усиливает природные виды эрозии (ветровая и водная), способствует загрязнению природной средыередовища.

Идет страшная, катастрофически быстрое разрушение среды обитания человека в наиболее уязвимом для его существования месте - педосферу - почвенном покрова планеты. Это в стране, где. ВИ. Вернадский создал учение я о биосфере и ноосфере, а. ВР. Докучаев дал человечеству новую науку - почвоведение"Все начинает земля"- предсказывал около 2000 лет назад древнеримский философ. Тит. Лукреций. Каоф. Тит. Лукрецій. Кар.

Следует знать и о случаях небрежного, преступного обращения с радиоактивными веществами отдельными лицами, о ядерном терроризме. Так, на территории. Киева с 1962 г существовало свалку радиоактивных отходов по оряд с музеем архитектуры под открытым небом. В 1979 г на. Краматорском камнедробильном заводе ампула с радиоактивным изотопом (цезий-137) попала в щебенку, которую использовали для изготовления домо вой панели, радиоактивный фон которой составлял 200. Р / ч, из-за чего погибли 4 человекдини.

В 1991 г такую??же ампулу было найдено на территории одного из киевских санаториев, в 1993 задержаны люди, которые сами возили уран по. Москве. В морском порту. Одессы задержали группу из 6 человек, пытается. Алиса вывезти 2 кг радиоактивного вещества. В 1995 г, после вывода военной летной части. Бердянского гарнизона, были обнаружены две ампулы с радиоактивным изотопом цезия-137 на территории военного городка. Кстати они были найдены случайно населением с помощью бытового дозиметраметрів.

В середине 1996 г слушалось дело в. Киевском областном суде о краже из четвертого блока. Чернобыльской. АЭС урана, активность которого составляла 2700. Р за час. Итак, опасность может составить и так называемый аний ядерный терроризм и потому наличие у населения дозиметров может предотвратить этом явленийщу.

Как правило антропогенные катастрофы - результат политики гигантизма, о чем предупреждали ученые еще в начале XX века, в частности. В! . Любая система, которая состоит из большого, критического количества взаимодействующих элементов - интерактивная система становится неуправляемой

Существует теория самоорганизованной критичности, согласно которой составные элементы системы эволюционируют, самозминюються до критического состояния под действием внутренних (например механические напряжения, старения материала в, генетические изменения), внешних причин (коррозия, действие излучений.

Такими системами являются не только сложные механизмы, их комплексы, но и все народное хозяйство, его отдельные отрасли. Если принять за 100% некоторый критический уровень антропогенной нагрузки, после которого е идбуваються необратимые изменения, то около 80% такого уровня достигли. Луганская,. Запорожская,. Ивано-Франковская области и. Крымская автономная республика.

Общество, цивилизация при современном состоянии технологий, возможностях биосферы, достигли критической черты через перенаселенность планеты при низкой комфортности заселенных территорий. Поэтому в 1992 г. появилась я аналитическая работа братьев. Герберта и. Джона. Медоуз"За пределами", которая анализирует современное состояние планеты и выдвигает для безотлагательного решения три проблемы. Первая - сократить население планеты до 1 млрд лю дей, выделив на 2020 год квоту для каждого государства. Для. России - 50 млн, для Украины - 10-15 млн. Вторая - государствам третьего мира запретить развитие промышленности по западному типу, а ориентировать их на"зеленую революцию"Третья - всем государствам сократить материально-вещественные потребности, повысив духовные. Но возможно это за короткое время и не приведет ли это к резкому ухудшению общего состояния антропогенной системы, что может проявиться непредсказуемыми последствиямпередбачуваними наслідками.

. Вопрос

1. Что такое антропогенные опасности, их структура?

2. Как классифицируют чрезвычайные положения экологического характера?

3. Что такое эрозия, ее виды и опасности?

4. Какие перспективы улучшения безопасности в Украине?

Определение антропогенной опасности, а также факторы, способствующие её возникновению.

Вредная либо незаконная деятельность человека, а также общества в целом по отношению к природе проявляется в возникновении антропогенных угроз. Подобные проблемы могут быть связаны только с неправильным взаимодействием людей и природной среды. В последнее время общество стало особенно активно влиять на природные процессы, а количество угроз увеличилось. С ухудшением окружающих условий, которые непрерывно оказывают воздействие на людей, появляются и проблемы со здоровьем, проявляющиеся в частом недомогании или опасных болезнях. Такое влияние может вызывать травмы и даже становиться причиной смерти. Окружающая среда может быть изменена людьми на какой-то конкретной площади, в районе проживания либо во всём мире. Общество, взаимодействуя с природой на протяжении всего существования, эксплуатирует огромное количества веществ, которые перерабатываются и выбрасываются в виде вредных отходов.

Отходы разделяют на 2 вида, которые имеют ряд различий:

  • Первый вид включает в себя все неиспользуемые компоненты природных продуктов;
  • Ко второму виду относят отходы, засоряющие природу нашей планеты теми средствами, которые создаются людьми в ходе жизнедеятельности. Подобные субстанции отличаются по составу от природных и особенно вредны.

При модернизации промышленности, а также сельскохозяйственной деятельности происходит усиление вредного воздействия на природные оболочки. Если верить профессионалам в этой сфере, то раз в десятилетие подобное влияние усиливается примерно в два раза. Люди создают серьёзную угрозу для экологии, так как часто совершаются действия, наносящие ей непоправимый вред. Каждый конкретный человек может по разному чувствовать на себе воздействие поражающих факторов, что приводит к неверным решениям, провоцирующим возникновение антропогенно-техногенных разрушений. Оборудование или любые постройки, создаваемые людьми представляют собой угрозу для природы.

Именно из-за неправильных действий людей происходят чрезвычайные происшествия, связанные с техническими системами.

К примеру, около восьмидесяти процентов "воздушных аварий" происходят по причине неправильной деятельности руководства авиатехники. Чрезвычайные ситуации на дорогах также в 60-80 процентах ситуаций являют собой пример ошибочный действий людей, управляющих транспортными средствами. Шестьдесят процентов опасных разрушений объектов повышенного риска случаются из-за действия человеческого фактора. Гибель людей в процессе деятельности на промышленных предприятиях вызвана в большинстве случаев отсутствием необходимых психологических характеристик.

На сегодняшний день выявлено четыре фактора появления антропогенных угроз:

  • Неправильные действия, которые были совершены во время моделирования, а также создания сложной системы, отсутствие наблюдения за ним, низкий уровень обустройства помещения, в котором должен работать человек, опасное психологическое воздействие и отсутствие опыта работы могут привести к опасным и неверным заключениям;
  • Одной из причин ошибочных действий также являются проблемы со здоровьем человека или его способностью трудиться;
  • Иногда люди совершают ошибки осознанно. Например, террористы или военные организации, целью которых является нанесение вреда. Подобные ситуации не происходят случайно и полностью спланированы организаторами, из-за этого они являются особенно опасными;
  • На планете существует не менее 100 дополнительных раздражителей, которые наносят серьёзный ущерб экологии Земли.

Наиболее встречающимися на практике являются причины, связанные с промышленной деятельностью человека - загрязнение атмосферы, наличие в воздухе пыли и вредных газов, шумы, ионизирующее излучение и многие другие.

К причинам, способным нанести физический урон человеку, относят опасное оборудование, части уничтоженных механизмов, объекты, которые могут упасть и иные.

Человечество сейчас находится на особенном этапе становления, когда при улучшении технологий для собственного блага мы сами создаём угрозы для существования, сопряженные с созданием и применением различных устройств.

Неправильные действия, совершаемые людьми

Неверная либо осуществлённая с ошибкой операция может вызвать целый ряд ошибок. Ошибки - это итоги деятельности, которые не привели к реализации задуманного плана и провоцирующие различные опасные последствия. Из-за человеческих действий возникают проблемы в разных жизненных областях. К примеру, в бытовых процессах, в промышленности, в опасных случаях, при взаимодействии между людьми, в процессе поездок и в иных случаях.

Люди нередко совершают ошибки, так уж они устроены. В зависимости от внешних условий, а также общей утомлённости человек способен выполнять действия с тем или иным уровнем точности, правильности.

Психологические качества людей, а также их состояния, которые способны вызвать неправильные действия, подразделяют на данные от рождения и временные.

Первый тип качеств включает в себя физиологические особенности, наследственные признаки людей (проверка слуха и зрения, обоняния, вкуса, осязания, мышечной силы, скорости, а также координации движения). К ним также относят состояние психомоторной системы (время реакции и многое другое). Ещё сюда входят интеллектуальные качества (общая степень образованности, возможности использовать знания в тех или иных случаях, возможность принимать решения в сложных ситуациях).

Ко второму типу относят уровень физической подготовки, психологическое состояние, которые способны влиять на качество работы людей, их внимательность. Мешать работе может и боль, вызванная проблемами со здоровьем (мышечные судороги, проблемы с сосудами и другие), а также отвлечение человека на иные явления либо объекты, не относящиеся к текущей деятельности (шумы, вибрации, яркий свет).

К бытовым ошибкам нередко приводит применение опасных устройств, потребляющих электричество, использование бытовых газов, огня, а также ядовитых химических веществ. Можно совершить неправильные действия во время использования бытовых отходов, кипящих жидкостей, предметов, содержащий ртуть. Используя некачественную пищу или алкогольные напитки, лечебные препараты, можно совершить ряд неправильных действий, которые станут причиной неблагоприятных ситуаций.

В процессе промышленной деятельности к проблемам приводит изменение рекомендованного рабочего режима, отсутствие человеческого вмешательства в нужный момент.

Чаще всего неправильные действия, осуществляемые после возникновения опасной ситуации (любого характера), происходят из-за отсутствия подготовки людей к ним. Человек просто не знает что делать. Очень важно уметь прогнозировать развитие опасных случаев, чтобы избежать тяжёлых разрушений и жертв. Особенно полезно наличие навыков взаимодействия с разными типами веществ, способности работы с непростыми и технологичными системами, знание правил по выживанию в условиях природных катастроф.

При общении между разными людьми к отрицательным последствиям могут привести жестокость, эгоизм, отсутствие внимания, проявление агрессии, различные политические или религиозные взгляды и многое другое. Часто ошибки совершаются на государственном и даже мировом уровне. Люди, работающие в области управления странами или отдельными регионами, часто не уделяют должного внимания заботы о природе, что создаёт дополнительные трудности.

Наиболее непостоянным элементом механизма взаимоотношений между людьми и природой являются сами люди, ведущие себя совершенно по-разному в зависимости от разных условий.

Изучение правил безопасной жизнедеятельности

Для снижения риска совершения людьми неверных действий психомоторного характера, а также уменьшения количества неправильных решений очень важно обращать внимание на правила безопасности, которые созданы для предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Причиной ошибок психомоторного характера является совершение разных неудачных движений. Важно выработать умение верно определять тип возникшего информационно-производственного случая для совершения только верных и безопасных действий. Для конкретных моментов нужно выработать нужные двигательные способности. При изучении подобных тем особенно важно помещение работников в спроектированную модель опасной ситуации, чтобы остановиться на каждом незначительном пункте.

Также немалую роль играют практические занятия по наработке особых умений в случае возникновения необычных случаев, чтобы человек мог сам определить наиболее подходящий способ выхода из ситуации. При улучшении уровня подготовки специалистов вероятность возникновения опасности значительно снижается. В отдельных ситуациях есть необходимость уменьшения степени уверенности в правильности принимаемых решений у работников. Излишнее спокойствие также опасно при чрезвычайных ситуациях.

Изучение правил безопасности предполагает не только физическую, но и психологическую подготовку человека. После прохождения обучения человек должен быть уверен в своих силах при возникновении опасных ситуаций. Для этого применяются особые методы, связанные с усилением нагрузки на психику (ограничения по времени, отсутствие необходимой информации и другие)

Во время подготовки нужно уделять внимание способности действовать разумно и безопасно.

Формируется такая способность следующим образом:

  • Получая информацию, развивать умение определять типы явлений;
  • Научиться объяснять случаи;
  • Выработать умения для применения на практике;
  • Научится раскладываться ситуации на простейшие части;
  • Иметь возможность воссоздавать ситуацию из её частей;
  • Выработать способность осмысления ситуаций.

Во время обучения нужно постепенно двигаться постепенно с увеличением степени сложности до тех пор, пока не сформируется умение правильно рассматривать случаи и явления, чтобы адекватно решать поставленные задачи.

Поделиться