Животный магнетизм и его законы. Животный магнетизм и его применение к лечению болезней

Антон Месмер — выдающийся австрийский врач. Полагая, что планеты оказывают воздействие на людей посредством магнитных сил, этот ученый выдвинул представление о животном магнетизме как особой естественной силе. Его учение под названием "месмеризм" легло в основу научных представлений о гипнозе.

Друг Гайдна, Глюка, Моцарта

Месмер родился в маленьком австрийском городке Ицнанге. Он долго не мог найти себя. Мечтал стать великим музыкантом. Потом — философом. Потом — адвокатом. Он умер великим врачом, признанным друзьями и противниками. Но главное его открытие так и не было понято современниками.

После окончания медицинской школы при Венском университете Месмер женился на богатой вдове. Удовлетворенные теперь материальные потребности вызвали к жизни расцвет потребностей духовных — Месмер посвятил себя искусствам, в особенности музыке. Его друзья — Гайдн, Глюк, Моцарт — всячески помогали ему. Однако Месмер не стал великим музыкантом. Ему пришлось вернуться в конце концов к карьере врачебной. Той единственной, в которой он стал Францем Месмером, основателем многочисленных школ "месмеризма", "гипнотизма" и пр.

28 июля 1774 года — день, оставшийся в жизнеописаниях Месмера. В этот день он вернулся к врачебной практике и сразу же наткнулся на непонятный для него случай. Его пациентка фрейлейн Эстерлайн, страдавшая от головных болей, судорог, частичного паралича, бредовых состояний, непрерывных рвот, не получала облегчения ни от одного из предписывавшихся ей Месмером лекарств. И врач решился на эксперимент, основанный лишь на преклонении Месмера перед теориями Теофрастуса Бомбастуса Гухенгеймского, называемого чаще Парацельсом.

Магниты для лечения болезней

Утверждали, что Парацельс обладал секретом вечной молодости и нашел философский камень, превращавший обычные металлы в золото. Эти слухи, впрочем, несколько противоречат фактам из биографии Парацельса, говорящим о том, что однажды он бежал через окно от разгневанной квартирной хозяйки, которой задолжал за проживание. Да и умер он, не дожив до пятидесяти лет. Но Парацельс был поистине великим врачом, смело использовавшим и столь же смело опровергавшим опыт древнейшей медицины. Среди идей Парацельса Месмера особенно привлекала одна — всемерно использовать при лечении болезней магниты.

Как только у Эстерлайн начался очередной приступ, Месмер наложил ей на грудь несколько сильных магнитов. Последствия были ужасными — фрейлейн забилась в бешеных судорогах. Через несколько мгновений, однако, приступ окончился, хотя обычно он продолжался часами.

Во время следующего приступа Месмер уже смело использует магниты. Через несколько сеансов пациентка выздоровела, и Месмер имел возможность показать свой способ лечения известному ученому, члену Королевского общества в Лондоне Яну Ингенхаузу. Член академии был весьма доволен увиденным, что, впрочем, не помешало ему опубликовать о методе Месмера ругательную статью.

Теория животного магнетизма

Месмер, однако, вовсе не был обескуражен таким приемом у академических ученых. Он открыл клинику, куда со всех сторон стекались истеричные женщины, жаждущие лечения. Месмер даже придумал стройную, на его взгляд, теорию "животного магнетизма", которая легко и просто объясняла причины заболеваний и рекомендовала способы их лечения. По этой теории вся Вселенная и все живые организмы пропитаны "магнетическим флюидом", правильный ток которого в теле человека и определяет его отменное здоровье. Любое нарушение сказывается в том, что течение магнитных линий искажается, в нем проявляются не предусмотренные идеальной схемой омуты и водовороты. Для исправления положения, подгонки его к идеальной смехе и следует применять магниты, которые способны направить магнитный флюид по нужному руслу.

Теория получила некоторое признание, и у Месмера появились приверженцы и последователи. Так, эдинбургский врач Джеймс Грахам открыл в 1780 году в Лондоне оздоровительное заведение под пышным названием "Замок здоровья", провести ночь в котором стоило 100 фунтов стерлингов — бешеные по тем временам деньги.

Эта "входная плата" позволяла пациенту проспать ночь в "Звездной постели" — диковинном ложе, поддерживаемом с помощью сорока намагниченных колонн и увенчанном фигурами Амура и Психеи, под звуки ненавязчивой музыки, в ритме которой кружились неподалеку танцовщицы.

Слепая прозрела

Венский кабинет Месмера не мог идти ни в какое сравнение с "Замком здоровья". Впрочем, и с кабинетом, и с клиникой Месмеру вскоре пришлось распрощаться. Все началось с того, что в число пациенток Месмера попала восемнадцатилетняя фаворитка императрицы Марии Терезы, названная в честь нее Мария Тереза Парадис, слепая с четырех лет. Лечение "магнетизмом" принесло плоды. Слепая прозрела. Однако комиссия медицинского факультета Венского университета нашла, что она не излечена, а возвращение зрения ей лишь внушено. Фактом остается то, что девушка опять ослепла. Разразившийся при императорском дворе вынудил Месмера собрать, как некогда поступил Парацельс, пожитки и покинуть родину и свой кабинет на Загородной улице, 261.

Некоторое время он скитался по Швейцарии, по Баварии и через год с лишним обосновался на Вандомской площади в Париже, еще не украшенной тогда знаменитой колонной. В своей клинике Месмер оборудовал удивительное устройство "бакэ" — чан из дубовых досок, в котором размещены бутылки с "намагниченной водой". Из бутылей, в свою очередь, радиально расходились от чана железные прутья, призванные донести "магнитный флюид" до пациента. Курс лечения проводился при приглушенном свете и мягкой музыке. Сам Месмер одевался в фиолетовую тогу и, плавно взмахивая жезлом, скользил вдоль круга своих пациентов, пристально вглядываясь в их глаза. Обычно после таких сеансов пациенты утверждали, что им стало лучше.

Мода на Месмера с невероятной скоростью захлестывала Париж. В числе его пациентов было много влиятельных людей, известных писателей и аристократов. Золото текло к Месмеру рекой. Основными же его пациентками были восхищавшиеся его мужественной внешностью и манерами дамы из высшего света, страдавшие истерией.

Лечение парижских бедняков

Однако полное благополучие невозможно — и неприятности не заставили себя ждать. Группа членов Парижской медицинской академии прошла один из курсов лечения Месмера и заявила, что никто из них не почувствовал ничего, кроме нервного опустошения и болей в области желудка. Кроме того, все они публично осудили Месмера и даже изгнали (или чуть не изгнали) из своей среды профессора, вздумавшего защищать Месмера.

Тогда Месмер решил придать своим работам солидность научных исследований. Для этого он поселился на Монмартре (тогда это был бедный район) и стал лечить пациентов, принадлежащих по большей части к бедным слоям Парижа. Но в смысле техники он пошел гораздо дальше — он "намагничивал" теперь уже целые деревья, парки и леса. Он опять приобрел авторитет, но не там, где ему хотелось бы, хотя в числе активных поклонников Месмера оказались сам король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Вскоре, правда, они начали охладевать к Месмеру и поручили Академии наук и медицинскому факультету проверить действенность его лечебных методов.

В комиссию по проверке вошли весьма известные лица: в первую очередь Бенджамен Франклин (не удивляйтесь, этот знаменитый ученый был в то время американским послом в Европе); Антуан Лавуазье — человек, открывший кислород; Жан Байи, астроном, а также некий доктор Ж. Гильотен, изобретатель приспособления, позже названного его именем. По иронии судьбы нескольким членам этой комиссии, в частности Лавуазье и Байи, была уготована судьба на себе проверить действенность гильотины. То же, впрочем, относится и к ее изобретателю, доктору Гильотену — редкий случай, когда автору дается с такой исчерпывающей полнотой испытать свое изобретение! Впрочем, и организаторам комиссии — Людовику XVI и Марии-Антуанетте тоже пришлось впоследствии, во время революции, познакомиться с этим устройством.

Комиссия сделала выводы

Но мы отвлеклись, и поэтому сразу же перейдем к решению, вынесенному комиссией:

"Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизера они лежали полностью истощенными, то взгляд или голос магнетизера вскоре выводят их из этого состояния. Здесь, несомненно, действует некая сила, сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это — сила самого магнетизера".

Этот правильный вывод, однако, был побочным и упомянут вскользь. Главная же задача комиссии — опровергнуть существование "животного магнетизма". Вывод был категоричным: никакого животного магнетизма не существует. Человеческому организму магнетизм не свойствен. Все достигнутые Месмером эффекты определяются силой внушения, причем последствия их, по мнению комиссии, ужасны — больных впоследствии ждет суровая участь. Их ждут конвульсии, уродливое потомство. Академия запретила своим членам практиковать месмеризм.

Решение комиссии крайне интересно и с точки зрения иллюстрации неумолимых законов диалектики. Было ли это решение правильным? Для своего времени — да. То было время быстрого развития науки. Вера в возможность полного и окончательного познания всех явлений владела членами комиссии. И они не хотели признавать ничего такого, что нельзя было бы измерить, пощупать, объяснить, доказать с помощью известных им опытов. Поэтому лишь некоторые выводы комиссии, имевшие для нее частный характер, остались правильными и по сей день: магнит действует прежде всего на нервную систему, а не на ткани и внешние органы; магнит хорошо помогает при таких нервных заболеваниях, которые характеризуются усиленной работой нервной системы, например, при судорогах, конвульсиях, головных болях и пр.

Деревенский доктор Месмер

Последующие исследования подтвердили правильность выводов, основанных на многих экспериментах. Однако некоторые выводы комиссии страдают категоричностью. Нужно было, наверное, оставить лазейку: "При теперешнем состоянии знаний, измерительной техники… " Что же касается месмеризма, или, как потом его стали называть, гипнотизма, то здесь комиссия не оказалась на высоте, и прежде всего потому, что в то время психология как наука была в состоянии младенческом, не допускавшем и мысли о том, что с помощью столь средств можно делать столь сложные вещи. Комиссия Парижской академии отвергла "животный магнетизм", как отвергла в свое время пароход Фултона, громоотвод Франклина да и многое другое.

Месмер бежит от неудачи в Австрию, на родину, стремясь забыться, собрать силы для нового наступления. Возвратиться в Париж ему не пришлось — наступил "девяносто третий", когда многие высокопоставленные аристократы и любимцы королевской семьи, хотя бы временные, испытали на себе усовершенствование доктора Гильотена. Путь в столицу для бывшего кумира парижских аристократов был закрыт, хотя Месмер и симпатизировал французской революции. Вскоре, впрочем, именно за эти симпатии Месмера высылают из Австрии, и он обосновывается в небольшом городке недалеко от Цюриха. Там он жил настолько незаметно, что многочисленные его последователи в течение двадцати лет считали, что их кумир давно мертв. Деревенский доктор Месмер последние годы своей жизни отдал музыке. Умер он в 1815 году 81 года от роду.

В 1781 году доктор Франц Антон Месмер опубликовал диссертацию, в которой кратко сформулировал основные параграфы (положения) своих открытий в области "животного" магнетизма. А именно, способности человеческим существом генерировать в самом себе и затем сфокусировать и распространять во вне границ своего тела особые специфические потоки, подобные по своим ощущениям и характеру воздействия "огню". Этими "потоками энергии" затем возможно воздействовать на другие живые организмы путем пробуждения и концентрирования в них таких же их собственных "энергий" с целью излечения от любых болезней. Излечение происходит путем сильной стимуляции нездоровой области сфокусированным потоком такой "магнетической энергии". В результате воздействия, в этой области возникает пробужденное усиленное "энергетическое бурление", которое и осуществляет лечебное действие, часто через "Криз" (ухудшение перед улучшением).

Под "Животным" магнетизмом, конечно, не понимается только способность животных (например, кошек) оказывать целительное воздействие на нас и также не понимается под этим, например, исключительно специфика "животного мира", который в отличие от "человеческого мира" обладает особенностями взаимной связи на расстоянии и прочими качествами, хотя смысл и механизм таких воздействий именно тот же.

Под "Животным магнетизмом" понимается именно пробужденная самим человеческим сознанием в своем физическом теле "энергия", которая затем сфокусированная, способна распространяться из границ этого тела по проводникам (воздух, материальные предметы, другие живые существа, растения).

1) Небесные тела, Земля и животные тела имеют взаимное влияние друг на друга.

2) Это взаимовлияние происходит посредством универсального, вездесущего, сверхтонкого флюида, который имеет способность принимать вид любой энергии, распространяться её посредством, и передаваться другим телам.

3) Это взаимовлияние подчиняется механическим, но ещё неизвестным законам.

4) Это взаимовлияние является причиной явлений, которые похожи на прилив и отлив.

5) Этот прилив и отлив [сверхтонкого флюида] имеет всеобщий характер, и в большей или меньшей степени действует на каждый предмет, и в большей или меньшей степени проявляется, в зависимости от причин, порождающих этот прилив и отлив.

6) Таким способом все небесные тела, Земля и населяющие её части находятся в постоянном, активном взаимодействии (это всеобщий закон для всей природы).

7) От этого взаимодействия зависят свойства минеральной материи и органических тел.

8) Это взаимодействие проявляется на животных телах в виде проникновения [сверхтонкого] флюида в нервную субстанцию, и непосредственное его влияние на неё.

9) Человеческое тело имеет свойства магнита, такие как противоположность полюсов, которые связанны друг с другом; изменяемость силы поля - его ослабление или усиление; кроме того, наблюдается также магнетическое сродство (inclinatio).

10) Именно эта способность животных тел воспринимать магнетизм небесных тел и передавать его в окружающую атмосферу, что делает их подобным магнитам, побудила меня назвать мою теорию животным магнетизмом.

11) Силу энергии животного магнетизма можно изменять, можно передавать её другим телам, как живым, так неживым, но все тела обладают разными способностями по восприятию животного магнетизма.

12) Это влияние и эта сила могут быть усиленны и передаваемы с помощью некоторых тел.

13) Практические наблюдения показывают, что эта магнетическая сила есть очень тонкая материя, которая принизывает все тела, не теряя при этом своей интенсивности.

14) Эта магнетическая сила действует на расстоянии без помощи каких-либо посредников.

15) Эта магнетическая сила, как свет, отражается и собирается-усиливается зеркалом.

16) Эта магнетическая сила распространяется и усиливается через звук.

17) Эта магнетическая сила может быть собранна, спрессована, и передана из одного места в другое.

18) Не все тела имеют одинаковые свойства животного магнетизма. Некоторые, очень редкие тела, имеют такие противоположные свойства [общему фону], что только одно их присутствие разрушает проявление животного магнетизма в других телах.

19) Эта противоположная сила также проникает все тела, сообщается от одного тела к другому, распространяется, собирается, спрессовывается, передаётся из одного места в другое, отражается зеркалом, распространяется звуком, и есть не негативная, но действительно противоположная положительная энергия.

20) Минеральные магниты [своими разными полюсами] оказывают одинаковое влияния на металлы посредством как своей одной, так и другой противоположной сил, что нельзя сказать о животном магнетизме, в котором действие противоположных сил неодинаково. Это явление является коренным различием между обычным и животным магнетизмом.

21) Эта система взаимодействий проливает новый свет на природу огня, света, теорию притяжения, приливов и отливов, магнетизма и электричества.

22) Магниты и электричество, употребляемые для лечения тех или иных заболеваний, если и приводят к положительному эффекту, то только благодаря животному магнетизму.

23) Практические правила, которые я дам позже, должны изучаться на практике излечения нервных заболеваний с помощью этого флюида, которые действует непосредственно или через посредника.

24) Эта теория даёт врачу неоценимую поддержку в применение лекарств, действие которых усиливается, что приводит к благотворным кризам, которыми возможно управлять и контролировать.

25) В описании моих методов я опишу теорию болезней и докажу общую пользу моей методики для медицины.

26) Врач, вооружённый этой теорией, будет в состоянии обнаружить причину, природу и прохождение любой болезни, включая сложносоставные заболевания. Он сможет контролировать развитие болезни, уменьшая или увеличивая её степень, не нанося больному никакого вреда. При этом возраст, пол, темперамент не играют никакой роли. Даже беременные и роженицы оценят преимущества этой теории.

27) Одним словом, эта теория даст врачу способность определять здоровье своего пациента, излечивать его от всех болезней, которым он подвергается, благодаря чему уровень медицины достигнет высочайшей точки совершенства.

Месмеризм, или Животный Магнетизм. Это явление природы присутствует у каждого человека в той или иной мере, в зависимости от ее объема...

Животным месмеризмом называется та сила, которой одарены все животные, - действовать один над другим и каждое само на свою организацию, с большим или меньшим могуществом, судя по их взаимной силе и совершенству животного. Эта сила, в виде эфира текущая по воле действующего животного и исполняющая его волю, это жидкость, нами называемая Жидкостью Жизненного Начала, невесома и так тонка и прозрачна, что невидима для нашего глаза, но ясновидцы ее видят в виде света и пламени.

Эта жидкость тепла, но не сгораема и имеющая способность пробегать, как свет. Чем одно животное совершеннее другого, тем оно более на него имеет влияние, но совершенство это вовсе не в совершенстве одного тела животного, а в его внутренней жизни. Кролик совершеннее змеи, а она на него, а не он, имеет влияние. Человек, как самое совершенное животное нашей планеты, последнее звено в мире существенном своей атмосферы, из всех животных обладает большею силою перед всеми животными; и если он на них не действует, то или по незнанию силы своей, или от расслабления ее от своей бездейственности.

Эта жидкость, не как лучи света, не задерживается на пути непрозрачными телами: она через них проникает, как теплотвор; эту-то жидкость Рейхенбах выдал нагло за свое изобретение и назвал одом, и, кроме меня, к сожалению, ни один магнетизер его не уличил в воровстве, ибо на влаге этой основаны все теории Месмера, и нам всем магнетизерам известно. Даже в Физике, изданной в 1794 г. в Москве Новиковым, в котоптрике в § 842 сказано: «Не должно также почитать, при первом взгляде, тела совсем непрозрачными; ибо ежели их рассмотреть с большим вниманием, то таковых столь мало, что почти поверить не можно». (Чтобы сие утвердить, должно оставить в темном покое тонкие доски из дерева или металлов, смолистые сучки, они часто покажутся светящими, а если их в таковом покое положить против скважины, то они будут насквозь светиться, как рог.) Эта жидкость жизненного начала, или месмерическая, как лучи света, не задерживается на пути непрозрачными, как уже выше сказано, телами; она через них проникает, как теплотвор, и должно при том заметить, что тела, через которые жидкость эта пробегает на течении своем, проходя через них, оставляет их ненапитанными, если особенного на них не будет действия, то есть остановления ее, хотя на некоторое время, однако есть и такие тела, которые ее отравляют, другие - отражают. Эта жидкость, как свет, может быть отражена, усилена и перенесена прозрачными телами, каковы зеркала. Эта жидкость, направленная по одному направлению с электричеством и гальванизмом, никогда не соединяется с ними; эта-то жидкость и действует благотворно на больных; но есть такие люди и животные, которые, подобно некоторым телам, отражают ее от себя, другие, пропуская ее через себя, не удерживают ее в себе, и потому те и другие не получают пользы.

История магии: Великие люди такие как Гермес, воплотившие в себе Бога...

Герметизм это учение востока раскрывающее тайны мироздания. Согласно книге Гермеса Трижды Великого существует верховный ум который правит и создает все вокруг, разделяет стихии и руководит всеми процессами, это объясняет тот факт что верховный ум это и есть Бог.

Прочитав статью вы узнаете о семи гениях герметизма, о семи сферах очищения и процессах происходящих после смерти описанных в откровении Гермеса.

|

Магнетизм его качество

Чтобы дать людям, незнакомым с таинствами природы, понятие о действиях 16 номеров высших и магнетизерам - 9 номеров (Долгорукий классифицирует людей по количеству и качеству заключающегося в них магнетизма на 25 классов или, как он выражается, номеров (А. Т.), надо им объяснить, что на нашей планете есть невидимые для обыкновенных глаз твари, именуемые в древности гномами (Gnomes), учение о которых приняли за учение о духах, которыми они никогда не были и которые особую, как нам магнетизерам известно, имеют природу и особые законы.

Бдение, сон и сомнамбулизм

Гномы как твари планеты неоспоримо стоят звеном ниже человека в мире существенном, который, как говорит Писание, мало чем умален от ангелов; следственно, гномы неоспоримо могут быть подчинены воле человека. В существовании этих тварей нам, истинным магнетизерам, нельзя сомневаться: их видят ясновидцы и некоторые люди и животные, а именно - собаки. Чтобы на них действовать, надобно особую организацию, веру и силу воли, решимость и твердость духа. Сообщение жидкости - жизненного начала - через оконечности пальцев при месмеровании напрасно некоторые называют явлением чисто физическим; оно происходит не от одних физических действий, но и от чистой душевной воли и желания, а потому это явление есть физико-психическое. То состояние, в котором человек находится во время месмерования, по роду своих явлений разделяется на несколько состояний или степеней. Некоторые признают только два состояния: бдение и сон, именуемый магнитным; другие - бдение, сон и сомнамбулизм. Клуге, Пассе и некоторые разделяют на шесть состояний или степеней, признавая еще седьмую, именуемую ими высочайшей степенью; а я, как и в первом моем сочинении, это состояние разделяю на восемь состояний или степеней. Вследствие чего представляю переход человека всех явлений в состояние животного месмеризма. В месмерическом состоянии человек три раза погружается в самого себя и после каждого раза получает большее понятие о внутреннем и внешнем мире. Первое его малое погружение есть бдение, после чего приходит в помешательство; второе погружение его суть непроницаемый сон, после чего приходит в снобдение или сомнамбулизм, получает понятие о себе и о вещах, окружающих его и до него касающихся, в котором средоточие чувств его является в подгрудной ложечке (то есть в солпечном плексусе); переходит в веселье, является ясновидцем, то есть получает правозрение или полное понятие о внутреннем, а частью и о внешнем мире, потом видим исступление в его духе: его понятие не ограничивается; из сего просветления человек в третий раз погружается в самого себя: тело его леденеет, хотя дух в нем царствует; это есть последнее, говорят, высочайшее состояние или степень, с чем я не согласен. Если человек два раза погружался в самого себя и после каждого раза получал разные понятия и являл нам каждый раз особенные явления, то он непременно после троекратного столь непостижимого погружения получит в третий раз понятия, которых пределы смертному определить невозможно, а потому признаваемая за высочайшую степень есть не что иное, как преддверие восьмой непостижимой степени, как первая - бдение, перед второй - помешательством, третье - сон, перед четвертой - снобдением, веселье - перед пятою - правозрением и шестою просветлением; вследствие этого я наименовал высочайшую степень физической смертью, а восьмую, мною признаваемую, - блаженством. Скажем о главных разделениях месмерования: 1) месмеро-вание без прикосновений, 2) месмерование с прикосновениями, 3) месмерование посредством устремления мыслей, 4) месмерование посредством зрения 5) и наконец, месмерование посредством трения. Большая разница месмеровать для опытов и месмеризмом лечить болезни; главное правило последнего следующее.

I. Сосредоточивать жидкость к страждущему месту и потом низводить из ближайших оконечностей, считая их пять: две оконечности рук, две ног, и еще оканчиваются иногда взмахи на оконечности живота, принимая его за пятую оконечность. (Один акушер, рассматривая мое сочинение, сделал замечание, - как я могу назвать пятою оконечностью конец живота, не принимая в соображение, что мы называем все то оконечностями, где можем оканчивать взмахи. Автор.)

II. Стараться ровнее д ействовать на весь организм и на органы организма, чем, в частности, на одну какую-нибудь часть тела - если для этого нет прямого показания.

III. Не увлекаться местными, иногда внезапно обнаруживающимися болями, а углубляться в главные пункты болезни.

IV. Помнить главные точки для месмерического поражения, а именно: (по мнению всех) переносица, подгрудная ложечка (по мнению Клуге и Биккера), центр лба (по мнению Биккера, в чем и я согласен), пуп на животе. V. Не забывать места, доступнейшие месмеризму в теле человеческом, а именно: ладони (помоему и Биккера), оконечности больших пальцев (по мнению всех), под мышками (по Клуге), пятки (по Вольфорту).

VI. Стараться быть художником в теле у страждущего; помнить, что и в древности не всегда употребляли одно и то же: иногда прикосновения, иногда трения, иногда, напротив, воззрение, иногда дуновение, а иногда слова, смотря по надобности и состоянию духа страждущего. Скажем теперь о разделении месмеризма: месмеризм разделяется на минеральный, животный и земляной. Месмеризм минеральный обязан тоже Месмеру, хотя свойство магнита было известно и до него; но первый он вздумал приспособить его к лечению болезней, основываясь на притяжении небесных тел, что, собственно, способ этого лечения и называем мы месмеризмом минеральным, посредством которого открыт и животный, как мы уже говорили не раз.

Животный месмеризм, согласно Кирхеру, должна разделить: на месмеризм врачебный, месмеризм страстей и месмеризм музыкальный. Месмеризм животно-врачебный производится посредством усярешсяая мысли, влиянием зрения, прикосновениями, трением. Он состоит из собственного течения, действий для восстановления соотношений и поражений. Месмеризм животно-страстный производится влиянием зрения и устремлением мысли; в нем поражения можно производить только мыслью, и мы говорили о нем в наших сочинениях. Месмеризм музыкальный имеет одно начало с месмеризмом животным. Месмеризм земляной, который мало известен, но существует в природе, это месмерическая сила, находящаяся во многих растениях и в мертвых телах животных. Его никак нельзя признать за минеральный, и действует он на одно обоняние, исключая мертвых тел, которые превосходно действуют на хронические опухоли, зобы и иногда уничтожают зубные боли. Из животных бараны имеют свойство месмерования, причем надо заметить, что они вовсе не принимают в себя наши силы, а, напротив того, вытягивают от нас нездоровые соки. В падучих болезнях хорошо спать с ними; были примеры, что год целый в падучей болезни спали с овцой: припадки сначала уменьшились, а к концу года вовсе уничтожились, а овца та издыхала. Следует обратить внимание на следующий совет: не окружать себя и детей своих престарелыми женщинами, а в особенности не спать и не класть детей в одной комнате с ними: они много уносят здоровья. Попробуйте класть в одной комнате с четырьмя старухами не более хотя месяца полную здоровую молодую девицу, как наши провинциалки: вы увидите на опыте, что те заметно будут здоровее, а она так переменится, что вы ее не узнаете, если во все это время вы ее не видали; причем надо заметить, что мужчина от женщины менее принимает влаги, чем она от него, если он не очень ее старее или одних лет, или моложе. Заматеревшая девица чрезвычайно истощает всякую молодую девушку, а в особенности молодую женщину, замужнюю или вдову. Это в особенности заметно при месмеровании; после сеанса, данного такой девице, чувствуешь себя вытянутым более, чем после мужчины здорового и сильного. Это тайна природы! Природные ясновидцы и сомнамбулы - не лунатики, а лунатики - не природные ясновидцы и сомнамбулы. Природные ясновидцы и сомнамбулы суть те, которые сами собой впадают в такое состояние, без всякого содействия и влияния планет, и не именно ночью большею частью они (ясновидцы и сомнамбулы природные) от природы с детства получают склонность к оному состоянию; редко возмужалые сами собой подвергаются этому. Природные ясновидцы и сомнамбулы имеют всегда свои кризисы, которых лунатики не имеют. От названия по имени лунатика он пугается, вздрагивает, иногда падает и подвергается страданиям; на ясновидца или сомнамбула природного оно не имеет никакого влияния, кроме того, что этот часто на него откликается. Я еще не согласен, чтоб лунатизм был животный месмеризм; первая, самая важная, замечательнейшая разница в свойствах оных та, что человек в месмерическом состоянии с самого начала теряет злость и, час от часу приходя в высшее состояние оного, покидает свои пороки.

(В Обуховской городской больнице 1848-1849 сифилитические в ясновидении не могли сносить приближения подобных неспящих, называя их зверями. Автор.)

Он во все время пребывания в сем состоянии не сроден иметь чувства порочные и мстительные; его даже подвергает и то страданиям, если магнетизер его имеет в голове своей дурные и злые намерения. Но в лунатизме замечена неоднократно мстительность, стало быть, и злость. Сколько раз лунатики, вспоминая ссоры с друзьями своими, входили ночью к ним в комнаты с ножом в руках с намерением умертвить их: неудачи в этом еще доказывают и то, что лунатики не имеют ясновидения, а ходят по памяти; ясновидец узнал бы, где кто сидит, где кто лежит, и от него бы не отстранился, если бы он имел, подобно лунатикам, поганые чувства.

В месмерическом состоянии существует чистота и доброта, а в лунатизме - злость; по -этому ясно видно, что лунатизм есть отрицательное состояние, относительно к состоянию животного месмеризма, которое есть положительное состояние, ибо злость есть отрицательная сила добра; а если лунатизм есть отрицательное состояние относительно к состоянию животного месмеризма, то лунатизм с животным месмеризмом не может быть одним состоянием. Хотя не всегда в лунатизме замечена злость, но явление в оной в нем доказывает ясно, что лунатик имеет свойство, способное к производству зла, которое для состояния животного месмеризма - сущий непреодолимый враг.

Доказательством однородства не может быть признано то, что лунатики и природные сомнамбулы и ясновидцы имеют всегда почти глаза открытые, тогда как из тысячи приводимых магнетизерами едва одна сотая часть имеет их открытыми.

Для месмерования нужно знать гармонию цветов, запахи дерева и также цвета:

а) Цвета, гармонирующие животной магнитной силе, или месмеризму: 1) Голубой чистый. 2) Светло-синий. 3) Желто-лимонный. 4) Красно-желтый. Пунцовый.

b) Цвета, не гармонирующие, но и не отражающие месмеризма: 1) Зеленый, светлый или травяной. 2) Темно-синий. 3) Белый. 4) Малиновый.

c) Цвета, противящиеся месмеризму: 1) Серый. 2) Темно-зеленый. 3) Вохренно-желтый. 4) Черный. Из всех чисто-голубой наиболее гармонирующий, а черный - совершенно отражающий. Залах цветов, гармонирующих животно-магнигаой силе, или месмеризму: 1) Резеды. 2) Левкоя. 3) Нарцисса. 4) Ландыша. 5) Розы. 6) Запах цветов яблоней и подобных фруктовых деревьев. 7) Ноготков. Неотражающие, но и негармонирующие: 1) Базилика. 2)Шапки. 3) И некоторые другие. Совершенно отражающие: 1) Английской крапивы. 2) Всякой герани. 3) Бархатцев. Из всех запах ландышей и резеды наиболее гармонирующий, а герани и английской крапивы - наиболее отражающий. Дерево, гармонирующее животной магнитной силе, или месмеризму: 1) Березовое. 2) Яблоневое. 3) Грушевое. 4) Липовое. 5) Вишневое. 6) Ясеневое. 7) Апельсиновое. 8) Рябиновое. 9) Шелковое дерево и еще некоторые другие. Мало гармонирующие: 1) Кедр. 2) Ель. 3) Сосна. 4) Клен. 5) Красное дерево и некоторые. Не принимающие месмеризма вовсе: 1) Бук. 2) Дуб. 3) Черное дерево. Отравляющие животно-магнитную силу, или месмеризм: 1) Анчар. 2) Осина. 3) Тополь. 4) Акация и некоторые другие. Отражающие: 1) Бук. 2) Черемуха. 3) Ива. 4) Ольха. Свет, гармонирующий животно-магнитную силу, или месмеризм: 1) Лунный. 2) Планетный и звездный. 3) Сумрачный. Вытягивающий или уменьшающий: 1) Солнечный. Отражающий: 1 Искусственный.

В лечебницах «Гармонических Обществ» употреблялось курево, для содействия месмерованию, для способствования скорейшему погружению в сон, следующее: белый ладан, истолченный в самый мелкий порошок, смешанный с самою мелкою крупчатою мукою; все это должно замесить на желтке яйца, розового меду и прованского масла, или другого чистого, без запахов, сделать лепешки и бросать для курева на угли. Для возведения из магнитного сна в высшее состояние. Преврати в пыль: корицу, гвоздику, мускатный орех, мастику, стиракс, росный ладан, из всех сделай курительные порошки для помянутого употребления. Но мы заметим, что запах ароматных растений, который больной может снести, если в нем соблюдена гармония, лучше всего способствует оному. Порядок гармонии запаха: цвет померанцевый, розмариновый, резеды, базилика, жасмина, розы. Курево из мелко истолченного сабура, смешанного с растопленным спермацетом, по уверению Кирхера, есть истинное курево для тех, на кого месмеризм худо действовал. Биккер за час до месмерования давал пить чай из ромашки и бузинного цвета с некоторой примесью корицы. Он же советует магнетизерам натирать руки для скорейшего и успешного действия, за час до месмерования, спиртом оленьего рога, смешанного с экстрактом Валерианы. Я того и другого не пробовал. Другой советовал натирать Rp: tine, chamonill. tine. Ruta, tine, artemisia, tins. Apotomis, tine. Pullegium. (Долгорукий «Орган, животного месмеризма»). Для магнетизирования лиц слабого сложения намочить (вышеуказанным) спиртным настоем ромашки, руты, чернобыльника и полея руки и держать за правую руку пациента или натереть подошвы ног - для облегчения головной боли. Если настоем мускуса, степной руты и сморчков намочить руки и магнетизировать козла, то получится весьма удивительное явлекие; то же произойдет с кошкой, если магнетизировать ее настоем кошачьей травы. Птиц магнетизируют винным спиртом, вследствие чего они падают пьяные; то же можно проделать над петухом, также над травами, цветами, костями животных, мелко наструганными. Если разварить селитру в дождевой воде или росе и намочить ею руки, магнетизировать какое-либо растение, то можно его долго не поливать. Если магнетизировать почки деревьев руками, натертыми настойкой из растений, обладающих расширительной силой, то они тотчас распустятся,

(Эккартегаузен «Ключ к таинст, натуры, г.П).

Теория Месмера

Месмер и его теория. Отечество Месмера, вновь открывшего животный магнетизм, по нему прозываемый «месмеризмом», есть маленький городок Мерсбург, а не Вена, не Вейлер, не Штейн; он родился в 1734 году. Впоследствии стал студентом в Венской Врачебной Академии, где тогда были в числе профессоров von Swieten и Hain; в 1766 году, на 23-м году, удостоился получить диплом на степень доктора медицины, несмотря на то что диссертация его была осмеяна, потому что написана была: о влиянии планет на людей и о таинствах древних волхвов, и вот именно ее содержание: «По известному правилу общего притяжения, общей притягательной силы, доказано наблюдениями, открывшими нам, что планеты имеют влияние одна на другую, совершая путь свой, и что Луна и Солнце влиянием своим на нашу планету производят прилив и отлив в море, равно как действуют и на всю атмосферу, а потому утверждаю, держась многих древних писателей, что они действуют на все составные части одушевленных тел, а в особенности на нервную систему, посредством всюду плавающей и проникающей, непризнанной еще, но существующей, жидкости: жизненного начала, действия которой я определяю посредством прилива и отлива, или напряжения и ослабления: по свойству материи и тел органических, каковы суть тяжесть, связь, упругость, раздражительность и электричество; переменчивые действия относительно к тяжести производят в море ощутительный феномен, называемый нами приливом и отливом, который не что иное, как напряжение и ослабление. Подобному свойству подвержены действия того же самого начала: тела животных, в которых тоже производятся подобные феномены, как и в море, только в другом виде; поэтому все животные, подчиненные тому же действию, ощущают также род прилива и отлива, и чем более мы приобретаем сведений в механизме и расположении животного тела, тем более должны сознаться в недостаточности наших познаний касательно Медицины.

Мы уже ныне удостоверились в свойствах и действиях нервов, и это познание не подлежит ни малейшему сомнению. Нам известно, что нервы суть главные деятели ощущений и движений; но мы не умеем восстановить их в надлежащем порядке, когда они расстроятся, и в этом должны укорять себя... Природа наделила каждого человека всем, нужным для его существования. Рождение совершается без систем и всякого искусственного содействия... Иголка, без магнита приведенная в движение, может только случайно принять надлежащее направление. Напротив же, намагниченная, после некоторых колебаний, соразмерных данному ей направлению и полученной силы, опять примет первобытное свое положение и остановится на нем. Так же и гармония органических тел, если она расстроена, должна испытать неудобства первого моего предположения, пока не дадут ей определенного направления посредством общего деятеля, которого существование должно признать по справедливости. Он один может опять привести эту гармонию в естественное состояние или близко оного. Вот почему мы часто видим болезни, которые усиливаются и исцеляются с помощью Медицины и без нее, по различным системам и самым противоположным методам.

Это обстоятельство не дозволяет сомневаться в существовании всеобщего деятеля в природе, который независимо от нас совершает то, что мы не определительно приписываем искусству и натуре; подчинив это опыту и вернейшим наблюдениям над болезнями всякого рода, всегда найдем эти правила оправданными. Желания проникнуть причину наблюдениями и опытами довели постепенно до распознавания этих действий натуры; и нельзя сомневаться в возможности усовершенствовать это, если только удается открыть между телами нашими существование взаимного действия, подобного телам небесным, посредством которого можно искусственно подражать периодическим изменениям: прилива и отлива, о которых было говорено».

(Долгорукий «Органон живот, месмеризма»).

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

предположительно существующая неуловимая или таинственная , влияющая на человека. Термин употреблял австр. врач Франц Антон Месмер по отношению к гипнозу, применявшемуся при лечении больных. Месмер считал животный магнетизм оккультной силой или невидимым флюидом, истекающим из его тела, частью силы, заполняющей Вселенную и исходящей от звезд.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ" в других словарях:

    МЕСМЕРИЗМ ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ учение о присутствии в человеке особой «магнетической» силы, которую человек, обладающий ею, может излучать, передавать другому и этим путем влиять на него, внушать ему идеи, излечивать и т. д.; учение это впервые …

    См. Гипнотизм и Месмеризм … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Животный магнетизм - термин Ф. Месмера для обозначения гипотетической универсальной силы, благодаря которой, как он предполагал, возникает гипнотический эффект и которой, как он был убеждён, он обладает сам.. См. Гипноз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - Термин Ф. Месмера для обозначения универсальной силы, благодаря которой, как предполагалось, возникает гипнотический эффект. См. гипноз … Толковый словарь по психологии

    МАГНЕТИЗМ, ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - предполагаемая связанная с теорией эфира способность животного тела намагничиваться и сообщать энергию другим телам. Концепцию магнетизма разработал в конце XVIII в. французский врач Месмер. Отсюда другое название месмеризм. Передаваемую… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Новолатинск. magnetismus, от лат. magnes, магнит, а) Способность магнита притягивать железо, b) Животный магнетизм, или месмеризм существует в каждом человеке и при известных условиях действует на другого человека, который становится тогда вялым … Словарь иностранных слов русского языка

    ЖИВОТНЫЙ, животная, животное (книжн.). 1. прил. к животное в 1 знач. Животный мир. Животное царство. || Органического происхождения, добываемый из органических веществ. Животный клей. Животный уголь. 2. Вызванный и обусловленный инстинктом,… … Толковый словарь Ушакова

    МАГНЕТИЗМ, магнетизма, мн. нет, муж. (от греч. magnetis магнит). 1. Свойство магнита (в 1 знач.; физ.). 2. Учение о магнитных явлениях (физ.). 3. То же, что животный магнетизм (устар.; см. ниже). «Силой магнетизма стихов российских механизма едва … Толковый словарь Ушакова

    магнетизм - а, м. magnétisme m. 1. Свойство некоторых тел (магнитов) притягивать к себе или отталкивать от себя другие тела. БАС 1.Магнетизм есть всеобще имя различным свойствам магнита. Карамзин ДВ 11 118. 2. устар. Гипнотическое внушение; гипноз. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В то время как официальная наука называет его мнимым посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних, а также ныне живущие азиаты, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его … Религиозные термины

Книги

  • Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека , Альбертино. Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека. Черная и белая магия: египетская, индийская, русская, Западной Европы, алхимия, астрология, животный магнетизм, волшебство, чародейство и…
Поделиться