Какую реформу осуществила ольга святая. Великая княгиня ольга киевская

Образование

Какие реформы провела княгиня Ольга? В чем заключались реформы княгини Ольги?

16 января 2015

Самой великой княгиней в Киевской Руси считают жену Игоря Рюриковича - Ольгу.

Кто такая княгиня Ольга?

Согласно древним летописям, девушка имела крестьянское происхождение. Благодаря своим положительным качествам, а также необыкновенной мудрости, еще юным подростком она была примечена великим князем Игорем и выбрана им в жены. Так сложилось, что довольно продолжительный период у княжеской пары не было детей. Этот факт поспособствовал тому, что Ольга стала молиться христианскому богу, и через короткое время у супругов появился наследник. Таким образом, Ольга среди языческого народа первая приняла христианство и стала помогать его распространению на Руси. В некотором смысле сам факт решения Ольги принять христианскую веру свидетельствовал о ее разумности и тонком интеллекте. Несмотря на это, муж и сын Ольги остались верными своим языческим богам, которые помогали им в сражениях. Тем не менее действия Ольги оказали немаловажное влияние на ее внука - князя Владимира, который произвел крещение Руси. Им же была выбрана христианская религия в качестве государственной.

Вступление на престол

Княгиня Ольга рано стала вдовой: во время сбора дани Игорь был жестоко убит разгневанными древлянами. Так как наследник был еще мал, княгиня сама вступила на престол.

Первое, что она сделала - расправилась с древлянами, казнившими ее мужа, резко подавив их восстание. После этого начался период, в течение которого реализовывались реформы княгини Ольги. В течение этого времени произошли структурные изменения в системе правления. Главной задачей Ольги стало предотвращение в будущем инцидентов, подобных тому, который повлек гибель ее мужа.

Нововведения и преобразования

Какие реформы провела княгиня Ольга? В первую очередь она занялась вопросом сбора дани, установив упорядоченную систему налогообложения. Княгиня Ольга провела реформу, целью которой стало ослабление племенной власти путем укрепления своего влияния. Это событие описано в «Повести временных лет» Нестором: «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги». Реформы княгини Ольги начались в 946 году.

Налоговая реформа

Важным этапом было установление так называемых «уроков». Княгиней Ольгой были зафиксированы четко определенные размеры дани, которые следовало платить в определенные сроки. В отличие от «полюдья», это стало более цивилизованной формой налогообложения, поскольку дань собиралась лишь один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, а также различного рода изделия.

Значение погостов

На этом реформы княгини Ольги не закончились. Важным нововведением стало установление погостов. Они представляли из себя небольшие центры княжеской власти. Отныне каждый административный округ обзавелся своим погостом и становищем, где производился сбор дани. Погосты также использовались для торговли. Таким образом, административные реформы княгини Ольги способствовали созданию территориальных подразделений, находившихся под властью наместника князя и способных дать отпор любому недовольному политикой и указами княгини. Позже, к XII веку, погосты превратились в центры управления округой.

До правления Ольги сбор дани осуществлялся в форме полюдья - ежегодного зимнего объезда владений представителями власти, во время которого с одного двора налог мог был быть собран дважды. Безусловно, данный факт вызывал недовольство и возмущения плательщиков. Однако с введением погостов люди, приносившие дань, получали особую княжескую печать, что уберегало их от повторного сбора налога. Эту реформу Ольга тщательно приводила в действие, постепенно оттачивая ее механизм. В процессе реализации новой системы большинство местных князей потеряли свою власть, а независимость автономных племен была резко урезана. Проведенная Ольгой работа не получила огласку и восторженных отзывов, однако имела огромное значение в развитии государственности.

Утверждение тиунов

Следующим этапом стало назначение тиунов-сборщиков дани на погостах. До момента вхождения в Древнерусское государство восточные славяне называли называли тиунов «скотниками» Прежде всего эта реформа свидетельствовала о том, что произошло развитие товарно-денежных отношений. Вместо скота русичи утвердили особую форму эквивалента, напоминающую металлические деньги.

Если перечислять реформы княгини Ольги кратко, то можно выделить отдельные аспекты. Это утверждение уроков, создание погостов и назначение сборщиков дани-тиунов. Княгиня Ольга в период своего правления провела первую финансовую реформу на Руси. Она установила фиксированный размер дани и порядок ее сборов. Смысл деятельности княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации киевской власти, ослаблении местной (племенной) власти.

Другими словами, реформы княгини Ольги способствовали тому, что дань, которую собирали с автономных племен, заменили одинаковым фиксированным налогом, который выплачивало все население. При этом избегалась вероятность повторного сбора с одного плательщика.

Таким образом, реформы княгини Ольги окончательно утвердили центральную власть Киева, упорядочили систему налогообложения, создали административное деление государства. Позже внутренняя политика Ольги была воспета народом в сказаниях и песнях. Благодаря введению христианской религии Ольга была возведена в сан святых и стала равноапостольской проповедницей. Изменения в социальной, политической и экономической, духовной сфере дали возможность укрепить Русь. Безусловно, это стало важнейшим этапом в истории создания Российской государственности.

Вариант 1

Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты , т.е. специальные пункты сбора дани. Ольга хочет установить разумный предел дани. Она не пытается оценить доходы, она разделила единицы, которые обложила налогом. В южной части страны, где развито земледелие, такой единицей стала «черная соха», под ней понималась площадь земельного участка, которую м. б. вспахать с помощью сохи в течение светового дня. Княгиня обложила только пахотную землю. На места она назначает управляющих, дружинников - заместителей князя – тиунов .Тиун в свою очередь смотрит, сколько сох, и докладывает в Киев. В северной части страны единица налогооблажения – дым (очаг ). Тиун считает сколько очагов, и докладывает, какая с них дань. Собирать дань поручается старостам общин.
Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже - денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны.
Постепенно возникает административно – территориальное деление. Группа погостов тянутся по реке к крепости – граду. Так погосты объединяются в волостит, во главе которых стоит волостель. Вводя налог, княгиня начала формирование адм-территориальных округов. Т.О. Ольга – основательница русского государства.

Вариант 2

Начало налоговой реформы
Реформа началась в 946 году. «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги» - так описывает это событие Нестор в «Повести временных лет» .
Княгиня Ольга установила «урок» - фиксированный размер дани, который необходимо было заплатить в определенный срок. Дань вместо «полюдья» была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась раз в год сбором продуктов, мехов и различных изделий.
В каждом административном округе были построены погосты и становища куда собиралась дань. Смысл этих построек заключался в том, что Ольга, разделив княжество на административные составляющие, в каждой его части построила небольшие крепости, способные дать отпор любому недовольному указам княгини. Погосты использовались и для торговли.
Были определены люди для сбора дани на погостах - «тиуны» . Сборщик дани не называется уже «скотником» , как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.
Значение налоговой реформы
В результате проведения налоговой реформы удалось упорядочить систему налогообложения, укрепить центральную власть, создать административное деление государства. Это был важный действенный шаг к созданию Российской государственности.

Гражданское и семейное право Киевской Руси.

Гражданское право

У свободного человека правоспособность возникала в момент рождения и заканчивалась либо моментом смерти либо моментом превращения в холопа. Дееспособность – с достижением совершеннолетия, т.е. у мужчин – выход из родительского дома, у женщин – замужество.

Вещное право . Субъектами вещи были: род, свободные лица, корпорации (семья, община, церковь), гос-во. Объекты права – движимое и недвижимое имущ-во. Движимое: деньги, зерно, холопы, продукты промыслового хоз-ва, одежда, украшения. Недвижимое – недвижимость или земля (в РП однако таких норм нет – решалось по обычаям)

Институт владения. Владение – обладание вещью, сопряженное с намерением относиться к ней как к своей. Институт владения оформляется в 9-12 веке и предшествует институту собственности. Выделяется законные владельцы и незаконные, которые – добросовестные, недобросовестные, на основании заблуждения. Владение защищается законом как факт, в не зависимости от наличия юридического основания. Закон не допускал изъятие собственником вещи из незаконного владения в момент обнаружения.

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, охраняющих и регламентирующих состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. Собственнику принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться. Формируется с 11 века. Способы приобретения :

1. Захват или оккупация ранее не принадлежавшей никому

2. Давность владение

3. Пожалование

4. Находка

5. Передача

6. Отделение плодов

Виды собственности:

1. Общинная

2. Родовая

3. Государственная

4. Церковная

5. Княжеская - домениальная

6. Частная.

Способы прекращения права собственности: Передача; потеря; уничтожение; насильственное изъятие по судебному решению….

Право собственности гарантировано законодательно с помощью введения наказаний и штрафов. Восстановление нарушенного права собственности осуществлялось только через суд.

Залоговое право . Форма вещного права, связанная с возможностью извлечения полезных свойст из вещи, оставленной в качестве залога. Залог – если предметом обеспечения была недвижимая вещь, если движимая то заклад.

Обязательственное право . Обяз-ва – правоотношение в силу которого лицо, нарушившее интересы другого, либо в силу договора обязано совершить в пользую другого лица определенные действия.

Возникают из договора и из правонарушения.

Прекращаются обяз-ва – по выполнению, по смерти обязанного субъекта, по новации, замене прежнего обяз-ва новыми, с момента заключения обяз-ва возникало право на лицо, а не на действия лица. В обяз. отношениях отсутствовала индивидуальная ответственность.

Способы обеспечения : самозаклад, заклад, поручительство

Договоры – купля-продажа (в присутствии свидетелей, сепц должностных лиц и объекта продажи)

Мена – движимые вещи

Комиссии – сделка, при которой доверенное лицо от своего имени заключает сделки но за счет поручителя

Займа – до 3 гривен без свидетелей, свыше 3 гривен – со свид.

Несчастное банкротство – наступившее в следствии действия непреодолимой силы, такой банкрот освобождался от немедленной уплаты долга. Виновное – кредитор само решал судьбу должника.

Дарение – в отношении движимого имущ-ва только.

Личный найм – закупничество, подряд.

Поклажа – не юридический, а нравственный х-р.

Семейное право

Вариант 1

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. По «Повести временных лет» тогдашние мужчины имели двух-трех жен. А великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.

По византийскому праву существовал довольно низкий брачный возраст: 12 -- 13 лет для невесты и 14 - 15 лет для жениха. В русской практике известны и более ранние браки. Не случайно, очевидно, выдвигалось требование согласия родителей на брак. Заключению брака предшествовало обручение, которому придавалось решающее значение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния - рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами. Следует отметить, что церковный брак встречал упорное сопротивление народа. Если он быстро был воспринят господствующей верхушкой, то среди трудящихся масс новые порядки приходилось вводить силой, и это заняло не один век. Впрочем, в полной мере византийское семейное право на Руси вообще не применялось.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Однако очевидно, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Во всяком случае закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Вариант 2

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.

>> Княгиня Ольга, ее реформы

Вспомните, какой была система сбора дани во времена Олега и Игоря. В какое время года её собирали иа Руси?

После смерти от рук древлян князя Игоря осталась его жена Ольга и сын Святослав. Поскольку Святослав был тогда ещё мальчиком, на княжеский престол села вдова Игоря - Ольга (945-964). Её изображают красивой, смелой, хитрой и, прежде всего, мудрой правительницей. Древние авторы рассказывают о ней как об умном, энергичном, дальновидном государственном деятеле.

Первое, что предприняла Ольга, - пошла войной на древлян. Расправившись с послами, приезжавшими к ней дважды, она собрала рать и повела её в поход на главный город Древлянской земли - Искоростень. Длительное время Ольгино войско осаждало город, но всё было напрасно. Тогда княгиня прибегла к хитрости и овладела городом (см. «Исторический источник» на с. 38).

Перед вами эскиз иллюстрации Г. Якутовича, на которой изображена княжеская пара - супруги Ольга и Игорь с сыном Святославом. Георгий Якутович (1930-2000) - выдающийся украинский художник, немалую часть своих
творческих достижений посвятивший истории. Так, он проиллюстрировал пересказ летописи «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Его оригинальные работы отражают дух времени, близки к историческим источникам.

  • Какое впечатление производят на вас герои исторической картины Г. Якутовича?
  • Почему художник изобразил Игоря суровым воином со щитом и мечом, а маленького Святослава - с копьём?

Исторические источники
«Повесть временных лет» о покорении Ольгой древлян В год 6454 . Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против неё. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьём в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё ребёнок. И сказали воевода Свенельд и кормилец Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».

И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили её мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться.
И стояла Ольга всё лето и не могла взять города, и послала к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все города уже сдались и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода»...

Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь мёду и мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я не хочу тяжкой дани, как муж мой, и прошу у вас мало»...

Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему ди¬тяти, - идите в город, а я завтрра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всём людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завёртывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга воинам пустить голу бей и воробьёв.

Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их.

А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.


1. Почему Ольга воевала с древлянами?
2. Почему летописи одновременно являются как историческими, так и художественными произведениями?

Так в летописи была изображена первая месть Ольги за смерть Игоря. Княгиня приказала бросить древлянских послов в глубокую яму и закопать их живыми. Ольга совершила кровную месть, бывшую в те времена неписаным законом. Тот, кто не отомстил за смерть родственников, был обесчещен на веки вечные.

Вторая месть Ольги за смерть Игоря. Сожжение древлянских послов

Какое влияние оказала жестокая расправа княгини на дальнейшую судьбу древлянских земель?

Реформа - коренная перестройка; изменение, нововведение.

Второй шаг Ольги - проведение реформ. Княгиня понимала: чтобы предотвратить новые восстания, необходимо установить чёткие размеры дани - «уроки». Систему полюдья Ольга заменила новым порядком взыскания дани. Она основала специально укреплённые места - «погосты», куда отправляли представителей княжеской администрации, принимавших от населения дань.

Другой реформой княгиня Ольга вводит центральную власть на местах. С этой целью она организовывает специальные опорные пункты во всех подвлас тных Киеву землях, в которых сосредоточивается административная и судебная власть княгини.

В летописях есть сведения и о том, что во времена Ольги разросся и приукрасился стольный град Киев . Особенно величественной была резиденция княгини - двухэтажное каменное сооружение, украшенное мрамором, красным шифером и декоративной керамикой.

Изменения социально-экономического и политическо¬го характера, осуществлённые княгиней Ольгой в Киевском государстве, дали возможность укрепить страну. Меры княгини по укреплению государства были воспеты в устном народном творчестве, а сама личность Ольги представлена как самая мудрая среди людей.

Достаточно успешной была и внешнеполитическая деятельность Ольги. Она старалась обеспечивать интересы своего государства дипломатическим путём. В 946 г. княгиня совершила поездку в Константинополь. До того восточные славяне ходили на Константинополь военными походами. Впервые было отправлено мирное посольство (свыше 100 человек), торжественно принятое византийским императором Константином Багрянородным. Состоялись мирные переговоры об отношениях между двумя государствами, союзном согла шении, а также обсуждался вопрос о христианизации Руси.

Памятник княгине Ольге в Киеве (фрагмент). Скульптор И. Кавалеридзе

Ольга с дипломатической миссией в Константинополе.
Фреска XI в. в Софийском соборе Реконструкция С. Высоцкого

Считается, что в Константинополе Ольга приняла христианство. Среди её окружения было немало христиан. Однако христианство при княжении Ольги не стало государственной религией. Киевская Русь по-прежнему оставалась языческой.

Княгиня Ольга также установила дипломатические отношения с Германией. Она обменялась посольствами с немецким императором Оттоном I. Ольга активизировала дипломатические отношения и с другими западноевропейскими державами. При её правлении заметно вырос международный авторитет Киевского государства.

В Украине глубоко чтят память о княгине - ей возведён памятник, посвящаются книги, кинофильмы. На государственном уровне установлена награда - «Орден княгини Ольги», которым награждают женщин за выдающиеся заслуги в государственной и общественной деятельности, воспитании детей.

Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Годы правления: 945-966

Великая княгиня Ольга , в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из правителей Руси принявшая христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, правила Киевской Русью с 945 года до 966 года.

Крещение княгини Ольги

Издревле в Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «начальницей веры» и «корнем Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, ознаменовал крещение пророческими словами: « Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи не обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

На необъятных просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.

В летописи об Ольге немало неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы Русской земли, не вызывают сомнения в достоверности.

История Ольги — княгини киевской

Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании
женитьбы Киевского князя Игоря называет имя будущей правительницы Руси и ее родину: « И привели ему жену из Пскова именем Ольга» . Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения, что подтверждается ее именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga, в русском произношении — Ольга (Вольга). Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Более поздний Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV века) повествуют слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега , который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика : « Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга» . Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней .

Княгиня Ольга и князь Игорь

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав . Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: « Довольны ли честью?» А они закричали: « Ох! Хуже нам Игоревой смерти» .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Правление княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава , но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны. Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Реформы княгини Ольги

На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава . Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси . В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.

« Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь. Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Святая княгиня Ольга

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее — до середины XIII века.

Поделиться