Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. Вопрос о первоначальных истоках фантастики в сказках о животных много десятилетий волнует ученых. Понять происхождение вымысла сказок хотел еще Якоб Гримм. Ученый издал в переводе на современный немецкий язык средневековую поэму «Reinhart Fuchs» (Веrlin, 1834). Поэма рассказывала о похождениях хитрого наглеца, лжеца и ханжи Рейнеке-Лиса.
Рейнеке - герой многочисленных литературных произведений. Его знали по латинской поэме «Yzengrimus», названной так по имени незадачливого противника Рейнеке - волка Изенгрима (середина XII в.). В Голландии Рейнеке был известен под именем Рейнарта из поэмы "Reinart" (XIII в.). Во Франции он-Ренар («Roman de Renart», XII-XIII вв.). Поэма о лисе, ходившая по Европе в списках, с изобретением книгопечатания была придана тиснению в типографии, и в 1498 г. в Любеке появилось ее первое издание - «Reineke de Vos». В конце XVIII в. Иоганн Вольфганг Гете предпринял обработку средневекового сказания о лисе - «Рейнеке-Лис» (1793). В обработке великого писателя поэма о хитреце Рейнеке стала известна во всем мире 17 .
Источником литературных сказаний о лисе были сказки, известные с древних времен народам Европы, но с некоторых пор Рейнеке-Лис начал восприниматься как герой чисто литературного происхождения. Французский ученый Ф. И. Моне высказался о ненародном происхождении поэмы о лисе. Переводом «Рейнеке-Лиса» Гримм попытался вернуть средневековым сказаниям их народно-фольклорный характер. В обширном введении к публикации «Рейнеке-Лиса» Гримм раскрыл народную природу рассказов о лисе, описал историю возникновения средневековых поэм на основе народных преданий. Одновременно ученый высказал весьма важные мысли о сущности сказки. Критически принятые, они и сегодня могут помочь прояснить вопрос о происхождении и исторической судьбе сказок о животных.
Смысл высказываний Гримма о начальных формах народного художественного творчества сводится к следующему. Поэзия не довольствовалась изображением судеб, деяний и мыслей людей: она захотела также овладеть и скрытой жизнью животных. Животные двигаются, кричат на разные голоса, по-разному переживают боль, страсти. По Гримму, человек невольно перенес на животных свои свойства. Наивная первобытная фантазия стерла границы, отделяющие мир людей от мира животных. Человек не делал различия между собою и животными. Анимистические воззрения первобытных людей, по мнению Гримма, и создали возможность появления животного эпоса.
При разложении этого эпоса выделилась сказка о животных и басня. Возникшие в пору рождения поэзии, и сказка и басня восприняли из воззрений первобытных охотников и пастухов твердую уверенность в способности зверей говорить, думать, но отодвинули все события, происходившие в мире животных, далеко в глубь истории - к поре, «когда звери еще говорили».
Якоб Гримм видел в эпических рассказах о животных смешение элементов человеческого и животного. Человеческий оттенок придает повествованию смысл, а сохранение в героях свойств и особенностей зверей делает изложение занятным, нескучным.
Раз возникнув, сказка и басня стали передаваться от поколений к поколениям, из века в век. О басне Гримм писал, что она, подобно всякому эпосу, в своем никогда не останавливающемся росте обозначает ступени своего развития; она неустанно преобразовывалась и возрождалась сообразно месту, стране и изменившимся человеческим порядкам.
Итак, детское, наивное отношение к живой природе стало основой воззрений человека на живой мир: зверь разумен, владеет речью. Какие бы поправки мы ни внесли в эти воззрения, непоколебимой останется их правильная основа. Сказки о животных действительно восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Гримм был неправ, когда характеризовал социальную природу этих мифических воззрений. Вера в разумные поступки зверей не была плодом созерцания. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладение силами природы.
Зверь издали чуял охотника и спешил скрыться. Естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных ту целесообразность и естественную разумность, которая поражала первобытного охотника. Образ жизни зверей и птиц казался человеку обдуманным. Человек приписал животным способность рассуждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть средствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.
При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между группой людей (чаще всего - родом) и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником - тотемом. Тотема нельзя было убивать и употреблять в пищу. Каждый член родового коллектива проявлял почтение к своему тотему путем воздержания от нанесения ему вреда. Считалось, что тотем покровительствует роду. Вера в тотем повлекла за собой появление разного рода магических обрядов, которые у многих народов с течением времени превратились в культ животного.
Тотемизм явился своеобразной формой религиозного осознания связи человека с природой и зависимости от нее. Вместе с тем в тотемизме и особенно в обрядах, связанных с верой в тотем, сказалось желание найти защиту против опасностей, которые подстерегали людей на каждом шагу.
Человек, назвавший себя родственником медведя или волка, желал обезопасить себя и свое жилище. Для этого стоило лишь проявлять при всех случаях уважение к тотему. Человек надеялся найти защиту у зверя, снискать его уважение к себе как к сородичу. Всякое «несоблюдение» закона родового уважения со стороны хищного зверя человек приписывал своему нарушению существующих правил. Тотемизм как особая форма общественного сознания был силой, которая сковывала живую мысль человека, искавшего причинную связь между жизненными явлениями.
Часто в качестве тотема родовые кланы и первобытные племена избирали самые безобидные существа. Тотемом могла быть какая-нибудь крохотная лесная птаха или вполне мирное и нестрашное животное вроде лягушки и даже растение, какой-нибудь злак. Это, казалось бы, не вяжется с высказанными мыслями о естественной и социальной природе тотемизма, но в сознании человека тех далеких времен безобидная птица и слабая лягушка были частью огромного живого мира, в целом могущественного и влиятельного. Птица сродни ветру, а ветер нес гибель. Родственница-лягушка была близка разным гадам, хищникам вод и ядовитым обитателям болот. Мир для человека был сплошной цепью родственных связей. Через какое-нибудь слабое существо человек оказывался в родственной связи с теми силами природы, которые он хотел расположить в свою пользу.
Когда эти воззрения на мир животных уступили место иным, более сложным формам религиозного сознания, уцелели лишь отдельные характерные суеверия, которые свидетельствовали о прежней, широко распространенной вере в разум у животных, их сознательные поступки и те родственные отношения, которые, по мысли первобытных людей, искони существовали между людьми и зверями.
Сохранились следы тотемизма и в суевериях русского народа, хотя в новейших исследованиях весьма осторожно говорится о существовании тотемизма у далеких предков русских людей. Указав на отсутствие прямых данных о том, что то или иное животное было когда-то тотемом какого-либо славянского племени или части его, известный ученый-этнограф С. А. Токарев заметил:
«Конечно, возможности того, что какие-то отдаленные предки славян знали тотемизм, отрицать нельзя: мало того, это даже весьма вероятно, но от той отдаленной эпохи едва ли могли дойти до нас какие-либо пережитки». Другие ученые стоят на точке зрения твердого признания тотемизма у древних славян. Вот что писал о северных суевериях, связанных с медведем, Г. И. Куликовский: «На севере России, в Олонецкой губернии, например, верят в то, что медведь есть человек, превращенный каким-то волшебством в медведя (рассказы о Лип-дереве и порче на свадьбах), поэтому, говорят крестьяне, медведь сам никогда не нападает на человека; нападает лишь из мести за причиненное ему неудовольствие или в отмщение за совершенный грех, по указанию бога (даже если корову он съедает, то считают, что ему бог позволил). Поэтому, говорят, охотники никогда еще не убивали беременной медведицы; она, как беременная деревенская женщина, боится, чтобы кто-либо не увидел ее во время акта рождения: поэтому же, как утверждают, и собака, иначе лающая на волка, иначе на рябчика, иначе на белку и на другие твари, на человека и на медведя лает совершенно одинаково: она как бы чует в нем человеческое существо, поэтому, наконец, и мясо его не едят крестьяне».
В этом достоверном сообщении говорится о близости медведя к человеку, о том, что медведь мстит за причиненное ему неудовлетворение или за какой-либо грех, выступая исполнителем высшей воли, наконец, о том, что медвежье мясо не идет в пищу. Здесь налицо важнейшие составные элементы тотемных представлений, связанных с почитанием медведя. Не говорится лишь о том, что человек - родственник медведю.
Наблюдения других этнографов дореволюционного времени не противоречат тому, что писал о северных суевериях Г. И. Куликовский. Так, например, Н. М. Ядринцев рассказывает: «Русские казаки-охотники в Туронском карауле говорят, что медведь, подобно человеку, делает затеей на деревьях, как будто спрашивая, есть ли кто старше и выше его: если человек делает затесь на дереве, медведь делает выше его». Здесь определенно говорится о том, что медведь считает себя старшим над людьми.
Прозвища медведя, существующие у славян, несут в себе представления и о кровнородственных отношениях человека к медведю. У гуцулов медведя зовут «вуйко» (ср.-русское «уй» - дядя по матери); у русского населения медведь - «дедушка», «старик» и пр.
Наблюдения этнографов убеждают, что медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может вывести из леса заблудившегося.
О медведе-покровителе говорят многочисленные белорусские поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали медом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закоулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или даже наступал на него. Будто бы действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и беременных женщин от порчи колдовством. Крестьяне считали, что в медвежьей лапе скрыта таинственная сила: когти медведя, проведенные по вымени коровы, делали ее дойной, лапу вешаливо дворе «от домового» или в подполье - для кур.
Милость медведя вызывалась посредством разных магических обрядов. Известный собиратель русского и белорусского фольклора П. В. Шейн в «Материалах для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» опубликовал описание праздничного обряда комоедицы, сделанное священником Симеоном Нечаевым в 1874 г. Обряд существовал в Борисовском уезде бывшей Минской губернии. «Праздник этот всегда бывает накануне благовещения пресвятыя богородицы и посвящен в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищею, травами; на второе блюдо подается кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все-стар и мал - ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя. Церемония эта продолжается около двух часов, и все это делается для того, чтобы медведь легко встал с своей зимней берлоги. После обеда крестьяне уже не занимаются своими дневными работами - празднуют. По убеждению крестьян, медведь на благовещение пробуждается от спячки. Вот и встречают его с благожеланиями». Чаяние крестьян умилостивить медведя для того, чтобы он не причинял вреда скоту, понятно.
Археологи обнаружили у славян прямые следы культа медведя. В могильниках Ярославского края найдены просверленные медвежьи зубы и ожерелья из звериных зубов, имевших в древности значение талисманов. «Таким образом, - пишет Н. П. Воронин, - археологические памятники, количество которых можно было бы умножить, свидетельствуют о несомненном культовом значении медведя в северо-западной и северо-восточной частях лесной полосы, особенно в Новгородской земле и Ростово-Ярославском Поволжье, где указания на это идут из глубин доклассового общества и входят в начало феодального периода».
Медведь и в древние времена считался особым существом: его нужно было остерегаться". Языческая вера в медведя была так крепка, что в Древней Руси в одном из канонических вопросов спрашивали: «Можно ли делать шубу из медведя?» Ответ гласил:
«Да, можно». Почему именно о медведе поставлен такой вопрос? Не потому ли, что этот зверь издревле считался неприкосновенным существом? Но это, разумеется, противоречило духу новой христианской религии.
Итак, ничто не мешает нам признать более чем вероятным существование у славян культа медведя. С медведем связывали представления о покровителе, близком к тотему. Но даже независимо от решения вопроса, был тотемизм у предков восточных славян или нет, учеными доказан факт существования у славянских народов мифических представлений о наделенных разумом животных. Это был мир, которого боялись и с которым не хотели ссориться: человек соблюдал разного рода обычаи и магические обряды.
Широко было распространено по всей Восточной Европе поверье о людях-волках. Геродот в своей «Истории» писал о неврах - народе, который жил на территории нынешней Белоруссии и, по мнению ученых, несомненно, был связан со славянами. Геродот передал рассказы греков и скифов о том, что «ежегодно каждый невр становится на несколько дней волком, а потом опять принимает свой прежний вид». Не это ли поверье отразилось и в «Слове о полку Игореве», где рассказывается, как князь Всеслав «сам въ ночь влъкомъ рыскаше»
Следы почитания волка хорошо сохранились в быту болгарского народа. В особые дни ноября и февраля устраивались «вълчи праздници».
Почти повсеместно у восточных славян существовала вера в то, что волки имеют покровителя - пастыря - святого Юрия (Егория, Георгия). Волчий вой в ночную пору воспринимался как разговор волков со своим пастырем: крестьяне считали, что голодные волки просят у святого Юрия пищу.
С. А. Токарев пишет, заканчивая свое обозрение поверий о волке: «Все эти поверья относятся к настоящим, реальным волкам, не оборотням. Они свидетельствуют, по-видимому, о существовании в прошлом, возможно в глубокой древности, настоящего культа волков».
Другие дикие звери тоже занимали свое место в верованиях древних славян. Возможно, хорошая сохранность древних поверий о медведе и волке объясняется тем, что до самых последних времен эти сильные звери причиняли серьезный вред скоту, были опасны и самому человеку. Лиса, заяц, птицы (ворон, филин, сова, кукушка, воробей), пресмыкающиеся (змеи, лягушки, жабы) представляли значительно меньшую опасность, и древние суеверия, связанные с ними, удержались лишь в крайне неясных, остаточных формах. Так, например, нам почти неизвестны суеверия, связанные с лисой, но о том, что они некогда существовали, говорит «Слово о полку Игореве», упоминающее лисиц, лающих («брешутъ») на «чръленыя» (красные) щиты ратников полка Игорева, когда те вошли в половецкую степь. Встреча с лисами предвещала несчастье. Упоминание о лисах поставлено в один ряд с другими недобрыми приметами: «Уже бо (ведь) бъды его (т. е. Игоря) пасетъ (стережет) птицъ по дубию; влъци грозу въсрожать по яругамъ (т. е. волки ужас возбуждают воем по оврагам); орли клектомь на кости зв1>ри зовутъ...». До самого последнего времени существовала худая примета, усматриваемая во встрече с лисой.
Эта примета получит еще большую историческую значимость при сопоставлении с археологическими данными. В древних погребениях найдено ожерелье, состоящее из звериных зубов. Его возлагали на шею покойникам. Среди зубов медведя, кабана и рыси были и лисьи зубы. Они имели свой магический смысл.
Особые суеверия крестьяне связывали с домашними животными: овцой, бараном, петухом, козлом, собакой, конем, котом и мелкими вредителями - мышами. Восточным славянам известно верование, что крик петуха в предрассветной мгле гонит прочь ночную нечисть. Было распространено поверье о том, что черный петух на третий год сносит яйцо, из которого выводится змей, а по другим рассказам - черный кот. Овца и баран, по суевериям, противостоят злой и коварной власти волшебных сил леса. Считали, что даже простое упоминание об овечьей шерсти отгоняет лешего.
Прочно держалось верование, что скотина - корова и лошадь - способна понимать человеческую речь и что у нее есть душа. Собака воет - к покойнику; воображение людей наделило ее вещим знанием. Козлу приписывалась способность изгонять чертей. Крестьяне держали его на конюшнях ради защиты от домового - хозяина. Многообразны формы участия козла в обрядах, имевших целью увеличить плодородие полей. Таково хождение с козой во время святочного колядования. Через века крестьяне пронесли смутно-недоверчивое отношение к коту. В особенности будто бы страшны черные коты.
Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия. Бессознательная фантастика этих сказаний состояла в том, что звери были наделены разнообразными человеческими качествами, но в зверях видели именно зверей. Не все рассказы и предания этого рода исчезли из памяти народа. Их следы сохранились в сказках, которые по традиции восприняли из древнего баснословия некоторые его существенные черты. Такова сказка о медведе на липовой ноге. Это сказочное повествование неизвестно в Западной Европе. Его происхождение чисто восточнославянское.
Повстречал мужик медведя и в схватке отрубил ему лапу. Унес ее с собой, отдал бабе. Старуха содрала с лапы кожу и поставила ее варить в печь, а сама села прясть медвежью шерсть. Тем временем медведь сломил липу, сделал себе деревянную ногу и пошел в село. Идет и поет:
Скрипи, нога!
Скрипи, липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит,
И по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит
На моей коже сидит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит,
Мою кожу сушит
Заслышав песню, мужик с бабой погасили лучину и схоронились на полатях. Медведь вломился в избу и съел своих обидчиков.
Сказка отзывается нетронутыми древними поверьями. Медведь не оставил неотмщенной ни одной обиды. Он мстит по всем правилам родового закона: око за око, зуб за зуб; Его мясо намереваются съесть - и он ест живых людей, хотя известно, что медведи сами на людей нападают в редких случаях. Для человека медведи опасны только тогда, когда он их преследует, ранит, пугает и вообще каким-либо образом тревожит. Медведь в сказке предстает как вещее существо, знающее все и вся. Близость сказочного изображения медведя к древним мифическим представлениям не подлежит сомнению. Сказка передает чувства, которые испытывает человек при ссоре с могучим лесным зверем. Это одна из «страшных» сказок. Впечатление в особенности усиливается описанием ночного села со спящей землей и водой. Все спит, все тихо, слышен лишь скрип липовой ноги, на которой идет медведь. Сказка учила почитать зверя.
Конечно, и сказка о медведе на липовой ноге не совсем то предание, которое существовало в древности. В одних вариантах сказки мужик и баба избавляются от смерти, в других - медведь сам обидчик и в честной схватке-борьбе мужик отхватил ему топором лапу. Эти вольности, вполне оправданные в художественном рассказе, только затемняют хорошо сохранившуюся мифическую основу сказки.
Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке. Фольклористы относят ее к типу волшебных сказок. В том виде, в каком мы ее знаем, она действительно волшебная сказка. Сын караулит отцовский сад. Жар-птица клюет в нем яблоки, герой хочет поймать ее; он ищет златогривого коня и добывает себе в далеких краях невесту - такие сюжетные положения любит волшебная сказка. Вместе с тем на сказку об Иване-царевиче повлияли древние поверья о животных. В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».
Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной и нарушение ее каралось. Когда поступки шли вразрез с родовой моралью, они требовали возмещения, и возмещения самого точного. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна. Правда, мы не знаем, какой конкретный вид имели древние повествования о волках, но вполне возможно, что взятая нами сказочная ситуация находится с ними в какой-то связи.
Сделаем некоторые выводы. Появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. В этих рассказах действовали будущие главные герои сказок о животных. Эти рассказы еще не имели иносказательного смысла. В образах животных разумелись животные и никто иной. Существовавшие тотемные понятия и представления обязывали наделять животных чертами мифических существ, звери были окружены почитанием. Такие рассказы непосредственно отражали обрядово-магические и мифические понятия и представления. Это еще не было искусством в прямом и точном смысле слова. Рассказы мифического характера отличались узкопрактическим, жизненным назначением. Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями и учили, как относиться к зверям. С помощью соблюдения известных правил люди стремились подчинить животный мир своему влиянию. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла. Позднее на нем основывались сказки о животных.
Прежде чем приступить к характеристике чисто художественных свойств сказок о животных, сделаем одно замечание. Сказка о медведе на липовой ноге отличается от всех прочих сказок, где действует медведь. В ней медведь окружен почитанием и наделен правом неприкосновенности, тогда как в обычных сказках медведь не умен, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу. Если бы своеобразие фантастического вымысла в сказке о медведе было исключительным явлением, о нем не стоило бы и говорить, но почти все сказки судят о животных противоположно тому, как о них говорится в мифических поверьях и быличках.
Волк, как и медведь, в народных поверьях предстает животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.
По опыту люди знали, что волк - существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.
Выраженное в поверьях почтительное отношение к лисе тоже противоречит откровенной насмешке, с которой в сказках рассказывается о ее частых промахах и неудачах.
Отличие сказок от поверий так существенно, что, только поняв его причину, мы сможем уяснить сущность отношения сказок к вымыслу, по традиции воспринятому из древних верований. Выяснение причины различия сказок о животных и поверий представляет большой интерес для науки о сказках всех славянских народов. Больше того, аналогичное отличие сказок от поверий наблюдается и у других народов мира.
В свое время противоположность мифа и тотемного верования занимала известного английского ученого Джеймса Фрэзера. В работе «Тотемизм и его происхождение» он писал: «Иногда мифы говорят совершенно обратное, что не человек произошел от тотемного животного, а оно от человека. Так, клан змеи у племени мокезов в Аризоне якобы произошел от женщины, которая рожала змей. Бакалы в западной Экваториальной Африке считают, что тотемных животных родили их женщины: одна родила теленка, другая - крокодила, третья - гиппопотама, четвертая - обезьяну и т. д.».
Противоположность тотемных верований и мифа, как и различие сказок и верований, свидетельствует о том, что с изменением жизни народа возникло иное отношение к прежним представлениям. Эту эволюцию народных верований объяснил материалистический взгляд на историю. Наука, принявшая единственно правильный метод объяснения общественного сознания, исходя из развития материальных условий жизни общества, поняла причину эволюции тотемных верований, проследила на ряде конкретных этнографических фактов их историю. В статье «Культ медведя эвенков и проблема эволюции тотемистических верований» А. Ф. Анисимов предложил правильное объяснение той двойственности, которая наблюдается в отношении к тотемным животным у ряда северных народов. Ученого заинтересовало, почему в обрядах, связанных с культом медведя, а также в сказках о животных медведь всюду наделяется такими чертами, которые нарочито порочат его как тотемного зверя, лишают его ореола святости, из божественного делают смешным и жалким. Той же двойственностью отмечено отношение к ворону - камчадальскому Кухт, корякскому Куикил (или Куйкиняху), а также к американо-индейскому Иэлу. С одной стороны, ворон-родоначальник, помощник всевышнего существа и в этом качестве пользуется уважением и почитанием, а с другой стороны, ему приписываются всякие нехорошие поступки и проделки. Смешные рассказы с убийственной иронией метко воспроизводят повадкизверя, его особенности.
Причину этой двойственности А. Ф. Анисимов видит «в разложении древнего тотемного культа», «в распаде тотемного мифа». В сказочном фольклоре ученый с полным основанием увидел «выражение в художественной форме ниспровержения материнского рода». Свои выводы он повторил и развил в книге «Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований» (М.-Л., 1958).
Тотемизм связан с эпохой материнского рода. Материнские роды носили имя тотемного зверя, и каждый из членов родовой организации считался потомком звериного предка и, конечно, сородичем того или иного животного-тотема. У материнского рода отрицательное отношение к тотемному зверю исключено. Переход от почитания тотемного существа к его осмеянию совершился в условиях распада древнего материнского рода и установления патриархата.
Распадом материнского рода в значительной степени объясняется, почему в мифических преданиях и сказаниях многих народов мира высмеиваются те животные, которые составляют предмет почитания в древних культах.
Славянские поверья о животных пережили историческую эволюцию, подобную той, которая отмечена у народов, сохранивших древние культовые праздники, обычаи и мифы.
Изменялась жизнь на восточноевропейских равнинах, один уклад жизни в древних поселениях славян сменялся другим, - происходили изменения и в мифических воззрениях людей на природу и общество. То, что некогда составляло предмет почитания и считалось нерушимо прочным, святым и неприкосновенным, с течением времени было подвергнуто осуждению. Прежде почитаемые звери жестоко высмеивались. Произошла ломка старых понятий и представлений. Почитание зверей было отвергнуто, и на смену прежним взглядам пришли иные воззрения. На определенной стадии исторического развития рассказы, в которых животные окружались ореолом уважения, сменились новыми, в которых звери уже не занимали почетного положения.
От прежних рассказов и преданий новые повествования восприняли их персонажей, но дали этим героям прямо противоположную оценку. Разоблачение бывших кумиров сопровождалось нарочито ироническим изображением смешных сторон животного. Предметом шуток стал облик зверя, его повадки и образ жизни. Косвенное подтверждение этой мысли мы найдем в медвежьей потехе, которая широко была распространена у восточных славян. Вот что по этому поводу говорится в археолого-этнографической литературе: «...Вместе со всем комплексом языческих обрядово-магических действий, выродившихся в «глумы» скоморохов, и «ученый медведь» - искаженный пережиток своего «священного прошлого».
Ко времени, когда произошла утрата прежних культовых верований, относится появление новых рассказов о медведе. В отличие от настоящих сказок, которые сложатся, когда произойдет полный разрыв с мифологическими воззрениями, эти новые повествования изображали еще зверя. Зверь, действовавший в них, был еще зверем, но уже смешным, лишенным тех почестей, которые ранее ему воздавали.
Русские сказки не задержались, подобно сказкам некоторых народов, на этой стадии развития. В наших сказках о животных едва ли можно найти отчетливые следы этого периода в развитии сказочного баснословия, но, что такая пора существовала, должно предполагать со всей уверенностью. Отрицательное изображение зверей есть традиционная черта, усвоенная сказками от той поры, когда прежнее древнее почитание зверей сменилось откровенной насмешкой над ними.
Такова предыстория фантастического вымысла, формы которого были усвоены сказками о животных. История сказки как художественного явления началась с момента, когда прежние рассказы о животных стали терять всякую связь с мифическими понятиями. Образ животного воспринимался уже как иносказательное изображение человека.
Труд делал человека сильным, освобождая его из-под власти предрассудков и суеверий. Древние мифы уходили в прошлое. Правда, еще долго в сознании народов удерживались пережитки древних воззрений. Торжество мировоззрения, не затемненного прежними представлениями, сделало возможным расцвет сказок о животных как жанра художественного творчества. Сказка о животных свободна от каких бы то ни было признаков мифических и религиозных понятий. Вымысел в сказках утратил свой прежний характер и превратился в поэтическую условность, выдумку, иносказание. Переход бессознательно-художественной фантастики древности в поэтические иносказания был облегчен тем, что животные издревле наделялись человеческими чертами.
В ранних повествовательных формах, нераздельно связанных с поверьями о животных, суть народного рассказа состояла в выражении животной мифологии, знать которую должен был каждый член рода, если хотел обеспечить себе и своим сородичам сытую и безопасную жизнь. Слабость первобытного человека в борьбе с силами природы в конечном счете и обусловила характер и свойства древних повествований о животных.
В тех сказках, которые пришли на смену древним повествованиям, преследуются иные цели. К этому времени утвердился новый общественный строй. В классовом обществе вымысел принял вид иносказаний и стал служить выражением классово-социальных симпатий и антипатий. Из мифологии возникло искусство. В сказках животные олицетворяли собой реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждались им. Народ, поставленный господствующим классом в подчиненное положение, превратил сказку в сатирическое произведение. Именно на эту черту народных сказок проницательно указал А. М. Горький в письме к собирателю адыгейского фольклора П. Максимову: «Очень интересна и сказка о зайчихе, лисе и волке, помощнике старшины, - она обнажает социальные отношения людей, чего обычно в сказках о животных не видят» (курсив мой.-В. А.). Отметим, что А. М. Горький придал своему замечанию общий смысл. Попытку ограничить суждение писателя конкретной оценкой одной определенной сказки надо считать неосновательной.
http://do.gendocs.ru/docs/index-368343.html?page=4
Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки, Салтыков-Щедрин трактовал сложные общественные явления при помощи непревзойденных образцов лаконичности. Каждое слово, эпитет, метафора, сравнение, каждый художественный образ в его сказках обладает высоким идейно-художественным значением, концентрирует в себе огромную сатирическую силу. В этом отношении особенно примечательны те сказки, в которых действуют представители животного мира.
Образы животного царства были издавна присущи басне и сатирической сказке о животных. Под видом повествования о животных народ приобретал некоторую свободу для нападения на своих притеснителей и возможность говорить в доходчивой, забавной, остроумной манере о серьезных вещах. Обычно в фольклорных сказках о животных героями являются такие звери как звери медведь, волк, лиса, заяц и т. д., наделенные одинаковыми, общепринятыми чертами характера. Заяц трусливый, лиса хитрая, волк жадный, глупый, медведь неуклюжий, добродушный. Эта любимая народом форма художественного повествования нашла в сказках Щедрина широкое применение.
Животные, представленные в щедринских сказках, свидетельствует о великом мастерстве сатирика в области иносказания и художественной аллегории. Выбор представителей животного царства для иносказаний в щедринских сказках всегда тонко мотивирован и опирается на фольклорно-сказочную и литературно-басенную традицию.
Салтыков-Щедрин пользовался образами, закрепленными сказочной и басенной традицией (лев, медведь, осел, волк, лиса, заяц, щука, орел и т.д.), а также, отталкиваясь от этой традиции, чрезвычайно удачно создавал другие образы, таких как карась, пескарь, вобла, гиена и пр.. Салтыков-Щедрин в своих сказках дополняет характеристику, присваивает этим зверям социальный статус; заяц -- обыватель, медведь - властитель, орел -- самодержец, вороны - крестьяне, пискарь - мелкий чиновник и т. д.
Образ медведя как тупого, самодовольного, ограниченного чиновника, скорого на расправу, появляется не один раз, олицетворяя беспощадную тиранию. Пискарь-обыватель «жил -- дрожал и умирал -- дрожал» М.Е.Салтыков - Щедрин. собр. соч: В 20 т. - М., 1965- 1977.C.142., не пытаясь совершить что-то или изменить. Карась-идеалист, не знающий ничего ни о сетях, ни об ухе, обречен на смерть.
В сказке «Самоотверженный заяц». Салтыков-Щедрин показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка, т. е. власть. Заяц выступает здесь в той же роли, что и в русских сказках, но в народных историях о животных слабейший почти всегда оказывался победителем.
Затаенный смысл сказочных иносказаний Салтыкова-Щедрина без особого труда постигается читателем из самих образных картин народных сказок и басен и, благодаря тому, что сатирик нередко сопровождает свои аллегоричные образы прямыми намеками на из скрытое значение.
Особая поэтическая прелесть и неотразимая художественная убедительность щедринских сказок состоит в том, что, как бы ни «очеловечивал» сатирик свои зоологические картины, какие бы сложные роли он ни поручал «хвостатым» героям, последние всегда сохраняют за собой основные свои натуральные свойства. Смирнов А.А Пособие по русской литературе для поступающих в вузы. - М.:Изд-во МГУ, 1993. C.67.
Литература и библиотековедение
Особенности поэтики сказок о животных. Структура сказок о животных довольно проста. Цепочная структура Самая примечательная особенность сюжета строения этого типа сказок нанизывание эпизодов. Весьма типична для сказок о животных так называемая комулятивная или цепочная структура.
20. Особенности поэтики сказок о животных.
Структура сказок о животных довольно проста. Основой композиции служит строение сюжета.
Цепочная структура
Самая примечательная особенность сюжета строения этого типа сказок нанизывание эпизодов.
Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. Но встреча обычно лишь начало целого ряда других встреч.
Весьма типична для сказок о животных так называемая комулятивная или цепочная структура .
Началу сказки свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (могут быть разные варианты).
Диалогизм
Развит значительно более, нежели в сказках другого типа: он движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей.
Оптимизм
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
40631. | Автоматизация Финансового учета земельного налога КУМИ РМР | 13.08 MB | |
Отличительные черты свободно распространяемых серверов баз данных. РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ MunicipalEstateDB. Инфологическая модель базы данных. Физическая модель базы данных MunicipalEstateDB. | |||
40632. | Разработка средствами приложения MS Access автоматизированной системы «Отдел кадров» для коммерческой фирмы «ОАО ЗОК» | 2.34 MB | |
Теоретические основы создания программного продукта Понятие и сущность баз данных Реляционная модель баз данных Этапы проектирования и разработки баз данных Разработка программного продукта Обоснование выбора среды разработки программного продукта Описание связей в программном продукте Описание интерфейса программного продукта Специальная часть Правовые основы создания программного продукта Методы и приемы защиты информации Охрана труда при разработке программного продукта Заключение Список используемой литературы Введение... | |||
40633. | Учет материально-производственных запасов | 53.74 KB | |
Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. | |||
Ирина Круцких
Особенности сказок о животных.
Народные сказки - это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировозрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок . Словно на крыльях они перелетали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому. Каждая эпоха создала свои сказки . В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман. Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Народ оттачивал форму и содержание каждой из них, пока они не достигли своего идеального состояния. Народная сказка - это уникальное творение многих поколений нашего народа.
Русские народные сказки о животных - самая древняя группа сказок , в основе которых лежат тотемические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаичискими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает , что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными , символизирующими силу. В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах : коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая яма. Умеющий перехитрить, обмануть - побеждает и получает выгоду для себя.
В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей : лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы : ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова. Встречаются насекомые : муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах . Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол , лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Ум человека и дружба, взаимопомощь домашних животных стали противопостовлять грубой силе и хитрости обитателей дикой природы.
Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных , поэтому им очень нравятся сказки , в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты- думают, говорят, совершают поступки. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера , которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы- хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии : наиболее сильного все признают. Лев и медведь всегда оказываются на верху социальной лестницы. Есть сказки страшные , где медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь- носитель справедливого возмездия. Повествование представляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации.
Особенности жанра сказки :
Не важно кто герой, важно какой он.
Зачастую у героев прямолинейный характер.
Контрастность характеров положительных и отрицательных легко отличить.
Язык сказки лаконичный , выразительный, ритмичный.
Все крупно, все запоминается сразу и надолго.
В сказке создается особый мир , в котором все необыкновенно, присутствуют волшебные предметы, превращения, говорящие животные .
Борьба темных и светлых сил.
Этические матировки : несправедливость- источник страдания и злоключений.
Нет непоправимых ситуаций.
Сказка учит оценивать поступки и дела людей.
Наличия путешествия.
Наличие запрета.
В трудную минуту приходят помощники, но изначально проверяют героя.
Среди персонажей могут быть дети.
Ребенок должен верить в чудо- фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях,рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей,соответствует детской психологии.
Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Основная черта сказки - вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымышленный, вычленяет ту мысль, которую несет сказка .
Публикации по теме:
Предметно-развивающая среда группы детского сада призвана способствовать всестороннему развитию каждого воспитанника. Один из самых эффективных.
Авторская дидактическая игра по развитию речи для старших дошкольников. «Лукошко сказок» по мотивам сказок Г. Х Андерсена. Настольно –.
Непосредственно-образовательная деятельность «Экология Андерсена» по мотивам сказок Г. Х. Андерсена о растениях и животных Непосредственно-образовательная деятельность «Экология Андерсена» (по мотивам сказок Г. Х. Андерсена о растениях и животных) Цели: - продолжать.
НОД по рисованию «Следы животных» Цель: Продолжать упражнять в рисовании ватными палочками; развивать мелкую моторику, сенсорное воспитание, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Конспект занятия «О животных» 1. Нарисуйте 6 разных диких животных из разных континентов, расскажите про них. Помогите ребеноку раскрасит их. 2. Нарисуйте 6 разных домашних.
Происхождение вымысла. Темы, идеи, образы. Иносказательность сказок о животных. Поэтика и стиль: типы композиции, контаминация, ирония, диалог, игровые припевы. Особенности сказок о животных как явления детского фольклора.
Сказки о животных составляют около 10% известного науке русского сказочного репертуара. Главными действующими лицами в них являются дикие или домашние животные, птицы, рыбы, насекомые, иногда растения и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп сказок этого вида:
1) Сказки о диких животных («Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев», «Звери в яме» и др.)
2) Сказки о диких и домашних животных («Волк в гостях у собаки», «Кот на воеводстве», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух»).
3) Сказки о человеке и диких животных («Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль забывается», «Медведь – липовая нога», «Скалочку – на гусочку»).
4) Сказки о домашних животных («Коза лупленая», «Коза с орехами»).
5) Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и бобовое зернышко»).
6) Сказки о прочих животных, растениях и др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Война грибов»).
Специфика вымысла этих сказок проявляется в том, что животные думают и говорят. Это очень древние сказки, возникшие в те времена, когда человек обожествлял и одухотворял природу, наделяя ее человеческими способностями. На ранней стадии это не были сказки в том виде, в каком они дошли до нас, а были рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя, родоначальника и покровителя рода. Эти рассказы имели магическое значение. Они давали советы, учили людей, как надо относиться к тотемному зверю, рассказывали об отношениях между собой животных и человека. Смысл этих рассказов состоял, прежде всего, в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. Позже, с развитием художественного мышления, такие рассказы превратились в сказки.
Постепенно человек научился не только охотиться на диких животных, но и приручать их, и его сознание освободилось от обожествления животных. В сказки входят сюжеты о победе человека над животными. Наблюдения человека над повадками животных наводили его на мысль, что они могут общаться друг с другом, передавать сигнал об опасности, сведения о наличии корма, опыт и т.д. Человек наделял животных собственными способностями и качествами. В сказках животные говорят и ведут себя, как люди.
С отмиранием культа животных в сказку стало входить ироническое изображение их смешных повадок. Мир животных в сказках стал восприниматься как иносказательное изображение человеческого мира. В классовом обществе животные стали олицетворять реальных носителей тех нравов, которые осуждались народом. Сказка превратилась в сатиру. По существу, сказки о животных – это иносказания, в них под звериными личинами- масками представлены люди. Цель сказки о животных – раскрытие человеческого характера, человеческой психологии. Все герои сказок о животных четко разделены на положительных и отрицательных. Это делает сказки более простыми для понимания хорошего и простого, добра и зла. Образы животных стали средством морального поучения, а позже – социальной сатиры. В сказках о животных осуждаются человеческие пороки: глупость, лень, хитрость, жадность, обман в целях наживы, угнетение слабых. И вместе с тем человеческие черты в сказках никогда полностью не вытесняют свойств животного.
То, что сказкам этого типа исторически предшествовали рассказы о почитаемых животных, привело к верному и точному воспроизведению некоторых естественных черт в поведении зверей. Сказочная лиса, как и настоящая, любит полакомиться рыбкой и тетеревом, она живет в норе. Кот, поедая принесенное мясо, рвет его когтями и урчит. В сказке тонко и умело сочетается изображение истинных повадок зверей с передачей аллегорического изображения характера человека. В своих персонажах сказка объединяет звериные и человеческие свойства, переосмысливает жизнь зверей как человеческую, незаметно, с большим искусством переводит изображение лесной жизни в аллегорическое изображение жизни человеческой. В этом состоит эстетическое своеобразие сказок о животных.
Сказки о животных давно ушли из обихода взрослых людей, они обычно рассказываются детям, и эта особенность бытования в детской среде повлияла на их идейно-художественное своеобразие. Возможно, когда-то сказки о животных содержали глубокие идеи, мысли, но со временем особенность детской аудитории потребовала упрощения идеи, низведения ее до немудреной морали, ибо жизненный материал нужно быть подать так ясно и просто, чтобы он легко усваивался ребенком. Основной смысловой аспект сказок о животных – моральный. Дети учатся понимать, что хорошо, что плохо. Чаще всего прославляется товарищество, благодаря которому слабые животные побеждают злых и сильных. Победа слабых приносит детям моральное удовлетворение.
Показывая и объясняя, сказки учат, наставляют, воспитывают ребенка, но поучение облечено в такую совершенную художественную форму, так тонко действует на психику, эмоции, что позволяет вместе с занимательным сюжетом усвоить и назидание. В то время, когда взрослые уходили на целый день, на покос или другие сезонные работы, дети в деревне часто оставались одни. Уговоры матери никуда не уходить из дома вряд ли могли подействовать на ребенка так, как сам собой напрашивающийся вывод в сказке «Кот, петух и лиса». Петушок не послушался котика-братика, высунулся в окошко, попал в лапы хитрой лисы, и она унесла его в свою нору.
Но ситуации, в которые попадают сказочные персонажи, – не главное. Они нужны лишь для того, чтобы полнее выявить характер героев, их взаимоотношения в критический для них момент. Сказки о животных, исполняемые взрослыми для детей, должны были научить их правильно ориентироваться в людях, понимать человеческие характеры и узнавать опасность в поведении внешне добрых людей. Поэтому в сказках о животных наиболее разработаны характеры персонажей. Если в волшебных сказках все звери выполняют одинаковую функцию, выступая в роли помощника героя, то в сказках о животных каждый из образов получает индивидуальную разработку характера.
Показательно, что главное действующее лицо многих сказок – лиса. Русский народ всегда считал, что хитрость – самое опасное качество человека. Пословица говорит: «Не бойся той, которая кричит, а бойся той, которая молчит», предупреждает: «С языка – медовый, а с нутра – ядовый (ядовитый)». Поэтому чаще всего в сказках о животных встречаем лису. Ее образ раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете «лиса-повитуха» она съедает масло или мед, притворившись, будто ее зовут на родины или крестины. В сюжете «за скалочку – гусочку» лиса наутро за якобы пропавшую скалочку требует у хозяев, в доме которых она ночевала, гусочку, за гусочку овечку и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата» лиса, попросившись на ночлег, обманом выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она всегда предстает в сказках как существо хитрое, жадное, мстительное, коварное, беспредельно лживое, расчетливое и жестокое. На ее совести много проделок и проказ. Она не только играет на слабых струнках своих недругов, но и, пользуясь доверчивостью своих друзей, нещадно их обманывает ради любой корысти или просто из коварства. Во всех сказках она всегда выступает как притворщица, воровка. За это она наказывается, терпит неудачу, несмотря на все свои хитрости.
Волк действует в сюжетах «волк у проруби», «волк выманивает у старика разных животных, внучку и старуху», «волк и козел», «волк и свинья с поросятами», «волк и семеро козлят». В сказках он всегда изображается глупым, жадным, а иногда наглым. Он все время попадает впросак. Его обманывает не только хитрая лиса, но и другие животные – свинья, лошадь, овца, которых он хочет съесть. Главное его качество в сказках – беспредельная глупость. Вот старый одряхлевший волк надумал съесть козла. Тот согласился, а чтобы волку было удобней, велел ему встать под горой и разинуть пасть шире. Козел прыгает и убивает волка. Как видим, сказка допускает отклонение от реальных представлений человека о характере того или иного зверя. Охотники знают, что волк хитрый и опасный зверь, в жизни он вовсе не так глуп, каким обычно изображается в сказке.
Медведь в реальной жизни очень ловкий, сильный и неустрашимый зверь. В сказке он также предстает как самый сильный зверь в лесу. Но он глуп, потому что располагает силой и властью – качествами, при которых ум ни к чему. К тому же в сказках он неуклюж, давит все, что попадет ему под ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть и неповоротливость переносятся на характер и определяют манеру его поведения.
Из других зверей в сказках популярен заяц – трусливый, безобидный и всеми обижаемый. Из домашних животных часто встречаются кот, баран, пес, наиболее популярен петушок. Он беззаботен, легковерен, поддается на лесть и обман, поэтому попадает в трудное положение, а в некоторых сказках гибнет. Как видим, в этих сказках нет мифологических или фантастических животных: ни многоголового змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это реальные домашние и дикие животные.
По сравнению с другими типами сказок, сказки о животных обычно невелики по размеру, у них очень устойчивый и простой сюжет, который построен таким образом, чтобы с предельной полнотой в коротком эпизоде передать характер и взаимоотношения персонажей. Сюжет некоторых сказок имеет краткую экспозицию. Например, в сказке «Волк и семеро козлят»: «Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму; как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детятушки! Отворитеся, отопритеся!». И козлятки отпирают дверь». Экспозиция характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится вымысел: коза и ее дети обладают человеческими качествами.
Большинство сказок о животных начинается сразу с завязки. Например, в сказке «Мужик, медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит ему: «Мужик, я тебя сломаю». Завязка удивляет слушателя необычной ситуацией, приковывает внимание к ней. За завязкой следует развитие сюжета. Однако сюжет в сказках о животных не получил значительного развития, он очень прост. Часто встречаются одноэпизодные сказки: животные встречаются с человеком или друг с другом.
Многократность встреч – другой распространенный тип развития сюжета. Животные последовательно встречаются друг с другом или с человеком. Последняя встреча с внешне безобидным, но на самом деле смелым или коварным животным завершает сюжетный конфликт. Так, в сказке «Колобок» одноименный герой благополучно уходит от дедушки и бабушки, зайца, медведя и волка, но попадает на зубы «ласковой» лисе. В сказках такого типа часто варьируется один и тот же повторяемый мотив в прозаической или стихотворно-песенной форме. Например, Колобок в своей хвастливой песенке перечисляет новые «победы», подготавливая неожиданную развязку. Повторяющуюся песню мы найдем и в сказках «Коза и семеро козлят», «Медведь на липовой ноге», «Коза лупленая» и др.
Прием встреч дает возможность свести в сюжете любых животных, показать их качества. В небольшом эпизоде обыгрываются основные черты персонажей: хитрость лисицы, глупость волка, простодушие петушка, беззащитность зайца и т.д. Разновидностью одноэпизодной сказки является сказка-диалог, построенная на разговоре двух персонажей («Лиса и тетерев», «Лиса и дятел», «Волк и коза»). Сказка «Лиса и тетерев» вся построена на диалоге, в котором через разговор двух персонажей предельно обнажена их суть. Речь лисы льстива. Она пытается обмануть и сманить с дерева тетерева, завораживает его хитрыми убаюкивающими словами, выжидает момент, чтобы схватить его. Внешняя простоватость и невозмутимость тетерева переданы в его бормотании, он повторяет сказанное лисой, добавляя звуки «бу-бу», вроде бы с ней соглашаясь. Но вместе с тем тетерев не так прост, как кажется. Он и сам не прочь обмануть лису и поставить ее перед опасностью встречи с собакой.
Часто две или несколько одноэпизодных сказок об одном персонаже, на одну тему, например, о хитрости лисы, контаминируются, т.е. соединяются, образуя целостный сюжет. Так, постоянно контаминируются самостоятельные одноэпизодные сюжеты «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет».
Особой формой композиции, очень характерной для сказок о животных, является кумулятивное построение действия. Это последовательное, как бы цепочное соединение одинаковых эпизодов, в котором каждый последующий элемент значительнее предыдущего, например, в популярной сказке «Теремок». В теремке поочередно поселяются мышка, лягушка, комар, заяц, лиса, волк. Последний эпизод, появление медведя, предваряет развязку. Медведь разрушает теремок – звери разбегаются. Такое построение содействует более легкому пониманию и запоминанию сказок. К этому типу относится сказка «Коза с орехами». Коза пошла за орехами и не вернулась домой. Козёл посылает за ней волков, волки отказываются, на волков посылают людей, на людей медведей, на медведей обух и т.д., до тех пор, пока кто-нибудь не согласится исполнить просьбу. Тогда «гуси пошли червей клевать, черви пошли обух точить. Обух пошел быков валить, быки пошли воду пить» и т.д. В результате коза вернулась домой с орехами.
Обстановка, в которой происходит действие сказок о животных, будничная и хорошо знакома слушателям, поэтому не требует особого описания. Сказочные персонажи тоже знакомы и обыденны. Для их изображения не требуется красочного описания, ибо подробно в фольклоре описывается лишь необычное, незнакомое. Эмоциональная оценка сказочных персонажей достигается следующими выразительными средствами. Звери называются по имени-отчеству: кот – Котофей Иванович, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Потапыч, что создает пародийный оттенок в их изображении. Используются эпитеты, подчеркивающие присущие животным свойства, оттеняющие их характеристику: лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток, серенький лобок, котишка-мурлышка, мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха, блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки тоненькие, сам легонький, медведь – лесной гнет, волк-дурень, серый дурак, лиса – на поле краса, премудрая княгиня, кумушка, лисица – масляная губица, слепень-жигун. Постоянные эпитеты также служат характеристике персонажей: волк серый, медведь косолапый, лиса рыжая, заяц косой, кот – шкодливый, щука зубастая. Для характеристики персонажей используется их речь. Важно в сказке не только то, о чем говорят звери, но и то, как они говорят. Речь лисы вкрадчива, колобка – хвастлива.