Интересные факты о биографии Джеймса Бонда: бондиана продолжается. История персонажа Книги о Джеймсе Бонде

Образ Джеймса Бонда, известного как "агент 007", в 1953-м придумал британский писатель Ян Флеминг (Ian Fleming). Агент секретной службы с огромным успехом перекочевал на телевидение, радио, в комиксы и видеоигры.

Бондиана стартовала в 1962-м с фильма "Доктор Ноу" ("Dr. No"), где роль легендарного шпиона исполнил Шон Коннери (Sean Connery). По состоянию на 2013-й, всего вышло 23 фильма о Джеймсе Бонде. В последнем на данный момент, "007: Координаты "Скайфолл" ("Skyfall"), главного героя в третий раз воплотил Дэниел Крейг (Daniel Craig), ставший шестым актером, которому доверили роль агента.



Фильмы о непобедимом Бонде с закрученным сюжетом и самыми "злодейскими злодеями" славятся наличием шикарных автомобилей, оружия и гаджетов (мины-ловушки, реактивный ранец, взрывающийся атташе-кейс), а также непременным присутствием в кадре подружек и напарниц супершпиона. Сам же "агент 007" предстает в образе авантюрного и решительного героя, предпочитающего решать проблемы кулаком и пулей. Вместе с этим, Джеймс – обаятельный ловелас, любитель азартных игр и алкоголя.

Создавая образ суперагента, писатель Ян Флеминг сделал его командором запаса Королевского военного флота и офицером разведки Секретной разведывательной службы, известной как MI6. Для своего персонажа Флеминг взял имя реального американского орнитолога Джеймса Бонда, эксперта по птицам Карибского моря (Caribbean Sea) и автора полевого руководства "Птицы Вест-Индии" ("Birds of the West Indies"). Ян, сам страстно увлеченный наблюдением за птицами, позднее сказал жене орнитолога: "Меня поразило, что это короткое, неромантичное, англосаксонское и все же мужественное имя было тем самым, что мне нужно, и так родился второй Джеймс Бонд".

В еженедельнике "The New Yorker" от 21 апреля 1962-го Флеминг заявил, что когда в 1953-м написал первую историю об "агенте 007", он хотел сделать Бонда на редкость скучным и по сути своей неинтересным человеком, который был бы всего лишь "тупым инструментом" (в руках правительственного отдела). По неподтвержденным данным, реальный Джеймс Бонд был настолько оскорблен пояснениями Флеминга, что назвал обнаруженную им на индийских территориях птицу – неприятной наружности – именем писателя.

Прорабатывая образ героя, Флеминг отталкивался от реальных лиц, с которыми встретился в Управлении военно-морской разведки (NID) во время Второй мировой войны. Он признал, что Бонд стал своего рода "объединением всех тайных агентов и коммандос, встреченных на войне". В их числе оказался брат Яна, Питер (Peter), вовлеченный в военные операции в Норвегии (Norway) и Греции (Greece). Вкусы Джеймсу Бонду его создатель прививал, основываясь на своих собственных предпочтениях. Суперагент отражает мастерство игры в гольф своего создателя, любит яичницу и кофе, как его создатель, и даже пользуется тем же брэндом туалетных принадлежностей, что и Флеминг. Манера поведения, страсть к азартным играм, к любовным похождениям и другие аспекты жизни Бонда – все это было не чуждо самому Флемингу.

Бондиана на бумаге стартовала незадолго до женитьбы Флеминга на его беременной подруге Энн Чартерис (Ann Charteris). Бонд и его полная опасных приключений жизнь помогали Флемингу отвлечься от свадебных хлопот. Хотя писатель самокритично относился к своей работе и считал "агента 007" чуть ли не пустышкой, ему хватило сил и фантазии придумать полтора десятка историй. Всего было продано около 40 млн. копий книг.

Захватывающие и непритязательные описания экзотических мест, особое очарование Бонда, его мужская сила, неуязвимость и способность поглощать алкоголь без единого намека на опьянение – все это манило читателей, желавших раскрасить рутину своей жизни.

Лучшие дня

После смерти Флеминга продолжением романа занялось несколько писателей, включая Кингсли Эмиса (Kingsley Amis), Рэймонда Бенсона (Raymond Benson), Джона Гарднера (John Gardner), Чарли Хигсона (Charlie Higson) и др.

Флеминг признался, что почти ничего не смыслил в оружии. Сначала он наградил Бонда 6.35 мм Береттой. Когда же Джеффри Бутройд (Geoffrey Boothroyd), британский эксперт по огнестрельному оружию, прислал ему письмо с замечанием, супершпион обзавелся пистолетом криминальной полиции Walther PPK, самозарядной моделью фирмы "Вальтер" ("Walther"). В период с 1997-го по 2006-й Бонд орудовал на экранах с Walther P99; это было решением завода "Вальтер", пожелавшего рекламировать другую модель. Однако в фильме "Квант милосердия" ("Quantum of Solace") Дэниелу Крейгу возвращают Walther PPK.

В гардеробе Джеймса Бонда с самого начала его истории всегда были брэндовые костюмы и вещи. Когда для бондианы было принято решение, что "агент 007" отдаст предпочтение часовой компании "Rolex", выяснилось, что швейцарцы не готовы одолжить часы для съемок. Бюджет же не позволял кинокомпании "EON Productions" столь дорогую покупку. Тогда продюсер Альберт Брокколи (Albert R. Broccoli) отдал свои часы "Rolex". Помимо этой марки, Бонду нравились часы брэндов "Omega", "Seiko" и "Bretling".

Всегда одетый с иголочки, супершпион какое-то время любил костюмы от "Antony Sinclair". Пирс Броснан (Pierce Brosnan), сыгравший Бонда в четырех картинах, блистал в кадре в костюмах и смокингах от известного итальянского Дома моды "Brioni". Однако Дениэлу Крейгу уже не удалось примерить наряды "Brioni", и продюсеры выбрали для него брэнд "Tom Ford".

После того как суперагент сел за руль спортивного "Sunbeam Alpine Convertible" и пересел в роскошный "Bentley MK IV", ему удалось найти "свой" суперавтомобиль в фильме "Голдфингер" ("Gold Finger"), легендарный "Aston Martin DB5". Модель DB5 была нашпигована до предела шпионскими гаджетами, в том числе креслом с катапультой и разбрызгивателем масла. В фильме "007: Координаты "Скайфолл" Крейг порадовал фанатов бондианы, вновь "оседлав" серебристый "Aston Martin DB5".

Киносериал о приключениях Бонда стал вторым самым кассовым проектом за всю историю кинематографа.

15. Тематическая музыка

Мелодия, известная как саундтрек к Джеймсу Бонду, является одним из самых узнаваемых музыкальных произведений в истории кино. Драматический джаз рифф поддерживает волнение зрителей и обычно используется во время сцен с пистолетами. Вы также услышите саундтрек во время смелых подвигов Бонда.

14. Гаджеты

Мы знакомы с автомобилями Бонда, оружием и массой других экзотических устройств, которые суперагент использует в своих миссиях. Но он также не обходится без более мирские технологии, как пейджер, по той же причине, почему люди использовали его до телефона - для связи. Постоянный контакт с офисом вот так просто.

13. M и К

"М" - кодовое имя босса Бонда из Ми-6, который посылает его на миссии. Ни один из персонажей, в том числе Бонд, не знает его настоящее имя. А вы могли не знать, что оно происходит от фамилии Мессерви, вице-адмирала Королевского флота Великобритании. "Кью", оружейник, который наряжает агентов, упоминается как мэр Ботроид в фильме 1977 года «Шпион, который меня любил».

12. Челюсти

Убийца, известный как Челюсти, появляется только во 2 Бонде, но является одним из самых популярных персонажей франшизы. Он основан на герое романов Яна Флеминга по имени «Ужас», у которого также имелись металлические челюсти. Неистовый зверь в конце концов приручен истинной любовью и отступает от своего убийственного пути.

11. Ян Флеминг

Плодовитый автор романов о Бонде был вдохновлен пребыванием в военно-морской разведке в годы Второй мировой войны. Он опубликовал «Казино Рояль» в 1953 году. Хотя роман не имел огромного успеха, Флеминг продолжал писать и опубликовал «Живи и дай умереть» два года спустя, который пользовался большим успехом. Вскоре последовали еще несколько книг, и в начале 1960-х годов начались съемки первого фильма. «Доктор Ноу» вышел на экраны в 1962 году с Шоном Коннери в роли 007.

10. Другая девушка Бонда

Студия была обеспокоена тем, что акценты экзотических дам Бонда будет трудно понять зрителям. Решением стала Никки ван дер Зил, которая дополняла голосовую работу для большинства фильмов Бонда с 1962 по 1979. Заслуги госпожи Зил не получили широкого признания в фильме, хотя заочно она одна из девушек Бонда.

9. Джордж Лэзенби

Джордж кто? Большинство фанатов не знакомы с актером Лэзенби, который играл Джеймса Бонда в 1969 году в фильме «На секретной службе ее Величества». Красивый и обходительный австралийский актер не покорил сердца фанатов. Однако, вопреки общепринятому мнению, он не был уволен, а сам отказался от роли по совету своих агентов.

8. С.П.Е.К.Т.Р

Агенты призрачной преступной группировки Спектр появлялись на протяжении всех серий, начиная с «Доктор Ноу». Последний фильм, метко названный С.П.Е.К.Т.Р, обещает раскрыть некоторые из секретов этого преступного предприятия и их связь с Бондом.

7. Лучшая девушка Бонда

Было так много красивых и запоминающихся девушек Бонда, что трудно выбрать одну. Тем не менее, большинство поклонников думаю, что первая по-прежнему является лучшей. Урсула Андресс играла Хани Райдер в первом фильме «Доктор Ноу». Хотя, наверное, она не имеет самое яркое имя. Такая честь, вероятно, принадлежит доктору Холли Гудхед из фильма «Лунный гонщик». Тем не менее госпожа Андресс была непревзойденным сочетанием сексуальности и силы, что до сих пор привлекает поклонников десятилетия спустя.

6. МИ 6

«Мы работаем за границей, чтобы сделать Великобританию более безопасным и процветающим местом.» Эта фраза встречает посетителей реального шпионского агентства Великобритании, того самого, где работают наши вымышленные супершпионы. Настоящее название организации - Специальная разведывательная служба SIS, или военная разведка (Military Intelligence), отдел 6.

5. Первый Джеймс Бонд

Вы считаете, что Шон Коннери был первым агентом 007 на экране в фильме «Доктор Ноу»? На самом деле нет. В 1954 году Ян Флеминг продал права на свой роман CBS за 1000$. Барри Нельсон играл Бонда в эпизоде. CBS сделали Бонда американцем и персонажа иногда называли "Джимми" вместо более привычного британский "Джеймс".

4. Высокопоставленные фанаты

Романы Флеминга были хитом в Англии, но не настолько популярны в США. До того момента, пока на них не обратил внимание один из президентов. Да, по-видимому, у Джона Кеннеди было время читать шпионские романы. Они произвели такое впечатление на президента, что он, как сообщается, спросил Флеминга, как подловить коммунистического диктатора Фиделя Кастро. Флемингу пришла в голову идея содержания, в котором диктатору сбреют бороду - якобы в ущерб его мужественности.

3. Никогда не говори никогда

В двух словах, другие режиссеры получили права снимать картины с Бондом, и вместо бывшего Бонда Шона Коннери они взяли на работу Роджера Мур. Результатом был посредственный «Никогда не говори никогда» 1983 года, римейк более раннего фильма с Коннери «Шаровая молния». Бонд был занят в 1983 году; это был также год, когда Роджер Мур снялся в роли Бонда в более развлекательной картине «Осьминожка».

2. Секрет фотографии

Для многих поклонников Бонда постер, который сопровождал фильм 1981 года «Только для твоих глаз», неизгладимо запечатлен в памяти. Эти длинные, совершенные ноги и маленький бикини считались слишком вызывающими в то время. Фотограф Морган Кейн достигла такого эффекта, заставив модель одеть бикини задом наперед. Должно быть, модель посчитала эту просьбу странной, но оно того стоило.

1. Семья Бонда

Ян Флеминг по-видимому специально убил 007 в романе «Живешь только дважды». Наряду со смертью вышел некролог, в котором раскрывались семейные подробности. Отец спец агента был шотландским производителем оружия, мать родом из Швейцарии. Родители умерли, когда Джеймс был мальчиком. В семнадцать лет он поступил в Королевский флот, а позже был завербован на службу разведки. Мы также узнаем семейный девиз Бонда: «И целого мира мало».

Это сегодня «бондиана» – один из самых успешных кинопроектов. Актера на главную мужскую роль выбирают с небывалой придирчивостью, а стать «девушкой Бонда» - мечта первых красавиц мира. А между тем первоначально известные голливудские студии отказывали финансировать фильмы по романам Яна Флеминга, считая историю слишком британской и откровенной.

Барри НЕЛЬСОН (1954)

Многие считают, что первым агентом 007 стал Шон Коннери, однако первой попыткой экранизации книг Флеминга стал эпизод в американском телесериале «Кульминация!», вышедший на экраны в 1954 году. Он был снят по мотивам книги «Казино «Рояль», роль «Джимми Бонда» исполнил американский актёр Барри Нельсон.

Шон КОННЕРИ (1962-1967,1971,1983)

Шотландский актер в то время был неизвестен, и эта роль стала для него счастливым билетом в мир кино. Агента Коннери начал играть в 32 года, закончил в 41. Причем прошел жесткий конкурс. По контракту он должен был сыграть в 5 картинах "бондианы". Его гонорар за «Доктора Но» составил скромные 6 тысяч фунтов, но впоследствии на этой роли он заработал больше 18 миллионов долларов.

Когда первая эйфория прошла, Коннери испугался перспективы стать актером одной роли. Дважды он давал слово, что больше не возьмется играть Бонда. Но опасения оказались напрасными. В 1971 году в «Бриллиантах навсегда» его соблазнили баснословным по тем временам гонораром в 1,25 миллиона долларов и долей от проката. В 1983 году шотландца уговорили сняться в его последнем бондовском фильме «Никогда не говори «никогда». Коннери, к слову, - единственный лауреат премии «Оскар» из всех исполнителей Бонда. А в 2000 году британская королева пожаловала ему рыцарский титул. Кстати, сам Коннери своим любимым фильмом назвал «Из России с любовью» 1963 года.


Джордж ЛЭЗЕНБИ (1969)

Скандальный австралиец попал в ленту случайно и не смог закрепиться, несмотря на сногсшибательную внешность и атлетическое сложение. Он сыграл агента 007 в ленте «На секретной службе Её Величества». Однако за девять месяцев 30-летний взбалмошный актер успел переругаться и с режиссером, и с коллегами по цеху. Интересно, что в этом фильме Лэзенби сам исполняет все трюки. Это единственный фильм, где Бонд женится - на графине Трэси, роль которой исполняла Дайана Ригг. Гонорар Джорджа Лэзенби составил 400 тысяч долларов. В дальнейшем Джордж вложился в ленту «Универсальный солдат» с собою в главной роли, но она провалилась. Отчаявшись добиться славы в кино, Лэзенби весьма преуспел в продаже недвижимости.


Роджер МУР (1973-1985)

Роджер Мур – британец до мозга костей, это самый «пожилой» Бонд (начал сниматься в «бондиане» в 46 лет, закончил в 57). Несмотря на все опасения, целых 12 лет, с первого фильма («Живи и дай умереть другим», 1973) и до последнего («Вид на убийство», 1985) он успешно справлялся с возложенной на него миссией. Причем зрители полюбили его за чувство юмора и иронию, развитые больше, чем у других. Вскоре после прощания со своим героем Мур завязал с кино. В 1991 стал послом доброй воли ЮНИСЕФ по сбору пожертвований. Сейчас живет в свое удовольствие с 57-летней миллионершей Кристиной Толструп. Суммарный гонорар Роджера Мура в фильмах про Бонда составил больше 24 миллионов.


Тимоти ДАЛТОН (1987-1989)

Автор «Бондовской энциклопедии» Стивен Рубин говорил, что Далтон воссоздал Бонда, каким того видел сам Флеминг. К тому моменту, когда ему предложили стать новым агентом, он получил хорошее актерское образование, играл в Королевском шекспировском театре. Бондом он стал в 41 год, закончил сниматься в 43.

Сыграл в двух фильмах - «Искры из глаз» (1987) и «Лицензии на убийство» (1989). Его Бонд не такой агрессивный и сексуальный, практически лишен чувства юмора, однако зрители полюбили его за то, что он не супермашина, а человек, меньше зависит от технических хитростей, с принципами и стальным характером.


Тимоти Далтон долгое время отказывался играть в "Скарлетт", ожидая очередного фильма.

Третьего фильма Далтон прождал пять лет, отказываясь от роли Ретта Батлера в «Скарлетт», в конце концов, он согласился на Ретта, отказавшись от очередного фильма об агенте. При этом Тимоти говорил, что почувствовал настоящую свободу: «Бонд отпустил меня, и я смог стать самим собой».

Далтон получил высокие гонорары: $3 млн за фильм «Искры из глаз», $5 млн за фильм «Лицензия на убийство». Также ему предлагали $6 млн за фильм «Собственность леди» (позже переименованный в «Золотой глаз»).

Пирс БРОСНАН (1995-2002)

Ох, уж этот хитрый взгляд хищника и настоящего сердцееда… Ирландец Пирс Броснан долго добивался роли Джеймса, пройдя путь от таксиста до актера. И не зря - его возжелали миллионы женщин по всей планете. Он снялся в четырёх фильмах - «Золотой глаз» (1995), «Завтра не умрет никогда» «(1997), «И целого мира мало» (1999), «Умри, но не сейчас» (2002). В первом снялся в возрасте 42 лет. Официально завершил "бондианскую" карьеру в 49.


Первоначально вместо Далтона планировали пригласить Мела Гибсона , но тот, к счастью для Пирса, отказался. Гибсону сулили 15 миллионов, Броснан согласился на десятикратно меньший гонорар. Образ броснанского Бонда посчитали «таким, каким и должен выглядеть великий агент 007 в наши дни». Даже сам Шон Коннери одобрил игру последователя, заявив: «Меня поражает, что и после Броснана они ещё собираются снимать новые фильмы про Бонда». За четыре фильма актер заработал больше 41 миллиона долларов.

Дэниел КРЭЙГ (с 2006)

Красавчик Крэйг - первый блондин среди всех артистов, игравших Бонда. На его счету (пока) четыре фильма: «Казино «Рояль»», «Квант милосердия», «007: Координаты «Скайфолл»» и "007: Спектр" Он начал сниматься в «бондиане» в возрасте 38 лет и стал самым кассовым и высокооплачиваемым Джеймсом Бондом. Каждый фильм приносит ему гонорар как минимум в 10 миллионов долларов. Причем продюсеры на создание первых трех картин затратили порядка 500 миллионов, а только в прокате заработали больше 2 миллиардов! Гонорар Крейга за четвертый фильм, вышедший в 2015-м, составил почти 46 миллионов долларов, а а в прокате картина собрала 880 млн. Страшно представить, сколько получит 50-летняя голливудская звезда за свой пятый выход в "бондиане". Рабочее название картины - "Джеймс Бонд-25", снимет ее Дэнни Бойл, режиссер "На игле" и "Миллионер из трущоб". Премьера запланирована на конец 2019 года.


Рождение героя

Джеймса Бонда придумал бывший журналист Ян Флеминг , в годы войны с нацизмом служивший личным помощником шефа разведки британского королевского флота . После публикации первой книги, - Казино Рояль, Флеминг рассказал коллеге по Sunday Times, что интерес к написанию романа появился после того, как он прочёл во время войны в архиве разведывательной службы о приключениях Сиднея Рейли .

Прототипы Бонда

Уилфрид «Биффи» Дандердейл : Молодым офицером служил в России. В 1930-х начальник разведуправления в Париже. Друг Флеминга. Рассказывал, что Флеминг заимствовал его истории.

Порядковый номер Бонда - 007 - по одной из версий Флеминг позаимствовал у английского шпиона Джона Ди , который подписывал свои секретные донесения королеве Елизавете I глифом , изображающим два кружка и угловую скобку, похожую на цифру семь. Глиф обозначал то, что донесения предназначались исключительно для глаз монарха.

Таким образом и появился на свет офицер британской спецслужбы MI6, командор запаса Королевского военного флота и кавалер Ордена Святого Михаила и Святого Георгия Джеймс Бонд. Его родителями стали Эндрю Бонд, шотландец из Аргайла , и Моник Делакруа из швейцарского кантона Во . Национальности родителей Бонда были упомянуты в книге «». Относительно же даты рождения Джеймса Бонда нет единого мнения; в биографии Джона Пирсона упоминается 11 ноября 1920 года . В то же время в книге «Казино Рояль» указано, что Бонд купил машину в 1933 году , и стал опытным игроком в предвоенные годы. Ещё через две книги, в «Лунном гонщике», Бонд сообщает, что ему около 35-ти лет, в то время как сюжет относится к 1954 году . В «Живи только дважды» также сказано, что Джеймс Бонд родился в год Крысы ( / или /).

В новелле «На секретной службе Её Величества» упоминается фамильный девиз семьи Бондов: «Orbis non sufficit» («И целого мира мало»). Однако, вместе с тем отмечено, что семья Бондов с таким девизом - это не обязательно те самые Бонды, к которым относится Джеймс.

К своей работе и своему герою Флеминг относился без почтения. В разговоре с американским писателем-детективщиком Раймондом Чандлером Флеминг самокритично говорил: «Если у кого-то есть хоть грамм ума, то он вряд ли станет всерьёз рассуждать о таком герое, как Бонд». Тем не менее это не помешало ему написать полтора десятка историй, разошедшихся тиражом около 40 миллионов экземпляров. Непритязательные фантазии упали на благодатную психологическую почву пика холодной войны . К тому же читатели нашли в герое и его приключениях то, чего человек в обыденной жизни лишён: калейдоскоп экзотических стран и мест, обаяние и мужская сила, перед которыми не устоит никакая красавица, способность уйти от любой погони, пить не пьянея и другое.

Хотя Джеймс Бонд и является секретным агентом МИ6, он несколько раз появлялся в кадре в своей официальной военной форме коммандера ВМФ Великобритании.

Оружие Бонда

Ян Флеминг признавал сам, что не разбирается в оружии. Во время войны он получил служебный карманный FM. В руки своего героя он вручил не более мощную 6,35 мм Беретту, пока специалист по оружию Geoffrey Boothroyd не написал ему письмо с замечанием и советом. В результате Бонд поменял оружие на Walther PPK (Polizei-Pistole-Kriminal), - удачную модель завода Вальтер, выпускаемую с 1931 года. В благодарность Флеминг дал имя для эксперта по оружию "Q" "майор Boothroyd".

В 1980-х завод Walther пожелал извлечь максимум рекламной прибыли от бондианы для новых моделей оружия. С 1997 по 2006 у Бонда Walther P99 . В "Кванте милосердия " от 2008 Walther PPK вернулся.

В рекламе фильма от 1963 Шон Коннери стоит с известной гримасой на лице и с длинноствольным пистолетом в руке. Эта фото заставило посмеяться бесчисленное количество спортсменов-стрелков. На фото не всем известный Walther PPK , а обычный пневматический пистолет, стреляющий на десяток метров. При съёмках рекламы фотограф Дэвид Харн осознал, что надо вручить в руки Бонда Вальтер, как в книге, но поскольку никто из присутствовавших на месте не разбирался в оружии, срочно был приобретён в детском отделе Harrods пневматический Walther Luftpistole 53. Ошибку заметили, когда было уже слишком поздно - плакат был отдан в печать. Этот игрушечный пистолет был продан в 2010 на аукционе Christis за 277 000 фунтов.

Вещи Джеймса Бонда

В стиль Джеймса Бонда с самого начала входят самые лучшие костюмы и вещи. В качестве ручных часов был выбран Rolex. Когда часы для съёмок не удалось одолжить у фирмы, а бюджет фильма не позволял их купить, продюсер Альберт Брокколи снял с руки свой Rolex. Другие марки часов Бонда: Seiko, Bretling и Omega. Костюмы были поначалу от Antony Sinclair. Пирс Броснан оделся в итальянский Brioni . После того как Brioni отказался одевать Дениэла Крейга в свои костюмы, выбор продюсеров пал на - костюмы и смокинги от Tom Ford .

Напитки Джеймса Бонда

Сухой мартини, в глубоком бокале.
- Oui, monsieur.

Секунду, это ещё не всё. Три доли джина Gordon, одна водки, половина Kina Lillet. Взболтай это хорошо пока всё ледяное, затем длинную тонкую корочку лимона. Понятно?

A dry martini, he said. One. In a deep champagne goblet.

Oui, monsieur.
- Just a moment. Three measures of Gordon’s, one of vodka, half a measure of Kina Lillet. Shake it very well until it’s ice-cold, then add a large thin slice of lemon-peel. Got it?

Certainly, monsieur. The barman seemed pleased with the idea.

Gosh, that’s certainly a drink, said Leiter.»

Первый фильм о Джеймсе Бонде

Первой попыткой экранизации книг о Джеймсе Бонде стал эпизод в американском телесериале «Кульминация!» («Climax!»), вышедший на экраны в 1954 году . Эпизод был снят по мотивам первой книги Флеминга «Казино „Рояль“» , роль «Джимми Бонда» исполнил американский актёр Барри Нельсон . Ян Флеминг хотел пойти дальше и предложил известному британскому кинопродюсеру Александру Корде экранизировать ещё одну книгу - Живи и дай умереть или Лунного гонщика , однако Корда это не заинтересовало . 1 октября 1959 года Флеминг объявил, что напишет оригинальный киносценарий о Бонде для ирландского кинопродюсера Кевина МакКлори. К работе над сценарием был также привлечён известный сценарист Джек Уиттингэм . На место режиссёра планировалось пригласить Альфреда Хичкока , а на роль Бонда - Ричарда Бартона , однако позже от их кандидатур отказались . Вскоре выяснилось, что МакКлори не в состоянии обеспечить финансирование и фильм пришлось закрыть. Флеминг использовал сценарий для своего очередного романа Шаровая молния () .

Актёры, сыгравшие Джеймса Бонда

Шон Коннери (1962-1967; 1971; 1983)

Воплощением всех этих качеств стал первый Бонд - шотландец Шон (Томас) Коннери . В начале 1960-х он был малоизвестен. Но оба продюсера видели его в двух разных голливудских лентах. Кроме того, газета «Дейли экспресс» получила от читателей 6 миллионов ответов на вопрос, кого бы те хотели видеть в роли Бонда. Конечно, больше всего голосов получили звезды - Ричард Бартон, Гари Купер и другие, но и Коннери был в десятке после показа сериала «Анна Каренина» с его участием. Веско прозвучало и мнение жены Брокколи Даны о сексапильности молодого актёра. Ну и походка, конечно, сыграла свою роль: для человека атлетического склада она была необычно мягкой, «кошачьей». Согласно контракту Коннери подряжался сыграть в 5 картинах серии. Его гонорар за «Доктора Но» был определен в скромную сумму 6 тысяч фунтов.

Сам Флеминг был против Коннери. Шотландцу не хватало «обтёсанности», полагал создатель Бонда, который частенько вслед за другими завистниками называл Коннери за глаза «водилой». (Коннери - сын водителя грузовика, и сам в молодости подрабатывал этим делом.) Но Брокколи не хотел чрезмерной интеллигентности, ему виделся образ «среднеатлантического парня», приемлемого для американского зрителя. Ленты о Бонде принесли Коннери деньги, славу и творческие мучения. Дважды он давал слово, что больше не возьмется за эту роль, и дважды нарушал его. В 1971 году в «Бриллиантах навсегда» его соблазнили баснословным по тем временам гонораром в 1,25 миллиона долларов и долей в 12,5 % от прокатных доходов. В 1983 году причины участия в его последнем бондовском фильме "Никогда не говори «никогда» были скорее не материальные. Постаревший, вынужденный сниматься в парике, Коннери словно хотел доказать, что лучшего Бонда быть не может.

Одновременно он упорно стремился показать, что чего-то стоит и за рамками бондовских похождений. В 1986 году Британская академия киноискусства присудила ему звание «лучшего актёра» за роль в ленте «Имя Розы», а в 1987 году он получил «Оскара» как «лучший актёр второго плана» в фильме «Неприкасаемые». В июле 2000 британская королева пожаловала сэра Коннери рыцарским титулом.

По мнению зрителей, Коннери - лучший Бонд из всех. К слову, он единственный лауреат премии «Оскар» из всех шести исполнителей Бонда.

В первом фильме про Агента 007 сыграл в возрасте 32 лет. Официально завершил карьеру в роли Бонда в возрасте 41 года, а неофициально в возрасте 53 лет.

Суммарный бюджет фильмов с участием Шона Коннери: 31 миллион 800 тысяч долларов. Суммарные кассовые сборы: 631 миллион 600 тысяч долларов. Суммарный гонорар Шона Коннери: 18 миллионов 310 тысяч долларов (примерно 2 615 000 долларов за 1 фильм).

Шон Коннери, благодаря участию в бондиане, получил 8 премий и 2 призовых места из 13 номинаций:

  • Признание «Laurel Award» за участие в фильме в жанре action - «Доктор Но» (3 место).
  • Премия «Laurel Award» - лучший новичок (фильм «Доктор Но»).
  • Премия «Laurel Award» за фильм в жанре action - «Голдфингер».
  • Признание «Laurel Award» - звезда года (3 место). (фильм «Голдфингер»)
  • Премия «Laurel Award» за участие в фильме в жанре action - «Шаровая молния».
  • Номинация «Laurel Award» - звезда года (7 место). (фильм «Шаровая молния»)
  • Номинация «Henrietta Award» - мировой кинофаворит. (фильм «Шаровая молния»)
  • Номинация «Golden Laurel» - звезда года (11 место). (фильм «Живёшь только дважды»)
  • Премия «Золотой Глобус» - мировой кинофаворит (мужчина). (фильм «Бриллианты навсегда»)
  • Премия «Henrietta Award» - мировой кинофаворит (мужчина). (фильм «Бриллианты навсегда»)
  • Премия «Hasty Pudding Theatricals, USA» - человек года. (фильм «Никогда не говори „никогда“»)
  • Премия «Apex» за главную мужскую роль в фильме жанра action. (фильм «Никогда не говори „никогда“»)
  • Премия «Hasty Pudding Theatricals Award» - человек года. (фильм «Никогда не говори „никогда“»)

Любимые фильмы Шона Коннери со своим участием: «Из России с любовью» 1963 года и «Шаровая молния» 1965 года.

На русский язык Шона Коннери озвучивали Сергей Колесников и Владимир Антоник (фильм «Бриллианты навсегда»).

Джордж Лэзенби (1969)

Роджер Мур за участие в бондиане получил 3 премии:

  • Премия «Bambi» - награда немецкого телевидения (фильм «Живи и дай умереть»).
  • Премия «Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA» - самый популярный международный исполнитель.
  • Премия «Henrietta Award» мировому кинофавориту (фильм «Мунрейкер»).

Любимый фильм Роджера Мура со своим участием - «Шпион, который меня любил» 1977 года.

На русский язык Роджера Мура озвучивали Олег Семисынов (фильмы «Живи и дай умереть» и «Только для твоих глаз»), Сергей Колесников (фильмы «Человек с золотым пистолетом», «Лунный гонщик», «Осьминожка» и «Вид на убийство») и Александр Рахленко (фильм «Шпион, который меня любил»).

Тимоти Далтон (1986-1989)

Темноволосый, рослый и плечистый валлиец Тимоти Далтон (род. 21 марта ) с запоминающимися зелеными глазами и характерным углублением на подбородке, не особенно-то и рвался на роль Бонда. Он уже подростком знал, чего хочет в жизни, и получил хорошее актёрское образование. Успешно играл в Королевском шекспировском театре, и критика ставила его в один ряд с такой знаменитостью, как Ричард Бартон . Но и отказываться от роли суперагента Далтон не стал. Его Бонд в «Искры из глаз» (1987) и «Лицензии на убийство» (1989) несет многие черты зрелого актёрского дарования самого Далтона: минимизация секса и насилия, практически отказ от юмора. В то же время Далтон как бы снова очеловечил своего героя, сделав его менее зависимым от технических хитростей и спецэффектов и придав ему некий внутренний стержень. Кто-то оценил это. Например, в «Бондовской энциклопедии» Стивена Рубина говорится, что Далтон воссоздал Бонда, каким того видел Флеминг. «Тот Бонд пил и убивал, но только ради того, чтобы выжечь яд в своем организме, яд жестокости мира и его немыслимых перегрузок».

Далтон снялся в двух картинах о Бонде. На 1991 год планировался выпуск третьего фильма «Собственность леди», однако из-за судебных споров продюсеров производство фильма было остановлено. Далтон ждал несколько лет и даже поначалу отказался от роли Ретта Батлера в мини-сериале «Скарлетт» (1994), чтобы участвовать в съёмках новой картины о Бонде. Но время шло, а производство фильма не начиналось. И тогда Далтон даёт своё согласие на съёмки в «Скарлетт». Позднее, когда Альберт Брокколи и MGM решили всё-таки продолжить сериал о Бонде, был написан сценарий фильма «Золотой глаз». Роль Бонда вновь предложили Далтону, но он отказался. Тимоти объяснял это тем, что устал ждать эту роль в течение пяти лет. Тогда продюсеры обратились к Пирсу Броснану, который уже был однажды претендентом на роль агента 007. Броснан с радостью согласился и стал Бондом № 5. «Мне показалось, что с моих плеч свалилась огромная тяжесть, - рассказывает Тимоти Далтон о том, как он увидел афишу, на которой был изображен Броснан в роли Бонда. - Я почувствовал настоящую свободу. Джеймс Бонд отпустил меня, я вновь мог стать собой».

Единственный Бонд, который не был номинирован ни на одну премию. Однако, Тимоти Далтон получил высокие гонорары: $3 млн за фильм «Искры из глаз», $5 млн за фильм «Лицензия на убийство». Также ему предлагали $6 млн за фильм «Собственность леди» (позже переименованный в «Золотой глаз»).

В первом фильме про Агента 007 сыграл в возрасте 41 года. Официально завершил карьеру в роли Бонда в возрасте 42 лет.

Суммарный бюджет фильмов с участием Тимоти Далтона: 70 миллионов долларов. Суммарные кассовые сборы: 347 миллионов 400 тысяч долларов. Суммарный гонорар Тимоти Далтона: 8 миллионов долларов (примерно 4 000 000 долларов за 1 фильм).

Любимый фильм Тимоти Далтона со своим участием - «Лицензия на убийство». Из «чужих»: «Доктор Но», «Из России с любовью» и «Голдфингер» (все с Шоном Коннери).

На русский язык Тимоти Далтона озвучивали Владимир Герасимов (фильм «Искры из глаз») и Андрей Градов (фильм «Лицензия на убийство»).

Пирс Броснан (1995-2002)

Агент 007 в четырёх последующих фильмах серии («Золотой глаз», 1995; «Завтра не умрет никогда», 1997; «И целого мира мало», 1999; «Умри, но не сейчас», 2002) - это ирландец Пирс Броснан (родился в 1953 году). Хоть он и начал свою трудовую жизнь лондонским таксистом, его никогда не оставляло чувство, что самой судьбой ему предначертано сыграть Бонда. Он женился на Кассандре Харрис, которая играла в картине «Только для ваших глаз ». Во время съемок в 1981 году Пирс Броснан познакомился и с Роджером Муром, и с Альбертом Брокколи. "Всю обратную дорогу домой, - смеется актёр, - я без конца на все лады повторял: «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд». В 1986 году предначертание судьбы едва не исполнилось. В выборе между Далтоном и Броснаном Брокколи остановился на ирландце. Но тот, как назло, был связан контрактом с американской телекомпанией «Эн-би-си». Так роль ушла к Далтону. Правда, о Броснане сразу же вспомнили, когда стало ясно, что у Далтона пропал интерес к роли, а у продюсеров - к Далтону. Потом станет известно, что Брокколи связывался с Мелом Гибсоном и сулил ему 15 миллионов. К счастью для Броснана, Гибсон ответил, что роль Бонда ему слишком скучна. Броснан же согласился без промедления за десятикратно меньший гонорар. Друзья вспоминают: «Пирс был счастлив беспредельно. Только одно отравляло его радость - любимая Касси не дожила до этого дня». (Кассандра Харрис скончалась от рака в 1991 году.) Многие считают образ Бонда, созданный Броснаном, «таким, каким и должен выглядеть великий агент 007 в наши дни». «Он играет замечательно, - отозвался о работе собрата по цеху Бонд № 1 Шон Коннери. - И меня поражает, что и после Броснана они ещё собираются снимать новые фильмы про Бонда». Броснан недавно объяснил, почему он хочет расстаться со своим героем. «Роль мне нравится, но мне уже 50. Не хочу, чтобы люди видели, как я старею, как талия становится толще, а волосы жидкими». Некоторые эксперты видят в откровениях Броснана своего рода кокетство и считают, что он вполне ещё может изменить свое решение. Заслужил звание «Лучшего Бонда после Коннери», так как Броснан является самым успешным Джеймсом Бондом.

Пирс Броснан является самым кассовым и самым высокооплачиваемым Джеймсом Бондом из всех.

В первом фильме про Агента 007 сыграл в возрасте 42 лет. Официально завершил карьеру в роли Бонда в возрасте 49 лет.

Суммарный бюджет фильмов с участием Пирса Броснана: 467 миллионов долларов. Суммарные кассовые сборы: 1 миллиард 546 миллионов долларов. Суммарный гонорар Пирса Броснана: 41 миллион 100 тысяч долларов (примерно 10 275 000 долларов за 1 фильм).

Пирс Броснан за участие в бондиане получил 5 премий из 10 номинаций и 1 раз номинировался на антипремию «Золотая малина»:

  • Номинация «MTV Movie Award» за лучшую драку (вместе с Фамке Янссен) в фильме «Золотой глаз».
  • Номинация «Saturn Award» лучшему актёру за роль в фильме «Золотой глаз».
  • Премия «Walk of Fame» - звезда этой награды (фильм «Завтра не умрет никогда»).
  • Премия «Saturn Award» за роль в фильме «Завтра не умрет никогда».
  • Номинация «European Film Awards» За европейский вклад в мировое кино (фильм «Завтра не умрет никогда»).
  • Премия «Blockbuster Entertainment Award» Любимому актёру боевика за роль в фильме «И целого мира мало».
  • Премия «Empire Award» лучшему актёру за роль в фильме «И целого мира мало».
  • Номинация «Золотая малина» за худшую экранную пару (вместе с Дэнис Ричардс) в фильме «И целого мира мало».
  • Премия «Career Achievement Award» Пирсу Броснану за участие в фильме «Умри, но не сейчас».
  • Номинация «Saturn Award» лучшему актёру за роль в фильме «Умри, но не сейчас».
  • Номинация «Audience Award» лучшему актёру за роль в фильме «Умри, но не сейчас».

Также Пирс Броснан получил 1 премию за компьютерную игру:

  • Премия «Glow Award» за озвучивание в игре главного героя (Джеймса Бонда).

Любимый фильм Пирса Броснана со своим участием - «Умри, но не сейчас». Из «чужих»: «Из России с любовью» с Шоном Коннери и «Только для твоих глаз» 1981 года с Роджером Муром.

На русский язык Пирса Броснана озвучивали Владимир Антоник и Валерий Соловьёв (фильм «Умри, но не сейчас»).

Дэниел Крэйг (2006-н.в.)

Среди поклонников бондианы имеется значительное количество противников Дэниела Крейга в роли Бонда. Критика касается стиля актерской игры, личностных качеств Крейга (в частности, недостаточной мужественности) и даже цвета его волос (первый блондин среди всех артистов, игравших Бонда)

На русский язык Дэниела Крэйга озвучивал Валерий Соловьёв («Казино „Рояль“», «Квант милосердия», и «007: Координаты «Скайфолл»»).

«Джеймс Бонд 24» / Bond 24 (2014)

«Джеймс Бонд 25» / Bond 25 (2016)

Почётные награды и номинации фильмов о Бонде

Шон Коннери

  1. «Доктор Но» 1962 г.
    • Премия «Золотой Глобус» - многообещающий новичок (Урсула Андресс)
  2. «Из России с любовью» 1963 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («From Russia with Love»)
    • Премия «BAFTA» - лучшая операторская работа (Тед Мур)
  3. «Голдфингер» 1964 г.
    • Премия «Оскар» - лучшие звуковые эффекты (Норман Уонсталл)
  4. «Шаровая молния» 1965 г.
    • Премия «Оскар» - лучшие визуальные эффекты (Джон Стирс)
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая работа художника (Кен Адам)
  5. «Живёшь только дважды» 1967 г.
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая работа художника (Кен Адам)
  6. «Бриллианты навсегда» 1971 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучший звук (Гордон К. МакКаллум, Джон В.Митчелл, Ал Овертон)
  7. «Никогда не говори „никогда“» 1983 г.(неофициальный фильм)
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая женская роль второго плана (Барбара Каррера)

Джордж Лэзенби

  1. «На секретной службе Её Величества» 1969 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - многообещающий новичок (Джордж Лэзенби)

Роджер Мур

  1. «Живи и дай умереть» 1973 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшая песня («Live and Let Die»)
  2. «Человек с золотым пистолетом» 1974 г.
    • Премия «Golden Screen» - United Artists (distributor)
  3. «Шпион, который меня любил» 1977 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшие декорации
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшая песня («Nobody Does It Better»)
    • Номинация на премию «Оскар» - лучший оригинальный саундтрек
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («Nobody Does It Better»)
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучший саундтрек
  4. «Лунный гонщик» 1979 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшие визуальные эффекты
  5. «Только для ваших глаз» 1981 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшая песня («For Your Eyes Only»)
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («For Your Eyes Only»)
  6. «Осьминожка» 1983 г.
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучшая актриса второго плана (Мод Адамс)
  7. «Вид на убийство» 1985 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («A View to a Kill»)

Тимоти Далтон

  1. «Искры из глаз» 1987 г.
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший фильм
  2. «Лицензия на убийство» 1989 г.
    • Номинация на премию «Edgar» - лучший сценарий (Майкл Дж. Уилсон, Ричард Мэйбаум)

Пирс Броснан

  1. «Золотой глаз» 1995 г.
  2. «Завтра не умрёт никогда» 1997 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («Tomorrow Never Dies»)
    • Номинация на премию «European Film Awards» - выдающиееся достижение в мировом кино (Пирс Броснан)
  3. «И целого мира мало» 1999 г.
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший фильм
    • Премия «Empire Award» - лучший актёр (Пирс Броснан)
  4. «Умри, но не сейчас» 2002 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («Die Another Day»)
    • Премия «Cinescape Genre Face of the Future Award» - лучший новичок (Розамунд Пайк)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший актёр (Пирс Броснан)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший актёр второго плана (Тоби Стивенс)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучшая актриса второго плана (Хэлли Берри)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший фильм

Дэниел Крэйг

  1. «Казино „Рояль“» 2006 г.
    • Премия «BAFTA» - лучший звук
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая мужская роль (Дэниел Крэйг)
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучший адаптированный сценарий
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая работа оператора
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучший монтаж
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшие визуальные эффекты
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая работа художника-постановщика
    • Номинация на премию «BAFTA» - премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года
    • Номинация на премию «BAFTA» - премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму
  2. «Квант милосердия» 2008 г.
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучший звук
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшие визуальные эффекты
Русское название Оригинальное название Год Джеймс Бонд Режиссёр Бюджет Кассовый сбор
1 «Доктор Ноу » Dr. No Шон Коннери Теренс Янг $1 900 000 $59 567 035
2 «Из России с любовью » From Russia with Love $4 000 000 $78 896 765
3 «Голдфингер » Goldfinger Гай Хэмилтон $6 000 000 $124 881 062
4 «Шаровая молния » Thunderball Теренс Янг $10 600 000 $141 195 658
5 «Живёшь только дважды » You Only Live Twice Льюис Гилберт $19 500 000 $111 584 787
6 «На секретной службе Её Величества » On Her Majesty’s Secret Service Джордж Лэзенби Питер Р. Хант $12 000 000 $81 974 493
7 «Бриллианты навсегда » Diamonds Are Forever Шон Коннери Гай Хэмилтон $17 200 000 $116 019 547
8 «Живи и дай умереть » Live and Let Die Роджер Мур $17 000 000 $126 377 836
9 «Человек с золотым пистолетом » The Man with the Golden Gun Роджер Мур $17 000 000 $97 572 000
10 «Шпион, который меня любил » The Spy Who Loved Me Льюис Гилберт $34 000 000 $185 438 673
11 «Лунный гонщик » Moonraker $71 000 000 $210 308 099
12 «Только для твоих глаз » For Your Eyes Only Джон Глен $68 000 000 $195 312 802
13 «Осьминожка » Octopussy $67 500 000 $187 493 619
14 «Вид на убийство » A View to a Kill $70 000 000 $152 427 960
15 «Искры из глаз » The Living Daylights Тимоти Далтон $80 000 000 $191 285 897
16 «Лицензия на убийство » Licence to Kill Тимоти Далтон $82 000 000 $156 167 015
17 «Золотой глаз » Golden Eye Пирс Броснан Мартин Кэмпбелл $108 000 000 $348 895 621
18 «Завтра не умрёт никогда » Tomorrow Never Dies Роджер Споттисвуд $210 000 000 $339 340 102
19 «И целого мира мало » The World Is Not Enough Майкл Эптед $220 000 000 $361 832 400
20 «Умри, но не сейчас » Die Another Day Ли Тамахори $240 000 000 $431 971 116
21 «Казино Рояль » Casino Royale Дэниел Крэйг Мартин Кэмпбелл $192 000 000 $594 239 066
22 «Квант милосердия » Quantum of Solace Марк Форстер $200 000 000 $586 090 727
23 «007: Координаты «Скайфолл»» Skyfall Сэм Мендес $200 000 000 $708 370 000

Затраты на фильм и кассовые сборы (без учёта инфляции)

Название Бюджет
Маркетинг (реклама)
Кассовые сборы в США
Кассовые сборы в мире
(исключая США)
Доход студии от продаж DVD, VHS
и аксессуаров (США и мир)
Кассовые сборы в мире
(без инфляции
на сегодняшний день)
1 «Доктор Ноу » $1 900 000 $1 000 000 $16 067 035 $43 500 000 $22 100 000 $425 488 741
2 «Из России с любовью » $1 000 000 $1 000 000 $24 796 765 $54 100 000 $29 400 000 $555 909 803
3 «Голдфингер » $3 000 000 $3 000 000 $51 081 062 $73 800 000 $49 600 000 $868 659 354
4 «Шаровая молния » $5 600 000 $5 000 000 $63 595 658 $77 600 000 $56 600 000 $966 435 555
5 «Живёшь только дважды » $9 500 000 $10 000 000 $43 084 787 $68 500 000 $44 000 000 $720 388 023
6 «На секретной службе Её Величества » $7 000 000 $5 000 000 $22 774 493 $59 200 000 $32 400 000 $513 445 231
7 «Бриллианты навсегда » $7 200 000 $10 000 000 $43 819 547 $72 200 000 $45 700 000 $617 520 987
8 «Живи и дай умереть » $7 000 000 $10 000 000 $35 377 836 $91 000 000 $61 400 000 $785 677 477
9 «Человек с золотым пистолетом » $7 000 000 $10 000 000 $20 972 000 $76 600 000 $37 000 000 $426 826 774
10 «Шпион, который меня любил » $14 000 000 $20 000 000 $46 838 673 $138 600 000 $79 800 000 $666 367 656
11 «Лунный гонщик » $31 000 000 $40 000 000 $70 308 099 $140 000 000 $210 300 000 $624 527 272
12 «Только для ваших глаз » $28 000 000 $40 000 000 $54 812 802 $140 500 000 $88 350 000 $481 005 579
13 «Осьминожка » $27 500 000 $40 000 000 $67 893 619 $119 600 000 $81 800 000 $405 873 493
14 «Вид на убийство » $30 000 000 $40 000 000 $50 327 960 $102 100 000 $68 200 000 $316 186 616
15 «Искры из глаз » $30 000 000 $50 000 000 $51 185 897 $140 100 000 $70 200 000 $362 876 056
16 «Лицензия на убийство » $32 000 000 $50 000 000 $34 667 015 $121 500 000 $60 000 000 $271 586 451
17 «Золотой глаз » $58 000 000 $50 000 000 $106 429 941 $242 465 680 $145 600 000 $499 954 330
18 «Завтра не умрёт никогда » $110 000 000 $100 000 000 $125 304 276 $214 035 826 $147 400 000 $465 588 535
19 «И целого мира мало » $120 000 000 $100 000 000 $126 943 684 $234 888 716 $175 000 000 $504 705 882
20 «Умри, но не сейчас » $140 000 000 $100 000 000 $160 942 139 $271 028 977 $206 500 000 $546 490 272
21 «Казино Рояль » $150 000 000 $120 000 000 $167 445 960 $426 793 106 $79 389 671 $640 803 677
22 «Квант милосердия » $200 000 000 $100 000 000 $168 368 427 $417 722 300 $43 109 784 $586 090 727
ВСЕГО $1 019 700 000 $905 000 000 $1 553 037 675 $3 325 834 605 $1 833 849 455 $12 252 408 491
  • Всего расход студий на съёмки и рекламу Бондианы составили $1 924 700 000, а прибыль (кассовые сборы и пр.) составила $6 712 721 735.

Неофициальные фильмы

Эти фильмы были сняты не на студиях United Artists / MGM

  • «Казино Рояль » - 1954 - Бонда играет Барри Нельсон
  • «Казино Рояль » - 1967 - Бонда играют Питер Селлерс и Дэвид Нивен
  • «Никогда не говори „никогда“ » - 1983 - Бонда играет Шон Коннери

Игры о Джеймсе Бонде

  • 007 Legends (PC, PS3, Xbox 360, Wii U)
  • GoldenEye 007: Reloaded (PS3, Xbox 360, Wii)
  • James Bond 007: Blood Stone (PC, PS3, Xbox 360, NDS)
  • James Bond 007: Quantum of Solace (PC, PS3, PS2, Xbox 360, Wii, NDS)
  • James Bond 007: From Russia With Love (PS2, PSP, Xbox, Gamecube)
  • GoldenEye: Rogue Agent (PS2, Xbox, Gamecube, NDS)
  • James Bond 007: Everything or Nothing (PS2, XBOX, Gamecube, Gameboy Advance)
  • James Bond 007: NightFire (PC, MAC, PS2, XBOX, Gamecube, Gameboy Advance)
  • James Bond 007: Agent Under Fire (PS2, Xbox, Gamecube)
  • 007 Racing (PS1)
  • 007: The World is Not Enough (PS1, N64, Gameboy Color)
  • 007: Tomorrow Never Dies (PS1)
  • James Bond 007 (Gameboy)
  • James Bond 007: The Duel (Sega Mega Drive, Sega Master System, Sega Game Gear)
  • James Bond Jr. (NES, SNES)
  • James Bond: The Stealth Affair (PC, Amiga, Atari ST)
  • The Spy Who Loved Me (C64, Amstrad CPC, Atari ST, Spectrum)
  • 007: Licence to Kill (PC, C64, MSX, Spectrum)
  • Live and Let Die (C64, Amstrad CPC, Amiga, Atari ST)
  • James Bond 007: The Living Daylights (C64, Amstrad CPC, BBC Micro)
  • James Bond 007: Goldfinger (PC, Apple II)
  • James Bond 007: A View to a Kill (PC, Apple II)
  • James Bond 007 (C64, Colecovision, Atari 2600, Atari 5200)

Книги о Джеймсе Бонде

Пародии и аналоги

  • Агент 00X

См. также

  • Фильмы о Джеймсе Бонде

Библиография

Образу Джеймса Бонда посвящена книга Андрея Шарого и Натальи Голицыной «Знак 007: Джеймс Бонд в книгах и на экране» (2010)

Давайте же посмотрим, кто был реальным прототипом "Агента 007". Похождения Джеймса Бонда уже давно стали классикой мирового кинематографа. Опасные похождения, амурные связи тайного агента вот уже несколько десятилетий не устают восхищать восторженных зрителей. А между тем, экранный герой имел под собой реального прототипа, действующего на стороне британской разведки.

В последнем фильме о Джеймсе Бонде «Координаты "Скайфолл"» действие разворачивается в казино Макао. Обязательная дань уважения истокам. Aston Martin, красивые женщины и, самое главное, казино: в саге о 007, придуманной писателем Яном Флемингом, в основе всего лежит казино Estoril в Португалии. Именно за этими столиками на побережье Атлантики в годы Второй мировой войны Флеминг впервые увидел в действии Джеймса Бонда.

Однако его настоящее имя было Попов, Душко Попов.

Серб, из богатой семьи, родился в 1912 году, учился в Германии в университете города Фарнбурга. После того, как его начала вербовать немецкая разведка - в лице университетского приятеля - он отправился в Белград, где пошел в британское посольство, решив работать на английскую MI6, став двойным агентом. Попов был успешным юристом, с подлинными интересами бизнеса в Лондоне и Лиссабоне. Поэтому, как и многие его коллеги, включая Флеминга, работавшего на Ее Величество, Попов оказался в нейтральной Португалии в Кашкайше, пригороде Лиссабона, столицы шпионов.

Нейтральная страна является идеальной средой для шпионажа во время войны. Официальные ведомства воюющих сторон хорошо финансировали свои разведывательные машины. В годы войны здесь действовало целых пятьдесят спецслужб. Их агенты были «камерами, микрофонами и компьютерами» разведки. Местом встречи стало самое большое казино Европы «Эшторил Palаcio».

Но «официальных шпионов» превосходила армия внештатных любителей: официанты, уборщики, водители такси и лавочники, которые смотрели, слушали и сообщили информацию тому, кто платит. В документах американской разведки за 1943 год сообщалось, что «поразительно высокая доля населения работают на одном или нескольких разведывательных служб». Лихорадка шпионажа охватила Лиссабон, став для местных жителей и чем-то вроде стиля времяпрепровождения.

Американский корреспондент Полли Пибоди отмечала, что выглядящие как шпионы посетители время от времени задерживались в барах и кафе, в это другая часть клиентуры с напряженным любопытсвом ждала развития событий или даже столкновений. При этом сложно было сказать, кто из них на самом деле был шпионом, а кто просто посетителями кафе. Кроме того, была еще одна группа, которая наблюдала за всеми. Португальская тайная полиция не только арестовывала шпионов (чаще немцев), но и выступала арбитрами сторон. Причем ее меньше интересовали иностранные работники резидентур, чем португальцы, на них работавшие.

Элита шпионов были двойными агентами. Хотя после окончания войны многие из этих людей растворились в неизвестном направлении, часть из них вошла в сферу фольклора.


Душан Попов

Например - Гарбо, он же Хуан Пуйоль Гарсия чья карьера в качестве шпиона началась еще более странно, чем можно было бы придумать. В начале войны он обладал твердыми убеждениями о добре и зле и талантом записного вруна.

Испанец Гарбо захотел быть шпионом, потому что он очень не любил немцев. Он самостоятельно связался с британским посольством в Мадриде, где ему совершенно не поверили. Тогда он связался с немецкой военной разведкой Абвер, которые ему настолько поверили, что отправили его снять деньги в фунтах стерлингах в португальском банке. В Португалии он то ли купил, то ли выкрал у кого-то въездную визу в Аргентину, и взял ее с собой в Мадрид, где предложил абверу отправиться в Британию через Аргентину. Абвер выдал ему невидимые чернила, книги кодов и $ 3000.

Но Гарбо не поехал в Англию. Он остался в Лиссабоне, где он купил карту, путеводитель и англо-французский разговорник военных терминов (поскольку не говорит по-английски) и использовал их вместе со своими уникальными способностями к вранью для составления отчетов немцам о передвижении англичан. Которые полностью придумывал. Но делал это настолько хорошо, что один из его «отчеты» о сборе британского флота на Мальте заставил немцев отправить конвой на перехват, попутно возбудив интерес MI6 к «новой шпионской сети».

Шесть месяцев действовал немецкий шпион Гарбо «в Англии», совершая подвиги по составлению «отчетов о передвижении противника» из Лиссабона во имя фатерлянда. Его донесения, подписанные псевдонимом «Мистер Смит-Джонс» изобиловали весьма ценной стратегической информацией. Он добросовестно штудировал старые журналы, выуживая оттуда данные о планах британской армии. Однажды, вычитав в туристическом справочнике о напряженном движении на одной из линий железной дороги, Гарсиа тут же придал этому району особое назначение в системе обороны острова. Пока он получал щедрые вознаграждения от абвера, MI6 никак не могли установить его личность.

И только тогда, когда он заявился в американское посольство в Лиссабоне, его признали, завербовали и привезли в Англию. Здесь уже под прямым контролем MI6 и «началась настоящая работа». Была выстроена имитация агентурной сети из «американского солдата, голландской стюардессы, националиста из Уэльса и смазливой машинистки одного важного правительственного учреждения», которая начала сливать немцам дезинформацию самого высокого качества. И если в начале враки Гарбо были достаточно смешны, то к 1944 году, тонкости и психология его докладов сделало его для абвера самым надежным из агентов. И очень ценным активом для союзников.

MI6 сделал Гарбо центром дезинформации по прикрытию высадки англосаксов в Нормандии. Так Гарбо оказался одним из самых успешных шпионов Второй Мировой. И показал уровень абвера. Нельзя назвать деятельность нацисткой разведки явно подрывной, но то, что глава немецкой разведки адмирал Вильгельм Канарис участвовал в заговорах против Гитлера, говорит о многом.

Абвер был далеко не самой эффективной разведывательной службой. Между тем, абверу все же удалось проникнуть почти в каждый аспект португальской жизни, - от правительственных ведомств до борделей. Немцы прослушивали министерство иностранных дел, офис Салазара, подкупали чиновников и имели гораздо более широкую сеть информаторов, чем англичане. И платили своим агентам в 10 раз больше. Что не могло не радовать немецких шпионов - на кого бы они на самом деле не работали. Включая все того же Душана Попова.

При этом в рассекреченных отчетах говорится, что Душко никогда не упускал возможности испортить немцам боевое настроение. Однажды он даже сказал, что Германия проиграет эту войну из-за низкого морального духа народа и экономического кризиса.

В Лиссабоне Душко Попов работал вместе с не менее ярким агентом Карстовым, который получал наслаждение от шпионажа. По одиночке каждый из них фактически был кинематографическим клише шпиона. Попов (кодовое имя «Иван»), выезжал скрытно в автомобиле Карстова из его мавританской виллы в Кашкаише. Он же обучал Попова как избежать слежки, тайнописи, обращению со скрытыми камерами и кодированием, отправляя сообщения через свою личную секретарше, которая стала его любовницей и партнером по игре в казино.

Руководителем же иберийского филиала MI6 и непосредственным начальником Попова со стороны англичан, был Ким Филби, бывший одновременно русским агентом, позже бежавшим в Советский Союз. Со своими коллегами из MI5 - Гаем Берджессом, Энтони Блантом, Джоном Кайнкроссом (MI6) и Дональдом Маклином (МИД) ныне известными, как «кембриджская пятерка». Они-то и дали Попову кодовое имя «Tricycle» («трехколесный велосипед»), видимо, из-за его склонности к групповому сексу.

Он водил своих любовниц в Englishbar ресторана Cimas, а вечера проводил в самом казино Estoril. Именно там в 1941 году Флеминг видел, как Попов проигрывает в казино деньги, выделенные на выполнение задания - 50 тысяч долларов (более полутора миллионов по сегодняшнему курсу). Однако Попов блефовал против литовца, державшего банк. Благодаря этому он заполучил главную роль на страницах «Казино Рояль», романа, который Флеминг написал, основываясь на португальских воспоминаниях.

Сам Душан Попов мемуарах «Шпион-контршпион» писал: «Мне рассказывали, что Ян Флеминг говорил, будто бы он списал своего Джеймса Бонда с меня. Возможно, это и так. Я общался с Флемингом в Лиссабоне за несколько дней перед моим отлетом в Соединенные Штаты. Он повсюду сопровождал меня и, возможно, воплотил в книге то, что произошло однажды ночью».

Дело в том, что Душко Попов получил тогда от абвера 80 тысяч долларов, которые предназначались для создания немецкой сети в США. И решил позлить Флеминга.

«Вероятно Флеминг пронюхал об этом деле... Я вышел из своего номера в Palacio Hotel и спустился в холл. В кармане моего вечернего костюма лежала толстая пачка банкнот. Я предпочитал носить деньги с собой вместо того, чтобы привлекать внимание к ним, оставляя в сейфе отеля. Заметив Флеминга, я не придал этому значения. Затем я пошел в бар выпить перед ужином - и снова столкнулся с ним. Ужинал он в том же ресторане, что и я. Все это привлекло мое внимание, и я, решив проверить свои подозрения, умышленно неторопливо вошел в парк, ведущий в Estoril Casino. Флеминг следовал за мной. Наличие человека из МИ-6 у меня "на хвосте" в этот момент было забавно, я знал, что он мог охранять только деньги, но не меня. У английской разведки было достаточно оснований доверять мне. Секреты, которые я нес в голове, были гораздо ценнее 80 тысяч долларов...

Мы прогуливались по залам казино, моя "тень" и я, наблюдая игру. И тут я не знаю, какой черт в меня вселился: возможно, постоянное присутствие Флеминга у меня за спиной так на меня подействовало. Но когда один из игроков в мою любимую Bete noire в очередной раз начал блефовать, я невозмутимо объявил: "Пятьдесят тысяч долларов!" - и, отсчитав нужную сумму, положил на зеленое сукно солидную пачку купюр. Все притихли, Я бросил взгляд на Флеминга. Его лицо позеленело от злости.

Было очевидно, что зарвавшийся игрок таких денег с собой не имел. "Я полагаю, - обратился я к главному крупье, - что казино поддержит ставку этого человека". Тот, покачав головой, ответил отказом. В притворном гневе я сгреб деньги со стола и, положив их обратно в карман, сказал: "Надеюсь, вы доведете это до сведения управляющего и в дальнейшем подобная ситуация не повторится". Флеминг был вознагражден за свои волнения. Его лицо расплылось в довольной улыбке».

Если проследить перемещения Яна Флеминга по миру, начиная с 1938 году, маршруты покажутся загадочными. Вот он становится по примеру старшего брата репортером агентства «Рейтер». Затем он едет в Москву по заданию редакции. Спустя некоторое время он вновь едет в СССР, где работает в качестве корреспондента «Лондон Таймс». При этом Флемминг собирает информацию для Министерства Иностранных Дел Британии - поскольку с летом 1933 года он становится правой рукой главы разведывательной английской службы MI6 Стюарта Мензиса.

А сам глава MI6 в Лондоне продолжал держать Попова для сверхсекретной роли - получения информации от Канариса о планах свержения Гитлера.

После немецкого вторжения в Югославию прикрытия Попова в качестве бизнесмена в Лиссабоне перестает работать, тогда немцы находят ему другое задание - под прикрытием сотрудника югославского Министерства информации, базирующегося в Нью-Йорке, создать немецкую агентурную сеть. Для этого он совершенствует свой имидж плейбоя. Во время своего перелета на самолете из Лиссабона в Нью-Йорк, его карманы были заполнены шпионскими принадлежностями для микрофотографии, кристаллами для создания невидимых чернил в бокале вина, используемой для кодировки книгой Вирджинии Вулф «Ночь и день» и с 80000-тысячами долларов наличными (упомянутыми выше).

В Нью-Йорке он останавливается в Waldorf Astoria и в первый же день во время прогулки по Манхэттену покупает на немецкие деньги кабриолет Buick с сидениями из красной кожей, - которые поадается ему на глаза в витрине автосалона. После этого он снимает апартаменты и тратит $12000 на обстановку и китайского дворецкого. При этом он общается с потрясающими женщинами, такими, как французская актриса Симона Симон и не выполняет никакой работы. В результате своим поведением он вызывает стойкое отвращение у директора ФБР Эдгара Гувера (которому Попова англичане «сдали в аренду»), а также оказывается не в состоянии найти ни одного немецкого шпиона в США. Его расходы растут и немцы отказываются посылать ему больше денег.

В результате Гувер указал Попову на дверь, проигнорировав досье, полученное Душаном Поповым от немцев, о предстоящем налете на Пёрл-Харбор (весьма вероятно, что сделал это намеренно - с тем учетом, что финэлита хотела, чтобы США вступили в войну). И MI6 пришлось отзывать его в Лондон.

Хотя во время своего пребывания в Нью-Йорке Попов не добился результатов и для немцев, те дают ему еще $ 25 000 на возвращение. Но и MI6 на него не особо злиться. Позже глава MI5 в своих мемуарах отмечал «способности Попов убеждать немцев грубой силой личности были замечательными», что делал его бесценным каналом для передачи дезинформации, привлекательным для немцев и для англичан.

В качестве агентурного плана он участвовал в организации «псевдо побега» 150 югославских военных чиновников в Великобританию. Во время пути через Францию ​​в группу были внедрены немецкие шпионы, а затем, как только те очутились в Гибралтаре, все они стали двойными агентами Британии. Этот план существенно укрепил сеть агентуры Попова и позволил ему встретиться с братом Иво, с которым надеялся вместе вернуться в Англию. Тот не знал, что он был двойным агентом, хотя оба работали на англичан.

В то время как Ян Флеминг следил за Поповым, другой британский романист делал свои заметки еще об одном секретном агенте под кодовым именем Остро, который вместе с Гарбо и «Трициклом» стали превосходным материалом для создания литературного характера. Грэм Грин также работал с Кимом Филби в течение короткого времени в британском офисе разведки в то время как они мучают на шпиона, который действовал как двойной агент, но не был под их контролем. MI6 обнаружило, что Остро имеет прямой доступ к немецкому верховному командованию и его способности оставаться нераскрытым, что было очень опасным.

Сведения об Остро, он же Пауль Фидрмук (Paul Fidrmuc), были отрывочными, но англичане говорили, что он поставлял немецкой разведке ложную информацию. Дико и экстравагантно ложную. Особенно раздражало и было достаточно для планирования его убийства MI6 - то, что высокопоставленные немецкие военные приезжали в Лиссабон, чтобы советоваться с ним и получать отчеты «настолько конфиденциальных, что могли быть получены только при прямом контакте». Отчеты, которые в британской разведке предпочитали называть «дурным юмором» и «фантастически неправильными». Между тем, прогнозы Остро были пугающе точным - по информации, которую он получил от сотрудника штаба фельдмаршала Монтгомери, высадка должна проходить на полуострове Шербур, что он сообщил немцам, пожалуй, не зная, что он сделал одно из самых важных разведывательных сообщений второй половины Второй Мировой Войны.

Но немцы не предприняли никаких действий по этой новости, поскольку они прислушивались к «более убедительным» отчетам Гарбо, которые сообщали, что Нормандия лишь отвлекающий маневр, а реальное вторжение состоится в Па-де-Кале. Оба шпиона пережили войну, хотя о Paul Fidrmuc не много известно после того, как он был освобожден американскими властями. Они не нашли ничего, в чем бы можно было его обвинить, не был членом нацисткой партии, и не причастен к военным преступлениям.

Более соответствуя имиджу героя шпионского романа, Гарбо сначала подделал документы о своей смерти, а затем скрылся Венесуэле, где держал сувенирный магазин в течение почти 40 лет, вплоть до своей смерти в 1988 году.

После войны Попов остепенился. Он умер в 1981 году в возрасте 69 лет, оставив после себя троих детей и жену Джил, 30-летнюю шведку, которая бы неплохо смотрелась рядом с самыми разными Джеймсами Бондами во всех казино мира.

Все они боролись, как могли, за счастье частных владельцев Банка Англии. Не случайно деятельность британской разведки финансируется из личных фондов Её Величества. (Секре́тная разве́дывательная слу́жба (англ. Secret Intelligence Service, SIS), MИ-6 (англ. Military Intelligence, MI6) — государственный орган внешней разведки Великобритании. До принятия парламентом Закона о разведывательной службе в 1994 году не имела никакой правовой базы для своего существования и деятельности, а само её существование не подтверждалось правительством Соединённого Королевства.)

источники

Поделиться