Осипов алексей ильич о матильде кшесинской. Алексей Ильич Осипов: Профессор Земли Русской

По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и ближе верующему, все больше и глубже говорит с душой человеческой, ее все явственнее и сильнее радует каждое его слово, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, Который присутствует и говорит в Своем Евангелии.

И вновь повторяю: как во времена Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и уверовать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием, в противном случае человек был не способен принять Его, что видим на примере книжников, фарисеев, старцев, первосвященников, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя и не покаялись в грехах своих, - так и в наше время. Если мы не покаемся в своих согрешениях, если не будем умолять Господа о прощении грехов, то также будем не способны ни читать Евангелие, ни искренно веровать в Господа. Ибо вера наша будет подобна трости, колеблемой ветром: сказал кто-то против веры, и мы уже отвергаемся Господа. Другой сказал за нее, и мы опять, кажется, поверили. Эта слабость веры свидетельствует о нашей нераскаянности, об отсутствии у нас живого чувства Бога. И если мы не потрудимся над очищением души своей от грехов, не покаемся искренно, то не способны будем твердо и глубоко веровать в Господа Иисуса Христа. Он постепенно удалится от нас, и мы погибнем, как погибли нераскаявшиеся книжники, фарисеи, лицемеры.

Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же, что был при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во времена Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, есть Церковь, есть двухтысячелетняя история христианства, есть миллионы примеров преображающего воздействия благодати Божией на человека, у нас есть замечательные образы великих святых, которые искренним покаянием из глубин греха взошли на вершины чистоты и духовного совершенства. Не отвергнем же своей леностью и небрежением зова Церкви, прибегнем к спасительному покаянию мытаря, блудницы, разбойника, чтобы Господь милосердный и нас вместе с ними принял в свои вечные обители. Аминь.

Слово в Неделю по Богоявлении и Собор святого Иоанна Крестителя

Вы сегодня в Евангелии слышали: когда Господь после Своего Крещения вышел на проповедь, то первыми Его словами, которые многократно повторялись и в дальнейшем, был призыв к покаянию. Покайтесь, - говорил Он, - ибо приблизилось Царствие Божие (см.: Мф. 4:17). Также вы слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу, воздвиг Господь для того, чтобы он именно покаянием подготовил людей к принятию Спасителя нашего Иисуса Христа - Господа, пришедшего во плоти на землю. Почему покаянием? Потому, что нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Бога и во Христа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.

Апостол говорит: Все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Кто следит за собой, тот может искренно, от всего сердца сказать, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами - постоянно мы во грехах. Для очищения же от грехов есть только одно средство - это вера в Господа Иисуса Христа и обращение к Нему от всего сердца с просьбой, с молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях и постараюсь, насколько хватит у меня сил, не повторять их».

И если человек сознаёт свои грехи, не оправдывается в них никакими обстоятельствами, а только себя считает виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, - если человек осознает все это и обратится с молитвой к Господу, Он за искреннее покаяние прощает его.

Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит каждый грех душе человеческой, возвращает радость чистой совести, возрождает любовь к ближним.

Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение и видение души человеческой, утверждают, что душа грешного человека вся изранена, запачкана грязными пятнами, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. Напротив, душа святая - чистая, светящаяся, благоуханная. И есть только одно средство очистить душу - искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умоляя Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.

Вот и Сам Господь, и Иоанн Предтеча, и апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца покаянием можем открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, что когда с кем-либо поссорится: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можно примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, когда смиришься и скажешь от всей души тому человеку: прости меня, я виновен. И если искренно это сделаешь, а не языком только, то другой человек почувствует и так же искренне простит, и таким образом вновь водворится мир.

Так же восстанавливается мир и между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне, грешному».

Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как искренним покаянием.

Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, осознаем свои грехи, припадем к Нему, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне, грешному, прости нас и сподоби войти в Царствие Твое». Аминь.

Слово в Неделю о Закхее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего (см.: Мф. 18:11). Что значит: «взыскать и спасти погибшего»?

Каждому бросается в глаза страшное слово - «погибшего». Кого оно означает? Кого пришел «взыскать и спасти» Господь? Иуду ли, который вместе со всеми учениками несколько лет ходил и общался с Господом Иисусом Христом, видел все Его чудеса, но продал Господа? Продал своего Учителя за деньги и погиб. Господь называет его сыном погибели. Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести. Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, на улицах останавливались и молились; давали милостыню, звоня или трубя в рожок, чтобы нищие сбегались со всех сторон и видели окружающие, и тогда они величественно раздавали милостыню? - Нет.

Фарисеи вообще лукавили и представлялись народу очень верующими, поскольку исполняли все до мелочи внешние обряды и даже умножали их число. Так, например, в субботний день по их предписаниям нельзя было даже носового платка нести, потому что это, оказывается, тяжесть, - вот как они «понимали» и «исполняли» заповеди Божии. А на самом деле фарисеи и большинство священства и учителей иудейских в Бога не веровали, потому и Самого Господа Иисуса Христа всю жизнь гнали, оскорбляли, клеветали на Него, наконец, предали Пилату, возбудили народ и распяли.

Так показали себя эти «благочестивые» фарисеи, священники, богословы, старцы. Они явно погибали. Спаситель с гневом говорил им: Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну (Мф. 23:33)? Не спас их Господь, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой явившемуся в делах Христовых. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23: 35–38) - вот приговор Спасителя народу, не пожелавшему спасения.

diak_kuraev в "Матильда" - фильм о подвиге русского царя

Протодиакон Андрей Кураев и режиссер, он же «митёк», Виктор Тихомиров представили на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге документальную картину «Андрей Кураев. Прямая речь». Но речь пошла не только о ней, но и о фильме «Алексея Учителя «Матильда».

Когда-то Виктор Тихомиров увлекся книжками, написанными православный священником, моложе, чем он, да еще и весело. Перечитал все, а когда представилась возможность - снял о нем фильм.

«Я-то считаю, что одна из сторон деятельности отца Андрея - добиться прозрачности финансовых потоков, видимо больших и таинственных. А это порождает массу враждебной реакции. Церковь в этом смысле смахивает на армию. Ей поступила команда «Отец Андрей - вредный». Ну, и многие священнослужители взяли под козырек, не зная толком, в чем дело. Но не это главное. Всегда нужно помнить о вечности и бессмертии души. На этом фоне все другое не имеет почти никакого значения» - говорит Виктор Тихомиров.

Сам отец Андрей уточняет: «Для меня важна не тема финансовых потоков. Мне не хочется, чтобы церковь превратилась в очередное силовое ведомство.

Фильм фильмом, но на фестивале сложно было обойти вопрос о том, что происходит вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя. Андрей Кураев дал прямой ответ:

Лучший способ повторить 1917 год - это действия вокруг «Матильды», высказывания Чаплина. Я один из немногих людей, которым Алексей Учитель показывал фильм. Он - промонархический. Если уж в нем и искажается история, то скорее в эту сторону. Вот финальная сцена: Николай II в день коронации (режиссер своей волей отождествляет ее с венчанием с немецкой принцессой) вопреки истории приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя бесконечную вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения у своего народа. Исторически же он в тот день был на приеме у французского посла. Вечером, в день Ходынки, и уже получив о ней информацию. Если бы царь и в самом деле не поехал на бал, а отправился на Ходынку и встал на колени, то 1917 года бы не было. Так что в данном случае Учитель очень польстил дому Романовых. Монархисты не видели фильма, но осуждают.

Есть логика мифа, которая накладывается на наши инстинкты тоталитарного мышления по принципу: «Хозяюшка, дай воды, а то так кушать хочется, аж ночевать негде».

Когда Синод принимал решение о причислении к лику святых Николая и его семьи, были сделаны четкие оговорки. Это не канонизация принципа монархии и не канонизация образа правления Николая II. Он прославлен за умение остаться человеком в бесчеловечных условиях ареста. Эти ограничения четко проговаривались, в том числе и на Соборе 2000 года. А у нас скоро изобретут догму непорочного зачатия Николая II. Он уже и царь-искупитель, который за грехи русского народа, оказывается, страдал и искупил их. По мнению критиков фильма он, еще не будучи царем, уже обязан был быть святым, и тени греха в нем быть не могло.

На самом деле, это простая история борьбы, страсти и долга. Своего рода «Анна Каренина» на мужской лад с немного другим финалом. Нам показали парня, которому хочется, но который усилием воли берет себя в руки и действует так, как велит ему его профессиональный долг, и идет к официальной невесте. Это же победа на языке аскетики. Он победил страсть. Еще одна звездочка на его нимбе.

Но какими глазами надо смотреть фильм, чтобы увидеть в нем что-то противоположное?

Священник Сергий Карамышев о кампании против профессора А.И. Осипова.

Данный материал был подготовлен еще в середине апреля. Я согласился с тем, чтобы его не публиковать, т.к. он мог возбудить страсти.

Однако после того, как на страницах РНЛ была размещена , в которой уважаемый профессор А.И. Осипов прямо именуется еретиком, считаю необходимым дать ей ход, предварив следующими замечаниями.

Отец Георгий приводит цепь рассуждений, вот их часть: «В промежутках между созывами Поместного Собора… высшим органом управления РПЦ является постоянно действующий собор - Священный Синод, решения которого это решения Церкви».

Полтора месяца назад тот же автор в статье «Смущение: о встрече в Гаване » утверждал следующее: народ «имеет в Церкви право голоса и даже протеста; может и должен этим правом пользоваться, особенно когда у него возникает смущение по тому или иному вопросу православного благочестия».

Получается: иногда, когда этого хочется прот. Георгию Городенцеву, голос Св. Синода (а в данном случае, - и вовсе комиссии), тождествен голосу церковной Полноты, а когда тому же уважаемому автору не хочется, - не тождествен, и на первый план, соответственно, выходит «право на протест».

Нам думается, прот. Георгий довольно последовательно апеллирует именно к чувствам и хотениям, о чем мы уже говорили в статьях «К испытывающим смущение » и «Оппозиция Патриарху продолжает шевелиться ». Далее, в своем «Опыте молитвы за богослужением в храме непоминающих Патриарха » он пишет: «Сразу же после сего непоминания оная благодатная радость у меня в душе сменилась чувствами смущения и беспокойства».

Извините, отец Георгий, пару месяцев назад Вы испытали смущение от встречи Патриарха и папы, при этом одобрив возможный протест. А теперь смущаетесь, видя одну из форм протеста, к которому Вы же и призывали.

Ваши ощущения напоминают мне ощущения либералов второй половины XIX века. Они тоже призывали всего лишь к протесту. Когда же взлелеянные ими революционеры приступили к террору, то принялись вдруг смущаться и до того, бедные, засмущались, что стали говорить: мы их этому не учили… Психологическая сторона данной трансформации в свое время была с гениальной точностью вскрыта в статьях Л.А. Тихомирова.

Непоминовение Патриарха – первая фаза отрицания законной власти священноначалия. За ним обычно следует раскол, а потом и террор в отношении инакомыслящих, в чем изуверы-сектанты обыкновенно преуспевали. Начинали они с обвинений своих оппонентов в ересях и прочих преступлениях.

И вот мы видим, так сказать, первую ласточку – посыл объявить профессора А.И. Осипова еретиком, осудить его, после чего испытать приятное чувство свершившейся мести.

Вашим чувствам, отец Георгий, согласитесь, импонирует, чтобы профессор А.И. Осипов, весьма опасный противник ереси папизма, был осужден как еретик. Этому, помимо Вас, будут очень рады, в первую очередь, так называемые филокатолики, особенно, если шум вокруг Осипова начнется в преддверии Всеправославного Собора.

Представьте, какую радость испытают все враги Православия, если вопрос о профессоре МДА будет вынесен, скажем, на Поместный Собор Русской Церкви. Они будут просто ликовать от того, что удалось расколоть православных на сторонников и противников Осипова. Они скажут: пусть меж собой клюются, как глухари на току, а мы тем временем набросим на них сетку, запакуем и обезвредим.

Разделяя далеко не все воззрения уважаемого профессора, должен заметить: они имеют право существовать как частные богословские мнения. Извините меня, но Алексей Ильич нигде и никогда не говорил: те православные, что не разделают моих мнений, - еретики и подлежат анафеме. А Вы дерзаете о нем такое говорить. Пусть существуют мнения Осипова, пусть существует и мнение богословской комиссии, которое вовсе не является истиной в последней инстанции. Наше дело – молиться и за Осипова, и за членов Комиссии. Аминь.

Сколько восторгов со стороны псевдоревнителей по поводу осуждения СББК (Синодальной библейско-богословской комиссией), возглавляемой митрополитом Иларионом (Алфеевым), некоторых воззрений профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова! Те, кто еще вчера кричали: «Иларион – еретик» (крики же подтверждались не столько фактами, сколько собственными фантазиями критиков) сегодня простили ему все – ради удара по уважаемому профессору. Да и обвинения митрополита Илариона на фоне нынешних истошных зилотских воплей: «Патриарх – еретик» - воспринимаются чуть ли не как детская шалость.

Так в догматике ли дело? Не паче ли в необузданных страстях, таких как зависть и злопамятство? Нет в современной Русской Церкви другого богослова, умеющего объяснять сложные догматические вопросы ясно и стройно. Не схематично, типа: шаг влево, шаг вправо – расстрел. Но творчески, заставляя людей не зубрить, а думать, постигая логику православного богословия, наполненного антиномиями, т.е. кажущимися противоречиями.

Комиссия разбирала дело Осипова аж три года. Поводом послужило письмо 48-ми мирян на имя Патриарха. И вышло решение 31 марта, после потепления политических отношений с папистами.

Призывала ли СББК на свое заседание, где разбиралось дело Осипова, самого «виновника» – неизвестно. Во всяком случае, из текста Заключения этого не следует. Написавшие кляузу псевдоревнители навыдергивали из его выступлений цитат, кастрировав их, т.е. лишив контекста, и представили комиссии. С такими изуродованными текстами бороться легко. Непревзойденные по своему мастерству в подобной борьбе учителя, без сомнения, - большевики.

В свою очередь, представители комиссии (так и подмывает почему-то назвать их комиссарами) одной цитатой, как им кажется, положили профессора Осипова на лопатки, отчитав при этом как школьника младших классов: «Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании - освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения».

Заметим, Алексей Ильич Осипов, когда части нынешних комиссаров еще не существовало на свете, был избран человеком весьма осмотрительным, не исключено также, что и прозорливым, Святейшим Патриархом Алексием (Симанским), в качестве члена богословской комиссии по подготовке проектов документов Всеправославного Собора. Тогда были проведены три предсоборных всеправославных совещания на Родосе и одно - в Женеве.

Напомним, то было время Второго Ватиканского собора, когда в Риме и Константинополе вынашивался проект подчинения всего Православия папизму. Из-за принципиальной позиции, в первую очередь, Русской Церкви этого не произошло. И здесь не обошлось без деятельного участия молодого тогда еще богослова, преподавателя Московской духовной академии Осипова.

Пребывающие в недрах Русской Православной Церкви филокатолики, вопреки воле Святейшего Патриарха Кирилла, вне всякого сомнения, будут пытаться использовать предстоящий Всеправославный Собор на Крите для как можно более последовательного догматического сближения с папистами (тем более, что среди ряда представителей других поместных Церквей они будут иметь здесь поддержку). Профессор Осипов в осуществлении этого преступного замысла им явно мешает. Почему бы, собственно, не расправиться с этим опасным врагом руками псевдоревнителей?

Известный публицист, много лет кряду открыто выступающий против Патриарха Кирилла, В.П. Семенко уже оставил восторженный отзыв по поводу гонений на профессора: «Одного отрихтовали ».

Это говорит человек, бьющий в набат по поводу «волчьего 8-го вселенского собора», потому как там-де неминуемо произойдет предательство православной веры. Для чего же злорадствовать по поводу гонений на Алексея Ильича? Где логика?

Остается один ответ: так называемые ревнители (во всяком случае, значительная часть их вождей) – слепой инструмент в руках людей более искусных и умных, нежели они сами. Эти люди преследуют две цели: религиозную (расколоть Русскую Церковь, чтобы, по крайней мере, часть ее подчинить Ватикану) и политическую (устроить в России смуту, дабы в ходе ее уничтожить нашу страну, стоящую на пути всеобщей глобализации по лекалам США). И только после этого обозначится третья цель – религиозный экуменизм, попирающий богооткровенную истину.

Господа ревнители, вы действительно этого хотите?

P.S. Список участников Всеправославного Собора со стороны Русской Церкви был опубликован после написания данного материала. И этот список вселяем оптимизм, потому что филокатолическое влияние изнутри при таком составе будет сведено к нулю. Будем же молиться за наших иерархов во главе с Патриархом Кириллом, чтобы они свято блюли чистоту Православной веры.

Все придирки к некоторым формулировкам выносимых на рассмотрение Собора документов направлены на то, чтобы не дать состояться триумфу Русской Церкви на Крите, ибо он принесет непоправимый ущерб замыслам папистов и наших доморощенных филокатоликов.

Священник Сергий Карамышев , публицист, Рыбинск

Ровно год назад социальная сеть «Елицы» попросила пользователей подписать петицию против фильма «Матильда», режиссёром которого является Алексей Ефимович Учитель, а одним из продюсеров Владимир Натанович Винокур. Противники фильма обсуждают «невошедшее из невышедшего» и делают вывод, что режиссёр не уважает Русскую Православную Церковь и мнение её прихожан, если позволяет себе в таком подчёркнуто кощунственном, неуважительном и фривольном ключе описывать жизнь святого Русской Православной Церкви.

Режиссёр Алексей Учитель, напротив, утверждает , что «сюжет фильма основан на исторических событиях, повествующих о связи последнего императора России Николая II с Матильдой Кшесинской, знаменитой балериной того времени «. Кто же из них прав? Давайте рассмотрим обе точки зрения.

Мог ли быть роман? Для этого интересно разобраться, за что был канонизирован Николай Второй. По этому поводу много споров; в конце концов, он всё же канонизирован, это факт. Но за что? Ведь было и много противников канонизации. Против выступал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) , митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв), профессор МДА Осипов А. И., соавтор «Основ социальной концепции РПЦ» Зубов А. Б. и другие. В частности, митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) писал: «когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шёл царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. … он государственный изменник. … он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит ».

Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв)

Напомним критерии, которыми руководствуется Русская Церковь при канонизации святого: безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные и (или) посмертные чудеса и, в некоторых случаях, полное или частичное нетление мощей. Если речь идет о мученике, то к этому добавляется факт пролития крови за Христа. Есть и другие признаки святости православных подвижников, изложенные митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в своём докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви .

14 августа 2000 года Николай Второй был причислен к лику святых. Портал «Православие.ру» пишет об одном из основных критериев канонизации: «В последние годы было зафиксировано множество чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и даже иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев, что и послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых». О чудесах даже была издана отдельная книга . Однако, православные богословы напоминают, что следует учитывать, что такие «факты сами по себе совсем еще не подтверждают святости тех (человека, конфессии, религии), через кого и где они совершаются, и что подобные явления могут происходить и в силу веры - „по вере вашей да будет вам “ (Мф. 9:29), и по действию иного духа (Деян. 16:16-18), „чтобы прельстить, если возможно, и избранных“ (Мф. 24:24), и, возможно, по другим, пока неизвестным нам причинам». Кроме того, икона является образом канонизированного церковью подвижника, поэтому чудеса от написанных до официальной канонизации икон «являются сомнительными «.

По поводу нетления мощей тоже возникают вопросы, связанные с их обретением . «Спустя почти 92 года после расстрела царской семьи в России до сих пор не утихают споры о подлинности найденных под Екатеринбургом останков. Пока поставить точку в этой трагической истории смогли только органы следствия… Диакон Андрей Кураев, тогда ещё профессор Московской духовной академии: «Не был прозрачный участок работы от эксгумации останков до передачи их части на экспертизу. А то, что было потом, всё понятно. С этим мы соглашаемся. Но не было ли какой-то здесь подмены на этом этапе? «. И вот — снова взрыв по поводу останков: целые разделы православных сайтов сталкивают в диванной битве различных экспертов: подлог или нет?


Николай II с семьёй

Примечательна переписка императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Это действительно письма, пропитанные любовью. Однако, в это же время император как ни в чём не бывало описывает, как он стрелял ворон и кошек . Также, некоторые исследователи пишут о наличии татуировок . Николай II был ярым антисемитом, при нём было выслано из Зарядья более 20 000 еврейских семей. В 1891 — 1893-х годах неимущих евреев отправляли по этапу, помещая в пересыльную тюрьму, где они содержались вместе с уголовными преступниками. По мнению одного из видных противников канонизации Николая II профессора Московской духовной академии А. И. Осипова нравственный облик и масштаб личности Николая II ни в коей мере не соответствовали таковым общецерковных святых подвижников.

Анастасия Чайковская, корреспондент газеты «Аргументы и Факты», на основе дневников Николая и Матильды, воспроизводит историю их отношений :

«В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича в Петербург прибывает принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская – внучка английской королевы Виктории. Остановившейся во дворце Белосельских-Белозерских девушке был представлен цесаревич Николай (Александр III приходился принцессе крестным отцом). За шесть недель, что будущая императрица России прибывала в Петербурге, она успела покорить кроткое сердце будущего императора и пробудить в нем неистовое желание связать себя с ней узами брака. Но когда до Александра III дошли слухи, что Николай хочет жениться на Алисе, он, приказал сыну забыть об этом желании. Дело в том, что Александр с супругой Марией Федоровной надеялись женить сына на дочери претендента на престол Франции Луи-Филиппа Луизе Генриетте, которую американская газета The Washington Post даже нарекла «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом».


Николай II и массовые убийства животных

Это уже потом, в 1894 году, когда здоровье императора стало резко ухудшаться, а Николай с несвойственной ему горячностью продолжал настаивать на своем, отношение изменилось – благо сестра Алисы Великая княгиня Елизавета Федоровна, способствовала не только сближению престолонаследника и принцессы, помогая в переписке влюбленных, но и скрытыми методами воздействовала на Александра. Вследствие всех этих причин весной 1894 года и появился манифест, в котором объявили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Но это было после.

«Малютка» Кшесинская и Никки

А в 1890 году, когда Николай мог только переписываться со своей Алисой, его неожиданно знакомят с Матильдой Кшесинской – по мнению некоторых историков, хитроумный Александр решил, что нужно отвлечь Николая от его любви и направить энергию в другое русло. Прожект императора удался: уже летом цесаревич пишет в дневнике: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…» — и регулярно посещает ее выступления.

«Малютка» Кшесинская прекрасно понимала, в какую игру она вступает, но только едва ли могла осознать, насколько далеко продвинется в отношениях с членами царской фамилии. Когда в общении с Николаем наметился сдвиг, Матильда объявила отцу — известному польскому танцовщику, выступавшему на сцене Мариинского, — что стала возлюбленной Николая. Отец выслушал дочь и задал лишь один вопрос: осознает ли она, что роман с будущим императором ничем не кончится? На этот вопрос, который она и сама себе задавала, Матильда ответила, что желает испить чашу любви до дна.


Матильда Кшесинская

Ровно два года длился роман темпераментной и яркой балерины и не привыкшего демонстрировать свои чувства будущего императора России. Кшесинская испытывала по-настоящему сильные чувства к Николаю и даже считала отношения с ним знаком судьбы: и он и она были «отмечены» цифрой два: он должен был стать Николаем Вторым, а ее на сцене назвали Кшесинская-2: в театре также работала старшая сестра Матильды Юлия. Когда их отношения только начались, Кшесинская восторженно писала в своем дневнике: «влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…»

Встречались возлюбленные чаще всего в доме семьи Кшесинских и особенно не таились: при дворе никакие секреты были невозможны, да и сам император прикрывал глаза на роман сына. Даже имел место случай, когда в дом нагрянул градоначальник, спешивший сообщить, что государь спешно требует сына к себе в Аничков дворец. Однако для соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где возлюбленные могли видеться уже безо всяких помех.

Конец истории

Отношения закончились в 1894 году. Матильда, готовая с самого начала к такому исходу, не билась в истерике, не плакала: сдержанно прощаясь с Николаем, она держит себя с достоинством, подобающим королеве, но никак не брошенной любовнице».

Собственно, в настоящее время мы можем ознакомиться и с собственно записями Матильды, проследив за романом по её дневнику .

Георгий Полтавченко и актёры фильма «Матильда»

К защитникам фильма присоединились Артём Кречетников , аналитик Русской службы ВВС, киновед и культуролог Кирилл Разлогов , кинорежиссёр Павел Лунгин , а Дмитрий Соколов-Митрич написал : «когда группы людей, называющих себя православными активистами, требуют запретить «Матильду», запретить рок оперу «Иисус Христос суперзвезда», запретить выставку скульптора Вадима Сидура - я чувствую, что мои религиозные чувства действительно оскорблены «. Даже сенатор Елена Мизулина и министр культуры России Владимир Мединский в апреле призвали не осуждать историческую драму Алексея Учителя.

Наконец, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) сообщил , что путь запрета — «абсолютно тупиковый и неверный путь «. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, после просмотра фильма заявил : «Я не буду предпринимать никаких мер, чтобы помешать этой картине выйти на большой экран». А в конце июня в Русской православной церкви назвали ошибкой инициированный Ханты-Мансийской епархией сбор подписей за запрет фильма Алексея Учителя «Матильда». Мнение озвучил сам председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

К противникам же фильма присоединилась зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская. А опальный протоиерей Всеволод Чаплин опубликовал видеоклип , в котором предсказал гибель России, если фильм будет показан, и предал анафеме всех, кто будет его смотреть. Впрочем, позже фильм всё же получит прокатное удостоверение.

Та самая ошибочная, «антиучительская», петиция, размещённая на сайте change.org, сообщает: «…Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем, кроме того, роль Николая II исполнил Ларс Айдингер, немецкий актёр, исполнивший в 2012 году порно-роль …».


Икона Николая II

В самом фильме, впрочем, тоже нет фактов сожительства русских царей с балеринами — будущий Николай II тогда был ещё цесаревичем. Кроме того, в процитированной петиции смущает упоминание «немецкого порноактёра» Ларса Айдингера. Вы его знаете? — я лично нет. Неужели петицию составляли любители немецкой порнушки? Впрочем, давайте послушаем и другие оценки православных служителей, в частности, диакона Андрея Кураева :

«Знаете, есть такая поговорка - хорошая, русская, совсем не немецкая: дуракам наполовину сделанную работу не показывают. Фильма еще нет, премьера только в марте, а нежные чувства уже оскорблены» — таков был его короткий ответ.

«Представления о том, каким он мог быть в молодости, ещё до возведения на трон, и слухи о том, что у него была эта любовница Матильда, всегда были в истории. Просто мы говорим о человеке, который был разным в разные периоды своей жизни, и в разных аспектах своей жизни он был разным… Император Николай II почитается как страстотерпец, который достойно принял последние испытания своей жизни: арест и казнь. Церковь не говорит, что он был идеальный правитель, семьянин или христианин, - указал Кураев. - Церковь его почитает за то, что он по-христиански смог умереть. Умирание - важнейший этап в жизни любого христианина. И мы именно это ценим в нём».

После этих слов о. Андрей посоветовал тем, кого на самом деле оскорбил фильм «Матильда», не смотреть эту картину и помолиться.

Поделиться