Россия в конце XX – начале XXI века. Россия в конце XX начале XXI века Вопросы и задания для самоконтроля

Далее, взаимодействие народов, как целостный фактор, многократно возросло. Формируется основанный на единстве прав и обязанностей новый мировой порядок. При этом следует обратить внимание на следующее.

  • Развитие науки, техники и технологий вышло на новый уровень.
  • Осуществился переход производства на новый тип, общественно-политические результаты которого являются до-стоянием не только одной страны.
  • Углубились мировые хозяйственные связи.
  • Возникли глобальные связи, охватившие основные сферы жизнедеятельности народов и государств .

Все это привело к обновлению картины Социума.

Глобализация

Современный мир производит впечатление плюралистическо-го, что резко отличает его от мироустройства периода «холодной войны ». В современном многополярном мире выделяют несколько основных центров международной политики: Европа, Китай, Ази-атско-Тихоокеанский регион (АТР), Южная Азия (Индия), Латин-ская Америка (Бразилия) и США.

Западная Европа

После долгих лет нахождения Европы в тени США начался её мощный подъём. На рубеже XX-XXI вв. страны Евросоюза, населе-ние которых составляет примерно 350 млн человек, производят товаров и услуг на сумму чуть более 5,5 трлн долларов в год, то есть больше, чем в США (чуть менее 5,5 трлн долларов, 270 млн человек). Эти достижения стали основой возрождения Европы как особой политической и духовной силы, формирования новой европейской общности. Это дало повод европейцам пересмотреть позиции применительно к США: перейти от отношений по типу «младший брат — старший брат» к равному партнёрству.

Восточная Европа

Россия

Помимо Европы, огромное влияние на судьбы современного мира оказывает Азиатско-Тихоокеанский регион. Динамично раз-вивающийся АТР охватывает треугольник от российского Дальне-го Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Па-кистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно по-ловина человечества и находятся такие динамичные страны, как Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Малайзия, Сингапур.

Если в 1960 г. суммарный ВНП стран данно-го региона достиг 7,8 % мирового ВНП, то к 1982 г. он удвоился, а к началу XXI в. составил около 20 % мирового валового нацио-нального продукта (то есть приблизительно стал равен доле ЕС или США). АТР превратился в один из главных центров мировой экономической мощи, что ставит вопрос о расширении его поли-тического влияния. Подъём в Юго-Восточной Азии во многом был связан с политикой протекционизма и защитой национальной эко-номики.

Китай

В АТР на себя обращает внимание невероятно динамич-ный рост Китая: по сути, ВНП так называемого «большого Китая», включающего собственно Китай, Тайвань, Сингапур, превышает японский и практически приближается к ВНП США.

«Большим Китаем» влияние китайцев не ограничивается — отчасти оно распространяется и на страны китайской диаспоры в Азии; в странах Юго-Восточной Азии они составляют наиболее динамичный элемент. Так, например, к концу XX в. китайцы состав-ляли 1 % населения Филиппин, но контролировали 35 % продаж местных фирм. В Индонезии китайцев насчитывалось 2-3 % обще-го числа населения, но в их руках было сосредоточено около 70 % местного частного капитала. Вся восточноазиатская экономика вне Японии и Кореи — это, по сути, китайская экономика. Недавно вступило в силу соглашение между КНР и странами Юго-Восточной Азии о создании общей экономической зоны.

Ближний Восток

В Латинской Америке либеральная экономическая политика в 1980-1990-е гг. привела к росту экономики. Вместе с тем использо-вание в дальнейшем жёстких либеральных рецептов модернизации, не предусматривавших при проведении рыночных реформ достаточных социаль-ных гарантий, усилило социальную не-стабильность, способствовало относи-тельной стагнации и росту внешней за-долженности стран Латинской Америки.

Именно реакцией на эту стагнацию объясняют тот факт, что в Венесуэле в 1999 г. на выборах победили «боливарийцы» во главе с полковником Уго Чаве-сом. В том же году на референдуме была принята конституция, гарантировавшая населению большое количество социаль-ных прав, в том числе право на труд и на отдых, бесплатное образо-вание и медицинское обслуживание. С января 2000 г. страна обрела новое название — Боливарианская Республика Венесуэла. Наряду с традиционными ветвями власти здесь образованы ещё две — элек-торальная и гражданская. Уго Чавес, используя поддержку значи-тельной части населения, выбрал строгий антиамериканский курс.

в Конце 1991 г. на международной политический арене возникло новое государство - Российская Федерация (РФ), в составе которой 89 регионов, в том числе 21 автономная республика. Государственная власть состояла из двухступенчатой системы представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатной Верховной Рады. Главой исполнительной власти всенародным голосованием был избран президент.М. Ельцин.

в Конце октября 1991г. план экономических реформ был обнародован на Съезде народных депутатов президентом Бы.М. Ельциным. Хотя программа экономических реформ была провозглашена президентом, ее принятие и проведение стало увязываться с Есть.Т. Гайдаром, который занял место вице-премьера по вопросам экономики, а затем и премьера России. Радикальная экономическая реформа включала введение свободных цен с января 1992 г., которое должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит. Либерализация торговли должна была ускорить товарообмен, создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов отечественной и импортной продукции. Наконец, широкая и быстрая приватизация жилья, госпредприятий должна была превратить массы населения в собственников, создать у них трудовой, накопительный и другие экономические стимулы деятельности. Как и раньше, народу обещалось, что либеральные реформы не ухудшат, а улучшат его благосостояние. Хуже будет, твердили реформаторы, только полгода, а на конец 1992 г. стабилизируется экономика, постепенно возрастет благосостояние.

Однако цены сразу выросли в 10-12 раз, а зарплаты и пенсии увеличились лишь на 70 %, что привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности. За год цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты денежных сбережений граждан.

Радикальные реформы, так называемая "шоковая терапия", вызвали не только недовольство широких масс, но и довольно широкую оппозицию в Верховной Раде, которая приняла резолюцию об осуждении реформ, а президенту рекомендовал изменить состав правительства. Выход из этого кризиса был найден на двусторонних уступках.

Очередной кризис между радикальными реформаторами и консерваторами возникла в результате кредитования промышленности. Верховная Рада с целью приостановления экономического краха целых отраслей промышленности и возможного, в случае массовой безработицы, социального взрыва настаивала на финансовой помощи предприятиям. Центральный банк России такие кредиты предоставил. Это был удар по реформам. Во второй половине 1992 г. среднемесячные темпы роста денежной массы увеличились с 11,4 до 28 %. Резко упал курс рубля. Высокая инфляция сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию и сведение к минимуму бюджетного дефицита.

Сопротивление реформам получил достаточно широкую поддержку в обществе, прежде всего в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетных сферах, где было занято большинство населения. Поэтому в реформаторский курс были внесены коррективы. Одной из основных в правительственной идеологии стала концепция быстрого создания широкой поддержки реформ путем формирования среднего класса собствен-ников-акционеров приватизированных предприятий. Было приватизировано 24 тыс. предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако широкой социальной поддержки реформы не получили, потому что не очень вырос средний класс.

Для снижения социального напряжения летом 1992 г. была проведена реформа заработной платы в бюджетной сфере. Ввели тарифную сетку из 18 разделов, которая учитывала сложность труда, квалификацию, образовательный уровень работников. Ареной острой борьбы реформаторов и консерваторов стал VII Съезд народных депутатов, состоявшийся в декабре 1992 г. Президент ориентировал съезд на установление политического передышки хотя бы на год - полтора. Однако съезд остался глухим к этим призывам. Кульминация и финал съезда были полны драматизма. Съезд поставил целью свергнуть правительство. Президент назвал съезд "оплотом консервативных сил и реакции" и обратился к гражданам России с предложением срочно провести всенародный референдум с вопросом: кому вы поручаете вывести страну из кризиса: съезду и Верховному Совету или президенту?

лобовое столкновение президента и съезда тоже завершилось компромиссом. Съезд признал право президента иметь свою кандидатуру на пост председателя правительства, а президент согласился предложить съезду для голосования не одну, а три кандидатуры. Сформировать новое правительство было поручено B. C. Черномырдину.

Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались один год. Результаты их были противоречивы. Идеологи реформ доказывали, что в результате их проведения было сдвинуто с мертвой точки механизм рыночного формирования спроса и предложения, начала формироваться банковско-посредническая, сбытовая и другая инфраструктура рыночной экономики, увеличение цен и либерализация торговли наполнили прилавки товарами, недоступными для большинства граждан. Возник широкий слой бизнесменов, банкиров, торговцев, а предпринимательский менталитет стал частью общественного сознания.

Критики реформ видели их результаты совсем в другом свете. Они делали акцент на непомерно высокой социальной цене реформ. Реальные доходы населения сократились на 44 %. Доля расходов на питание в бюджете семьи в среднем составляла 60 %, а в семьях пенсионеров - 80-90 % денежных поступлений. Резко сократилось финансирование науки, культуры, образования, медицины.

1992 г. принес серьезные изменения в расстановку политических сил России, которые кратко можно обобщить так: лагерь демократов все более раскалывается, а консерваторы теснее смыкают свои ряды. На конец 1992 г. в России практически не осталось ни одной политической партии, которая безоговорочно поддерживала бы прежний реформаторский курс.

Новое правительство уже в первом своем документе констатировал катастрофическое состояние российской экономики. Однако приоритеты правительственной политики на 1993 г. в основном повторяли гайдарівські подходы. Основными среди них объявлялись укрепление рубля, финансовая стабилизация и борьба с инфляцией. Российский президент взял под свою опеку новое правительство, а предложил законодателям сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью на основе признания ее права проводить предварительный курс, или провести всенародный референдум, который должен решить, кому - президенту или законодателям - должны быть вручены властные полномочия.

Однако законодатели не собирались идти на уступки правительства в вопросе о разделении властных полномочий. Шаткий компромисс, который был достигнут недавно, и антагонизм влад быстро достиг еще большей остроты. Одной из главных причин конфликта между исполнительной и законодательной властью, который завершился кровавой схваткой в октябре 1993 г., были расхождения в вопросе о социально-экономический и политический курс. Среди законодателей большинство были сторонниками регулируемой экономики. Защитники радикальных рыночных отношений оказались в меньшинстве. Так же важной причиной антагонизма был недостаток опыта взаимодействия в рамках систем распределения властей, что Россия практически не знала. Законодатели пытались отодвинуть власть на государственные задворки. Российский президент в свою очередь проявил склонность к игнорированию воли строптивых законодателей. Они согласились на референдум, но вопрос сформулировали сами. Три первые среди четырех были непосредственно направлены против президента: доверяете ли вы президенту, одобряете современную социально-экономическую политику, считаете необходимым досрочные выборы президента, считаете необходимым досрочные выборы народных депутатов. Референдум принес успех Ельцину, упрочив его легитимность. За доверие президенту высказалось 58,7 %, социально-экономическую политику президента и правительства 53 % избирателей. Однако это не сняло напряженности между двумя властями. Более того, парламентское и президентское группировки начали открытую психологическую войну. Острая борьба между законодательной и исполнительной властями продолжалась все лето.

В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.


Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

В октябре 1993 г. начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам. 225 мест в Думе разделились следующим образом: ЛДПР - 59, Выбор России -40, КПРФ - 32, Аграрная партия - 21, Женщины России - 21, Яблоко - 20.

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причинои разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.

События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

  • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
  • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
  • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.

Ричард Никсон(президент 1969- 1974 г.) . пробыв вице- президентом Никсон смог оправиться после поражения на выборах 1960г. и в 1968 г., одолел демократа Губерта Хамфри. Среди успехов его внешней политики- выход США из Вьетнама и установление дипломатических отношений с Китаем. Его внутренняя политика была консервативной и часто обращала реформы вспять. Скандал, связанный с незаконной слежкой за политическими противниками и попыткой скрыть это(т.н. Уотер- гейт) привел к началу процедуры импичмента. Оставил пост в 1974 году.

Джеральд Форд (президент 1974- 1977 г.). После переизбрания Никсона в 1972 году его вице- президентом был Спиро-Агню, но из- за обвинений в коррупции и уклонении от уплаты налогов ему пришлось уйти. Место Агню занял Форд, поэтому, когда Никсон подал в отставку, его кресло досталось Форду. Форд продолжил политику Никсона, внеся лишь незначительные изменения в состав кабинета.

Джеймс Картер (президент 1977-1981 г.г.) .демократ Картер из Джорджии с небольшим преимуществом обошел Джеральда Форда на выборах. Ожидалось, что он вдохнет в политику США новую жизнь, но ему пришлось бороться со всемирным нефтяным кризисом и инфляцией. Картер был посредником при заключении мира между старыми врагами- Египтом и Израилем. Кроме того, он успешно провел перевороты по сокращению вооружений с СССР, но подписанное в результате соглашение не ратифицировал Конгресс. Ввод войск СССР в Афганистан, захват американских заложников мусульманскими террористами в 1979 году и провал операции по их освобождению привели к тому, что переизбран Картер не был.

Рональд Рейган(президент 1981-1989 г.г.). Рейгану, бывшему киноактеру удалось пережить покушение в самом начале своего президентского срока. Его удивительная способность не заниматься политическими вопросами позволила ему без ущерба для репутации перенести такие скандалы, как раскрытие секретных поставок оружия Ирану. Экономическая политика его администрации привела к хроническому дефициту бюджета, но это не омрачало последних лет его президентства, так как распад Советского Союза позволил США заявить о своей победе в «холодной войне»

Джордж Буш(президент 1989- 1993 г.г.). Буш, бывший директор в ЦРУ и вице- президент Рейгана, проводил довольно успешную внешнюю политику. Ему удалось установить теплые отношения со странами бывшего СССР, причем в то время, когда войска США в составе многонациональной коалиции громили вторгшуюся в Кувейт армию Ирака. Однако экономика США серьезно пострадала от всемирного кризиса, а политики, которая позволила бы справиться с его последствиями, у президента не было. Второй ошибкой Буша было то, что он не убрал с политической арены иракского диктатора Саддама Хуссейна.


Билл Клинтон(президент 1993-2001 г.г.). , демократ, бывший губернатор Арканзаса, победил на выборах, пообещав избирателям реформы. Начатая им и его женой Хиллари грандиозная реформа здравоохранения не принесла успеха. Финансовые и сексуальные скандалы сказались на репутации Клинтона. Но тем не менее он был избран на второй срок в 1997 году.

Джордж Буш-младший (президент 2001-2010 г.г.). Сын 41 Президента США победил на выборах в напряженной борьбе. Его качества как руководителя ставятся многими под сомнение, хотя на первые два года его президентства пришлось такое серьезное испытание, как трагедия терактов 11 сентября и война против терроризма в Афганистане. Но теперешнюю войну в Ираке многие ставят ему в вину.

Барак Обама (президент 2010-2017 г.г.). выпускник Колумбийского университета и Школы права Гарвардского университета, где он был первым за всю историю редактором- афроамериканцем университетского издания «HarvardLawReview». Обама также работал общественным организатором и адвокатом в области гражданских прав. Преподавал конституционное право в Чикагском институте юридических наук с 1992- 2004 г.г. и одновременно трижды, в период с 1997 по 2004 г. избирался в Сенат штата Иллинойс. После неудачной попытки баллотироваться в 2000 году в палату представителей США в январе 2003 года баллотировался в Сенат США. После победы на первичных выборах в марте 2004 года Обама произнес основную речь на Демократическом национальном съезде в июле 2004 года. Был избран в Сенат в ноябре 2004 года, набрав 70% голосов. На президентских выборах 2008 года Обама опередил кандидата от правившей Республиканской партией Джона Макейна, набрав 52.7% голосов избирателей и 365 голосов в коллегии выборщиков. 9 октября 2009 года получил Нобелевскую премию мира с формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении Международной демократии и сотрудничества между людьми». На президентских выборах 2012 года Обама опередил кандидата от Республиканской партии Митта Ромни, набрав 51 % голосов избирателей и 332 голоса в коллегии выборщиков.

В 20 веке продолжается научно-технический прогресс, который достигает невиданных темпов. В то же время это эпоха крупнейших социальных потрясений мирового масштаба. В философском отношении 20 век знаменуется переходом на антропологическую проблематику. Две причины:

    связана с развитием самой науки, а именно на рубеже веков появляются науки о человеке. Зигмунд Фрейд, Иван Павлов, Сеченов пользовались авторитетом на рубеже веков. Философия превращается из спекулятивной в научную.

    исторические причины. Человек проявляет свои качества в Мировых войнах. Проблема человека снова стала главенствующей. В понимании человека нарастает иррационализм, ибо иррациональной была сама реальность. Главный вопрос – Что есть человек? – ставится по-новому. Возникает новый вопрос – Каково соотношение человека и техники?

Основные антропологические направления и идеи 20 века.

    Немецкая философская антропология 20 века. Макс Шелер «Положение человека в космосе». Шелер рассматривает 4 мира: неорганической природы, растительный, животный и человеческий – и приходит к выводу, что человек сродни всем мирам, сущность человека – различие жизненного порыва и духа. Жизненный порыв более силен, чем дух. Порыв слеп, а дух слаб. Человек – самоопределяющееся существо и выходящее за свои пределы. Дух человека сродни космическому духу. Х. Плеснер пытается создать научную философию человека, основываясь на данных наук, прежде всего, биологии. Главная работа – «Ступени органического и человек». Плеснер выводит несколько законов бытия, один из них – закон естественной искусственности, согласно которому человек не может жить вне мира, созданного им самим. Второй закон – закон опосредованной непосредственности – человеку необходимы какие-то медиаторы. Эксцентричность человека – центр человека находится вне него. А. Гелен усматривает черту, отличающую человека от других – неспециализированность, позволяющая человеку быть любым. Культура как средство компенсации за биологическую неприспособленность человека.

    Неофрейдизм – другая философия человека. Эта школа имеет ориентир на рассмотрение человека как биологического существа. Все индивидуальные особенности закладываются в детстве. Рассматривают влияние социальных факторов на сознание человека. Альфред Адлер показал, что содержание подсознания определяется комплексом социальной неполноценности. Э. Фромм исследует феномен агрессивности – «Анатомия человеческой диструктивности», а также феномен любви, человеческой свободы. Присутствует практическое начало, стремление помочь «заблудившемуся» человеку. Карл Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, чье поле создает содержание культуры и религии.

Поделиться