Презентация на тему "планеты земной группы". Характеристика планет земной группы Презентация по теме планеты земной группы

Cлайд 1

Cлайд 2

Планеты земной группы Это планеты: Земля, Венера, Меркурий и Марс. Их также называют внутренними планетами, в отличие от внешних планет - планет-гигантов. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 3

Планеты земной группы обладают высокой плотностью. Они состоят главным образом из кислорода, кремния, железа, магния, алюминия и других тяжёлых элементов. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 4

Все планеты земной группы имеют следующее строение: в центре ЯДРО из железа с примесью никеля. МАНТИЯ, состоит из силикатов. КОРА, образовавшаяся в результате частичного плавления мантии и состоящая также из силикатных пород, но обогащённая несовместимыми элементами. Из планет земной группы коры нет у Меркурия, что объясняют её разрушением в результате метеоритной бомбардировки. Земля отличается от других планет земной группы высокой степенью химической дифференциации вещества и широким распространением гранитов в коре. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 5

Меркурий Эта планета находится ближе всех к солнцу. О существовании этой планеты упоминалось еще в древних шумерских письменах, которые датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Названием эта планета благодарна римскому пантеону Меркурию, покровителю торговцев, который имел и своего греческого аналога – Гермеса. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 6

Меркурий Меркурий полностью обходит вокруг солнца за восемьдесят восемь земных суток. Вокруг своей оси он обходит за неполных шестьдесят суток, что по меркурианским меркам – две трети года. Температура на поверхности меркурия может колебаться от +430 градусов на стороне солнца и до +180 градусов с теневой стороны. В нашей солнечной системе эти перепады являются самыми сильными. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 7

Меркурий Меркурий является самой маленькой планетой группы Земли. Кроме того, эта планета является самой быстрой планетой нашей системы. Поверхность Меркурия похожа на поверхность Луны – вся усыпана кратерами. У Меркурия можно наблюдать такое необычное явление, которое получило название эффект Иисуса Навина. Когда солнце на Меркурии доходит до определенной точки, оно останавливается и начинает идти в обратную сторону https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 8

Венера Венера - вторая внутренняя планета Солнечной системы с периодом обращения в 224,7 земных суток. Планета получила своё название в честь Венеры, богини любви из римского пантеона. Венера - третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Своей максимальной яркости она достигает незадолго до восхода или через некоторое время после захода Солнца, что дало повод называть её также Вечерняя звезда или Утренняя звезда. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 9

Венера Давление у поверхности достигает 93 атм, температура - 750 К (475 °C). Это превышает температуру поверхности Меркурия, находящегося вдвое ближе к Солнцу. Причиной столь высокой температуры на Венере является парниковый эффект, создаваемый плотной углекислотной атмосферой. Ветер, весьма слабый у поверхности планеты (не более 1 м/с), в районе экватора на высоте свыше 50 км усиливается до 150-300 м/с. Наблюдения с автоматических космических станций обнаружили в атмосфере грозы. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 10

Венера Поверхность Венеры усеяна тысячами вулканов. Фантасты описывали Венеру похожей на Землю. Считали, что Венеру окутывают облака. А значит, и поверхность этой планеты должны усеивать болота. В реальности же все совершенно по иному – в начале семидесятых годов союзом были отправлены космические корабли на поверхность Венеры, которые прояснили ситуацию. Оказалось, что поверхность этой планеты составляют сплошные скалистые пустыни, где совершенно отсутствует вода. Конечно же, при такой высокой температуре воды никакой и не могло никогда быть. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 11

Земля Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Чаще всего упоминается как Мир, Голубая планета, иногда Терра. Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми организмами. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 12

Земля Будущее планеты тесно связано с будущим Солнца. В результате накопления в ядре Солнца «отработанного» гелия, светимость звезды начнёт медленно возрастать. Яркость солнца возрастёт на 10 % в течение следующих 1,1 млрд лет и ещё на 40 % в течение следующих 3,5 млрд лет. Согласно некоторым климатическим моделям, увеличение количества солнечного излучения, падающего на поверхность Земли, приведёт к катастрофическим последствиям, включая возможность полного испарения всех океанов. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 13

Земля Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад, и вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник - Луну. Жизнь появилась на Земле около 3,5 миллиардов лет назад. С тех пор биосфера Земли значительно изменила атмосферу и прочие абиотические факторы, обусловив количественный рост аэробных организмов, так же как и формирование озонового слоя, который вместе с магнитным полем Земли ослабляет вредную солнечную радиацию, тем самым сохраняя условия для жизни на Земле. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 14

Луна – единственный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны - 384 467 км Свет, пущенный с Земли, достигает Луны за 1,255 секунды. Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 15

Марс Названа эта планета в честь знаменитого бога Войны в Риме, потому что цвет этой планеты уж очень напоминает цвет крови. Эту планету называют еще «красной планетой». Предполагают, что такой цвет планеты связан с оксидом железа, который имеется в атмосфере Марса. По величине Марс является седьмой планетой в солнечной системе. Его принято считать домом Долины Маринера – это каньон, который намного длиннее и глубже знаменитого Большого Каньона в США. Тут, кстати, также есть Олимп – самая высокая и самая известная гора во всей солнечной системе. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0

Cлайд 16

Марс А вот атмосфера этой планеты плотностью в сто раз меньше земной. Но и этого достаточно для того, чтобы поддержать погодную систему на планете – это значит, ветер и облака. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0 Спутники Марса Оба спутника вращаются вокруг своих осей с тем же периодом, что и вокруг Марса, поэтому всегда повёрнуты к планете одной и той же стороной. Приливное воздействие Марса замедляет движение Фобоса, снижая его орбиту. Деймос удаляется от Марса. По одной из гипотез Деймос и Фобос - бывшие астероиды, захваченные гравитационным полем Марса Однако довольно правильная форма их орбит и положение орбитальных плоскостей ставит под сомнение эту версию. Ещё одно предположение о происхождении Фобоса и Деймоса - распад спутника Марса на две части. https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0 Cлайд 20 Был открыт американским астрономом Асафом Холлом в 1877 году и назван им в честь древнегреческого бога ужаса, спутника бога войны Ареса. На Деймосе только два геологических объекта, которые имеют собственные имена. Это кратеры Свифт и Вольтер, названные в честь двух писателей, которые предсказали существование у Марса двух спутников ещё до их открытия. Деймос https://www.youtube.com/user/Kralizets/videos?view=0





Меркурий – самая близкая планета к Солнцу. Когда космический аппарат «Маринер-10» передал первые снимки Меркурия с близкого расстояния, астрономы всплеснули руками: перед ними была вторая Луна! Меркурий очень похож на Луну. В истории обоих небесных тел был период, когда лава потоками вытекала на поверхность.






Поверхность Меркурия на фотографиях, сделанных с близкого расстояния, изобилует кратерами (фотографии КА "Маринер-10") Кратер Дега Кратер Копли Поверхность Меркурия Компьютерная обработка фотографий поверхности Меркурия






Огромный бассейн Калорис (слева), достигающий в диаметре 1300 км, имеет сильное сходство с круговыми морями на Луне. Он, вероятно, образовался в результате столкновения Меркурия с большим небесным телом на раннем этапе геологической истории Меркурия. Бассейн является результатом истечения лавы из недр планеты после столкновения. На поверхности планеты были обнаружены гладкие округлые равнины, получившие по сходству с лунными «морями» название бассейнов.


Меркурий делает два оборота вокруг Солнца за то же время, за которое трижды успевает обернуться вокруг своей оси. Солнечные сутки на Меркурии длятся 176 земных суток, т.е. ровно 2 меркурианских года. Средняя скорость движения Меркурия по орбите составляет 47, 9 км/с. Быстро мчась по орбите, Меркурий лениво поворачивается вокруг своей оси. День и ночь продолжаются по 88 суток, т.е. равны году планеты. земные годы и месяцы




Химический состав атмосферы Меркурия Данные об атмосфере Меркурия указывает лишь на её сильную разрежённость. Давление у поверхности планеты в 500 миллиардов раз меньше, чем у поверхности Земли (это меньше, чем в современных вакуумных установках на Земле). Меркурий расположен очень близко к Солнцу и захватывает солнечный ветер своим тяготением. Атом гелия, захваченный Меркурием, находится в атмосфере в среднем 200 дней.


У Меркурия есть слабое магнитное поле, которое было обнаружено космическим аппаратом «Маринер-10». Радиус ядра составляет 1800 км (75 % радиуса планеты). Высокая плотность и наличие магнитного поля показывают, что у Меркурия должно быть плотное металлическое ядро. На долю ядра приходится 80 % массы Меркурия.


Температура поверхности в полярных областях Меркурия, которые Солнце никогда не освещает, может держаться около – 210 °С. Возможно, имеется водяной лед. Максимальная температура поверхности Меркурия, зарегистрированная датчиками, °С. Перепады температур на дневной стороне из-за смены времен года, вызванной вытянутостью орбиты, достигают 100 °С.

Планета Меркурий. Это ближайшая к Солнцу планета (рис. 56). Назва-на в честь древнеримского бога торгов-ли. По размерам и массе Меркурий по-хож на Луну. Он напоминает её также по виду. На поверхности этой планеты имеются горы и кратеры, как на Луне.

Кратеры — это округлые впадины ши-риной 100-200 км и глубиной несколько километров. Поскольку Меркурий на-ходится близко от Солнца (58 млн км), его поверхность нагревается до 400 °С. Вокруг своей оси Меркурий вращает-ся очень медленно — сутки на нём со-ставляют около 176 земных суток, а год продолжается всего 88 суток.

Рис. 57. Венера

Планета Венера названа в честь древнеримской богини любви и кра-соты (рис. 57). На небе она сияет ярче, чем звёзды, и хорошо видна невоору-жённым глазом. По размерам Венера меньше Земли, имеет плотную облач-ную атмосферу, состоящую преиму-щественно из углекислого газа. Это позволяет удерживать тепло, поэтому на Венере температура даже выше, чем на Меркурии. Поверхность Ве-неры — преимущественно равнины с невысокими холмами, но есть горные районы и даже огромный вулкан вы-сотой 12 км. Год на Венере составляет 224,7 земных суток, а сутки почти в 117 раз больше, чем на Земле.

Планета Земля — наибольшая планета земной группы и единствен-ная, имеющая воздушную оболочку (рис. 58). Воздушная оболочка планеты называется атмосферой. Она состоит преимущественно из азота, кислорода и углекислого газа. Более 70 % поверх-ности Земли покрыто водой. Наличие атмосферы, воды, умеренная темпера-тура создают идеальные условия для существования жизни на планете Зем-ля. Другие планеты таких условий не имеют.

Вокруг Солнца Земля вращается за 365,3 суток, а сутки составляют 24 часа. Материал с сайта

Рис. 59. Марс

Планета Марс — четвёртая плане-та Солнечной системы (рис. 59). На-звана в честь древнеримского бога войны. Поверхность Марса насыщена железом, поэтому планета имеет красный цвет. Марс вдвое меньше Земли. Атмосфера Марса состоит пре-имущественно из углекислого газа. Средняя температура на поверхности составляет -70 °С и только у экватора подымается немного выше 0 °С. По-верхность планеты — это пустыни, кратеры, горы. Некоторые из них до-статочно высокие. Например, высота потухшего вулкана Олимп — 27 км. Год на Марсе составляет 1,9 земных лет, а продолжительность суток — 24 часа 39 минут.

Кренева Евгения

В работе описаны планеты, относящиеся к Земной группе. Рассмотрены условия на этих планетах, их общие черты, а так же особенности каждой планеты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ Презентация по астрономии Подготовила ученица 11 класса Кренева Евгения ГБОУ СОШ № 8 г. Москвы

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

Планеты земной группы Это четыре планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Их также называют внутренними планетами, в отличие от внешних планет - планет-гигантов.

Планеты земной группы обладают высокой плотностью и состоят преимущественно из силикатов и металлического, а также кислорода, кремния, железа, магния, алюминия и других тяжёлых элементов. Наибольшая планета земной группы - Земля, но она более чем в 14 раз уступает по массе наименее массивной газовой планете - Урану. Все планеты земной группы имеют следующее строение: - в центре ядро из железа с примесью никеля, - мантия, состоит из силикатов, - кора, образовавшаяся в результате частичного плавления мантии и состоящая также из силикатных пород, но обогащённая несовместимыми элементами. Из планет земной группы коры нет у Меркурия, что объясняют её разрушением в результате метеоритной бомбардировки.

МЕРКУРИЙ Находится ближе всех к солнцу. О существовании этой планеты упоминалось еще в древних шумерских письменах, которые датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Названием эта планета благодарна римскому пантеону Меркурию, покровителю торговцев, который имел и своего греческого аналога – Гермеса. Меркурий полностью обходит вокруг солнца за восемьдесят восемь суток земных. Вокруг своей оси он обходит за неполных шестьдесят суток, что по меркурианским меркам – две трети года. Температура на поверхности меркурия может колебаться очень сильно – от + 430 градусов на стороне солнца и до + 180 градусов с теневой стороны. В нашей солнечной системе эти перепады являются самыми сильными.

МЕРКУРИЙ У Меркурия можно наблюдать такое необычное явление, которое получило название эффект Иисуса Навина. Когда солнце на Меркурии доходит до определенной точки, оно останавливается и начинает идти в обратную сторону, а не как на Земле – должно обойти полный круг вокруг планеты. Меркурий является самой маленькой планетой группы Земли. Он уступает по размеру даже самым крупным спутникам планет Юпитера и Сатурна. Поверхность Меркурия похожа на поверхность Луны – вся усыпана кратерами. Единственное различие с лунной поверхностью – на Меркурии имеются многочисленные косые зубчатые откосы, которые могут простираться на многие сотни километров. Эти откосы образовались в результате сжатия, когда планета остывала.

МЕРКУРИЙ Одна из самых популярных и заметных частей планеты – так называемая Равнина Жары. Это кратер, который получил свое название из-за его близкого расположения к «горячим долготам». Кратер имеет поперечник в тысячу триста километров. Скорее всего, небесное тело, которое в давние времена сделало этот кратер, имело диаметр не менее ста километров. Благодаря гравитации Меркурий захватывает еще и частички солнечного ветра, которые в свою очередь делают вокруг Меркурия достаточно разряженную атмосферу. Причем они заменяются каждые двести суток. Кроме того, эта планета является самой быстрой планетой нашей системы. Средняя скорость ее вращения вокруг солнца составляет около сорока семи с половиной километра в секунду, что вдвое быстрее Земли.

ВЕНЕРА Атмосфера Венеры достаточно агрес - сивная, потому что относительно Земли у нее очень высокая температура и имеются в небе ядовитые облака. Атмосфера Венеры состоит в основном из одного углекислого газа. Если оказаться в атмосфере этой планеты, то будет воздействовать давление около восьмидесяти пяти кг на 1 квадратный сантиметр. В атмосфере Земли давление будет в восемьдесят пять раз меньше. Если кинуть в атмосфере Венеры монетку, то она будет падать, словно в слое воды. Таким образом, и ходить по поверхности этой планеты так же сложно, как и на дне океана. А если еще не дай бог поднимется ветер на Венере, то он будет нести вас, как щепку несет морская волна.

ВЕНЕРА Атмосферу этой планеты на 96 % состоит из углекислого газа. Именно из-за этого создается парниковый эффект. Поверхность планеты нагревается солнцем, а образованное тепло не может рассеиваться в космосе, потому что оно отражается слоем углекислого газа. Вот почему температура этой планеты около четырехсот восьмидесяти градусов, как в духовке.

ВЕНЕРА По поверхности Венеры усеяны тысячи вулканов. Фантасты описывали Венеру похожей на Землю. Считали, что Венеру окутывают облака. А значит, и поверхность этой планеты должны усеивать болота. А значит, наверняка там очень дождливый климат, что приводит к большой облачности и большой влажности. В реальности же все совершенно по иному – в начале семидесятых годов союзом были отправлены космические корабли на поверхность Венеры, которые прояснили ситуацию. Оказалось, что поверхность этой планеты составляют сплошные скалистые пустыни, где совершенно отсутствует вода. Конечно же, при такой высокой температуре воды никакой и не могло никогда быть.

ЗЕМЛЯ Земля занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет земной группы, она является самой крупной. Важнейшим отличием её от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей с появлением человека своей высшей, разумной формы. Согласно современным космогоническим представлениям, Земля образовалась ~4,5 млрд. лет назад путём гравитационной конденсации из рассеянного в околосолнечном пространстве газо-пылевого вещества, содержащего все известные в природе химические элементы.

ЗЕМЛЯ Формирование Земли сопровождалось дифференциацией вещества, которой способствовал постепенный разогрев земных недр, в основном за счёт теплоты, выделявшейся при распаде радиоактивных элементов (урана, тория, калия и др.). Результатом этой дифференциации явилось разделение Земли на концентрически расположенные слои - геосферы, различающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами. В центре образовалось ядро Земли, окруженное мантией. Из наиболее лёгких и легкоплавких компонентов вещества, выделившихся из мантии в процессах выплавления, возникла расположенная над мантией земная кора. Совокупность этих внутренних геосфер, ограниченных твёрдой земной поверхностью, иногда называют «твёрдой» Землей.

ЗЕМЛЯ «Твёрдая» Земля заключает почти всю массу планеты. За её пределами находятся внешние геосферы - водная (гидросфера) и воздушная (атмосфера), которые сформировались из паров и газов, выделившихся из недр Земли при дегазации мантии. Дифференциация вещества мантий Земли и пополнение продуктами дифференциации земной коры, водной и воздушной оболочек происходили на протяжении всей геологической истории и продолжаются до сих пор.

МАРС Названа эта планета в честь знаменитого бога Войны в Риме, потому что цвет этой планеты уж очень напоминает цвет крови. Эту планету называют еще «красной планетой». Предполагают, что такой цвет планеты связан с оксидом железа, который имеется в атмосфере Марса. По величине Марс является седьмой планетой в солнечной системе. Его принято считать домом Долины Маринера – это каньон, который намного длиннее и глубже знаменитого Большого Каньона в США. Между прочим, на Марсе имеются горы, которых не мало, и высота этих гор порой намного выше нашего Эвереста. Тут, кстати, также есть Олимп – самая высокая и самая известная гора во всей солнечной системе.

МАРС На Марсе имеются самые крупные в солнечной системе вулканы. А вот атмосфера этой планеты плотностью в сто раз меньше земной. Но и этого достаточно для того, чтобы поддержать погодную систему на планете – это значит, ветер и облака. Средней температурой марс может похвастаться в минус шестьдесят градусов. Год на марсе = 687 дням земного исчисления. А вот день на марсе максимально приближен ко дню земному – это 24 часа, 39 мин. и 35 сек. У Марса очень толстая кора – примерно пятьдесят километров в сечении. А еще у Марса есть две луны – Деймос и Фобос.

Спасибо за внимание!

Урок по астрономии «Строение солнечной системы» Учитель: Бабенкова З.С. МОУ «Румянцевская СОШ».

Солнечная система

Планеты земной группы

Меркурий Масса-0,055 масс Земли Период вращения- 58,8 суток Температура-днем- +430, -170 ночью

Венера Масса -0,816 масс Земли Период вращения- 243 суток Температура- + 480 Атмосфера-96,5 % углекислого газа, 3,5 азота

Земля Масса – 1(в массах Земли) Период вращения- 23ч 56 мин Атмосфера- 78% азота,21 % кислоро-да и др. Число спутников-1 Температура-+60-+17,-80 ночью.

МАРС Период вращения 24 ч37 мин. Атмосфера-95%углекислого газа,2,5%азота. Масса-0,107 масс Температура-+15до -60,-120 ночью. 2 спутника-Фобос,Деймос.

Планеты-гиганты

Юпитер Масса-318 масс Земли Период вращения- 9 ч 35 мин. Атмосфера-89 % водорода, 11 % гелия. Число спутников-63.

Сатурн Масса- 95 масс Земли Период вращения- 10 ч 37 мин. Температура- -170 Атмосфера-94% Н, 6% Не. Число спутников-35.

Уран Масса- 14,6 масс Земли Период вращения – 17 ч 14 мин. Температура-217 Атмосфера-83% Н, 15%Не,2% метана. Число спутников-27.

Нептун Масса-17,7 масс Земли Период вращения-16ч 07 мин. Температура-214. Атмосфера-84%Н,15% Не,1%метана. Число спутников-13.

Плутон Масса-0,0022 масс Земли Температура- -230. Период вращения- 247,7 лет. Эта планета или астероид???

Закончите предложения Планета,суточный перепад температур поверхности которой составляет 100град… Планета,в атмосфере которой часто про- исходят пылевые бури….. Планета,обладающая биосферой,- Практически не имеют атмосферы плане- ты…..

Предварительный просмотр:

МОУ «Румянцевская СОШ»

Открытый урок по астрономии

в 11 классе

ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ

Учитель Бабенкова Зинаида Сергеевна

ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ

ЦЕЛЬ: рассмотреть вопросы физической природы планет земной группы.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

а) общеобразовательные – формирование понятий об основных физических характеристиках планет земной группы;

б) развивающие – формирование умения анализировать информацию;

в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет земной группы; развитие экологического мышления учащихся.

УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

основные характеристики планет как класса космических тел;

строение и физические характеристики Земли;

физические характеристики и отличительные особенности планет земной группы – движение, массу, размеры и плотность (в сравнении с земными), внутреннее строение, рельеф, физические условия на поверхности и особенности происхождения.

УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

пользоваться справочными данными астрономических календарей для наблюдений за небесными телами.

ПЛАН УРОКА

Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Этап I

При фронтальном опросе учащиеся отвечают на вопросы (при возникающих затруднениях можно воспользоваться справочными данными из учебника).

На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий .

На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера .

Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер .

Самая большая по размеру планета земной группы – Земля .

Самую большую массу имеет планета Юпитер .

Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера .

Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля .

Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер .

Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера .

10. К планетам земной группы относятся Меркурий , Венера , Земля , Марс .

Этап II

Напомнив учащимся основные сведения о строении Солнечной системы, необходимо отметить особую роль планет как небесных тел, на которых возможна жизнь. На протяжении многих лет источником знаний о планетах были визуальные, фотографические, фотометрические и спектральные наблюдения. В настоящее время данные этих наблюдений весьма существенно уточнены и дополнены благодаря радиоастрономическим наблюдениям и исследованиям с помощью космических аппаратов.

Учащимся необходимо объяснить, что основными физическими характеристиками планет являются масса, размер, средняя плотность, скорость вращения вокруг оси. Важными здесь являются также средняя плотность и химический состав атмосферы, угол наклона оси планеты к плотности ее орбиты, расстояние от Солнца, а также количество спутников. Именно по основным физическим характеристикам планеты делятся на две группы.

Изучение планет земной группы можно начать с краткого обзора основных сведений о литосфере, гидросфере, атмосфере и магнитосфере Земли, а затем перейти к характеристикам каждой из планет. Более наглядно изложение материала можно провести при параллельном рассмотрении одних и тех же характеристик для всех планет. Здесь важно не только сообщать готовые данные, но и указать методы, с помощью которых эти данные были получены. Учащиеся должны четко знать такие физические характеристики Земли, как ее размеры (средний радиус), масса и средняя плотность. Другие планеты рассматриваются на основе сравнения с Землей.

Непосредственному исследованию внутреннего строения Земли доступен лишь очень незначительный по толщине (6-10 км) верхний слой земной литосферы. Основным методом исследования более глубоких (чем это доступно при бурении скважин) слоев литосферы Земли являются сейсмические исследования. При землетрясениях или взрывах в теле Земли возникают сейсмические волны, которые, испытав преломление и отражение в недрах планеты, регистрируются сейсмографами в различных точках земной поверхности. Скорость распространения волн зависит от плотности и упругих свойств среды, в которой они распространяются. Исследования позволили выделить в строении недр Земли две главные части: твердую оболочку – мантию, и жидкое ядро, расположенное глубже 3 тыс. км. В самом центре Земли находится сходное с твердым телом внутреннее ядро, образованное под действием огромного давления.

В дополнение к материалу, изложенному в учебнике, следует рассказать учащимся о тепловом балансе Земли. За миллиарды лет существования нашей планеты установилось равновесие, при котором Земля излучает в космос то же количество энергии, что и получает от Солнца. Излучение энергии происходит преимущественно в инфракрасном (тепловом) диапазоне длин волн, активно поглощаемом молекулами водяного пара и углекислого газа. Поэтому даже незначительные колебания в концентрации этих газов в атмосфере оказывают огромное влияние на тепловой баланс Земли и формирование климата. Благодаря так называемому парниковому эффекту средняя температура Земли на 40 0 С выше эффективной температуры, обусловленной потоком солнечной энергии и тепловым излучением Земли. Без парникового эффекта в атмосфере температура на поверхности Земли составляла бы около – 24 0 С и жизнь бы стала невозможной. Парниковый эффект сглаживает суточные перепады температуры до 15 0 С.

На данном уроке можно дополнительно (с пропедевтической целью) ознакомить учащихся с ролью магнитосферы Земли и схемой образования радиационных поясов. Если бы у Земли отсутствовала магнитосфера, космическая радиация убила бы на ней все живое. Однако большая часть космических лучей отклоняется магнитным полем Земли, а часть захватывается, и лишь наиболее энергичные частицы достигают верхних слоев атмосферы, в основном в области земных полюсов, и вызывают свечение разряженных газов – полярные сияния. Материал о магнитном поле и радиационных поясах Земли тесно связан с проблемами солнечно-земных связей.

Демонстрируемые на уроке фотоснимки, рисунки и другие наглядные пособия позволят учащимся представить сравнительные размеры планет, особенности их вращения вокруг осей и т. д. Не следует увлекаться использованием на уроке многочисленных числовых данных, более эффективной в этом случае будет работа со справочными таблицами.

На этом уроке ряд вопросов можно увязать с экологическими проблемами Земли. При рассмотрении атмосфер планет земной группы следует обратить внимание учащихся на образование облачного покрова Венеры. Изучение облаков на Венере имеет не только большой научный, но и практический интерес в связи с проблемой защиты окружающей среды от загрязнения на Земле. Дело в том, что венерианский туман сходен по ряду свойств с земными туманами-смогами, вызванными промышленными и транспортными выбросами в атмосферу. Земные смоги, нарушающие экологическое равновесие и вызывающие многие нежелательные последствия, возникают в результате накопления в воздухе сернистого ангидрида, который, окисляясь, образует капельки серной кислоты. Под действием солнечного излучения такой туман не рассеивается, а даже сгущается. Разобравшись в сложных процессах, которые происходят в облаках Венеры, ученые могут внести вклад в решение проблемы защиты атмосферного воздуха Земли от загрязнения.

В связи с увеличением доли углекислого газа в земной атмосфере в настоящее время обсуждаются вопросы о роли парникового эффекта для земной атмосферы. Большое значение при этом приобретает выяснение эволюции парникового эффекта, погоды и климата на Венере. Поскольку погодообразующие процессы на Венере не столь сложны, как на Земле, изучение более простой венерианской модели погоды и климата может оказаться полезным для решения задач земной метеорологии. Можно обратить внимание учащихся на одну особенность: почти все детали рельефа Венеры носят женские имена. Равнины названы в честь мифологических персонажей (Русалки, Снегурочки, Бабы-Яги), крупные кратеры – в честь выдающихся женщин, а меленькие – личными женскими именами.

Марс – единственная планета, где наблюдаются глобальные пылевые бури. Марсианские пылевые бури в ряде отношений аналогичны земным. Поэтому их изучение имеет большое значение.

Знакомство учеников со сведениями об эволюции планет земной группы будет способствовать формированию общенаучных понятий о познаваемости мира, единстве законов физики для всей Вселенной, взаимосвязи и взаимообусловленности природных явлений.

Эволюция Меркурия определялась близостью к Солнцу и малой массой планеты. Поверхность Меркурия нагревалась лучами близкого светила и взрывами при столкновениях с мелкими планетезималями. По-видимому, Меркурий был первой из полностью сформировавшихся планет. Самые ранние стадии эволюции Венеры, ее внутреннее строение и химический состав, вероятно, сходны с земными, но в дальнейшем пути их развития сильно разошлись. Эволюция Марса была обусловлена небольшой массой планеты и удаленностью от Солнца. Гравитационная дифференциация вещества была не столь глубокой и полной, как у других планет земной группы.

Для закрепления материала урока учащимся дается задание, которое они могут выполнять, пользуясь учебником.

Закончите предложения.

Вариант 1.

Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий .

Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом .

Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 0 С, - это Марс .

Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля .

В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера .

Вариант 2.

Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 0 С, - это Марс .

Планеты, температура поверхности которых бывает выше +400 0 С, - это Меркурий и Венера .

Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс .

Практически не имеют атмосферы планеты Меркурий и Плутон .

Планета, обладающая биосферой, - это Земля .

Этап III

При выполнении домашнего задания учащиеся заполняют следующую таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы:

Поделиться