Галерея образов помещиков в поэме «Мёртвые души. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души” Изображение помещиков Гоголем

    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...

    У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности....

    Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним...

    "Мертвые души" - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад. "Попробуйте детально вспомнить сюжет...

    “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей - Пушкина и Гоголя - объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических...

Манилов - филантроп, прожектер, бездельник. Собакевич - мизантроп, кулак, выжига. Ноздрев - мошенник, картежник, расточитель. Коробочка - ханжа, тупица. Плюшкин - скряга, человеконенавистник, накопитель. Какие разные характеристики, не правда ли?
Характеры помещиков описаны так, что составляют пары по противоположности: Манилов - Собакевич, Ноздрев - Плюшкин. Единственная помещица в поэме - Коробочка - выглядит как промежуточное звено между ними.
Было бы закономерным, если бы отрицательные черты одного характера уравновешивались положительными чертами другого. Но не так делает Гоголь: пустой филантропии Манилова противостоит явная мизантропия Собакевича, дикой расточительности Ноздрева - безумная страсть к накопительству Плюшкина. Каждый помещик - своего рода нравоучительная иллюстрация, "человек-страсть", то есть воплощение отдельно взятого отрицательного качества. В этом структурное сходство персонажей "Мертвых душ". Примерно так же строились образы комедии классицизма. Например, у Мольера: Тартюф - ханжа, Журден - глупый самолюбец и т. д.
Гоголь творил во времена, когда зарождался метод критического реализма, который стал логическим продолжением классицизма просветительского. Новый художественный метод давал возможность не только детально разрабатывать характеры героев, но и делать глубокие обобщения. Однако на материале "Мертвых душ" заметно, что Гоголь не был готов сделать далеко идущие социальные выводы, как это пытались доказать советские литературоведы. Его абстрактная "Русь", к которой Гоголь не устает обращаться, представляет собой не что иное как утопию, выдуманную самим писателем в далекой Италии. При этом, что особенно любопытно, образы помещиков составляют некую антиутопию, которая мало похожа на реальную картину российской жизни той эпохи. Помещики "Мертвых душ" - это экзотические творения писательского воображения, у них могли быть лишь весьма отдаленные прототипы. Здесь становится заметна разница между образами помещиков, заключающаяся в той мере вреда, которую каждый из них способен нанести обществу. Манилов и Собакевич сами по себе безвредны. Лишь множество маниловых и собакевичей способны принести сколько-нибудь заметный ущерб: первые - своей бесхозяйственностью, вторые - жадностью.
А вот Ноздрев и Плюшкин не такие. Они представляют собой активную разрушительную силу. Ужасающий пример Плюшкина, "прорехи на человечестве", может быть заразительным в обществе, где существует эксплуатация человека человеком и нет твердых моральных устоев. Ноздрев с его патологической страстью к игре во всех ее проявлениях еще более опасен: для него нет ничего святого, а его пример гораздо более заразителен, чем пример Плюшкина. Заметим, что в России 19 века увлечение азартными играми среди дворянства приводило к разорению богатейших имений.. .

Многие слышат о помещиках в Мертвых душах, которых так ярко изобразил Николай Гоголь, однако не все знают, для чего были созданы эти персонажи, и как их можно охарактеризовать.

Итак, помещики в Мертвых душах – положительные или отрицательные характеры? В поэме Мертвые души Николай Гоголь изобразил, какими бывают русские помещики, с помощью пяти характеров.

Образ помещика Манилова в Мертвых душах

Первый, к кому обращается Чичиков со своим смутным предложением купить мертвые души, является обходительный Манилов . Приторными, вызубренными за много лет пустого существования речами он располагал к себе нового знакомого.

Бесчувственный Манилов любил предаваться мечтам, которые никуда не вели. Он жил в своём безмятежном мире, в мире без проблем и страстей.

Образ помещицы Коробочки в Мертвых душах

Далее дорога завела Чичикова к Коробочке, очень бережливой пожилой помещице. Это весьма интересный персонаж. Она ведет дела с умом и мелкой расточительностью, поэтому деревня пребывает в неплохом состоянии. Однако в то же время Коробочка медленно соображает, боится перемен: время в её доме будто застыло.

Всё это не дало Чичикову возможность сходу договориться о сделке. Помещица Коробочка жутко боялась продешевить, ведь не могла понять цель покупки мертвых душ.

Образ помещика Ноздрева в Мертвых душах

Следующий, кому предложили избавиться от них, стал помещик Ноздрев. Этот безумный человек полон энергии, страсти, однако направляет свой бурный поток не в то русло.

И снова Николай Гоголь заставляет читателя удивляться никчемности жизни помещика, потому что ложь и хвастовство помещика Ноздрева не имеют ни предела, ни смысла.

Хотя этот и другие помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, их объединяет одно – душевная пустота.

Образ помещика Собакевича в Мертвых душах

Образ помещика Плюшкина в Мертвых душах

Пожалуй, самый ужасающий образ в поэме – образ помещика Плюшкина. Человек, который когда-то вёл светлую, полноценную жизнь, превратился в фанатичного собирателя, стремящегося властвовать над всем, что попадается ему на глаза. Фамилия Плюшкин говорит о нездоровой страсти иметь каждую мелочь, считая её некой плюшкой, то есть полезной.

Из-за такого кощунственного отношения сильно страдают крестьяне: им приходится смотреть на горы гниющего зерна, когда у самих на тарелке ничего нет.

В итоге, помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, которых невозможно спутать. Но всех их объединяет одно – душевная пустота.

Предлагаем вашему вниманию также краткое содержание поэмы Гоголя

Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников

Поэма «Мертвые души» - одно из самых значительных произведений русской литературы. Гоголь мастерски отразил проблемы России, ее пороки и недостатки. Он выделил уникальные в полноте своей типы людей, которые имеют особенный национальный колорит. Целью писателя было «озарить картину, взятую из презренной жизни», и он с ней справился. Поэтому самым ярким и реалистичным образом в произведении стала Россия – родина мертвых душ.

Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства. Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова. Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

После Манилова Гоголь представляет нам бережливую Коробочку. Казалось бы, в чем порок? Ведет хозяйство женщина, всем на зависть работает. Однако в ней очевиден очень сильный порок – корыстолюбие. Нажива стала для нее единственным смыслом жизни. Ради прибыли или из жадности она до смерти уходит не одного крестьянина, поэтому ее деятельность – хуже бездеятельности Манилова. Она тоже умертвляет будущее России, ведь Коробочки – отчаянные враги прогресса.

Разорившийся Ноздрев – антитеза Коробочки. Этот человек подорвал доверие к своему сословию, ведь скатился до крайней степени бесчестья. Он скитается в статусе «гостя хуже татарина» и вынужден жить на милости других дворян. Он растратил имущество своих предков, оставил потомков нищими и опозоренными. Именно из-за таких легкомысленных и порочных людей Россия постепенно стала купеческой, а не дворянской. Привилегированное сословие стало унижаться перед необразованными и алчными торговцами.

Затем автор изобразил тип хозяйственного помещика Собакевича. Однако и он не стал положительным образом. Он оказался настолько узколобым и ограниченным, что после знакомства с его дубинноголовой персоной стало ясно: с такими людьми Россия вперед не пойдет и лучше не станет. Они смотрят в прошлое и готовы навсегда в нем остаться.

Галерею образов помещиков в поэме «Мертвые души» замыкает скряга Плюшкин (), который воплощает крайнюю деградацию человеческого существа: «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - пишет автор. Гоголь. Помещик сгубил все заработанное добро, прогнал детей и заморил голодом и нищетой крестьян. С такими людьми России грозит падение в пропасть.

В поэме Гоголь раскрывает и пороки города, а также чиновничьего класса, который представляет государство и, в данном случае, его порочит. Уездные чиновники города N думали только о том, как набить карманы и обмануть горожан. Все они связаны единой преступной сетью, которая опоясала город. Патриотизм им чужд, как и другие нравственные понятия. Изображая это, автор имеет в виду не один город, он подразумевает всю самодержавную Россию.

Новый тип человека, который представляет в поэме Чичиков (), едва ли лучше старых. Будучи разорившимся дворянином, он вынужден зарабатывать на жизнь мошенничеством. «Справедливее всего, - пишет Гоголь, - назвать его хозяин-приобретатель». Жизненное кредо Чичикова - беречь копейку. Поэтому герой зарабатывает всеми возможными способами, не брезгуя преступлением. Гоголь так же безжалостно высмеивает пороки этого нового типа, чтобы доказать, что России с ним не по пути.

Таким образом, Гоголь описал галерею образов помещиков, раскрывая злободневные проблемы страны. Так из фрагментов сформировался образ России в поэме «Мертвые души», образ многострадальный и глубокий, нуждающийся в переменах. И все автор надеется на хорошее будущее. Незаурядный потенциал русского проявляются в образах «ярославского расторопного мужика», плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Межеева. Вольнолюбие народа, его духовные богатства, «живой и бойкий» ум дают Гоголю стимулы верить в свою страну и любить ее несмотря ни на что. Поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую сторонятся «другие народы и государства».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Поделиться