Личные окончания глаголов. Карточка " личные окончания глаголов" тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему Глагольные окончания 4

Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой.

Подготовила и провела Шестакова Елена Дмитриевна - учитель высшей категории МБОУ гимназия №9.

Тема урока: Личные окончания глаголов

Форма урока – комбинированный урок.

Цели урока: 1) Формировать умение определять спряжение глагола.

2) Показать зависимость безударного личного окончания глагола от спряжения.

3) Закрепить знание о глаголе, как части речи.

4) Учить обобщать, анализировать, выделять главное.

5) Развивать память, речь учащихся.

6) Повторить понятие «орфографические задачи».

7) Совершенствовать навыки правильного (красивого и грамотного) письма.

8) Прививать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: учебник А.В.Полякова «Русский язык - 4 класс», авторская презентация по теме «Личные окончания глаголов», ноутбук, мультимедийный проектор, экран, дидактические карточки.

Ожидаемые результаты: 1) Повышение интереса к урокам русского языка.

2) Решение задач логического и абстрактного мышления.

3) Расширение словарного запаса.

4) Обобщение наблюдений.

5) Развитие у детей самооценки.

Этапы урока (с временным раскладом):

1) Организационный момент (1мин)

2) Объяснение темы и цели (1мин)

3) Устный опрос (1мин)

4) Минутка чистописания (6мин)

5) Устный опрос (2мин)

6) Словарная работа (4-5мин)

7) Повторение изученного материала (15мин)

8) Итог урока (2мин)

9) Домашнее задание (3мин)

Ход урока:

Слайд 1 .Организационный момент.

Уважаемые коллеги и гости, приглашаем вас на урок русского языка в 4-А класс.

Слайд 2 . Объяснение темы и цели урока.

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

(В. Кондрашов)

О какой части речи говорится здесь?

Дети: о глаголе.

Учитель: вы правы.

Речь идет о глаголе.

Сегодня на уроке мы с вами повторим, как определять спряжение глаголов, как правильно писать окончания, повторим части речи, будем решать орфографические задачи.

СЛАЙД 3.

В словаре Даля дано такое определение глагола:

Глагол - слово, речь, мысль…

СЛАЙД 4 .

Дайте определение глагола, как части речи.

Дети:

Глагол обозначает действие предмета.

В начальной форме отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Имеет суффиксы – ть, -чь, -ти.

Изменяется по числам,

По временам,

В настоящем и будущем времени изменяются по лицам,

В прошедшем времени - по родам.

СЛАЙД 5. Страна Глаголия.

Рассмотрите внимательно карту, по которой нам предстоит путешествовать.

Где мы можем побывать?

Дети: плоскогорье начальной формы, временной перевал, море смысла, числовая поляна, морфологическая долина и т. д.

Чтобы преодолеть «Временной перевал» и окунуться в «Море Смысла» нам надо выполнить следующее задание:

СЛАЙД 6.

Упражнение в чистописании.

Какие окончания может иметь глагол 3 лица множественного числа в настоящем времени?

Дети: - ут, -ют, -ат, - ят.

Напишите эти окончания с дополнительным элементом.

Пора окунуться в «Море Смысла».

СЛАЙД 7.

Найдите «четвертое лишнее», объясните (устно)

1. Существительное, глагол, сказуемое, предлог.

Д - Сказуемое. Это главный член предложения, остальные - части речи.

2. Прилагательное, наречие, местоимение, предлог.

Д - Предлог - это служебная часть речи, остальные - самостоятельные).

3. Играть, дружить, рисует, танцевать.

Д - Рисует - это глагол настоящего времени, остальные-глаголы неопределенной формы.

Помните ли вы, какие глаголы есть в нашем «Словаре»?

Мы останавливаемся на станции «Словарная»

СЛАЙД 8.

Прочитайте толкование словарных слов - глаголов, замените одним словарным словом.

Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать).

Идти, двигаться торжественно, важно (шествовать).

Испытывать желание, хотеть (желать).

Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (сверкать).

Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то (шефствовать).

Что объединяет все эти слова? (Они словарные, это глаголы в неопределенной форме, это глаголы 1-го спряжения).

Как можно определить спряжение глагола? (В н. ф. – ить - 2 спряжение, остальные - 1 спряжение).

III . Повторение и закрепление изученного материала.

СЛАЙД № 9 . «Лесенка».

На слайде нарисована лесенка. Под каждой ступенькой – задание (написать правильно безударное окончание глагола). Нужно не только написать, но и доказать, почему пишется та или иная буква.

Как будем определять, какую букву писать? (Памятка: ставим глагол в неопределённую форму, если – ить, то 2 спряжение, если не – ить – то 1 спряжение).

Корм…т

Мечта…т

Шага…т

Ход…т

Кос…т

Чита…т

Запишите слова в тетрадь.

Проверка. (По щелчку появляются пропущенные буквы.)

Слайд 10.

Ветер на море гуля….т

И кораблик подгоняя…т.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Определите, какую букву будем писать в окончании, запишите глаголы.

Проверьте. (По щелчку на экране появляются пропущенные буквы).

Всегда ли по памятке можно определить окончание глагола? (Нет, есть глаголы-исключения).

Найдите эти глаголы-исключения в тексте, который я вам предложу.

СЛАЙД № 11.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Напишите его в форме настоящего времени, 1 лица, множественного числа.

Слышим Почему? (2 спр.)

СЛАЙД № 12.

Смотрит - видит: дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей.

Запишите их в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа.

Смотришь, видишь Почему? (2спр., 2 лицо)

СЛАЙД № 13.

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

Запишите его в форме настоящего времени, 3 лица, множественного числа.

Держат

СЛАЙД № 14.

Крепко связаны ей локти;

Попадётся зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть.

Запишите его в форме настоящего времени, 1 лица, единственного числа.

Терплю.

Слайд 15.

ФИЗМИНУТКА

Физкультурой мы, друзья, любим заниматься.

Спорт, подвижная игра - нужное занятие.

Если вновь не получается это упражнение,

Нужно просто повторить трудное движение.

Тренировка и труд вместе в спорт идут!

Тренировка и труд нам удачу принесут!

СЛАЙД 16.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Он предлагает вам творческое задание для выполнения в группах.

Творческие группы (по 5 человек) получают цветок - ромашку, лепестки которого пронумерованы, а на обратной стороне написано слово. Каждый член группы должен оторвать лепесток, составить предложение со словом с данного лепестка, используя глагол в настоящем времени, разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.

Проверка: каждая группа представляет свою работу. Все члены группы по очереди, которая устанавливается согласно номерам лепестков, читают свои предложения. Должен получиться рассказ.

СЛАЙД 17 .

Таможня Глагола Глаголыча.

Страну Глаголию смогут покинуть только те, кто хорошо усвоил урок.

Проверьте свои знания, выполнив задания теста.

Тест.

    Какой глагол I спряжения:

    1. Слышать

      Щебетать

      Дружить

      Хвалить

    В каком случае на месте пропуска пишется буква Е:

    1. Коня на вожжах не удерж …шь.

      Слово с языка не ворот…шь.

      Люб…шь подарки - люби и отдарки.

      Из поговорки слов не выкин...шь.

    В каком глаголе пишется окончание – ют?

    1. Гон…

      Вар…

      Дума…

      Пиш…

    В каком глаголе пишется окончание – ят?

    1. Робе…

      Стро…

      Рису…

    Обозначь время и лицо глаголов:

    1. Бегу -

      Замерзал -

      Нарисует -

      Смеешься -

    В каждом ряду подчеркни лишнее слово:

    1. Любить, хвалить, брить, лечить.

      Синеть, краснеть, смотреть, бледнеть.

      Рисовать, писать, работать, держать.

Слайд 18.

Площадь Торжеств и Наград.

Цель этапа: оценить знания учащихся, поощрить за работу на уроке.

Домашнее задание.

Написать сочинение по выбору:

    В городе Глагол Глаголыча.

    Сказка о Глаголе.

Правописание личных окончаний глаголов - правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.

Немного теории о глаголах

Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название - личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.

Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.

Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.

Алгоритм правильного написания

Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:

  1. Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
  2. Определить спряжение по окончанию инфинитива.
  3. Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.

Образец рассуждения

1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.

2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос "что делать?". Начальная форма - скрываться.

3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно "скрываться" - это глагол первого спряжения.

4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e . В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.

Спряжение

В русском языке выделяют два спряжения.

К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.

Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.

На заметку

Важно помнить, что слова, которые образованы приставочным способом от исключений, будут иметь тот же постоянный морфологический признак, что и их бесприставочные формы. Например, побриться, выбрить, настелить, застелить будут принадлежать к первому спряжению, а вытерпеть, рассмотреть, придержать, загнать - ко второму.

Очень часто обучающиеся неправильно определяют спряжение у глаголов с приставкой вы-, что приводит к ошибочному написанию окончания. Причиной такого явления может служить перетягивание приставкой ударения на себя, что автоматически делает окончание безударным. Чтобы верно написать личные окончания глаголов, определять спряжение надлежит по их бесприставочной форме.

Глаголы с постфиксом -ся имеют тот же постоянный морфологический признак, что и их производящие. Например, брить−бриться, стричь−стричься, копать−копаться, гнать−гнаться, смотреть−смотреться, выбрасывать−выбрасываться.

Некоторые слова могут иметь формы обоих спряжений. Слово "чтить", например, имеет 2 формы в 3 лице множественном числе: чтят и чтут.

Сравнительная таблица спряжения глаголов с приставкой вы- и без неё
лицо I II
ковырять выковырять растить вырастить
1 ковыряю, ковыряем выковыряю, выковыряем расту, растим выращу, вырастим
2 ковыряешь, ковыряете выковыряешь, выковыряете растишь, растите вырастишь, вырастите
3 ковыряет, ковыряют выковыряет, выковыряют растит, растят вырастит, вырастят

Написание гласных

Гласные в личных окончаниях глаголов, находящиеся в безударном положении, зависят от спряжения. Слова первого спряжения имеют окончания с гласной е , слова второго спряжения - с гласной и .

Сложности могут возникнуть с разноспрягаемыми глаголами. Безударные личные окончания глаголов данной категории могут иметь окончания обоих спряжений. Эту группу образуют слова хотеть, бежать, чтить . Глаголы дать , есть и их производные не принадлежат к данной группе, но также имеют отличные окончания при изменении по лицам и числам.

Правописание личных окончаний глаголов не требует от обучающихся запоминания больших объёмов теоретической информации. Следует правильно расставить акценты, запомнив несколько нюансов (спряжение, явление разноспрягаемости, алгоритм выбора гласной), и руководствоваться ими при написании.

Число и лицо глаголов определяется их личным окончанием, правописание которых напрямую зависит от их спряжения и наклонения. В статье подробно описаны различные способы проверки ударных и безударных личных окончаний глаголов, приведена таблица с наглядными примерами.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания I и II спряжений, а также окончания изъявительного и повелительного наклонений.

Примеры личных окончаний глаголов в таблице :

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
І спряжение ІІ спряжение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Управляю ;
Выберу
Управляем ;
Выберем
Спорю ;
Понравлю сь
Спорим ;
Понравим ся
Давайте управлять;
Давайте понравимся
2-е лицо Управляешь ;
Выберешь
Управляете ;
Выберете
Споришь ;
Понравишь ся
Спорите ;
Понравите сь
Управляй;
Понравься
Управляйте;
Понравьтесь
3-е лицо Управляет
Выберет
Управляют ;
Выберут
Спорит ;
Понравит ся
Спорят ;
Понравят ся
Пусть управляет;
Пускай понравится
Пусть управляют;
Пускай понравятся

Безударные личные окончания глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поет, смеются ) . Безударные личные окончания проверяются инфинитивом глагола.

Ко 2 спряжению относятся глаголы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • С инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить );
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть ;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать : слышать, гнать, держать, дышать .

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Если вы не уверены в спряжении и правописании безударных личных окончаний глагола, рекомендуем обращаться к словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Некоторые глаголы имеют личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить (и производные от них).

Также существует два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать (и производные от них).

Класс: 4

Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

Задачи урока:

  • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
  • Развивать творческие способности учащихся, речь;
  • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
  • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

  • Мультимедиа;
  • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
  • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

II. Постановка темы и цели урока.

1) Сначала отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

Это самовар!

Это русский самовар.

Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

Самовар свистит, гудит:
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

2) Чистописание.

Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

3) Подготовительная беседа.

Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник)

В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч"

4) Самостоятельная работа.

Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

III. Закрепление пройденного материала.

1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

  • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
  • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

3) Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит.

И нам самовар велит продолжать работу.

5) Дифференцированная работа в группах.

1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

бер- ворч- говор-
нес- скрип-
рев- шурш-

2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

  • Пищат -
  • Жужжат -
  • Кричат -
  • Летят -
  • Лежат -

3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

Сам_вар сто_т,
Словно жар гор_т,
И пыхт_т, и на бабу п_гядыва_т:
"Я Федорушку проща_,
Сла_ким ча_м угоща_"

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"?

(Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай")

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

IV. Физминутка.

V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

За пустой стол гостей не сажай.

Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.)

VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах).

На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

VII. Самостоятельная работа.

Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

  • чай, женщины, Собирают, только.
  • женских рук, Аромат, не портит.
  • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
  • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

(Проверка через мультимедиа)

2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж_т:
Черт_т, пиш_т, иль поёт,
Вышива_т или паш_т,
Или забива_т гол,
Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
Всё расскажет нам:. . (глагол)

(проверка через мультимедиа).

Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

играть (не указывает на того, кто совершает действие)

печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол)

IX. Работа в парах.

Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду:
:, :,
Он: все болезни.
Нет напитка нам полезней.

(утолит, излечит, успокоит, ободрит)

Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

Итог урока.

На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит - бегут) , а также по лицам (стираю - стираешь - стирает) . Спряжение - так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе -оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на -ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть - белеют, показать - покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать - кидаешь, кидает, сеять - сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на -ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье - «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. - ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та...т в полях.

Когда ты напиш...шь письмо?

Мы выполн...м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе - дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.

Поделиться