Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Стимулирование речевой активности у дошкольников

Ляпунова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Тема: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 24.06.2017
Раздел: дошкольное образование

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Развитие речевой активности детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

Ляпунова Т.А.

20.06.2017 год

Цель: формировать представления воспитателей о возможностях развития

речевой активности детей дошкольного возраста,

развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы по

познавательно-речевому развитию дошкольников;

создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных

форм и методов работы с детьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка,

поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не

только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога,

работающего с детьми дошкольного возраста.

Воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:

Наша речь должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически

правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

формула речевого этикета:

кому говоришь,

что говоришь,

где говоришь,

зачем говоришь,

какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому

контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка

убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым

«материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он

слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Сегодня проблема развития речевой активности детей стоит перед

педагогами особо остро. Достаточно широко обсуждаются методы и приёмы,

средства и условия для развития речевой активности детей.

Выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как

непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти

методы направлены на накопление содержания речи.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной

наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание

картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются

для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова,

обучения связной речи

Словесные методы : это чтение и рассказывание художественных

произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа,

рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах

используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин,

рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких

детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и

их совершенствование. К практическим методам относятся различные

дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры,

инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. Они

используются для решения всех речевых задач.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания

ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую

среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой

носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог –

образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи детей – одна из

важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не

цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия,

сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и

протекает в различных формах. Перечислим основные.

Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с

правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.

Учебно-игровые ситуации, в озникающие по инициативе взрослого или

ребенка, где ребенок может проявить речевую активность

Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры.

Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных

играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

Труд: трудовые и речевые действия.

Досуг. Пение.Праздники и развлечения как эффективная форма обучения

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития

дошкольников является игра.

Почему? (ответы)

Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические

новообразования

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности

Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,

воспринимает, думает!

Игры и игровые упражнения активизируют речь детей

Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок

получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания

единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Назовите виды игр. (ответы)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла

обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире,

способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе,

поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание

и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает

знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок

научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления

по общим признакам.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности,

расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в

решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для

старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть

проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и

добиваться результата.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит

на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше ,

использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи ,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение

связного высказывания.

Типичные ошибки в работе педагога:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую

практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся

ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую

активность всех детей;

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая

активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно

приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с

первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

Очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей

могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса:

репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.

Педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения

любой работы.

А для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи

утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет

важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы

становится слепком его деятельности, берет на себя ее самые существенные

моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным

«составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не

участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая

составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать

речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и

начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия.

Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее,

для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность,

невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в

деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на

свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Таким образом, речевая активность - это дидактический принцип, требующий

от педагога таких методов и форм организации занятий по развитию речи,

способствовали

воспит анию

и н и ц и а т и в н о с т и,

самостоятельности, привлечению детей к самостоятельному поиску решения

получении

возможности

ребёнком

обосновывать свои суждения.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1.

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый

по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет или

действие и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю,

цветок, духи, конфета,

показать человека, получившего радостное известие;

когда навстречу несётся громадная собака; как вы надуваете воздушный шар;

как вы вдеваете в иголку нить; как идёт человек, у которого ботинки не его

Задание 2. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков

воспитателей!»

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать

вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,

творческое рассказывание)

4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.

5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

диалогической речи? (2 младшая группа)

7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

монологической речи? (старшая группа)

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Задание 4. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

4.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

5.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

6.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук

7.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж

8. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить

цапля, если встанет на две ноги? 3 кг

9. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

10.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже

выбегает из леса.

11.Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.

12.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.

Задание 5. Говорун

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях

скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты.

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в

вероятность вылавировать.

Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не

партизанили.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Задание 6. “Родственные (однокоренные) слова”.

Задние: Игрокам предлагается назвать однокоренные слова

к словам:

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок,

перелесок, полесье. .

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки,

снегопад, снежный.

7. «Проверьте свою грамотность».

Необходимо проставить в словах ударение.

ЖалюзИ, договОр,обеспЕчение,

баловАться,газопрОвод,мусоропрОвод.каталОг, завИдно,

красИвее,откУпорить,тОрты, пЕтля.

8.Исправьте ошибки в предложениях:

1.Ложи тетрадь на стол. (клади)

2.Ихняя картина была прекрасна. (их)

3.Я хочу правильно одеть брюки. (надеть)

4.Я сегодня побежду. (сумею победить или одержу победу)

5. Я должна сегодня придти на встречу. (прийти)

6.Извени меня! (извини)

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение перессказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги,театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами для современного дошкольника. Знакомлю детей с историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает,

Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое

Овладение связной речью-это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:

«Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз, Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают Шляпками накрою я, пальцы- все мои друзья.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники. Мы посвящаем эти праздники творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников- не только дарить радость от встречи с любимыми произведениями, но и решать речевые задачи.

Дети учат стихи, оформляют книжки-малышки. Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов- это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов- это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Есть у нас любимые игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,
интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В нашей группе есть интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. -Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.-

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

На чтение 7 мин. Просмотров 5.4k.

Особенности речевого развития и общения

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.

А так как непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.
Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение.

В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется. Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи. В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью.

Значение речевого общения дошкольников

Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.

Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Особенности речевого развития в данном случае показывают сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом.

Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи.

До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает не сформированность речи.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют.

Особенности речевого развития или что можно сказать о компонентах речевой активности?

М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности относятся:

  • скорость проявления речевых реакций во время диалога,
  • подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов,
  • быстрота выбора слов,
  • особенности высказываний.

А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на определенном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа.

Формирование навыков словообразования

В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и . У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение.

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности.

5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах.

Особенности речевого развития — построение структуры предложений

Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи.

Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности.

На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.

В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола.

Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка.

Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников.

Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной.

Диалогическая речь дошкольников

Диалог старшего дошкольника со сверстниками осуществляется непроизвольно и инициативно. В процессе диалога детей учат использовать антонимы, продолжают развивать навыки употребления слов в разной форме, формируют умение обобщать слова. Словарь благодаря этому значительно обогащается.

Методы развития словаря дошкольника

Методы, благодаря которым, речь дошкольника обогащается, расширяются и активизируются ее особенности. Одним из эффективных методов является дидактическая игра , которая всегда наполнена предметами. Дети их узнают, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.

Хочется также отметить, что педагог при организации по развитию речи у старших дошкольников должен придерживаться следующих этапов:
1. Знакомство с ребенком
2. Обнаружение ошибок речи
3. Планирование комплекса занятий по речевому развитию
4. Разработка и апробация различных интересных форм индивидуальной и групповой работы над речью с элементами игры, как ведущего вида деятельности дошкольников старшей и подготовительной групп.

Если придерживаться подобного плана работы, можно достичь успешного и эффективного развития всех видов речи детей в рамках ДОУ.

До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.

Демкина Ольга
Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры

«Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры »

(Вступление)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей (слайд 2, это обусловлено рядом негативных факторов. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов ребенка. Поэтому развитие речи у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

(Cлайд 3)

Проанализировав исходную ситуацию, проведя психолого-педагогический мониторинг речевого развития детей , я увидела, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи , выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Возникла идея о целесообразности использования в своей работе таких средств, которые бы способствовали развитию речевой активности детей , для меня этими средствами стали театрализованные игры .

(Cлайд 4) (Понятие театрализованной игры )

(Слайд 5)

Театрализованные игры позволяют решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка , совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

(Слайд 6)

Работу по созданию системы мероприятий развития речевой активности детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр я выстраивала в несколько этапов.

(Слайд 7)

На первом этапе : изучила работы известных педагогов-новаторов которые занимались исследованием развития речи детей дошкольного возраста , работы А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и других авторов.

Мной был проведен анализ речевой развивающей среды группы по оснащению дидактическим и игровым материалом с учетом основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.

(Слайд 8-10)

Совместно с родителями моих воспитанников создавалась развивающая среда : подбор детской литературы, иллюстраций, игрушек, демонстрационного и раздаточного материала, разных видов театра .

(Слайд 11)

На основе проделанной предварительной работы мною была намечена Цель моей деятельности : а именно создание таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию речевой активности детей дошкольного возраста .

Для реализации поставленной цели я выделила ряд задач : приоритетной из которых для меня стала активизация словаря детей через театрально -игроаую деятельность.

(Слайд 12)

Используя театрализованные игры в совместной деятельности, я увидела, что они способствуют развитию многих сторон личности дошкольника :

Мимика, пантомимика, восприятие, воображение, мышление, внимание, память, умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

(Слайд 13)

Но особое значение их велико для активизации разных сторон речевой деятельности детей :

(Слайд 14)

Театрализованные игры помогают мне решать следующие задачи :

1. Воспитательно-образовательные :

Обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру ;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления) ;

-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

Формирование норм поведения;

Воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Частные :

Усвоение элементов речевого общения

Усвоение богатства родного языка; (жестов, мимики, интонации) ;

-активизация и пополнение словаря;

Совершенствование грамматического строя речи;

-развитие тонкой моторики рук .

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Каждая из указанных задач имеет свои сильные стороны.

(Слайд 15)

Классифицируются театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на :

игры -драматизации и режиссерские игры .

(Слайд 16)

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

В своей деятельности я использую различные виды драматизации

игры -имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры -импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

режиссерские игры определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду :

настольный,

плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

катушечный;

ложковый;

баночный;

кулачковый и т. д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

(Слайд 17)

При организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию речевой активности учитываю основные принципы организации театрализованной игры .

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой.

4. Все принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно -игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

В совместной деятельности использую следующие методы и приёмы обучения

Игровые :

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные :

Повторение речевого материала

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Наглядные :

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

(Слайд 18)

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались : улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать ).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку» ) .

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…» , А. Барто «Снег, снег» ).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй» , Е. Чарушин «Утка с утятами» ).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок» ).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» , Три медведя»)

(Слайд 19)

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм , придерживалась определённых требований :

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности .

(Слайд 20)

При использовании театрализованных игр я выделила несколько обязательных правил :

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно , до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо каждую роль обсудить, «проговорить»

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение

Правило мудрого руководителя. Развитие театрализованных игр зависит от уровня образовательной работы в группе.

(Слайд 21)

По итогам анализа родительских мнений мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформлен информационный стенд и папки-передвижки о системе педагогических мероприятий по развитию речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную игру . Родители проявили заинтересованность и с удовольствием участвуют в краткосрочных и долгосрочных проектах.

(Слайд 22)

В итоге проведенной работы я увидела значимость театрализованных игр для развития речевой активности дошкольников , а именно;

дети стали более раскрепощенными, открытыми,

возрос уровень развития их общей и мелкой моторики, уровень сценического мастерства и речевой деятельности , игровых навыков и творческой самостоятельности.

В результате проведенной работы я могу отметить что 10% детей научились действовать самостоятельно в проигрываемых нами играх , придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное.

К среднему уровню отнесены дети, которые эпизодически могут выбирать тему, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к низкому уровню отнесли 40%. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 47 «Здравствуй»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Организация образовательной работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников

Составила старший воспитатель Краева Е.Ю.

…Чтобы научиться говорить, надо говорить.

М.Р. Львов.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира. Общаясь, ребёнок развивается как личность, личность активная, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Иначе говоря, постоянно находиться в «зоне ближайшего развития», преодолевая определённые трудности для своего возрастного этапа.
Актуальность познавательно-речевого развития дошкольника очевидна.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Необходимо отметить, что практические работники не всегда готовы в полной мере к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни.

  • Общение носит ещё формальный характер, лишено личностного смысла.
  • Многие высказывания воспитателей не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждения.
  • Неумение организовать содержательное постоянное общение, учитывающее потребности и интересы ребёнка приводит к снижению познавательной активности, недоразвитию речи.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удаётся.

Поэтому, в детском саду необходимо проводить большую работу по формированию речевого общения дошкольников.

Одним из условий развития речевого общения является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е.И.Тихеева. Насыщая группу материалом, необходимо предусмотреть, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении и в общении. Важными составляющими речевой среды в группе являются:

Разнообразные виды театров

Литература, иллюстрации, картины

Дидактические игры

Картотека художественного слова

Игротека «Говори правильно»

Книжки-самоделки

Альбомы и т.д.

Еще одним условием является широкая речевая практика. Дети должны иметь возможность общаться не только со своими сверстниками, но и с детьми младше и старше себя. Этому общению способствуют совместные праздники, театрализованная деятельность, выставки, походы в гости, обмен подарками и сюрпризами.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Важно помнить, что воспитатель занимает особое место и жизни ребенка. А. Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Педагог должен воспитывать своей речью . «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме («Юрочка, ты себя плохо ведешь, я тобой недовольна»). Ребенок должен понять содержание речи и по ее тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, загадки.

В младшей группе преобладают индивидуальные разговоры. Очень важно расположить ребенка к себе, заинтересовать его. Следует использовать привлекательные игрушки, яркие картинки, животных из уголка природы. Воспитатель вовлекает малышей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей. В процессе общения недопустимы молчаливое рассматривание предметов, молчаливое выполнение просьб молчаливых детей.

К поведению детей во время разговора еще не предъявляется строгих требований. Допустимы коллективные ответы, ребенок может прервать собеседника, закончить разговор на полуслове. Постепенно воспитатель приучает детей слушать не перебивая, говорить громче или тише, смотреть на собеседника.

В средней и особенно в старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Если в младших группах воспитатель в основном побуждает детей к инициативным высказываниям, то теперь большее внимание он обращает на содержание детской речи, ее правильность. С детьми можно разговаривать о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах. Они вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.

Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, пожалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ивановна, поменяйте, пожалуйста, нам воду в тазу». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Для развития речевого общения в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на развитие культуры общения значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться.

Подлинной социальной практикой ребенка является игра. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

Эффективным методом развития общения является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях . Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.

Следует отметить, что отдельные речевые умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!»)

Все, чем овладевает ребенок вначале обязательно проходит стадию совместной, неотделимой от общения деятельности и только после этого может быть присвоено им индивидуально. Общение и совместная деятельность - та основа, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения.

Как известно, влияние взрослого на детей дошкольного возраста очень велико. Дошкольный возраст - время, когда у ребенка формируются самооценка, произвольность поведения, усваиваются нормы и правила поведения. Нормальное психическое развитие ребенка в этом периоде определяет развитие человека в течение жизни. Именно поэтому непрофессиональные действия педагогов, работающих с дошкольниками, могут нанести развивающейся личности непоправимый вред.

Необходимым условием, свидетельствующим о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, иначе говоря, умению отождествиться с партнером по общению, возможности встать на другую точку зрения. Педагоги знакомы с тем фактом, что ребенок может слушать и не слышать, смотреть и не видеть. В то же время взрослые также не умеют слушать и слышать детей и поэтому не понимают их.

Наиболее часто встречающейся формой общения в детских учреждениях является общение педагога с группой детей. Как правило, такое общение демонстрирует позицию взрослого «сверху». Педагог стоит перед группой детей, громким голосом давая им задание, что-то объясняя, что-то сообщая. Такая позиция хороша, когда нужно задать контекст будущего действия, или наоборот - подвести итоги проделанной работы. Однако дети не могут долго находиться в позиции «снизу» и отвлекаются, «выпадают» из общего действия, поэтому для более эффективной работы нужно, чтобы педагог использовал в общении с детьми и все остальные позиции.

Позиция взрослого «снизу» необходима, когда педагог хочет вызвать инициативные действия детей, чтобы помочь им лучше усвоить материал или проверить понимание какого-либо вопроса. Для этого он может изобразить «незнайку» или «неумейку», может просить детей объяснить ему что-то, научить его чему-то. Дети с радостью включаются в эту игру и закрепляют полученные знания.

Позиция «на равных» имеет смысл, когда требуется обсуждение и выполнение поставленной задачи. Сюда можно отнести и партнерские взаимоотношения, когда происходит постоянная смена позиций «сверху» - «снизу» (что-то попросил - позиция «снизу», что-то подсказал - позиция «сверху»), а в среднем получается позиция «на равных».

Часто при работе с группой используется позиция демонстративной отстраненности . При этом взрослый, находясь в од ном помещении с детьми, занятыми делом, не участвует в нем. Его присутствие важно для детей, они все время чувствуют, что могут обратиться за помощью, что взрослый с ними, все видит и относится к происходящему определенным образом.

В общении педагога с детьми возможно также и «отсутствие» позиции , что является высшим пилотажем в педагогическом общении, но, естественно, без ущерба для воспитательно-образовательной работы. Это допустимо лишь при наличии высокоорганизованной группы, которая способна без помощи воспитателя оставаться в контексте действия. Это бывает, когда все дети и взрослый увлечены одним, важным для всех делом, им все ясно в их работе и нет нужды руководить кем-то, учить кого-то, просить у кого-то помощи, кого-то слушаться, другими словами, если педагог и дети сотрудничают, заняты обоюдно интересной творческой работой.

Чаще всего воспитатель - человек, который все умеет, все знает и всему может научить. На основе выделения роли взрослого в организации взаимодействия определяют следующие стадии педагогического общения.

  • Опека. Характеризуется максимальной ролью взрослых в определении целей и помощи ребенку, низшим уровнем осознания целей и минимальной ролью детей в оказании помощи взрослым.
  • Наставничество. Отличается решающей ролью взрослых при возрастающей роли детей в оказании им помощи.
  • Партнерство. Роль взрослых доминирующая, однако, сохраняется недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.
  • Сотрудничество. Определяет роль взрослых как руководящую. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу.
  • Содружество рассматривается как высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.

Развитию речи в детском саду уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу, рассказыванию. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи. На занятии ребенок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.

М.Р. Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:

  1. общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
  2. умение преодолевать скованность, застенчивость;
  3. способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:

  • Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой, при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;
  • Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др.
  • Знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
  • Элементарное владение грамотой и письмом.

Рассмотрим систему воздействий на ребенка, которые направлены на активизацию речевого общения.

Первый блок. Активизация деятельности детей.

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

Упражнения, а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так и развития. Организуя работу, педагог, и это очень важно, должен создать у детей потребность подражать действиям взрослого.

С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п.

Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого (он объясняет и показывает, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.

«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

(примеры некоторых упражнений в журнале «Дошкольное воспитание» № 1 – 2007 год, стр. 51 и в книге Шипициной Л.М. «Азбука общения»).

Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм , цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

«Скажи какой». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный , кухонный, столовый, старый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто больше признаков, чем другие

Это и игры с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «На что похоже?» и т.д.

Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.

Одним из направлений этого блока является изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций , которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.

Организуя игры, взрослому необходимо обращаться к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. Необходимо побуждать детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять? Узнай у Димы, куда он уезжает? Леночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включить задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений.

Например, педагог объясняет: сейчас дети по очереди будут задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Задает тему и начинает диалог: «В воскресенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребенка.

Затем можно вводить задания, в которых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Такие ситуации различаются по степени сложности, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в их предъявлении. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Педагог предлагает детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем играющие меняются ролями.

Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры – устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др.

Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей. Например, можно «забыть» положить лист бумаги, карандаши, краски, чтобы дети были вынуждены просить их, т.е. проявлять речевую инициативу. Такие ситуации способствуют развитию речевого этикета (обращение и привлечение внимания, просьба, благодарность, извинение, отказ).

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ.

Педагогам необходимо тесно сотрудничать с родителями воспитанников. Родители принимают участие в различных мероприятиях с детьми, имеют возможность присутствовать на занятиях, праздниках и других мероприятиях. Важно использовать различные средства информации для родителей: тематические выставки, информационные стенды, памятки, буклеты.

На данный момент – сложность развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно проработаны в теоретических и практических исследованиях для дошкольного образования. Отсутствуют методические рекомендации по организации работы с детьми в ДОУ в данном направлении; планирование и построение занятий, методика их проведения, мониторинг уровня развития речевой культуры дошкольников, разработка учебно-методического комплекса.

Литература

  • Крюкова С.В., Слободкяк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М., 1999.
  • Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
  • Листа М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  • Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.
  • Максаков А.И., Тумакова ГА. Учите, играя. М., 1983.
  • Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М., 1990.

Поделиться