Сравнение катерины из грозы и бесприданницы. Сравнение пьес островского "гроза" и "бесприданница "

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина - истинно трагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого - чайка.

Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой, очень дорогой”. Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова... А ведь так жить холодно”.

После выстрела, она заявляет “это я сама”, героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный поступок.

Но между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

Реферат подготовил Стрекалов Тимур, 11С класс

Кажется, что два произведения, написанные одним и тем же автором в одном и том же веке на, в принципе, одну и ту же тему, не должны сильно различаться. Однако в данных пьесах Островский описал буквально различные эпохи развития России – патриархально-купеческий быт «Грозы» с его самодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми – абсолютным деспотизмом – и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», в которой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости; не власть авторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде – уверенность в полной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, что проблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени; они существуют и в новом обществе также.

Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешь путать произведения между собой. Обе – и Катерина и Лариса живут, точнее существуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми, кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного им города навсегда. Их спутники жизни – Кабанов и Карандышев – «жалкие, ничтожные люди», как говорил Паниковский в «Золотом теленке», совершенно им не подходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир. Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеим предоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекрасными людьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных. И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, но по-разному, о чем скажу дальше.

Действие обоих произведений происходит на берегу Волги, – очевидно, этим Островский хотел показать то, что спустя почти двадцать лет ничего не изменилось, старые взгляды царят в обществе. Волга выбрана потому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини. Столь близко к затхлому духу города существует такая красота, простор, приволье, что это еще раз подталкивает героинь на их смелые шаги.

Катерина высоко стоит над скучной однообразностью быта, грубыми нравами Калинова. За «идеальностью» Катерины горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани и упрекам. Но, даже пройдя через все это, она сохраняет в себе тягу к прекрасному и светлому. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы.… И больше всего восхищения вызывает сила характера Катерины – она все-таки решилась на такой шаг, как самоубийство, что является еще и смертным грехом, будучи настолько религиозной, и можно представить, чего стоило ей пойти на такой поступок. Лариса разительно отличается от Катерины. Само за себя говорит то, что она не смогла решиться на самоубийство, у нее не хватило духа на столь решительный шаг. Ларисой восхищаются, о ней говорят, на ее внимание претендуют, но решают за нее ее будущее, ее судьбу, а сама она все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Ларисе приходится признать правоту оскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – такой же эгоист, как и остальные. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказывается лишь жаждой самоутверждения. Карандышев – типичный «маленький человек с большими амбициями», ущемленный своей зависимостью, он одержим завистью богатству и успеху. Он ненавидит богатых и властных, но сам тянется, чтобы стать на один уровень с ними. Карандышев не чувствует, как смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», желание быть наравне с богатыми, побуждающее его купить дешевый ковер на стену и турецкое оружие, завести никудышный экипаж, с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». Совсем уж нелепа его попытка устроить званый обед, который так позорно заканчивается. Тихон вообще во всем подчиняется матери, совершенно не имея никакой воли, и, понятно, жить с таким человеком Катерина не может. Ей кажется, что в Борисе она найдет действительно мужчину, за которым она будет чувствовать себя, как за каменной стеной, который ее всегда защитит. Нет, похоже, как «друзья познаются в беде», так и возлюбленные – когда измена выходит наружу, Борис предпочитает уйти в сторону, уехать, оставив Катерину на произвол судьбы. Паратов представляется Ларисе идеальным мужчиной, но этот идеал она сама себе создала. Ведь он изначально не собирался жениться на Ларисе, так как уже был «обручен с золотыми приисками» - приданое его интересовало больше всего, он человек, живущий ради наживы.

«Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

И все равно он подает Ларисе надежду, общаясь с ней – жестоко, зная ее чувства к нему. Его мимолетное увлечение быстро проходит и он нисколько не задумывается о том, что он сломал ей жизнь. Его бессердечность проявляется также в том, как он, проезжая мимо острова, берет с него только одного из двух человек, и то потому, что он ему нужен как развлечение.

Современная Островскому критика нередко упрекала драматурга за то, что в его пьесах часто появляются «ненужные» персонажи, не играющие в развитии действия никакой роли. В действительности же второстепенные персонажи в пьесах Островского занимают очень важное место: они создают фон, на котором судьбы главных героев видны с особым драматизмом. Странница Феклуша, к примеру. Вроде бы ничем не примечательная особа. Но она является частью того мира, что и Катерина, и Кабаниха. «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями украшенный!» Но эта «обетованная земля» - настоящий ад для вольной, чистой души Катерины. Еще один символический персонаж «Грозы» - полусумасшедшая барыня, старуха лет 70, как указано в афише. И она, как и Феклуша, предрекает конец света, огонь неугасимый и смолу неутолимую. Появляется она всего два раза: первый – после признания Катерины Варваре в своей любви к Борису, второй – в конце IV действия, фактически побуждая Катерину к покаянию перед мужем. Интересно, что оба появления старухи сопровождаются грозой – в первый раз гроза только собирается, во второй – уже разразилась. В «Бесприданнице» Робинзон – такая же «вещь», как и Лариса. Не случайно ему в афише единственному не дана никакая характеристика, и он назван прозвищем, придуманным Паратовым.

Конфликты в произведениях одинаковые – Катерина и Лариса, не имея возможности больше выносить окружающую действительность, изменяют - одна мужу, другая – жениху, стремясь вырваться из этой обыденной жизни. Этот конфликт, как истинно трагический, не может разрешиться иначе, как смертью главных героев – Катерина бросается в Волгу, Лариса тоже хочет умереть, но на самоубийство не решается, Карандышев «помогает» ей в этом, убивая ее.

В общем, обе пьесы очень схожи по всем параметрам, но тогда возникает вопрос: для чего А. Н. Островский написал по прошествии двадцати лет еще одно произведение, которое настолько похоже на «Грозу»? В «Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом и суть. Проходит немалый период времени. Кажется, общество изменилось, другие нравы, другие взгляды. Нет уже Кабаних и Диких, людей, которые что хотят, то и творят в своем «царстве». Но появляется другой источник абсолютной власти – деньги, и вот теперь на смену тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы и Паратовы. Люди, не имеющие особых ценностей, или не имеющие их вообще. Их цель в жизни – богатство, они смотрят на людей как на вещи, считая, что можно легко решать судьбу человека, играя в «орлянку». Островский показывает, что вопросы, которые он поднимает в «Грозе» остаются нерешенными по сей день, и в этом новом, изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности жить счастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.

Список литературы

Интернет: статьи «Образ Екатерины», «Образ Ларисы», «Второстепенные герои в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»».

Вступительные статьи к пьесам.

Биография А. Н. Островского.

Катерина и Лариса Огудалова - главные героини двух знаменитых пьес А. Н. Островского, «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.). Произведения отделяют девятнадцать лет, однако в этих драмах можно найти много общего.

Две героини - схожая судьба

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи - представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой - с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Образы героинь имеют много общего. Девушки никак не вписываются в купеческо-мещанский мир, несмотря на то что родились, росли и воспитывались в нем. Обе мечтают о свободе и счастливой любви и всячески противятся нормам, правилам и установкам, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, обыватели города. Обе несчастны в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, счел для себя более выгодным жениться на богатой невесте. Обе тяжело переживали эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева - брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Сопоставление героинь с Татьяной Лариной

Не такова Татьяна Ларина - она прочно привязана к своему родному уголку в деревне, о чем и говорит Евгению в финале романа. Пушкинская героиня твердо стоит на своей почве, что и придает ей нравственную силу выдержать выпавшие на ее долю испытания. Именно поэтому она вызывает уважение, а Лариса и Катерина - сострадание и жалость. Несомненно, сочинение "Лариса Огудалова" должно проводить параллель между ее драмой, трагедией Катерины Кабановой и историей Татьяны Лариной.

Между двумя произведениями, пьесой "Гроза" и драмой "Бесприданница", стоит двадцать лет. Страна за это время сильно изменилась, изменился и сам писатель. Все это можно проследить, проанализировав данные произведения. В этой статье нами будет проведена сравнительная и Ларисы, главных героинь двух пьес.

Особенности купечества в двух произведениях

В "Грозе" купцы лишь становятся буржуазией. Видно это из того, что для них отживают традиционные патриархальные отношения, утверждается лицемерие и обман (Варвара, Кабаниха), которые Катерине противны.

В "Бесприданнице", более позднем творении Островского, купцы - это уже не самодурные и невежественные представители так называемого "темного царства" а люди, претендующие на образованность, одетые по-европейски, читающие зарубежные газеты.

Это следует учитывать, когда проводится Катерины и Ларисы. Ведь купеческая среда во многом повлияла на развитие характеров и судеб этих девушек.

Социальное положение героинь

Наша сравнительная характеристика Катерины и Ларисы начинается с определения девушек. В двух пьесах главные героини существенно отличаются по этому критерию, зато трагическими судьбами они очень похожи. В "Грозе" Катерина - это жена слабовольного, но богатого купца, который находится всецело под влиянием своей деспотичной матери.

В "Бесприданнице" Лариса - незамужняя красивая девушка, которая рано лишилась отца и воспитывается матерью, очень энергичной, небогатой женщиной, не склонной к самодурству. Кабаниха по-своему печется о счастье Тихона, своего сына. Огудалова Харита Игнатьевна так же ревностно заботится о благополучии Ларисы, своей дочери, по-своему понимая его. В результате этого Катерина бросается в Волгу, а Лариса гибнет от рук своего жениха. Героиням в обоих случаях суждено умереть, несмотря на то, что близкие и родные как будто желают им лишь добра.

Что объединяет этих девушек?

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы выявляет и другие общие черты. Обе эти девушки стремились к свободе, но обрели ее не в нашем мире; обе являются светлыми и чистыми натурами и любят недостойных. Они показывают всей своей сущностью протест против так называемого темного царства (общество "Бесприданницы" подходит под данное определение так же, как и представители его в "Грозе").

Время и место действия двух пьес

Катерина Кабанова проживает в маленьком волжском городке, в котором быт во многом является еще патриархальным. Само действие "Грозы" происходит перед реформой, произошедшей в 1861 году, которая оказала на жизнь провинции огромное влияние. обитает в находящемся также на Волге, давно утратившем патриархальность в различных сферах, в том числе в семейных отношениях. Река Волга объединяет таких девушек, как Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь показывает, что она символизирует для обеих смерть и свободу: и Ларису, и Катерину смерть настигает именно на реке. Следует отметить и различия: Бряхимов открыт - сюда приезжают и отсюда уезжают. Река Волга в "Грозе" воспринимается в первую очередь как граница, а в пьесе "Бесприданница" становится своеобразным средством связи с внешним миром.

В драме "Бесприданница" действие происходит примерно в конце 1870-х годов, когда заканчивалось второе после отмены крепостного права десятилетие. В это время капитализм развивается бурно. Прежние купцы, как мы уже отмечали, становятся предпринимателями-миллионерами.

Отличия в воспитании и характере

Продолжаем сравнение Катерины и Ларисы в "Грозе" и "Бесприданнице". Небогато семейство Огудаловых, но настойчивость матери Ларисы помогает завести знакомство с состоятельными и влиятельными людьми. Она внушает своей дочери, что та должна выйти замуж непременно за богатого избранника. Выбор за Катерину сделали уже давно, выдав за безвольного, нелюбимого, но зато обеспеченного Тихона. Героиня "Бесприданницы" привыкла к непринужденной жизни "света" - танцам, музыке, вечеринкам. Она сама обладает способностями - девушка хорошо поет. В подобной обстановке представить себе Катерину невозможно. Она связана намного больше с народными поверьями, с природой, религиозна. В трудную минуту Лариса также вспоминает о Боге и мечтает, согласившись связать свою судьбу с Карандышевым, мелким чиновником, уехать в деревню с ним, подальше от состоятельных знакомых и городских соблазнов. В целом она является, однако, человеком иной среды и эпохи, чем главная героиня "Грозы". Катерина и Лариса, сравнительная характеристика которых нами проводится, по характеру различны. Ларисе присущ более тонкий психологический склад, она чувствует прекрасное более тонко, чем Катерина. Это же ее делает более беззащитной перед неблагоприятными обстоятельствами.

Лариса тоже является жертвой лицемерия и обмана, но у нее иные, которые для другой героини немыслимы. Исток их кроется, прежде всего, в воспитании. Героиня "Бесприданницы" получила европеизированное образование. Она жаждет найти красивую, возвышенную любовь и такую же жизнь. Ей для этого требуется, в конечном итоге, богатство. А вот цельности натуры, силы характера у этой девушки нет. Культурная и образованная Лариса, казалось бы, должна выразить, в отличие от Катерины, хоть какое-то подобие протеста. Но эта девушка - натура слабая. И помогает нам понять, какие разные они, Катерина и Лариса, сравнительная характеристика девушек.

Разные конфликты в произведениях

В драмах суть конфликта также разная. Столкновение в "Грозе" происходит между жертвами самодуров и самими тиранами. Очень сильны в пьесе мотивы замкнутости пространства, подавления, духоты, несвободы. Катерина не может себя подчинить законам того мира, в котором она оказалась после замужества. Трагично ее положение: любовь к Борису входит в противоречие с религиозностью героини, неспособностью этой девушки жить в грехе. Кульминация произведения - признание Катерины. Финал - гибель главной героини.

На первый взгляд, в "Бесприданнице" все наоборот. Ларису все боготворят, ей восхищаются, она не противопоставлена героям, окружающим ее. Не может быть и речи о деспотизме и подавлении. Однако в пьесе очень силен мотив, которого в "Грозе" не было - мотив денег. Конфликт драмы формирует именно он. Лариса является бесприданницей, чем и определяется в драме ее положение. Все окружающие говорят лишь о деньгах, купле-продаже, прибыли, выгоде. в этом мире становится тоже предметом торговли. К трагическому финалу приводит столкновение материальных, денежных интересов с личными чувствами героини.

Катерина и Лариса: две женщины - одна судьба. "Гроза" (Островский) и "Бесприданница" (этот же автор) показывают, что судьба девушек трагична как до отмены крепостного права, так и после него. Островский предлагает нам задуматься о многих вечных и насущных вопросах современности.

Поделиться