Биография сэмюэла тэйлора колриджа. Биография сэмюэла тэйлора колриджа Сэмюэль тэйлор кольридж

Сэ́мюэл Тэ́йлор Ко́лридж (англ. Samuel Taylor Coleridge ; 21 октября , Оттери-Сент-Мэри, Девон - 25 июля , Хайгейт) - английский поэт -романтик , критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы» . Отец поэтессы Сары Кольридж (1802-1852) и литератора Хартли Кольриджа (1796-1849).

Биография

Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоне. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб . В 1791 году поступил в Кэмбридж , занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям . Он увлёкся идеями французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту. Вместе с поэтом Робертом Саути , также выгнанным из школы «за вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и газету «Хранитель» (The Watchman ; вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал стихотворение «Взятие Бастилии» (1789).

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился от службы. При помощи друзей Кольридж вернулся в университет, где пробыл до 1794 года. В этот год он пишет совместно с Р. Саути трагедию «Падение Робеспьера» (1794), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», вдвоём они решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать Пантисократией . Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 году Кольридж и Саути поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Кольриджу пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, были полны нападок на могущественного в то время премьер-министра У. Питта и были изданы под заглавием Conciones ad populum . Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Кольриджем издание еженедельной газеты Watchman , имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Кольриджа, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Кольриджа, озаглавленного Juvenile poems (1796).

Кольридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Кольриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму . В 1797 году семья Кольриджа переехала в деревню Альфоксден, и он жил там по соседству с У. Вордсвортом и в постоянном общении с ним, вместе они совершали бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольриджа относятся стихотворение «Genevieve», «Хан Хубилай », «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Старый мореход » и «Кристабель». В 1798 году он нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад » («Lyrical Ballads», совместно с Вордсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма. Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов Кольридж и Вордсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете , изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

«Озёрная школа»

В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к придуманной «Edinburgh Review » кличке «озёрной школы». Тем временем здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил на остров Мальту , но вернулся домой ещё более нездоровым, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его шло на спад, и главным интересом периода между 1801-1816 гг. является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Борьба с опиумом лишала его сил работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нём совершился за эти годы религиозный переворот, он стал верующим человеком, христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам. Все его прозаические произведения написаны в это время; главные из них «Two-Lay Sermons» «Biographia Literaria», «Aids to Reflection», «Church and State», «Literary Remains» и религиозные размышления, озаглавленные «Confessions of an Inquiring Spirit». Кольридж распространял свои идеи и в беседах; его домик в Хайгейте был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Некоторый отголосок этих бесед сохранился в составленной его племянником и зятем книге «Table Talk».

Кольридж умер в 1834 г. в Хайгейте (Лондон), где жил так долго.

Творчество

При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора «Старого морехода », «Кристабель» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом. Кольридж представитель одной стороны английского романтизма - его стремления к чудесному. «Лирические баллады » задуманы были Кольриджем вместе с Вордсвортом во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в.

Вордсворт избрал для себя область простой, повседневной жизни, задавшись целью внести поэзию в описание самых обыкновенных событий деревенского и городского быта, Кольридж же, наоборот, выбрал область событий и характеров фантастического или, по меньшей мере, романтического жанра, сообщая им человеческий интерес и то подобие действительности, которое побеждает инстинктивное неверие и увлекает читателей.

Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии - основной приём Кольриджа, магически действующий в «Старом мореходе», где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь «реальной фантастичности» в английской поэзии.

Все баллады Кольриджа имеют тот же характер фантастичности, коренящейся в национальных преданиях, и вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе. В своих критических статьях и лекциях Кольридж обнаружил редкие качества критика-философа. Лучшие из его критических этюдов - это главы о Вордсворте в его «Biographia Literaria» и заметки о Шекспире в «Literary Remains».

С Вордсвортом он во многом расходился, был противником его теории о тождественности языка поэзии и прозы, но глубоко понимал его поэзию, и в своей статье высказал очень интересные и оригинальные мысли об истинном значении поэзии и происхождении размеренной, поэтической речи. В статье о Шекспире Кольридж внёс новый метод изучения Шекспира, противоположный доктринальной критике доктора Джонсона , пытающийся подступить с психологическими объяснениями к творчеству Шекспира. Он первый разрушил распространённое в XVIII в. мнение об экстравагантности и разнузданности великого драматурга, и его разбор Гамлета лег в основание Шлегелевских комментариев .

В философии Кольриджа был проповедником трансцендентализма , явившегося как реакция против материализма XVIII в. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к «исканию абсолютного». Его философские взгляды изложены главным образом в «Aids to Reflection», «The friend», «The Biographia Literaria» и составляли содержание его бесед в Хайгейте, воспроизведённых отчасти в «Table Talk» . Во всех этих книгах Кольридж старается установить связь германской метафизики, к которой он сам примыкал, с классическим, априорным пониманием мира у Платона . Критика Кольриджа, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют проповедь проникновения в явления, «покрытые завесой».

Переводы

Из произведений Кольриджа целиком переведён на русский язык «Старый матрос», Ф. Б. Миллером («Библиотека для чтения », 1851, т. 108; перепечатано во 2-й части «Стихотворений» Миллера и в «Английских поэтах» Н. В. Гербеля), Н. Л. Пушкаревым «Свет и Тени» (1878), А. А. Коринфским (СПб., 1893; премия журнала «Наше Время»), Н. С. Гумилёвым . Отрывок из «Кристабель» перевёл И. И. Козлов («Сын Отечества », 1823, № 18 и в «Стихотворениях», перепечатано в «Английских поэтах» Гербеля), целиком - Георгий Иванов . «Кубла Хан » переведено К. Д. Бальмонтом . Стихи Кольриджа «К осенней луне», «К речке Оттер», «Костюшко», «К Азре» и «К природе» переведены Дмитрием Щедровицким . В 2011 г. вышла книга У. Вордсворт и С. Т. Кольридж, «Лирические баллады и другие стихотворения»: М., Издательский центр РГГУ. В ней содержатся четыре новых перевода из Кольриджа, сделанных Игорем Меламедом .

Память

В честь Кольриджа назван кратер на Меркурии .

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. SNAC - 2010.

Воистину мятежный дух поэта никогда не давал ему покоя - всю жизнь Сэмюэл Кольридж провел в поиске. Искал свой творческий метод, свою философию, свои политические взгляды. Критика Кольриджа, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют попытку проникновения в явления, «покрытые завесой».


Сэмюэл Кольридж родился 21 октября 1772 года и был младшим из десяти детей своего отца, пастора в Девоншире. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу, где провёл детство. В 1791 году поступил в Кэмбридж, занимался классической литературой. Учась в университете, молодой поэт вдруг проникается революционными идеями. Он начинает вести пропаганду и, конечно же, вскоре его вместе с другом, поэтом Саути, выгоняют из стен alma mater за вольнодумство.

Вдохновленный идеей революции он издает брошюры на исторические темы, пишет даже стихотворение «Взятие Бастилии», а потом наваждение покидает его так же внезапно как захватило. Он возвращается в университет и после его окончания пишет «падение Робеспьера». Между двумя совершенно противоположными точками зрения разница всего в шесть лет.

После всех этих юношеских метаний Кольридж наконец находит себя в новом литературном течении, романтизме. Живя в небольшой деревушке Альфоксден, Кольридж познакомил

Ся с Вордсвортом – другим поэтом-романтиком. Вместе они предприняли путешествие на озера на севере Англии. Красота природы оставила неизгладимое впечатление в душе поэта. Вскоре Кольридж просто переезжает в эти места, а с ним и его друзья-поэты. Так образуется творческое направление в поэзии, названное позже «Озерной школой».

Творческий метод Кольриджа заключался в постепенном переходе от реальности к фантазии, так чтобы читатель не мог понять, где кончается явь и начинается сон. Таково «Сказание о старом мореходе», завораживающее и загадочное.

Кольридж злоупотреблял опиумом, и эта пагубная привычка убила его. Но остановиться поэт не мог, именно под наркотическим опьянением к нему приходили его волшебные образы.

Сэмюэл Тейлор Кольридж

(1772-1834 гг.)

поэт, литературный критик и философ

В политике то, что начинается страхом, кончается обычно безумием.

Всех известных мне женщин старше семидесяти можно разделить на три категории: 1) милые старушки; 2) старухи; 3) старые ведьмы.

Всякое деяние несовершенно. Даже сотворение мира вступает в противоречие с моим представлением о величии Господа.

Для большинства из нас опыт – это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

Критики – это обычно люди, которые были бы поэтами, историками, биографами и т. д. – если бы могли.

Кто начинает с того, что любит христианство больше, чем истину, кончит тем, что полюбит свою собственную секту или церковь больше, чем христианство, и наконец – самого себя больше, чем все остальное.

Лебеди поют перед смертью. Было бы неплохо, если бы некоторые люди умирали прежде, чем начнут петь.

Люди, в своем большинстве, нигде не чувствуют себя такими чужими, как у себя дома.

Мужчина, женившийся по любви, все равно что лягушка, прыгнувшая в колодец. Воды вдоволь, но обратно уже не выберешься.

Недостатки великих писателей – это обычно их достоинства, доведенные до крайней степени.

Неразделенная любовь часто становится причиной женоненавистничества, подобно тому как слишком сильная жажда становится, как думают некоторые, причиной водобоязни.

Проза – это слова в наилучшем порядке, а поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке.

Поэт на мгновенье сознательно отрекается от неверия; в этом сущность поэтической веры.

Самой счастливой супружеской парой, какую я могу представить себе, был бы союз глухого со слепой.

Сочинители изречений отчасти напоминают циклопа: у них тоже лишь один глаз, только этот глаз у них на затылке.

Хороший человек не бывает настолько хорош, а плохой – настолько плох, какими они считаются.

Через собственную тень не перепрыгнешь.

Я больше не верю в привидения: я видел их слишком много.

Плагиатор вечно боится быть обокраденным.

Если вы хотите хорошо смотреться рядом с мудрецом, произведите на него хорошее впечатление; а если хотите хорошо выглядеть рядом с глупцом, оставьте его с благоприятным впечатлением о нем самом.

Живопись – нечто среднее между мыслью и вещью.

Ни один великий поэт не может не быть одновременно и большим философом.

Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга.

Прежде чем угаснет пламя греха и увянет скорбь, к нам явится смерть с дружеским участием; открытый бутон, обращенный к небесам, дарует небу свой цвет.

Из книги 100 великих актеров автора Мусский Игорь Анатольевич

ТЕЙЛОР ЭЛИЗАБЕТ (р. 1932) Американская актриса. Снималась в фильмах: «Кошка на раскаленной крыше», «Батерфильд, 8» (премия «Оскар»), «Клеопатра», «Кто боится Вирджинии Вульф?» (премия «Оскар»), «Укрощение строптивой» и др.Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Хэмпстеде,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УИ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Генри Тейлор (1800-1886 гг.) поэт В наших суждениях о людях мы должны остерегаться придавать большое значение случайным поступкам. Случайными добрыми делами слабые люди хотят вернуть себе собственное уважение, тщеславные – возвысить себя в глазах

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Джеймс Байард Тейлор (1825-1878 гг.) писатель и путешественник Начитанный болван – самая докучливая разновидность

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Элизабет Тейлор (родилась в 1932 г.) Американская актриса английского происхождения, одна из самых блистательных звёзд 1950-х и 1960-х годов. Начала карьеру с исполнения ролей юных девушек, позже стала играть серьёзные драматические роли. Снималась в фильмах «Баттерфилд, 8» (1960,

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

ТЕЙЛОР Элизабет Тейлор (р. 1932) – англо-американская актриса кино, двукратный лауреат премии «Оскар».* * * Я чувствую себя большой авантюристкой. Существует так много дверей, ожидающих, чтобы их открыли, и я не боюсь в них заглядывать. Если кто-нибудь окажется настолько

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Ричард Бартон и Элизабет Тейлор «За всю свою жизнь я по-настоящему любила двух человек: Майкла Тодда и Ричарда Бартона» - эти слова голливудская звезда Элизабет Тейлор произносила неоднократно.Она родилась в 1932 году в Хэмпстеде, в шикарном пригороде Лондона. Её отец,

Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

Элизабет Тейлор Элизабет Тейлор - первая красавица Голливуда… Женщина века… Неповторимая и легендарная… Обладательница трёх премий «Оскар», в том числе почётного за творческую карьеру. Более шестидесяти лет она находится в центре внимания всего мира. Сама Элизабет

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Джон Тейлор (ок. 1680 – ок. 1745) Джон Тейлор (John Taylor) – один из последних известных джентльменов удачи «золотой эпохи», промышлявший в Атлантическом и Индийском океанах. Название его корабля – «Кассандра» – стало весьма популярным после того, как попало на страницы романа

Из книги автора

Конрад Хилтон и Элизабет Тейлор 6 мая 1950 годаЭлизабет Тейлор, одна из самых ярких актрис за всю историю кинематографа и редкостная красавица, приобрела еще и сомнительную известность как женщина, выходившая замуж целых восемь раз! Причем дважды - за одного и того же

Из книги автора

БАРНУМ, Финиас Тейлор (Barnum, Phineas Taylor, 1810–1891), американский импресарио 86 Каждую минуту рождается простофиля (На наш век простаков хватит). // There’s a sucker born every minute. Приписывается Барнуму с 1894 г. (безосновательно). В печати это выражение уже в 1883 г. цитировалось как присловье

Из книги автора

КОЛЬРИДЖ (Колридж), Сэмюэл (Coleridge, Samuel, 1772–1834), английский поэт 672 Проза – это слова в самом лучшем порядке; поэзия – самые лучшие слова в самом лучшем порядке. «Застольные беседы» («Table Talk», 1835), 12 июля 1827 ? Knowles, p. 227 ? «Нужные слова в нужном месте…» (С-99). 673 Недостатки великих

Самюэль Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge; 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир — 25 июля 1834, Хайгейт) — английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы». Отец английской поэтессы Сары Кольридж (1802-1852). Отец поэта и биографа Хартли Кольриджа (1796-1849).

Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоншире. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб.

В 1791 поступил в Кэмбридж, занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям. Увлёкся идеями Великой французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту.

Вместе с поэтом Робертом Соути, также выгнанным из школы за «вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и журнал «Страж» (вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии» (1789).

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился. При помощи друзей Кольридж вернулся в университет, где пробыл до 1794 г. В этот год он пишет совместно с Саути трагедию «Падение Робеспьера» (1794), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», Кольридж с Соути решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать «Пантисократия». Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 Кольридж и Саути поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Кольриджу пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, были полны нападок на могущественного в то время Питта и были изданы под заглавием «Conciones ad populum».

Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Кольриджем издание еженедельной газеты «Watchman», имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Кольриджа, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Кольриджа, озаглавленного «Juvenile poems» (1796).
Рукопись «Кубла Хан»

Кольридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Кольриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму.

В 1797 переехал с семьей в деревню Альфоксден, и жил там по соседству с Водсвортом и в постоянном общении с поэтом, с которым совершал бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольридж относятся стихотворение «Genevieve», «Kubla Khan», «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Ancient Mariner» и «Christabel».

В 1798 году Кольридж нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад» («Lyrical Ballads», совместно с Водсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма. Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов (по сведениям из ЭСБЕ, по данным ЛЭ — на средства, вырученные от продажи «Лирических баллад») Кольридж и Водсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете, изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к, придуманной «Edinburgh Review», кличке «озёрной школы».

Тем временем здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил, на остров Мальту, но вернулся домой ещё более расшатанный, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его падало, и главным интересом периода между 1801—1816 гг. является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Борьба с опиумом лишала его силы работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нём совершился за эти годы религиозный переворот, он стал верующим христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам.

Все его прозаические произведения написаны в это время; главные из них «Two-Lay Sermons» «Biographia Literaria», «Aids to Reflection», «Church and State», «Literary Remains» и религиозные размышления, озаглавленные «Confessions of an Inquiring Spirit». Кольридж распространял свои идеи и живым словом; его домик в Хайгейте был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Некоторый отголосок этих бесед сохранился в составленной его племянником и зятем книге «Table Talk».

Кольридж умер в 1834 г. в Хайгейте (Лондон), где жил так долго.

При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора «Ancient Mariner», «Christabel» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом.

Кольридж представитель одной стороны английского романтизма, его стремления к чудесному. Его «Lyrical ballads», содержащие все его лучшие поэмы, задуманы были Кольриджем вместе с Вордсвортом во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в.

Вордсворт избрал для себя область простой, повседневной жизни, задавшись целью внести поэзию в описание самых обыкновенных событий деревенского и городского быта, Кольридж же, наоборот, выбрал область событий и характеров фантастического или, по меньшей мере, романтического жанра, сообщая им человеческий интерес и то подобие действительности, которое побеждает инстинктивное неверие и увлекает читателей.

Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии — основной приём Кольриджа, магически действующий в «Ancient Mariner», где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь «реальной фантастичности» в английской поэзии.

Все баллады Кольриджа имеют тот же характер фантастичности, коренящейся в национальных преданиях, и вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе.

В своих критических статьях и лекциях Кольридж обнаружил редкие качества критика-философа. Лучшие из его критических этюдов — это главы о Вордсворте в его «Biographia Literaria» и заметки о Шекспире в «Literary Remains».

С Вордсвортом он во многом расходился, был противником его теории о тождественности языка поэзии и прозы, но глубоко понимал его поэзию, и в своей статье высказал очень интересные и оригинальные мысли об истинном значении поэзии и происхождении размеренной, поэтической речи.

В статьи о Шекспире, Кольридж внёс новый метод изучения Шекспира, противоположный доктринальной критике доктора Джонсона, пытающийся подступить с психологическими объяснениями к творчеству Шекспира.

Он первый разрушил распространённое в XVIII в. мнение об экстравагантности и разнузданности великого драматурга, и его разбор Гамлета лег в основание Шлегелевских комментариев.

В философии Кольриджа был проповедником трансцендентализма, явившегося как реакция против материализма XVIII в. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к «исканию абсолютного».

Его философские взгляды изложены главным образом в «Aids to Reflection», «The friend», «The Biographia Literaria» и составляли содержание его бесед в Хайгейте, воспроизведённых отчасти в «Table Talk».

Во всех этих книгах Кольридж старается установить связь германской метафизики, к которой он сам примыкал, с классическим, априорным пониманием мира у Платона. Критика Кольриджа, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют проповедь проникновения в явления, «покрытые завесой».

В честь Кольриджа назван кратер на Меркурии.

Из произведений Кольриджа целиком переведён на русский язык «Старый матрос», Ф. Б. Миллером («Библиотека для чтения», 1851, т. 108; перепечатано во 2-й части «Стихотворений» Миллера и в «Английских поэтах» Н. В. Гербеля), Н. Л. Пушкаревым «Свет и Тени» (1878), А. А. Коринфским (СПб., 1893; премия журнала «Наше Время»), Н. С. Гумилёвым. Отрывок из «Кристабель» перевёл И. И. Козлов («Сын Отечества», 1823, № 18 и в «Стихотворениях», перепечатано в «Английских поэтах» Гербеля), целиком — Георгий Иванов. «Кубла Хан» переведено К. Д. Бальмонтом.



Сэмюэл Колридж – английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы» – родился 21 октября 1772 года в Оттери-Сент-Мэри и был младшим из десяти детей. Его отец служил пастором в Девоне.

В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб. В 1791 поступил в Кэмбридж, занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям. Он увлёкся идеями французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту. Вместе с поэтом Робертом Саути, также выгнанным из школы «за вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и газету «Хранитель» (The Watchman; вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал стихотворение «Взятие Бастилии» (1789 ).

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился от службы. При помощи друзей Колридж вернулся в университет, где пробыл до 1794 . В этот год он пишет совместно с Р. Саути трагедию «Падение Робеспьера» (1794 ), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», вдвоём они решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Колридж намеревался назвать Пантисократией. Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Колриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 Колридж и Саути поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Колриджу пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, были полны нападок на могущественного в то время премьер-министра У. Питта и были изданы под заглавием «Conciones ad populum». Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Колриджем издание еженедельной газеты «Watchman», имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Колриджа, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Колриджа, озаглавленного «Juvenile poems» (1796 ).

Колридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Колриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму. В 1797 семья Колриджа переехала в деревню Альфоксден, и он жил там по соседству с У. Вордсвортом и в постоянном общении с ним. Вместе они совершали бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Колриджа относятся стихотворение «Genevieve», «Хан Хубилай», «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Старый мореход» и «Кристабель». В 1798 он нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад» («Lyrical Ballads», совместно с Вордсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма. Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов Колридж и Вордсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете, изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

В следующем году оба поэта объездили английские озера. Колридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Колридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к придуманной «Edinburgh Review» кличке «озёрной школы». Тем временем здоровье Колриджа пошатнулось, он ездил на остров Мальту, но вернулся домой ещё более нездоровым, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его шло на спад, и главным интересом периода между 1801-1816 является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Борьба с опиумом лишала его сил работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нём совершился за эти годы религиозный переворот, он стал верующим человеком, христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам. Все его прозаические произведения написаны в это время; главные из них «Two-Lay Sermons» «Biographia Literaria», «Aids to Reflection», «Church and State», «Literary Remains» и религиозные размышления, озаглавленные «Confessions of an Inquiring Spirit». Колридж распространял свои идеи и в беседах; его домик в Хайгейте был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Некоторый отголосок этих бесед сохранился в составленной его племянником и зятем книге «Table Talk».

Поделиться