В густой траве блок анализ. Тема родины в поэзии александра блока

Страница 1

Есть устойчивая поэтическая метафора: "Родина-мать". Совсем иначе образ Родины является в поэзии А. Блока, поэта-символиста, для которого символ не опускался до уровня дешевой аллегории, но указывал на иные, высшие реальности, более реальные, чем те, с которыми мы сталкиваемся повседневно.

Лучше всего это можно пояснить примером из стихотворения "Россия" (цикл "Родина"):

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

Сначала это как будто земля, страна, пространство - лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению, к появлению некоего облика завершенного - плат узорный до бровей. Это женщина - и в то же время страна, это земля - и возлюбленная, это мать - и жена. Она защищает - и нуждается в защите, она униженная - и беспробудно распутная, разная - и всегда узнаваемая, светлая жена - и чаровница ожидающая - и призываемая.Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений, та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь не стучась.

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: "Здравствуй, князь".

Заплачет сердце по чужой стороне,

Запросится в бой - зовет и манит.

Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" -

И опять за травой колокольчик звенит."

Та, что сражается, вместе с витязем (в цикле внутри цикла - "На поле Куликовом"):

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Та соратница и Заступница:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Она - нищая царевна, зачарованная и вольная, она - "разбойная краса", но она же и чудовищная маска из стихотворения "Русь моя, жизнь моя.":

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни.

Ее образ иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение "На железной дороге" тоже включено в цикл "Родина", но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.

И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

Что же касается боле крупных произведений поэта, то можно для примера рассмотреть поэму "Двенадцать", которая "пронизана" символикой.

Поэму Блока "Двенадцать" долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие писатели, как российские, так и зарубежные, использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего не значащие сцены. Так, у Фета цветок - это женщина, птица - душа, а круг - иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта начинаешь понимать совсем по-другому. Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и другие представители литературного направления под названием "символизм", Александр Александрович Блок употребляет в своем произведении много символов: это и имена, и числа, и цвета, и погода.

В первой главе поэмы "Двенадцать" сразу же бросается в глаза следующий контраст: черный вечер и белый снег. Скорее всего, это не просто наиболее выразительные определения, которые автор решил использовать, а значит, подобное противопоставление имеет определенный смысл. Два противоположных цвета могут означать только раскол, разделение.

Дальше снова упоминаются эти прилагательные: черное небо, черная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови. Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко - над миром поднимается ветер революции.

Мотив бури важен не только в понимании настроений людей, он позволяет еще рассматривать христианскую тематику как сознательное искажение Библии. Двенадцать человек - двенадцать апостолов, среди их Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же, символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников, к тому же они свободны от веры в Бога. А впереди сквозь вьюгу идет "Иисус Христос", держа в руках кровавый флаг. Но его имя написано неправильно, а пурга, по Пушкину, - свадьба ведьмы или же похороны домового. Так что, по-видимому, это вовсе не сын Божий, принявший смерть за грехи человеческие, а сам дьявол, который ведет за собой апостолов. Люди знают, что где-то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому пущенные вслепую пули не могут причинить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес - земное обличье черта, в таком виде Мефистофель явился Фаусту у Гете. Голодный волк следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мертвых. Таким образом, революцию и ее вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана.

Общеизвестна поэтическая метафора: "Родина-мать". В облике женщины-матери, в частности, на плакатах периода Великой Отечественной войны часто изображали Родину русские художники. В литературоведении данный метод именуется "олицетворением". Например, образ Правды может появиться в облике женщины в лохмотьях, это будет являться символом ее гонимости и неприкаянность, а образ Справедливости - в обличье женщины с весами в руках и завязанными глазами, дабы подчеркнуть ее беспристрастность.

Образ Родины в поэзии Александра

Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.

Вот его стихотворение "Россия" из цикла "Родина":

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей…

Сначала это как будто земля, страна, пространство - лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению - "плат узорный до бровей". Перед нами женщина - и в то же время страна, это земля - и возлюбленная, это мать - и жена.

Она защищает

И нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная - и всегда узнаваемая: светлая жена - и чаровница, ожидающая - и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь не стучась…

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: "Здравствуй, князь".

Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле "На поле Куликовом":

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Она - соратница и заступница:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Она - нищая царевна, зачарованная и вольная, она - "разбойная краса", но она же и чудовищная маска из стихотворения "Русь моя, жизнь моя…":

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни…

Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение "На железной дороге" включено в цикл "Родина", но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.

Стихотворение "Грешить бесстыдно, беспробудно…" написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова "Люблю Отчизну я, но странною любовью…". Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки "славе, купленной кровью", вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него - единственная.

И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.

Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок "…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте".

Величие России - в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов "На поле Куликовом". В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл - одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла - "Река раскинулась…" - автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха.

Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме "Двенадцать". Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение "Скифы"! В этом стихотворении отчетливо виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в произведении "Рожденные в года глухие…". Но в его стихах главное - любовь к Родине, к своей России.

Как раз именно она движет всем творчеством Блока, именно она роднит творчество Александра Александровича Блока с великой поэзией XIX века. Его лирика полна тех же интонаций любви к России не только как в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Тютчева, но и в произведениях современников: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски ласковым и пламенным С. Есениным. Беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу любви учат всех нас эти поэты. И Александр Блок черпал силы добра в любви к Родине:

Дивись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи.

Блок сборники стихи

Как день, светла, но непонятна,
Вся - явь, но - как обрывок сна,
Она приходит с речью внятной,
И вслед за ней - всегда весна.

Вот здесь садится и болтает.
Ей нравится дразнить меня
И намекать, что всякий знает
Про тайный вихрь ее огня.

Но я, не вслушиваясь строго
В ее порывистую речь,
Слежу, как ширится тревога
В сияньи глаз и в дрожи плеч.

Когда ж дойдут до сердца речи,
И опьянят ее духи,
И я влюблюсь в глаза и в плечи,
Как в вешний ветер, как в стихи,-

Сверкнет холодное запястье,
И, речь прервав, она сама
Уже твердит, что сила страсти -
Ничто пред холодом ума!..

В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь, не стучась...
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: "Здравствуй, князь.

Вот здесь у меня - куст белых роз.
Вот здесь вчера - повилика вилась.
Где был, пропадал? что за весть принес?
Кто любит, не любит, кто гонит нас?"

Как бывало, забудешь, что дни идут,
Как бывало, простишь, кто горд и зол.
И смотришь - тучи вдали встают,
И слушаешь песни далеких сел...

Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой - зовет и манит...
Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" -
И опять за травой колокольчик звенит...

Стихотворения александра Блока

ОСЕННИЙ ДЕНЬ

Идем по жнивью, не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа,
Как в сельской церкви темной.

Осенний день высок и тих,
Лишь слышно - ворон глухо
Зовет товарищей своих,
Да кашляет старуха.

Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным...

Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет...
О чем звенит, о чем, о чем?
Что плач осенний значит?

И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком...

О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?

Анализ стихов Блока

Весна в реке ломает льдины,
И милых мертвых мне не жаль:
Преодолев мои вершины,
Забыл я зимние теснины
И вижу голубую даль.

Что сожалеть в дыму пожара,
Что сокрушаться у креста,
Когда всечасно жду удара
Или божественного дара
Из Моисеева куста!

Скачать стихотворения Блока

ЭККЛЕЗИАСТ

Благословляя свет и тень
И веселясь игрою лирной,
Смотри туда - в хаос безмирный,
Куда склоняется твой день.

Цела серебряная цепь,
Твои наполнены кувшины,
Миндаль цветет на дне долины,
И влажным зноем дышит степь.

Идешь ты к дому на горах,
Полдневным солнцем залитая;
Идешь - повязка золотая
В смолистых тонет волосах.

Зачахли каперса цветы,
И вот - кузнечик тяжелеет,
И на дороге ужас веет,
И помрачились высоты.

Молоть устали жернова.
Вегут испуганные стражи,
И всех объемлет призрак вражий,
И долу гнутся дерева.

Всё диким страхом смятено.
Столпились в кучу люди, звери.
И тщетно замыкают двери
Досель смотревшие в окно.

Скачать стихотворения Блока

Отворяются двери - там мерцанья,
И за ярким окошком - виденья.
Не знаю - и не скрою незнанья,
Но усну - и потекут сновиденья.

В тихом воздухе - тающее, знающее...
Там что-то притаилось и смеется.
Что смеется? Мое ли, вздыхающее,
Мое ли сердце радостно бьется?

Весна ли за окнами - розовая, сонная?
Или это Ясная мне улыбается?
Или только мое сердце влюбленное?
Или только кажется? Или все узнается?

Стихи Александра Александровича Блока

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.

Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.

Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.

А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.

Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

Тексты стихотворений Блока

Когда замрут отчаянье и злоба,
Нисходит сон. И крепко спим мы оба
На разных полюсах земли.

Ты обо мне, быть может, грезишь в эти
Часы. Идут часы походкою столетий,
И сны встают в земной дали.

И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
Каким он был до ночи злой и страстной,
Каким являлся мне. Смотри:

Всё та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари.

Александр Александрович Блок стихотворения

ДЕВУШКА ИЗ SPOLETO

Строен твой стан, как церковные свечи.
Взор твой - мечами пронзающий взор.
Дева, не жду ослепительной встречи -
Дай, как монаху, взойти на костер!

Счастья не требую. Ласки не надо.
Лаской ли грубой тебя оскорблю?
Лишь, как художник, смотрю за ограду,
Где ты срываешь цветы,- и люблю!

Мимо, все мимо - ты ветром гонима -
Солнцем палима - Мария! Позволь
Взору - прозреть над тобой херувима,
Сердцу - изведать сладчайшую боль!

Тихо я в темные кудри вплетаю
Тайных стихов драгоценный алмаз.
Жадно влюбленное сердце бросаю
В темный источник сияющих глаз.

Тексты стихотворений Блока

ОНИ ЧИТАЮТ СТИХИ

Смотри: я спутал все страницы,
Пока глаза твои цвели.
Большие крылья снежной птицы
Мой ум метелью замели.

Как странны были речи маски!
Понятны ли тебе?- Бог весть!
Ты твердо знаешь: в книгах - сказки,
А в жизни - только проза есть.

Но для меня неразделимы
С тобою - ночь, и мгла реки,
И застывающие дымы,
И рифм веселых огоньки.

Не будь и ты со мною строгой,
И маской не дразни меня,
И в темной памяти не трогай
Иного - страшного - огня.

Тексты стихотворений Блока

ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ

(картина В. Васнецова)

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Тексты стихотворений Блока

Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.

Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась;
Кто знает, быть может, была и печаль...
Как сердце мое разрывалось!...

Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась,
Но страсти не ведала пылкая кровь...
Как сердце мое разрывалось!...

Сборник стихов Блока

Похоронят, зароют глубоко,
Бедный холмик травой порастет,
И услышим: далёко, высоко
На земле где-то дождик идет.

Ни о чем уж мы больше не спросим,
Пробудясь от ленивого сна.
Знаем: если не громко - там осень,
Если бурно - там, значит, весна.

Хорошо, что в дремотные звуки
Не вступают восторг и тоска,
Что от муки любви и разлуки
Упасла гробовая доска.

Торопиться не надо, уютно;
Здесь, пожалуй, надумаем мы,
Что под жизнью беспутной и путной
Разумели людские умы.

Тексты стихотворений Блока

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!

А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

Без лучей и без теней

(И. Анненский)

Целый день сырой осенний воздух

Я вдыхал в смятенье и тоске;

Я хочу поужинать, и звезды

Золотые в темном кошельке !

(О.Мандельштам)

Ручьев ниспадающих речь

Сплеталась предивно

С плащом , ниспадающим с плеч

Волной неизбывной.

(М.Цветаева)

6. Дайте определение следующих понятий: каламбур, парономазия, анаграмма, палиндром (если затрудняетесь, справьтесь по словарю литературных терминов). Напишите сочинение-миниатюру, обыграв на их основе разные значения одного многозначного слова или омонимов. На полях укажите название использованного вами приема.

7. Ответьте на вопросы, приведя примеры из литературных произведений (или придумав собственные примеры):

7.1. По каким тропам проходит путь от сравнения к символу?

Практическое занятие № 6

Выразительные возможности языка художественной литературы. Стилистические фигуры

Вопросы и задания

1. В чем различие между:

а) эпифорой и рефреном;

б) градацией и гиперболой;

в) оксюмороном и антитезой.

2. Как сделать:

а) из литоты - гиперболу;

б) из перифраза - эвфемизм;

в) из метафоры - символ;

г) из антитезы - оксюморон.

3. Допишите к строчке “Мы с тобой встречались на закате ” вторую так, чтобы получить пример:

а) анафоры,

б) эпифоры,

в) симплоки,

г) анадиплосиса,

д) синтаксического параллелизма.

4. Составьте словосочетания или предложения, в которых слово “дождь” являлось бы элементом:

а) двучленной метафоры,

б) перифраза,

в) восходящей градации,

г) полиптотона,

д) хиазма.

5. Выделите все стилистические фигуры в стихотворении И. Бродского "Пилигримы". Приведите по одному примеру на каждый тип выделенных вами стилистических фигур.

ПИЛИГРИМЫ

"Мои мечты и чувства в сотый раз

Идут к тебе дорогой пилигримов"

В. Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды горят над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным,

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.



Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

Практическое занятие № 7

Стихотворная организация художественного произведения. Системы стихосложения

Вопросы и задания

1. Речь стихотворная и прозаическая: интонационно-синтаксическое и метрическое деление речи. Ритм и метр. Факторы ритма. Стих, основные элементы стиха.

2. Метрическая система стихосложения и ее характеристики.

4. Опишите структуру метрического стиха на основе следующего примера:

Славное зрелище - цирк, там насмеешься изрядно.

Все же на жизнь он похож больше, чем жизнь на него!

* Составьте метрическую схему стихотворения;

* определите стихотворный размер;

* укажите место цезуры;

* назовите тип строфической организации.

5. Напишите собственный вариант стихотворения о цирке, следуя законам описанной вами метрической структуры.

6. Силлабическая система стихосложения и ее характеристики. Охарактеризуйте особенности силлабического стиха, основываясь на анализе следующего отрывка:

Что так смутен, дружок мой? Щеки внутрь опали,

Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали.

Подсчитайте число слогов в стихе;

укажите место цезуры;

выделите клаузулы;

охарактеризуйте рифму.

7. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие метра и стихотворного размера в силлабо-тоническом стихосложении. Стопа. Виды стоп. Приведите по 1 примеру на каждый метр и укажите размер стиха.

8. Определите стихотворный размер и охарактеризуйте особенности ритмического строения стиха в следующих примерах:



3.4. Что это за чудо вдруг сделалось ныне со мною?

Что это за пошлую роль я разыгрывать начал?

Н. Добролюбов

9. Дольник: строение стиха, особенности ритмики. Урегулированный дольник и тактовик.

10. Составьте метрическую схему первого четверостишия стихотворения А.Блока “На родине” (“В густой траве пропадешь с головой...”), укажите факторы ритма. Объясните, почему дольник является переходным явлением от силлабо-тонического стиха к тоническому.

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь, не стучась...

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: "Здравствуй, князь.

Вот здесь у меня - куст белых роз.

Вот здесь вчера - повилика вилась.

Где был, пропадал? что за весть принес?

Кто любит, не любит, кто гонит нас?"

Как бывало, забудешь, что дни идут,

Как бывало, простишь, кто горд и зол.

И смотришь - тучи вдали встают,

И слушаешь песни далеких сел...

Заплачет сердце по чужой стороне,

Запросится в бой - зовет и мани"т...

Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" -

И опять за травой колокольчик звенит...

11. Тонический стих: единицы стиха, ритмическая организация стиха. Равноударный и неравноударный тонический стих.

12. Дайте анализ ритмической организации тонического стиха на примере стихотворения В. Маяковского “Последняя петербургская сказка”.

Стоит император Петр Великий,

"Запирую на просторе я!" -

под пьяные клики

строится гостиница "Астория".

Сияет гостиница,

за обедом обед она

Завистью с гранита снят,

слез император.

Трое медных

чтоб не спугнуть Сенат.

Прохожие стремились войти и выйти.

Швейцар в поклоне не уменьшил рост.

рассеянный

"Извините",

наступив нечаянно на змеин хвост.

Император,

лошадь и змей

по карточке

спросили гренадин.

Шума язык не смолк, немея.

Из пивших и евших не обернулся ни один.

над пачкой соломинок

в коне заговорила привычка древняя,

толпа сорвалась, криком сломана:

Не знает, зачем они.

Стыдом овихрены шаги коня.

Выбелена грива от уличного газа.

по Набережной

гонит гиканье

последнюю из петербургских сказок.

И вновь император

стоит без скипетра.

Унынье у лошади на морде.

И никто не поймет тоски Петра -

закованного в собственном городе.

Литература

1. Холшевников В. Е. Основы стихосложения. Л., 1972.

2. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха/ Составитель, автор статей и примечаний В. Е. Холшевников. Л., 1987.

3. Илюшин А. А. Русское стихосложение. М., 1980.

4. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1988.

5. Шенгели Г. А. Техника стиха. М., 1960.

6. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

Практическое занятие № 8

В разделе Литература на вопрос не могу найти стихотворение Блока-Родина.помогите пожалуйста) заданный автором Ольга кочубей лучший ответ это Вы уверены что у него такое есть?
Я конечно не силён в литературе, но на этом сайте все его стихи;) ссылка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: не могу найти стихотворение Блока-Родина.помогите пожалуйста)

Ответ от Кирилл Леляков [новичек]
Родина: * «Ты отошла, и я в пустыне… » * «В густой траве пропадёшь с головой… » * «Задебренные лесом кручи… » * На поле Куликовом (5 стихотворений) 1. «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво… » 2. «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали… » 3. «В ночь, когда Мамай залёг с ордою… » 4. «Опять с вековою тоскою… » 5. «Опять над полем Куликовым… » * Россия («Опять, как в годы золотые… » * «Вот он - ветер…» , * Осенний день («Идём по жнивью, не спеша…») , * «Дым от костра струёю сизой… » * «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться… » * На железной дороге («Под насыпью, во рву некошенном…») * Посещение * «Там неба осветлённый край… » * «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку… » * Сны («И пора уснуть, да жалко…») * Новая Америка («Праздник радостный, праздник великий…») * Последнее напутствие («Боль проходит понемногу…») * «Грешить бесстыдно, непробудно… » * «Петроградское небо мутилось дождём… » * «Я не предал белое знамя… » * «Рождённые в года глухие… » * «Дикий ветер… » * Коршун («Чертя за кругом плавный круг…»)


Ответ от Елена [гуру]
У Блока есть цикл "Родина" (1907-1916). А самое известное в этом цикле стихотворение "Россия" Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи.. . Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу.. . Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.. . Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей.. . И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!. .

Поделиться