Проблемы речевого развития детей в современном мире. Речевое развитие дошкольников и проблемы речевого недоразвития Современные проблемы в речевом развитии

Проблемы речевого развития

Причин, по которым у ребенка могут возникать различные , может быть великое множество, начиная от патологии, возникшей у его мамы во время беременности и осложнений при родах, и заканчивая влиянием перенесенных в раннем возрасте вирусных заболеваний и черепно-мозговых травм. Все эти факторы необязательно приведут к отставанию развития речи у ребенка, однако наличие одного или нескольких из них должно заставить родителей более внимательно следить за появлением в речи малыша новых слов, особенностями произношения звуков, уделять больше времени занятиям и упражнениям, нацеленным на развитие речи.
Своевременное
зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду.
Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4.
Можно выделить четыре основные проблемы
:
Прежде всего, это
проблема артикуляции отдельных звуков .

Для речи 3-летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л». До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно. Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома - предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего, можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи.
Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи , оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова.
Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук.

Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.
Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться.
При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем –
алалия или задержка развития речи . Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми.
Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.

Особенности речевого развития в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов .

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» .

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации .

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению .

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать .

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе .

Список литературы

    Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет [Текст] /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.- С. 52.

    Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 1991.- 311 с.

    Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин - М.: Просвещение, 1982. -198с.

    Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.

    Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.

    Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3.- С.59-69.

    Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]/К.И.Чуковский. – М., 1966. – 245 с.

Речевое развитие детей дошкольного возраста. Когда обращаться к логопеду?

Развитие речи детей с года до трех лет.

Первые слова появляются обычно около года (например, ма (мама), да (дай), ав (собака) и т. д. Приблизительно в год и восемь месяцев в речи малыша появляются первые фразы (да пи (дай пить), дай ати (дай мячик), ляля бай (кукла спит) и т.д. К двум годам появляются первые предложения из трех-четырех слов. Трехлетний малыш способен общаться сложными предложениями («Мама пошла в магазин, а папа дома»). К трем годам ребенок правильно произносит большинство звуков русского языка. У многих детей к этому возрасту отсутствуют звуки [Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р,Р’(РЬ)].

Безусловно, у каждого ребенка свой, индивидуальный темп развития, многое зависит от характера, темперамента, наследственности, условий воспитания.

Также причиной по которой в речи трехлетнего ребенка не появляются звуки [Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’(ЛЬ), Р, Р’(РЬ)] может быть короткая подъязычная связка («уздечка»). Для правильного произношения этих звуков нужен достаточный подъем языка. Если короткая «уздечка» «не дает» языку подняться к нёбу – ребенок не сможет произнести звуки правильно.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку около двух с половиной - трех лет и он молчит, или произносит лишь несколько слов, отсутствует фраза – это повод для консультации со специалистами (логопед, психолог, невропатолог). В таких случаях невропатолог или логопед ставит диагноз ЗРР (задержка речевого развития).

Если малыш начал заикаться. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и невропатологу с этой проблемой – тем больше шансов, что заикание не закрепится, не усугубится.

Беспокоится раньше двух с половиной лет стоит, если:

ребенок 1,5-2 лет не понимает простых инструкций (например, показать в книге кошку, принести мяч);

двухлетний ребенок заметно отличается от сверстников, его игры отличаются однообразием, стереотипностью или ребенок вообще не проявляет интереса к игрушкам; малыш не справляется с простыми заданиями (например, собрать простые «вкладыши», нанизать на толстую деревянную «иголку» очень крупные бусины), т. е. заметно значительное отставание в общем развитии ребенка. В этих случаях надо показать ребенка детскому психологу, логопеду, невропатологу, отоларингологу незамедлительно.

Особенно внимательно относиться к срокам речевого и общего развития нужно, если беременность или роды проходили с осложнениями. Негативные факторы протекания беременности и родов могут вызвать задержку речевого и психического развития.

Малыш на приеме у логопеда.

При обследовании логопед оценит понимание речи малыша, строение артикуляционного аппарата (состояние подъязычной связки, языка, губ и т. д.), состояние зрительного и слухового восприятия, соответствие общего развития ребенка возрастной норме. Часто детям и логопеду необходимо несколько занятий чтобы ребенок привык к специалисту, «раскрылся». Тогда у логопеда сложится полная и точная картина состояния речи и уровня развития вашего малыша.

Результаты обследования.

Если понимание речи соответствует возрастной норме (ребенок показывает большинство предметов, о которых его спрашивают; хорошо понимает вопросы логопеда), нет серьезных нарушений в строении и работе артикуляционного аппарата, общее развитие соответствует возрастной норме – это «благоприятный» вариант ЗРР (задержки речевого развития). Скорее всего, ваш молчун начнет говорить тогда, когда сочтет нужным и к 3,5 годам практически догонит других ребят в речевом развитии. Логопед покажет приемы, с помощью которых можно активизировать речь малыша в домашних условиях.

Если в ходе обследования выявлено снижение общего развития (малыш знает и умеет намного меньше, чем «должен» по возрасту), понимание речи значительно ниже возрастной нормы – помощь ребенку необходимо оказывать немедленно. Нужно пройти обследование (назначается невропатологом), исключить снижение слуха (сделать аудиограмму). Вовремя начатое лечение, системные занятия с логопедом, дефектологом, домашние занятия с родителями помогут развить речь ребенка и остальные психические функции (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление), предотвратить дальнейшее отставание.

Советы родителям.

Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит чужую речь (осмысливает ее) и говорит сам. То есть, чем больше вы говорите с ребенком, заинтересованно рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша. Обычно ребенку интересно говорить о том, что он видит в данный момент. При этом важно не перегрузить ребенка сложной для него информацией, не заставлять его отвечать на ваши вопросы, если он утомлен или просто не хочет сейчас разговаривать.

Далеко не сразу малыш научится правильно согласовывать слова в предложении.Сложна грамматическая система русского языка – много исключений из общих правил. Например, малыш уже правильно использует окончания творительного падежа существительных -ом, -ем (кидать камнем, мячом). По аналогии он образует другие слова (кушать ложком, вытирать тряпком). Это нормальный процесс усвоения ребенком грамматической системы русского языка. Помощь взрослого заключается в исправлении таких ошибок – повторение правильной (нормативной) формы слова (лучше произнести ее несколько раз или привести несколько аналогичных примеров). Такие «поправки» должны быть максимально тактичными и доброжелательными.

Тесно связано речевое развитие с развитием мелкой моторики. Поэтому выкладывание мозаики, нанизывание бусин, лепка, рисование, конструирование, пальчиковая гимнастика – весомый вкладв развитие речи и интеллекта малыша.

Правила проведения занятий.

Любые занятия с малышом проводятся только в игровой форме, при желании ребенка играть с вами.

Продолжительность занятия для детей-дошкольников (в зависимости от темперамента и возраста) от 8 до 25 минут, для детей 6-7 лет - 15-30 минут.

Обязательно хвалите ребенка даже за самые маленькие и «незначительные» успехи.

    Батяева С. В., Савостьянова С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.

    Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет.

    Сказка о Веселом язычке. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

Развитие речи детей 3-5 лет.

В этом возрасте идет активное расширение словарного запаса (количества слов, которое знает ребенок). Речь его становится все более правильной, развернутой. Ребенок использует сложные предложения («Кошка убежала, потому что испугалась большой собаки»). Пятилетний малыш может связно рассказать о недавнем событии, пересказать знакомую сказку.

В норме к пяти годам дети овладевают правильным произношением всех звуков. Считается, что если к пяти годам ребенок не научился правильно произносить те или иные звуки, сами, спонтанно, эти звуки в речи уже не появятся. Необходима помощь логопеда. Если ребенок неправильно произносит большое количество звуков, занятия по постановке звуков можно начинать с четырех с половиной лет.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашего четырехлетнего ребенка понимаете только вы;

если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);

если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например, сакомат (самокат), аасин (апельсин), мицанет (милиционер);

если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).

Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить. Нередко речь таких детей развивается с задержкой. В будущем это может привести к проблемам с успеваемостью по русскому языку, и не только.

Поставить точный диагноз, разработать план коррекционной работы в этом случае может только логопед.

В большинстве детских садов есть учителя-логопеды. Они выявляют детей, развитие речи которых ниже возрастной нормы. Если у ребенка наблюдается не только неправильное произношение звуков, но и недоразвитие остальных компонентов речи - рекомендуется посещение логопедической группы.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с детьми.

    Володина В. С. Альбом по развитию речи.

    Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).

    Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).

    Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет

    Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить.

Развитие речи детей 5-7 лет.

В этом возрасте на первый план выходит постановка отсутствующих или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного произношения и отчетливого различения, подготовка к школе (профилактика школьной неуспеваемости).

Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.

Ниже изложены примерные критерии готовности к школе (по развитию речи).

К началу школьного обучения ребенок «должен»:

обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;

грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);

правильно произносить и хорошо различать все звуки;

владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);

желательно знание букв и умение читать по слогам.

Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на письме. Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно рассказать о событии) может привести к трудностям при написании изложений, пересказах, устных ответах.

Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия – умения «слышать» звуки в слове, правильно определять последовательность звуков и слогов. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить слово на звуки, а потом воспроизвести их точно, в правильной последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического восприятия обучение ребенка чтению.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно произносит или заменяет некоторые звуки;

если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.

За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.

Цель логопедического обследования перед школой – выявить предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным специфическим ошибкам) т. н. называемой дисграфии и дислексии т. е., фактически, к школьной неуспеваемости.

Выявить такую предрасположенность детей к дисграфии и дислексии можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.

Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов, отвечающих за становление процессов чтения и письма, можно предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.

Важность своевременности этой работы объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.

Исходя из моей практики, до восьмидесяти процентов детей подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда. Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас потребуется только выполнение домашних заданий (закрепление пройденного материала) и контроль за правильным произношением поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с ребенком.

Глинка Г. Буду говорить, читать, писать, правильно (рекомендую всем детям для подготовки к школе, независимо от наличия логопедических проблем).

Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет.

Полякова М. А. Как правильно научить ребенка читать и писать.

Жукова Н. С. Букварь.

Полякова М. А. Самоучитель по логопедии.

Проблемы речевого развития. Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитие речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду. Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4. Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития: Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков. Для речи 3-летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л». До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно. Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома - предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего, можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи. Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова. Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук. Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения. Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться. При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми. Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.

проблемыы речевого развития.docx

Картинками

Проблемы речевого развития. Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитие речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду. Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5­летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом­дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4. Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития: Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков. Для речи 3­летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л». До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из­за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно. Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома ­ предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего, можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи. Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова. Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук. Но недоразвитие речи может развиться и из­за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно­гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может

предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения. Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться. При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5­10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми. Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.

Проблемы речевого развития у дошкольников

21 век - век компьютерных технологий.

У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье.

Причин, по которым у ребенка могут возникать различные речевые нарушения, может быть великое множество, начиная от патологии, возникшей у его мамы во время беременности и осложнений при родах, и заканчивая влиянием перенесенных в раннем возрасте вирусных заболеваний и черепно-мозговых травм. Все эти факторы необязательно приведут к отставанию развития речи у ребенка, однако наличие одного или нескольких из них должно заставить родителей более внимательно следить за появлением в речи малыша новых слов, особенностями произношения звуков, уделять больше времени занятиям и упражнениям, нацеленным на развитие речи.
Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитии речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду.
Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4.

Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития:

    Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков . Если после достижения пятилетнего возраста ребенок не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики.

    Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи , оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова.

Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих за речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук.

Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.

    Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога. Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться.

    При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи . Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми.

Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.

Материал подготовила воспитатель МБДОУ №7: Корчагина Ирина Павловна

Светлана Устинова
Актуальность проблемы речевого развития

Актуальность проблемы речевого развития .

Человеческая речь – это вибрация мысли, не плод разума, как такового, а природный механизм, который существует ровно столько, сколько существует сам Человек, в независимости от среды обитания.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей , что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию :

Ухудшение состояния здоровья детей;

Существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе ;

Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка ;

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи , что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Причины низкого уровня развития .

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания могут благоприятствовать этому развитию и , напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно , чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения, совершенными формами структуры речи.

Причины низкого уровня формируются из-за :

1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи . Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.

2. Речевое развитие рассматривается , как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

3. Также развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

6. Работа по развитию речи кропотливая , ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Для успешного развития речи необходимо .

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.

Исходя из вышесказанного в нашем дошкольном учреждении максимально создаются условия для развития речи детей . По данной проблеме систематически проходят педагогические советы, тренинги, консультации для родителей и педагогов.

В общении с взрослыми и сверстниками педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой , задают детям образцы правильной литературной речи :

Речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря :

Создают ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносимый смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

6. Развивают связную речь :

Побуждая детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;

Организуют диалоги между детьми и взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Так же создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей :

Педагоги стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы и поощряют детское словотворчество.

Важным качеством речи является образность.

Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение.

Николай Васильевич Гоголь писал : «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Писателя восхищает слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным к ним слушателя и читателя.

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. В таких случаях самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу.

Источниками развития выразительности детской речи

Устное народное творчество.

Художественная литература

Речь воспитателя

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественные произведения детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть : внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Литература раскрывает ребенку действительность разными средствами : через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Художественная литература обогащает эмоции детей.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.

Самым мощным, самым эффективным средством развития связной , образной, выразительной и культурной речи - является СКАЗКА.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите : "Почему именно сказка? Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности : что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

В одной из песен Владимира Высоцкого есть слова :

Этот рассказ мы с загадки начнем, Даже Алиса ответит едва ли, Что остается от сказки потом, После того, как ее рассказали?

А как бы вы ответили на этот «детский» вопрос?

Да, вы правы, сказки - это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна. В простых историях о хитрой Лисе и доверчивом Волке, Емеле и царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце и т. д. нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.

Использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сочиняя сказки, ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности : коммуникативной, познавательной, преобразующей.

Любимое занятие каждого ребенка - игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал, что только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда он играет. Эта мысль очень нравилась замечательному советскому педагогу Василий Александрович Сухомлинскому. Перефразируя ее, он говорил, что есть нечто сестринское, близкое между сказкой и игрой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.

Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. С помощью волшебной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.

Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в современном мире.

В последнее время идёт активное реформирование системы дошкольного воспитания. Издаётся очень много новых программ, направленных на воспитание и образование детей. Но вместе с тем очень мало времени уделяется речевому воспитанию. Во многих учреждениях стали закрываться логопедические группы, но, тем не менее, согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %). Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед современным миром. Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи большое внимание уделяли: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и многие другие.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои чувства словами . Е.И.Тихеева считала, что речь – основа умственного развития и сокровищница всех знаний. Забота о содержании речи должна идти рука об руку, с заботой, о построении речи .

Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух .

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в речевой деятельности. Недоразвитие фонетической стороны у детей является наиболее сложным в преодолении речевого нарушения, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года никак не уменьшается, а только возрастает .

Установлено, что для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмысливать содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимания на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят .

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы, а так же могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам .

Воспитание «чистой» речи у детей с речевыми нарушениями – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, родители, воспитатели .

Нарушение речи остаётся одной из самых распространённых форм патологии у детей дошкольного возраста. Только правильная речь позволяет ребёнку успешно обучаться в школе. Организация специализированной помощи детям с нарушениями речи, одна из важных задач современной логопедии, так как число детей с данным видом дефекта неуклонно растёт с каждым годом. Задача логопеда - обучить ребёнка правильно и чисто говорить, помочь овладеть речью, правильно ей пользоваться. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Ведь умение пользоваться речью – серьёзная наука и немалое искусство.

Список литературы

1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М. Просвещение, 1979.- 208с.

2. Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. - М. Айрис-пресс, 2009. - 224с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М. Просвещение, 1985. - 110с.

4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. - М. Мозаика-Синтез, 2006. - 112с.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М. Просвещение 1988. – 159с.

6. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. - М. Творческий центр Сфера, 2008. - 124с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М. Просвещение, 1972. – 173с.

8. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа «Коррекция нарушений речи». - М. Просвещение, 2010. – 272с.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М. Гном –Пресс, 1999. – 78с.

Поделиться