Экологическое воспитание детей с нарушениями речи. Совершенствование коммуникативных способностей младших школьников с речевыми нарушениями средствами экологического воспитания

Олеся Тимошенкова
Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи

«Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи ».

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи . Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры , которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и защите.

В работе учителя – логопеда используются различные методы :

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видео и презентаций, прослушивание записей);

Словесные (беседы, речевые игры, чтение литературы, пересказ) ;

Практические (экологические игры ) .

Основная задача учителя-логопеда ДОУ – всестороннее формирование речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи . У таких детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) - основы, на которых строится речь. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте . Для повышения эффективности экологического воспитания используются дидактические эколого-речевые игры . Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности : вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда. Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темой, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики экологического содержания .

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения, использованию нетрадиционных форм работы, решая задачи развития речи , овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражая впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности с помощью цветного песка, риса, крупы, макарон, каштанов, камней, веточек и другого природного материала. И данная работа приносит свои результаты. Совместно с детьми мы участвуем в конкурсах различного уровня и имеем призовые места.

Для того чтобы ход экологического образования и воспитания имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы все основные сенсорные системы человека - слуховая, зрительная и кинестетическая. И здесь мы используем интерактивную доску для того чтобы :

1. Ясно, эффективно и динамично подать учебный материал (мы делаем коррекционно-образовательный процесс более ярким, выбираем различные стили обучения, работаем с различными приложениями и ресурсами, ориентируясь на индивидуальные особенности и потребности воспитанников )

2. Повысить мотивацию учащихся (с интерактивной доской коррекционно-образовательные процессы интересны и увлекательны)

3. Активизировать познавательную деятельность и коммуникативные навыки дошкольников .

Интерактивная доска интересна и привлекательна для детей всех возрастных групп. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если учебный материал является ярким и значимым, если ребенок может совершать различные действия с объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на них внимание. И здесь интерактивная доска просто незаменима, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Такая подача материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

«Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка»

(В. А. Сухомлинский)

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и.

Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

"Экологическое воспитание дошкольников" «Природа - это блаженство которым нельзя насладиться» Обычно под экологическим воспитанием понимают.

«Не то, что мните вы природа
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Ф.М.Тютчев.

Одной из ключевых задач педагогической работы в детском саду является гармоническое всестороннее развитие ребенка. Сюда включается и развитие у детей основ экологической культуры и сознания, это и является приоритетным направлением нашего ДОУ «Белоснежка». Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой. « Какой педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами».

Каков человек — такова и его деятельность, таков и мир, который он создает. Нам надо брать самое лучшее у художников, музыкантов, писателей и поэтов, которые стремятся пробудить в душе лучшие чувства — доброту, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, вызывают желание защитить и помочь. Именно поэтому в экологическом воспитании и образовании вопросы воспитания через культуру и красоту должны стоять на первом месте. Для ребенка речь педагога — эталон, образец, потому что способность к критическому анализу у них еще не развита.

Чтобы научить ребенка тому запасу экологических знаний, который он должен иметь к моменту поступления в школу педагог должен сам владеть высокой культурой речи — уметь правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Следуя примеру педагога, дети постоянно овладевают умением выражать свое отношение к окружающему.

Умение ребенка воспринимать прекрасное в большей степени зависит от того, как идет процесс обучения. Наблюдая за работой педагогов, я вижу, что в нашем детском саду проводится целенаправленная работа по развитию речи с учетом экологического направления. Например, в 2013 году у 54% детей старшего дошкольного возраста имелись наибольшее количество речевых недостатков именно в экологическом образовании — отставание в словарном запасе, развитии связной речи. Не все родители старались замечать такие недостатки у своих детей — дети не могли последовательно и связно рассказать о своих наблюдениях в природе, не могли передать описание природных явлений и т.п.

В последнее время картина стала меняться в положительную сторону. И в этом нам помогли рекомендации, обучающие семинары — практикумы, тренинги, консультации с педагогами и родителями, индивидуальная работа с детьми, развлечения и экологические досуги, проводимые с детьми и родителями. А также выбор общеобразовательной программы «Абвгэдейка» для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи), в которой предлагается особая методика развития у детей основ экологической культуры, воспитание экологически грамотного человека. Наша программа учитывает особенности речевого развития современных детей и позволяет выполнить социальный заказ родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе и в частности по экологическому направлению.

Сегодня актуальным является вопрос раннего оказания помощи детям-логопатам. Решение этой проблемы, мы видим, в том числе в активном взаимодействии всех участников образовательного процесса и комплексном подходе специалистов ДОУ к профилактике и коррекции речевых нарушений. Мы определили основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в помощи.

В первую очередь это логопедические занятия, цель которых — активизация речевой деятельности и формирование словарного запаса с использованием основ экологической культуры. Обычно дети с речевыми нарушениями стараются замаскировать свой дефект.

Боязнь трудных звуков, страх перед непониманием и насмешками окружающих приводят к тому, что ребенок старается упростить или ограничить свою речевую практику, следствием чего является задержка в формировании коммуникативных навыков и в психо-эмоциональном развитии. Поэтому очень важно, чтобы каждое занятие с такими детьми было эмоционально окрашено, вызывало у них живой интерес.

Игровые занятия построены на основе знакомых детям упражнений, с использованием новой игровой мотивации и атрибутики и не требует специальной подготовки и детей, и педагогов. Объединение всех упражнений одним игровым экологическим сюжетом, позволяет повысить интерес детей к занятиям и одновременно решать задачи познавательного и развивающего характера.

Каждое игровое занятие включает упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционного аппарата и мелкой моторики, то есть всех групп мышц, отвечающих за рече-двигательную деятельность. Релаксационные упражнения позволяют детям избавиться от излишней эмоциональной возбужденности. Задания преследуют определенную коррекционную цель и способствуют исправлению речевых нарушений, доставляя детям истинное удовольствие, являясь частью работы по развитию у детей экологических знаний.

Аннаева Мунира Мунировна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Я работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение). У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.

(начало года)

Наличие интереса к природе

Стремление к деятельности

Наличие знаний

Отношение к природным объектам

Проявляется

Не проявляется

Активное

Пассивное

Доброе, милосердное

Злое, агрессивное

Безразличное

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

(конец года)

Наличие интереса к природе

Стремление к деятельности

Наличие знаний

Отношение к природным объектам

Проявляется

Не проявляется

Активное

Пассивное

Доброе, милосердное

Злое, агрессивное

Безразличное

Работая над данной темой, поставила перед собой следующие задачи:

  1. 1.Формировать познавательные процессы, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
  2. 2.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
  3. 3.Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
  4. 4.Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

В своей работе опираюсь на «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида №58, разработанную в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Парциальная программа Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».

В своей работе использ

ую различные методы:

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций),
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы),
  • практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:

  • «Нужно – не нужно»
  • «Съедобное – несъедобное»
  • «Кто, где живёт?»
  • «Отгадай, что за растение»
  • «Узнай на вкус»
  • «Подбери листок»
  • «Что за птица?»
  • «Узнай по голосу животного»
  • «Угадай, про кого расскажу»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Что опасно для природы»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Когда это бывает?»
  • «Чей хвост?»
  • «С какой ветки детки?»

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Игра требует от ребенка включенности, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя вопросы, слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.

Стараюсь научить детей правильно пользоваться, словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например:

- «Когда снег мокрый, из него можно лепить»,

-«Когда мороз, снег сухой и скрипит»,

-«Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»,

-«Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки»,

-«Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло»,

-«Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад».

Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я использую эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей.

Моя работа по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строиться как обучение их следующим видам рассказов:

Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»);

Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка рябины», «Осенний букет»),

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

Описательные - рассказы о природе, основанные на познании природы, являются важным приёмом развития связной речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Образовательная деятельность проходит в виде рассказов, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой природы. Во время непосредственной деятельности провожу с детьми физкультминутки экологического содержания, для снятия утомления, напряжения.

Например: Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Движения повторяются.

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
Ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок...
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна. Движения повторяются.

Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения использую во время разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на прогулке, в вечернее время.

Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.

Особое место в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

Совместное озеленение территории детского сада;

Субботники «Мусор – это опасно»

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Зимушка – зима»)

Экологические акции, например «Делаем кормушки и подкармливаем птиц».

Консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания» (Были предложены родителям такие игры, как «Цепочка», «Береги природу»)

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия. Повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде. За счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно рассказать стихи, экологического содержания; могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу, а также составить небольшой описательный рассказ; совместно могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

Занятиях по развитию связной речи

Развитие речи детей является важным компонентом в . В наше время у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются нарушения речи разной степени сложности. Активное развитие современных технологий сильно влияет на развитие детей. Современные дети проводят больше времени за компьютером и другими средствами технического прогресса.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в дошкольных учреждениях и в окружении своих родителей, поэтому взрослые должны следить за своей речью, она должна быть четкой, внятной и понятной для детей. Развитие речи происходит во время занятий детей с воспитателями, педагогами и родителями. В то время, когда они гуляют на улице, ходят в зоопарки, музеи, цирк, на различные детские представления, обогащается лексический запас слов.

У многих детей дошкольного возраста отмечается скудный словарный запас. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. В ходе занятий и развивающих занятий с воспитателями дети изучают различные лексические темы. Воспитатель и учитель-логопед взаимодействуют друг с другом и, таким образом, материал, полученный детьми, закрепляется многократно на разных уровнях.

2017 год – стал Годом экологии в России. Взаимодействие человека с природой является важной проблемой в наши дни. Экологическое воспитание детей подразумевает формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, что включает в себя непрерывное обучение и воспитание детей, направленные на формирование его экологической культуры, которая проявляется в отношении ребенка к окружающей среде.


Лексические темы, в ходе изучения которых происходит экологическое воспитание детей: «Лес», «Грибы», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года» и другие.

На логопедических занятиях экологическое воспитание реализуется следующим образом:

    уточняются и обогащаются знания детей о растениях, животных, природных явлениях; обогащаются знания о природных изменениях в разное время года; формируется представление о живой и неживой природы; объясняются детям элементарные правила поведения в природе; развитие познавательного интереса к окружающему миру.

На логопедических занятиях по лексическим темам предполагается активное развитие связной речи ребенка. Дети с помощью мнемосхем и сюжетных картинок составляют описательные рассказы. Перед тем как составлять такие рассказы, с детьми проводится беседа о животных, птицах, растениях и об отношении человека к ним. Помимо закрепления полученных детьми знаний о животных, птицах и растениях, у детей формируется доброжелательное отношение к живым существам и окружающему миру.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями, такими как «Назови ласково», «Подбери слова», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Распредели по домикам» и многие другие, я использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

На занятиях также использую игры с развивающего портала «Мерсибо»: «Дикие животные», «Домашние животные», «Мам, я тут», «По домам», «Потерянный хвост» и другие.

Для развития речи ребенка необходим богатый опыт, получаемый детьми в ходе экскурсий, целевых прогулок, чтения . Дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.

Действительно, экологическое воспитание детей неразрывно связано с по обогащению словаря, развитию монологической речи. Чем лучше ребенок воспринимает, наблюдает и анализирует природные явления, замечает красоту окружающего мира, тем грамотнее он может выразить свои мысли в связном рассказе.

Учитель - логопед.


Материалы Всероссийской научно-практической конференции ”Экологическое образование“ «Дружу с природой» – экологическое воспитание на занятиях по развитию речи Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 Павлова И.В. учитель-логопед ГБДОУ детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района г. Санкт-Петербург, РФ «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи Выделяющиеся мыслители и педагоги прошлого, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли и рассматривали природу как важный фактор воспитания детей. Красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Она полна контрастов, красочно меняется в различные времена года. Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Важно не дать угаснуть детской любознательности, помочь в познании окружающего мира. В этом ребенку должен помочь взрослый. Ведь он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценный опыт отношений к добру и злу, Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Только с помощью взрослого у ребенка можно воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. А это в свою очередь является важнейшей задачей экологического воспитания. На всех коррекционных занятиях у логопеда прослеживается тема экологического воспитания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Для них характерны нарушения пальцевой и артикуляционной моторики, внимания и памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Поэтому необходимо развивать речь детей. Выполнение наших коррекционных задач на занятиях тесно связано с темой природы. Работая над звукопроизношением, используются такие подражательные упражнения как «Дятел», «Водичка» и др. Во время работы над правильным речевым дыханием используются упражнения «Листопад», «Бабочка» и др. Во время прогулки мы наблюдаем за окружающим, задаем наводящие вопросы, побуждая детей слушать и слышать взрослых, отвечать на поставленные вопросы. Дети отмечают все прекрасное, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. А мы помогаем вводить в активный словарь детей новые слова, красивые эпитеты, определения, учим составлять сначала простые, а затем развернутые предложения. Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картине. Диалог по картине способствует закреплению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию памяти, внимания, совершенствованию словесной стороны речи, приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами, развитию понимания смысла и содержания картин. На занятиях используется множество дидактических игр: «Собери грибы», «Кто лишний?», «Узнай по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Улетают, не улетают» и другие. Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 Через ознакомление ребёнка с природой происходит развитие речи, осуществляется коррекция сложных речевых расстройств. В связи с этим логопедические занятия позволяют воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе. Литература 1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г. 2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2006 г.

Поделиться