Храбрость в войне и мире. Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне


Предпринятое по инициативе Кутузова, Шенграбенское сражение дало возможность русской армии выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова-полководца. Отношение его к войне в этот период, как и при смотре войск в Браунау, осталось прежним: Кутузов считал войну ненужной. Но здесь речь шла о спасении армии.

При анализе XX и XXI глав нас будет интересовать одна проблема – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг. На примере поведения Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и других это легко прояснить.

Вопрос

Обратимся сначала к XX главе: в чем разница в поведении Долохова и Тимохина с его солдатами?

Ответ

В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Те, «не успев опомниться, побросали оружие и побежали».

Вопрос

В чем же видит Толстой героизм этих людей?

Ответ

В их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин, сумев удержать роту в порядке, сам, «с одной шпажкой», первым бросился на французов, с «отчаянным криком» и с «такой безумной и пьяной решительностью», что именно он заставил остановиться французскую цепь. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Вместе со всеми, даже в числе первых был Долохов.

Вопрос

Можно ли и о Долохове сказать, что он проявил мужество, храбрость, решительность?

Ответ

Ему так же, как всем, было трудно, но он первый взял в плен французского офицера и убил другого в начале стычки. Однако после боя один только Долохов похвалился своими заслугами. «Ваше превосходительство, вот два трофея… Мною взят в плен офицер. Я остановил роту…» И даже на свою рану показал как на заслугу: «Рана штыком. Я остался во фронте». Храбрость и мужество Долохова приобретают, таким образом, показной, нескромный характер («Прошу запомнить, ваше превосходительство»). Пусть у Долохова есть цель – он должен быть снова произведен в офицеры, – это не только не оправдывает его, но делает его слова расчетливыми.

Вопрос

Может ли он поэтому, при всей своей храбрости, быть назван настоящим героем? Кто выше по своей нравственной сущности, Долохов или Тимохин?

Ответ

Настоящий герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своих подвигов и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а иногда делает и больше.

Вторая половина XX и часть главы XXI посвящены батарее капитана Тушина.

Вопрос

Расскажите о батарее Тушина. Больше или меньше трудностей, чем Долохову, пришлось вынести Тушину в бою, что и как он делал?

Ответ

На самом жарком участке, в центре сражения, без всякого прикрытия батарея Тушина находилась все время боя, даже тогда, когда все кругом отступили, оставив ее одну. Капитан Тушин не получал приказов, он действовал по собственной инициативе.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить или ранить. В деле – думать о деле, вне дела его внимание сразу переключается на других (после боя он всею душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество и инициатива – с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть та толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

Вопрос

Для чего князь Андрей уходит на войну?

Ответ

Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать заколдованный круг «гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться «своего Тулона», в котором он видел смысл жизни.

Воинский подвиг, «который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе» (ч. II, гл. XII) – таково было первоначальное представление князя Андрея о его месте в бою и о природе подвига. Князь Андрей хотел добиться не только славы, но и «любви людской», он хотел достигнуть того честным путем, а не путем легкого отсиживания в штабе, но и честолюбие играло в мечтах князя Андрея не последнюю роль.

Вопрос

Изменилось ли представление князя Андрея о подвиге, о славе после Шенграбенского сражения?

Ответ

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Сам-то он ведет себя так, как задумал: со спокойным мужеством находится на самых опасных участках боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Князь Андрей увидел, что человек, «геройской стойкости» которого были обязаны «успехом дня», не только не думал о себе в бою и после него, не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливыми обвинениями начальства. А самый подвиг остался невознагражденным.

Грустно и тяжело князю Андрею оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

В соотнесении с настоящим подвигом трусость Жеркова, не доехавшего с приказом до батареи и потом солгавшего, и трусость штаб-офицера выглядят особенно низкими.

Аустерлицкое сражение

Описанию Аустерлицкого сражения Толстым посвящены главы с XI по XIX третьей части тома I. Для анализа отбираем главы XII, XIV, XV, XVI, XIX.

Вопрос

Чем Толстой объясняет проигрыш Аустерлицкого сражения и всей войны, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса героизма?

Ответ

Император Александр прибывает к армии. Он претендует на роль полководца. Это по его настоянию было решено дать «сражение трех императоров» при Аустерлице.

Цель сражение мыслилась Александру высоко – спасение Европы от Наполеона.

Но сражение проиграно.

Проигрыш Аустерлицкого сражения был «результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей». С точки зрения Толстого, исторические события – это «медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества» есть взаимодействие поступков и настроений всех участников этого события.

Вопрос

Чем вызвано и в чем проявляется ироническое отношение Толстого к диспозиции Вейротера?

Ответ

Толстой рисует сцену заседания военного совета (ч.III, гл. XII), на котором принимается план, разработанный австрийским генералом Вейротером. Кутузов откровенно спит на обсуждении этого плана, понимает, что ничего изменить не сможет, так как диспозиция согласована с императором.

Обратите внимание на диалог Кутузова с Александром перед сражением. «Ведь мы не на Царицыном лугу…» (гл. XV).

Судьбу сражения решает дух войска, составляющийся из настроения отдельных участников боя.

Вопрос

Каково же было настроение участников сражения, какие случайности вмешались в диспозицию? Почему не могут изменить ход боя подвиг князя Андрея и личная воля Кутузова?

Ответ

В утро сражения поднялся густой туман. (Браже, с. 185)

Природа как бы включилась в сражение, благоприятствуя французам.

И от этих не предусмотренных никем незакономерных случайностей диспозиция оказалась пустой формальностью. Даже отдельные подвиги не смогли изменить дела. Ни желание и приказ Кутузова («Остановите этих мерзавцев!»), ни подвиг, который совершает князь Андрей, ни вообще «отдельные человеческие воли» не могут изменить положения, так как оно определяется настроением всей массы. Всеобщее бегство определило трагический исход сражения. Поле, покрытое трупами, и Наполеон, объезжающий его, – таков исход Аустерлица.

Вывод

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805–1807 годов, так как Аустерлиц выражает суть кампании. Эпоха «наших неудач и нашего срама» – так определил эту войну сам Толстой.

Вопрос

Осталось ли прежним отношение к Наполеону главных героев романа? Давайте проанализирует заключительную сцену тома I, где возникает образ Наполеона-победителя.

Ответ

Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человеком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом» (гл. XIX). Правда, ранение князю Андрею принесло не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизменно высокое, вечное небо, с тихо бегущими по нему облаками, «сквозь которые виднелась синеющая бесконечность», открыли в нем новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Вывод

Страшная, как и всякая война, эта война не имела, по Толстому, никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.

Литература

Т.Г. Браже. Система уроков по целостному изучению романа «Война и мир». // Л.Н. Толстой в школе М., 1965. – С. 301–323.

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.

Произведение Льва Толстого насыщено военными действиями. Вместе с автором, вслед за ним, читатель на страницах произведения «Война и мир» увидеть невероятные картины битв и сражений: Бородинского, Шенграбенского, Аустерлицкого. Но писатель не только показывает боевые действия, но, прежде всего, он желает показать каждого человека как личность, отдельно, как он, военнослужащий или генерал, вовлеченный в шумящий поток боевых действий, проявит и покажет себя.

Участников в этих событиях много. Это и главнокомандующие армией и с одной стороны, и с другой. Это и все штабное начальство, генералы, офицеры и, безусловно, военнослужащие и партизаны. Чтобы читатель увидел их полнее, осознал не только масштабность всего события, но и увидел каждого отдельного человека, автор старается поставить их в самые различные ситуации: боевая и мирная жизнь. Известно, что сам Лев Толстой тоже воевал, он участвовал в боевых действиях на Кавказе и проявил себя при обороне Севастополя. Поэтому-то он и старается показать настоящую и суровую военную правду, не приукрашивая ее. А она состоит и из страданий, и из крови, и из смерти.

Но именно в таких условиях и проявляются прекрасные качества человека: храбрость, мужество, героизм. В толстовской эпопее показаны две войны: 1805 – 1807 года, которая проходила за границей, и в России в 1812 году. Разные участники с различными характерами встречаются и на одном фронте, и на другой. Например, героический переход совершает отряд Багратиона, показан героизм и талантливого полководца российской армии Кутузова. Но им противопоставлен бездарный и тщеславный Мака, австрийский генерал.

Но особую храбрость проявляют простые русские крестьяне, ставшие военнослужащими, их честные командиры. Но среди штабных командиров оказывается много трусов и предателей. Особенно выделяется из них Жерков. После того, как его выгнали из русского полка, смог легко пристроиться к самому Багратиону ординарцем. Он всем говорил, что воевать он не желает, а вот медали и ордена можно получить намного больше, даже для этого ничего не делая.

А вот настоящие герои, которые смогли проявить мужество и храбрость на поле битвы, скромны и просты. Они раскрываются в бою, показывая силу характера и духу. Стойкие и твердые в исполнении, они вызывают лишь только восхищение. Одним их таких героев является Тимохин. Он ротный командир, который успешно сохранил свою роту. Но для своих солдат он всегда будет примеров. Он сам, своим примером, вдохновил рядовых своей роты на неожиданную атаку французов. Это позволило отбросить неприятеля и дать возможность другим батальонам немного опомниться и привести себя в порядок.

Автор старается показывать все правдиво, поэтому картины неразберихи и героических подвигов просто переплелись. Ярким примером этого служит описание на страницах романа сражение, которое состоялось под Аустерлицем. Всюду царил беспорядок, и была какая-то бестолковщина. Одни войска скучали в ожидании боя, а другие умирали, получали множество увечий и ранения. И те, кто пока ожидали, видя всю эту бестолковщину, постепенно падали духом. И это есть настоящая правдивая картина.

Яркими сражениями в романе, где проявился мужество и удаль, являются Шенграбенское и Аустерлицкое. Они велись вне Российского государства, и цели ее для простого народа совсем была не понятны. Совсем по-другому выглядит война 1812 года, когда в ней заключен огромнейший смысл и цель – защищать свою родину. Эти сражения 1812 года были народными, так как велась против тех врагов, которые посягнули на независимость России.

Огромнейший французский полк, в котором было пятисот человек, обрушилась на страну. Об этой моще Наполеона уже ходила слава, как о самой непобедимой и сильной. Но в Российском государстве эта грозная мощь получила мощное сопротивление. Не только военные встали стеной, но и поднялся весь народ, который защищал свою страну и независимость.

Автор правдиво показывает, как все население, забыв о своем имуществе, бросая его, покидая Москву, которая могла вот–вот перейти в руки французов. Но это происходило не только в Москве, но и других деревнях и городах.

Чтобы противостоять этой сильнейшему наполеоновскому войску, начинают создаваться партизанские отряды. Самыми крупными и героическими на страницах толстовского романа-эпопеи являются отряды Долохова и Денисова. Писатель повествует и о дьячке, который возглавляет один из отрядов. В его повествование находится место и Василисе, старостихе, которая смогла побить много французов. Более сотни неприятеля погибло от ее рук. Партизаны не действовали открыто, они пытались уничтожить огромнейшее французское войско по частям. Отважно сражаясь, они постепенно уничтожали врагов, освобождая свою землю.

В результате война, которая со стороны французской армии, была захватнической, то со стороны России освободительная и народная, закончилась. Именно народ сделал все для того, чтобы победить. Только он проявил небывалое мужество и отвагу. Героизм проявляли и полководцы, и генералы, которые также повлияли на то, чтобы огромнейшая бесчисленная сила Наполеона была разгромлена.


1. Смелость - это положительная черта характера человека. Она проявляется в неизменности решений, уверенности в своих действиях. Это качество рассматривается философами с разных сторон уже многое время. Смелость может быть осознанная, то есть действия человека продуманы и не случайны, а бывает смелость мгновенная.

В таком случае решение принимается быстро и спонтанно. Что движет человеком в этот момент? Не известно. Ясно лишь одно: результат может оказаться совершенно разный.

2. Трусость - отрицательное качество личности человека. Это не уверенность, а сомнения в завтрашнем дне, невозможность сделать правильное решение. Она очень влияет на жизнь человека и меняет ее в самые разные стороны. Иногда люди стесняются своей трусости и выдают ее за невозможность совершить действие по любой другой причине, иногда трусость влечет за собой различные потери, даже в качестве человеческих жизней. Но самый достойный пример сильного характера человека - перебороть свою трусость и сделать храбрый поступок, совершив над собою настоящую победу.

3. В бессмертном романе-эпопее "Война и мир" Л. Н. Толстого приводится пример настоящего трусливого человека. Жеркову дважды был отдан приказ Багратионом, чтоб он сообщил левому фронту об отступлении. Но этим человеком начала двигать трусость. Он побоялся переезжать боевую линию, потому что страх смерти был для него выше, чем приказ начальства. Страх на войне никогда не приведет ни к чему хорошему. Так случилось и в нашей ситуации. Французы начали наступать, а роты убегали в рассыпную. Люди не знали что им делать, ведь ни одного приказа не поступало. Началась суматоха, что совершенно предсказуемо. Сотни, а может и тысячи людей погибли из-за трусости одного человека. И получается, что все эти жизни можно было бы сохранить, если бы Жерков смог преодолеть свой страх смерти.

4. Восхитительный пример есть в стихотворном произведении К. Ваншенкина "Трус притворился храбрым на войне". Речь идет о человеке, который испытывал неумолимый страх перед битвой и смертью. Но этот трус смог перебороть себя. Его трясло и колотило, а затем эти чувства стали отступать, а осталась одна храбрость. Можно совершенно по разному показывать трусливого человека, но, пожалуй, такой пример трусливого человека действительно достоин уважения и внимания.

Обновлено: 2017-12-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Какие качества человек проявляет на войне? Как проявляется смелость на войне? Почему люди на войне проявляют трусость? Смелость и трусость. Сочинение ЕГЭ Аргументы, примеры из литературы

«Дубина народной войны поднялась со всею
своею грозною и величественною силой…
поднималась, опускалась и гвоздила французов
до тех пор, пока не погибло все нашествие»
Л.Н.Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Ход Шенграбенского сражения

Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом».

Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.

Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

Подвиг батареи Тушина

«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять,..и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия».

Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Выводы

Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.

Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

Тест по произведению

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
"В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Смелость и трусость"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Смелость и трусость Л. Н. Толстой "Война и мир" Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость - начало победы», - сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Другие направления итогового сочинения.

Поделиться