Ознакомление дошкольников с птицами. Избранные рассказы для детей о птицах Перелетные птицы описание для дошкольников

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Выполнение налепа «Птицы на ветке».
  • Конструирование из кефирных коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.
  • Костюм фотоохотника.
  • Картонные медали «Друзья птиц».
  • Энциклопедия «Птицы».
  • Фотоснимки «Птицы».
  • Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход НОД

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Раздается стук в дверь. Входит фотоохотник с фоторужьем.

Фотоохотник: Здравствуйте! Я правильно пришел туда, где ребята считают себя друзьями птиц?

Воспитатель: А Вы кто? И почему у Вас ружье?

Фотоохотник: Это фоторужье. При помощи его я наблюдаю за птицами, животными, растениями и фотографирую интересные моменты из их жизни.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто это?

Дети: Фотоохотник!

Фотоохотник: Ребята, а вы много знаете о жизни птиц?

Фотоохотник: Давайте это проверим. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «В мире птиц».

Проводится игра на интерактивной доске «В мире птиц».

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

По окончании игры фотоохотник хвалит детей и вручает им медали «Друзья птиц».

Воспитатель: Фотоохотник, а сейчас мы тебя приглашаем поиграть.

Проводится физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате,
За метелью, за метелью! взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Дорогой, фотоохотник, ты наверное устал. Присядь, отдохни. Ребята хотят кое-чем порадовать тебя. Они не такие хорошие фотографы, как ты, но зато очень любят рисовать. Сейчас они нарисуют для тебя своих любимых птиц.

Дети рисуют цветными карандашами на тему «Моя любимая птица». Выполненные рисунки дарят фотоохотнику.

Фотоохотник беседует с детьми по вопросам:

  • Почему ты нарисовал эту птицу?
  • Где ты ее встречал?
  • Что ты о ней знаешь?
  • Что хочешь о ней узнать? (Ответы детей.)

Фотоохотник: А я на прощание хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые я наблюдал, и энциклопедию «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, фотоохотник, тебе за твои фотографии. Мы с удовольствием будем их рассматривать и ждать новых.

Фотоохотник прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Воспитатель: А новые знания мы получим из той книги, которую подарил нам фотоохотник.

Список используемой литературы:

  1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
  2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
  3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
  4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей природы растут наши детки.

Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Загадки про птиц:

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

Перелетные птицы картинки для детей

Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

  • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

  • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

  • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

  • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

  • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

  • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

  • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

  • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

Зимующие птицы картинки для детей

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

  • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

  • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

  • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

  • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

  • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

  • Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

  • Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

  • Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

  • Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.

Когда изменяются экологически или кормовые условия, многие птицы улетают в теплые края. Это может быть связано и с особенностями их размножения. Эти живые существа имеют высокий уровень мобильности, что недоступно другим птицам. В статье будут рассмотрены фото перелетных птиц с названиями для детей, изучив которые, ребенок станет четко различать виды живых существ и самостоятельно определять, какие из них улетают зимовать в теплые страны, а какие предпочитают холодный климат.

В данной статье указаны разнообразные перелетные для детей и описание послужат отличной возможностью поставить начальную точку развитию ребенка в экологической области знаний. Благодаря этому с самого малого возраста человек сможет в своем сознании заложить основы новой науки.

Известные Названия для детей разных возрастов

Итак, к перелетным птицам следует отнести лишь тех, которые на зимний период улетают в теплые края. Дело в том, что данные существа теплокровны (41 градус - температура их тела в среднем значении). Поэтому они беспрепятственно могут сохранять зимой активные позиции. Но проблема в том, что не все из них способны раздобыть пищу в холодное время года, ведь покров земных поверхностей замерзает, а питаться обитателям неба нужно много, так как израсходованная ими энергия значительно превышает ту отметку, которая допускается в теплое время года. Это и является причиной прощания с Родиной и перелета в страны с теплым климатом.

К представителям рассмотренной группы относятся: ласточка, чибис, жаворонок, малиновка, иволга, конек лесной, горихвостка, славка черноголовая и многие другие. Помимо перелетных птиц, существуют также оседлые (остаются зимовать в родных краях) и кочующие (совершают перелет в зависимости от суровости сезона) обитатели неба. Ниже будут подробно описаны и представлены фото перелетных птиц с названиями для детей.

В какой очередности улетают птицы?

Следует отметить, что птички покидают родные края постепенно. В обществе было установлено, что самыми первыми распахивают крылья перелетные птицы (названия для детей представлены ниже), которые питаются за счет насекомых (насекомоядные). Важно отметить, что такие существа, как правило, очень хорошо поют.

В процессе многолетних исследований было отмечено, что перелетные птицы (названия для детей; список пернатых смотрите ниже), такие как стриж и ласточка, становятся начальным звеном в открытии сезона прощания с родными краями. Затем в южные страны улетают (например, лебеди). И это не удивительно, ведь все водоемы без исключения покрываются ледяным покровом сразу же после того, когда становятся уместными минусовые показатели температуры. Следующим улетает журавль (это происходит в начале первого осеннего месяца), за которым следует и грач.

Заключительным звеном в данном списке являются гуси и утки (вторые покидают края позже всех). Известно немало случаев, когда утки предпочитали не улетать в южные страны, а остаться в родных местах. Но данное явление происходит лишь в случае исключения замерзания их жилья, пруда. Поэтому, в народе повелось, что именно утки несут на своих хвостах морозы и зиму.

Принципиальные отличия перелетных и кочующих птиц

Перелетные птицы (названия для детей (средняя группа): грач, лебедь, утка, соловей, жаворонок и другие) рассмотрены весьма подробно. Остается лишь провести линию отличий между ними и кочующими живыми существами. Итак, перелетные птицы в любом случае предпочтут покинуть свою Родину с наступлением холодов независимо от разных обстоятельств. У них на генном уровне заложен перелет, поэтому перечить природе в данном случае невозможно.

Перелетные птицы (названия для детей) - это глухарь, пищуха, дятел, рябчик, тетерев, клёст, сойка, синичка и многие другие.

Кочующие же птицы сами определяют, улетать им в южные страны или нет. Данное решение зависит от погодных условий в родных краях. Если зима обещает быть теплой, то галки, чижи, щуры, снегири, поползни и другие представители рассматриваемой группы с удовольствием останутся зимовать на Родине. А если они чувствуют суровость приближающегося времени года, то, несомненно, улетят в теплые края (например, воробей, скорее всего, останется на своей территории, если место его проживания - европейская часть России; в случае же Средней Азии он улетит в далекую Индию).

Принципы полета рассматриваемых птиц

Благодаря развитию науки, собрано немалое количество информации о перелетах птиц. В данном разделе следует выяснить, каким образом ориентируются птицы и как формируются стаи в процессе полета.

Для абсолютной навигации рассматриваемых существ во время дальних перелетов имеет место руководство магнитным полем земли. То есть скворец может вернуться из южных стран на Родину лишь благодаря осознанию направления северного магнитного полюса, кроме того, он способен беспрепятственно определить свое местонахождение, а также необходимое для возвращения направление.

Формирование стаи происходит весьма интересным образом, так как центральную роль в данном процессе играет динамика светлых и темных её элементов. Дело в том, что птицы таким образом осуществляют поддержание определенного уровня плотности, надобной для сбора необходимой информации от своих соседей посредством выработанных на генном уровне знаков и действий.

Перелетные птицы. Названия для детей. Грач как самый известный обитатель неба данной группы

Из огромного множества перелетных птиц особое место занимает грач. Именно поэтому в народе его называют вестником зимы. Прилетает этот обитатель неба к середине марта, а покидают родные края лишь поздней осенью (конец октября или же начало ноября).

Интересной особенностью грачей является способность имитации речи человека, и это одна из причин, почему в обществе он так почитается. Длина взрослой птицы составляет приблизительно 45 сантиметров, а вот масса тебя варьируется от 310 до 490 грамм. Визуально грач напоминает ворону, но его отличие в относительной стройности и поверхности перьев, которая наделена не только черной окраской, но еще и фиолетовым отливом.

Весьма тонкий, но при этом прямой. Такое его устройство позволяет беспрепятственно добывать пищу из всевозможных мест (например, они спокойно могут позволить себе доставать еду из-под земли). В питании грачи совершенно не привередливы, они кушают дождевых червей, грызунов и так далее.

Что касается пользы обществу, которую приносят рассматриваемые птицы, то она, несомненно, велика, ведь грачи - активные поедатели вредителей флоры. Среди таких гусеницы, клопы, грызуны и другие. А это еще одна из причин, почему люди без ума от грачей.

Ласточка как одна из самых распространенных перелетных птиц

Скорее всего, при отсутствии доказательств никто бы и подумать не мог, что такая маленькая и хрупкая птичка способна преодолевать огромные расстояния. Но это действительно так, кроме того, осуществляет представленный процесс ласточка дважды в год. Хотя следует отметить, что перелет для нее представляет огромную опасность, именно поэтому нередко ласточка не долетает до места назначения (может погибнуть и вся стая). Как правило, такой расклад случается в условиях неблагоприятной погоды.

Рассматриваемая птица выглядит поистине безупречно, ведь её удлиненные крылья и четкий разрез хвоста делают свое дело. Важно отметить, что ласточка - совершенный обитатель неба, ведь эту птичку редко можно увидеть на земле. Интересно то, что в процессе полета она может спать, есть и даже спариваться.

Видовое разнообразие ласточек весьма широко: в природе их насчитывается около 120 видов. Данные обитатели неба быстро привыкают к новым условиям, именно поэтому их можно встретить повсеместно, кроме Австралии и Антарктиды. Питаются ласточки исключительно насекомыми, доставая их из-под земли или находя в коре деревьев.

Соловей и характер его жизнедеятельности

Как видно из статьи, все перелетные птицы (названия для детей можно найти в процессе прочтения) имеют принципиальные отличия. Последним кандидатом на рассмотрение является соловей, известный в народе как великолепный певец.

Почему соловей поет? Дело в том, что непосредственно в ходе данного процесса птичка совершенно забывает обо всех опасностях, угрожающих ей. Она просто опускает крылья вниз и наслаждается своим искусством (здорово, если бы и человек мог получать аналогичный результат от пения!).

Зимой данный обитатель неба улетает в направлении Северной Африки, а весной возвращается обратно. Как правило, в середине апреля уже есть возможность наблюдать за соловьем, ведь именно в это время появляются первые насекомые - и птичка может полноценно питаться. Соловей весит совсем немного, всего лишь 25 грамм, а окраска его весьма темная с буровато-серым отливом. Именно поэтому птичка выглядит миниатюрно, и даже не верится, что она способна осуществлять дальние перелеты.

АИСТ

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
С древних времен люди считали белых аистов символом удачи и успеха. Если аисты свили гнездо на крыше дома – это непременно должно принести счастье его хозяину.
Люди сочинили про аистов множество легенд. По одной из них, аисты приносят родителям новорожденных детей, а по другой – аисты часто подбрасывают драгоценные камни в дымоходы печных труб, на которых они построили гнездо. На Благовещенье к прилету аистов выпекали печенье с изображением аиста. Дети подбрасывали печенье вверх и просили аиста принести хороший урожай.
Испокон веков аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое обычно устраивает на деревьях или скалах, но чаще – на постройках, возведенных человеком: домах, высоких фабричных трубах или на опорах линий электропередачи.
Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.
В середине весны самка откладывает от 3 до 8 яиц. Насиживают их оба родителя. Через 4–6 недель из яиц вылупляются маленькие аистята. Еще через два месяца птенцы начинают учиться летать и отправляются вместе с родителями на первую охоту.
Питаются аисты лягушками и ящерицами, а также моллюсками, червями, насекомыми и их личинками.
ЗАГАДКА
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свертком… (аист)
(Н. Доброта) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Летящий аист предвещает тому, кто его увидит, здоровье и урожай, замужество и здоровье; неподвижный аист – болезни, засуху, безбрачие. Деньги в кармане при встрече с аистом сулят богатство, а пустые карманы – убытки.


ЦАПЛЯ

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(А. Картина)
Вы, конечно, догадались, что эти стихи посвящены цапле. Цапли обитают на берегах водоемов и болот всех континентов нашей планеты, кроме Антарктиды.
Любимая еда цапель – мелкие рыбешки и лягушки. Подкарауливая добычу, цапля может долгое время простоять на одном месте неподвижно, иногда опираясь на одну ногу. Завидев подплывающую рыбку, цапля делает резкое движение головой и хватает жертву. Особое строение шеи позволяет цапле совершать очень быстрые и резкие выпады головой.
Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечают. А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами ног. Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв цапле.
Цапли селятся большими семьями, гнезда устраивают на деревьях, а то и просто на земле. Самка откладывает крупные зеленоватые яйца, из которых примерно через месяц вылупляются птенцы. Они совершенно голые и беспомощные. Птенцы все время просят есть, и самец цапли вынужден весь день проводить в поисках пищи. Самка остается в гнезде. Когда птенцы немного подрастают, самка отправляется на охоту вместе с самцом.
Интересно наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперед, то цапли, наоборот, втягивают шею глубоко в плечи.
У некоторых видов цапель на голове, шее или спине имеется своеобразная грива из длинных перьев.
ЗАГАДКИ
У этой птицы
Клюв, как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает.
(Цапля)
* * *
Это кто стоит в болоте
На одной ноге в дремоте?
У кого на клюве капля?
Ну конечно, это… (цапля)


ВОРОБЕЙ

Воробьи-воробышки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(С. Егоров)
Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.
Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.
Разудалый воробей
Показал с асфальта
Перед стаей голубей
И прыжок, и сальто.
(Ю. Парфенов)
Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности. Порой стайка воробьев давала отпор даже грозному ястребу!
За теплое время года воробьиха успевает 2–3 раза отложить яйца и вывести потомство. Ученые подсчитали, что при такой плодовитости воробьи должны были бы уже вытеснить с нашей планеты всех остальных птиц. Но этого не происходит, потому что не все птенцы выживают, погибая в когтях и клювах хищных зверей и птиц.
ЗАГАДКА
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Голодный воробей и на мякину садится.
И воробей на кошку чирикает.
Старого воробья на мякине не обманешь.


ЛАСТОЧКА

Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели… Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнездышки птенцам.
(Н. Забила)
Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.
Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.
Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.
По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь. Почему так? Оказывается, перед дождем насекомые, на которые попадает влага из атмосферы, опускаются к поверхности земли. За ними устремляются и охотники-ласточки.
Ласточки строят гнезда из комочков глины, соединяя их слюной. У деревенской ласточки-касатки вход в гнездо расположен сверху, а у городской ласточки – сбоку. Внутри гнездо выстлано пухом и перьями. Береговые ласточки роют норы в склонах крутых берегов рек.
ЗАГАДКА
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Ранние ласточки – к счастливому урожайному году.
Ласточка день начинает, соловей вечер кончает.
Ласточки летают высоко в небе – к хорошей погоде, а если низко – к дождю.
Кукушка приносит весточку о лете, ласточка – теплые дни.

Елена Свинцова

«Что мы знаем о птицах»

Информационная карта НОД.

Воспитатель: Свинцова Е. А.

Дошкольная группа : подготовительная

Непосредственно-образовательная деятельность : природный мир, экологическое воспитание

Цель : Закрепить знания детей о птицах (внешний вид, повадки, образ жизни, способ питания зимой).

Задачи.

Обучающи е: Учить детей описывать птиц по характерным признакам, использовать модель в качестве плана рассказа. Учить детей логически мыслить. Учить классифицировать птиц на зимующих (воробей, синица, свиристель, сорока, ворон) и перелётных (утки, гуси, чайки, лебеди) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.

Развивающие : Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями. Развивать наблюдательность, внимательность. Развивать речь, умение отвечать полным ответом.

Воспитательные : Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Предварительная работа.

– Наблюдение за птицами на участке детского сада.

– Рассматривание иллюстраций, картин о птицах.

– Работа с моделями.

– Чтение художественной литературы о птицах.

– Работа в дневниках наблюдений.

– Экскурсии по экологической тропе детского сада.

– Просмотр презентаций «Птицы», «Птицы Севера»

– Чтение В. Бианки «Синичкин календарь».

Материал. Конверт с письмом от Незнайки. Игрушка Незнайка. Модели: существенные признаки птиц - две ноги, два крыла, перья, клюв, появляются из яиц, среда обитания - лес, озеро, река; и животных - 4 ноги, шерсть, пасть, хвост, уши, бутылка молока (кормят детёнышей). Картинки птиц: зимующих в наших краях и перелётных. 2 обруча – зелёный и красный. Листы с заданиями «Покормите птиц», на каждого ребёнка, из рабочей тетради «Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич.

Структура занятия:

1. Вводная часть: организационный момент – письмо от Незнайки.

2. Основная часть.

Работа с моделями (отличие птиц от животных)

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Доскажи словечко».

Физкультурная минутка «Стая птиц летит на юг»

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Выполнение задания «Покормите птиц»

3. Заключительная часть: Появление Незнайки подведение итога занятия о птицах (с опорой на модели)

Предполагаемый результат : Выявить у детей умение участвовать в составлении рассказа по картинке, работать с моделями, обогащение знаний об условиях жизни птиц.

1. Вводная часть: организационный момент – письмо от Незнайки, постановка проблемы.

В. Ребята, я сегодня получила новое письмо от Незнайки. Он опять просит вас ему помочь. Читает письмо. «Дорогие ребята. Помогите мне разобраться, кто такие птицы, где живут, чем питаются, чем отличаются от животных. Почему некоторых птиц называют перелётными? Чем питаются птицы, которые остаются зимовать?».

2. Основная часть.

В. Чтобы помочь Незнайке необходимо рассмотреть модели и расположить их на доске: справа, те, которые относятся к птицам, слева – которые относятся к животным. Дети выполняют задание. Каждый ребёнок берёт по одной карточке и располагает свою модель на доске.

Затем воспитатель просит детей назвать, чем отличаются птицы от животных.

Данил. Тело птиц покрыто перьями, а у животных шерстью.

Мансур. Птицы имеют две ноги, а животные четыре.

Кульсин. Животные ходят, а птицы летают.

Женя. Животные кормят детёнышей молоком, а птицы насекомыми и мелкими животными.

Алина. Осенью некоторые животные впадают в спячку, а птицы улетают в теплые края.

В. А что общего у животных и птиц?

Илья. Дикие животные и птицы живут в лесу.

Алсу. Некоторые птицы и животные делают запасы на зиму.

Никита. Птицы, как и животные, питаются, дышат и растут.

В. Давайте поиграем в игру «Что сначала, что потом» В ходе игры дети рассказывают о развитии птицы от яйца до взрослой особи.

В. Молодцы! Ребята Незнайка приготовил для вас еще одно задание. Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко»

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

А зовётся птица (Грач) Я в любую непогоду

Уважаю очень воду,

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый (Гусь)

В лесу под шелест и под свист,

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель!»-

И ставит подпись:(Дятел) Окраской – сероватая

Повадкой - вороватая,

Крикунья, хрипловатая.

Известная персона,

Кто это (Ворона)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик не робей

Я бывалый (воробей)

Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

В. Ребята как называют птиц улетающих на юг?

Дети. Перелётные.

В. Объясните мне, почему они улетают?

Дети. Зимой им холодно, все насекомые спрятались и нечем питаться, но весной они возвращаются, чтобы вывести птенцов.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

В. Ребята давайте разделимся на две команды. Одна команда выберет зимующих птиц и сложит их в зелёный обруч, а другая перелётных - в красный. Дети выполняют задание.


В. А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети. Эти птицы не боятся морозов и добывают еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, семена хвойных. А поползни и синицы ищут запасы, которые они сделали осенью.

В. Ребята Незнайка приготовил для вас ещё одно задание. Необходимо в рабочих листах с помощью карандаша соединить птицу с тем кормом, которым она питается.

Появляется Незнайка, который подводит итог занятия.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Ну что вы сможете объяснить мне, кто такие птицы? Их так много и они все такие разные.

В. Ребята, давайте объясним Незнайке, чем же похожи все птицы? Картинки - модели помогут вам в этом.

Дети. Ноги у всех птиц разные – но у всех их по две. Крылья у птиц разные - большие и маленькие - но у всех по два крыла. Клювы у всех разные - но у всех птиц есть клюв. Перья разного цвета - но у всех тело покрыто перьями. (Выставляются модели, по мере выявления общих признаков птиц).


Воспитатель. Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь? Так давайте будем вместе заботиться о братьях наших меньших.

Поделиться