Сын летчика-космонавта Георгия Берегового Виктор: «Свои машины отец всегда страховал. А вот жизнь — никогда…

Береговой Георгий Тимофеевич - космонавт, генерал-лейтенант авиации, Он стал единственным человеком, получившим одну Звезду Героя за боевые заслуги, а другую - за освоение космоса.

Детские и юношеские годы

15 апреля 1921 в небольшой деревне Федоровка Украина) родился Береговой Георгий Тимофеевич. Семья вскоре после его рождения переехала в Енакиево (Донецкая область).

Обучаясь в средней школе, мальчик уже проявлял серьезное стремление к небу. Сначала был инструктором, а после занял должность руководителя секции авиамоделирования, которая находилась в Енакиевской Детской станции юных техников. Также принимал участие в работе местного аэроклуба.

Окончив среднюю школу, Береговой начал работать на местном металлургическом комбинате, оттуда же и был призван в армию.

Боевой путь

В 1941 году Береговой Георгий Тимофеевич стал выпускником Ворошиловградской школы военных летчиков. Брал активное участие в боевых действиях, начиная с лета 1942 года вплоть до победы. Был простым летчиком, потом командиром звена, а впоследствии и командиром эскадрильи.

За годы войны 186 раз поднимал самолет на боевые вылеты. Трижды его сбивали противники, столько же раз его самолет горел, но Береговой каждый раз бесстрашно возвращался в небо.

За проявленную в летных боях отвагу в 1944 году был удостоен наивысшей награды - Золотой

Летчик-испытатель

После завершения войны будущий космонавт не оставил небо. В 1948 году, окончив высшие офицерские курсы, Береговой Георгий Тимофеевич приступил к испытаниям новейших разработок реактивных самолетов. Был вторым пилотом при первом вылете и испытаниях модели Р-2. Среди самолетов, испытанных Береговым, такие как МиГ-19, Су-9, Ту-128, Як-27К и многие другие - всего более 60 моделей. Также Георгий Тимофеевич являлся ведущим летчиком-испытателем реактивного самолета Як-25.

Один из полетов на Су-9 чуть не стоил Береговому жизни. Впоследствии частичного заклинивания системы управления самолет не мог набирать высоту. Как правило, в таких случаях пилот должен немедленно катапультироваться. Но летчик отказался это делать, и после нескольких неудачных попыток сумел взять самолет под свое управление. За такое мужество и спасение боевой машины генеральный авиаконструктор Сухой подарил Береговому кинокамеру.

1956 году, не отрываясь от полетов, летчик-испытатель стал выпускником Военно-воздушной академии. Впоследствии он взят на должность заместителем начальника Первого испытательного управления ГКНДИ ВВС, а в 1961 году стал Заслуженным летчиком-испытателем.

Подготовка к полету в космос

1964 год стал переломным для известного летчика: его приняли в отряд, готовящийся к полету в космос. Несмотря на то что 43-летний Береговой по возрасту уже не подходил (максимально допустимый возраст тогда был 35 лет), он был допущен к подготовительной программе.

Спустя 4 года будущие космонавты посетили в Евпатории где потребовали привлекать их не только к полетам на готовых аппаратах, но и к их разработкам. По мнению Берегового, из-за лишних предосторожностей государственной комиссии и конструкторов, слишком надолго оттягивались пилотируемые запуски космических аппаратов. После того как пять тренировочных беспилотных кораблей успешно вернулись на Землю, было принято решение о проведении эксперимента - стыковке двух аппаратов в открытом космосе.

25 октября был успешно запущен беспилотный корабль 7К-ОК N10 "Союз-2", служащий мишенью. Предполагалось, что два корабля сначала сблизятся, используя поисковую систему "Игла", а на расстоянии в 150 метров пилот начнет сближать аппараты вручную. Поскольку стыковка должна была произойти на темной стороне орбиты, на "Союзе-2" были предусмотрены сигнальные огни. Некоторые конструкторы были против такого эксперимента, но запуск все же состоялся.

Космический опыт

26 октября с помощью ракеты-носителя стартовал "Союз-3" с Береговым на борту. Эксперимент шел по плану, и вскоре от космонавта услышали "Дальность - 40". Это значило, что расстояние между громадными кораблями было равно 40 метров. В это же время аппараты покинули зону радиовидимости наземных наблюдательных пунктов. Когда связь возобновилась, стало ясно, что эксперимент не удался: из-за неправильных расчетов Береговой не сумел совершить "слепую" стыковку. Когда его спросили о самочувствии, в ответ услышали раздражительную фразу: "Самочувствие в норме, а настроение - паршивое".

В этом полете Береговой Георгий Тимофеевич во многих аспектах выступил первопроходцем, ведь перенесенное им не учитывалось при подготовке космонавта и при проведении технических расчетов. После возвращения на Землю пилот сделал массу ценных замечаний конструкторам и техникам. Благодаря им значительно улучшилась подготовка будущих космонавтов, а космические аппараты начали проектировать более тщательно. За этот полет Береговой был во второй раз награжден Звездой Героя.

В период с 1972 г. по 1987 г. - руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. По окончании этого периода (в 1987 г.), будучи на тот момент генералом-лейтенантом авиации, предпочел уйти в отставку по возрасту.

Научная и политическая деятельность

Помимо летной и учебной деятельности, Береговой Георгий Тимофеевич писал научные работы, касающиеся космонавтики и инженерной психологии. Также этот великий человек - соавтор нескольких открытий в области физики атмосферы. Также Береговой был председателем Общества польско-советской дружбы и Межреспубликанского союза ветеранов. Писал Георгий Тимофеевич и художественные произведения.

Береговой Георгий Тимофеевич, фото которого вы видите в статье, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Перечень наград

Среди множества наград, полученных Береговым, следует отметить:

  • две Золотые Звезды Героя;
  • два ордена Ленина;
  • два ордена Красного Знамени;
  • два ;
  • два ордена Отечественной войны 1 степени.

Также Береговой Георгий Тимофеевич, биография которого представлена вашему вниманию в статье, являлся почетным гражданином Калуги и других городов.

Георгия Тимофеевича не стало 30 июня 1995 года. Был упокоен со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище (Москва).

Обладая огромным количеством всевозможных наград и званий, Береговой всегда о себе говорил очень скромно: "Таких ребят, как я - тысячи, возможно, сотни тысяч". Но в истории советской авиации и космонавтики он навсегда остался единственным космонавтом, прошедшим войну.

Береговой Георгий Тимофеевич, биография которого может служить примером для многих поколений, прожил долгую и интересную жизнь. Никому не известный парень стал героем, имя которого знал и знает почти весь мир.

Космический камикадзе
45 лет назад был впервые успешно осуществлен полет корабля «Союз» с человеком на борту

26 октября 1968 года корабль пилотировал не совсем обычный космонавт - уже Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, участник Великой Отечественной войны, в частности, боев на Курской дуге, 47-летний уроженец Донецкой области Георгий Береговой. Определяющим для того крайне опасного запуска в почетном перечне регалий и достижений Георгия Тимофеевича были слова заслуженный летчик-испытатель, то есть очень опытный.

До того момента, пока Береговой окончательно, осязаемо не вернулся на Землю, коллеги считали его смертником.

Несколько раз это страшное слово прозвучит и в только что показанном по телеканалу «Россия-1» замечательном фильме Руслана Божко и Александра Островского «Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового» (сценаристы А. Островский и А. Мержанов). И это не для красного словца. Почему называли смертником Берегового знающие люди? Потому что они действительно знали, что очередной космонавт летит на обреченном корабле: до этого погибли подряд четыре «Союза». Три первых - беспилотные. Один взорвался на стартовой площадке, два других запуска были признаны неудачными. В четвертом - «Союзе-1» - в апреле 1967 года в космос во второй раз в своей жизни поднялся Владимир Комаров. При посадке произошел сбой, и первые обгоревшие фрагменты тела летчика-космонавта нашли только через час после того, как спускаемый аппарат врезался в землю; спустя время были найдены другие, так что у дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова две могилы: в Кремлевской стене и в оренбургской степи…

Нет ничего опаснее запустения в чем-то значительном и важном, что еще совсем недавно привлекало внимание восхищенных современников. Именно в таком положении оказалась космическая отрасль, которая, как оказалось, держится исключительно на выдающихся личностях - от Главного конструктора до совсем не рядового Мастера на заводе, выпускавшего филигранно исполненные детали для ракет и кораблей (о нем, о Мастере, в свое время блестяще написал публицист Анатолий Аграновский). Но люди смертны. В начале 1966 года, незадолго до пятилетия со дня полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина, не стало Сергея Павловича Королева, гениального Генерального конструктора, который отличался еще и невероятной строгостью, даже придирчивостью. И космическая отрасль вздрогнула, растерялась и, можно сказать, опустила руки. Пошли одна за другой неудачи.

В фильме ВГТРК о космическом подвиге летчика-испытателя Берегового говорится о последующих за этим событиях так:

«Во второй половине 60-х годов после оглушительного триумфа первых лет советская космонавтика оказалась в тупике. Тогда спасти ее сумели два внешне очень похожих друг на друга человека. У одного была власть, у другого - талант испытателя…»


Да и фамилии их были чем-то схожи. Первым из этих двоих был Леонид Ильич Брежнев, вторым - Георгий Тимофеевич Береговой.

Брежнев познакомился с Береговым в 1961 году, когда еще не взошел на коммунистический престол, хотя и занимал в советских верхах значительную должность. При вручении грамот Верховного Совета СССР он обратил внимание на высокого бравого украинца, удивительно похожего на него самого (спустя 8 лет это сходство нежданно-негаданно спасет Леонида Ильича от пуль покушавшегося на него не вполне адекватного ленинградца - они смертельно ранят водителя, а выбитые стекла поцарапают летчика-космонавта Берегового, ехавшего в Кремль на прием в первой машине кортежа). И когда Генсеку, занявшему сей пост в октябре 1964 года, доложили о непрекращающихся трудностях с кораблем «Союз», он сказал: «Ну там же у вас в отряде есть летчик-испытатель…»

Береговой был зачислен в отряд космонавтов в том же 1964 году. Более молодые коллеги встретили его в штыки: «Престарелый любимчик пришел за славой». Они имели в виду то, что Береговой в свое время служил под началом видного военачальника Николая Каманина, опекавшего будущих космонавтов.

Да только славы Береговому было не занимать. Однажды он спросил летчика-космонавта Жолобова: «Виталька, ты какого года?» - «1937-го», - ответил тот. «А я этот шлемофон ношу с 37-го». Окончив енакиевский аэроклуб вместе со старшим братом (Михаил Тимофеевич, ныне генерал-лейтенант-инженер, участвовал в съемках фильма о младшем брате), Георгий стал профессиональным летчиком. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в воздушных боях. Летал на штурмовике Ил-2, который немцы звали «чумой», т.е. «черной смертью», если дословно. «Летающий танк» был живуч и в силу этой живучести вездесущ, и именно поэтому наш герой сказал о Ил-2: «Против него действуют все виды оружия».

Пилотом Береговой оказался изобретательным. Однажды, увидев превосходящие силы противника, приказал ведомым перейти в режим бреющего полета, и они действительно опустились до высоты полтора-два метра (!) над полем подсолнечника, так что напрочь сбривали головки самых высоких подсолнухов - но ведь выжила эскадрилья! Потом боевые товарищи сказали ему: «Жорка, с тобой жить и воевать можно».

Его сбивали три раза, но он уходил от смерти. В 23 года стал Героем Советского Союза.


На фронте Георгий Береговой не расставался с изданной в СССР книжкой американского пилота Джимми Коллинза «Летчик-испытатель» и после окончания войны сам стал летчиком-испытателем. Первым - и крайне серьезным испытанием из множества других стал для него МиГ-15. Самолет преследовали аварии. Он срывался в штопор не так, как другие, совершенно неожиданно для летчиков. Береговой первым разгадал нрав реактивного истребителя и заслужил прозвище… товарищ Штопор. С тех пор все военные летчики стали летать по науке Берегового. Учитель Георгия Тимофеевича в космонавтике, моложе его на 13 лет, прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов сказал о нем в фильме так: «Для него крылья были продолжением его рук».

Так что вовсе не за славой пришел Береговой в космонавтику. Теперь можно сказать, что привела его сама судьба - кто бы, кроме него, разгадал нрав «Союза»?

Траги-мистическую роль в судьбе самого Берегового, а значит, и «Союза», и всей нашей космонавтики неожиданно сыграл Юрий Гагарин. Он почему-то говорил Георгию Тимофеевичу: «Пока я жив, ты в космос не полетишь». Об этом крайне неприятно думать - ведь все мы очень любили веселого Гагарина и очень уважали серьезного Берегового - но так и случилось. Летчик-космонавт Гагарин погиб весной 68-го, а осенью того же года было принято решение послать в космос летчика-испытателя Берегового.

На показанной в фильме фотографии Георгия Берегового перед стартом он так радостен, так доволен, что его трудно узнать. Словно кто-то написал на его лице: «Нас не догонишь!» - хотя на самом деле он говорил по-другому: «Всё, больше меня не схватят». То есть не отлучат от полетов, не остановят.

Удачный старт. Выход на околоземную орбиту. Первый виток. Подлет к беспилотному кораблю, с которым надлежит состыковаться… И - неудача. Повторить попытку стыковки оказалось невозможно - топлива осталось только на посадку.

Он не знал, что для всех в космической отрасли уже одна только тассовская фраза «Все системы корабля работали нормально» была победой, добился которой этот совсем не молодой летчик-испытатель с реальным военным прошлым.

Береговой не сразу понял, что произошло в космосе. А потом каким-то чутьем осознал, что корабль подошел к беспилотнику в перевернутом виде, - необычное состояние невесомости на первых порах не позволяет космонавту сориентироваться в пространстве. Но отчет о полете и возможных недочетах конструкции корабля он составил очень подробный.

Позже инженеры назовут приказ состыковаться на первом витке глупым, но для Георгия Тимофеевича это было слабым утешением. До конца дней ему казалось, что он «не выполнил задания».


Хотя на самом деле он его перевыполнил. Генерал-майор медицинской службы Владимир Пономаренко сказал в фильме: «Он, Береговой, был первым космонавтом, который не побоялся сказать конструкторам то, то и то, что счел неудачным в конструкции космического корабля». Он не стал оправдываться - он искал причины. Нашел и, по сути, стал со-конструктором «Союза», который и по сей день считается самым надежным космическим кораблем.

Корабль отличный, и рассказ о спасшем его репутацию человеке тоже отличный. Только один вопрос не дает покоя: почему такой прекрасно сделанный, такой нужный хотя бы для примера другим, более молодым людям, чтобы помнили о государственном значении космонавтики, фильм показали уже после полуночи, за пять минут до исполнения государственного Гимна? Нет ответа…

Татьяна Корсакова
Специально для Столетия


Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового


Документальный фильм студии Роскосмоса "Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового".
«Союз». Самый надёжный в истории освоения космоса корабль. Он создавался для полёта к Луне. Но к ней не полетел. Он вообще отказывался летать. В начале своей истории он терпел аварию за аварией... Он убил космонавта... И, возможно, своей нынешней славой «Союз» обязан одному человеку, который всё же укротил строптивый корабль. Этот человек вообще не должен был стать космонавтом. Но череда катастроф «Союза» заставит командование отправить на орбиту именно его. Это фильм о судьбе дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Берегового Георгия Тимофеевича.

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. В 1937 году окончил восемь классов средней школы в городе Енакиево. В 1937 году занимался в аэроклубе в городе Енакиево.

С 12 декабря 1938 года ­ в Красной Армии. 13 июня 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу имени пролетариата Донбасса. С 13 июня 1941 года ­ пилот 314­-го разведывательного авиационного полка 28­-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года ­ пилот 15­-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года ­ пилот 150-­го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-­й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як­-4" и "Р-­6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-­го штурмового авиационного полка. С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой ­ командир звена 235-­го штурмового авиационного полка. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. С декабря 1942 года по 25 марта 1943 года проходил подготовку в 5-­м учебном авиационном полку.

К июлю 1944 года гвардии капитан Береговой совершил 108 боевых вылетов на самолётах "По-­2", "Р-­5", "СБ", "Ил­-2", из них 75 ­ ведущим группы штурмовиков. В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К Победе выполнил 185 боевых вылетов. Участник Ржевско-­Сычевской и Ржевско­Вяземской операций, Курской битвы и битвы за Днепр, Белгородско-­Харьковской, Житомирско­-Бердичевской, Проскуровско­ Черновицкой, Львовско-­Сандомирской, Дебреценской, Бухарестской и Венской наступательных операций.

В январе 1964 года решением Главкома ВВС Береговой был зачислен в отряд космонавтов. С 25 января 1964 по 23 января 1965 года проходил общекосмическую подготовку. С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов. С 3 мая 1965 по январь 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по научной программе длительностью 10 - 15 суток. В январе 1966 года программа полета корабля «Восход-­3» и состав экипажей были изменены. С января по май 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по военной программе длительностью до 20 суток.

Программа подготовки была завершена, комплексные тренировки сданы успешно, но в мае 1966 полет был отменен в связи с закрытием программы «Восход». C декабря 1966 по май 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК «Союз» по программе стыковки на орбите, сначала в составе третьего экипажа, а с июня 1967 года ­ в первом экипаже. Полёт со стыковкой 2-­х пилотируемых кораблей был отложен. С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-­пилота корабля «Союз-­3», по программе стыковки с беспилотным кораблём «Союз­-2».

С 26 по 30 октября 1968 года полковник Береговой совершил полёт на космическом корабле "Союз-­3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз­-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года генерал-майор авиации Береговой Георгий Тимофеевич награждён орденом Ленина и второй медалью "Золотая Звезда".

С 9 апреля 1969 года Г.Т. Береговой ­ заместитель начальника, а с 26 июня 1972 года ­ начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. 3 января 1987 года уволен в отставку.

Жил в посёлке Чкаловский Московской области, затем ­ в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3-­й степени, Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-­й степени, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-­й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и 11-­ю юбилейными медалями, иностранными наградами: «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда, орденом Георгия Димитрова, медалью «25 лет народной власти», медалью «100-­летие падения Османского ига», орденом Красного Знамени с бриллиантами, Золотой медалью «За боевое содружество», «Народный Герой Югославии» 2-й степени.

Награждён также золотой медалью имени Ю.А.Гагарина, медалью де Лаво, удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос». Почётный гражданин городов Калуга, Луганск, Енакиево, Винница, Плевен, Сливен.

В школе-­гимназии № 37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В 2011 году Южная железная дорога присвоила имя Г.Т.Берегового поезду № 91/92 "Полтава­-Москва".



15.04.1921 - 30.06.1995
Дважды Герой Советского Союза
Памятники
Надгробный памятник
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский
Памятная стела в Енакиево
Поезд «Георгий Береговой»
Бронзовый бюст в Енакиево
Бронзовый бюст в Енакиево (фрагмент)
Памятный знак в Енакиево
Бюст в Киеве
Бюст в Киеве (фрагмент)
Бюст в Фёдоровке
Мемориальная доска в Звёздном городке


Береговой Георгий Тимофеевич – командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия), гвардии старший лейтенант;
командир космического корабля «Союз-3», полковник.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловской волости Константиноградского уезда Полтавской губернии (ныне Карловского района Полтавской области, Украина). Украинец. С осени 1921 года жил в городе Енакиево (ныне Донецкой области, Украина). В 1937 году окончил 8 классов школы. Работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в запасном и ближнебомбардировочном авиаполках (в Приволжском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1942 – командир звена 451-го штурмового авиационного полка, в ноябре-декабре 1942 – командир звена 235-го штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских операциях.

В декабре 1942 – марте 1943 проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (Калининский фронт).

В июле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 671-го (с мая 1943 – 90-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

28 июля 1943 года его самолёт был сбит вражеским истребителем, спасся на парашюте. Во время одного из боевых вылетов был легко ранен пулей в голень левой ноги.

Всего за время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбоштурмовых ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

В ноябре 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу. До 1947 года продолжал службу в ВВС штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).

В 1947-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино), в 1956 году окончил её заочно.

В августе 1948 – январе 1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл госиспытания сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П, Су-9 и Ту-128; испытания боевых реактивных самолётов Як-25, Як-27Р, Су-7Б и Су-9 на штопор, испытания учебно-тренировочного реактивного самолёта МиГ-15УТИ на перевёрнутый штопор. Участвовал в государственных испытаниях самолётов И-320 («Р-2»), МиГ-17Ф, СМ-7, МиГ-19С, СМ-12, СМ-30, Як-25РВ-I и других.

С января 1964 года по февраль 1982 года состоял в отряде космонавтов.

26-30 октября 1968 года совершил космический полёт в качестве командира космического корабля «Союз-3» продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года полковник награждён второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

С апреля 1969 – заместитель начальника, а в июне 1972 – январе 1987 – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. С января 1987 года генерал-лейтенант авиации Г.Т.Береговой – в отставке.

Работал в вычислительном информационном центре «Лидар» Академии наук СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (в 1970-1982 годах).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково), с 1966 года – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), лётчик-космонавт СССР (1.11.1968), генерал-лейтенант авиации (1977), заслуженный мастер спорта СССР (1969), космонавт 3-го класса (1968), кандидат психологических наук (1975).

Награждён 2 орденами Ленина (26.10.1944; 1.11.1968), 2 орденами Красного Знамени (26.08.1942; 28.09.1943), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (16.04.1944), Александра Невского (20.10.1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (14.01.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (30.04.1954; 22.02.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями.

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1970). Награждён болгарским орденом Георгия Димитрова (1970), венгерским орденом Знамени ВНР 1-й степени (04.1970), монгольским орденом Боевого Красного Знамени, польским орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени, румынским орденом Тудора Владимиреску 5-й степени, иностранными медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1981, за подготовку экипажей по программе «Интеркосмос»). Удостоен Золотой космической медали FAI (1977) и Золотой медали имени Ю.А.Гагарина (FAI, 1968).

Почётный гражданин городов Калуга (1968), Байконур (1977, Казахстан), Луганск (1968), Енакиево, Винница (1969, Украина) и Староконстантинов (Хмельницкая область, Украина), Плевен и Сливен (Болгария).

Бронзовый бюст Г.Т.Берегового установлен в городе Енакиево, бюсты также установлены в Киеве и селе Фёдоровка Полтавской области. В Енакиево на здании школы, в которой он учился, в посёлке Чкаловский и Звёздном городке на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.

Примечание: Награждён за выполнение 108 боевых вылетов (на апрель 1944 года).

Сочинения:
Земля – стратосфера – космос. М., 1969;
Угол атаки . М., 1971;
Небо начинается на Земле. М., 1976;
Безопасность космических полётов (в соавторстве) . М., 1977;
По зову сердца. М., 1981;
Космос – землянам. М., 1981;
Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности (в соавторстве) . М., 1981;
О времени и о себе. М., 1982;
Космос – землянам. 2-е издание. М., 1981;

Георгий Береговой - единственный в истории дважды Герой Советского Союза, получивший одну «Золотую звезду» за военные подвиги, а вторую - за покорение космоса.

Укротитель «Союза». Как герой войны спас космическую программу СССР

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова, с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового.

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора - начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг - чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» - надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто - атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому - вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей - к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально - он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое - профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» - не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев. И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

В качестве лётчика-испытателя Георгий Береговой освоил 60 различных типов самолётов

К началу 1960-х годов Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает - в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло - Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв. Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров. Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой - самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее - как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной - врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза - единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую - за полёт в космос.

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин, задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель - Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

Георгий Тимофеевич Береговой скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Поделиться