Иоанн богослов 2 послание. Второе Послание Иоанна Богослова

20.01.2010

Дэвид Джекман

Послания Апостола Иоанна

2 Послание Иоанна 19. Приоритеты истины и любви

1 Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все познавшие истину. 2 Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами в век:

3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в ис тине и любви.

4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих хо дящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предпи сывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это - та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. 9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; 11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Второе и Третье послания Иоанна, так же, как Послание к Филимону, наиболее точно отражают ту манеру писать письма, которая была принята в первом веке. Их длина определялась, как правило, тем, что писались они на одном листе папируса; содержание было обусловлено вполне конкретными обстоятельствами, в связи с чем они были адресованы определенному получателю. Эти предпосылки нам в какой-то степени знакомы, поскольку мы уже изучали Первое послание Иоанна, а основные темы этого Послания остаются теми же - приоритеты истины и любви.

Благая весть продолжала быстро распространяться. Домашние церкви возникали по всему греко-римскому миру. Послания Апостолов передавались из рук в руки в религиозной среде, но поколение самих Апостолов к этому времени уже умерло. Действительно, Иоанн был единственным, оставшимся в живых из тех двенадцати, с которых все начиналось. Тот заботливый надзор по отношению к церквам, который описан в Деяниях Апостолов, был теперь невозможен. В то же время число проповедников и миссионеров продолжало возрастать.

Но кто их автор и к кому они обращены? Безымянный писатель представляется просто как старец (ст. 1). С очень давних пор Послание приписывается Апостолу Иоанну, однако без полемики дело и тут не обошлось. Документов раннего периода, которые могли бы послужить доказательством такого утверждения, очень мало, хотя канон Муратория1, содержащий фрагменты из книг Нового Завета и появившийся в Риме около 200-го года, включает первое из двух этих Посланий. Ириней Лионский (приблизительно 175-195 г.) цитирует отрывки из 2 Послания Иоанна, однако Евсевий (приблизительно 265-339 г.) в своей Истории церкви упоминает о 2 и 3 Посланиях Иоанна как текстах, авторство которых оспаривалось, но, тем не менее, было признано церковью (той же точки зрения придерживались Ориген и Джером). Еще одно упоминание мы находим у Папия (приблизительно 60-130 г.), епископа из Гераполиса во Фригии, про которого рассказывали, что он слышал самих Апостолов. Он утверждает, что некоторые ученые приписывали эти два коротких Послания «Иоанну-пресвитеру (старцу)», то есть, совершенно другому человеку.

Главное - понять, мог ли Апостол Иоанн назваться «старцем». Дебаты ученых по этому поводу продолжаются до сих пор2. Характеризуя себя как «старца», автор, по-видимому, не сомневался, что этого будет достаточно для того, чтобы его читатели поняли, от кого это послание. Хотя греческое слово (presbyteros), употребленное здесь, буквально означает «старый человек», существует небольшое сомнение, действительно ли здесь «имеется в виду возраст, или речь идет об официальном положении»? 1 Апостол Петр в своем Первом послании 5:1 (НАБ) применил, характеризуя себя, то же самое слово 2, не нанеся ни малейшего вреда своему авторитету. Это кажется убедительным доводом в пользу того, что Апостол Иоанн мог поступить точно так же, в особенности в то время, когда он был уже не только действительно старым человеком, но и последним из двенадцати. Тот, чье отношение к читателям было подобно отцовской привязанности к своим детям, вполне мог назвать себя старцем. Несомненно, содержание и словарный запас всех трех Посланий указывают, что за ними стоит один автор, имя которого, как считает Ф. Ф. Брюс, «вряд ли может быть поставлено под сомнение» 3. К этому можно еще добавить, что Апостол Иоанн во всех отношениях является наиболее подходящим кандидатом на роль автора этих Посланий.

К кому, в таком случае, «старец» обращается? К какой избранной госпоже и детям ее адресовано это Послание? Некоторые считают, что адресатом являлась совершенно определенная личность женского пола по имени Кириа (здесь употреблено греческое слово kyria) или же госпожа Электа 4, последовательница Климента Александрийского. Некоторые старейшие комментаторы, и среди них Пламмер, рассматривают эту «госпожу» как вполне определенную женщину, имеющую много детей, которых она вела путями Господними. Но большинство современных комментаторов (включая Уэст-

Этот фрагмент был найден ученым Мураторием в Миланской библиотеке, здесь дан исторический обзор почти всех новозаветных книг (см. Толковую Библию, втор, изд., институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 г., т. 3, с. 6 - прим. ред.).

2 Для ознакомления с содержанием всей дискуссии, касающейся данной проблемы, см. Маршалл, с. 42-49.

* Уэсткотт, с. 223.

В русском тексте оно переведено иначе - как «соучастник», прим. перев.

3 Брюс, с. 136. Это имя переводится как «избранная», прим. перев.

котта, Ленски, Брюса и Маршалла) считают, что это собирательный образ и что Послание адресовано одной из местных церквей, которая и олицетворяет собой «госпожу». Другие (например, Бультман) полагают, что здесь говорится в более широком смысле о католической или даже о всемирной церкви; однако в таком контексте церковь вряд ли может иметь сестру (ст. 13).

Это один из вопросов, в ответе на который мы не можем быть уверены полностью. Если вспомнить, что греческое слово kyria представляет собой женский род от слова kyrios (Господь) и что прилагательное избранная часто употребляется применительно к церкви как невесте Христовой, то мнение о том, что Послание адресовано церкви, приобретет в наших глазах больший вес. В стихах 1 и 4 говорится о детях госпожи, то есть, в этом контексте о членах церкви. Еще больше нас убеждает в правильности нашего подхода дополнительное разъяснение автора о том, что все познавшие истину любят ее, точно так же, как это делает он сам (ст. 1). Здесь затронута одна из величайших тем, к которым постоянно возвращается Иоанн, - тема взаимной любви между христианами, как на индивидуальном, так и на более общем уровне. Трудно представить себе, чтобы эти слова относились к одной-единственной семье, пусть даже хорошо знакомой автору; но они выглядят совершенно естественно применительно к одной из поместных церквей, если считать, что речь идет об общении между ней и другими церквами в той же провинции или области.

В стихе 1 Иоанн говорит о том, что любит своих читателей по истине, это может означать: «на самом деле» или «искренне». Именно такой смысл имеет употребленное здесь греческое слово. В стихе 2 Иоанн разъясняет более подробно, что его любовь основана именно на истине (ради истины), потому что только истина является той основой, на которой могут возникнуть достаточно серьезные взаимоотношения между христианами. Знание истины - а истина эта в Иисусе Христе - связывает нерасторжимыми узами всех, кто посвящен в нее. Еще из Первого послания можно было сделать вывод, что познать Христа - значит полюбить Его, а полюбить Его - значит полюбить всех тех, кто пребывает в Нем. К пониманию этого мы приходим через веру. Взаимная поддержка, забота и любовь, которые связывают верующих, имеют некоторые характерные особенности, о чем свидетельствует та же самая истина. Иисус и в самом деле был Тем, Кем Он Себя провозглашал, поэтому только полагающийся на Него полностью преображается под влиянием веры и возникших на ее основе взаимоотношений. Как Иоанн уже не раз подчеркивал, истина для христианина имеет первостепенное значение. Это вовсе не означает, что все члены церкви должны быть сделаны по одному образцу, что между ними не может быть никаких расхождений по религиозным вопросам или что их притягивает друг к другу какой-то общий интерес, как это бывает в светских клубах. Христианское братство основано исключительно на истине, а истина - единственное, в результате чего может возникнуть agape (то есть, любовь, основанная прежде всего на самоотдаче), так как только истина имеет необходимую внутреннюю силу и опирается на вечную реальность. Истина пребывает в нас (буквально «остается», «сохраняется»), если мы понимаем, в чем она состоит, верим в нее и применяем на практике. Если истина глубоко проникнет в нашу духовную жизнь, мы никогда не пожалеем об этом, потому что Божья истина не устаревает со временем и нет ничего, способного ее перечеркнуть или хотя бы умалить ее значение. Поучительно, что Иоанн говорит здесь о Слове Божьем теми же выражениями, которыми Сам Господь говорил, обращаясь к Своим ученикам, о Духе Святом: «Он [Дух] с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17). Поскольку «Дух есть истина» (1 Ин. 5:6), становится ясно, что именно истина пребывает в нас. Это напоминает нам о том, какими бесплодными и не отвечающими духу Библии оказываются все попытки произвольного толкования Божьего Слова, а также самих слов «Святой Дух», или, тем более, стремление придерживаться одного, пренебрегая другим. Учение, которое проводит грань между Словом Божьим и Духом Святым, истиной и любовью, разумом и сердцем, теоретической доктриной и опытом повседневной жизни не только пагубно влияет на целостность личности христианина, но и разрушает саму суть того, на что опираются свидетельства Апостолов. Стих 3 фактически представляет собой приветствие, обращенное к нам, читателям. В те времена приветствие в посланиях часто сводилось к одному слову (см., например, Деян. 23:26). В христианской среде было принято употреблять более пространные выражения, включающие, по крайней мере, слова: «Да будет с вами благодать и мир от Бога». Приветствие Иоанна больше похоже на благословение. Так же, как в стихе 2, где сказано, что истина... будет с нами, он и здесь употребляет глагол «будет» и выражает пожелание, чтобы благодать, милость и мир «всегда оставались с нами» 1. Благодать (незаслуженное расположение) берет начало в сердце Божьем и проявляется в милости к людям. Мы испытываем их влияние на себе благодаря счастливому ощущению мира в душе, которое они порождают. Эти три составляющих можно объединить одним емким словом - «спасение». Именно оно наиболее полно характеризует ту новую реальность, в которой мы оказываемся теперь погружены и в которой Бог дает нам то, чего мы вовсе не заслуживаем (милость), а также избавляет нас от неминуемого наказания. Благодать, милость и мир изливаются на нас через «Сына Отчего», нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Поэтому истина, сокрытая во Христе и в том, что Он совершил ради нас, всегда сосуществует с любовью, которую мы ощущаем, если верим в Него. Утверждение, что человек Иисус Христос в то же время - вечный Сын Отца, единственного истинного Бога, является объективной реальностью, это поддерживает нас в личном опыте этой любви, дает надежду на спасение и служит той основой, которую ничто не может поколебать.

1. Приоритеты и жизнь в соответствии с ними (ст. 4-6)

Нет ничего удивительного в том, что истина является первым приоритетом, на который обращается наше внимание даже в приветствии, открывающем Послание. Иоанн весьма обрадовался, что нашел учеников-христиан ходящих в истине и подтверждающих тем самым, что они - дети Божьи и принадлежат к Божьей семье (ст. 4). Как обычно в Священном Писании, здесь очень точно уравновешены между собой верховная власть Бога и обязанности, возлагаемые на человека. Если на самом деле истина... пребывает в нас... и будет с нами в век (ст. 2), то ходить в истине (ст. 4) - прямой долг всякого христианина. По этому поводу не может быть двух мнений; это основной элемент нашего ученичества. Божья истина, высочайшим проявлением которой было «Слово жизни», без малейших отклонений запечатленная в рукописном Слове, указывает направление, и, руководствуясь им, христианин проходит свой земной путь, пока небеса ни призовут его. Этим путем мы и должны следовать. Желая совершить путешествие, мы изучаем карту и движемся в соответствии с ее указаниями; никакой другой подход не приведет нас к цели. Нельзя достигнуть севера, направляясь на запад.

Существует более веская причина, заставляющая нас действовать в соответствии со сказанным выше, и здесь Иоанн напоминает нам о ней. Мы должны ходить в истине, так как мы получили заповедь от Отца (см. 1 Ин. 3:23). Иоанна беспокоило то, что лишь не-

1 Ленски, с. 559.

которые из детей шли верным путем (хотя, конечно, Иоанн не встречался со всеми членами церкви). Представляется весьма вероятным, что одной из причин, подтолкнувших его к написанию этого Послания, было желание указать на ошибку - слишком вольное отношение к заповедям, которой уже в те времена были «заражены» некоторые прихожане.

Наставление, отчетливо звучащее в стихе 5, в какой-то степени противопоставлено общему фону любви и заботы, которым проникнут стих 4. Мы должны помнить и применять на практике заповедь, с которой начинается духовный опыт каждого верующего - и ныне прошу.., чтобы мы любили друг друга. Здесь мы встречаемся с другим величайшим библейским приоритетом, неизменно следующим за первым, то есть за истиной. Эта тема была полностью раскрыта в Первом послании (см. 1 Ин. 2:7-11; 3:14-18; 4:12,20-21), но сколько бы мы ни возвращались к ней, это не будет слишком часто. Бог призывает нас верить и любить. И то, и другое в равной степени существенно. Сейчас для нас в этом нет уже ничего нового, однако когда впервые об этом говорил Господь наш Иисус, Его слова звучали как новая заповедь (Ин. 13:34). Теперь же это основное, что требуется от каждого христианина.

Все сказанное в полной мере может быть отнесено к сегодняшнему дню. Проблема не в том, известна ли нам истина, а поступаем ли мы в соответствии с ней (ср. Ин. 13:17). Любовь начинается не столько с эмоций, сколько с твердого намерения воплотить ее в жизнь. Как только мы принимаем решение делать добро другим, не считаясь с тем, какую цену мы лично за это заплатим, так сразу же обнаруживается, что из чувства заботы и тревоги вырастают настоящая привязанность и любовь. Именно сознательно принятое решение отдавать себя заботе о других является признаком подлинной христианской приверженности. Каждый день мы должны своим поведением вновь и вновь подтверждать эту величайшую истину.

Любить Господа - значит повиноваться Ему во всем, исполняя Его волю, которую Он выразил в Своих заповедях (ст. 6). Кое-кто обвинял Иоанна в том, что его аргументы в каком-то смысле замкнуты друг на друге. Здесь он говорит, что любить - значит поступать «по заповедям», а в предыдущем стихе он утверждал, что божественная заповедь и состоит в том, «чтобы мы любили друг друга», и эту же мысль он повторяет в конце стиха 6. Стоит обратить внимание на то, что и в стихе 5, и во второй части стиха 6 слово «заповедь» стоит в единственном числе. Любить, пребывать в любви - эти слова выражают саму суть того, что значит повиноваться Богу. В первой части стиха 6 слово «заповедь» употреблено во множественном числе, поскольку, руководствуясь в своей повседневной жизни любовью, мы подчиняемся Божьей воле, насколько это вообще возможно для нас, то есть, в максимальной степени соблюдаем все заповеди. Вот почему, когда Господу Иисусу задали вопрос «Какая первая из всех заповедей?», Он ответил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею...» Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:28-31).

Основываясь на этом, Павел заявляет в Послании к Римлянам 13:10, что «любовь есть исполнение закона». Любовь и соблюдение заповедей неразделимы, если мы стремимся жить так, как хочет Бог. И тем не менее, все ли мы, христиане, постоянно руководствуемся любовью в своей повседневной жизни, неуклонно, шаг за шагом, продвигаясь вперед по тропе повиновения Богу? Сплошь и рядом мы отделяем повиновение Ему от любви, так что любовь превращается в гнетущий долг, в ритуал выполнения заученных правил. Вряд ли можно удивляться тому, что мы часто падаем духом и отказываемся от борьбы. Но если мы на самом деле пребываем в Боге, если в основе нашей христианской жизни лежит прежде всего любовь к Нему, мы, так же, как Иоанн, будем считать, что «заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3). Любовь к Отцу и Сыну является величайшим побудительным мотивом для того, чтобы соблюдать заповеди и двигаться вперед по трудному пути истины.

А что если наша любовь слишком слаба и робка? Как добиться,чтобы она стала сильнее? И вновь ответ на этот вопрос мы обнаруживаем в Первом послании Иоанна. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19). Нам стоит лишь взять в руки Библию, Божье Слово, и перед нами откроется вся сущность Бога, все свойства, которыми Он обладает, вся глубина Его любви к нам. Пусть каждый из нас мысленно вернется ко кресту как наиболее яркому проявлению Его любви и вспомнит Христа, «возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Библия помогает окрепнуть той уверенности, которая никогда не должна покидать ни нашего разума, ни души, - уверенности в том, что невозможно любить сильнее, чем Бог, и что Его любовь никогда не ослабеет. «Явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). Он никогда не покинет нас. Он никогда не выпустит нас из руки Своей. Он никогда- не откажется от нас. Поскольку мы грешны, то способны огорчать Его, и Бог будет дисциплинировать нас, как это должен делать каждый любящий отец (Евр. 12:10-11). Возможно, это причинит нам боль, но даже она пойдет нам на пользу. Никогда, ни на одно мгновение Он не перестает любить нас.

Мы должны как можно чаще открывать Новый Завет, находить в нем отрывки, в которых говорится о неисчерпаемой любви Господа, Его безграничной благодати и охраняющей нас силе, и читать их, адресуя лично себе, с конкретным указанием своего имени. Отрывки, подобные Посланию к Римлянам 8:31-39, Посланию к Ефесянам 1:3-14 и Первому посланию Петра 1:3-9, - лучшее лекарство для души. Если мы не ощущаем всей реальности Божьей любви к нам, это значит, что мы больны и нам необходимо «принимать это лекарство» три раза в день, до или после еды - не играет роли; важно принимать его до тех пор, пока наш духовный аппетит не восстановится и пока мы не воскликнем, охваченные трепетом перед ошеломляющей силой Божьей благодати:

Тебя, о Господи, я всей душой люблю. Ничтожен я, а Ты велик безмерно. И все же я Тебе не безразличен. Иначе Ты бы не желал, наверно, Чтоб сердце бедное мое Тебя любило 1.

Мы повинуемся Господу, потому что любим Его как своего Господина. Мы любим Его, потому что без Его Слова душа наша увядает, а Слово напоминает нам о том, Каков Он на самом деле и каким образом задумал спасти нас. И если мы верим в то, что обещает Его Слово, - в жизнь вечную, которая доступна нам, пребывающим во Христе, - и принимаем этот дар, тогда мы возрастаем в истине и любви под действием Его благодати, милости и мира. Таковы божественные приоритеты, которых мы призваны придерживаться.

2. Проблемы и их преодоление (стихи 7-11)

Стих 7 начинается со слова «Ибо», которое связывает содержание этого стиха со всем, о чем Иоанн писал в стихах 4-6. Как мы уже видели, если человек несостоятелен в любви, это, как правило, указывает на то, что он плохо знает истину или недостаточно применяет ее в своей жизни. Нельзя испытать одного, не преуспев в другом; они взаимно подкрепляют друг друга. Именно

1 Мой Бог, как Ты прекрасен, Фредерик Уильям Фэйбер (1814 - 63).

кризис истины, с которым лицом к лицу сталкивается церковь из-за нашествия обольстителей с их лжеучениями, вызывает желание Иоанна подтолкнуть своих читателей к более явному проявлению христианской любви друг к другу. Любовь, подобная этой, может послужить церкви самой лучшей защитой против ереси, точно так же, как истина спасает от заблуждения.

а. Как противостоять лжеучителям

Основной принцип, которого придерживаются все авторы Нового Завета, состоит в том, что нет смысла вникать в детали и тем более заниматься подробным анализом лжеучений, с которыми они борются. Они считают, что гораздо важнее точно провозглашать истину и доверять ее содержанию, именно это разрушает и уничтожает заблуждения.

Слово обольстители (planoi) происходит от одноко-ренного глагола, имеющего значение «сбивать с пути» или «вводить в заблуждение»; другое слово, имеющее то же происхождение (обольщающие), было использовано в Первом послании Иоанна 2:26. Эти «обольстители» имеют две отличительные черты, по которым их можно узнать: ошибочные верования и неправильное поведение.

Во-первых, они не исповедуют Иисуса Христа, пришедшего во плоти. И дело не в частном неверии, а в публичном отрицании. Они активно распространяют свою точку зрения.

Интересно, что в этом стихе, так же, как и в Первом послании 4:2, Иоанн использует причастие пришедшего. Некоторые лжеучителя, такие, как Керинф, признавали тот факт, что Христос снизошел на человека по имени Иисус во время его крещения, но они были убеждены, что Он оставил его перед распятием на кресте, поскольку если бы он был Богом, то избавил бы Себя от страдания и смерти. Иоанн хочет подчеркнуть, что Слово, Которое однажды стало плотью, все еще остается и будет ею всегда; что Христос, в Своем величии не уступающий Отцу, в то же самое время был человеком по имени Иисус. На небесах есть человек, окруженный ореолом славы. «Обольстители» в своем учении отрицают, что божественная и человеческая природы, слившись воедино во чреве девы Марии и воплотившись таким образом в одном человеке, на самом деле никогда не были разделены. Всякий, утверждающий обратное, - антихрист, потому что такие заявления поражают саму основу дела и личности Христа, на которой зиждется христианская вера.

Во-вторых, эти обольстители вошли в мир. Это может быть понято двояко. Они могли «войти в мир» так, как это делали миссионеры, несущие Евангелие в те области, куда оно еще не дошло. Если это так, то лжеучителя распространяли свое еретическое учение с рвением миссионеров, страстно желая расширить сферу своего влияния и подчинить себе как можно больше церквей. Предсказание Иисуса о том, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22), исполнилось, а Его более раннее предостережение: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мк. 13:5) тоже оказалось в большой степени пророческим. Фактически, именно его Иоанн повторяет в стихе 8.

С другой стороны, греческим словом kosmos обычно характеризуют не христианский мир, а организованную систему, противостоящую власти Бога (см. 1 Ин. 2:15-19). Если здесь имеется в виду именно это значение, то Иоанн напоминает нам, что одним из признаков лжеучителей является отчуждение от тех, кто придерживается ортодоксальной доктрины. Истина и преданная ей церковь и лжеучителя несовместимы, потому что они отрицают саму сущность ее учения. Кто бы он ни был и сколь бы привлекательными ни казались его личность и проповедь - это враги Иисуса, антихристы. «Какое бы понятие в слово антихрист ни вкладывалось где-нибудь в другом месте, здесь оно используется для характеристики людей, которые противостоят подлинной доктрине о Христе и, следовательно, являются Его непримиримыми противниками, даже если они возражают, заявляя, будто придерживаются истины о Нем и являются христианами. Старец утверждает, что всякий, отрицающий истину, - самый настоящий антихрист, точно так же и мы, говоря о том, в ком зло достигло наивысшей степени, можем сказать, что он «самый настоящий дьявол» *.

Если учесть, насколько серьезно Иоанн относится к рассматриваемой проблеме, то не покажется удивительным, что предостережение, которое мы обнаруживаем в стихе 8, сформулировано в столь сильных выражениях: «наблюдайте за собою». Благодушие всегда опасно, а больше всего в том случае, если заблуждение преподнесено приятным, внушающим доверие человеком. «Он такой милый; несомненно, его взгляды не могут быть столь уж неверны» - такой подход все еще широко распространен. Но речь идет о гораздо большем, чем личные качества отдельного человека. Опасность заключается в том, что те, кто поддается воздействию неправильных взглядов, утрачивают право на награду. Исходный текст этого стиха многие понимают по-разному. В НМВ здесь употреблены местоимения второго лица, то есть, «чтобы вам не потерять того, над чем вы трудились...». В русском же тексте использованы местоимения первого лица (чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились...). Последний вариант, конечно, лучше передает смысл, в особенности, если смотреть с позиции самого Иоанна. Употребляя местоимение «мы», он хочет подчеркнуть, что внимание и забота о новообращенных и вся та трудная работа по евангелизации и обучению, которую церковные лидеры поколения Иоанна выполняли столь самоотверженно, могут оказаться безрезультатными, если церкви последующих поколений отойдут от истины.

1 Маршалл, с. 71.

Но церковные лидеры были не единственными, кто рисковал пострадать при этом. Любой из читателей Иоанна, поддавшийся внушению лжеучителей, также мог и должен был оказаться под ударом. Вознаграждение полагается только тому, кто верно служит (см. Мф. 25:21,23), и Иоанн всей душой желает своим читателям «получить полную награду». Что под этим подразумевается? Как правило, это соответствующее вознаграждение за добросовестно выполненную работу. Возможно, наиболее полно эта тема раскрыта в Первом послании к Коринфянам 3:12-15, где Павел Говорит о том, что в судный день огонь Божий будет испытывать, насколько преданно мы служим Ему. «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (ст. 14). Павел прямо заявляет, что речь идет о личном спасении, которое является следствием Божьей благодати, а не наших усилий; вознаграждена будет верность сама по себе. Подобно Иоанну, Павел хочет, чтобы его читатели получили награду полностью. Если когда-либо у нас возникало искушение подумать, что вопросы истины или заблуждения не столь уж важны, мы должны отказаться от такого подхода, вспомнив об уходящей в вечность перспективе, в которой все наши труды и доказательства преданности будут сочтены.

Стих 9 одновременно и подводит итог, и повторяет еще раз те же основные принципы, в соответствии с которыми мы должны судить о правильности своего восприятия истины. Он обращает наше внимание на то, почему отклонение от истины неизбежно влечет за собой крайне опустошительные духовные последствия. Новизна всегда бывает обманчиво притягательной, вот почему многие лжедоктрины процветают, наряжаясь в одеяния прогрессивной, передовой мысли. Языческие философы-афиняне, например, «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21). Им бы наверняка понравилось целыми днями слушать болтовню по телевизору или изучать колонки новостей в современных газетах. Новые идеи несут в себе непреодолимое очарование для большинства из нас. Не по этой ли причине дьяволу удалось соблазнить Еву (Быт. 3:1-6)?

Сейчас в своем инстинктивном стремлении к новизне мы направляем усилия, чтобы всевозможными способами извлекать как можно больше выгоды из своего пребывания на этой планете. Наказ Бога «наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1:28) означал, что Он дарит нам планету Земля как загадку бесконечной сложности, которую нужно разгадать; существует весьма распространенная точка зрения, что Земля - это сокровищница неисчерпаемых богатств, которые необходимо обнаружить и использовать. В большой степени той жизни, которую мы в нашем двадцатом столетии считаем само собой разумеющейся, мы обязаны людям прошлых поколений, которым было присуще мужество, высокое мастерство и любознательность. Кроме того, они отдавали себе отчет в том, что наказ, полученный от Бога, может быть успешно выполнен только в том случае, если человек признает власть и авторитет Бога, выступая в роли Его наместника на Земле. Наши новые идеи зачастую подтверждают тот факт, что мы сплошь и рядом стремимся «думать за Бога». Опасность состоит в том, что мы склонны воображать, будто кое в чем разбираемся даже лучше Него, а отсюда не так уж далеко до вывода, что мы больше в Нем не нуждаемся. В дальнейшем наши новые понятия принимают все более фантастические очертания, не способствующие развитию тех взаимоотношений, которые задуманы и установлены Богом. Как только мы отходим от основ, на которых покоится истина, открытая нам Богом, мы рискуем попасть в положение, когда реальность начнет ускользать от нас.

Печально, что многие христиане не желают воспринимать истину во всей ее полноте, соглашаясь только с тем, что соответствует традициям, которых они придерживаются. Они позволяют себе двигаться по проторенной дорожке, с интересом поглядывая в сторону негативизма, способного в такой же степени лишить человека душевного равновесия, как и погоня за новизной. В результате, многие начинают относиться к христианской вере с некоторой долей скептицизма и насмешки, как к своего рода «культурному динозавру», к чему-то, что лежит далеко в стороне от современных философских и идеологических течений, что чересчур устарело и, следовательно, совершенно неуместно в наше время. Вместо того чтобы выполнять свою прямую задачу - провозглашать и отстаивать неизменную Божью истину во Христе, которая одна лишь является несомненной реальностью, церковь слишком часто вступает в бессмысленную борьбу за сохранение своего социального и религиозного статуса. Точно так же, как это происходило с фарисеями, и сегодня многие, читая Священное Писание, высоко оценивают его влияние и авторитет, но тем не менее легко поддаются искушению оставить заповеди Божьи и держаться «предания человеческого» (см. Мк. 7:8). Ни новые, ни традиционные идеи не являются правильными или неправильными сами по себе. Критерием для всех них должно служить Священное Писание, проверке на соответствие которому все они должны подвергаться. Мода на идеи и стиль поведения всегда будет колебаться, раскачиваясь, точно маятник, то в сторону мира, то в сторону церкви, созданной в мире Господом (Ин. 17:15). Наша обязанность состоит в том, чтобы как можно лучше изучить библейский подход и оценивать в соответствии с его неизменной истиной как старые, так и новые идеи. Уход в сторону от доктрины, провозглашенной Христом, - это не прогресс, а отступничество.

Сказанное означает, что каждый христианин должен строго придерживаться этого учения. Это учение Христово, не только в том смысле, что во Христе сосредоточена сама его суть, но особенно в том, что Он Сам принес нам его и в Нем же Самом оно олицетворено. Таким образом, вновь подчеркивается, что Иисус был исторической фигурой и наша вера основана на реальных событиях, происшедших в определенном месте в четко обозначенное время по воле Бога и, следовательно, при любых обстоятельствах имеющих вес. Держаться «образца здравого поведения» и хранить «добрый залог» советует нам Апостол Павел (2 Тим. 1:13-14); поступающий иначе рискует поплатиться за это, оставшись без Бога. Логика стиха 9 очевидна. Для того чтобы «иметь Бога», существует один-единственный способ. Он состоит в том, чтобы пребывать в Нем, веруя в Иисуса Христа как Его Сына. Отрицающие приход Иисуса во плоти, сами себе перекрывают единственный путь к Отцу (поскольку Иисус - Его Сын), и, таким образом, что бы они ни утверждали, они не могут на самом деле пребывать в Боге. Отец и Сын неразделимы, это один и тот же Бог, Который существовал всегда. Широко известный церковный гимн очень верно призывает нас «прийти к Отцу через Сына Его Иисуса»1. Другого пути нет. Вот почему вывод, которым заканчивается стих 9, очевиден и не подлежит сомнению; верующие в «учение Христово», радуются, пребывая в духовном единения и с Отцом, и с Сыном (ср. 1 Ин. 1:3).

б. Как нужно относиться к лжеучителям

Не задерживаясь долго на столь очевидной проблеме, Иоанн теперь сосредоточивает свое внимание на тех, кто активно распространяет лжеучение (ст. 10-11). Тут возникает проблема: как нужно или, точнее говоря, как правильно проявлять свою христианскую любовь. Число странствующих пророков и проповедников увеличивалось, и христиане отдавали себе отчет в том, что они должны проявлять радушие и оказывать поддержку посланцам Божьим. Иоанн, однако, подчеркивает, что практическая помощь таким странствующим миссионерам должна зависеть от того, что именно они проповедуют. В стихе 10 говорится о двух обычных проявлениях христианской любви, в которой особенно нуждаются те, кто отдают все свое время распространению учения, ча-

1 Славься, Бог, Фанни Д. Кросби (1820 - 1915).

сто переезжают с места на место и, следовательно, зависят от щедрости своих братьев-христиан, обеспечивающих им пропитание и кров. Если следовать велению сердца, христианин должен был бы принять гостя в своем доме и приветствовать его. Именно такой образец поведения считался правильным и был утвержден специальной инструкцией в Дидахе («Учении двенадцати Апостолов»), руководстве по организации церковной деятельности, написанном в Греции примерно в начале второго столетия. «Принимайте всякого, кто приходит во имя Господа, и потом испытывайте его, чтобы знать (понимать, различать), с чем он пришел к вам. Если тот, который пришел, окажется случайным прохожим, помогите ему, чем сможете; но пусть он не задерживается у вас дольше, чем на два или три дня без крайней необходимости». Если же, напротив, «он упорствует в другом учении, разрушительном по отношению к тому, о чем говорят Апостолы, не слушайте его»1. Все зависит от того, о чем рассказывает и к чему призывает проповедник, а не от его умения внушать доверие и даже не от того, насколько бедственно его положение.

Скорее всего, когда в этом стихе говорится о том, чтобы «не принимать его [миссионера] в доме», то речь идет не о частном доме, а о церкви. Вряд ли странствующие проповедники ходили по домам. Скорее всего, они стремились оказаться на церковном собрании, чтобы иметь возможность выступить перед верующими и принять участие в богослужении. Конечно, церковные собрания нередко проходили и в домах. Пригласить на собрание чужестранца, выслушать и поприветствовать его означало бы, в какой-то степени, что церковное братство согласно с его учением. Под словами приветствовать его подразумевается нечто большее, чем просто проявление формальной вежливости. Эти слова означают, что вы испытываете удовольствие от при-

1 Цитируется по Новому Евсевию, ред. Д . Стевенсон , СПКК , 1957 г ., с . 128 - Quoted in A New Eusebius, ed. J. Stevenson (SPCK, 1957), p. 128.

сутствия гостя и дружеское расположение к нему. Но если наше одобрение и участие простираются на лжеучителей, то это уже не проявление христианской любви, это духовное самоубийство. И уж во всяком случае, это не проявление любви по отношению к остальной пастве, поскольку при этом верующие подвергаются коварному еретическому воздействию, подрывающему их веру. Таким образом не проявляется даже любовь к самому «обольстителю», потому что его неправота, продемонстрированная столь явно и открыто, помешает ему в дальнейшем признать, что он ошибался. И, главное, в таком подходе нет любви и к Богу, потому что это соучастие во зле, или, точнее говоря, в его распространении, оказывает на истину самое разрушительное воздействие (ст. 11).

Нетрудно представить себе практические последствия сказанного для нас сегодня, но подходить к этому вопросу нужно с осторожностью, не забывая о том, что добрые отношения между прихожанами в поместной церкви имеют первостепенное значение и в то же время легко могут быть разрушены. Эти стихи отнюдь не оправдывают сектантского сепаратизма, который во многих отношениях так успешно сочетается с правоверной и плодотворной жизнью. Основой всякого разделения, так же, как и всякого единения, является великое учение веры, а не вторичные проблемы организации и управления церковью, по которым мнения христиан всегда могут в той или иной степени расходиться. Несомненно, с теми, кто отрицает божественность Господа нашего Иисуса Христа, нам не по пути. В том, чтобы приветствовать появление в церкви проповедника, отрицающего «учение Христово», нет христианской любви. Аналогично, не могут различные общины или группы христиан объединиться вместе под флагом «евангелиз-ма», если хотя бы одна из них провозглашает то, что не соответствует Священному Писанию.

В равной степени, придерживающиеся великой библейской истины, должны постоянно показывать всем своим поведением, что сила, объединяющая их, способна уничтожить любые разделительные барьеры, какого бы происхождения они ни были - деноминационного, культурного или традиционного. Необходимо договориться о том, что различные подходы могут касаться всего, чего угодно, только не того, о чем в Священном Писании сказано конкретно. Нужно относиться с уважением к праву каждого человека на свои собственные убеждения в вопросах, которые имеют второстепенное значение. Истинные христиане не станут внутри христианского братства возводить барьеры, отделяющие тех, кто в какой-то особой, высшей степени владеет библейской истиной, и не позволят, чтобы второстепенные расхождения разрушили их единство, которое гораздо важнее всего остального. И они будут любить друг друга и прикладывать все силы, чтобы эта любовь росла и крепла, потому что только таким образом мир узнает, Чьи они ученики (см. Ин. 13:35).

Два стиха, заканчивающие Послание, иллюстрируют два практических способа, с помощью которых проблемы истины и любви, возникающие в жизни церкви, должны непременно разрешаться с любовью и в рамках истины. Всегда лучше можно выразить свои чувства, беседуя с глазу на глаз, чем доверяя их бумаге, пусть даже для пишущего это не представляет особого труда. Мы не имеем оснований с уверенностью утверждать, что Иоанну удалось выразить в этом Послании все, что он хотел, и можем лишь надеяться, что, если это не так, другие Послания хотя бы частично восполняют этот пробел. Возможно, то, о чем он умолчал, затрагивало сугубо личные проблемы, касающиеся отдельных людей в церкви. Из Третьего послания Иоанна 10 мы узнаем, что Апостол отдавал себе отчет в важности своевременно сделанного упрека по поводу неправильного поведения того или иного человека.

Что бы это ни было - учение, упрек, указание на ошибку или поощрение, всегда лучше высказывать, находясь в непосредственном общении, как Бог говорил с Моисеем (Чис. 12:8). Нельзя передать на бумаге улыбку, не способна она и реагировать на изменение настроения. Наверное, у Иоанна закончился лист папируса, на котором он писал, а начинать другой ему не хотелось, тем более, что он явно собирался вскоре прийти к тем, кому было адресовано Послание. Его приход должен был укрепить их веру и сделать так, чтобы их взаимная радость была совершенна. Нет никакого сомнения, и это проверено на опыте, что открытое братское общение и радость, которую оно дарит христианам, лучше всего поддерживаются и развиваются благодаря личным контактам. Некоторые из нас с готовностью укрываются за письмом или телефонным звонком - вместо того чтобы личным общением подтвердить свое пребывание в истине и любви.

Послание заканчивается приветствием от детей сестры... избранной для той самой «избранной госпожи», которой адресовано это Послание (стих 13). Фактически, именно упоминание о «детях», посылающих свои приветствия, подтверждает сделанное нами раньше предположение, что «госпожа» - это поместная церковь и, следовательно, ее сестра - другая поместная церковь. По-видимому, прихожане обеих церквей поддерживали между собой братское общение. Этот стих напоминает нам о необходимости жить в любви и истине, поддерживая точно такие же братские взаимоотношения со всеми общинами Божьих людей, преданных Ему. Такой подход подчеркивает неправильность существующей в церкви тенденции к изоляции, которая легко может перерасти в высокомерие. Мы исповедуем веру, распространившуюся по всему миру, и каждая церковь, поместная, деноминационная или даже национального масштаба, нуждается в общении со своими «избранными сестрами», хотя бы потому, что это поможет ей лучше разглядеть свои собственные недостатки. Нам всем следует многому учиться друг у друга, у точно таких же христи-

1 Маршалл, с. 75.

ан, как мы сами, которые придерживаются той же самой истины и так же учатся любить. Все мы - дети одного Отца и принадлежим к одной семье. Чем больше все вместе мы пребываем в истине и любви, тем больше это будет способствовать соблюдению заповедей, данных Тем, Кто является Главой нашей церкви.

Второе письмо

ИОАННА

1 От Старейшины - Госпоже, что избрана Богом, и ее детям , которых я люблю истинной любовью, и не только я один, но и все те, кто узнал истину, 2 потому что истина живет в нас и будет с нами вовеки.

3 Любовь, благодать и мир от Бога Отца и от Иисуса Христа, Сына Отца, всегда будут с нами, если будем жить в истине и любви.

4 Я очень обрадовался, когда обнаружил, что среди твоих детей есть такие, кто живет в верности истине, соблюдая заповедь, которую мы получили от Отца. 5 И теперь я прошу тебя, госпожа моя - то, что я пишу, это не новая заповедь, а та, что мы получили изначально, - будем любить друг друга! 6 А любовь значит вот что: жить по Его заповедям. Это и есть та заповедь, которую вы услышали изначально и по которой должны жить. 7 Потому что в мир ушло уже много обманщиков. Они не признают, что Иисус Христос пришел облеченным в плоть. Такой человек - обманщик и антихрист. 8 Смотрите за собой, не погубите того, ради чего мы трудились, но стремитесь получить свою плату сполна. 9 Всякий, кто настолько «продвинут» , что уже не держится учения Христа, тот без Бога. А кто держится учения, у того есть и Отец, и Сын. 10 Если к вам кто-то придет, кто не приносит этого учения, не принимайте его к себе в дом и даже не здоровайтесь с ним. 11 Кто с ним здоровается, тот становится причастен к его злым делам.

12 У меня есть много чего написать вам, но мне не хотелось бы прибегать к бумаге и чернилам. Я надеюсь прийти к вам и поговорить лично. Тогда наша радость станет полной.

13 Тебе посылают привет дети твоей сестры , тоже избранницы Божьей.

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Второе и Третье Послания Иоанна Введение Эти короткие послания (самые короткие книги в Новом Завете) не часто цитировались, и на них не ссылались в ранние времена, что очень затрудняет выяснение датировки, авторства и других подобных вопросов. В этих двух посланиях

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Второе послание Иоанна Комментарий 1-3 Приветствие Вступление традиционно для письма первого века. 1,2 Автор называет себя старец, что может говорить о его возрасте или, возможно, о положении, занимаемом в церкви. Он обращается к избранной госпоже, что также может

Из книги Письма к друзьям автора

Второе послание Иоанна Богослова. «Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю…»Старец? М-да. А избранная госпожа - интересно, кто такая?«Наблюдайте за собою, чтобы мы не потеряли того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду».Очень непростое

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Письмо второе 27.XII-1922 г. св. апостола, первомученика и архидиакона Стефана.Дорогие друзья мои!Вы пишете, что первое письмо мое, в ответ на ваш запрос о "Живой Церкви", принесло пользу тем, что пролило свет не только на явление, именуемое "Живой Церковью", но, что, по вашим

Из книги Письма о духовной жизни автора Феофан Затворник

Второе послание апостола Иоанна Это короткое послание, направленное (как и первое) неизвестной общине, было написано апостолом Иоанном между 90 и 100 гг. по Р.Х. (место написания до сих пор неизвестно).Иоанн и здесь призывает христиан быть бдительными по отношению к ложным

Из книги Библия (Современный перевод Российского библейского общества 2011) автора Библия

Письмо второе. Приступим к обозрению писем. Первое письмо довольно темновато, не по смыслу, а по терминам, взятым отъинуду. В нем Сперанский говорит о проявлении в нем истинной внутренней жизни, называя этот акт или постоянное состояние раскрытием внутрь царствия Божия,

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Второе письмо Иоанна 1 От Старейшины - Госпоже, что избрана Богом, и ее детям, которых я люблю истинной любовью, и не только я один, но и все те, кто узнал истину, 2 потому что истина живет в нас и будет с нами вовеки.3 Любовь, благодать и мир от Бога Отца и от Иису?са

Из книги Толкование на книги Нового Завета автора Феофилакт Блаженный

Второе послание апостола Иоанна 1 Старец избранней госпоже и чадом ея, ихже аз люблю воистинну, и не аз точию, но и вси разумевшии истину. 2 за истину пребывающую в нас, и с нами будет во веки. 3 да будет с вами благть, милость, мир от Бога Отца, и от Господа Иисуса Христа, Сына

Из книги НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ автора

ТОЛКОВАНИЕ НА ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ИОАННА. Содержание второго соборного послания св. ап. Иоанна. Апостол пишет это послание, как старец, избранной госпоже и детям ее. Повод к посланию был следующий. Апостол видел, что дети госпожи той хорошо живут по вере, а между тем

Из книги Введение в Новый Завет Том I автора Браун Рэймонд

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА ВВЕДЕНИЕАвторство, дата написания. См. введение к Первому посланию Иоанна и Евангелию от Иоанна; Первое и Второе послания Иоанна несколько различаются по стилю. Иоанн сам мог написать более короткое личное послание, которое было похоже на более

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава 13 Второе письмо Иоанна Как мы уже сказали, жанр и композиция 1 Ин не вполне понятны. С 2 и 3 Ин нет такой проблемы: перед нами типичные для античности образцы эпистолярного жанра, примерно равные по длине, которая, видимо, определялась размером листа папируса. в данной

Из книги Библия (на цсл. гражданским шрифтом) автора

28. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА Старец

Из книги Письма Баламута автора

Второе послание Иоанна Богослова 1 Старец избранней госпоже и чадом ея, ихже аз люблю воистинну, и не аз точию, но и вси разумевшии истину.2 за истину пребывающую в нас, и с нами будет во веки.3 да будет с вами благть, милость, мир от Бога Отца, и от Господа Иисуса Христа, Сына

Из книги Письма к провинциалу автора Паскаль Блез

Письмо второе Мой дорогой Гнусик!Весьма досадно было узнать, что твой подопечный обратился. Не тешь себя надеждой, что избежишь положенного наказания (хотя я уверен, что в минуты успеха ты не тешишь себя надеждами). Надо спасать положение. Не нужно отчаиваться - сотни

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Из книги автора

Второе Евангелие, от Иоанна В то время Иисус вышел с учениками Своими на ту сторону потока Кедрона, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его. Знал же и Иуда, предававший Его, это место, потому что часто собирался там Иисус с учениками Своими. Итак, Иуда, взяв когорту, а от

(у Евсевия, Ц. Ист VÏ25), блаж. Иероним («О знаменитых муж.» гл. XIX) и Евсевий (Ц. И. IIÏ25). При этом из творений Евсевия и блаж. Иеронима известно, что второе и третье послание иногда некоторыми приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием (у Евсевия, Ц. И. IIÏ39): гробницу у этого Иоанна-пресвитера показывали также в Ефесе, где была и гробница св. Ап. Иоанна Богослова (там же, и у блаж. Иеронима «О знаменит. муж.», гл. IX). На этом основании и многие новые исследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний апостольских (). Поводом к сомнениям в апостольском происхождении послания служили частью краткость послания и малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу – «избранной госпоже и детям ее» (), частью отсутствие имени Апостола в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, напр., в Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви в апостольском написании и авторитете послания. Наряду с колебаниями отдельных церковных писателей стоят авторитетные свидетельства других представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и евангелисту Иоанну.

Канон Муратория упоминает о нескольких посланиях Ап. Иоанна. Св. Ириней Лионский, бывший учеником св. Поликарпа Смирнского, ученика самого Ап. Иоанна, приводит слова (о лжеучителях и воспрещении общения с ними), как подлинные слова ученика Господа (Adv. haer. IIÏ16, 8). Климент Александрийский написал и на это послание, как на истинно апостольское произведение, свое толкование. Дионисий Александрийский (у Евсевия, Ц. И. VIÏ25) и Ориген (у Евсев. Ц. И. VÏ25) признают 2 Иоанна писанием св. Апостола Иоанна.

К тому склоняются и сами Евсевий (Demonstr. Evang. IIÏ5. Ц. Ист. IÏ23) и блаж. Иероним (epist. ad. Euagr. 80). И хотя сирский перевод Пешито не имеет этого послания однако св. Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Самый дух и характера послания и заметное, несмотря на его краткость, сходство содержания и языка с первым посланием тоже должны убеждать читателя послания в принадлежности его великому Апостолу любви. Включение же его в конце IV века Церковью в канон священных книг (на соборах: Лаодикийском 364 г. прав. 60 и Карфагенском 397 г. прав. 47) устраняет всякие сомнения в написания послания св. Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом.

Кто была εκλεκτή κυρία , «избранная госпожа» , к которой с ее детьми первоначально было направлено 2-е послание Иоанна, достоверных сведений о том не имеется. Если одни (напр., св. Афанасий Великий) считали имя Кириа собственным именем какой-л. малоазийской диакониссы, другие – греческим именем Марфы, сестры Лазаря (сербское Марта по значению равно греч. Κυρία ), иные же (вслед за Климентом Александрийским) считали таким собственным именем εκλεκτή и считали эту христианку вавилонянкою, тожественною будто бы с упомянутою в , то все это – чистые предположения. Необходимо поэтому видеть в Кириа нарицательное имя христианки, обращенной ко Христу св. Апостолом Иоанном и наставляемой им через это послание. Не представляется возможным принять мнение Климента Апекс. и блаж. Иеронима, разумеющих под «избранной Госпожой» Церковь – как у Ап. Петра (). Такой аллегоризм в адресе послания едва ли допустим. Соборный характер послания не уничтожается частным назначением его: сходство содержания и языка второго послания с первым посланием обозначает характер соборности и за вторым посланием, каковой характер и признан за ним всею . По времени написания второе послание должно быть отнесено, как и первое послание, к старческому периоду жизни св. Иоанна Богослова. Место написания – город Ефес.

Глава I

Написание, похвала избранной госпоже и детям ее и приветствие (1–3). Выражение радости и преподание заповеди к любви и благочестию (4–6). Предостережений от лжеучителей (7–11). Известия и приветствия (12–13).

. Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,

. ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

Собственное свое имя – Иоанн – Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет только в Апокалипсисе (); в Евангелии и первом послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем посланиях он именует себя старцем, о πρεσβύτερος , – несомненно, ввиду своего преклонного возраста, старцам в собственном смысле (как подобным образом и Ап. Павел в послании к Филимону, написанном под конец его жизни, называл себя "старцем" (), а не пресвитером в смысле иерархической должности. Выражение «избранной госпоже» лучше понимать, как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле – именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною – в значении высоты христианского призвания людей в Христову (ср. ; Рим 8и др.). Если в названии «избранной» таким образом заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то наименование «госпожа» может указывать на знатность происхождения и высоту общественного положения этой христианки, – по-видимому, вдовы (не упоминается о муже ее, а только о детях). «Пишет к верной женщине и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский» (Гал IIÏ28).

Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу благочестию «избранной госпожи» и ее детей: не только сам Апостол, но и другие истинные христиане чистою любовью во Христе, любовью дела и истины (), любят богобоязненное семейство «избранной госпожи» , ради вечно пребывающей в христианах истины» (ст. 2), той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о Духе истины (). Апостол преподает благословение своим первым читателям: благодать, милость и мир, – благодать (καρις ) – совокупность всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. ; ); милость (έλες ) – сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. ); мир (ειρήνη ) – успокоение духа примирению с Богом через искупительную жертву Христа (ср. ). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица, причем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим (τοΰ υιοΰ τοΰ Πατρός ), – «ибо один только в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» () (блаж. Феофил.).

Заключительными словами ст. 3 «в истине и любви» εν αληθεία καί αγαπη ) Апостол выражает образ и цель проявления в христианах благодати, милости и мира; эта цель – дух истины и любви, как постоянное начало жизни и деятельности христиан.

. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

После приветствия и преподания читателям благословения Апостол начинает свою речь выражением высокой пастырской радости по поводу того, что некоторые из детей госпожи, – быть может, незадолго пред тем виденные Апостолом, – ходят в истине, по заповеди Отца Небесного: «По истине – дело весьма радостное – найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди». "Ходящих" сказано с мыслью – указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больше приобретает навык к добру» (блаж. Феофил.). Самая заповедь Отца, возвещенная Его Сыном (), кратко и точно выражена была Апостолом в первом своем послании (), и теперь повторяется и напоминается им отнюдь не как новая, но как слышанная читателями с самого начала их христианской жизни (ст. 5–6, см. ).

. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

Особенным поводом к усиленному апостольскому увещанию госпоже и ее детям является появление в мире и в Церкви многих обольстителей и антихристов, о которых писал Апостол и в первом своем послании (). Разница, по-видимому, лишь та, что называемые в рассматриваемом месте ст. 8 лжеучители не исповедовали не только Иисуса Христа, во плоти пришедшего, но и Христа, имеющего прийти, ερχόμενον , т. е., не исповедывали ни первого, ни второго пришествия Господа, отрицали самую возможность вочеловечения Сына Божия, следовательно, отрицали самую основу христианства. Из слов: «не исповедающе Иисуса Христа грядуща», а не: пришедше (ελθόντα ), "во плоти" видно, что были некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда говорит, что многие придут под именем Моим, говорит не о первом Своем пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающий второе пришествие не признает и первого. Ибо, если Господь приходил уже во плоти и обещал еще прийти, то, очевидно, отвергающий второе пришествие отвергает и первое. «Кто верует, что Господь приходил, тот с верою примет и обещание Его, пришедшего. А кто отвергает обещание, тому ничто не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю, и выражался возлюбленный: «грядуща», а не «пришедша», чтобы одним словом обнять отрицающих оба пришествия Господни» (блаж. Феофил.). Понятна поэтому одинаковая суровость обличения Апостолом Иоанном лжеучителей как в первом, так и во втором своем послании. В ст. 8 Апостол указывает и ту цель, с какою Он предлагает столь настойчивые предупреждения против обольщения со стороны лжеучителей; «чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (ср. , ). Устраняет этим Апостол и возможное возражение со стороны обольщенных лжеучителями. «Иной из такого рода людей, может быть, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать наряду с благочестивыми? ужели не могу получить награды за оные? Апостол впереди уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отрицает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за дела, какое предложит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым. Напротив, всякий, преступающий заповедь Его, т. е. Христа, пришедшего во плоти, и не пребывающий в учении Его, не имеет Бога. Ибо если на Того, Кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще богочестивым, когда презирает самого Учителя божественных предметов? Нет, такой человек безбожник» (блаж. Феофил.).

. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Необходимость верности всему учению Христову Апостол доказывает, ст. 9, и отрицательно, говоря, что «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (ср. ), – и положительно, утверждая, что пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына (ср. ). «Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот, кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю» (блаж. Феофил.).

Теперь, ст. 10–11, ввиду гибельности лжеучения, отрицавшего воплощения в Иисусе Христе Сына Божия, Апостол, настоятельно предостерегая христиан от обольщения лжеучителями, требует от своих духовных чад избегать всякого общения с лжеучителями, – разумеется, прежде всего, остерегаться их, как учителей, и бегать их гибельного лжеучения, а затем удаляться общения с ними и в делах житейских. Подобную осторожность в отношении лжеучителей и нечестивцев советовал христианам и Апостол Павел (

Из приветствия от детей сестры избранной госпожи можно заключить, что они были ближайшими учениками Апостола и находились при всем, как при Апостоле Павле его ученики и спутники.

1 Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
Обращение апостола Иоанна к некой «госпоже» и детям её наводит некоторых исследователей Библии на мысль, что так он обратился к самой Церкви, в которую писал второе своё письмо (под словом "госпожа" Павел мог обращаться к собранию, например, в целях конспирации во время гонений)
Однако в текстах 4,5 и 13, например, слова Иоанна говорят о том, что он обращался к весьма конкретной сестре, причём - наставницей в слове истины Божией для своего собрания: прошу тебя… , детей твоих… , приветствуют тебя… . (независимо от того, буквальными были её дети или духовными)

Поэтому, судя по словам обращения, Павел, скорее, всё же пишет духовной сестре и тем её детям, кого она наставляет в истине Божьей, и кто воспринимается апостолом Павлом как члены христианского собрания.

2- 4 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

Иоанн умел радоваться и было - чему:тому, что члены этого собрания (все дети "госпожи") ходят в истине Божьей. То есть, исполняют служение Богу в том виде, в котором заповедал Христос: с проповедью, собраниями, наставлениями, праведными делами и т.д, что характеризует праведный образ жизни христианина.
А для христианина нет большей радости, чем знать о том, что слово, посеянное в свое время в благодарные и отзывчивые сердца - дало такие прекрасные плоды.

Ещё интересный момент: в этих словах апостола Иоанна содержится информация для всех «искателей» истины, кто считает, что на самом деле - истину нельзя ни найти, ни узнать в веке этом, ибо у каждого - своя истина, своё вИдение и понимание Библии. Однако апостол уверен, что очень даже МОЖНО найти истину Божью, иначе он не написал бы этих слов :
ради истины , которая пребывает в нас и будет с нами вовек .
Иоанн и его сподвижники знали и вмещали Божью истину в том количестве и в том содержании, сколько надо было им на тот момент для принятия Христа - посланником с небес и подражания ему в пути к Богу. Так же обстоит дело и сегодня: есть и в современном мире «Иоанны» , могущие преподать истину Божью - ищущим её.

5,6 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

И, тем не менее, Иоанн обращает внимание на то, чтобы в собрании "госпожи" больше внимания уделили любви Христовой в отношении друг ко другу, что, собственно, совсем не ново для диакониссы, но, видимо, были с этим какие-то трудности в её собрании, как, впрочем, и по сей день многие христианские собрания переживают трудности по этой части, и иногда - потому, что просто не знают, что же из себя представляет любовь Христова.

Баркли, например, очень хорошо разъяснил, что означает любовь Христова - Агапе, которую нужно развивать всем соверующим в отношении друг друга:

1. Христианская истина учит нас, как надо любить. Агапе - так называется христианская любовь. Агапе - это не страсть, с ее приливами и отливами, трепетом и пламенем, и не беззаботная и всему потворствующая сентиментальность; ее не просто обрести и непросто поддерживать. Агапе - это несокрушимая доброжелательность; это такое отношение к людям, которое никогда не перестает гореть и всегда, что бы ему ни сделали, стремится к высшему благу человека. Есть любовь, которая жаждет обладать; есть любовь, которая размягчает и расслабляет человека, которая может побудить человека уйти с поля битвы или закрыть ему глаза на ошибки и поведение, ведущее к гибели. А христианская любовь ищет высшего блага для других и готова вытерпеть для этого все трудности, все проблемы. Важно отметить, что Иоанн с чувством любви пишет свои предостережения.

2. Христианская истина учит нас, почему надо любить. Это изложено в Первом послании Иоанна. Иоанн говорит о мучительной, жертвенной, бесконечно великодушной любви Божией, а потом добавляет: "Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга" (1 Иоан. 4,11). Христианин должен любить, потому что его любит Бог. Христианин не может принять любовь Божию если в нем самом нет любви к людям, которых любит Бог. Потому что Бог любит нас, мы должны любить других той же великодушной и самопожертвенной любовью.

7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист.
Здесь Иоанн поясняет, чем он озадачен и встревожен: в собрания христиан начали внедряться по сути не христиане - те, кто не проповедовал приход Христа, посланного Богом во плоти для искупления. И с такими нужно было бороться.
Любовь друг ко другу и сплочённость собраний позволила бы легче справиться с такими обольстителями, чем если бы в собрании - все были разобщены и не нуждались друг в друге.
Как известно, по одиночке дьяволу легче выловить и слопать христиан, обольщением - в том числе. Любовь же друг ко другу и к истине Божьей помогает совместными усилиями противостоять любым нападкам дьявола.

Сегодня положение вещей в христианских собраниях и в мире - ещё более усложнилось, ибо много и других обольстителей пришло: вроде бы принимающих Христа и исповедующих его, но в каком-то своём оригинальном варианте, будто Иисус Христос - это сам Бог, Творец всего сущего, изволил посетить во плоти землю самолично, разделившись при этом на три части, одна из которых - превратилась в телесного Иисуса Христа.
А потому сегодня христиане должны быть ещё более внимательны к слову Божьему, чтобы не увлечься таким великим разнообразием учений о Боге и Христе Его.

8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
Иоанн говорит о том, что в связи с этим есть опасность потерять то благоволение Бога, которое было получено при начале христианского пути и в конечном итоге не получить обещанного Богом:
Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, - то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал - Иез.33:13
Конец дела - лучше начала его, как и конец христианского пути - лучше начала его, ибо не успешно начавший путь - спасётся, а лишь - претерпевший до конца достигнет обетований Божьих.

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; Почему? возникает вопрос. Потому, что в отсутствии Божьей любви к истине (в условиях неимения Бога) - легко увлечься другими учениями, в частности теми, которые отвергают Христа, пришедшего во плоти как сына Иеговы.
пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына .
Пребывающий - это тот, кто живет по заповедям Бога и Христа Его. Знать и рассказывать другим о Боге и Христе Его - не достаточно для того, чтобы иметь Бога - Отцом себе, а сына Его Христа - братом себе.

10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
Потому апостол Иоанн не советует принимать в домах своих как дорогих и желанных гостей - тех «христиан», кто отвергает Христа, посланного на Землю Отцом его, Богом Всевышним (видимо, до этого - отвергающих Христа принимали в дома и не очень-то интересовались содержанием учений).
И не только не принимать – не приветствовать даже таких, ибо приветствовать их – означает выражать свою радость при встрече.
Так же, как не может прийти в голову радоваться встрече с известным убийцей или вором, к примеру, - так же (по идее) не должно приходить в голову христианам радоваться встрече с теми, кто отвергает Христа, пришедшего с небес и явившегося во плоти для искупления человечества от смерти -по замыслу Бога, Отца Христа.

11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
Казалось бы, ну что плохого в том, чтобы просто общаться с «новыми» верующими, отвергающими необходимость принятия Христа? Иоанн видит в этом участие истинных христиан в злых делах тех, с кем они выбирают общаться.
Если мы приглашаем в гости вора или убийцу, зная об их делах - этим мы показываем, что совсем не против их дел. Если бы христиане приглашали в свои дома Именея и Филлита - это также означало бы, что они участвуют в злых делах этих отступников от истины Божьей.
О том, что их дела презренны – скажет им наше отношение к их делам . Иначе они не смогут даже понять, что с их делами что-то не так, если все одобряют их, приветствуют их и приглашают к себе в гости с большим желанием и интересом.
В христианских собраниях не может быть и речи о толерантности по отношению к тем, кто приносит другое, чуждое учение, не Христово, а своё личное.

Однако слова апостола совсем не означают не здороваться с теми, кто ещё не познал путь истины, и не пускать в дом неверующих. Речь здесь идет исключительно о лжеучителях, «разносящих» по домам другие учения или извращающие учение Христово.

12,13 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Все -таки перо, чернила, бумага, телефон и даже интернет в настоящее время - не заменят живого христианского общения. Так что встречаться братьям и сёстрам в собраниях - необходимо, чтобы радость была полной.

Введение.

Второе Послание Иоанна - короткое и могло бы уместиться на одном листе папируса стандартного размера. То, что это послание сохранилось, несомненно, свидетельствует о его Богодухновенности и большом духовном значении.

Автор.

Традиционно считается, что послание принадлежит перу апостола Иоанна. Однако, сам автор называет себя просто "старцем". Едва ли это слово означает, что он был одним из старейшин в какой-то из местных церквей. Скорее оно соответствовало ласковому названию (сравните 1-Тим. 5:1-2; 3-Иоан. 1:1), под которым автор был известен его читателям; с другой стороны, греческое слово "пресбитерос" ("пресвитер") и означает - старый человек, старец, и имеется ряд уходящих в глубь веков свидетельств в пользу того, что этим словом могли называть любого из апостолов или тех, кто с самого начала были свидетелями жизни Иисуса Христа, Его учениками.

В свете явного сходства стиля и содержания 1-го и 2-го посланий Иоанна вполне можно отнести те аргументы, которые говорят о нем как об авторе большого Первого Послания, и к меньшему - Второму. В сущности, нет никаких оснований сомневаться в правильности традиционной точки зрения относительно авторства данного послания.

Условия написания послания. Письмо это адресовано "избранной госпоже и детям ее" (стих 1; сравните стихи 4-5). Конкретные имена в послании не приводятся. В этом отношении 2-е послание отличается от 3-го, где приведено 3 конкретных имени.

Существует предположение, что слова "избранной госпоже" относились к какой-то конкретной церкви (своего рода литературный прием), а слова "дети ее" - к членам этой церкви. Примеров такой персонификации, когда народы (страны) или города уподобляются женщине (сравните с "дочерью Сиона") в Библии немало, а церковь часто уподобляется на ее страницах невесте Иисуса Христа (Еф. 5:22-23; 2-Кор. 1:2; Откр. 19:7).

Такоe предположение подтверждается и тем, что после 5-го стиха местоимения, употребляемые автором, ставятся им не в единственном, а во множественном числе ("мы", "нам", "вам"); вновь единственное число возникает только в 13 стихе. Да и вообще содержание послания скорее говорит о том, что оно адресовано общине, а не отдельному человеку. Итак, если с полной уверенностью и нельзя отрицать, что послание было написано какой-то конкретной женщине, все же предпочтительнее считать, что оно адресовано церкви.

Встав на такую точку зрения, мы увидим, что проблемы, с которыми столкнулись члены этой церкви, мало чем отличались от тех, которые возникли у читателей первого послания Иоанна. Здесь тоже апостол говорит об "антихристах" (2-Иоан. 1:7, сравните 1-Иоан. 2:18,22). И заблуждение тут носило такой же характер, что и описанное в Первом Послании; оно выражалось в неверии в то, что Иисус Христос приходил на землю во плоти (2-Иоан. 1:7, сравните с 1-Иоан. 2:22-23; 4:1-3). В этом послании тоже содержится настоятельный призыв к исполнению Божиих заповедей, и в первую очередь - заповеди о необходимости любить друг друга (2-Иоан. 1:5-6, сравните с Иоан. 2:3-9; 3:14-18,23; 4:7,11,20-21).

Время написания.

Нет никаких данных о том, когда это послание было написано. Но подразумевавшаяся в нем обстановка схожа с той, какой продиктовано было Первое послание апостола. Поэтому можно предположить, что оба послания были написаны примерно в одно и то же время.

План книги:

I. Введение (стихи 1-3)

II. Основная часть послания (стихи 4-11)

А. Истина в действии (стихи 4-6)

Б. Защита истины (стихи 7-11)

III. Прощание (стихи 12-13)

Поделиться