Официальный дневник милы ловы. Икона вознесение господне Икона вознесения господня значение

Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Вознесение Господне - великий праздник для каждого православного человека. Икона Вознесения может стать лучшей защитой вашей семье: святой образ способен уберечь дом от любой, даже самой страшной угрозы.

История иконы

Самая известная икона Вознесения Господня принадлежит кисти Андрея Рублева. Иконописец создал ее в 1408 году для Успенского собора в городе Владимире. Рублев написал образ Вознесения Иисуса Христа в соответствии с историей Нового Завета.

Как сказано в Священном Писании, после чуда Воскресения Господь еще 40 дней пробыл среди своих учеников. На 40 день он собрал всех на Елеонской горе и сказал ученикам, что те будут свидетельствовать народу о новом чуде.

Пришедшие апостолы увидели, как разверзлись небеса и появились ангелы, приветствующие своего Господа. Спаситель в снизошедшем ярком свете поднялся над земной твердью и вознесся в Царствие Небесное, заканчивая свое земное служение. Голос ангела утешил апостолов, рассказав им, что Спаситель обязательно вернется на землю, когда придет время.

Описание иконы Вознесения Господня

На иконе изображен момент окончания земного служения Иисуса Христа. Искупивший грехи всех людей Сын Божий возвращается в Царствие Небесное в своем теле, возносясь над учениками в неземном сиянии.

В верхней части иконы видны ангелы, ожидающие Спасителя. Эта часть образа символизирует открытые Врата для каждого, кто чист сердцем и сподобился принять благодать Господа.

Ученики, стоящие на земной тверди, наблюдают за явленным им чудом. Рядом с апостолами изображается и Богоматерь, давшая жизнь Спасителю и тем самым позволившая грешникам получить возможность раскаяться и войти в Царствие Небесное.

О чем молятся святой иконе

Образ Спасителя, возносящегося на небеса, является символом вечной жизни и искупления прегрешений для каждого православного человека. Традиционно принято молиться иконе Вознесения Господня об отпущении грехов, даровании милости Божьей и изменении жизненного пути и Судьбы в сторону истинной православной веры.

Икона Вознесения способна укрепить духовные и телесные силы, помочь обрести твердость духа для следования своему предназначению. Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Вознесение Господне - один из великих двунадесятых православных праздников. Это событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо. Именно этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне».

Евангелисты Лука и Марк из числа семидесяти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.


1. (Лк. 24:50-53) «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Деян. 1:9). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

2. Эти тексты обходят молчанием присутствие Божией Матери. Но на иконе "Вознесение Господне" Она занимает центральное место среди апостолов и ангелов. Внешне ничем не оправдано здесь и противоречит историческим данным и присутствие апостола Павла (он не имел еще никакого отношения к христианству и был еще Савлом), который изображается во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евангелисты Лука и Марк из числа семидесяти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе "Вознесение Господне", еще не были написаны и т. д.


3. Но икона "Вознесение Господне" - это образное выражение Священного Предания Церкви, живущего в Священном Писании и богослужебных текстах. Поэтому вне службы праздника в целом невозможно ни понять, ни разобрать ни одной праздничной иконы.

4. Богослужение Вознесения подчеркивает присутствие Богоматери в завершительном акте присутствия на земле Ее Сына. Например, "…пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля…" (стихира литийная на Слава и ныне). Или что может быть выразительнее прямого обращения к Ней: «Се Сын Твой, Богородице… востече к небесным» (тропарь 8-й песни канона). Причина Ее присутствия здесь вытекает очевидно из Ее роли в деле воплощения. Николай Кавасила: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии.


Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью, лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле». В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она «рождшая всех Творца и всех Содетеля» и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, «матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости» (стихира литийная на Слава и ныне), видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.

5. Будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, храмом предуготованным ветхозаветным человечеством, Она изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.

6. Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове, и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то что в новозаветных текстах нет на это ни малейшего намека. В Пятидесятнице наоборот: из текста первой главы Деяний вытекает, что Она присутствовала в Сионской горнице; служба же в связи с Сошествием Святого Духа нигде Ее не упоминает, и традиционная икона праздника Ее не изображает. (120)


7. В иконе Сошествия Святого Духа апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, которого они благословляют. (129)

8. Если Вознесение Господне обусловило пришествие Святого Духа в мир, то пребывание третьей ипостаси в Церкви обуславливает и подготавливает в мире второе и славное пришествие Спасителя, когда 12 апостолов воссядут на престолах судить 12 колен Израилевых. В этом смысле Церковь ведет нас к эсхатологическому свершению, к явлению того, что показывает нам икона Вознесения: Спаситель «такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). Спаситель вознесения есть спаситель второго пришествия.

9. Апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, котого они благословляют. (129)

10. В иконе Вознесения, праздника «завершенного спасения», Богоматерь находится в центре и во главе группы, которая есть достояние Спасителя, стяжанное Его кровью, оставляемое Им телесно на земле, Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу, получит всю полноту своего бытия. (133)26.* Церковь основана на двойном схождении в мир Сына Божия и Духа Святого. В цепи двунадесятых праздников Пятидесятница имеет особое значение, как начало домостроительства третьего Лица Святой Троицы. В Вознесении «кончились дела Христовы телесные …",- говорит святой Григорий Богослов.


"Что же относится ко Христу?" - спрашивает он и отвечает: «Дева, рождение, ясли…", то есть то, к чему Богоматерь имеет непосредственное отношение как Осуществительница воплощения с человеческой стороны, то, что имеет отношение к нашей природе, воспринятой Христом. С Пятидесятницы «начинаются дела Духа»,-продолжает святой Григорий Богослов, начинается земной путь Церкви в полноте ее благодатной жизни. (133-134)* Мы не приемлем римско-католического догмата о непорочном зачатии, пресекающем связь Пресвятой Богородицы со всем человеческим родом, делающим из Нее особое, сверхъестественное существо, отличное от других. Не приемлем мы и учения об обожении Богоматери в Благовещении. В этом смысле Евангелие категорично, и притом именно Евангелие, читаемое на Литургии первого дня Пятидесятницы: «Не у бе Дух Святый (то есть еще не был в мире), яко Иисус не у бе прославлен» (Ин. 7:39); то до прославления Сына Божия, до Его вознесения, не могло совершиться Сошествие Святого Духа и, следовательно, невозможно было обожение человека, то есть почивание Духа Святого во святых, в том числе в первой из них - Богоматери.

Вознесе́ние Госпо́дне (греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini) — церковный праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи — в четверг шестой недели.

В этот день вспоминается одно из главных событий Священной истории — восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима «и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо». (Лк. 24, 51). «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9-11).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк. 24, 26; Деян. 5, 31; (Еф. 4, 8-10; Флп. 2, 6-11; 1 Тим. 3, 16; Евр. 1, 3, 5; Евр. 2, 9; Евр. 5, 5; Евр. 12, 2; Откр. 3, 21; Евр. 12, 5; о «прославлении» после Воскресения — в 1 Пет. 1, 21; о «седении одесную Бога» — в Рим 8, 34; Еф 1, 20; Еф. 2, 5-6; Кол 3, 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк. 12, 35-37; Мк. 14, 62). В Откр. 3, 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4, 14; Евр. 6, 20; Евр. 7, 26; Евр. 8, 1; Евр. 9, 11-12, 24; Евр. 10, 12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф. 16, 27; Мф. 24, 30; Мф. 26, 64; Мк. 8, 38; Мк. 13, 26; Лк 21, 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3, 13; Ин 13, 1-3; Ин 16, 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3, 17, 31; Ин. 6, 38; Ин. 8, 23; Ин 13, 3; Ин 16, 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4, 8-10 и 1 Пет 3, 18-22 (ср.: Пс 67, 19 и Пс 138, 8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа . В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6, 22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1, 3; Евр 9, 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9, 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7, 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24, 30; Лк 21, 27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4, 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» .

Установление праздника Вознесения Господня

До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) ). В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е правило I Вселенского собора), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (после 300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи . Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении . Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи , но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи — Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста . Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) . Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστή), о которой идет речь в 5-м правиле I Вселенского собора, следует понимать праздник Вознесения Господня . Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) , где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы). В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост. Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста — до или после Пятидесятницы; к VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста . К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно — напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» .

Иконография

Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) церкви Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и Ω , внизу — Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви ; подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения в Свящ. Писании и изображение этого события в христ. иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса.

На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника Вознесения. На ампуле Монцы представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним — колесница прор. Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам — ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках.

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов. Так, в Хлудовской Псалтири на миниатюре к Пс 23, 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут 2 ангела, в небесном сегменте — двери; на другой, к Пс 46, 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46 об.), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.
В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе или на сводах . В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, которые несут ореол с возносящимся Христом .

В церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре из Слов Иакова Коккиновафского, XII в. , представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого — «Сошествие Св. Духа», в боковых пространствах — пророки Исаия и Давид с развернутыми свитками. На иконах XV в. Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью .

Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображен на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя (напр., икона 1542, ПИАМ).

Литература
Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 176-177;
Benoit P. L’Ascension // RB. 1949. Vol. 56. P. 161-203;
Davies J. G. He Ascended into Heaven: A Study in the History of Doctrine. L., 1958;
Lohfink G. Die Himmelfahrt Jesu: Untersuch. zu den Himmelfahrts- und Erhöhungstexten bei Lukas. Münch., 1971. (StANT; 26);
Alsup J. E. The Post-Resurrection Appearance Stories of the Gospel Tradition. Stuttg., 1975;
Harris M. J. Raised Immortal: Ressurection and Immortality in the NT. Grand Rapids, 1983;
Kasper W. Christi Himmelfahrt: Geschichte und theologische Bedeutung // Communio: Intern. Katol. Zschr. 1983. Bd. 12. S. 205-213;
Fitzmyer J. A. The Ascension of Christ and Pentecost // Theol. Studies. Baltimore, 1984. Vol. 45. P. 409-440;
Parsons M. C. The Departure of Jesus in Luke-Acts. Sheffield, 1987. (JSOT. Sup.; 21);
Farrow D. Ascension and Ecclesia: On the Significance of the Doctrine of the Ascension for Ecclesiology and Christian Cosmology. Edinb., 1999;
Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники / Пер. с новогреч. Д. Гоцалюка. Симферополь, 2001. С. 321-355
Schmid A. A. Himmelfahrt Christi // LCI. Bd. 2. Col. 268-276.

Использованные материалы
А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич, Н. В. Квливидзе. Вознесение Господне. Православная энциклопедия, т. 9, с. 197-203 (материал использован частично)
http://www.pravenc.ru/text/155108.html

1 Тим. 3, 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1

Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296

Tertull. De orat. 23

Euseb. Vita Const. 4. 64; см.: Kretschmar. 1954-1955

Eger. Itiner. 43. 5

Eger. Itiner. 42

Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693

Ioan. Chrysost. De st. pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; in Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753

Const. Ap. V 19

CCSL. 9A. P. 32-37

CCSL. 9. P. 304, 312

Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3

Aug. Ep. 54; ок. 400 г.

Н. В. Покровский

VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия

Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13b, 586 г.

ГИМ. 129. Л. 22., сер. IX в.

Церковь Св. Софии в Фессалонике, 880-885 гг.,- 2 ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы — среди деревьев на склонах купола; храмы Каппадокии, X-XII вв.; церковь св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово и Метохия), 1230-е гг.

Церковь Св. Софии, 840-е гг.; ц. Богородицы Перивлепты, 1295-1296 гг., в Охриде (Македония)

Спасский собор Мирожского монастыря, сер. XII в.; ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, 1160-е гг.; церковь Спаса Преображения на Нередице, 1199, разрушена

Vat. gr. 1162. Fol. 2

2 иконы (одна из «Кашинского чина») XV в., ГТГ

Великий церковный праздник. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Христос – наша защита и наше спасение. В молитвах перед иконой «Вознесение Господне» просят Господа о помощи в укреплении духовных сил, а также о том, чтобы Господь помог правильно расставить жизненные приоритеты между телесным и духовным.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Апостолы были потрясены смертью Учителя и не поверили рассказу жен-мироносец о том, что они разговаривали с Иисусом Христом после Его смерти. Но вскоре они сами смогли убедиться в том, что их Учитель был необычным человеком.

По пути из Иерусалима в небольшое селение Эммаус, Иисус в образе другого человека подошел к своим ученикам Луке и Клеопе, но они не узнали Господа. На Его вопрос:

«Отчего вы так печальны?»

ответили:

«Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»

И рассказали Незнакомцу о распятии Иисуса Христа, с горечью добавив, что они

«надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» (Лк. 24, 21)

Еще рассказали Ему о том, что несколько женщин сообщили им, что Иисус жив, но подтверждения этому нет, Его никто, кроме них не видел.
В ответ Иисус сказал:

«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?»(Лк. 24, 25–26)

И начал объяснять им все, что говорили о Нем пророки, начиная от Моисея.

С этими разговорами путники подошли к Эммаусу и Лука с Клеопой пригласили Собеседника в гости. За ужином Незнакомец взял хлеб, благословил его, преломил и подал им точно так, как это делал их Учитель.

«Это ОН!»

догадались ученики, и в то же мгновение Иисус стал для них невидимым.
Лука и Клеопа поспешили обратно в Иерусалим и рассказали остальным апостолам о встрече, но они им не поверили. До тех пор, пока вечером воскресного дня сами не увидели Господа.

«Мир вам!»

— с этими словами Он явился им в Сионской горнице, хотя ее двери были закрыты. Апостолы смутились и испугались, но Господь успокоил их, а потом даже поужинал с ними. Тогда, наконец, апостолы поверили, что с ними разговаривает не призрак.
Все, что написано в ветхозаветных пророчествах – исполнилось:

«так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 45–48).

Среди апостолов не было одного, Фомы. Ему рассказали о встрече с Господом, но он сказал

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

Через восемь дней, Иисус снова явился перед своими учениками. И когда Фома убедился, что Его руки пробиты гвоздями, воскликнул:

«Ты - Господь мой и Бог мой!»

После Воскресения, Господь не один раз являлся Своим ученикам, учил их, разговаривал о Царстве Небесном и о той истине Своего учения, о которой они должны были поведать всему миру:

«…дана Мне всякая власть на небе и на земле. …идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 18–20)

И вот наступил сороковой день видимого пребывания на земле Господа Иисуса Христа. В своей прощальной беседе Он сказал ученикам:

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15)

и пообещал Свою поддержку:

«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

После этого Иисус с учениками пошли на Елеонскую гору. Когда они поднялись на вершину горы, Господь поднял Свои руки и благословив их, стал подниматься, возноситься вверх до тех пор, пока светлое облако не скрыло Его от апостолов. Долго они еще стояли и с грустью смотрели наверх, в опустевшее небо.
Но Господь утешил учеников, тотчас послав им двух Ангелов, которые поведали им о том, что Иисус придет к ним еще:

«Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14, 3).

После этой радостной вести от Ангелов, апостолы возвратились в Иерусалим. В молитве они начали ждать сошествия на них Святого Духа, который дал бы им силы для проповедования Учения Христа во всем мире.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТА

Воскресение Христа и его Вознесение смогли убедить апостолов в том, что Его учение — истинное и что Он действительно есть Бог воплощенный. Никто так, кроме Бога, не смог бы вознестись в собственном (земном) теле.
Все православные христиане должны помнить о том, что мы, хотя и живем на земле, но принадлежим не ей, а небу. И думать мы должны в первую очередь о духовности, а не о материальных ценностях, которые после нашей кончины останутся здесь, на земле.

«В день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго – до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие – Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.

ВИДЕОФИЛЬМ


Век:XIV

Иконографическая справка: Иконы с двенадцатью праздниками (на трех досках) в новгородском Софийском соборе занимали пространство между двумя предалтарными столбами, стоящими по сторонам центральной апсиды. Для того чтобы иконы точно поместились в отведенный для них участок (ширина пролета - около 6 м 30 см) и чтобы сохранить ритм узких разграничительных полосок между сценами, у первой иконы убрано правое поле, обращенное к центру общей композиции, а у третьей, соответственно, - левое поле. Публикуемые иконы исполнены, вероятнее всего, после разрушительного пожара в июне 1340 года.

Стилистическая справка: Стиль праздничного чина Софийского собора во всей полноте отражает новые принципы византийской живописи палеологовского периода. Композиции утратили прежнюю симметрию, они строятся на диагональных линиях, некрупные фигуры изображаются в движении, в сложных ракурсах. Свободно ложащиеся драпировки передают стройность фигур, привлекают красотой цветных рефлексов и белильных бликов. Объемные постройки разнообразной формы, вместе с массивными горками, помогают передать пространственность композиций. Иконы были написаны приезжими византийскими иконописцами, о чем свидетельствуют греческие надписи, использование дорогих привозных красок, применение золотого ассиста не только на синих одеждах.

3.

Век:XV
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

4.

Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Иконография "Вознесения" сложилась на основе текстов Нового Завета (Марк, гл. XVI, ст. 19; Лука, гл. XXIV, ст. 50-52; Деяния святых апостолов, гл. I, ст. 4-12) о вознесении Христа на небо перед учениками с горы Елеонской на сороковой день по Воскресении. Кроме того, использованы тексты пророчества Исайи, песен канонов на Вознесение ("червлены ризы" Христа) и шестого члена Символа веры ("восшедшего на небеса").Изображение на иконе не является прямой иллюстрацией текстов Священного Писания. В композицию иконы введены фигуры Богоматери как олицетворения христианской Церкви и апостола Павла, о которых в указанных текстах не упоминается. Христос в славе, в образе Вседержителя, изображается как Спас Второго Пришествия, о Котором пророчествовали апостолам два ангела. Иконография "Вознесения" в искусстве балканского мира и Руси принадлежит к наиболее устойчивым изводам. Некоторые изменения в сторону ритмического и пространственного усложнения композиции происходят на рубеже XIV-XV веков.

5.

Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Икона входила в праздничный ряд иконостаса. На оборотной стороне имеются числовые пометы, отмечающие место в ряду: у «Сретения» - семь царапин, у «Входа в Иерусалим» - девять, а на «Вознесении» - двадцать. Следовательно, в праздничный чин входила двадцать одна икона (последним должно было стоять следующее за «Вознесением» «Сошествие Святого Духа»). Начинался чин «Рождеством Богоматери» и «Введением во храм», предварявшим традиционный евангельский цикл. Судя по размерам икон и их блистательному исполнению, это был иконостас в небольшом храме, возможно, домовом, в усадьбе знатного лица. В иконе использованы иконографические схемы, сложившиеся в византийской живописи XIV века и хорошо известные на Руси по московским иконам праздничных рядов иконостасов первой четверттти XV века: из Благовещенского собора Московского Кремля и из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Стилистическая справка: Тип ликов, как и их исполнение, близки тверским двусторонним иконам-таблеткам из Троице-Сергиева монастыря. В особенности это относится к женским и юношеским ликам, довольно вытянутым, с нешироким каплевидным высветлением на кончике носа. В отдельных случаях сходство разительное, например, в трактовке лика Богоматери в «Успении» на таблетке, в коринском «Сретении» и в «Вознесении» из ЦМиАР; детских ликов из «Рождества Христова» и «Входа в Иерусалим» на таблетках и во «Входе в Иерусалим» из ЦМиАР. В стиле троицких таблеток, в пластичности форм живо ощутима связь с византийским искусством XIV столетия. На изображенных в трехчетвертном повороте ликах свет образует характерный протяженный блик, обозначающий наибольшую выпуклость формы. Этот блик тянется от внешнего края глазной впадины вниз, к подбородку. К краю объема свет ослабевает постепенно, но тем не менее образует резкий контраст с соседним затененным участком щеки. Моделировки положены точнно без прежней энергии; санкирь (темный, оливково-коричневый) и охрение (коричневатое, холодного оттенка) сближены по тону. При этом необходимо отметить, что некоторая ахроматичность личного письма, характерная для тверских икон XV века, к середине столетия становится более явственной. Столь определяющие для праздников из коллекции М.Н. Попова различия в тональности личного письма и всей остальной живописи еще отсутствуют в таблетках из Троице-Сергиева монастыря, исполненных более свободно и раскованно. Пристрастию мастеров скорее к пластическим, чем к ритмическим построениям, отвечает уже первоначальная раскладка красок в общей композиции икон. Иконописцы, таким образом, строят изначально облегченную в ритмическом отношении композицию, не избегая соседства близких цветов и объединяя красочные пятна в крупные зоны одного цвета. Условный объем фигур при этом выявляется светом, окрашенным разными оттенками холодного голубоватого тона. Эти характерные для живописи праздников из коллекции М.Н. Попова принципы последовательно проводятся в тверских произведениях.

6.

Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В верхней части иконы изображен Спаситель, возносящийся в славе, поддерживаемой двумя ангелами. Внизу в центре - Богоматерь с молитвенно воздетыми руками в окружении апостолов. За Богоматерью стоят два ангела. Справа изображен апостол Павел, слева - Петр. Лики апостолов обращены ко Христу. О Вознесении Господа на небо на сороковой день после Пасхи говорится в текстах Евангелий от Марка (Мк. XVI, 19-20) и от Луки (Лк. XXIV, 50-53), а также Деяний апостолов (Деян. I, 9-11, II, 33). Вознесение произошло на Елеонской горе, куда Спаситель привел своих учеников. Согласно церковному преданию, вместе с апостолами присутствовала и Богоматерь. "И, когда благословил их, стал отдаляться от них и возносится на небо". (Лк. XXIV, 51). В этот момент явились два ангела, возвестившие о грядущем Втором Пришествии Спасителя на землю. Иконография "Вознесения" складывается уже в раннехристанское время и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Образы "Вознесения" известны в составе праздничных рядов русских иконостасов с середины XIV века (праздничный ряд 1340-1341 годов иконостаса Софии Новгородской). По сравненю с дошедшими до нас русскими иконами XIV-XV веков на этот сюжет, кирилловское "Вознесение" имеет ряд особенностей. Так, ангелы, несущие славу, в которой возносится Спаситель, представлены не в профиль, а почти фронтально. Что касается двух ангелов, стоящих по сторонам от Богоматери в нижней части иконы, то они изображены с опущенными руками, в темных одеждах, а лики их обращены в одну сторону.

Стилистическая справка: Икона принадлежит к группе памятников, созданных "вторым" художником кирилловского иконостаса. Изображение горок с широкими забеленными лещадками напоминает горки из "Крещения" и "Преображения".


Фрагмент. Фигура Богоматери


Фрагмент. Фигура Спасителя


Фрагмент. Горки


Фрагмент. Ангелы

7.

Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Ангел


Фрагмент. Лики Богоматери, ангела, апостолов


Фрагмент. Ангел из Вознесения

8.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Стилистическая справка: Особенностью иконографии иконы является также изображение следов Спасителя, оставленных Им на Елеонской горе перед Вознесением.


Фрагмент. Вознесение.

9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего каллиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.

Век:XVI
Место хранения: Собрание арт-галереи "Дежа вю"

Иконографическая справка: Происходит из праздничного ряда иконостаса. Редкой иконографической подробностью является изображение неба (в виде сегмента), принимающего в себя мандорлу с возносящимся Христом. Представлено ограниченное число фигур апостолов - по две с каждой стороны от Богоматери.

Стилистическая справка: Плотно заполненная и ритмично построенная композиция, рисунок фигур, типы ликов и их экспрессия, трактовка горок определяют датировку иконы третьей четвертью XVI века, в рамках 1550-1560-х годов. Художественные достоинства памятника указывают на то, что исполнивший его мастер принадлежал к развитой традиции, уходящей корнями в древность. Колорит и приемы личного письма связывают икону с художественной культурой городов центральной части России, возможно Верхневолжья.

11.

Век:XVI

Иконографическая справка: Иконографическая схема иконы близка изображению этого сюжета из чина храма Николы в Любятово. Несколько отличаются позы апостолов, стоящих по сторонам от фигуры Богоматери, представленной в типе Оранты. Характерными особенностями данной иконы являются изображения двух ангелов за спиной Богоматери, которые сливаются почти в одно целое, а их строго симметричные жесты и распростертые крылья по рисунку напрминают геральдический знак. Кроме того, слава Христа представлена не высоко в небесах, а касается Елеонской горы. На ее вершине изображен камень со следами ног Спасителя - типичная для искусства Пскова деталь иконографии Вознесения. Благодаря отмеченным особенностям, икона воспринимается как достоверное свидетельство о свершившемся событии - кажется, что ноги возносящегося Христа только что стояли на камне.

12.

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

13.


Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография данной иконы восходит в общих чертах к варианту, известному в московских памятниках раннего XV века - иконостасах Успенского собора во Владимире (1408 г.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.). Отличие состоит в отсутствии одного из апостолов, изменении позы апостола, возглавляющего левую группу, а также в добавлении пары трубящих ангелов за славой Христа. Кроме того, здесь присутствует примечательная деталь: камень со следами ног вознесшагося Спасителя на Елеонской горе - реальная реликвия, сохранившаяся доныне в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме. Почти все особенности этой иконы восходят к храмовому образу псковской церкви Новое Вознесение 1542 года (ныне в Новгородском музее) или к общему несохранившемуся образцу.

14.

Вознесение (из праздничного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Икона совмещает признаки нескольких иконографических изводов Вознесения. Нижняя часть композиции почти тождественна одноименной иконе из праздничного ряда придела Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде, который был исполнен в 1530 - 1540-х гг. в мастерской архиепископа (будущего митрополита) Макария. К числу особенностей, сближающих эти две иконы, относится изображение Богоматери в типе Оранты - в отличие от большинства русских икон XV века - а также позы апостолов и ангелов, стоящих за Богоматерью. Верхняя часть композиции укрупнена - что характерно именно для псковских икон Вознесения XVI века, в которых особо акцентировалась тема грядущего Второго пришествия Судьи и Вседержителя. По иконографии она представляет собой промежуточный вариант между более традиционным изображением летящих ангелов, поддерживающих славу Христа снизу, и ангелов коленопреклоненных, котрые обхватывают славу двумя руками (этот вариант известен, начиная с "Вознесения" 1497 года из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, использован на уже упомянутой иконе Рождественского придела Софии Новгородской).

15.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Икона повторяет известный по целому ряду произведений псковской иконописи 15-16 веков извод с изображениями четырех ангелов, поддерживающих мандорлу с Христом, и камнем на вершине Елеонской горы.

16.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Поделиться