Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание. «Преступление и наказание» главные герои Кто из романа преступление и наказание юристы

«Преступление и наказание» главные герои романа вошли в историю и являются достаточно многогранными.

«Преступление и наказание» главные герои

Всего в романе более 90 персонажей, из них около 10 центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета.

Главный герой «Преступление и наказание» Родион Раскольников , студент исключенный из института за неуплату.

Старуха, Алёна Ивановна, — процентщица, у которой он закладывает свои вещи.

Свидригайлов Аркадий Иванович — «Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

Катерина Ивановна — жена Мармеладова. Ей примерно тридцать лет. После смерти спившегося мужа осталась с тремя детьми на руках и в нищете.

Семен Захарович Мармеладов — титулярный советник.

Софья Мармеладов — дочь Семена Мармеладов. Девушке 18 лет. Преступления Сони носит жертвенный характер, так как она идет на панель ради близких людей, которые погибают в нищете. Соня пытается указать верный путь Раскольникову, читая ему Евангелие. К Родиону Соня чувствует любовь и сострадание, поэтому не задумываясь разделяет с ним его судьбу и едет вместе с ним в Сибирь. В конце романа Родион, наконец, понимает, какое счастье, что его любит такая девушка.

Дуня Раскольникова — сестра главного героя Родиона. Она молода, привлекательна и грациозна, а потому не обделена вниманием со стороны противоположного пола. Ей 22 года. Дуня сильна характером и самоуверенна. В своем желании выйти замуж за Лужина она преследует скорее цель не обогатиться, а помочь как-то брату с учебой.

Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона и Дуни; нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. Женщину мучает отчужденное поведение сына. Она не знает о преступлении Родиона, но догадывается, что его что-то терзает. Они с Дуней (Авдотьей Романовной) кое-как зарабатывают на жизнь и помогают деньгами сыну Родиону, чтобы он не бросал учебу. Она, несмотря на зрелый возраст, сохранила былую красоту. Одевалась она хоть и бедно, но всегда выглядела опрятно и достойно. Перед смертью героиня успела благословить дочь Дуню на брак с Разумихиным.

Лужин Петр Петрович- высокомерный мужчина 45 лет. Лужин – это делец, который во всем, в первую очередь, ищет выгоды для себя. Лужин не может любить по-настоящему, он хочет лишь обладать. Он смотрит на Дуню, как на красивую вещь, которую можно купить.

Разумихина — единственный настоящий друг Раскольникова. Настоящая фамилия героя — Вразумихин, одна все зовут его Разумихиным. Он такой же бедный студент как Раскольников, но дворянин по происхождению.

Лизавета ,- сестра Алены Ивановны. В романе о ней сказано «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, 35 лет, незамужняя, бывшая в полном рабстве у сестры своей».

Порфирий Петрович – это следователь, ведущий дело об убийстве старухи-ростовщицы.

Товарищи! Мне очень нужна помощь! Считайте что это опрос1. К кому из героев романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" можно отнести характерные детали внешности:– драдедамовый платок;– бакенбарды в виде котлет;– глаза с жидким водянистым блеском;– высокая рыжая рваная шляпа?В каких эпизодах появляются эти портретные детали и как они характеризуют героев?2. Кто и о ком сказал: "Он у меня психологически не убежит!.." Прокомментируйте эти слова.3. Объясните смысл названия романа "Преступление и наказание"? Почему в тексте о "преступлении" написано всего несколько страниц, а "наказание" занимает все остальное произведение?4. Найдите в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" детали, характерные для описания Петербурга. Используя цитаты, опишите облик Петербурга Достоевского и определите, почему писатель рисует город именно таким. Какие изобразительно-вырази­тельные средства языка помогают читателю понять значение образа города в романе?5. Проанализируйте эпизод из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", в котором Раскольников признается Соне в совершении убийства (часть V, гл. IV) со слов "Все вздор!.. Вот что, Соня..." до слов "...вдруг заплакала навзрыд, как в истерике"). Какие способы изображения психологического состояния героев использует здесь писатель? Каково авторское отношение к героям в этом эпизоде? Аргументируйте свою точку зрения.Добавлено позже В названии опечатка. Литература


Ключевые слова: кто и о ком сказал он у меня психологически не убежит прокоментируй эти слова, кому из героев романа преступление и наказание характерен драдедамовый платок, 1) К кому из героев можно отнести характерные детали внешности: 1.Бакенбарды в виде котлет. 2.Глаза с жидким видянистым блеском. 3.Высокая рыжая шляпа,

1 ответ к вопросу “Литературп”

    ответ #0 / ответил: Служба поддержки

    • ответ / ответил:

      Полезный ответ? (2 ) / (0 )

      1.Драдедамовый платок был у Сони(характеризует ее религиозность и внутреннюю доброту), Бакенбарды - Лебезятников(носитель различных аспектов учения социалистов), Глаза - Порфирий Петрович, Рваная шляпа, кажется принадлежит Раскольникову.2.Порфирий Петрович говорит о Раскольникове. Так как, Раскольников очень боится наказания, и готов сам сдаться властям. А Порфирий Петрович понимает это, и не задерживает его.Поэтому и считает, что он не убежит "психологически". 3. Смысл в том, что наказание всегда постигнет. Преступление человек совершает быстро, а наказанием, в свою очередь будет являться вся его дальнейшая жизнь. Тут и страх заключения, и муки совести. 4. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило. Но, продолжив читать произведение, я поняла, что именно таков Петербург Достоевского – без упоминаний об архитектурных красотах, без пышных балов и светских приемов. Писатель вообще мало внимания уделяет внешнему облику города: он точно передает атмосферу, царящую в нем, настроения и чувства его жителей. В основном мы с героями находимся или на улицах города – грязных, тесных, темных – или во дворах, напоминающих колодцы. Иногда попадаем на узкие, крутые лестницы, облитые помоями; в душные, пыльные коридоры; в не менее убогие и грязные комнаты героев, которые Достоевский презрительно называет «клетушка», «каморка», сравнивает с сараем, сундуком, шкафом и даже гробом. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты доведенного до отчаяния человека. Городской пейзаж безотраден и сумрачен. Он связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Хотя действие в романе происходит летом, в описании города, его улиц, домов, нет ярких красок, сочной зелени. Напротив, писатель акцентирует внимание на сером и желтом: серые дома, желтые обои и занавески в комнате старухи-процентщицы, картины в желтых рамках, мебель из желтого дерева во многих квартирах. У Достоевского желтый – это цвет нищеты, убожества, отчаяния, болезни, смерти. Слово «запах» в романе встречается редко, его роль выполняют слова с более ярко выраженной эмоциональной окраской: вонь, смрад. Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Здесь царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В этой обстановке и живут Раскольниковы и Мармеладовы. Именно в этих условиях зарождается у Раскольникова его страшная, бесчеловечная теория, дающая право «избранным» людям совершать преступления; спивается и погибает, попав под коляску, Мармеладов, умирает от чахотки Катерина Ивановна, богобоязненная, порядочная Соня вынуждена торговать собой, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу. Люди, живущие в этом городе, обречены на бесконечные муки, унижения и оскорбления. Жизнь в Петербурге, изображенном Достоевским, страшна и неестественна, она давит на человека, и человек в ней задыхается. Город Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события романа, но и душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. Но в душе героя “Преступления и наказания” и в душе самого писателя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: “…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях”. Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.5. Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом. Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях. Важно, что сестра Раскольникова – Дуня - особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми. Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить. И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно - хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали». Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете. Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения». Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? - опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить... и не ходить?» По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!» Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона. Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...» Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню». Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха. Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило». Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела». Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе. Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Из всех русских произведений роман «Преступление и наказание», благодаря системе образования, вероятнее, пострадал сильнее всех. И действительно - величайшая история о силе, раскаянии и поиске себя в итоге сводится к написанию школьниками сочинений на темы: «Преступление и наказание», «Достоевский», «Краткое содержание», «Главные герои».

Книга, которая способна каждого человека, превратилась в еще одно нужное домашнее задание. А ведь сколько спорной информации написано и рассказано учителями о главных персонах романа. Стоит попытаться отделить зерна от плевел и сделать краткое описание героев рассказа «Преступление и наказание». Чем мы сейчас и займемся.

Записки из студенческого дома

Главный герой «Преступления и наказания», студент Родион Раскольников, живёт в крайней нищете. Он регулярно носит вещи к старухе-процентщице, чтобы иметь возможность хотя бы прокормиться. Об учёбе уже не может быть и речи.

Сам он живёт в Петербурге и из провинции получает от родных письмо. Милая его сердцу сестра Дуня приезжает с матерью в город, чтобы девушка вышла за богатого дельца Лужина. сестры во имя материальных благ окончательно доводит Родиона - он решается на убийство и ограбление. И его жертвой становится та самая старуха. Но под горячую руку студента попадает ещё и безобидная младшая сестра процентщицы.

Раскольников был абсолютно уверен в своей теории о «высших» и «низших» людях, согласно которой, ради великих поступков ему дозволено переступить через обычных смертных. Однако вдруг его начинает мучить раскаяние, он не может воспользоваться украденным, и всё вокруг завертелось вокруг него…

Он встречает несчастного пьяницу Мармеладова, который попал под повозку. Его дочь Соня во имя многодетной семьи приносит в жертву своё тело каждый день. Сострадание Родиона заставляет его отдать все деньги, что были с собой, несчастной семье.

А браку Дуни и Лужина мешает близкий друг Раскольникова - Разумихин. Он безумно влюблён в сестру Родиона, да и сам ей небезразличен. Главный герой же с первой встречи возненавидел Лужина, и партия Разумихин-Дуня ему куда симпатичнее.

Всё это время страшная паранойя и душевные муки терзают Раскольникова. Он чувствует всю вину за своё преступление, но пока не решается признать это. Родион считает это всё «проверкой на величие».

Проверка на величие

Однако окончательно ломает его встреча со Свидригайловым - развратным помещиком, у которого раньше служила Дуня. Именно за её любовью в Петербург и прибыл новый знакомый Раскольникова. Свидригайлов давно испытал грех убийства и теперь видит в Родионе своего «родственника». Но Раскольникову открывается вся суть убийцы - не величие, а бесконечная мерзость; не сила, а жалость; не власть, а невозможность контролировать самого себя. От одной мысли, что подобный человек может любить его сестру, у Родиона болит сердце.

Последней каплей для преступного студента стала трагедия семьи Мармеладовых: после смерти отца и кормильца, унижения Лужиным старшей дочери (которую он обвиняет в краже денег), изгнания семьи из дома и трагической гибели матери он полностью меняется. Он прячется с Соней и сознаётся в своём преступлении. Девушка просит его сдаться.

Совесть велит Раскольникову сделать то же самое, и он приходит в участок. Там его постигает последняя ошеломляющая новость - Свидригайлов застрелился.

… Каторга. Уже сознавшийся, но не раскаявшийся ещё Родион не очень любим своими однолагерцами. Всё ещё верный своей теории он просто решает, что проиграл в этих условиях. Соню же, которая последовала за любимым человеком, все принимают мило и тепло. Точкой в истории несчастного убийцы становится Евангелие, которое он теперь держит под подушкой, и пробуждающаяся бесконечная любовь ко всему.

Подросток

Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание», разумеется, надо начинать с описания Родиона Раскольникова. И именно в разборе его образа и заключается главный недостаток школьных учебников.

Нам бесконечно рассказывают про глубокую подоплеку романа, о сложном психологическом портрете главного героя, об умении писателя глубоко проникать в души персонажей, о конфликте ницшеанства и гуманизма. Но забывают поведать, для чего, собственно, вообще было написано «Преступление и наказание».

Главную ценность для Федора Михайловича составляла именно последняя глава, которую реже всего и обсуждают. Ведь Достоевский прямо говорит - не важно, сколько зла ты совершил, пока в твоей душе есть хоть струночка добра, у тебя всегда есть шанс исправиться. Ведь первый, кто пошел за Христом в Рай, был разбойник. А что ему надо было сделать - всего-навсего раскаяться.

Отсюда и идет фамилия главного героя. Для нас должен быть важен не раскол внутри личности, а то, кто в итоге побеждает в душе человека. И этим Достоевский упорно демонстрирует - исправься. Во имя себя самого.

Именно это является главной целью романа. Не проследить движения преступления, не выяснить суть внутренних метаний грешника, но дать от них бальзам в виде раскаяния. Ведь оно является, наверное, кульминацией и смыслом жизни каждого человека.

Сон несмешного человека

То, что главный герой («Преступление и наказание») на самом деле имеет внутри бесконечное добро и необходимое человеку сострадание, Достоевский демонстрирует почти в начале романа. Еще до того, как убить старуху и оказаться на самом дне, доступном человеку, Раскольников видит сон о страдающей лошади, которую забили за то, что она не хотела идти.

Будущий убийца не хочет трактовать этот сон и бежит от мысли о нем, как может. Однако мы, читатели, уже понимаем, что на самом деле в душе несчастного живет раскаяние за каждый свой поступок. Он чувствует себя виноватым даже за такую мелочь, как увидеть страдание во сне и ничего не сделать.

Униженная и оскорбленная

В который раз Достоевский доказывает свой гений, создавая такого персонажа, как Соня Мармеладова. В ней - вся дуалистичность бытия.

Женщина, работающая проституткой, казалось бы, это образец морального падения. Но нет! Она выше всех и каждого в романе, человек, приносящий себя в жертву. Христианская вера учит нас, что отдавать все свое ради других и есть наивысшая точка святости.

В таком случае вполне может считаться святой. Всю свою жизнь она отдала семье, а когда ее не стало, нашла другого человека - того самого, которому так не хватало добра и честности. Главный герой («Преступление и наказание») находит покой именно благодаря ей. И затем Соня идет на новый виток жертвенности. С человеком, которого она любит и которому так нужна ее поддержка, она едет на край света.

Она терпит на своем пути миллионы лишений и страданий, обманов и ложных обвинений. Однако до конца продолжает нести свой крест - молча и с добрыми глазами.

Двойник Свидригайлов

Главные герои романа «Преступление и наказание» не заканчиваются на Раскольникове и Соне. Есть еще одна важная фигура - не столько сюжетно, сколько психологически.

Свидригайлов является будущим человека, идущего по пути, предполагаемым Родионом. Ведь именно по нему видно, что потакание своим страстям к власти, любви, обожанию и величию не приводит ни к чему хорошему. Как бы об этом ни размышляли философы-эгоисты, все это приводит к краху и падению человеческого духа, уничтожению души.

И Свидригайлов - яркий тому пример. В нем Родион Раскольников может увидеть все проблемы существования убийцы. Через Свидригайлова студент может понять, что то, что он называет силой, на самом деле слабость, и наоборот.

Идти по головам, через трупы - не лучшая идея. В итоге эти люди кончают одним из двух путей - либо им придется раскаяться, либо на всю жизнь погрязнуть в пороке.

Бедные люди

Сильнейшая трагедия также творится на вторых планах романа.

Главный герой («Преступление и наказание») хоть и находится в фокусе, но это ни капли не отменяет драмы находящихся вокруг него персонажей.

Дуня готова на все ради старшего брата. Она и сама за жизнь навидалась несчастий. Вероятнее, именно это и делает ее персонаж образом бесконечной силы и родственной любви. Она близка к Соне. Однако, в отличие от нее, не делает абсолютно жертвенных поступков. Дуня идет по жизни, скрипя зубами, готовая принимать все невзгоды.

Потому ее и удивляет такая странная любовь брата. Ведь он готов отдалить Дуню от Лужина, крайне выгодной партии, но плохого человека, только по той причине, что она будет с ним несчастна.

Для читателя и Достоевского образ Дуни является очень важным. Ведь именно через заботу Раскольникова о ней мы понимаем, что он все-таки не пропащий человек, пока заботится о своих близких.

Идиот

А вот кто действительно ушел из мира добрых людей навсегда, так это Мармеладов. Человек, которому уже давно на все плевать. Низкий пьяница, отдавший всю семью в заложники ужасного материального положения. Именно из таких у Раскольникова и вырастает теория «твари дрожащей», именно таких стоит рубить топором и ненавидеть, именно через них стоит переступать ради великих дел!

Или нет? В итоге Мармеладов, наравне со сном и с Дуней, становится третьим из главных доказательств того, что в Раскольникове все еще находится добро. Ведь несчастный главный герой («Преступление и наказание») делает все для того, чтобы помочь пьянице.

Вид разрушенной жизни трогает душу Родиона. Он не может просто смотреть на страдания другого человека. Он не способен оставаться в стороне от горя, и даже находясь в страшных душевных метаниях, обязан помочь.

Заключение

Все персонажи Достоевского - невероятно живые, с широкой и интересной биографией. Они личности, реальные люди.

Список героев «Преступления и наказания» обширен, и каждого персонажа по-своему жаль. Однако не стоит забывать, что все они созданы для того, чтобы вертеться вокруг Родиона Раскольникова, чтобы рассказать его историю.

А история Раскольникова, прежде всего, говорит нам о раскаянии. Не о психологических метаниях, не о выборе между «тварью дрожащей» и «право имеющим». И все персонажи работают на мысль о том, что человеку достаточно сделать один шаг, чтобы навсегда измениться…

.) В черновых записях «Преступления и наказания» (см. краткое содержание и полный текст романа) этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома » характеризуется как предел «нравственного падения... решительного разврата и... наглой низости». «Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью... Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности. Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства. Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Образ Лебезятникова в «Преступлении и наказании»

Все другие образы романа не подвергались большой переработке. Делец и карьерист Лужин, считающий любые средства приемлемыми для достижения своих корыстных целей, пошляк Лебезятников, принадлежащий к числу тех людей, которые, по словам Достоевского, «пристают к самой модной ходячей идее, чтобы опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат», – были задуманы такими же, какими мы их видим в окончательной редакции романа. Между прочим, подчеркивая типичность образа Лебезятникова, Достоевский создает даже термин «лебезятничество». По некоторым данным, в характере Лебезятникова были отражены некоторые личные черты знаменитого русского критика В. Белинского , который поначалу приветствовал сочинения молодого Достоевского, а потом подверг их критике с топорно-примитивных «материалистических » позиций. (См. Описание Лебезятникова , Теория Лебезятникова – цитаты из «Преступления и наказания» .)

Образ Разумихина в «Преступлении и наказании»

Образ Разумихина в процессе работы над «Преступлением и наказанием» также остался неизменным по своему идейному содержанию, хотя по первоначальным наметкам он должен был занять гораздо большее место в романе. Достоевский видел в нем положительного героя. Разумихин выражает почвеннические взгляды, присущие самому Достоевскому. Он выступает против революционных западных веяний, отстаивает значение «почвы», славянофильски понимаемых народных основ – патриархальности, религиозно-нравственных устоев, терпения. Рассуждения Разумихина у Порфирия Петровича , его возражения сторонникам «теории среды», которые социальными условиями жизни объясняли поступки человека, возражения фурьеристам и материалистам, стремящимся якобы нивелировать человеческую натуру, ликвидировать свободу воли, утверждения Разумихина, что социализм – западная идея, России чуждая, – все это прямо перекликается с публицистическими и полемическими статьями Достоевского.

Разумихин является в ряде вопросов выразителем позиций автора и потому особенно ему дорог.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»

Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателем такой, как и в окончательном тексте романа, – воплощением христианской идеи: «NB. Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей рaзвратницей, которой не замолить спасения» (Первая зап. кн., стр. 105). Образ Сони – апофеоз страдания, пример высочайшего подвижничества, полного забвения собственной личности. Жизнь для Сони немыслима без веры в бога и бессмертие души: «Что я без бога-то была», – говорит она. Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал и Мармеладов. В ответ на замечание Раскольникова, что бога, может быть, и нет, Мармеладов говорит : «То есть бога-то нет-с и пришествия его не будет... тогда... тогда жить нельзя... Слишком зверино... тогда в Неву и я бы тотчас же бросился. Но, милостивый государь, это будет, это обещано, для живых, что ж, что же тогда для нас и останется... Кто бы ни был живущий, хотя бы в (...) по горло, но если только он и в самом деле живущий, то он страдает, а стало быть, ему Христос нужен, а стало быть, будет Христос. Господи, что это вы сказали? Не верят в Христа только те, которые потребности в нем не имеют, которые мало живут и которых душа подобна камню неорганическому» (Вторая записная книжка, стр. 13). Эти слова Мармеладова не нашли места в окончательной редакции, очевидно, потому, что после объединения двух замыслов – романа «Пьяненькие» и повести о Раскольникове – образ Мармеладова отошел на второй план.

В то же самое время тяжелая жизнь низов города, изображенная Достоевским с такой яркостью и рельефностью, не может не вызвать протеста, проявляющегося в той или иной форме. Так, Катерина Ивановна, умирая, отказывается от исповеди: «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

Во время печатания «Преступления и наказания» в «Русском вестнике» между писателем и редакцией этого журнала наметились расхождения. Редакция потребовала изъятия главы романа, в которой Соня читает Раскольникову евангелие (4 глава 4 части по отдельному изданию), с чем Достоевский не соглашался.

В июле 1866 года Достоевский сообщал А. П. Милюкову о своих разногласиях с редакцией «Русского вестника»: «Я с ними с обоими [Любимовым и Катковым ] объяснялся – стоят на своем! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал ее в вдохновении настоящем, но может быть она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность. В этом я был прав – ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое, и, кроме того, видят следы нигилизма. Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне по крайней мере трех новых глав работы, судя по труду и тоске, но я переправил и сдал».

Посылая переработанную главу в редакцию, Достоевский писал Н. А. Любимову: «Зло и доброе в высшей степени разделено, и смешать их и использовать превратно уже никак нельзя будет. Равномерно прочие означенные Вами поправки я сделал все, и, кажется, с лихвою... Все то, что Вы говорили, я исполнил, все разделено, размежевано и ясно. Чтению евангелия придан другой колорит».

Тема: «Творчество Ф.М. Достоевского.

Роман «Преступление и наказание».

1. Оргмомент.

2. Закрепляя материал по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», вашему вниманию предлагается тест по этому произведению, выведенный на мониторы компьютеров. Ваша задача - правильно ответить на все вопросы. Время выполнения – 20-25 минут.

Тест.

1. Р.Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

А) Семьи Мармеладовых;

Б) матери и сестры;

В) оправдания своей теории.

2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:

«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

А) Залитов;

Б) Разумихин;

3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

А) Дуня Раскольникова;

Б) Соня Мармеладова;

В) девушка на мосту.

4. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

А) в Свидригайлове;

Б) в Лужине;

В) в Лебезятникове.

5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейщего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

А) Дмитрий Прокофьич;

Б) Порфирий Петрович;

В) Петр Петрович.

6. О ком идет речь?

«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он… чувствовал, как много на нем было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»

А) Раскольников и Софья Семёновна;

Б) Свидригайлов и Марфа Петровна;

В) Разумихин и Авдотья Романовна.

7. Кому принадлежат комнаты:

А) Этот была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

Б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы…туалете с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

В) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…

А) Алене Ивановне;

В) Раскольникову.

8. С какого момента начинается преступление Раскольникова?

А) До убийства;

Б) во время убийства;

В) после убийства.

9. С какого момента начинается наказание Раскольникова?

А) До убийства;

Б) после убийства;

В) на каторге.

10. Сколько частей в романе занимает преступление, сколько наказание?

А) Одну часть, пять частей;

Б) пять частей, одну часть.

11. Кто из героев романа по профессии юрист?

А) Порфирий Петрович;

Б) Заметов;

12. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился,» - как-то дико произнес он»,

А) Всем страдающим женщинам;

Б) всему страдающему человечеству;

В) всем обиженным.

Ответы.

3.Работа с клише «Теория Раскольникова: «твари дрожащие» или «право имеющие». Время работы - 10 минут.

4. Домашнее зхадание:

Написать сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по одной из следующих тем:

Образ «вечной» Сонечки.

Тема духовного падения и возрождения в романе.

Крах теории Раскольникова.

Почему Свидригайлов совершает самоубийство.

Поделиться