Биологические причины гомосексуализма. Гомосексуализм с точки зрения науки Зачем эволюции гомосексуализм

В 1973 году правление Американской психиатрической ассоциации проголосовало за исключение гомосексуальности из списка психических болезней (DSM-II). Это решение было подтверждено в 1974 году голосованием всех членов АПА.

Данное решение обозначало начало официального признания существования различных форм сексуальной ориентации и вызвало повышение толерантности к сексуальным меньшинствам в западном обществе.

Многие другие ассоциации психиатров и психологов в мире вскоре последовали примеру американской ассоциации. В 1992 году гомосексуальность перестала считать болезнью и Всемирная организация здравоохранения, в 1994 году — правительство Великобритании, в 1999 году — Минздрав РФ, а в 2001 году — Общество психиатров Китая.

Одновременно с этим в последние годы начали озвучиваться предложения о включении гомофобии и особенно гомофобии, сопряжённой с насилием, в число психических расстройств, так как физические нападения гомофобов на лиц гомосексуальной ориентации нередко сопряжены с жестокостью, которую авторы подобных теорий считают невозможным объяснить одной лишь неприязнью к сексуальным меньшинствам, а относят к области патологии.

"... Отмена диагноза. В 1973 г. ... Американская психиатрическая ассоциация небольшим большинством голосов исключила гомосексуальность из своего перечня психических болезней . ...

В 1993 г. в том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МБК-10, 1994) в примечании к разделу F66 "Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией" , подчеркивает, что "сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство " . В 1995 г. эту позицию приняла Япония . В 2001 г. Китайская психиатрическая ассоциация также исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний. ...

"Депатологизация" гомосексуальности отнюдь не является изолированным актом, продиктованным политическими мотивами или давлением гомосексуального лобби. За ней стоят глубокие изменения в понимании природы сексуальности и сексуального здоровья и в самой философии науки . ...

Всемирная Сексологическая Ассоциация на своем конгрессе в Валенсии (1997) приняла специальную "Декларацию сексуальных прав" , где говорится, что "сексуальность - органическая часть личности любого человеческого существа. Ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражения эмоций, удовольствия, нежности и любви... Сексуальная свобода включает возможность для индивидов полностью выразить их сексуальный потенциал. Однако это исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях" . Ни пол, ни гендер, ни репродукция тут не упоминаются. Валенсийская декларация - обязательный руководящий документ для всех сексологов мира, которые ясно понимают, что сексуальные права и сексуальное здоровье - две стороны одной и той же медали (Lottes and Kontula, 2000, p.14-15). ...

В декабре 1998 года Попечительский совет АПА сделал программное заявление , что АПА возражает против любого психиатрического лечения (например, "восстановительной" или конверсионной терапии), основанного на предпосылке, что гомосексуальность сама по себе является душевной болезнью, или на априорной презумпции желания пациента изменить его (ее) гомосексуальную ориентацию. ... Нижеследующее Программное Заявление расширяет и углубляет заявление, сделанное ранее Попечительским советом... Оно дополняет, а не заменяет заявление 1998 года.

Программное Заявление

В прошлом определение гомосексуальности как заболевания опиралось на общественное моральное порицание однополых связей. В современном обществе объявление гомосексуальности душевной болезнью тесно связано с попытками дискредитации растущего общественного признания гомосексуальности как нормального варианта человеческой сексуальности. Вследствие этого, вопрос об изменении сексуальной ориентации приобрел сильную политическую окраску. Интеграция геев и лесбиянок в основную часть американского общества вызывает противодействие со стороны тех, кто опасается аморального и вредоносного воздействия такой интеграции на социум. Политические и моральные аспекты этого вопроса возобладали над научными данными, причем в качестве аргументов стали использоваться мотивы и даже личные качества отдельных участников противоборства. Настоящий документ имеет целью разъяснение спорного вопроса.

Подлинность, действенность и этичность клинических попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума неоднократно оспаривались. До настоящего времени не существует каких-либо научно достоверных исследований, подтверждающих эффективность либо вредность "восстановительных" методов лечения. Научные данные о критериях отбора, рисках и преимуществах лечения и долгосрочных его результатах ничтожно малы. Литература по этому вопросу состоит из рассказов отдельных индивидуумов, которые якобы изменили свою ориентацию, которым изменение якобы причинило вред и которые якобы изменили ориентацию, но потом взяли свои слова обратно.

Располагая некоторыми данными о пациентах, можно дать оценку теориям, обосновывающим проведение "восстановительной" или конверсионной терапии. Во-первых, они противоречат научной позиции Американской психиатрической ассоциации, которая с 1973 года установила, что гомосексуальность сама по себе не является душевной болезнью. Теории "восстановительной" терапии трактуют гомосексуальность либо как задержку в развитии, либо как серьезную психопатологию, либо как комбинацию того и другого. В последнее время известные практики "восстановительной терапии" открыто связали устаревшие психоаналитические теории, патологизирующие гомосексуальность, с традиционными религиозными догмами, осуждающими гомосексуальность.

Сексологи первыми выступили с научной критикой таких теорий и религиозных воззрений, составляющих основу "восстановительной" или конверсионной терапии. Позднее критика последовала и со стороны психоаналитиков. Растет и число богословских трудов, оспаривающих традиционное библейское толкование осуждения гомосексуальности, лежащее в основе религиозного аспекта "восстановительной" терапии.

I. АПА подтверждает выраженную в 1973 году позицию и не считает гомосексуальность саму по себе диагностируемым психическим расстройством. Попытки последнего времени патологизировать гомосексуальность путем утверждения ее излечимости основаны не на строго научном или психиатрическом исследовании, а зачастую на влиянии религиозных и политических сил, противящихся предоставлению полных гражданских прав геям и лесбиянкам. В качестве научной организации АПА считает необходимым незамедлительно и надлежащим образом отвечать на заявления политических и религиозных групп о гомосексуальности как излечимом заболевании.

II. В качестве общего принципа, терапевт не должен определять цель лечения ни насильственным путем, ни при помощи косвенного воздействия. Психотерапевтические модальности конверсии либо "исправления" гомосексуальности основаны на теориях развития, научная ценность которых весьма спорна. Далее, отдельные случаи "излечения" уравновешиваются отдельными случаями нанесения моральной травмы. За последние сорок лет "восстановительные" терапевты не провели ни одного научного исследования, подтверждающего возможность излечения. Пока такого исследования не будет проведено, АПА рекомендует этичным терапевтам воздерживаться от попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума и не забывать о первой заповеди врача - "не навреди".

III. Используемые в литературе по "восстановительной" терапии теории делают невозможным формулирование научных критериев выбора модальности лечения. В этой литературе не только игнорируется влияние социальной стигматизации на мотивацию усилий по излечению гомосексуальности, но сама эта литература активно стигматизирует гомосексуальность. Литература по "восстановительной" терапии также имеет тенденцию преувеличивать успехи лечения, забывая о возможных рисках для пациентов. АПА поощряет и поддерживает исследования Национальной медицинской академии и академического сообщества по оценке соотношения рисков и успехов "восстановительной" терапии" (American Psychiatric Association, 2000) . ..."

Гомосексуальное и бисексуальное поведение широко распространены в животном мире . Обзор исследователя Брюса Бэйджмила показал, что гомосексуальное поведение наблюдается в примерно 1500 видах , в диапазоне от приматов до колючеголовых червей, и хорошо документировано в 500 из них. Согласно Бэйджмилу, «животный мир делает это с намного большим сексуальным разнообразием — включая гомосексуальность, бисексуальность и нерепродуктивный секс — чем научное сообщество и общество в целом ранее хотели признавать», «не всё сексуальное поведение животных вращается вокруг размножения и произведения потомства» . Более новый обзор существующих исследований 2009 года констатирует, что однополые отношения являются почти универсальным явлением в мире животных, обычным во многих видах от червей до лягушек и птиц .

Подобные однополые отношения животных включает в себя: секс, ухаживание, привязанность (как форма любви, ласковое поведение, нежность), супружеские (моногамные) связи (англ.)русск. и совместную заботу о детёнышах.

Открытие гомосексуального поведения среди животных имело существенные последствия для защиты прав сексуальных меньшинств . В прошлом гомосексуальные половые акты рассматривались как «противоестественные» — peccatum contra naturam — «преступление (или грех) против природы» . На этом основывалась как идеология гомофобии в целом, так и юридические «законы против содомии» в частности. Теперь, когда оказалась доказана широкая распространённость однополых отношений в животном мире, обнаружилось, что гомосексуальность не противоречит природе (не «противоестественна» ). Этот аргумент был использован в деле Лоуренс против Техаса в Верховном суде США и указан в его решении, отменяющем преследования за гомосексуальность в 14 штатах. Аргумент и сейчас продолжает использоваться в общественных дебатах по многим вопросам защиты прав сексуальных меньшинств .

Загадочное чувство - влечение полов. На биологическую его основу у человека накладывают отпечаток индивидуальные черты психики, воспитание, культурные традиции, социальные условия. Поэтому до сих пор ученые не пришли к единому мнению - где же, в какой сфере происходит сбой, когда влечение изменяет направление, указанное природой.

Какова же природа гомосексуализма? При нынешнем состоянии науки рискованно ответить на этот вопрос однозначно. Одни авторы считают гомосексуализм врожденным, другие объясняют его ранними травмирующими переживаниями, третьи - условиями воспитания.

Немецкий ученый Дорнер уверяет, что в формировании гомосексуальности играют роль патологические процессы в развитии промежуточного мозга, происходящие во время внутриутробного развития плода. По его данным, в период, когда происходит закладка половых признаков, изменяется соотношение мужских и женских половых гормонов, что и становится фактором, предрасполагающим к гомосексуальности. Но и эти исследования далеки от завершения и требуют основательной проверки.

Американские сексологи Мастерс и Джонсон не отрицают генетических и биохимических влияний на гомосексуальность, но, опираясь на свой профессиональный опыт, считают, что эти факторы в дальнейшем при лечении не противодействуют изменению сексуальной предпочтительности.

Еще один острый вопрос: может ли совращение способствовать формированию гомосексуальной ориентации? Если до этого не было влечения к своему полу, то само по себе совращение не способно изменить направленность полового влечения.

Между тем в возрасте 7-14 лет, когда половое влечение еще недостаточно сформировалось и недостаточно направлено на противоположный пол, совращение может стать толчком к гомосексуальной ориентации. Особенно уязвимы дети, рано развившиеся в половом отношении, и дети, воспитывающиеся в условиях различных запретов.

Немецкий психиатр Леонгард считает, что импринтинг - быстрое и стойкое научение в ситуациях, связанных с выраженным эмоциональным напряжением,- обусловливает некоторые формы гомосексуализма. Бывает, два мальчика занимаются взаимной стимуляцией и сильное сексуальное возбуждение может прочно соединиться со зрительным образом партнера, что и приводит к гомосексуальной наклонности.

Итак, гомосексуальность - это неадекватный (если не побояться модных сегодня упреков в корректности) выбор партнера, изменение сексуальной ориентации. Психологи считают, что формирование эротических предпочтений - один из аспектов модели поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. В период созревания подростка интенсивность полового влечения нарастает. Оно концентрируется не только на собственных половых органах, но ориентируется и вовне, в частности на других людей, к которым подросток эмоционально привязан. С этой точки зрения, по мнению известного россиийского сексолога И.С. Кона, критическим периодом формирования эротических предпочтений будет не раннее детство, а подростковый возраст и наиболее значимыми не родители, а сверстники своего пола, с которыми индивид общается. Половое созревание вызывает эротические переживания, а социальное окружение (круг общения подростка, объекты его эмоциональной привязанности, источники сексуальной информации) определяет направленность влечения.

Американский ученый Белл, не подтверждая и не отвергая биологических предпосылок развития гомосексуальной предпочтительности, считает, что их влияние проявляется в нарушенной модели поведения, в несоответствии стереотипам мужественности.

Так, мальчики, которые могут стать гомосексуалистами, по их собственной оценке, не соответствуют мужественному стереотипу, они проявляют неприязнь к мальчишеским интересам и тяготеют к интересам девочек. Мужественные мальчики их не принимают, отвергают, они оказываются между двумя полюсами полов. Это ведет к напряженным отношениям с родителями (а не наоборот). К примеру, за такое несоответствие поведения полу отец может не любить сына. Мальчик это чувствует и отвечает ему тем же, что, в свою очередь, мешает сыну выработать мужскую идентификацию.

Белл считает, что в формировании сексуальной предпочтительности ни взаимоотношения с родителями, ни с братьями и сестрами, ни плохие взаимоотношения между родителями не играют роли стартера. Поэтому и особого прока в прогнозировании гомосексуальной ориентации не дают.

По мнению советского исследователя Г.С. Васильченко, нарушение дифференциации мозга и гормональные сдвиги не предопределяют фатально формирование гомосексуального влечения, они лишь почва для искажения полового самосознания и развития гомосексуальной ориентации.

Вне зависимости от разночтения причин происхождения гомосексуальности наблюдения за гомосексуалами позволяет описать ряд типичных особенностей их психики.

Сексуальное влечение можно рассматривать как биологическую силу, направленную на преодоление чувства изоляции, порождаемого процессом индивидуализации. Индивидуальность не только ассоциируется с чувством одиночества, но и сопровождается смутным чувством неполноценности. Сексуальный импульс к единению - это не просто настоятельное требование близости с другим организмом, но и острое желание самодополнения. Это выглядит так, будто самосознание индивидуума полностью реализуется только в сексуальном единении, с помощью которого преодолевается изолированность индивидуальности.

Эта концепция подобна идее мифа, приписываемого Платону, но имеющего, вероятно, еще более древнее происхождение. Согласно преданию, мужчина и женщина были когда-то одним существом, одним созданием, которое Бог разделил на две части, чтобы создать два пола. С тех пор две половинки стремятся соединиться и снова стать единым существом. С этой идеей согласуется библейский рассказ о сотворении Евы из ребра Адама. Ту же мысль можно найти и в других преданиях о сотворении мира, в которых Небо и Земля были сначала единым целым. Все эти легенды можно истолковать как сознание того, что когда-то жизнь существовала на несексуальном уровне.

Можно считать, что гомосексуальность - это бессознательная попытка установления гетеросексуальных отношений, потому что в гомосексуальных отношениях один из партнеров подсознательно представляет другого в виде представителя противоположного пола, даже вполне сознавая, что это не так. Роль представителя другого пола добровольно играет один из партнеров; причем впоследствии он может от нее и отказаться. Анализ гомосексуальных фантазий обнаруживает, что с партнером часто обращаются как с символом женщины. Даже акт мастурбации отражает, на каком-то уровне сознания или подсознания, представление о партнере другого пола; для мужчины рука представляет вагину, а для женщины - пенис.

Объект любви гомосексуала, на одном из уровней сознания – это его собственный образ. Недаром можно часто видеть партнеров - гомосексуалов, похожих между собой почти до полного сходства. Даже в отношениях мужчины и мальчика младший представляет для старшего его собственный образ в молодости, которая так и не закончилась. На этом уровне гомосексуальность во многом совпадает с мастурбацией, особенно в смысле самолюбви, так как каждый гомосексуал любит в другом - себя. Однако на ином уровне гомосексуал соединяется с другим человеком, пытаясь создать зрелые взаимоотношения.

Гомосексуальность можно рассматривать как гибрид детской самолюбви и попытки осуществления взрослой гетеросексуальной любви. Подобные отношения, иногда содержащие и сексуальные контакты, часто бывают у подростков и представляют собой, независимо от наличия сексуальных отношений, обычный переходный этап в общем процессе развития, ведущего к гетеросексуальной любви взрослых партнеров. Поэтому гомосексуальность можно еще рассматривать как результат развития, остановившегося на подростковой стадии. Действительно, внешний вид, поступки и характерные черты гомосексуалов часто напоминают вид и поведение мальчишек и подростков.

Если гомосексуал разыгрывает акт гетеросексуальной любви в символической форме, то почему же он не может сделать это в действительности? Один из факторов состоит в том, что гомосексуал боится представителей другого пола, а из этого страха вырастает (на более глубоком уровне) неприязнь к ним. Поскольку страх занимает более высокий уровень, то он блокирует возможность выражения любви и нежных чувств гомосексуалиста к женщинам.

Гомосексуал способен общаться с женщиной, быть внешне дружелюбным, но построить истинно дружеские и уж тем более любовные отношения он не может именно из-за глубинного неприятия женщины, а не в силу предпочтения именно мужчин. В исследовании гомосексуальности, выполненном группой врачей-психоаналитиков, авторы рассказывают об интересных наблюдениях за группой гомосексуалистов-подростков, осуществленных в клинике Бельвю (Бибер И. Гомосексуальность. Нью-Йорк, 1962): "Изнеженные подростки хорошо чувствуют себя в обществе таких же женоподобных гомосексуалистов, лесбианок и "несексуальных" женщин, но, попадая в общество женщин, воспринимаемых как "сексуальные", проявляют сильное беспокойство.

Страх и враждебность гомосексуалиста по отношению к женщинам носят подавленный характер и не всегда выражаются открыто, но презрение к ним отражается в его поступках и в поведении; например, в изделиях портных и модельеров, искажающих женственный облик женщины; в пьесах, рисующих женщин бесчувственными, властными и жестокими; в превосходстве над женщинами в таких "женских" областях, как кулинарное искусство, дизайн и украшение жилища. Гомосексуалисты озабочены в первую очередь отношениями с женщинами, именно с ней они ведут незримый поединок за пальму первенства, а чувства к мужчине отступают у них на второй план.

Гомосексуал – это оральная или истерическая личность (ссылки) . Наблюдения психоаналитиков выявляют, что жизнь с мягкой, ласковой матерью и грубым отцом часто приводит к появлению у ребенка комплекса гомосексуальности. У такого ребенка не было примера положительного мужского образа для воспитания в себе мужественности.

Мать гомосексуала ребенка обычно является незрелой личностью, имеющей нарушения эмоциональности. Часто причиной привязанности матери к сыну является недостаточное удовлетворение и неполнота сексуальной жизни с мужем. Родители, являющиеся зрелыми личностями, находят прямое решение проблемы; но мать, которой свойственны незрелость и эмоциональные нарушения, переносит сексуальные чувства на сына. Это делается ненамеренно, но осуществляется разными путями. Мальчик подолгу остается в обществе матери, посвящается в ее чувства, вовлекается в тесную физическую близость, например, помогая ей одеваться и раздеваться; при этом контакты с другими детьми не поощряются. Такое поведение имеет специальное название: "Комплекс близости, связи и интимной зависимости" Все это привязывает мальчика. На уровне сознания отношение к нему матери выражается словами: "Это мой мальчик, и он исполнит мои мечты! " Это пожелание толкуется матерью как стремление видеть сына великим человеком, выдающейся личностью, выдвинувшейся благодаря ее стараниям. Тем не менее, невозможно не заметить бессознательную сексуальную окраску этого чувства: мальчик становится мужчиной матери.

В таких случаях сын неизменно занимает место отца в привязанностях матери. Часто реакцией отца на поведение матери становится враждебность к мальчику, к которому он начинает относиться как к сопернику, подрывающему его позиции. И сыну нелегко придумать, как можно избежать этой враждебности, поскольку мать принуждает его играть свою новую роль.

Отец может отрицательно и критически относиться к мальчику (отчасти из чувства самозащиты), называя его "лизунчиком", и в этом, действительно, бывает заключено немало правды, поскольку мать делает из него неженку, отчуждая его от отца. Беда еще и в том, что у отца есть свои странности, не подобающие настоящему мужчине, с которого сын мог бы брать пример поведения и на кого стремился бы во всем походить. Поэтому враждебность отца только затрудняет для мальчика отдаление от матери; ведь она становится его защитой.

Итак, гомосексуальность может стать результатом бессознательного "разыгрывания" родителями своих чувств на ребенке; но в таком случае и сама гомосексуальная деятельность представляет собой "разыгрывание" с участием другого тех подавленных чувств, которые гомосексуал испытывал по отношению к своим родителям. Ни одна гомосексуальная связь не свободна от этой тенденции и, к тому же, неизменно характеризуется противоречивостью, так как содержит и любовь, и ненависть, и страх - и враждебность, чувство зависти - и возмущения, подчиненность - и желание главенствовать. Поэтому такая связь часто включает садистское поведение одного партнера и мазохистскую подчиненность другого.

Клинический опыт показывает, что гомосексуалы, как правило, эмоционально омертвлены. Бесспорно, среди гомосексуалов много людей творчески одаренных, однако, что касается эмоциональной выразительности - тут они жестко ограничены. Они с трудом выражает гнев или огорчение, а такие чувства, как воодушевление, возбуждение и радость у них нередко отсутствуют. Они могут быть выразительными на сцене, но, когда дело доходит до выражения их собственных чувств, они производят впечатления оживших манекенов. Они манерны, но не живые, естественные в своей мимике, пантомимике и эмоциях. Вспомните известные имена из отечественного шоу-бизнеса. Гомосексуал, которому свойственны живость и отзывчивость, - очень редкое исключение. На соматическом уровне эмоциональная омертвелость сопровождается отсутствием телесной живости. Кожа имеет нездоровый вид; отсутствует непосредственность жестов и движений; подвижность тела снижена. Психоаналитики считают, что такая эмоциональная зажатость связана с тем, что тело гомосексуала не в состоянии выносить сильные чувства; оно борется с ними, становясь "омертвелым", "оцепенелым" и "парализованным", утрачивая ощущения. Чтобы вернуть себе ощущение живости, гомосексуал прибегает к сексу. Обычно он "закован в броню", защищающую его от собственных чувств, так что живыми остаются только два органа: его мозг и его гениталии. Именно с этим связано его чрезмерном внимание к гениталиям, связанном с его страхом и беспокойством по поводу отсутствия генитального ощущения. Беспокойство, связанное с боязнью выхолощенности, отражается в поведении и в одежде, привлекающей внимание к гениталиям.

Как ни странно, но гомосексуал удовлетворяет потребность в переживаниях и в возбуждении, используя для этого тот же самый механизм, который послужил первопричиной его проблем, т. е. механизм отождествления себя с другим. Гомосексуал отождествляет себя с партнером и заряжается его возбуждением. Он - субъект и объект своих переживаний, в которых он - и действующее лицо, и объект действия.

При этом, гомосексуал испытывает презрение к своему партнеру, которое, на сомом деле, является отражением внутреннего чувства презрения к самому себе. Чувство презрения составляет сердцевину образа жизни этих людей. Часто гомосексуалы презирают все ценности, принятые обычными людьми. Тогда образ жизни гомосексуал становится выражением презрения к той борьбе за существование, которую ведут другие мужчины, чтобы содержать дом и обеспечивать жену и детей; в этом презрении к другим отражалось его чувство превосходства над ними.

Исследовательский опыт подтверждает, что по уровню интеллекта гомосексуалы часто превосходят средний показатель". Приняв во внимание ряд известных имен, бывших гомосексуалами, можно как- то оправдать их претензию на монополию в культуре и на гениальность.

Гомосексуал напоминает испуганного потерявшегося ребенка, который не плачет только потому, что слишком потрясен чувством покинутости и одиночества. Он хватается за партнера, как потерявшееся дитя цепляется за того, кто заменил ему мать. При этом он ожидает эмоциональной реакции от партнера, показывающей, что тот чувствует его потребность в близости и готов на нее откликнуться. Эти чувства переходят на сексуальный уровень, где они получают выражение в сочетании с генитальным желанием и влечением. Гомосексуальное поведение определяется как смесь инфантильных элементов и взрослого сексуального чувства. Гомосексуальные действия - это попытка сочетать удовлетворение потребности в самодополнении с исполнением желания единения с другим человеком.

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»
  • Лоуэн А. «Любовь и оргазм»
  • И. Кон «Психология гомосексуальности»

Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

— В неверующем обществе отношение к этим людям меняется: то что раньше считалось неприемлемым, все больше принимается. Как может Церковь реагировать на эти изменения? И должна ли реагировать?

— Для христианина гомосексуальное поведение является грехом и искажением природы человека. Двух мнений здесь быть не может. Священное Писание говорит нам об этом и в Ветхом, и в Новом Завете, и словами апостола Павла о том, что мужеложники Царства Божия не наследуют, если не покаются. (). Думаю, наша Церковь никогда не сможет и не должна изменить или как-то смягчить ценностного утверждения о том, что гомосексуализм является тяжким грехом.

Что касается канонического церковного права, то оно может меняться. Например, в Ветхом Завете таких людей побивали камнями. Сейчас, разумеется, таких мер нет. Но и современных четких формулировок, как именно следует ограничивать людей, которые живут в этом грехе, тоже нет.

— Но гей-активисты и их сторонники утверждают, что гомосексуальность - это врожденная личностная особенность. Если человек рождается с такой ориентацией, значит, она естественна, говорят они. Наука действительно открыла ген гомосексуальности?

— В 1991 году американский врач Саймон Ле Вей исследовал 35 мужчин-гомосексуалистов, умерших от СПИДа, и заявил, что нашел в их гипоталамусе небольшие изменения, крошечный сгусток нейронов, который по его гипотезе мог быть связан с гомосексуальностью. Второе «открытие» этого рода было заявлено в 1993 г. Генетик Дин Хаммер, тоже американец, обнаружил в одной из хромосом участок, как он предположил, ответственный за мужскую гомосексуальность. Вот на эти два факта как правило опираются те, кто хочет доказать природное происхождение гомосексуализма. Это лишь гипотеза, никем и никогда не подтвержденная. Далеко не все генетики и врачи ее разделяют, тем более что вокруг нее очень много политики, ажиотажа и самых разных спекуляций. Кстати, и Ле Вей, и Хаммер были гомосексуалистами. Тем не менее, корректность и объективность их исследований никогда не подвергалась сомнению, что само по себе говорит о том, насколько сложная ситуация сложилась вокруг этой темы.

Но важно другое. Гомосексуалистами не рождаются по той простой причине, что человек вообще не рождается с ощущением своего пола. Все мы рождаемся мужчинами или женщинами с биологической, а для христиан и с духовной точки зрения. Но сексуальная ориентация у ребенка отсутствует. Да, у него есть признаки полового поведения, это факт. Но в полном смысле слова ощутить себя как сексуальное существо человек может только в старшем подростковом возрасте, а то и к 20 годам. Даже если мы признаем за факт, что существует некая генетическая предрасположенность к гомосексуализму, она все равно не может быть решающей, потому что сексуальность человека складывается в первую очередь за счет социально-психологических факторов. Тут имеют значение во-первых, семейно-родовая история (это самое важное), во-вторых, личная история самого человека, и лишь затем — социальное влияние и природно-биологическая предрасположенность. Половая ориентация находится в сфере выбора человека, а не предопределяется его генетикой. Гомосексуализм - это выбор. Почему человек его делает — это другой вопрос.

— Что может подтолкнуть к такому выбору?

— Большое число мужчин-гомосексуалистов являются жертвами совращений в раннем детстве. Я как пастырь сталкивался с этим неоднократно. Вообще факторов очень много. Имеет значение личная история ребенка: что с ним происходило в раннем детстве, в позднем детстве, с чем и с кем он сталкивался, какие события запечатлелись в его сознании. Дальше идут факторы социально-ролевые - отношения в классе, например.

В моей практике было несколько случаев, когда гомосексуальная склонность была воспитана мамой. Например, маме хотелось дочку, а родился мальчик. И вот она завивает сыну волосы, надевает на него платьице. Это выглядит как игра, как невинное чудачество. Но для ребенка это может иметь травматичные последствия.

Еще одна патологическая ситуация: если мама воспитывает ребенка одна, она может бессознательно отводить ему роль эмоционального партнера. Такой «психологический инцест» тоже может сильно деформировать личность. В формировании самоидентичности семья имеет фундаментальное значение. Если семья дисфункциональна, если в ней нарушены связи, если между отцом и матерью, между родителями и детьми установились отстраненные, холодные отношения, в детях это может отозваться самыми разными личностными нарушениями, в том числе в половой сфере.

Встречаются иные сценарии посттравматического искажения личности. Женщина, пережившая тяжелую травму в гетеросексуальных отношениях, может встать на путь отказа от общения с мужчинами. Но может быть и психическая причина для глубокого страха перед мужчиной, толкающая на отношения только с женщинами.

— Ну а если ребенок растет в нормальной семье, но вокруг него бушуют страсти, все говорят об ущемлении прав меньшинств, в школе рассказывают, что гомосексуализм - это норма, в кино показывают романтические истории об «однополой любви». Может ли социум повлиять на выбор подростком своей ориентации?

— Может. Но главное все-таки - это семья. Если мама с папой любят друг друга и сохраняют близкие, доверительные отношения с детьми, для ребенка это будет опорой в его идентификации. А то, что происходит вне семьи, он будет воспринимать как враждебный мир. Как это было в христианских семьях в атеистическую эпоху.

Я помню, как нам учительница в третьем классе рассказывала про Солженицына - какой он предатель родины и проч. Мне было ее жалко. У нас в семье к Солженицыну было совсем другое отношение, и мне было очевидно, что учительница несет какую-то чушь, хотя я и не понимал, какую. Пришел домой, рассказал маме. Она рассмеялась, и я понял, что не ошибся. Дети способны отличить правду от лжи, главное - чтобы им было на что опереться дома. Открытая, эмоционально теплая атмосфера в семье помогает раскрыться эмоциональной сфере детей и в итоге дает им возможность состояться.

— С точки зрения психологии гомосексуализм - это нарушение личности?

— В 1973 году гомосексуализм был исключен из списка ментальных заболеваний — сначала в Америке, позже в Европе и в России. Тем не менее, для большинства психотерапевтов и психиатров он остается серьезной проблемой человека. Причем эта проблема никогда не стоит в одиночестве. Как правило, в истории такого человека обнаруживается много травмирующих факторов, которые помешали его самоидентификации. И для психолога это всегда глубинная и целостная работа с личностью, а не только с его ориентацией.

Что такое самоидентификация? Это первый этап зрелости личности. Это ответ на вопрос «кто я такой?» во всех аспектах: в сексуальном, в личностном, в семейном, в биологическом, в религиозном, в социальном. Окончательная самоидентификация может затянуться на долгие годы, и тогда мы говорим об инфантильности. Гомосексуализм - это проявление инфантильной личности. Человек страдает от своей инфантильности. И если он обращается к нам за помощью, мы должны ему эту помощь оказать. Именно помощь, а не лечение! Гомосексуализм не болезнь, а личностный выбор, тут неуместно говорить о лечении или исцелении.

Сексуальность складывается на многих бессознательных этапах развития, поэтому с ней очень трудно работать. Однажды ко мне обратилась женщина. Она жила в браке, у нее были дети, но она всю жизнь ощущала в себе гомосексуальное влечение. Она его никогда не выражала, не реализовала, но оно присутствовало в ней. Все, что мы с ней смогли сделать - скорректировать отношение к себе как к женщине и только как к женщине, которая открыта к сексуальным отношениям только с мужчиной.

Она смогла распознать в себе то бессознательное, что вызывало в ней гомосексуальные желания. И это стало для нее духовным открытием. Не думаю, что наша работа облегчила ей жизнь. Может быть, даже наоборот, потому что разрыв между мировоззрением и бессознательным причиняет много боли. Но это был ее выбор. И многие люди, испытывающие гомосексуальные наклонности, живущие в таком расщепленном состоянии, ищут пути преодоления.

— А в чем может заключаться пастырская помощь?

— На мой взгляд, главная духовная задача, которая стоит перед гомосексуалистом — это преодоление своей гомосексуальности. Потому что путь человека к Богу не может быть вне личности. Одна из важнейших составляющих православной антропологии — это богословие личности. А личность включает в себя как необходимый элемент поло-ролевую идентификацию. Нет личности вне пола. Нет личности среднего рода. Нет личности третьего рода. Есть только мужчина и женщина.

Поэтому духовный путь личности - это путь либо мужчины, либо женщины. Они отличаются. Естественно, никакая духовная жизнь невозможна вне решения этого вопроса. Гомосексуализм является препятствием для духовной жизни, поэтому духовная жизнь должна начаться с его преодоления, хотя бы частичного.

Что тут может сделать священник? С моей точки зрения, если человек сказал священнику об этом на исповеди, пастырь должен объяснить ему библейское и церковное учение о человеке, о канонических правилах и положениях, должен помочь ему отнестись к себе как к нуждающемуся в пастырско-духовной помощи и настроить его на преодоление. Работа по преодолению начинается с личностного выбора. Если человек сам не выбрал путь преодоления, ни пастырская, ни психологическая работа невозможна. Принудительно, насильственно изменить человека нельзя.

Людей, которые испытывают гомосексуальные наклонности и хотят измениться, немало. Как правило, они не ведут гомосексуальную жизнь, но страдают от этого влечения. Некоторые создают семью, некоторые не создают. В любом случае они идут по пути своего изменения. Бывают и другие ситуации, когда человек приходит на пастырскую беседу и исповедуется в том, что имеет однополого партнера. Он понимает, что не может приступить к Таинствам, но не готов изменить свой образ жизни. В любом случае очень важна неосуждающая позиция пастыря. Многие священники крайне агрессивно относятся к этому греху, а необходимо, чтобы пастырь сострадал людям, которые в этом признаются. Это должна быть не жалость, а именно сострадание, основанное на уважении к личности. С одной стороны, сочувствие, с другой - твердость в позиции. Необходимо сочетание этих двух качеств. Мы должны помнить, что имеем дело с «жертвами», с людьми, которые страдают. Для пастыря и для психолога проблема выглядит именно так.

Беседовала Ксения Берг

Поделиться