Термины в тематике «дизайн интерьеров. Краткий словарь полиграфических терминов Шрифты и отступы

Вы когда-нибудь задумывались, что станет для вас возможным в маркетинге даже с небольшим запасом знаний дизайна? Хотите вывести ваши соцсети на новый уровень, увеличить количество подписчиков, лайков и шеров? Без хорошего визуального контента не обойтись! К счастью, в эру интернета обучение новому стало доступным каждому, кто умеет пользоваться поисковиком. Чтобы легче было осваиваться в новой области, изучите эти 48 понятий дизайна и область их применения. Для удобства чтения мы разбили термины на группы.

Оформление

От того, как вы разместите объекты на изображении, будет зависеть восприятие информации читателем. Важно размещайте в целевых точках дизайна, остальное – не должно отвлекать на себя много внимания.

1. Золотое сечение

Золотым сечением называют соотношение двух величин, когда в результате деления большего на меньшее получается число 1,618. Пользуясь правилом золотого сечения, вы можете сделать ваши картинки удобными для восприятия глаза. Задать то, как зритель будет путешествовать взглядом по изображению – от более свободного пространства к насыщенной части.

Ниже представлен пример того, как золотое сечение используется для разделения пространства между основной частью сайта и боковой панелью.


2. Правило третей

Представьте, что на вашем изображении нарисована сетка, которая своими линиями делит изображение на 3 равных части.

Чтобы картинки выглядели визуально лучше, размещайте объекты на линиях и точках их пересечения. Горизонт лучше всего размещать на одной из направляющих.


Точки сетки, в которых пересекаются направляющие, используйте как целевые места вашего дизайна.

Шрифты и отступы

Не существует обязательных правил, когда использовать тот или иной вид шрифта. Однако соблюдение ряда экспертных советов сделает текст более читабельным. основной части текста на сайте обычно советуют использовать шрифты без засечек, а вот для заголовков больше подойдут шрифты с засечками – они цепляют взгляд читателя.

3. Шрифты с засечками (serif)

Засечки – это как бы маленький «взмах» или завитушка на буквах. Самый известный представитель – Times New Roman. Шрифты с засечками лучше использовать для заголовков и других выделяющихся элементов. Они цепляют взгляд читателя.

4. Без засечек (sans-serif)

«Sans» означает «без», соответственно, «sans-serif» – шрифт без засечек на буквах. Типичный представитель – Arial.


Шрифты без засечек лучше подойдут для основной части текста. Ничто не будет мешать читателю воспринимать информацию.

5. Шрифты с засечками в виде пластин (slab serif)

Особенность шрифтов с засечками в виде пластин состоит в том, что они ощущаются более геометрическими и большими, чем традиционные шрифты с засечками.

Пример такого шрифта – Museo Slab.

6. Рукописные стили текста

Основаны на стиле письма от руки. Они более плавные, чем традиционные типы шрифтов. Хорошо подойдет для дизайна логотипов и общего оформления бренда.

Пример, как может выглядеть текст шрифта в рукописном стиле.

7. Моноширинный шрифт

Моноширинный шрифт (также известный как шрифт фиксированного шага, фиксированной ширины или непропорциональный шрифт) – когда буквы и остальные знаки (числа и значки обозначений) занимают одинаковое количество горизонтального расстояния. Иными словами: и буква «ж» и буква «т» будут равны по ширине, равно как и цифра «2». Большой массив моноширинного текста воспринимать сложно. Зато это может быть хорошим дизайнерским решением для заголовках на афишах.

8. Иерархия

Иерархия в типографике – это система организации, которая устанавливает порядок важности между данными, упрощает навигацию в контенте. Это помогает направлять взгляд читателя от начала секции к концу, позволяет выделить необходимую информацию.


Пример, иллюстрирующий важность иерархии объектов в тексте.

9. Кернинг

Кернинг - избирательное изменение интервала между буквами. Этот элемент определяет пространство между двумя специфическими буквами (или другими знаками: числами, пунктуацией и тд). Таким образом, происходит регулировка пробелов, которая улучшает читаемость текста.

10. Отступы между словами

В английском языке есть понятие traking. Оно означает примерно то же, что и кернинг. Отличие состоит в том, что вместо фокусировки на пробелах между отдельными буквами уделяется внимание пробелам между группой букв/между словами. Так же, как и кернинг, элемент необходим для улучшения читаемости текста.

11. Пространство между строками

Определяет то, какой будет пробел в тексте между строками. Используется, чтобы создать дистанцию между нижней частью одной строки и верхней частью строки следующей для облегчения чтения.


Большой пробел между строками позволяет разделить текст на блоки, абзацы. Небольшое разделение делает текст единым.

12. Висячие строки

Это линии текста, которые остаются «в одиночестве» наверху или внизу абзаца. Есть 2 варианта висячих строк:

  • Оставленное слово/словосочетание: когда на последней строке абзаца стоит одно слово или очень короткая строчка. Визуально строка выглядит маленькой, не соответствующей остальным в абзаце.
  • Оставленная строка: последняя строка абзаца, которая была перенесена на начало следующей страницы. Она отделена от основной части текста.

На этапе верстки стараются убирать висячие строки. Неприязнь к ним объясняется эстетическими (текст лишается единообразия и своей прямоугольной формы) и техническими причинами (висячие строки снижают читаемость текста).

13. Lorem Ipsum

Lorem Ipsum – это простой текст, классическая панграмма, используемая в дизайнерской индустрии. Обычно представляет собой бессмысленный текст, при написании которого используются все или почти все буквы алфавита. Lorem Ipsum нужны для заполнения макета страницы. Заодно помогает рассмотреть текст в заданных параметрах.

Цвета

Подобранные цвета играют важную роль в восприятии авторского посыла. Одни цвета побуждают к действию, другие расслабляют. Отдельная сложность в подборе цвета – отличие отображения тонов на дисплеях и бумаге.

14. RGB

RGB – цветовая модель, в которой основными являются красный, зеленый и синий цвета. Они смешиваются разными способами для воспроизведения широкого спектра цветов. В рамках данной цветовой модели считается, что смешение цветов приводит в итоге к белому цвету. Поскольку RGB-модель используется для изображения на экране компьютеров и другой техники, в цветах учитывается подсветка экрана.

15. HEX

Hex – модель, состоящая из 6 цветов, которую используют в HTML, CSS и в дизайне приложений программного обеспечения для репрезентации цветов.


16. CMYK

CMYK – цветовая модель, которая используется для печати. Цвета CMYK изначально более светлые, чем получаемые при смешении цвета. Чем больше смешений, тем темнее получаемый цвет.

Основой являются желтый, пурпурный, голубой и черный, смешение которых приводит к созданию новых цветов. Зачем нужна модель CMYK? Модель RGB создана для цифровых экранов и при печати теряется яркость. Была необходима модель, которая будет сохранять цвета при печати.


17. Цветовая модель Пантон

Стандартизированная система подбора цветов. Каждый оттенок имеет свой номер, что упрощает процесс поиска и воспроизводства необходимого цвета.


18. Теплые цвета

Теплые цвета, как красный, оранжевый, желтый или вариации из этих цветов несут дружественный, радостный, уютный настрой.

19. Холодные цвета

Холодные цвета, такие, как синий, зеленый, фиолетовый, имеют способность успокаивать.


20. Аналоги

Схемы аналоговых цветов используют цвета, которые стоят рядом друг с другом в цветовом круге. Обычно они хорошо смотрятся вместе и создают спокойный и комфортный дизайн.


21. Комплиментарность

Комплементарными называются цвета, которые находятся друг напротив друга в цветовом круге (например, красный и зеленый). Цвета, расположенные на противоположных точках круга позволяют «играть» с контрастностью и выделением необходимых объектов.


22. Триады

Такая цветовая схема советует использовать цвета, которые расположены на равномерном расстоянии друг от друга на цветовом круге. Если соединить цвета точками, получится равносторонний треугольник. Как и другие способы работы с цветовым кругом, триады помогают подобрать гармонирующие друг с другом цвета.


23. Цветовая теория

Есть 3 базовых понятия в цветовой теории:

  1. Цветовые круги – дают подсказку, какие цвета лучше использовать вместе.
  2. Цветовая гармония – согласованность цветов в результате найденной их пропорциональности форм и объемов использования.
  3. Контекст того, как используются цвета, их влияние на человеческое восприятие.

Понимание того, как использовать разные цвета для передачи мнения, – важная часть как дизайна, так и маркетинга. Ниже представлен краткий гайд о том, как цвета действуют на восприятие мозгом.


24. Палетка

Цветовая палетка – набор цветов, которые могут быть использованы для всех иллюстраций или дизайнерских работ, что презентуют ваш бренд. Выбранные цвета должны гармонично соотноситься с каждым другим.

25. Монохромность

Термин «монохромность» используется для описания дизайна или фотографий, которые сделаны в одном цвете или разных оттенках одного цвета. Прием часто используется для приданию изображению эффекта старины.


26. Градиент

Градиент – это постепенное изменение цвета в другой цвет (например, зеленый плавно переходит в синий) или плавный уход цвета в прозрачность. Есть 2 типа градиента: линейный и радиальный.

На изображениях градиент может помочь сделать объект более реалистичными. Например, создать эффект подсветки.

27. Прозрачность/непрозрачность

Это позволяет сделать некоторые элементы дизайна прозрачными. Чем меньше уровень непрозрачности, тем более прозрачным выходит элемент. Например, 100% непрозрачность означает объект в обычном виде.


Более прозрачные объекты «весят» меньше. Можно выделять остальные предметы на изображении. С помощью прозрачности «играют» с оттенками цветов.

28. Тон

Тон – способ описания цвета. Любой цвет в цветовом круге – это тон. Красный, синий и желтый – это тона.

29. Оттенок

Оттенок – вариант цвета. Оттенки создаются при помощи добавления белого к любому цветовому тону в цветовом круге. Осветление и уменьшение тона делают цвет менее интенсивным.

Насыщенные тона позволяют выделить главное. Использование оттенков делает объекты визуально мягче и легче.


Брендирование

Название, логотип, брендовый символ для бизнеса – почти как имя для человека. Определенный стиль компании подчеркивает ее уникальность и позволяет отличить от других.

30. Логотип

Логотип – имя компании, которое выполнено в уникальном дизайне для использования бизнеса. Любой компании необходимо оформлять имя в виде логотипа, чтобы покупатель мог легко и быстро идентифицировать продукцию.

31. Брендовый символ

Обычно брендовый символ не содержит имени компании. Для репрезентации компания использует символ или значок. Так же, как и логотип, позволяет идентифицировать продукцию.


32. Иконка

Иконки – картинки, которые используются для репрезентации какого-либо объекта или действия. Например, изображение ручки может представлять процесс написания чего-либо или просто саму ручку как объект.

Иконки могут быть использованы для создания брендового знака. Они не обязательно должны соотноситься с тем, что делает ваша компания, но должны давать ощущение, которое вы хотите передать клиенту.

Иконки могут помочь сэкономить место при создании сайта компании. Вместо громоздких слов или текстов достаточно поместить одно изображение. Однако, когда используете иконические изображения, тщательно продумайте, что именно вы хотите представить и насколько это понятно для вашей аудитории.

33. Стайл-гайды

Стайл-гайды – набор стандартов для дизайна всего, что связано с вашим брендом, не важно идет ли речь о лэндинге, или визитках, или просто напечатанных документах. Причина для создания стайл-гайда – обеспечение полного единообразия везде, где появляется имя бренда.

Работа с дизайном

Важно учитывать, как работает каждая деталь дизайна. Яркие сопровождающие детали могут помешать восприятию главной информации. В мешанине элементов клиент не увидит вашего суперпредложения, яркий фон отвлечет внимание от полезного текста. Эстетически грамотно оформленное пространство позволит не терять лидов и получить новых клиентов.

34. Сетка

Необходима для равномерного разделения столбцов и строк. Точки сетки помогают дизайнерам расположить элементы соответствующим образом. Сетка позволяет равномерно распределить объекты на верстке.


35. Масштаб

В дизайне масштаб – это соотношение размера одного объекта с размерами другого. Два элемента одного размера могут выглядеть равнозначными, а вот элементы заметно разных размеров будут выглядеть по-разному.


Когда помещаете рядом какие-либо элементы дизайна, думайте о том, как можно использовать масштаб для помощи в иллюстрации значений внутри целой картинки. Например, большой круг будет выглядеть более влиятельно и важно, чем тот, что поменьше.

36. Соотношение сторон

Имеется в виду отношение ширины к высоте фигуры, чаще всего прямоугольника (поскольку у большинства экранов ширина больше, чем высота). Записывается через математическое соотношение с помощью двух чисел, разделенных двоеточием (ширина:высота).

37. Текстура

Текстура – это определенный вид «поверхности» изображения. Можно сделать объект на картинке как будто выложенным из кирпича или сделанным из ткани. Текстура придает изображению объем и реалистичность, делает картинку «вкусной» и продающей.

38. Симметричная раскладка предметов

Это раскладка вещей на картинке так, чтобы они были под углом 90 или 180 градусов друг к другу. Иными словами: предметы лежат параллельно или перпендикулярно друг другу.

Такой прием часто используют модные издания. Он позволяет автору показать множество объектов разом, не создавая при этом визуальный перегруз. Грамотно и аккуратно разложенные предметы делают фотографию стильной и своей эстетичностью привлекают внимание аудитории.


39. Белое пространство

Белое пространство, еще известно как negative space, – та область дизайнерского решения, которая остается пустой. Пространство между графическими элементами, образами и всем остальным на странице. Не смотря на то, что обычно это называют белым пространством, на самом деле оно может быть любого цвета.

Хороший пример белого пространства – домашняя страница Google. Все практически состоит из белого цвета, чтобы пользователи могли сконцентрироваться на строке поиска.


40. Разрешение

Разрешение изображения определяет его качество. Как правило, чем выше разрешение, тем выше качество. В высоком разрешении изображение будет ясным и четким. В низком – картинка будет размытой, нечеткой.


41. Контраст

Контраст возникает, когда 2 элемента на странице выглядят по-разному. Это могут быть разные цвета у текста и фона или темные и светлые тона картинок. Одна из главных причин использования контраста в дизайне – привлечение внимания.


42. Насыщенность

Понятие насыщенности относится к интенсивности и чистоте цвета. Чем более насыщенный цвет, тем более ярким он кажется. Ненасыщенные цвета кажутся бледными.


Высокая насыщенность каких-либо элементов на изображении выделяет их, они могут привлечь больше внимания и визуально иметь больше веса, чем остальные детали. Если вы хотите добавить текст на картинку, лучше всего использовать слабо насыщенный фон.

43. Blur

Блюр делает картинку неясной, размытой. Отличная идея – использовать эффект блюра, когда вы собираетесь наложить на изображение текстовый слой. Текст и какие-нибудь детали картинки могут образовывать между собой конкурентные отношения, блюр избавляет от этой ситуации и сделает текст более читаемым.


44. Кадрирование

Когда вы обрезаете изображение, вы отбрасываете ненужную часть картинки. Кадрирование позволяет изменить акцент или направление изображения.


45. Реалистичная отрисовка объекта

Когда цифровой элемент выглядит как точная копия физического предмета. Например, книжные полки в приложениях для чтения выглядят и делают то, что должны предметы в реальной жизни.


Этот вид дизайна был популярен в начале 2010-х годов и до сих пор используется на некоторых ресурсах. Когда может быть полезна реалистичная отрисовка? Например, вы выставляете на сайте примеры своей продукции. Потенциальный клиент сможет оценить внешний вид, ему будет легче принять решение о покупке. Использование реалистичной отрисовки кнопок на сайте облегчит посетителям поиск «кликабельных» элементов.

46. Плоский дизайн

Минималистический подход, который фокусируется на простоте и практичности. Как правило, такой дизайн характеризуется наличием большого свободного пространства на картинке, четкими контурами, яркими цветами и двумерными иллюстрациями.

Плоский (или флэт) дизайн достаточно популярен. Он придает изображению ощущение легкости и трендовости. Подходит для привлечения молодой аудитории. Однако есть существенный минус в использовании плоского дизайна на сайтах – не всегда очевидно, какие объекты являются кликабельными, а какие нет.


47. Растр

Растровые изображения состоят из сетки пикселей. При изменении размера изображения оно может стать размытым. Скорее всего большинство картинок, которые вы когда-либо видели, были растровыми.

48. Вектор

Векторные изображения состоят из пикселей, линий и кривых. Это означает, что изображение может масштабироваться без потери качества. В отличие от растровых векторные изображения при масштабировании не размываются.

Лучше всего делать логотипы и различные брендовые знаки в виде векторного изображения. Тогда не придется каждый раз отрисовывать их заново при подготовке макета новой величины.


Материал подготовлен на основе текста, взятого с сайта blog.bufferapp.com .

Любой профессионал, который занимается своим делом достаточно долго, приобретает специфический жаргон, который использует легко и не задумываясь, а люди, незнакомые с данными терминами, удивляются и не понимают, о чем идет речь. Не поняв, они стараются не показать вида и кивают головой, мол «да, да, мы в курсе». Поэтому хочу объяснить через данную статью несколько довольно широко используемых терминов, которые полезно узнать людям, не связанным с дизайном интерьеров.

Покрасить по ралу

Эта загадочная фраза означает всего-навсего немецкий промышленный стандарт цвета RAL. Поскольку цвета стандартизированы и имеют индивидуальные номера, у различных производителей мебели и отделочных материалов один и тот же цвет будет выглядеть одинаково с поправкой на то, как краска ложится на разные поверхности. Цвета подбираются по специальным наборным образцам.

Капитоне

Я порядка 10 лет занимаюсь итальянской мебелью и данное слово часто употребляю в разговоре с клиентами. Иногда это приводит к «зависанию» клиента, прямо как у компьютера. Капитоне – это многим знакомая ромбовидная обивка мебели при помощи пуговиц.

Раньше такая обивка использовалась в изготовлении карет, теперь так обивают изголовья кроватей, диваны, кресла, пуфики. Кстати, некоторые люди, когда встречают описание: «Изголовье кровати – капитоне», думают, то это тип изголовья такой. На самом деле, это тип обивки и типичный ее пример – диван Честер (Честерфилд).

Экокожа

Одно из широко используемых слов-обманок. Кто захочет покупать мебель из дерматина или кожзаменителя? Это прям как ароматизатор, идентичный натуральному. А экокожа – звучит экологично и современно!

Скинали

Слово, которое некоторое время тому назад меня саму привело в состояние «зависшего компьютера». Оказалось, все очень просто: это всего лишь кухонный фартук из стекла.

МДФ (мелко дисперсная фракция)

Обозначает мелкую древесную муку, которую смешали с клеевой основой (обычно лигнин природного происхождения) и придали некоторую форму – плоской дверцы шкафа или фигурного барочного завитка на фасаде этого шкафа.

Часто МДФ путают с ДСП (древесно-стружечная плита), которую широко использовали в мебельном производстве в СССР. Основное отличие мебели из МДФ от мебели из ДСП – у МДФ петли на дверцах не отваливаются через пару лет эксплуатации.

Массив дерева

Многие думают, когда слышат этот термин, что понимают, о чем идет речь. На самом деле все не так просто. Когда вам продавец мебели или межкомнатных дверей говорит: «это из массива» или, как вариант, «это натуральное дерево», имеется в виду два разных случая. Первый (массив), предполагает кусок дерева, который опилили, острогали, покрасили.

А есть еще второй вариант, похожий на многослойную фанеру. Это тоже продавцами называется «массив» и «натуральное дерево».

И, поверьте моему мебельному опыту, в эксплуатации второй вариант предпочтительнее. Он не трескается и его не «ведет». Не нужно следить за перепадами температуры и влажности.

Вариант клееного массива – столярная плита

Филенка

Тонкая доска или фанера, вставляемая в какую-либо раму. Большинство межкомнатных дверей сделаны из рамы и разнообразных филенок.

Муранское стекло

Термин, который очень многие слышали и знают, что муранское стекло, это стекло изготовленное на острове Мурано близ Венеции. Его еще называют «венецианским стеклом». Вы можете спросить: «Это и так все знают. Зачем это объяснять?». Недавно, занимаясь комплектацией одного дизайн-проекта, я просматривала каталог одной очень широко известной китайской фабрики, не буду ее называть, которая выпускает люстры и разнообразные светильники. У них в каталоге было написано: «Люстра из Муранского стекла. Китай». Это тоже самое, что «московский коньяк» или «российский пармезан». Понимаете, о чем я?

Паттерн

Некоторая закономерность, система, орнамент. Подробно расписывать не буду, поскольку на эту тему есть целая отдельная статья " ".

Отделочные процессы - процессы дополнительной обработки печатной продукции для улучшения ее внешнего вида, повышения качества и прочности, например, ламинирование, лакирование, биговка, тиснение и пр.

Лакирование - облагораживание листовой печатной продукции (бумаги, картона) нанесением на нее полиграфического (дисперсионного или УФ-отверждаемого) лака - для придания блеска, создания более надежной защиты от внешних воздействий.

Выборочное лакирование - лакирование не всей поверхности, а только выборочных участков, как правило УФ-отверждаемым глянцевым лаком.

Ламинирование - облагораживание бумаги путем припрессовки специальной пленки для придания водонепроницаемости, жесткости, надежной защиты от внешних воздействий. Широко применяется при отделке печатной продукции. Ламинирования бывает горячее и холодное. Производится на специальных устройствах - ламинаторах.

Термоподъем - вид печати, при которой создается эффект объемного текста на материале.

Фальцовка
- процесс сгибания (складывания) бумаги. Применяется на бумагах плотностью до 170 г/кв.м включительно. Линия сгиба при фальцовке называется фальц. На более плотных бумагах используют биговку.

Биговка
- формирование линий сгиба (бигов) на плотных бумагах. Различают ножевую, роликовую и биговку штампом. Осуществляется на специальных машинах. От фальцовки отличается более ярко выраженной линией сгиба, а также возможностью осуществления данного процесса на более плотных материалах.

Вырубка (штанцевание, высечка) - операция листовой штамповки - получение плоских фигурных деталей путем отделения материала от заготовки по замкнутому контуру в вырубном штампе. Высечка делается специальными штампами (штанц-формами).

Надсечка - в отличие от высечки при надсечке материал прорубается не насквозь. Применяется при изготовлении, например, наклеек.

Перфорация - нанесение периодически повторяющихся отверстий или линий. Выполняется для облегчения разрыва или сгиба по определенной линии. Перфорация создается при помощи специальных ножей, дисков, линеек.

Тиснение фольгой - присоединения фольги (существует много сортов различающихся по цвету, интенсивности блеска и др.) к бумаге (картону) при помощи термопресса.

Конгревное тиснение (конгрев) - получение многоуровневого рельефного изображения без краски и фольги при сжатии участка переплетной крышки, открытки между нагретыми штампом и контрштампом (соответственно, пуансоном и матрицей). Выполняется в специальных печатных прессах или в тигельных печатных машинах. Это эффектный прием оформления переплетной крышки и рекламных изданий на тонком картоне или толстой бумаге, иногда с использованием и фольги.

Блинт - плоское (в отличие от конгрева) бескрасочное тиснение.

Клише - рельефная металлическая пластина, используемая для тиснения фольгой, конгревного или блинтового тиснения.

Каширование - соединение (склеивание) двух различных материалов.

Нумерация - печать, как правило, при помощи специальных устройств - нумераторов, меняющихся номеров на оттисках (например, на ценных бумагах, бланках, билетах, нумерованных изданиях и пр.)

Листоподбор - собирание отдельных разрозненных листов или тетрадей в необходимой последовательности для сшивки в брошюру или книгу.

Листоподборочная машина - машина, состоящая из определенного количества самонакладов и транспортера, на котором комплектуется из отдельных тетрадей блок издания. Комплектация блока из тетрадей может проводится накидкой, вкладкой или подборкой, в зависимости от требования технологии. Хотя машина и называется листоподборочная, но она подбирает всегда тетради. Названа листоподборочной потому, что она подбирает печатные листы, сфальцованные в тетради. Не следует путать с листоподборщиком (коллатором).

Листоподборщик (коллатор) - машина башенного или горизонтального линейного построения, состоящая из определенного количества лотков, из которого листы подаются по одному и подбирается блок издания. Листоподборщики, как правило, офисные машины и для массового производства полиграфической продукции по надежности мало выгодны.

WIRE-O - двойная проволочная спираль. Способ переплета многополосных изданий, в основном календарей, блокнотов. Переплет выполняется на специальных устройствах.

Ригель - элемент переплета перекидных календарей. Применяется для удобства размещения календаря на стене. Представляет собой отрезок металлической проволоки со сформированным посередине изгибом - "ушком".

Пикколо - элемент настенного календаря, обычно квартального. Представляет собой металлическое кольцо диаметром 3-5 мм, обрамляющее отверстие для крепления календаря на стене.

Брошюровочно-переплетные процессы - Завершающие полиграфическое производство процессы, приводящие к получению из отпечатанных листов тетрадей, изданий, брошюр, журналов или книг в обложке или переплете. Включают фальцовку, подборку, шитье, или бесшвейное скрепление книжно-журнальных тетрадей, крытье обложкой и др.

Комплектовка блока вкладкой - составление книжного блока вкладыванием тетрадей одна в другую в определенной последовательности. Применяются при изготовлении журналов и брошюр небольшого объема (до 96 страниц).

Комплектовка блока накидкой - составление книжного блока накидыванием тетрадей одна на другую в определенной последовательности. Применяют при изготовлении журналов и брошюр небольшого объема (до 96 страниц).

Комплектовка блока подборкой - составление книжного блока издания из последовательно расположенных одна в другую тетрадей или отдельных листов. Широко используется при изготовлении книжных изданий.

Комплектовка книжного блока - компоновка книжного блока из тетрадей (листов) и других составных деталей вкладкой (накидкой) или подборкой.

КБС - клеевое бесшвейное скрепление. Один из видов скрепления многополосных изданий (брошюр, каталогов, журналов). Обычно применяется в изданиях ограниченного срока использования с толщиной корешка от 4 до 10 мм.

Шитьё внакидку - скрепление через корешковый сгиб тетрадей, скомплектованный вкладкой или накидкой.

Шитьё втачку - скрепление проволокой по корешковому полю тетрадей, скомплектованных подборкой.

Проволокошвейная машина - машина, предназначенная для скрепления проволочными скобами тетрадей и листов книжных блоков, брошюр, блокнотов, календарей и пр. Машины различаются степенью автоматизации, количеством одновременно наносимых скоб, скрепляющих тетради или листы.

Ниткошвейный автомат (НША) - ниткошвейная машина, осуществляющая скрепление тетрадей в книжный блок с автоматической поштучной подачей в нее тетрадей самонакладом без непосредственного участия человека в каждом цикле машины.

Вкладочно-швейно-резальный автомат (ВШРА) - линия, предназначенная для изготовления брошюр и журналов вкладкой вместе с обложкой, прошивки их проволокой по сгибу с загибкой ножек скоб внутрь блока и обрезка с трех сторон.

Подрезка бумаги - обработка листовой бумаги или картона резанием для создания двух взаимноперпендикулярных "верных" сторон и придания печатным листам точных размеров. Подрезку бумаги проводят на одноножевых бумагорезальных машинах с четырех, а при хорошем качестве кромок с двух сторон под прямым углом. Подрезаный угол называется "верным", его отмечают на стеллажах с печатной бумагой.

Резка - один из полиграфических процессов, применяющийся при производстве полиграфической продукции. Выделяют несколько видов: подрезка - обрезка листовой бумаги или картона для создания двух взаимноперпендикулярных "верных" сторон и придания листам точных размеров; разрезка - разделение резанием оттисков, листов бумаги или картона на определенные части.

Абажур Абака

Верхняя плита капители колонны; в архитектуре - венчающая часть колонны, которая принимает на себя тяжесть карниза.


Абака Авангардизм

Общее название ряда течений в искусстве ХХ века. Авангардизм - отрицание традиционных форм искусства, разрушение сложившихся эстетических взглядов, склонность к экспрессии.


Авангардизм Азиатский стиль

Основные черты этого стиля - порядок, равновесие, ясность и простота. Интерес к фен-шуй сделал этот стиль популярным в последнее время. Текстура, нейтральная палитра и акцент на понятии дома, как святилища - все это важно. Этот стиль точно описывает фраза «меньше - это больше».


Азиатский стиль Акант

Южное травянистое растение с большими зубчатыми листьями, собранными в виде розеток. Мотив аканта широко используется в античном искусстве.


Акант Акварель

Водорастворимая краска и техника живописи с использованием эффекта прозрачности красочного слоя.

Разговорное название полимеров на основе производных акриловой кислоты и материалов из них.


Акрил Аксонометрия

Способ изображения предметов на чертеже с помощью параллельных проекций. Такое изображение характеризуется большой наглядностью, т.к. иллюстрирует 3D модель.


Аксонометрия Акцент композиции

Главная часть, композиционный центр.

Аллегория

Условное изображение абстрактного понятия.

Алмазная грань

Элементы декора, имеющие форму кусочков драгоценных камней.

Углубление или ниша в стене. Альков изначально обозначал спальное помещение, огражденную занавесью кровать. В современном интерьере альков - это небольшие боковые комнаты, в которые свет проникает не непосредственно извне, а только из других комнат через стеклянные двери или окна.


Альков Ампир

Стиль позднего классицизма (1-я треть XIX в.). Характерны массивные лапидарные, подчёркнуто монументальные, формы; богатый (часто экзотический) декор; опора на художественное наследие императорского Рима, использование военно-имперской символики. Стиль сложился в период правления Наполеона I Бонапарта.


Ампир Амфора

Древнегреческая ваза с узким горлом.

Роспись цветной глиной по керамике.


Ангоб Антаблемент

Балочное перекрытие пролета, опирающееся на колонны, и состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент - несомая часть архитектурного ордера.


Антаблемент Античность

История и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также стран и народов.

Настил, полка под потолком для хранения различных вещей, отделённые от помещения дверцами. Также слово используется для обозначения верхней части шкафа. Антресолью называется также верхняя часть высокой комнаты, разделённой на два полуэтажа.


Антресоль Антропометрия

Один из разделов антропологии, изучающий размерные характеристики строения, основных движений и поз человеческого тела. Антропометрия устанавливает усредненные величины для людей разного пола, возраста, этнической принадлежности и географического региона. Данные антропометрии используются при проектировании, чтобы обеспечить соразмерность объектов человеку, а в результате - удобство пользования и комфорт.

Антураж

Окружение, среда. То, что сопутствует зрительному центру, главному элементу. В некоторой степени антураж можно сравнить с декорациями, в которых происходит основное действие.

Ряд сообщающихся помещений, дверные проёмы которых находятся на одной оси. Характерно для барокко и классицизма.


Анфилада Аппликация

Прием декоративно-прикладного искусства, создающий орнамент или любое изображение путем наложения на основной фон кусочков из иного материала.

Плоскостной или тонкий лепной орнамент со сложным, обычно симметричным, рисунком, стилизующим растительные побеги (иногда в сочетании с геометрическими фигурами, надписями, изображениями людей и животных). Заимствован европейским искусством средневековья из орнаментальных композиций искусства ислама.


Арабеска Арка

Тип архитектурной конструкции, дугообразное перекрытие проема - пространства между двумя опорами - колоннами, пилонами.


Арка Аркатура. Аркатурный фриз.

Ряд декоративных арок на фасаде здания или на стенах внутри.


Аркатура. Аркатурный фриз. Аркбутаны

В готических базиликах - арочные мостики, передающие распорные усилия арок центрального свода на контрфорсы; образуют наружный скелет опорных конструкций.


Аркбутаны Арлекин

Мебель с секретом, внешний вид которой не соответствует функции.


Арлекин Армирующий профиль окна

Стальной усилительный элемент, находящийся внутри ПВХ-профиля.

1920-1940 г. Направление, геометрический стиль в архитектуре и домашней мебели, популярный в 20-х, 30-х годах 20 века. Характерные подчеркнуто геометрические, закругленные, «струящиеся» фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями, стеклянные столешницы. Арт деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля деко масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн.


Арт-Деко Арт-Нуво

Стиль, развившийся во Франции и Европе в конце 19-го века, с декоративными плавными линиями. Природа является источником вдохновения, поэтому для стиля так характерны темы цветов, листьев, птиц и насекомых. Природные мотивы часто являются сказочными и асимметричными. Для этого стиля также характерны изображения женщин с длинными прямыми волосами и в длинных платьях.


Арт-Нуво Архаический

Древний, свойственный старине; в греческом искусстве - период до средины V в. до н. э.

Архаичный

Отзывающийся стариной, устарелый.

Архитектоника

Структурные закономерности, присущие конструкции здания, скульптуры.

Архитектурное членение

Общее обозначение принятых в архитектурных сооружениях колонн, пилястров, карнизов, профилей, арок, аркад, балясин, ризалитов и т. д., которое можно встретить в старых мебельных изделиях.

Архитектурный

Характерный для строительного искусства тип построения.

Несущая колонна в виде мощной мужской фигуры на мебельных изделиях или зданиях.


Атлант Атрий. Атриум.

Центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило многосветное, распределительное пространство общественного здания, инсолируемое через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии.


Атрий. Атриум. Аттик

Стенка над венчающим сооружение карнизом. Аттик часто украшается рельефами или надписями.


Словарь дизайн терминов создан для ознакомления новичков с значениями некоторых базовых понятий, которые часто используются в сфере дизайна.

A

Alignment (выравнивание) – расположение объектов относительно других объектов. Например слева, справа, по центру и т.п.

B

Back End (бэкэнд) – в вебе, это часть сайта, которая спрятана от глаз обычного пользователя и выполняется на стороне сервера. Применимо к CMS (смотрите ниже), бэкэндом является административная часть системы.

Baseline (бейзлайн) – термин используется относительно типографики – это воображаемая линия, на которой стоят все буквы в строке.

Below the Fold (вне экрана) – термин пришел из газетного дела и обозначает часть контента сайта, которая не поместилась в пределах видимой части экрана сайта или приложения. Т.е., чтобы просмотреть данный контент, пользователю прийдется проскроллить (прокрутить) страницу вниз.

Bezier Curve (кривые Безье) – параметрические кривые, которые представляют векторный путь в компьютерной графике. Зачастую они создаются с помощь Pen Tool, путем соединения точек, которые позволяют изменять форму и направление кривых.

C

CMS (цмс, кмс, система управления контентом) – инструмент, который позволяет управлять сайтом. Обычно, в CMS контент отделён от дизайна и функциональной составляющей сайта, что позволяет легко изменять дизайн и функционал, не затрагивая при этом контент. Позволяет легко создавать сайты людям, которые не связаны с дизайном и разработкой.

CMYK (смук, смюк, цмик, цмук, смик) – субтрактивная схема формирования цвета, которая используется в основном в полиграфии. В CMYK используются четыре цвета – Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый) и blacK (черный) для формирования цвета. Каждое из чисел, используемых для обозначения цвета в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию.

CSS (каскадные таблицы стилей) – формальный язык, который используется для описания внешнего вида веб страниц, написанных с помощью языков разметки HTML и XHTML. CSS используется для задания цветов, шрифтов и расположения отдельных блоков на веб страницах.

D

DPI, PPI – количество точек (пикселей для PPI), которые помещаются на один дюйм экрана.

F

Favicon – это маленькие (обычно 16х16 пикселей, реже 32х32 пикселя) иконки, которые отображаются на вкладке сайта в браузере возле названия сайта.

Font Weight – определяет насыщенность (толщину) символов в тексте.

Front End (фронтэнд) – часть сайта, исполняемая на стороне пользователя. В вебе в качестве фронтэнда выступают HTML-вёрстка, стили CSS и JavaScript. Применимо к CMS, фронтэнд является лицевой частью сайта, которую видит пользователь.

G

Grid (сетка) – набор вертикальных и горизонтальных линий, которые формируют систему для расположения объектов.

H

HSB – трёхканальная схема формирования цвета. Название происходит от первых букв английских слов: Hue (цветовой тон), Saturation (насыщенность), Brightness (яркость).

K

Kerning (кернинг) – расстояние между определенными парами символов: LA, Tr, Ta, Ty, Wa, WA, Wo, Ya и другими.

L

Landing Page (лэндинг, посадочная страница) – это веб-страница, собранная определенным образом, главной задачей которой является сбор контактных данных аудитории или продажа товара.

Layers (слои) – используются в Photoshop для компоновки изображения. Слои напоминают стопку прозрачных листов, через прозрачные области вышележащих слоев можно видеть содержимое нижних слоев.

M

Margin (внешний отступ) – внешний отступ от элемента.

Mockups (мокапы) – готовый дизайн страницы.

MVP – продукт, который содержит минимальный набор функций, необходимых для функционирования. Создание MVP позволяет оценить, насколько продукт интересен людям, и стоит ли его развивать в дальнейшем.

N

Navigation (навигация, меню) – это система ссылок, которая позволяет пользователю перемещаться по сайту либо приложению.

Negative Space (белое пространство, пустое пространство, молоко) – часть страницы, которая не содержит текст или изображения.

P

Padding (пэдинг, отступ) – внутренний отступ элемента.

Pen Tool (пен тул) – инструмент, который используется для создания кривых Безье в векторной графике.

Photoshop – графический редактор компании Adobe доступный на Windows и Mac OS X. Содержит в себе широкий функционал для работы с растровой графикой и базовый функционал для работы с векторной графики. За неимением конкуренции, ранее широко использовалась дизайнерами для создайна дизайна интерфейсов.

Pixel (пиксель) – самый маленький элемент изображения (как утом в молекуле). Имеет квадратную форму.

Plug-Ins (плагины) – это приложения, написанные сторонними разработчиками для расширения базового функционала программы.

R

Raster, Bitmap (растровые изображения) – изображение, представляющее собой сетку пикселей на экране устройства. Редактируется данная графика с помощью растровых графических редакторов. При изменении размера данных изображений, существенно теряется качество изображения.

Resolution (разрешение, резолюшин) – обозначает количество пикселей отображаемых на экране (например 1280х1024).

Responsive (адаптивный) дизайн – это вид дизайна сайта (приложения), который позволяет отображать сайт (приложение) одинаково корректно на устройствах с любым размером экрана.

RGB – аддитивная схема формирования цвета. Нужный цвет получается путем смешения световых излучений трёх первичных цветов – красного, зелёного и синего (Red, Green, Blue). Смешение 100% первичных цветов даёт белый цвет.

S

Sketch (приложение) – приложение компании Bohemian Coding для создания векторной графики. Было создано как альтернатива Photoshop для дизайнеров интерфейсов. Доступно только на Mac OS X. Поддерживает множество сторонних плагинов, которые значительно упрощают жизнь дизайнера. Очень тепло принято в кругу дизайнеров, так как не содержит в себе ничего лишнего и нацелено именно на создание дизайна интерфейса (в отличии от Photoshop).

Sketches (скетчи) – быстрые, лишенные деталей зарисовки будущего дизайна.

Sketchpad (альбом) – альбом для зарисовок скетчей. Могут иметь схематически нанесенные изображения различных устройств, для создания более наглядных зарисовок.

Specification (техническое задание) – детальное или не очень описание целей, функционала, структуры и внешнего вида разрабатываемого сайта (приложения). Данный документ очень упрощает жизнь дизайнерам.

T

Tracking (трекинг) – равномерно изменение расстояния между буквами (всеми, в отличии от кернинга).

U

UI дизайн (пользовательский интерфейс) – понятие, включающее в себя определённый набор графически оформленных элементов. По сути UI отвечает за то, как выглядит сайт (приложение).

Usability (юзабилити) – это то, насколько просто пользователям использовать ваш сайт (приложение) для достижения определённых целей.

User Personas (персоны) – это вымышленные персонажи, которые обладают набором качеств характерным для целевой аудитории вашего сайта (приложения). Персоны используются для идентификации пользовательских целей, мотивации пользователей, их болевых точек. Персоны должны всегда базироваться на результатах исследований аудитории.

UX дизайн (пользовательский опыт) – понятие включающее в себя то, как продукт функционирует, и, какие эмоции вызывает и пользователей.

V

Vector (векторные) изображения – способ представления изображения в компьютерной графике, основанный на математическом описании основных геометрических форм (точки, линии, круги, многоугольники, кривые Безье). Основным отличием от растровых изображений является то, что при изменении размера качество изображения не изменяется.

W

Wireframes (вайрфреймы) – это схематическое отображение основных блоков будущего сайта (приложения). Обычно создаются для того чтобы понять как лучше разместить обьекты для достижения пользователем поставленной цели. Зачастую делаются черно-белыми, чтобы не отвлекать внимание от функционала.

Не нашли значение нужного вам термина?

Мы работаем в дизайне уже много лет и могли обьяснить не все незнакомые вам термины. Многие слова кажутся нам вполне понятными, в силу постоянного их употребления.

Поэтому, если вас интересует значение какого-либо слова не описанного в словаре, спрашивайте в комментариях ! Мы с радостью внесём данное слово в словарь.

Поделиться