История Франции XX века. Франция после второй мировой войны Франция в 40 годы 20 века кратко

Движение Сопротивления оказало огромное влияние на формирование партийно-политической системы в послевоенной Франции. Во Временное правительство вошли ФКП, СФИО, МРП и др. (глава - Ш. де Голль). Были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения; введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. Наказаны военные преступники, коллаборационисты (Петэн, Лаваль и др.).
Выборы в Учредительное собрание. Развернулась борьба вокруг проекта Конституции (1946 г.).

2. Четвертая республика и ее крах.

Конституция Четвертой республики была принята в октябре 1946 г.. Это конституция парламентской республики (органы власти: Национальное собрание, сенат (Совет республики), избираемый парламентом президент). Выборы в Национальное собрание 10 ноября 1946 г. по пропорциональной системе принесли победу ФКП (28% голосов), МРП (26%), СФИО (17%). В мае 1947 г. коммунисты были удалены из правительства.
Многопартийность была одной из причин неустойчивости режима, - за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другая причина - колониальные войны: во Вьетнаме (1946 - 1954), в Алжире (1954 - 1962).
В 1948 г. промышленное производство было восстановлено. В 50-е гг. наблюдается экономический подъем. Об активном вмешательстве государства в экономику свидетельствовал план модернизации и реконструкции (план Монне). Развиваются наукоемкие отрасли.
Рабочее движение привело к принятию закона о коллективных договорах, повышению зарплаты, введению гарантированного минимума зарплаты (СМИГ).
Во внешней политике Франция вынуждена была следовать в фарватере политики США, в том числе по германской проблеме, участвовала в создании НАТО (1949 г.). План Плевена о создании европейской армии был похоронен Национальным собранием (1954 г.). План Шумана привел к созданию ЕОУС (1951). В 1957 г. Франция стала соучредителем ЕЭС. Война в Алжире расколола общество на сторонников ультраколониализма и неоколониализма. Выборы в парламент 1956 г. привели к поражению правых партий. Формируется правительство "республиканского фронта" (глава Ги Мюлле, СФИО). Правительство провело ряд социальных мероприятий, признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжило войну в Алжире, участвовало в агрессии против Египта.
Война в Алжире расколола французское общество на сторонников продолжения войны и сторонников предоставления Алжиру независимости. К началу 1958 г. возник заговор "ультра", требующих "сильной власти", возврата к власти де Голля. 13 мая 1958 г. в Алжире был поднят мятеж. 1 июня Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля, предоставив ему чрезвычайные полномочия и дав согласие на разработку новой конституции, после чего прекратило свою деятельность. Это был конец Четвертой республики.

3. Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду.

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".
Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.
Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.
Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".
Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.
Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..
Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).
Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.
Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

4. Франция в середине 70-х - начале 80-х гг.

Отказ от политики социального партнерства привел к потере ЮДР 4 млн. голосов на выборах 1973 г.. Это было первым открытым кризисом голлизма. Смерть Ж. Помпиду в 1974 г. завершила этот процесс.
В мае 1974 г. президентом был избран Ж.Д"Эстен - лидер группировки "независимых республиканцев" и других мелких партий (СФД). Пост премьер-министра занял Жак Ширак (ОПР). Ширак решил спасти остатки партии голлистов и объединить вокруг себя правые политические силы.
В обстановке экономического кризиса середины 70-х г.г. усиливается процесс "биполяризации" партий, ослабления центристских группировок. На парламентских выборах 1978 г. в борьбе участвовали 4 главных партии - 2 правые (ОПР и СФД) и 2 левые (ФКП и ФСП).
Ж. Д"Эстен выступил с идеей создания передового "либерального общества" без революций, путем реформ. Неоднократно повышалась зарплата, снижен избирательный центр с 20 до 18 лет, разрешены аборты. Правительством Р. Барра проводились антикризисные мероприятия.
Ж. Д"Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке.
Франция участвовала в СБСЕ. Продолжался политический диалог с СССР. Но введение советских войск в Афганистан встретило осуждение. Поддерживалось "двойное решение" НАТО о евроракетах.

5. "Левый эксперимент" 1981 - 1984 гг.

На президентских и парламентских выборах (май - июнь 1981 г.) победу одержали левые силы (ФСП, ФКП, левые радикалы). Президентом стал Франсуа Миттеран (ВСП), правительство возглавил П. Моруа (ФСП). Согласно совместной программе были проведены: национализация местных банков и 9 крупнейших корпораций, повышены минимальная зарплата, семейные пособия, кредиты по уходу за инвалидами и престарелыми и т.п. Оплачиваемый отпуск увеличился до 5 недель. Но сохранялся высокий уровень безработицы. Реформы требовали расходов, росла инфляция. Новое правительство Л. Фабиуса перешло к политике "жесткой экономии" вопреки мнению ФКП (1984 г.). В июле 1984 г. представители ФКП вышли из правительства.

6. Франция во второй половине 80-х - середине 90-х гг.

На парламентских выборах в марте 1986 г. правые партии одержали победу. Правительство возглавил Ж. Ширак. Обнаружились противоречия между правым большинством Национального собрания и сохранившим президентский пост Ф. Миттераном. Добившись вотума доверия правительства, правые партии провели денационализацию ряда корпораций и банков. Активизировались рыночные механизмы в экономике. Это был французский вариант консервативной политики - монетаризма, "политики равенства шансов".
Государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения были сохранены - не без активной защиты социальных завоеваний со стороны трудящихся. Президентские выборы весной 1988 г., привели к избранию на очередной срок Ф. Миттерана, а внеочередные парламентские выборы летом 1988 г. - к поражению ОПР и СФД и формированию правительства социалистов в коалиции с буржуазными центристскими группами. Правительство М. Рокара продолжило курс на "жесткую экономику", отказалось от распродажи национализированных предприятий, но и не расширило национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, сокращены налоги на прибыль.
В мае 1991 г. правительство возглавила Э. Крессон, которой было поручено создать условия для интеграции Франции в ЕС, что ей в полной мере не удалось, а после поражения социалистов на региональных выборах она была заменена П. Береговуа. На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Пост премьер-министра занял Э. Балладюр (ОПР). Был взят курс на либерализацию экономики, возобновление приватизации, интеграцию в ЕС.
Во внешней политике в начале 80-х проводился курс на интеграцию стран Западной Европы. Укреплялись связи с НАТО (сессия Совета НАТО в 1983 г. в Париже). Отношения с СССР были достаточно прохладными. В середине 80-х президент Миттеран поддержал "перестройку" в СССР. В октябре 1990 г. с СССР был подписан "Договор о согласии и сотрудничестве".
После распада СССР в феврале 1992 г. был заключен "Договор между РФ и Францией". В 1996 г. Франция выделила России кредиты, а Россия согласилась компенсировать французским держателям займов царской России 400 млн. долларов. Франция участвовала в подписании Маастрихтского договора.

7. Франция в конце ХХ века - начале XXI века.

В мае 1995 г. Ж. Ширак выиграл президентские выборы и занял место тяжелобольного Миттерана, не выставившего кандидатуру на переизбрание. Премьер-министром стал А. Жюппэ.
Новое правительство правых сил повело борьбу с инфляцией путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. 15 ноября 1995 г. Жюппе представил парламенту план сокращения дефицита касс социального страхования и дефицита госбюджета как условие для введения единой европейской валюты. Речь шла о росте налогов, уменьшение компенсаций за лечение, замораживание зарплаты в госсекторе.
Ответом стала всеобщая стачка почти всех работников госсектора в декабре 1995 г.. Доверие к правительству сильно упало.
Понимая, что правые силы рискуют проиграть парламентские выборы в 1998 г., Ж. Ширак в апреле 1997 г. решил распустить Национальное собрание и провести досрочные выборы с надеждой на победу. Однако в мае-июне 1997 г. на выборах в Национальное собрание победу одержал "розово-красно-зеленый альянс" (ФСП, ФКП, экологисты + левые радикалы). Крайне правый Национальный фронт Ле Пена набрал более 15% голосов.
Начался новый виток "сосуществования" - правый президент и левое правительство Л. Жоспена (ФСП) (18 социалистов, сторонников умеренных реформ и интегрированной Европы, 3 коммуниста, 3 левых радикала, 1 экологист)
СМИК был увеличен на 4%, пособия для школьников - с 500 до 1600 франков. Начался переход к 35-часовой рабочей неделе. Правительство и местные органы власти расширили занятость в госсекторе, рассчитывая создать 350 тыс. новых рабочих мест за счет мелких служащих, оплачиваемых на уровне СМИК.
Экономическое развитие страны ускорилось. Темпы роста ВВП = 3% в г., инфляция = не более 1%, дефицит госбюджета 3% ВВП, но проблема массовой безработицы остается.
Франция, которая сделала ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, не вернулась, однако, в ее военную организацию. Весной-летом 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО против Югославии.

В Первую Мировую войну французские войска и армия понесли большие потери, северо-восток Франции был превращен в развалины, но несмотря на это Франция обрела европейскую власть. Начиная с 1919 года целью Франции было держать Германию как можно дальше от своей территории, была разработана система пограничной обороны и союзов. Но, к сожалению этого было недостаточно, и 10 мая 1940 года в начале Второй Мировой войны, нацисты атаковали и оккупировали Париж, итальянцы вступили с немецкими войсками. 10 июля 1940 года было создано правительство Виши (фр. Vichy Government). В августе 1944 года Франция, наконец, была освобождена войсками союзниками, и было создано временное правительство Шарля де Голля (фр. Charles de Gaulle). Четвертая республика образовалась 24 декабря 1946 года. Франция вступила в НАТО.

Но в Мае 1968 года многие бурные студенческие протесты и забастовки работников завода подорвали правительство Шарля де Голля. На следующий год политика де Голля была изменена его преемником Жоржем Помпиду (фр. Georges Pompidou) на политику невмешательства по отношению к внутренним экономическим вопросам. Консервативный, про бизнес-климат способствовал выбору Валери Жискара д"Эстена (фр. Valery Giscard d"Estaing) в качестве президента в 1974 году.

На президентских выборах 1981 года победил социалист Франсуа Миттеран (фр. Francois Mitterrand). В первые два года правительства образовалась 12% инфляция и девальвация франка. В 1995 году избран новый президент Жак Ширак (фр. Jacques Chirac). Французские лидеры все чаще связывают будущее Франции для дальнейшего развития Европейского союза. Франция является одним из партнеров-основателей Европейского союза, а также крупнейшим участком всех партнеров. За срок пребывания в качестве президента, Миттеран подчеркивал важность европейской интеграции и выступал за ратификацию Маастрихтского договора (фр. Maastricht Treaty) на европейском экономическом и политическом союзе с французскими избирателями узко утвержденного в сентябре 1992 года.

Франция является развитой страной с шестой по величине экономикой в мире. Ее основные идеалы выражены в Декларации о правах человека и гражданина. Франция также является членом-основателем Организации Объединенных Наций и членом Латинского союза, стран французского языка и большой восьмерки. Франция входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обладая правом вето, а также являясь признанной ядерной державой. Она считается одной из великих держав после Второй мировой войны. Франция является наиболее популярным международным туристическим объектом в мире, которую посещает ежегодно свыше 75 миллионов иностранных туристов.

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран .

С 17 мая 1995 президентом Республики стал Жак Ширак . Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учёбы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.

Выборы 1997 года . Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые ещё не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42 % голосов избирателей, а ОПР и СФД -- 36,2 %. За социалистов проголосовало более 25 % избирателей, за коммунистов -- немногим менее 10 %. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15 % голосов -- самый лучший результат в его истории, -- но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошёл лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте. политический франция ширак миттеран

В сложившейся обстановке Ширак, -- по примеру Миттерана, -- использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодёжи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4 % в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объём промышленного производства на 55 % превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского союза и Североатлантического пакта . С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») -- сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН .

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей -- почти 70 % из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.

Выборы в мае 2007 года принесли во втором туре победу лидеру голлистской партии, экс-министру внутренних дел (2002--2007)Николя Саркози .

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

1. Последствия Второй мировой войны для Франции.

2. Четвёртая республика.

3. Франция в годы Пятой республики.

1. Три взаимосвязанных этапа определяют историю послевоенного развития Франции. Первый период (1944-1946 гг.) - это вре­менный режим, при котором было сформировано Временное правительство, разработана новая послевоенная конституция, началось восстановление экономики; второй (с декабря 1946 по 1958 г.) - время Четвертой республики; третий - после принятия новой Конституции 1958 г. продолжается период Пятой республики.

Послевоенное положение Франции и временный режим. Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существо­вавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10% производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад ее колониальной империи.

К концу войны сложилась новая политическая расстановка сил. С 30 августа 1944 г. во Франции действовало Временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения “Свободная Франция”. Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование партийно-политической системы и на характер новой конституции. Политические партии, скомпро­метировавшие себя соглашательской политикой и сотрудничеством с немецкими оккупантами, были распущены. В правительство вошли представители политических партий, принимавших участие в Сопротивлении: коммунисты, социалисты, католики и др.

Временное правительство провело ряд социально-экономических реформ. Оно повысило заработную плату, пенсии, пособия многодетным семьям. Руководители вишистского правительства Лаваль и Петен были приговорены к смертной казни (для Петена она была заменена пожизненным заключением). Национализация угольных шахт, автомобильных заводов “Рено” и других пред­приятий была одним из первых крупных мероприятий в сфере промышленности.

Во внутриполитической жизни Франции остро стоял вопрос о государственном устройстве. В результате противоречий с большин­ством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф. Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Ж. Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

2. Четвертая республика (1946-1958 гг.). Экономический подъем. В соответствии с конституцией, Франция провозглашалась парламентской республикой. В конституции были записаны де­мократические и социальные права трудящихся: на труд, отдых, образование, государственную помощь в случае нетрудоспособности, на создание профсоюзных объединений, на стачки; равноправие женщин; пропорциональную систему выборов.

Центральное место в структуре государственной власти при­надлежало парламенту, состоявшему из двух палат - Нацио­нального собрания и сената (Совет республики). Глава государства избирался на семь лет обеими палатами. 10 ноября 1946 г. во Франции прошли выборы в Национальное собрание.

Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промыш­ленность. Это позволило ускорить темпы ее развития. В1948 г. объем промышленного производства во Франции превысил довоенный уро­вень. В сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.

Отличительной особенностью восстановления народного хозяйства страны стало программирование экономики, В 1947 г. прави­тельство одобрило “план модернизации и реконструкции”. Методы государственного регулирования включали в себя также предостав­ление крупным частным предприятиям государственных кредитов, налоговых льгот, крупных подрядов, иностранной валюты и т.д.

В международных отношениях конституция предусматривала отказ от захватнических войн, от политики насильственной колонизации. Вместе со своими колониями Франция составила Французский союз, население которого формально получало равные права и обязанности.

Летом 1948 г. Франция присоединилась к “Плану Маршалла” и заключила ряд экономических, политических и военных соглашений с США. Франция вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации Западной Германии. 9 мая 1950 г. Р. Шуман, министр иностранных дел, выступил с идеей объединения производства угля и стали стран Западной Европы (“План Шумана”). В апреле 1951 г. шесть стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) заключили договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

В 1952 г. Франция инициировала подписание договора о Евро­пейском оборонительном сообществе. По вопросу его ратификации в стране развернулась острая борьба. Национальное собрание отвергло договор о Европейском оборонительном сообществе.

Однако политическая неустойчивость правительств Четвертой республики сдерживала экономический рост страны -за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. В 50-х годах обострились социаль­ные конфликты. Другой причиной кризисных явлений республики были колониальные войны, которые вела Франция во Вьетнаме (1946-1954 гг.) и в Алжире (с 1954 г.).

Правительство Республиканского фронта во главе с социалистом Ги Молле признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжало войну в Алжире. В апреле 1958 г. во Франции разразился очередной политический кризис. Военные и ультра­колониалисты подняли мятеж. Цель мятежников состояла в том, чтобы создать режим военной диктатуры.

После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру особых полномочий по формированию “правитель­ства национального спасения”. 1 июня 1958 г. де Голль был утвержден главой правительства с чрезвычайными полномочиями. 2 июня де Голль распустил Национальное собрание. Эти события положили конец Четвертой республике во Франции.

3. Пятая республика и период президентства Шарля де Голля (1958 - 1969 гг.). Выступивший вновь в роли спасителя нации де Голль сосредоточил внимание на выработке новой конституции, которая ограничила бы права парламента и усилила президентскую власть. Референдум, проведенный в сентябре 1958 г., одобрил новую конституцию, которая сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский режим.

Сторонники де Голля создали 1 октября 1958 г. новую поли­тическую партию- “Союз в защиту новой республики” (ЮНР).

Выборы в Национальное собрание проводились по мажоритарной системе в два тура в острой политической борьбе. В результате выборов деголлевская партия ЮНР получила большинство депу­татских мест в парламенте, а в декабре 1958 г. де Гол ль был избран президентом республики.

Президент, избираемый на семь лет, получал широкие полно­мочия в сфере внутренней и внешней политики: ему принадлежали функции главы государства, верховного главнокомандующего. Он назначал премьер-министра и министров, утверждал законы, принимаемые парламентом. Он мог объявить чрезвычайное положение. Законодательная компетенция французского парламента оказалась ограниченной. Президент мог распустить Национальное собрание, но само Собрание не могло контролировать президента. Во Франции установилась президентская республика.

Французский союз был преобразован в сообщество. В 1960 г. большая часть французских колоний в Африке стали независимыми и образовали 14 самостоятельных государств. Благодаря гибкой политике Франция сохранила в этих регионах значительное политическое и экономическое влияние.

В марте 1962 г. в Эвиане были подписаны соглашения о прекращении огня, о предоставлении Алжиру независимости.

В 60-х годах во Франции были проведены глубокая структурная перестройка экономики, технологическая модернизация. Одной из эффективных форм стали “большие проекты”, в которых участвовал также иностранный капитал. Научно-техническая революция вела к широкому внедрению конвейерного производства, автоматизации, электронно-вычислительных машин. Значительное развитие получили новые отрасли - атомная и ракетная промышленность. Росло и производство товаров массового потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин).

Сельское хозяйство было значительно модернизировано. Его структура кардинально изменилась. Оно превратилось в совре­менное товарное фермерское производство, тесно интегрированное с перерабатывающей промышленностью. Франция превратилась в крупнейшего экспортера продовольствия в Западной Европе.

Важнейшими акциями во внешней политике были выход Франции из военной организации НАТО, вывод американских баз с территории страны. Де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме. Были улучшены отношения с СССР и принята важная декларация об установлении атмосферы разрядки между Востоком и Западом. Вместе с тем Франция создала свою ядерно-ракетную триаду.

”Красный май” (1968 г.) и отставка де Голля. Несмотря на успехи деголлевского режима, внутреннее положение во Франции в конце 60-х годов становилось все более напряженным. В ходе парламентских выборов 1967 г. заметно активизировались левацкие группировки, получившие название “тошисты” (от франц. “гош” - левый).

В мае-июне 1968 г. политический кризис в стране вылился в острые столкновения в обществе. Начало событиям положили студенческие выступления за демократизацию системы высшего образования и проведение коренных изменений в государственном и общественном строе страны. 3 мая полиция разогнала студенческий митинг во дворе Сорбоннского университета. Многие студенты были избиты, ранены и арестованы. Эти события взвол­новали всю страну. Сотни тысяч парижан вышли на демонстрации протеста против голлистского режима.

Рабочие, поддержав студентов, вели борьбу за назревшие эко­номические и социальные требования. Во всеобщей забастовке приняли участие около 10 млн. человек. Фермеры выступили за снижение налогов и защиту от конкурентов из стран “Общего рынка”.

Результатом этих выступлений стали серьезные уступки со стороны правительства и предпринимателей: на 13-15% была повышена заработная плата. Правительство обещало восстановить 40-часовую рабочую неделю без снижения зарплаты. Рабочим гарантировалось соблюдение профсоюзных свобод на предприятиях, студентам - улучшение системы образования.

События во Франции имели международный отклик. Всплеск недовольства и студенческие волнения прокатились в европейских странах и США.

Несмотря на победу на выборах, с целью ослабить социальные конфликты и направить их в русло компромиссов и социального партнерства де Голль решил провести ряд реформ. 27 апреля 1969 г. в стране был проведен референдум по законопроекту о новом региональном делении Франции и реформе сената. Предполагалось вместо традиционных департаментов учредить районы с представительными “профессиональными группами” и исполнительной властью во главе с назначаемыми префектами. Итоги референдума оказались неблагоприятными для де Голля: 52,41% его участников ответили “нет”. В тот же день генерал де Голль заявил о своем уходе с поста президента.

Франция в 70-х годах. Перегруппировка партийно-поли­тических сил. На выборах, состоявшихся в июне 1969 г., пре­зидентом был избран Жорж Помпиду(1969-1974гг.). Он заявил о продолжении курса де Голля, обозначив его как “преемственность и диалог”. Одновременно он начал поиск компромисса с правой оппозицией. В состав правительства был введен лидер “независимых республиканцев” В. Жискар д’Эстен.

Внутри страны Помпиду провозгласил политику создания “нового общества”, в котором трудящиеся смогли бы принять участие в “управлении производством”. По мере укрепления своего политического положения Помпиду начал радикальную чистку голлистского движения. В 1971 г. партия была переименована в “Союз демократов в защиту республики” (ЮДР). На руководящие посты в партии и правительстве Жорж Помпиду активно выдвигал представителей молодого поколения голлистов. Лидером этой группировки был Жак Ширак, в нем Помпиду видел своего преемника.

В преддверии парламентских выборов 1972 г. продолжалась перестройка других политических партий. Вскоре партия радика­лов и радикал-социалистов раскололась на два течения. В 1971 г. социалисты объединились, партия получила название Француз­ской социалистической партии (ФСП), лидером ее стал Ф. Митте­ран. Он пытался придать сотрудничеству с коммунистами прочный характер. Французская дипломатия добилась заключения в 1974 г. новой Атлантической хартии, усилившей принципы коллегиаль­ности в деятельности с НАТО. Были улучшены отношения с Китаем, Египтом, Ираком. В рамках новой военной доктрины Северная Африка была объявлена “сферой жизненных интересов”.

В этот период меняется социально-экономическая стратегия: произошел поворот к неолиберализму и эффективным рыночным отношениям. Обострение внутрипартийной борьбы в ЮДР сказалось на выборах в марте 1973 г. ЮДР потерял 4 млн. голосов. Впервые открыто выявился кризис голлизма. Внезапная смерть президента Ж. Помпиду в 1974 г. вновь поставила вопрос о выборе стратегии развития страны на последующие годы.

После периода организационно-политической перестройки оживилось центристское движение. Лидером нового поколения центристов-”независимых республиканцев” и ряда других мелких партий, которые получили общее название “Союз за французскую демократию” (СФД), - являлся Валери Жискар д’Эстен (1974-1981 гг.), который на состоявшихся в апреле 1974 г. пре­зидентских выборах был избран президентом. Премьер-министром стал представитель ЮДР Ж. Ширак.

Президентство В, Жискар д’Эстена совпало с периодом, когда французская экономика втягивалась в полосу глубокого кризиса, последовавшего после “нефтяного шока”. На фоне снижения деловой активности в 1975 г. была принята программа оживления экономической жизни путем поощрения потребления. На 1976- 1980 гг. был разработан седьмой пятилетний план, который предусматривал увеличение занятости, ликвидацию бюджетного дефицита и т. п.

Постголлистекая Франция. До президентских выборов в прави­тельственном и в оппозиционном лагерях произошла перегруп­пировка политических сил. В 1976 г. лидер ЮДР Ж. Ширак вышел в отставку с поста премьер-министра. ЮДР был преобразован в широкую коалицию “Объединение в поддержку респуб­лики” (ОПР). Оно провозгласило верность голлизму.

В 1981 г. “Союз за французскую демократою” выдвинул кандидатом в президенты В. Жискар д’Эстена. ОПР после острой внутренней борьбы остановилось на кандидатуре Ж. Ширака. Правительственная коалиция, таким образом, оказалась расколотой. Большие предвыборные разногласия проявились и в партиях оппозиции. Чрезвычайный съезд ФСП в январе 1981 г. выдвинул Ф. Миттерана кандидатом в президенты. Коммунисты предложили кандидатуру Ж. Марше.

Президентские и парламентские выборы 1981 г. после 23 лет правления правых партий принесли победу левым силам. Президен­том страны стал социалист Франсуа Миттеран (1981-1995гг.), абсолютное большинство мест в Национальном собрании оказа­лось также у социалистов. Правительство сформировал П. Моруа. Впервые после 1947 г. в коалиционное правительство вошли коммунисты.

Однако союз левых сил стал управлять страной в трудное время. Первостепенная задача нового правительства состояла в выводе страны из экономического кризиса. Политика Ф. Миттерана заключалась в том, чтобы в дальнейшем расширить государственное вмешательство в экономику. Выл принят закон о национализации 18 банков, двух финансовых и пяти крупнейших промышленных фирм. Кроме того, под государственный контроль были поставлены некоторые металлургические и военные компании. Были расширены социальные программы, введен государственный контроль над ценами и зарплатой.

Однако к середине 80-х годов во Франции обнаружился кризис правления левых сил. С середины 1982 г. правительство обратилось к политике жесткой экономии, которая обернулась ростом безработицы. Выросли косвенные налоги, а также налоги на личные доходы, бытовые услуги.

Возвращение к власти правых сил. На состоявшихся в марте 1986 г. выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство и сформировали свое правительство во главе с лидером ОПР Ж. Шираком. Новое правительство сразу же заявило о своем намерении провести денационализацию ряда контролируемых государством компаний и предприятий.

В короткий срок новое правительство подготовило около 30 законопроектов, предусматривавших предоставление льгот капиталу, отмену контроля над ценами и налогов на крупные состояния, денационализацию финансовых и промышленных предприятий, приняло решение о блокировании зарплаты, сократило государственные расходы на государственные нужды, провело очередную девальвацию франка и т.п. Все это вызвало бурную реакцию протеста. В июне 1986 г. миллионы французов провели Неделю действий в защиту своих требований. По всей стране состоялись митинги, демонстрации, забастовки.

Внешнеполитическое положение Франции при Ф. Миттеране укрепилось. Активизировались отношения с США и НАТО. Миттеран поддержал размещение в Европе американских ядерных ракет средней дальности. Новая военная доктрина отражала стратегию “глобального сдерживания”. В отношении СССР официальный Париж занял жесткую позицию, требуя вывода советских войск из Афганистана, отмену военного положения в Польше, сокращения советских вооруженных сил, размещенных в Европе. Французские военные силы, как часть коалиции, вели боевые действия в войне в Персидском заливе в 1991 г.

Особое внимание Миттеран уделял вопросам европейской интеграции. Надежным партнером Ф. Миттерана стал германский лидер Г. Коль. Инициативы двух стран в области углубления экономической и политической интеграции, возобновление тесного военно-политического сотрудничества вне рамок НАТО позволили подготовить концепцию Европейского союза. В 1986 г. был подписан Единый европейский акт. Еще раньше (в 1990 г.) Миттеран поддержал объединение Германии.

Выборы в Национальное собрание, состоявшиеся в мае 1993 г., принесли триумфальный успех правым партиям, которые отказались от радикализма левых и построили свою программу на лозунгах “ответственности” и “доверия”, умеренных реформ, борьбы против социального неравенства и безработицы, преступности и терроризма.

В 1994 г. официально был открыт туннель под Ла-Маншем, соединивший Францию и Англию.

В мае 1995 г. лидер правых, мэр Парижа Жак Ширак выиграл президентские выборы. Ф. Миттеран из-за болезни не смог принять в них участие. Новое консервативное правительство Ширака, которое привело его к власти на платформе снижения высокого уровня безработицы Франции, имело поддержку значительного большинства в обеих палатах парламента.

В 1997 г. по результатам досрочных выборов в Национальное собрание победу одержал блок левых сил (социалисты, коммунисты, “зеленые”). Итак, при правом президенте было сформировано левое правительство социалиста Л. Жоспена. Взвешенный, профессио­нальный и деидеологизированный стиль действий стал отличи­тельной чертой нового кабинета. Такой курс получил название “левого реализма”.

Во всех случаях правительство избегало крайностей и предлагало конструктивные компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Пресса назвала эту политику “модернизацией с человеческим лицом”. Налоговая политика позволила снизить уровень бюджетного дефицита и привести его к требованиям процедуры перехода к европейской валютной системе

Во внешней политике Ж. Ширак провел корректировку курса. Был снят мораторий на испытание ядерного оружия. Франция вернулась к политике интеграции в военную структуру НАТО. Но в конце 90-х годов Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и вернулась к европейским проектам.

В 2007 г. после истечения срока полномочий Жак Ширак ушел с поста президента. Президентом избран его коллега по партии Н. Саркози. Он намерен уладить отношения с США. В июле 2008 г. ему удалось собрать саммит 48 государств Европы и Средиземноморья, на котором решено создать их союз.

К началу XX столетия Франция по-прежнему оставалась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей - алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей - первое. Чрезвычайно бурно в эти годы развивалось металлургическое производство. Началось все более широкое производственное использование электрической энергии. Франция оставалась лидером Европы по использованию водной энергии. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, увеличилась общая длина железных дорог в стране. Их протяженность в начале века составила уже более 50 тыс. км (Фракция занимала четвертое место в мире после США, России и Германии). Французский торговый флот насчитывал почти полторы тысячи судов общим тоннажем 2 млн. тонн (пятое место в мире). Всемирная выставка в Париже в 1900 г. продемонстрировала высокий уровень французской научно-технической мысли.

Одновременно все более очевидным становилось и нарастание тревожных тенденций в развитии французской экономики . За период 1870-1913 гг. французское производство в целом выросло в три раза, но в те же годы мировое производство увеличилось в пять раз. По этому суммарному показателю Франция переместилась со второго на четвертое место, уступив стремительно набирающим темпы промышленного роста США и Германии. Отставание Франции не носило фатальный характер. Более того, французская экономика, не пережившая столь стремительного взлета на рубеже веков, оказалась менее уязвима для циклических кризисов перепроизводства, приобретавших в этот период мировой, универсальный характер. Кризис 1900 г. сказался, главным образом, на развитии металлургической промышленности, переживавшей бум в предыдущие годы. К 1905 г. уровень производства был не только восстановлен, но и значительно возрос. Причем он почти целиком обеспечивался внутренним спросом. Сравнительно легко пережив кризис 1907 г., французская экономика вступила накануне первой мировой войны в период дальнейшего устойчивого роста. Так, производство стали в 1909-1913 гг. выросло на 54 %. По добыче железной руда Франция вышла в эти годы на третье место в мире, по разработке бокситов - на первое. Однако эти успехи все же не позволили Франции добиться таких же темпов роста, как ее основным конкурентам на мировой арене.

Главной причиной относительного замедления темпов экономического развития Франции была структурная специфика французской экономики. Значительное место в отраслевой структуре французской индустрии занимало производство средств потребления. Ювелирные изделия, парфюмерия, обувь, мебель, текстильные изделия оставались наиболее предпочтительными видами экспорта. Лишь накануне первой мировой войны, встав на путь милитаризации экономики, Франция достигла существенных успехов в наращивании продукции машиностроения, судостроении, строительной промышленности. Но при этом более 80 % станков по-прежнему ввозилось из-за границы.

Процесс концентрации промышленного производства во Франции привел к образованию на рубеже XIX-XX вв. мощных монополистических объединений - металлургического синдиката «Комитэ де форж», сахарного и керосинового картелей, военного концерна «Шнейдер Крезо», автомобильных трестов «Рено» и «Пежо», химического концерна «Сен-Гобен». Тем не менее мелкая промышленность в целом преобладала - в 1900 г. 94 % всех предприятий имели от 1 до 10 работников. По-прежнему значительные масштабы сохранял и некапиталистический сектор. По материалам переписи 1906 г. из 2,3 млн. предприятий только 76,9 тыс. были капиталистическими, из которых лишь 9 тыс. являлись предприятиями индустриального типа, тогда как остальные были мануфактурами.

Несмотря на общий рост промышленного производства, в начале XX в. в сельском хозяйстве во Франции было занято более 40 % населения. Аграрный сектор переживал затяжной кризис, начавшийся еще в 80-е годы XIX столетия. Парцеллярный характер крестьянского землевладения препятствовал формированию экономически эффективных, рентабельных хозяйств. В 1908 г. 38 % крестьянских семей владели земельными наделами менее 1 га. Мелкие хозяйства не давали возможность крестьянам сосредоточить инвестиционные средства, достаточные для технической модернизации производства. Стоимость продукции оказывалась слишком высокой (например, французская пшеница стоила в 20 раз дороже, чем американская). Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства стала причиной сокращения площадей виноградников и посевов зерновых культур. Рост животноводства, производства фруктов и овощей не мог компенсировать общие потери аграрного сектора.

Чем больше росли противоречия в развитии реального сектора французской экономики, тем более важной в обеспечении доходов национального бюджета и частного предпринимательства оказывалась роль финансовой системы. Франция уверенно лидировала по уровню централизации банковского капитала. Из 11 млрд. франков общей суммы вкладов внутри страны 8 млрд. сосредоточились в пяти крупнейших банках. Четыре из них обладали монополией на выпуск ценных бумаг. При этом сложилась чрезвычайно разветвленная система банковских отделений, охватившая всю территорию страны и позволявшая привлекать клиентуру из самых дальних регионов.

В начале XX века из 40 млн. французов - 2 млн. были вкладчиками национальных банков. В результате складывалась мощная кредитно-финансовая система, способная обеспечить высокий уровень доходности капиталовложений. Но основной разновидностью финансовых операций стало не промышленное инвестирование внутри страны, а экспорт капитала. Подобная тенденция была универсальной для эпохи монополистического капитализма, но во Франции она приобрела гипертрофированный характер. К 1914 г. из 104 млрд. франков, в которых оценивались ценные бумаги на французском финансовом рынке, лишь 9,5 млрд. приходилось на национальную промышленность. Остальная масса ценных бумаг предоставляла ссудный капитал, преимущественно - зарубежные капиталовложения. Доходность иностранных вложений (4,2 %) превышала доходность внутренних ценных бумаг (3,1 %). Неудивительно, что в таких условиях за период с 1880 по 1914 г. французские капиталовложения за границей утроились и составили 60 млрд. франков. По этому показателю Франция вышла на второе место в мире после Великобритании. Основной сферой размещения капитала были Россия, Испания, Португалия, Австро-Венгрия, Турция. Причем в структуре капиталовложений преобладали централизованные ссудные займы, а не инвестиции в иностранную промышленность.

Такое своеобразное ростовщичество стало отличительной чертой французской экономической системы в начале XX в. Оно не только питало гигантские состояния финансовой элиты, но и обеспечивало существование сотен тысяч мелких рантье. Негативным последствием такой практики явилась угроза инвестиционного голода в самой французской промышленности, чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы. Последствия такой зависимости станут очевидны уже после первой мировой войны.












1 из 11

Презентация на тему: Франция во 2-й половине ХХ века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Франция после войны Вышла из войны победительницей, но Оказалась должником США; Распад колониальной империи; Экономика была подорвана, финансы расстроены, народ разорен; Первое правительство возглавил национальный герой – генерал Шарль де Голль (1890 – 1970), сыгравший видную роль в борьбе за освобождение страны. Три периода: Временный режим (1944 –1946гг.); Четвертая республика (1946 – 1958 гг.); Пятая республика (с 1958 г.) Шарль де Голль

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Временный режим и Четвертая республика. Шарль де Голль – руководитель движения «Свободная Франция» Временный режим (1944 – 1946): 1946 г. – Конституция учредила парламентскую республику с про-порциональной системой выборов и многопартийностью. Четвертая республика (1946 – 1958) – неустойчивая – 26 коалиционных правительств. Общество раскололось на колониалистов и европеистов; Колониальные войны: во Вьетнаме (1946 – 1954), Алжире (1954 – 1962). Это привело к истощению экономики и усилению раскола общества. В 1958 г. Национальное собрание утвердило новое правительство де Голля. Шарль де Голль

№ слайда 5

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Шарль де Голль лично участвовал в разработке новой конституции В 1958 г. –принята новая Конституция (на референдуме за нее проголосовали 4/5 французов), началась Пятая республика. Форма правления – демократическая полупрезидентская республика. Глава государства –президент, избираемый на 7 лет, после референдума 2000 г. на 5 л. Законодательная власть – двухпалатный парламент – Конгресс Франции (Сенат и Национальное собрание). Исполнительная власть – кабинет министров правящей партии, во главе с премьер-министром. Многопартийная система: Шарль де Голль

№ слайда 6

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Ш. Де Голль (1958 - 1969) – «голлизм» 1962 г. признал независимость Алжира; Социальный реформатор – идея «ассоциации труда и капитала»; Экономическая модернизация и глубокая перестройка экономики; Май 1968 г. – массовые забастовки студентов и рабочих, которые были подавлены полицией. 1969 г. – президент подал в отставку. Его политику продолжал президент Ж. Помпиду (1969 – 1974), после его смерти эпоха голлизма закончилась. У. Черчилль Шарль де Голль

№ слайда 7

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. В. Жискар д‘Эстен (1974 – 1981) – либеральное течение «Дирижизм» – активное госрегулиро-вание экономики; Активизация рыночных механизмов; Повышение минимальной оплаты труда; Избирательный ценз снижен с 20 до 18 лет. Ф. Миттеран (1981 – 1995) – лидер социалистической партии (1972 – 1984 –Совместная программа с компартией) Национализация 10 крупнейших про-мышленных и финансовых корпора-ций; Социальные реформы: отпуск- 5 нед., 39-час. рабочая нед., налог на крупные состояния; Главное – борьба с безработицей. У. Черчилль Валери Жискар д‘Эстен Франсуа Миттеран№ слайда 9

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Конституционная реформа –расширение полномочий парламента, ограничение чрезмерной власти президента и обеспечение прав граждан в контроле над властью; Реформа социального обеспечения (отменена обязательность 35-часовой рабо-чей нед.); Реформа обеспечения занятости (предложение «разумной» работы, сокра-щение пособия при вторичном отказе от такой работы); Сокращение госрасходов (сокращение госслужащих); Николя Саркози

№ слайда 10

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Пенсионная реформа (лишились льгот по досрочному выходу на пенсию транспортники, энергетики, рыбаки, служащие Банка Франции); Отменил налог на наследство для 95 % французов (оставил только для владельцев крупных состояний). Итоги: Безработица,; Дефицит бюджета; Рост недовольства его политикой. В мае 2012 г. победу одержал лидер социалистов Франсуа Олланд. Стал самым непопулярным президентом Франции по итогам первых 100 дней правления (легализация однополых браков, введение войск в Мали. Николя Саркози Франсуа Олланд

№ слайда 11

Описание слайда:

5. Внешняя политика Франции. После Второй мировой войны: В период голлизма Франция создала собственную триаду ядерных сил, фр. войска выведены из-под военного командования НАТО; 1963 г. – Елисейский договор (партнерство с Зап. Германией); Активизация европейской интеграции в рамках ЕС (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению в ЕС Англии; Франция шла на сближение с СССР, а не с США. После де Голля Франция пришла на сближение с США и НАТО (2009г. вошли в состав НАТО); Париж стал главным инициато-ром расширения ЕС. Дэвид Кэмерон

Поделиться