Трейси эмин. Трейси Эмин: жизнь, вывернутая наизнанку

Скандалистка и провокаторша, она дает интервью в пьяном виде и называет грязное белье и использованные презервативы искусством. Гордость современной британской культуры, член Королевской Академии Художеств и одна из первых профессоров-женщин в истории Академии. Представьте себе, это все об одном человеке! Сегодня мы расскажем о самой яркой и неоднозначной художнице Британии – Трейси Эмин.

Несносное дитя английского искусства

История Трейси Эмин начинается вполне заурядно – девочка из бедной лондонской семьи решила стать художницей. Эмин окончила Королевский колледж искусств, закрутила роман с местным чудаком, музыкантом и художником Билли Чайлдишем и целыми днями рисовала картины в стиле Шиле.

«Ужасно неправильно», 1997.

Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды Эмин обнаружила, что беременна. Художница не собиралась оставлять ребенка и решила сделать аборт. Дальнейшее, по словам художницы, оказалось настоящим адом: выяснилось, что девушка ждет двойню, операция прошла крайне неудачно и пошатнула здоровье Эмин. Она впала в глубокую депрессию, уничтожила все свои ранние живописные работы и начала заниматься концептуальным искусством.

Дальнейшее ее творчество было связано с легендарной арт-группой «Молодые британские художники». В основном это были выпускники колледжа Goldsmiths, где основной упор делался не на умении рисовать, а на концептуальной новизне искусства. Молодые британские художники называли своей главной задачей вернуть искусство к реальности. Эмин пошла еще дальше: в ее творчестве грань между реальностью и искусством исчезает вовсе. Все пережитые художницей события, будь то расставание с бойфрендом, потеря ребенка или смерть отца, становились сюжетами для ее творчества. Трейси Эмин не стеснялась откровенничать на публике – она не скрывала свою любовь к выпивке и сигаретам и щедро делилась подробностями своей сексуальной жизни.

Художница старательно поддерживала этот образ «плохой девочки». Например однажды она явилась вдрызг пьяная на телепередачу, где обсуждали премию Тернера. Для любого другого художника такая выходка бы означала конец карьеры, но для Эмин она стала началом триумфального взлета. О ней узнали все, и спустя два года уже сама художница стала обладателем премии Тернера, самой престижной награды в области современного искусства.

В постели с художницей

Славу художнице принесла инсталляция 1995 года с провокационным названием «Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». В музейном зале Эмин установила тканевую палатку, на которой были вышиты 102 имени. Учитывая скандальную славу художницы и ее любовь к провокациям, этот список так и хочется прочитать как перепись ее любовников. Но все не так просто. В списке неожиданно появляются имена ее бабушки и брата Поля, а также упоминания о ее нерожденных детях. Оказывается, Трейси Эсмин действительно перечисляет всех тех, с кем она просто спала в одной кровати на протяжении жизни. Эмин рассказывает вовсе не о сексуальных, а о душевных связях, о тех людях, которые были дороги. На полу палатки появляется пронзительная надпись – «с собой, всегда с собой, никогда не забывая».


«Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». Фото Stephen White

Спустя три года Эмин вновь приглашает зрителей посетить свою спальню. Но на этот раз вместо пронзительных воспоминаний о близких она показывает свое грязное белье, причем в прямом смысле этого слова. Инсталляция «Моя кровать» представляла собой настоящую кровать, в которой, как утверждает художница, она провела несколько дней в депрессии после очередной ссоры с бойфрендом. На кровати лежит смятое и несвежее постельное белье в отвратительных желтых пятнах. Вокруг в хаосе раскиданы самые разные предметы. Здесь валяются тапочки, пачки сигарет, пустая бутылка из-под водки, нижнее белье со следами менструальной крови, противозачаточные таблетки, использованный презерватив и детская игрушка. Эмин позволила застать себя врасплох и представить широкой публике все то, что обычно прячут от посторонних взглядов. Так она поставила под сомнение привычные границы личного и общественного, искусства и жизни.


«Моя кровать», 1998

«Моя кровать» наделала много шума в прессе, консервативное английское общество в штыки восприняло откровенность Эмин. Впрочем, это только подогрело интерес к ее персоне. «Кровать» Эмин купил крупнейший коллекционер современного искусства Чарльз Саатчи. Он отдал за нее 150 тысяч фунтов и спустя несколько лет продал на аукционе уже за два с половиной миллиона. Узнав об этом, бывший бойфренд художницы Билли Чайлдиш заявил, что в его гараже тоже стоит кровать, на которой спала Эмин, и он готов уступить ее коллекционерам гораздо дешевле. Впрочем, предложением Билли никто не заинтересовался – не всякая кровать могла стать произведением искусства.

Трейси и Фрида

В 2008 году Трейси Эмин и фотограф Мэри Маккартни устроили стилизованную фотосъемку, во время которой художница переоделась во Фриду Кало. Эмин ярко накрасилась, надела характерный для мексиканской художницы национальный костюм и нарисовала на лбу знаменитую монобровь Фриды. Но для чего ей понадобился весь этот странный атракцион?


Фото Мэри Маккартни

Трейси Эмин по-настоящему ассоциировала себя со своей предшественницей. В их творчестве и правда много общего: Фрида первая икона феминизма в искусстве ХХ века, а Трейси – главная арт-феминистка современности. Но важнее всего то, что обе художницы строили свое искусство основываясь на личной биографии. Влюбленности, беременности, дети, выкидыши, аборты, предательства – самые потаенные и закрытые от любопытных глаз стороны жизни женщины в творчестве Эмин и Фриды превратились в искусство.

Эмин практически стирает границы между своей личной историей и творчеством. Искусство Эмин – это крайняя степень интимности, порой доходящая до настоящего душевного эксгибиционизма. Важнейшая составляющая ее творчества – это собственно рассказы Эмин о жизни: автобиография, статьи и многочисленные интервью где художница с предельной откровенностью говорит о себе. Как сказал современный скульптор Аниш Капур, «художники не создают объекты, художники создают мифы». И эта фраза лучше всего описывает то, чем занимается Эмин.

Мы часто пишем о британских художниках. Подпишитесь на наш телеграм-канал , чтобы не пропустить самое интересное.

Трейси Эмин наравне с Дэмьеном Хёрстом - ключевая участница группы «Молодые британские художники». В ее жилах - горючая смесь цыганской и турецкой крови, а работы Эмин так же провокационны и искренни, как и ее публичный образ. Она не стесняется своей любви к выпивке и позволяет себе материться в прямом эфире британского телевидения. В своем искусстве она настолько открыта миру, что ценится коллекционерами: одна из главных работ Эмин - инсталляция «Моя кровать» была продана Christie’s за 2,5 миллиона фунтов. О творчестве главной возмутительницы порядка британского искусства рассказывает Александр Ляпин.

Трейси Эмин обладает неким угрожающим, пиратским шармом. В глазах хитрость, кураж и пронизывающая сила - темная и опасная. Можно подумать, что Трейси истерична, но скорее она радикально эмоциональна. В тринадцать лет ее изнасиловали.

Ей не нужны наркотики и алкоголь, чтобы стимулировать воображение, - наоборот, ими она притормаживает свою энергию. Если бы в 1997 году она пришла трезвой на телевизионное шоу , посвященное обсуждению премии Тернера, то еще неизвестно, чем бы оно закончилось. А так Эмин просто плюнула на разговоры об искусстве и ушла.

Женский опыт вместо живописи

Трейси начинала как живописец - подражала Шиле, Мунку. Отчасти на нее влиял бойфренд, чокнутый человек-панк-оркестр Билли Чайлдиш, который рисовал, сочинял музыку, играл на всех инструментах, был фотографом, поэтом и писателем. Билли слишком странен для широкой публики, но музыкальная элита его обожает. Он немного психологически подавлял Трейси, но в конце концов они расстались. Эмин прокричала ему: «Твоя живопись застряла, ты застрял! Застрял! Застрял! Застрял! (Your paintings are stuck, you are stuck! Stuck! Stuck! Stuck!)» Так к движению Чайлдиша против концептуализма за традиционную живопись приклеилось название «стакизм».

Ее головокружительная художественная карьера началась с трагедии. Художница забеременела. Она собиралась сделать аборт, но не успела: случился выкидыш. В состоянии глубокой депрессии, «эмоционального суицида», она уничтожила все свои картины.

If I could just go back + start again

Впоследствии это позволило Эмин выступить с весьма оригинальным проектом «Моя главная ретроспектива». Она выставила фотографии уже несуществующих картин и рисунков, представила публике кучу личных, даже интимных вещей, связанных с разными периодами ее жизни. Особое любопытство вызвала смятая пачка сигарет, которую сжал ее отец в момент, когда насмерть разбился в автомобильной катастрофе.

Это был первый опыт представления личной жизни как художественной практики. Он оказался удачным. Критики активно поддержали художницу, особенно женщины. Им казалось, что Трейси совершила прорыв в гендерном отношении: что наконец женский интимный опыт превратился из чего-то закрытого в общественное, доступное и значимое.

Женский интимный опыт превратился из чего-то закрытого в общественное, доступное и значимое.

Эмин понесло. Некоторое время она живет в хижине на пляже с художником Карлом Фридманом и тут же делает из этой хижины инсталляцию под названием «Последнее, что я сказала тебе, - это не оставляй меня здесь». Немного плаксиво, но откровенность и искренность, с которыми художница преподносит свои чувства, подкупают.

Следующий проект Трейси Эмин назывался «Все, с кем я спала в 1965-1995». В понятие «спала» она включила не только сексуальных партнеров и партнерш, но и близких родственников, неродившихся детей. Не имеет значения, был ли это секс или просто сон в обнимку: это люди, которых она любила, которым доверяла, была с ними близка, - они оставили в ее сердце глубокий след. Их именами художница украсила стены внутри палатки. Надписи, правда, напоминают те, что оставляют туристы - вроде «здесь был Джон».

Кровать депрессии

Апогеем демонстрации публике личных проблем стала инсталляция «Моя кровать». Собственно, это кровать Трейси с неприятными желтоватыми разводами на мятых простынях, использованными презервативами, пустыми пачками сигарет, заношенными трусами с пятнами менструальной крови, пустыми бутылками из-под русской водки, противозачаточными таблетками. В этой кровати, как утверждает художница, она провела несколько тяжелых дней во время приступа депрессии. Постель рассказывает, как бедная женщина безудержно пила, занималась сексом с кем попало, мочилась под себя и забывалась тяжелым сном.

Произведение вызывало у зрителей чувство омерзения и тошноты, кто-то говорил о брезгливости, кто-то ехидно посмеивался. Однако в 1999 году Трейси присудили премию Тернера, а миллиардер Чарльз Саатчи купил «Мою кровать» за 150 тысяч фунтов - с тем, чтобы через некоторое время продать ее на аукционе уже за 2,5 миллиона. Билли Чайлдиш иронично заявил, что у него в кладовке хранится точно такая же кровать Эмин и он готов ее продать любому за 20 тысяч фунтов.

Критики же были в восторге. Лиз Хоггард писала, что работа Эмин была шокирующей и, следовательно, невероятно важной, потому что «она сломала так много табу в плане трактовки женской телесности, сексуальности, стыда». Работа исследует общий опыт депрессии через очень интимную призму, она как экспонат выставляет свое одиночество и тоску. Когда кровать показывали ​​в галерее Тейт во второй раз, в 2015-м, Эмин с грустью констатировала: «Еще в 90-е годы все было очень круто и шокировало публику, а теперь, я надеюсь, 15 лет спустя люди наконец увидят в этом произведении портрет молодой одинокой женщины и то, как время поражает всех нас».

«Моя кровать» рисует важное различие между демонстрацией и представлением. Этот объект - не изображение предмета, как его представляет живопись или скульптура. Это сам объект, который в то же время является искусством. Если у Дюшана писсуар был назван «Фонтаном» и как бы поменял свою суть, у Эмин кровать осталась кроватью, и вся грязь была ее грязью и демонстрировалась как ее грязь и мусор. Скомканные испачканные простыни валяются на кровати как поверженные знамена Трейси Эмин, проигравшей битву за счастье.

Скомканные испачканные простыни валяются на кровати как поверженные знамена Трейси Эмин, проигравшей битву за счастье.

Концептуальное искусство неоднозначно. Кто-то считает его смелым и не испорченным цензурой, а для кого-то оно - плод буйной фантазии бездарностей и наркоманов. Одной из самых скандальных представительниц концептуализма является Трэйси Эмин .

Талант Трейси многогранен: она занимается скульптурой, шитьем, рисует карандашом и кистью, среди ее работ можно увидеть фото, видео и различные инсталляции.

В поисках себя.

Трейси Эмин родилась в 1963 году в предместье Лондона, но все детство провела на берегу Северного моря.

В 1980 году после некоторых усилий ее принимают в Медвей колледж на курс дизайна. Первоначально у Трейси возникают проблемы с учебой. После окончания колледжа она изучает издательское дело.

Для того чтобы посвятить себя живописи Трейси поступает в колледж искусств Мейдстоуна, где, по ее собственным словам, проводит самые счастливые годы.

Закончив в 1987 году колледж, Трейси Эмин переезжает в Лондон, чтобы продолжить обучение в Королевском колледже искусств. Его окончание связано для нее с попытками найти свою творческую индивидуальность. С этой целью молодая художница решает изучать философию.

На данном этапе на творчество Эмин оказывают влияние модернист Эгон Шьеле и экспрессионист Эдвард Манч. Но позже она уничтожит все работы, написанный в этот период.

Трейси Эмин: «Моя главная ретроспектива».

Конец 1980 годов стал для Трейси Эмин периодом «эмоционального суицида», причиной которого стал выкидыш. Депрессия приводит к тому, что она перестает рисовать и уничтожает все свои работы.

Позже, в 1994 году, фотографии этих картин станут частью первой персональной выставки Трейси Эмин , которая получит название «Моя главная ретроспектива». Также на ней представлены личные фотографии и вещи художницы.

Эта выставка полностью автобиографична. Трейси не побоялась выставить на всеобщее обозрение то, что обычно расценивается как сугубо интимное. Например, одним из экспонатов является сигаретная пачка, которая была в руках у ее любимого дяди в тот момент, когда он попал в автокатастрофу.

Выставка в немалой степени способствовала тому, что Трейси Эмин стала известной фигурой среди художников, но все остальные узнают о ней в 1997 году, после скандала, вызванного ее появлением в нетрезвом состоянии в серьезном телевизионном шоу.

Мир Трейси Эмин.

Начало 90-х ознаменовалось для Трейси появлением знаменитых «работ на ткани». Они представляют собой большие одеяла, на которых вышиты слова и фразы, отличающиеся экспрессивностью и скандальностью. Эти одеяла являются стремлением известить всех о своих чувствах и некоторых, часто некрасивых, фактах своей биографии.

В 1995 году на выставке Minky Manky Трейси Эмин представила публике свою скандально-известную работу, названную «Все, с кем я когда-либо спала в 1965-1995». Снаружи она выглядит как самая обычная палатка, но внутри ее украшают имена тех, с кем...

Многие осуждают данную работу художницы, расценивая ее как бесстыдное выставление на показ своей сексуальной жизни. На самом же деле палатка является в первую очередь олицетворением такого обширного понятия, как «близость». Ведь кроме имен сексуальных партнеров Трейси там также можно найти имена ее брата-близнеца, родителей и двух нерожденных детей.

В 1999 году на свет появилась не менее скандальная инсталляция «Моя кровать». Она представляет собой неубранную постель, в которой Трейси провела несколько дней, находясь в депрессии. Возле нее валяются личные вещи художницы, в том числе использованные презервативы и грязное белье.

Историю своей жизни и своего творчества Трейси изобразила в фильме «СV».

Трейси Эмин называют по-разному: сумасбродка, бездарность, тонкий психолог, крутая тетка, эксгибициониста. Сама она говорит о своем творчестве, как о попытке «заинтересовать зрителей и особенно зрительниц нежностью и слабостью, а после — неожиданностью действий».

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

В Лондонской галерее White Cube проходит крупномасштабная выставка новых работ британской художницы Трейси Эмин, снискавшей себе еще на заре своей творческой карьеры неоднозначную и временами скандальную славу.

Экспозиция называется A Fortnight of Tears ("Две недели слез"), и она в очередной раз подтверждает сугубо автобиографический характер творчества этой художницы. Что же в нем особенного?

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Творчество Трейси Эмин - это одно большое пятно Роршаха.

Запутанное, мрачное, в редкие мгновения освещенное тусклыми лучами британского солнца. И в каком-то смысле типичное. Типичное для многих женщин ее поколения, вне зависимости от места их рождения. Несчастливый брак родителей, ранняя половая жизнь, аборт, выпивка, житейская неустроенность...

"Маленькая Вера" британского современного искусства родилась в 1963 году и выросла в приморском городе Маргейт с братом-двойняшкой, матерью и отцом - до тех пор, пока не выяснилось, что у турка-киприота Энвера Эмина есть еще одна семья в Лондоне. Семья номер один.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

В 13 лет Трейси пережила изнасилование, что на какое-то время отвратило ее от мужского пола, а затем ровно наоборот - заставило искать утех в объятьях первого встречного.

"В Маргейте, понимаете ли, несовершеннолетний секс был обычным делом - "взлом" девушек, - рассказала она позднее, в интервью в 2001 году . - Если ты еще не потеряла девственность к шестнадцати годам, то с тобой что-то не то. Это совсем не как в допропорядочной Англии. И потом, быть у моря тоже помогало, потому что там полно мест, где можно заняться сексом".

Правообладатель иллюстрации Kaerina Arkharova

Иронично, что известность к Эмин пришла именно с постели - в 1999 году ее инсталляция "Моя кровать" была номинирована на Премию Тернера, которую она не получила. Однако эту кровать за 150 тыс. фунтов приобрел для своей галереи британский меценат Чарльз Саатчи.

Когда в начале ее восхождения к славе Эмин упрекали в том, что все, что она смогла придумать, так это выставить собственную неубранную кровать с несвежей простыней, презервативами и прочей атрибутикой не очень счастливой жизни, то она парировала, что даже если это и так, то до нее никто до такого не додумался.

И, кстати, инсталляция My Bed была создана специально, а не вынесена из спальни художницы.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

А до кровати была еще инсталляция-палатка под названием "Все, с кем я спала: 1963-1995": тент был обклеен снаружи и изнутри именами, причем не только мужчин, но и членов семьи, с кем Трейси когда-либо делила ложе, включая бабушку, брата и собственных нерожденных двойняшек.

Эта работа позднее сгорела при пожаре.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Абортов у Трейси было два. Первый - особенно неудачный, поскольку, по ее признанию, "никто не знал, что у нее двойня". Впрочем, разве может аборт быть "удачным"...

Пережив этот период, Эмин покончила с искусством и порвала все свои ранние работы.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

"Я чувствовала себя брошенной, незащищенной, нелюбимой, чокнутой, сумасшедшей. Я не думаю, что я чувствовала себя свихнутой, потому что я сделала аборт. Я чувствовала себя так, потому что я была в ярости, а еще потому, что жила на 12 фунтов в неделю", - вспоминала она в интервью Guardian.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Формально Трейси Эмин относится к группе художников, получивших название "Молодые британские художники" (YBA), многие из которых (Сара Лукас, Дэмиен Хёрст, Ангус Ферхёрст) учились в лондонском художественном колледже Goldsmith и начали выставляться вместе с 1988 года.

Их отличает активное использование в своем творчестве готовых объектов и их переосмысление, подчас в автобиографическом или шокирующем публику контексте - вспомним кровать-инсталляцию Эмин или заспиртованных в формальдегиде корову и теленка Дэмиена Хёрста под названием "Разделенные мать и дитя".

Эмин, однако, училась не в Goldsmith, а в лондонском Королевском художественном колледже. В группу YBA она вошла, подружившись в 1992 году с Сарой Лукас, которая буквально вернула Эмин к живописи и занятию искусством.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Но начали они с того, что вместе открыли магазинчик в лондонском Ист-Энде, где стали продавать футболки собственного производства с вызывающими надписями.

"Что было классно по поводу этого магазина, так это то, что он дал мне платформу для поиска того, что у меня хорошо получалось, а хорошо получались у меня идеи и то, что я их разбрасывала и что у меня была аудитория. Сара в этом смысле меня очень поддерживала", - вспоминала Эмин позднее.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Идеи у Эмин были всегда. Она даже изучала философию в лондонском университете Биркбек: "Вдруг мои мозги - как будто, когда упражнения делаешь в фитнес-клубе - мышцы просыпаются. Это было потрясающе".

"Что касается слов, то у меня есть такая особенность, которую мне практически невозможно выразить иначе в искусстве - на самом деле именно мои слова делают мои работы особенными", - сказала Эмин, обещая как-нибудь написать роман.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Из названий ее работ на нынешней выставке в галерее White Cube можно составить короткую новеллу:

  • "Они держали меня, пока он меня насиловал"
  • "И вот так это ощущалось"
  • "В приемной перед абортом 1990"
  • "Я старалась не плакать"
  • "Память слез"
  • "Было время, когда я думала только о тебе"
  • "Нет любви"
  • "Я смотрела, как ты исчезаешь. Розовое привидение"
  • "Я была слишком молодой, чтобы нести твой прах"
  • "Я послала поцелуи, которые вернулись ко мне"
  • "Каждая частичка моего тела любила тебя"
  • "Я хотела уйти с тобой в иной мир"
  • "Это было слишком"
  • "Я не знаю, кого я люблю"
  • "Целый год я писала тебе каждый день"
  • "Еще один летний день без тебя"

Неважно, о ком конкретно это страдание: о потерянных в молодости детях, о прежних возлюбленных, об ушедшей недавно матери, с которой Трейси была близка. Все это - одна и та же боль, мрачная, вязкая, узнаваемая и спустя 30 лет.

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Но Трейси была бы не Трейси, если бы не воспользовалась новым, доступным теперь каждому, средством самовыражения: целый зал галереи, названный "Комната бессоницы", отведен под селфи. И здесь тоже не выдуманная милота, а все та же боль - уходящего времени, сил, эмоций.

50 снимков размером в два метра высотой, на которых художница подробно фиксирует муки бессоницы. Без прикрас - без накачанных губ уточкой, без ботокса, без искуственных улыбок...

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Одна из двух представленных на выставке бронзовых скульптур,"Мать" (2017), с будущего года переедет на постоянное место жительства в Осло, на музейный остров, где находится Музей Мунка - художника, с которым Эмин всегда связывала эмоциональная близость.

Так и не ставшая матерью Эмин выиграла международный конкурс, предложив на суд жюри в Осло свой эскиз в сопровождении следующего заявления:

Мать сидит на Музейном острове

Ее ноги раскрыты в сторону фьорда

Она приветсвует все живое

Она охраняет Призрак Мунка

Мать сидит, как Сфинкс

В ожидании прилива

Смотря в сторону моря - защищая дом Мунка

Ледяной ветер дует - снег идет - но мать всегда тут

Давая защиту, лелея надежду

Мать -

Они укрыты у нее между ног - от солнца и ветра"

Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova

Трейси Эмин теперь - признанный художник. Она является профессором Королевской академии художеств, а в 2012 году стала кавалером Ордена Британской империи (СBE).

Самая крупномасштабная ее работа украшает теперь вокзал Сент-Панкрас, откуда из Лондона через туннель под Ла-Маншем отправляются поезда "Евростар" на континент.

I Want My Time With You ("Я хочу провести время с тобой") - эти 20-метровые розовые неоновые слова, закрепленные под вокзальными часами - ее признание в любви к Европе, а не к мужчине.

В своем раннем 22-минутном автобиографическом фильме How It Feels ("Что я чувствую", 1996 г.) Эмин, рассказывая на камеру о своем аборте, который нанес ей в юности непоправимую травму, признается, что пережив это, она поняла, что искусство не должно делаться ради искусства, оно должно быть тесно увязано с ее личной жизнью: "Суть творчества, этот момент зачатия... Суть всего живого... Это должно быть только о том, откуда все произрастает".

Они раздражали и восхищали, вдохновенно творили и впадали в отчаяние, их биографии волнуют, а их работы — обязательны к ознакомлению.

1. Артемизия Джентилески

Первая женщина, которую приняли в престижную Академию изящных искусств во Флоренции, Артемизия Джентилески еще в 17 веке доказывала способность и право женщины быть художником.

В юности девушка пережила тяжелую ситуацию насилия, а после — унизительное судебное разбирательство, продлившееся семь месяцев. С возникшей травмой Артемизия боролась в том числе с помощью творчества. Самое знаменитое полотно художницы — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». На картине изображена целомудренная вдова Юдифь, расправляющаяся с врагом, полководцем армии Навуходоносора Олоферном.

Жизнь Артемизии Джентилески увековечена в нескольких биографиях и романах, а в 1997 году на экраны вышел фильм режиссера Аньеса Мерле «Артемизия», роль художницы в котором исполнила актриса Валентина Черви.

2. Берта Моризо

Импрессионист Берта Моризо была внучатой племянницей художника в стиле рококо Жана Оноре Фрагонара, и женой Эжена Мане, брата Эдуарда Мане. Моризо была очень дружна со знаменитым импрессионистом, и Мане часто писал ее портреты. Девушка из богатой семьи, Берта с детства хотела учиться живописи, и семья не препятствовала ее выбору.

Признание пришло к Моризо довольно рано — уже в 1864 году она впервые приняла участие в престижном Парижском салоне. В последующие годы работы Берты также отбирали для участия в выставке, однако в 1874 году художница решила примкнуть к «опальным» импрессионистам и вместе с Сезанном, Моне, Писсаро, Сислеем и Ренуаром представила свои картины в студии фотографа Надара.

Жизнерадостные светлые работы Моризо пользовались большой популярностью у современников, а сама Берта стала вдохновением для других девушек-художниц по всему миру.

3. Фрида Кало

Фрида Кало — одна из самых популярных женщин-художниц, чье имя сегодня знают и не увлеченные живописью люди. На творчество Фриды в большей степени повлияли два события, которые она сама называла «главными катастрофами» своей жизни. В подростковом возрасте Кало попала в автомобильную аварию, приковавшую ее к постели на долгие месяцы. После аварии девушке пришлось пережить множество операций, повлиявших на всю ее жизнь и творчество.

Вторая из двух катастроф мексиканской художницы — брак с живописцем и политическим деятелем Диего Риверой. Отношения с супругом были полны расстройств и переживаний, также отразившихся в картинах художницы. Большую часть наследия темпераментной мексиканки составляют автопортреты, в которых можно увидеть не только меняющуюся с годами Кало, но и ее эмоции, вызванные плохим здоровьем и непростыми отношениями с мужем.

4. Наталья Гончарова

Наталья Гончарова — ученица известного педагога и художника Константина Коровина, правнучатая племянница супруги Александра Пушкина. Вместе с мужем Михаилом Ларионовым она стояла у истоков русского авангарда, с ним же организовала объединение «Ослиный хвост».

В 1915 году Гончарова начала работать над «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, с аншлагом прошедшими в Париже. Сегодня Гончарова — не только один из самых узнаваемых на западе российских художников, но и самая дорогая художница мира. В 2008 году ее картина «Цветы» поставила рекорд в $ 10 миллионов на аукционе Christie’s, что вывело Гончарову в лидеры «женского зачета». Другое произведение — «Испанка» — спустя два года ушло с молотка за $ 1,26 миллионов.

Наталья Гончарова оставила после себя обширное наследие — около 400 ее картин сегодня хранятся в Третьяковской галерее.

5. Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова взяла в руки кисть и краски еще в детстве, что неудивительно: девочка родилась и выросла в творческой семье. Прадед и дед Зинаиды были архитекторами, отец — художником и скульптором, а знаменитый художник Александр Бенуа приходился ей дядей.

Еще в молодости художнице-реалисту Серебряковой пришлось покинуть Родину: ее брак с двоюродным братом не одобрила родня. Вместе с супругом Зинаида переехала в Париж, оставив детей в России. Вернуться на Родину Серебряковой было не суждено: Вторая мировая война закрыла для нее путь в Россию. Во Франции художница зарабатывала портретами, однако зачастую из-за нехватки денег ей приходилось самостоятельно делать краски.

Сегодня картины художницы продаются по внушительным ценам, а одна из самых знаменитых работ — автопортрет «За туалетом» (1909) — хранится в Третьяковской галерее.

6. Луиза Буржуа

В творчестве Луизы Буржуа можно найти отражение практически всех главных направлений в искусстве XX века — поэтому наследие этой художницы и скульптора часто называют энциклопедией современного искусства.

Детство Луизы было наполнено переживаниями: она наблюдала постоянные измены отца и страдания матери, а душевные раны, подобно многим людям искусства, пыталась залечить с помощью творчества. В юности Буржуа изучала искусствоведение в Париже, а после вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, переехала в Нью-Йорк и увлеклась скульптурой.

В разное время Буржуа была увлечена политически левыми идеями, феминистским движением, психологией, что отражалось в работах художницы. В последние годы жизни главной темой ее творчества стал образ огромной паучихи — именно с этими работами массовый зритель ассоциирует имя художницы и сегодня. С помощью фигуры паука Буржуа обращалась к собственным детским страхам и образу матери, которая была для Луизы лучшим другом.

7. Трейси Эмин

Трейси Эмин — одна из участниц знаменитого объединения современных художников Young British Artists, сколь популярного, столь и скандального. Несмотря на то, что наиболее коммерчески успешным художником группы стал Дэмьен Херст, Эмин может по праву считаться главной бунтаркой объединения. Художница не раз вызывала возмущение консервативной прессы не только своими работами, но и эпатажными выходками и выступлениями в пьяном виде.

За время своей карьеры она работала в разных жанрах — от живописи и скульптуры до фото и инсталляции. Самое знаменитое произведение Эмин — инсталляция «Моя кровать», за которую художница в 1999 году получила премию Тернера. Инсталляция представляет собой неубранную кровать художницы с разбросанными вокруг предметами ее быта, включая и неприглядные для неискушенного в современном искусстве глаза детали.

Сначала работу за 150 тысяч фунтов приобрел коллекционер Чарльз Саатчи, а спустя 15 лет «Моя кровать» ушла с молотка за 2,5 миллиона фунтов. Несмотря на непрекращающиеся дискуссии вокруг творчества Эмин, она и сегодня считается одним из главных современных художников Британии.

8. Марина Абрамович

Художница сербского происхождения Марина Абрамович — пожалуй, главная современная звезда перформанса, неоднократно входившая в списки самых влиятельных людей в мире искусства.

В своем творчестве Абрамович зачастую ходит по краю, испытывая на прочность собственное тело и психику. Смелость и искренность, присущая перформансам художницы, привлекают к ее творчеству миллионы поклонников по всему миру. Почитатели Абрамович готовы весь день стоять в очереди лишь ради того, чтобы несколько минут молча посмотреть в глаза художницы.

Сегодня «бабушке перформанса» посвящают книги и фильмы, последний из которых — документальная картина режиссера Марко Дель Фьоля «На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия».

Поделиться