Лекция: Роль антонимов в речи. Синонимы и антонимы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

Проектная работа

«Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

(в рамках подготовки ГИА).

Выполнила:

Учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория

Клячина Л.С.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема : Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на

Лингвистическую тему.

Цели :

1)дать понятие о месте антонимов в речи и их функциях в тексте.

Научить на основе примеров из текста определять функции антонимов и

Создавать лингвистические сочинения, посвящённые антонимам.

2(Прививать любовь к художественному слову.

Наглядность:

  1. Презентация к уроку.
  2. Плакаты с крылатыми выражениями о речи:

«Хороша верёвка длинная, а речь короткая.»

(Пословица).

«Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим»

(Платон)

«Если не умеешь говорить, научись слушать»

(Помпоний)

«Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много

Знают, говорят мало». (Ж-Ж. Руссо)

«Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем».

(И.Гете)

  1. Раздаточный материал с памятками и образцами лингвистических

сочинений.(по заданиям ГИА)

  1. Раздаточный материал с отрывками из произведений А.Пушкина,

Н.Гоголя, А.Твардовского, И.Тургенева.

Опережающее задание:

  1. Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где бы использовались

Антонимы.

  1. Закончить пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторую их

часть:

  1. Кто много говорит,…
  2. Недруг поддакивает,…
  3. Добрая слава лежит,…
  4. Успел ошибиться,…

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Перед вами на экране тема нашего сегодняшнего урока. В ходе урока вы поймёте, какие важные навыки надо иметь, чтобы сдать выпускной экзамен, и я

надеюсь, что такие навыки вы сегодня обретёте. Но прежде разберём опережающие задания: подобрать пословицы, поговорки, загадки с антонимами.

Ученик 1 :

  1. Где умному горе, там дураку веселье.
  2. Маленькое дело лучше большого безделья.
  3. В шутку сказано, да всерьёз задумано.
  4. Летом одето, а зимой раздето. (дерево)
  5. Весь мир одевает, а сама нагишом. (игла)

Ученик 2 :

  1. Кто много говорит, тот мало делает.
  2. Недруг поддакивает, а друг помалкивает.
  3. Добрая слава лежит, а худая бежит.
  4. Умел ошибиться, умей и исправиться.

Учитель : Молодцы, вы подобрали интересные примеры. Итак, сделаем вывод.

Ученик : Антонимы – это слова, противоположные по значению.

Учитель : У вас на столах лежат тексты. Давайте поработаем с текстами и попытаемся определить функции антонимов. Чтобы их отразить, составим в тетрадях таблицу, в которую будем записывать примеры из текстов.

Учитель : Чтобы определить функцию антонимов, проанализируем отрывок:

Ученик : Это отрывок из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя.

Учитель : Как вы думаете, с какой целью писатель употреблял антонимы?

Ученик : Чтобы уточнить род мужчин.

Учитель : Разберём следующий пример: определите автора и функцию антонима.

Ученик : Я думаю, это опять из «Мёртвых душ» Н.Гоголя. Автор описывает фасад гостиницы, антонимы выражают пространственные отношения.

Учитель : Это верно. Работаем дальше:

Ученик : Это, конечно же, «Му-Му» Ивана Сергеевича Тургенева. Я думаю, здесь антонимы выражают время.

Учитель : Да, здесь антонимы выражают временные отношения. Разберём следующий пример:

Ученик : Это отрывок из этого же произведения. Автор применяет антонимы для раскрытия внутреннего мира героев.

Учитель : Это верно. А сейчас поработаем с поэтическим произведением, оно вам знакомо:

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле».

Ученик : Это отрывок из «Василия Тёркина» Александра Твардовского. Антонимы указывают место, где располагался фронт.

Учитель : Это антоним со значением местоположения. И ещё пример:

«Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Ученик : Мне этот отрывок неизвестен. Но антоним подчёркивает противоположные понятия.

Учитель : Это стихотворение А.Пушкина «Ты и я». Действительно, здесь антонимы выражают качественную противоположность понятий. И последний пример:

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

Ученик : Это антитеза, излюбленный прием Михаила Юрьевича Лермонтова. Характерная примета, особенность стиля поэта. Здесь использован приём контраста.

Учитель : Молодцы, ребята. Итак, у вас должна получиться следующая таблица (экран)

Функции антонимов

Примеры

Для уточнения

Для выражения пространственных отношений

Для выражения временных отношений

Для раскрытия внутреннего мира героев

Со значением местоположения

Выражают качественную противоположность понятий

Контрастная

«Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…»

(Н.Гоголь)

«Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской».

(Н.Гоголь)

«Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».

(И.Тургенев)

«Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…»

(И.Тургенев)

«Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идёт, кровавый,

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле».

(А.Твардовский)

«Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

(А.Пушкин)

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.»

(М.Лермонтов)

II Закрепление.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с антонимами контекстуальными . Сравните: тесная обувь – свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира. Эти антонимы широко используются в художественной речи, публицистике как выразительное средство контраста. Они часто называют художественные произведения: «Отцы и дети», «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Живые и мёртвые».Мы уже говорили о том, что главное назначение антонимов в речи – это выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой . Это очень распространённая фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы редко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом… как афористически писал поэт Ф.Майков, «чем ночь темней, тем ярче звёзды». Контраст помогает познать суть вещей. Потому антитеза широко распространена и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в заглавиях. Например:

* Ученье – свет, а неученье – тьма.

* Легко стелет, да жестко спать.

А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г.Державина:

«Я царь – я раб – я червь – я бог!»

Антонимы лежат в основе и другой речи – оксюморона , что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что необычно, непривычно, даже абсурдно. Однако это соединение антонимов рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам. Но в то же время остроумное. Так, мы читаем у В.Маяковского:

«-Мама! Ваш сын прекрасно болен ».

Прекрасно болен – значит, влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но это светлые, прекрасные муки. Двумя словами выражен очень глубокий смысл.

III Задание на закрепление:

1. Найдите контекстуальные антонимы:

1) Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

2) Хорошо, когда хулят и хвалят,

Превозносят или наземь валят,

Хорошо стыдиться и гордиться,

И на что-нибудь годиться.

IV Новый материал:

Учитель: Задание С2.1 представляет собой рассуждение на лингвистическую тему. Как и любой текст, оно имеет свой стандарт. В его основе лежат требования жанра и стиля.

Ваше сочинение – это текст. Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой сочинения-рассуждения.

Структура сочинения-рассуждения:

Тезис – доказательства(аргументы) – вывод.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения:

1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.

2. Привести различные доказательства этого тезиса; необходимо привести не менее 2 х аргументов из тезиса, иллюстрирующих различные языковые явления.

3. Сделать вывод – заключение, подтверждающий выдвинутый тезис.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Можно привести несколько примеров того, как начать сочинение-рассуждение.

Это может быть:

* фраза, принадлежащая герою дискуссии и его комментарий

(«Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль», - заявила Анна Владимировна. Я согласна с ней, потому что…)

* согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора

(например, «Я согласна с Анной Владимировной, что без антонимов наша речь была бы бледной, невыразительной…» )

* вопрос

(например, «Зачем нужны антонимы?» )

* вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня антонимы? Безусловно, нужны!» )

* Собственное высказывание

(например, «Антонимы в речи выражают контрастное значение» )

* предложение, констатирующее актуальность темы

(например, «Сегодня особенно важны знания о выразительных средствах русской речи.»)

* именительный темы

(например, «Антонимы. Какова их роль в речи ?»)

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении:

*вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим…и др.;

* синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…, в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…и др.

V Актуализация изученного по теме.

Учитель: Дома вы, ребята, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль антонимов в речи». Ознакомьтесь с примерным сочинением:

Вариант 1

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: сказка «заставляет… тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, поэтому показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

Учитель: Как видим из этой работы, основным по предлагаемой теме будет вывод о том, что антонимы необходимы для живой речи. Автор работы обосновал основной тезис аргументами из исходного текста. Это сочинение соответствует всем требованиям.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль антонимов в речи».


Антонимы

Общая характеристика

Антоним – это слова противоположные по лексическому значению, которые должны принадлежать к одной и той же части речи. (семантическое различие). (конкретный - абстрактный, отвлеченный ).

Отдельные значения многозначных слов могут вступать в антонимические отношения. (день «часть суток» - ночь , день «сутки, дата» не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Н-р, близкий со значением «находящийся на небольшом расстоянии» - далекий, близкий «кровно связанный» - чужой, близкий «сходный» - различный. Многозначное сл. может иметь один антоним, который выступает в нескольких значениях. Н-р, верхний со значениями «находящийся наверху», «близкий к верховью реки» - нижний (верхняя ступенька - нижняя, верхнее течение - нижнее ).

В речи могут противопоставляться любые слова:

- близкие по значению (ученых много, умных мало…)

Слова, связанные в сознании говорящих ассоциацией по смежности понятий : брат и сестра, солнце и луна.

Стилистический потенциал антонимов

Основная функция антон. – выражение противоположности. Эта функция может быть использована с различными стилистическими целями:

    для указания на предел проявления качества, свойства, отношения, действия: «человеку надо мало, чтоб искал и находил , чтоб имелись для начала друг один и враг один»

    для актуализации высказывания или усиления образа, впечатления и т.д.: «он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни свет, ни мрак »

    для выражения оценки противоположных свойств предметов, действий и др.: «..один старичок, совсем незначительный, был достоин моего романа, чем все эти великие люди.. »

На резком противопоставлении антонимов построена антитеза . Она бывает простой(одночленной): у сильного всегда бессильный виноват и сложная: и ненавидим мы, и не любим мы. Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви . Антитеза прослеживается в заглавиях худ.произведениях, заголовках газетных статей.

Антонимия лежит в основе оксюморона – стилистическом приёме, состоящем в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов: дорогая дешевизна и в основе каламбура: где начало того конца .

Использование одного из антонимов в то время, как надо было употребить другой: отколе умная бредёшь ты голова . Употребление слова в его противоположном значении – антифразис.

Антонимы могут выражаться тогда, когда в тексте отсутствует какой-либо член а. пары: лицо смуглое, но чистое; рост его средний или меньше…

Ошибки при употреблении антонимов

Использование антон. в речи должно быть мотивированным. Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета: дорога прямая, хотя и извилистая . Антонимические пары должны составляться логично.нельзя сопоставлять несопоставляемые понятия.

Ошибки в построении антитезы : эта книга о любви и радости, ненависти, страданиях и горе (нарушение последовательности перечисления).

Употребление антон. оправдано том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство окружающей жизни. Иногда антон. не отражают реального противопоставления и воспринимается как трафарет: большие беды малого бизнеса.

Употребление неудачного оксюморона: «жаркая мерзлота» - заголовок статьи о добыче угля в заполярье. Немотивированный оксюморон проявляется в результате соединений несовместимых понятий: при наличии отсутствия материалов .

Иногда невольный каламбур - причина неуместного комизма высказывания, кот. возникает в результате незамеченной автором антонимии многозначных слов: старый портфель отца был ещё новый.

Неуместный антифразис , т.е. употребление вместо нужного слова его антонима может искажать смысл высказ-я: трудность состояла в знании языка (надо в незнании).

Ошибки в построении антонимической пары : они живут активно, они не соглядатаи жизни (соглядатаи – чел, тайно наблюдающ. за кем-л., надо – созерцатели, праздные наблюдатели).

Регулярность антон.отношений слов не позволяет их использование вне противопоставления. Столкновение антонимов в речи – причина возникновения каламбура: щель-узкое место, широко встречающееся в строительстве.

Типология антонимов

По своей структуре антонимы неоднородны. Одни являются разнокорневыми(собственно лексические ) : черный – белый, жизнь – смерть.

Другие однокорневыми(лексикограмматические ) : спокойный - беспокойный . В однокорневых антон. противоположность значения обусловлена присоединением семантически различных приставок, кот. могут вступать между собой в антонимические отношения. В данном случае лексическая антонимия – следствие словообразовательных процессов . однокорневые антогнимы встречаются среди всех лексико-грамматических разрядов слов. Особенно активны глаголы-антонимы, т.к. они отличаются богатством приставочных образований в-, за-, от-, недо- и т.д. однокорневые антонимы-прилагательные и антонимы-существительные нередко образ-ся с помощью иноязычных словообразовательных элементов: а-, де-, анти, микро-, дис- и т.д. Однокорневые а.:

    антонимы-энантиосемы (значение противоположности выражается одним и тем же словом). Такая антонимия внутрисловная. Семантические возмож-ти такого антонима реализуются при помощи контекста (лексически) или особыми конструкциями (синтаксически): оговориться (случайно) «ошибиться» оговориться (намеренно) «сделать оговорку».

    антонимы-эвфемизмы – слова, выражающие семантику противоположности сдержанно, мягко. Образуются при помощи приставки не-.

Антонимы-конверсивы – разнокорневые ант., слова, выражающие противоположность и в исходном и в измененном высказывании в обратном порядке: Петр приходит к Сергею – Сергей уходит от Петра.

Антонимические словари

Специальных словарей антонимов долгое время не было. В 1971г. были изданы 2 словаря а. В «Словаре а. русс. Яз.» Л. Введенской объяснены 862 антонимические пары. Все толкования снабжены многочисленными примерами из произведений (художественных, научных, газетно-публицистических). В словарь включён теоретический раздел, в котором освещены вопросы, связанные с лексической антонимией.

В словаре Н. Колесникова объяснено более 1300слов-антонимов и разные противопоставения. В нём недостаточно полно освещены однокорневые антонимы. В его словарь включено немало терминов, существующих попарно: вокализм-консонантизм.

В «Словаре а. рус. Яз.» М. Львова, Л. Новикова толкования значений антонимических пар дано через приведение словосочетаний с этими словами и примеров в текстах. В специальных раздела словаря указаны основные способы образования однокорневых антон. , перечислены словообразовательные элементы антонимического характера. В «Школьном словаре а.» М Львова объяснены наиболее распространенные антонимы. При определении значений учитывается многозначность слов, приведены синонимичные пары, даны стилевые пометы.

Антонимы и их роль в тексте

Лекция 2. Лексические языковые явления и их роль в тексте

Исходный текст.

Фрагмент сочинœения:

Антонимы – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный, холодный – горячий, подниматься – опускаться, терять – находить, близко – далеко.

Значения антонимов содержат общие и противоположные признаки.

По структуре различаются разнокорневые и однокорневые антонимы:

1) разнокорневые антонимы имеют различные корни: веселье – грусть, мягкий – твердый, смеяться – плакать, справа – слева;

2) однокорневые антонимы имею один и тот же корень, а противоположность значений выражается с помощью приставок: подъехать – отъехать, вбежать – выбежать, приклеить – отклеить, полезный – бесполезный, аккуратный – неаккуратный, платный – бесплатный.

Многозначное слово может иметь несколько антонимов:

Горький. 1. Имеющий горький вкус. Антоним – сладкий.

Горький вкус – сладкий вкус.

2. Причиняющий горе. Антоним – радостный.

Горькое чувство – радостное чувство.

Контекстуальные антонимы - ϶ᴛᴏ слова, приобретающие противоположные значения в определœенном контексте. К примеру: Погнался за крохою – потерялломоть (поговорка).

Роль антонимов в тексте:

Фрагменты сочинœений:

Антонимы и их роль в тексте - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Антонимы и их роль в тексте" 2017, 2018.

Синомнимы -- слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Как поэтический прием, синонимы имеют существенное значение. Поскольку вообще творчество всякого поэта представляет раскрытие свойственного лишь данному поэту образа мира, постольку синонимичность лежит в основе поэтического творчества. Поскольку глубоко индивидуален целостный образ подлинного поэта, постольку, конечно, индивидуальны и синонимы, коими

он пользуется для наименования оттенков этого образа. Здесь-то и вскрывается с особою яркостью роль синонимов, как поэтического приема. Так, напр., синонимами слова «день» для Тютчева являются порой слова: «покров» (см. стих. «День и ночь») или «ковер» (см. стих. «Святая ночь на небосклон взошла»). Если вспомнить про то, что «ночное» Тютчев считал более сущностным, чем «дневное», то значение названных синонимов, как поэтических приемов, становится очевидным: «день» есть нечто внешнее по отношению к «ночи», т.-е. ее «покров», ее «ковер»...

Пользование теми или иными синонимами наравне с указанным основным моментом -- общим характером творчества поэта -- определяется порой некоторым частным поэтическим замыслом. Так общеизвестным примером пользования синонимами для достижения торжественности -- необходимой по самой теме произведения, -- является Пушкинский «Пророк», где «рот» заменен «устами», «рука» -- «десницей» и т. п. С другой стороны, синонимы могут создавать комический эффект. Так, напр., в «Повести о том, как поссорились Ив. Ив. с Ив. Ник.» Гоголь назвал собрание гостей у городничего -- ассамблеей.

Антомнимы -- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения,

Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь - по времени, легкий и тяжелый - по весу, вверху и внизу - по положению в пространстве, горький и сладкий - по вкусу и т.д.

Отношения антонимии могут быть между словами (север - юг), между словами и фразеологизмами (победить - потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу - потерпеть поражение).

Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный - богатый, прилететь - улететь.

Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье - свет, а неученье - тьма; с чем пришел, с тем и ушел.

Крылатые выражения классиков мировой и русской литературы также часто построены на антонимии: Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (И.-В. Гете); Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко); Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф.Шиллер); У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов); Дома новы, но предрассудки стары

(А.Грибоедов); И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов).

Антонимы нередко используются писателями в названиях произведений: «Война и мир» Л.Толстого, «Толстый и тонкий» А.Чехова, «Дни и ночи», «Живые и мертвые» К.Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д.

Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом - контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем - выступают в уточняющей функции. Например, антонимы снаружи - внутри, направо - налево, сперва - потом служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте.

Раскрывая характеры своих героев, автор использует антонимы, выражающие качественную противоположность понятий (оценочные существительные, качественные прилагательные и т.д.: враг - друг, бедный - богатый, тонкий - толстый, глупый - умный и т.п.).

Кроме синонимов и омонимов с многозначностью связана антонимия. Лексические антонимы (от греч. Anti - против, Onyma - имя) - это слова, противоположные по значению. Антонимия строится на противопоставлении соотносительных понятий: друг - враг, горький - сладкий, легко - трудно и др.

Антонимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной и той же части речи. В антонимические отношения вступают как знаменательные части речи (существительные, глаголы, прилагательные и др.), так и служебные (например, предлоги: в - из, над - под, с - без и Др.)- Однако в антонимические отношения вступают только те слова, в лексическом значении которых имеется следующие оттенки качества:
1) размер, цвет, вкус: большой - маленький, белый - черный, тяжелый - легкий;
2) эмоциональное состояние: любовь - ненависть;
3) эмоциональное действие: огорчаться -радоваться.

Также в антонимические связи ступают слова, которые обозначают временные и пространственные отношения:
вчера - сегодня, впереди - сзади, там - здесь, восток - запад, север - юг и др.

Слова с конкретно-предметным значением, употребленные в прямом, а не в переносном значении (верблюд, дом, стоя и др.), неспособны иметь антонимы. Не имеют антонимов имена собственные, имена числительные, большинство местоимений. По структуре антонимы делятся на две основные группы:
1) Однокоренные антонимы:
Удача - неудача; Деятельный - бездеятельный; Приходить - уходить и др.
2) Разнокоренные антонимы:
Нищета - роскошь; Активный - пассивный; Обвинять - защищать; Нынче - завтра и др.

Антонимия тесно связана с полисемией и синонимией. Многозначное слово способно входить в разные антонимические ряды:

В современном русском языке существуют и контекстуальные антонимы , которые выступают в антонимические отношения только в условиях определенного контекста. Антонимы этого вида могут иметь разные грамматические формы, принадлежа к одной части речи, или относиться к разным частям речи, различаясь при этом стилистически. В словарях эти стилистические различия не отражены, например:
.. .Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева)
Антонимия лежит в основе оксюморона - соединения слов (чаще всего прилагательного и существительного), противоположных по смыслу, например:
В свежем воздухе пахло горькой сладостью осеннего утра (И.Бунин) И не я сума сошел, а ты оказываешься умным дураком (М.Шолохов)

Функциональное использование и экспрессивные возможности антонимов разнообразны. Антонимы чаще всего используются в тексте попарно, выражая самые разнообразные оттенки значений и смысла - сопоставление, противопоставление и т. д. Например:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать (Б.Пастернак)

С этими же целями антонимы используются во многих пословицах и поговорках русского фольклора: Где умному горе, дураку веселье; Хороша веревка длинная, а речь короткая; От доброго не бегай, а худого не делай. Антитеза (то есть контекстуальное противопоставление) создается не только с помощью синонимов, но и с помощью антонимов. Например, антонимы используются в названиях литературных произведений, указывая на то, что структурной основой произведения является противопоставление - антитеза в широком смысле слова, вплетенная в ткань повествования:
Роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого;
Роман «Живые и мертвые» К. М. Симонова;
Повесть «Дни и ночи» К. М. Симонова.

Поделиться