Россия - страна многонациональная. Методическая разработка урока орксэ на тему "россия - наша родина"

Урок-фестиваль

« Наше многонациональное государство»

Курс « Основы религиозных культур народов России и светской этики.»

Подготовила:

Шерстнева Е.Ю.

учитель нач.кл.

ГБОУ СОШ №9

г.о. Чапаевск

Цель урока: формирование представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

    познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

    содействовать развитию интеллектуально - творческих способностей обучающихся, самостоятельной поисковой деятельности

    прививать уважение к культуре и традициям разных народов, а так же к ценностям дружбы

    способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу;

    содействовать воспитанию в обучающихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Ход мероприятия:

Клип о России (исп Зыкиной)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,-

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

« А чем дорога Вам страна?»

Да тем, что для нас всех Россия,

Как мама родная,-одна!

Дети раз отца спросили:

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Тема обычаев и традиций русского народа, как и любого народа, населяющего Землю, необычайно широка и многогранна.

Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами и песнями. Неотъемлемой частью русской национальной культуры был танец, который также именовался пляской. Известны женские хороводы, мужские танцы вприсядку. Плясали во время праздников, часто в сопровождении балалайки или гармони.

Существует несколько видов праздников: семейные, религиозные, календарные, государственные.

Семейными праздниками являются: дни рождения, свадьбы, новоселья. В такие дни вся семья собирается вместе.

Календарные или государственные праздники – это Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, Всемирный день весны и труда, День Победы, День защиты детей, День независимости России и другие.

Религиозные праздники – Рождество, Крещение, Пасха, масленица и другие.

На протяжении многих веков русский народ создавал уникальную культуру народных художественных промыслов. Русские народные промыслы - гжель, хохлома, жостовская роспись, городецкая роспись, мезенская роспись по дереву, изготовления и украшения домашней утвари: посуды, самовара, шкатулок, игрушек (русские игрушки).

С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие.

ПЕСНЯ « Хохлома» На экране -клип

Хохлома, волжский плес,

Ширь полей, плач берез.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Журавли, тополя

Хлеб, да соль, лик Кремля

Это ты, Родина моя

Это ты, Россия

Детский смех, перепляс.

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!

Звучит татарская мелодия.

Ученик:

Татары-тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Афганистане, на Дальнем Востоке.

Выход детей под песню « Я татарин» и исполнение песни.




Жить бы да жить без печалей и забот
Но не всегда так бывает
Белый костюмчик носить круглый год
Каждый об этом мечтает

Мне, как татарину, всё по плечу,

Мне - что с горы, что под гору:

Я с пацанами всё время кручусь,

И между нами нет споров!..

Я –татарин, я – татарин, человек простой
внешне я солидный парень с русскою душой
Остальное все неважно, честно вам скажу
И своим происхожденьем очень дорожу

Звучит марийская мелодия.

Марийцы-талантливый народ. Они бережно относятся к старому и тянутся к новому. На марийской земле родилось много известных поэтов и композиторов, художников и музыкантов. Марийские песни и танцы украшают любой праздник.

Ученик:

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится!

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Дружба народов - бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песнь чабана молодого,

Сад, виноград возле дома родного.

Ведущий 2

А вы про кого сейчас…?

Ведущий 1

Про таджиков

Ученик:

Таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура этого народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность.

До сих пор таджики (особенно в селах) ходят в национальной одежде: мужчины в вышитых халатах и тюбетейках, а женщины в цветных вышитых платьях со штанами, на голове обязательно платок, а многие девушки по-прежнему заплетают по 40 косичек.

Ученик:

Дружба народов- не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов – счастливые дети,

Дружба народов на всем белом свете.

Русские, татары, адыгейцы и армяне,

Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.

В России - на земле родной,

Живем мы все большой и дружной семьей.

Ученик:

Русские и украинцы, цыгане, кабардинцы.!

Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится!

Ученик:

Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

Звучит цыганская мелодия.

Ведущий

Одна цыганская легенда гласит, что бог полюбил так цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.

Слово «цыгане» у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской семье царят довольно строгие нравы.

В России живут в основном русские цыгане и украинские цыгане.

Среди цыган в основном все православные христиане, но могут встретиться и мусульмане и католики.

Свое жилье они украшают коврами, лепниной, любят дорогую посуду.

Еды всегда готовят много- мало ли кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит человека из дома, не напоив его чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в него дольки лимона и яблока.

Звучит цыганская мелодия-дети исполняют танец

Ученик:

Каждый народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет каждый народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа.

Звучит узбекская мелодия.

Выходят два ученика.

1 ученик:

Традиции и обычаи узбекского народа складывались веками. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям. На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на стремление многочисленных захватчиков навязать чуждую иноземную культуру.

2 ученик

Вековые обычаи и традиции узбеков бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как у многих азиатских народов большинство праздничных узбекских обычаев связано с главным семейными торжествами: рождение ребенка и свадьба. С этими событиями связано множество обрядов и ритуалов, задействованы родители, дети, братья, сестры, близкие и дальние родственники и даже соседи и гости-каждому отведена своя роль. В основе узбекских традиций-гостеприимство, почитание старших, соблюдение норм Корана

Исполнение песни о маме на узбекском языке.

Звучит «Лезгинка». Дети исполняют танец.

На фоне азербайджанской мелодии ребенок рассказывает о народе Азербайджана.

Национальная культура Азербайджана уходит корнями в глубь веков. Она вобрала в себя лучшие традиции Востока и Запада.

Национальные традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз- праздник весны, наступления нового года. В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. Они умеют принять гостя с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление.

Под азербайджанскую мелодию угощаем гостей пахлавой.

Ведущая:

За руки возьмемся, станем в круг,

Каждый человек, человеку друг,

Мы будем в мире, дружбе жить,

И нашей дружбой крепкой дорожить!

ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ

Ученик:

Коли будем вместе,

Коли в доме лад,

Будет наша Родина

Настоящий клад.

Клад любви, согласья,

Мыслей и идей.

И не будет краше

Родины моей!

Ученик:

Родины любимой,

Той, что лучше нет,

В дружбе наша сила,

Вот вам наш совет!

Ведущий:

Мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Мы все граждане одной страны – России. Давайте соединим ее части на нашем макете, и пусть наша дружба будет такой же крепкой и неделимой.

Собирание пазла «Россия» на стене ватман с изображением РФ. Дети собирают воедино 6 округов, « расселяют» народы России

Ведущая:

Перед нами Российская Федерация – это единство и многообразие народов страны.

Мы с вами – одна дружная семья, вне зависимости от национальности. Мы дружим не зависимо от конфессиональной принадлежности. Давайте напишем на символах дружбы наши пожелания другим детям, чтобы они, так же, как и мы, дружили, любили, были терпимы и уважительны по отношению друг к другу. И символически пошлем их детям всей планеты.

Написание пожеланий (на заранее приготовленных эмблемках с изображением цветов, бабочек, голубей) детям Земли и размещение их на карте Дружбы.

Ведущий:

Посмотрите, как расцвела наша планета, от ваших теплых дружеских пожеланий. Какая она стала красивая! Берегите ее! А нас бережет Всевышний!

Песня « У моей России длинные косички» На экране-клип.

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме:

"Наше многонациональное государство"

Выполнила:

Земленухина Ольга Викторовна,

учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №1 г.

Ессентуки Ставропольского края

2019 г.

Цели урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование понятий: Россия, многонациональное государство, национальность, культурные традиции, традиции, обычаи, духовный мир человека на основе систематизации знаний учащихся, полученные ранее.

Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.

Организация совместной деятельности через работу в парах, группах.

Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы.

Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Воспитание толерантного отношения к представителям различных народов и культур.

Знакомство с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Развитие интереса и уважения к культуре других народов.

Развитие речевых и социально-коммуникативных умений и навыков.

Способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу.

Основные понятия

Россия. Родина. Отечество. Многонациональность. Материальные и духовные ценности. Духовный мир человека. Культурные традиции страны.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Ресурсы

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь.

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Словарь, географическая карта, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, парная.

(парты в классе поставлены таким образом, чтобы удобно было пересаживаться)

Ход урока:

1. Организация урока.

Вступительное слово учителя:

Ах, ты, Русь моя, многоликая!

Над тобою свет яркий солнечный!

И в реках твоих воды чистые,

И в горах твоих снега белые!

И живут же здесь люди вольные,

Люди честные, богатырские,

Дружбой верною озарённые

И святой любовью согретые!

И земля твоя плодородная

Колыбелью нам дана - матерью!

Мы отцов своих песни звонкие

Широко поём - распеваемся!

Так стоять тебе, Русь великая,

Много лет ещё и столетия!

И народы разные под крылом твоим

Берегут тебя - миром славятся!

Во время чтения стихотворения показаны фото с изображением нашей Родины.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель:

Ребята, давайте обсудим стихотворение.

Вопросы учащимся :

Ребята, а какие слова прозвучали громче?

Какая главная мысль стихотворения?

Чем же славится наша Россия?

Ответы учащихся.

У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист нашего урока. Посмотрите внимательно, в нем написаны задания, которые вы должны выполнить в ходе знакомства с новым материалом.

Учитель:

Что для Вас означает слово Родина? Выберите ответ.

(страна, в которой человек родился;

страна, гражданином которой является человек;

место, где человек родился, где живут его родные и близкие;

место, которое человеку дорого.)

Вопросы для обсуждения: Для тех, кто считает, что это страна выполните следующее задание:

На трех из семи приведенных ниже картинок изображены государственные символы России. Выпишите нужные номера и укажите, какой символ России изображен под этим номером.

Для тех, кто считает, что это место:

Подберите однокоренные слова слову «родина». Вы можете использовать «кластер».

Проверка выполненных заданий.

Учитель:

Россия - это не только крупнейшая страна мира, но и великое государство. На ее землях живут люди разных национальностей, народностей, этнических групп.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Учащиеся определяют тему урока.

Учитель:

Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое многонациональное государство.

А чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?

Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.

Во-вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями, национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой.

В-третьих, характером, внешностью.

Появляются ученики, одетые в одежду с элементами национальных костюмов.

1 ученик

Здравствуйте, друзья!

2 ученик

Мы будем называть вас всех друзьями!

3 ученик

Мы собрались сегодня не случайно. Нам предстоит серьезный разговор.

4 ученик -

Многокультурный город наш.

И класс наш многонациональный.

5 ученик

Есть в классе и казахи, и татары,

И русские, конечно, тоже есть.

6 ученик

Все мы дружны. Секретом дружбы

1 ученик -

Мы наш секрет откроем вам не сразу,

Вы только слушайте с открытою душой.

2 ученик -

Мы верим, скоро все поймете сами,

И навсегда возьмете наш секрет с собой!

3. Открытие новых знаний.

Учитель:

В состав нашего государства входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. По данным переписи, население России составляет около 143 миллионов человек. Это более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Прочитайте стихотворение и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится.

Прочитайте текст. Попробуйте найти главную мысль текста.

А как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране русскими или россиянами? Почему?

4. Физкультминутка . Движения по песню «Я, ты, он, она - вместе целая страна…»

5. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение. Народная мудрость - явление интернациональное и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.

Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.

Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.

Свет не без добрых людей - говорят русские

Добро и собака не забывает - говорят осетины.

Чувство патриотизма, любви к Родине-матери и народу — те незыблемые ценности, которые должен чтить каждый гражданин своей страны.

Давайте сейчас мы выполним следующее задание: соберем из двух частей целую пословицу.

Учитель:

У каждого народа свой родной язык. В России люди говорят на 100 национальных языках.

Что помогает людям разных национальностей понимать друг друга?

Учащиеся.

Русский язык помогает людям разных национальностей на территории

РФ общаться друг с другом.

Учитель:

Народы России можно разделить таким образом:

Народы Крайнего Севера,

Народы, говорящие на финно-угорских языках,

Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,

Народы Сибири и Дальнего Востока,

Народы Северного Кавказа.

Мы с вами живем (показывает на карте) в самой многочисленной по национальностям территории. Здесь проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

6. Применение и закрепление новых знаний

Вашим домашним заданием было подготовиться к Хороводу дружбы.

Хоровод дружбы

1 группа. Традиционная одежда народов Кавказа.

2 группа. Народное творчество народов, проживающих на территории Северного Кавказа. (притчи, сказки, загадки, песни).

3 группа. Презентация национальных блюд.

7. Подведение итогов урока.

Так какой секрет вы сегодня узнали?

Ответы учащихся.

- Россия - дружная многонациональная страна равноправных народов.

На ее территории проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие.

Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России.

Очень важно крепить дружбу народов России.

Уважать национальные чувства каждого из них.

Учитель:

Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за ее историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.

Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Саплина Е.В., Саплин А.И. Москва: Астрель, 2012

Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.

Клюшник Л.В. Наша Родина - Россия / Л.В.Клюшник - Москва: РОСМЭН, 2015


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Россия – многонациональная держава. Основы религиозных культур и светской этики 4 классУМК «Начальная школа XXI века»Н. Ф. ВиноградоваВ. И. ВласенкоА. В. Поляков Держа́ва (ст.-слав. държа - власть) - символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом. Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи, изображавшим земной шар и символизировавшим власть над миром. В Россию держава перешла из Польши, где она именовалась jabłko («яблоко») и в старину носила названия: «яблоко Царского чина»; в России она называлась яблоко державное, вседержавное или самодержавное и просто яблоко, также держава Российского царствия. Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и, нередко, в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой. Иисус Христос в иконографии «Спаситель мира» (Salvator mundi) держит державу, которая символизирует земной шар под его властью (видны очертания материков) ДЕРЖА́ВА, державы, жен.1. Независимое государство, имеющее влияние в международных делах (полит. офиц.). Великие державы. Малые державы.2. Государственная власть, владычество (поэт.). «Конечно, царь, сильна твоя держава.» Пушкин.3. Золотой шар с крестом наверху, служивший эмблемой власти монарха (ист.).4. Приспособление для держания чего-нибудь, напр. металла при обработке (спец.).Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. Обсудим вместе. Вспомним гимн России. Россия - священная наша держава!Россия - любимая наша страна!Могучая воля, великая слава -Твое достоянье на все времена.Славься, Отечество наше свободное -Братских народов союз вековой.Предками данная мудрость народная.Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая!Хранимая Богом родная земля.Славься, Отечество наше свободное -Братских народов союз вековой.Предками данная мудрость народная.Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни,Грядущие нам открывают года.Нам силу дает наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!Славься, Отечество наше свободное -Братских народов союз вековой.Предками данная мудрость народная.Славься, страна! Мы гордимся тобой! Работа по учебнику стр. 7 - 8 12 июня 12 декабря День России День Конституции РФ Как всё начиналось. Древняя Русь. Древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX в. в результате объединения двух главных центров восточных славян - Киева и Новгорода Во главе Древнерусского государства, известного также под названиями Киевская Русь, Древняя Русь, стояла династия Рюриковичей, основание которой положил легендарный варяг - Рюрик.История рода Рюриковичей полна великих свершений, увлекательных и поучительных эпизодов, обидных ошибок, странных тайн и загадок, над разрешением которых уже несколько веков бьются ученые. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра.В устье реки Десны жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра - древляне.Между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне.Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днестром и Южным Бугом жили тиверцы. По реке Ока располагались вятичи; на запад от них жили кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.Карта на стр. 12 учебника Восточные славяне возделывали землю, занимались охотой, рыболовством, бортничеством и торговлей, начали осваивать ремесла. Жили славяне в небольших селениях. Несколько селений рода или племени составляли волость, которой правили князья. Они возводили укрепленные городки, где жили сами князья, их дружина, а также торговцы и ремесленники. Со временем, расширяясь, городки превращались в относительно крупные города, как, например, Ладога на Ладожском озере, Изборск и Псков на Великом озере, Новгород, Смоленск, Полоцк, Киев. Крупнейшими городами в Восточной Европе были Новгород и Киев, располагавшиеся в ключевых точках знаменитого пути «из варяг в греки», - главной торговой магистрали славян. Она приносила местным жителям большой доход.Путь «из варяг в греки» шел от Балтийского моря к реке Неве, далее в Ладожское озеро (Нево), по реке Волхову к озеру Ильмень, по реке Ловати к Волховскому лесу и далее волоком по сухопутью к верховьям Днепра. А уж оттуда на юг бежали торговые суда. Единственным серьезным географическим препятствием на Днепре были знаменитые пороги. Преодолев их волоком, купцы устремлялись к Черному морю, шли в Константинополь.Варяги предлагали на рынках Византийской державы сукно и холст, полотно и железные изделия, олово и свинец, янтарь и дары моря. Славяне выкладывали на прилавки хлеб и меха, лес и сало, скот, лошадей, рабов. В Царьграде (так они называли город Константинополь) покупали паволоки (греческую шелковую ткань, очень прочную), золотые и серебряные украшения, вина, фрукты. Домашнее задание: стр. 13 - 16 http://itishistory.ru/1i/1_istoria_1.php http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=1&themeid=159 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5 http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Rossijskaja-Konstitutsija/045-Rossijskaja-Konstitutsija.html Захарова Ирина Анатольевнаучитель первой квалификационной категории МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа»

Урок посвящен таким целя как: формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми; воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории; развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока: Россия - наша Родина

Цель урока:

Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока:

Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;

Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи;

Сплочение детского коллектива.

Основные термины и понятия

Россия, Отечество, Родина, патриот, государственные символы, культурные традиции.

    Орг. момент.

Слайд 1.

О чем сегодня мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда отгадаете ключевое слово урока.

Задание: По первым буквам отгадок сложите ключевое слово.

Какая будет тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

    Ребята, посмотрите на карту и сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, леса.

Наша страна очень красива и богата.

2.Визуализация

Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём?

Демонстрация ролика.

3.Работа с терминами

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

    Подберите к этому слову синонимы (Отчизна, Отечество)

    Почему мы называем нашу страну Отечеством, Родиной?

    Откуда произошло слово "родина"?

Слово "родина” произошло от древнего слова "род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Слайд 5. «.

- С чего начинается Родина?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - дом, улица, город, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

3) Притча (Рассказ о мальчике Ли)

Жил-был в одном восточном царстве-государстве в небольшом городке мальчик. Звали его Ли. Не успел он подрасти, как на его страну напали враги. А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети. И вот все мужчины и мальчики городка стали собираться на войну. Лишь мальчик Ли не собирается. "Почему ты не идешь с нами?” - спросил его воевода. «А почему я должен куда-то идти? Ведь моя родина здесь, в моем маленьком городке».

И все ушли на войну без Ли. Прошло несколько недель. В городок нагрянули враги. Их предводитель был стар и мудр. Он велел арестовать Ли. Мальчика привели к нему.

    Я разбил ваше войско, но там не было тебя. Почему? - спросил он.

    Потому что моя родина - мой городок, - ответил Ли.

    Я разрушу твой городок, и у тебя не будет родины.

    Не делай этого: мне некуда будет идти, - взмолился Ли.

    Мне жалко тебя, - сказал предводитель, потому что у тебя слишком маленькая родина и нет родины большой.

У таких, как ты, в конце концов не остается никакой родины.

Вопросы по тексту.

    Что значит «слишком маленькая родина и нет родины большой»?

    В чем была ошибка мальчика Ли?

    Что такое большая Родина?

    Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (Ответы учащихся)

    Наша Родина - это леса, поля, моря и реки.

    Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

    Земля, которую наши предки защищали от врагов.

    Родина - это наш край, город, поселок.

    Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

    Это место, где стоит, наша школа.

    Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

4) Символы нашей Родины.

У каждой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Назови их.

Герб, флаг и гимн.

Задание. Определите, под каким номером расположен герб России. По каким признакам вы это определили?

Государственный герб России представляет, собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла- серебряный всадник в плаще на коне, поражающий копьём опрокинутого навзничь змея.

Слайд 8.

Отгадайте, о каком следующем символе я буду говорить?

Белый цвет - берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

О флаге.

Ребята, а как расположены цвета российского флага?

Что означают цвета флага России?

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - лазоревого цвета и нижняя - алого цвета.

Значение цветов Российского флага

    белый цвет означает мир, совершенство;

    синий - цвет веры и верности, постоянства;

    красный цвет символизирует энергию, силу.

Ребята, а почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся).

Слайд 9.

К Москве у нас трепетное отношение потому, что Москва - столица нашей необъятной Родины.

Слайд 10.

Есть еще один символ государства- гимн.

Вспомни и расскажи, когда он исполняется.

Текст- С.Михалков, музыка- Георгий Александров

5) Многонациональность нашей Родины.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним - милее осень, другим - милей весна.

А Родина Россия у нас у всех-одна.

Велика наша Россия! Ее населяют более 180 национальностей. Россия - единое многонациональное государство. Много народов живет в нашей стране: русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы - все они составляют единую дружную семью. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Что же нас объединяет?

Слайд 12. Ответы учеников.

Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык.

Что еще? Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьей - это традиции и ценности.

- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция - (от лат. переча) - то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.

Что можно передавать через традиции?

Слайд 14.

Правила поведения

Знания и умения

Образ жизни

Идеи Ценности

Какие бывают традиции?

Семейные традиции объединяют семью.

Русские традиции (национальные) объединяют русский народ. Межнациональные традиции объединяют народы.

Духовные традиции определяют ценности человека, семьи, народа, России.

Все традиции объединяют Россию.

Ценность - это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом. Есть ценности материальные и духовные.

Слайд 17-18

Материальные- драгоценности,

автомобиль,

аквариум,

они видимы, ощутимы, их можно купить, они преходящи.

Духовные ценности- семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота. Они невидимые, они вечные.

На основе своих представлений о ценностях человек оценивает окружающий его мир и выбирает свои поступки.

Как духовные ценности влияют на взгляды и поступки человека и как – материальные?

Слайд 20-21

Какие ценности заставляет человека все измерять деньгами?

Слайд 22.

Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

Духовные традиции - это традиции, связанные с религией.

Слайд 24.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, привычки обитателей, которые передаются из поколения в поколение,

Какие семейные традиции вы знаете?

Обсуждение за ужином событий прошедшего дня, летние путешествия на машине на море, совместные трапезы, обсуждение планов, детские рисунки, чтение малышам книг на ночь, папины сказки, День рождения семьи, празднование Пасхи, новогодняя традиция - самодельные игрушки, кулинарные традиции - разнообразные заготовки на зиму, сбор грибов, рыбалка, пение песен, лето у бабушки, каток на речке, выращивание комнатных растений, семейная династия - это все семейные традиции.

Важны ли эти традиции для семьи?

Слайд 26-28

Семья с традициями - это ощущение безопасности и полной защищенности. Только дома, в окружении близких людей, человек может по- настоящему расслабиться, отдохнуть...

В дружных семьях с прочными традициями люди, реже болеют и дольше живут.

Семья основана на традициях. Они являются залогом семейного счастья. И если не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, семья разрушится.

О чем говорят эти поговорки?

На псарне - не в овчарне: всякая стая по-своему лает.

В чужой монастырь со своим уставом не идут.

У всякой пташки свои замашки.

В чужом доме не указывают.

В каждой семье свои традиции

Слайд 30.

О чем говорят эти поговорки?

Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья - это семь я.

Наш урок подходит к концу, давайте, подведем итоги. Сегодня вы узнали новые понятия. Вспомним их и что они означают.

Материальный мир- вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек.

Духовный мир -это знания, произведения искусства, отношения между людьми, отношение к миру. Этот мир еще называют миром культуры.

Культурные традиции- религиозные культуры, моральные нормы.

На каких вечных ценностях основаны культурные традиции?

Добро, честь, справедливость, милосердие

Рефлексия.

Продолжите фразу .

Оказывается...

Самым неожиданным для меня было...

Мне больше всего...

Россиянами называют...

Домашнее задание. ...

Выполни понравившееся задание:

    Подбери стихотворение о Родине

    Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины? (природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.). Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно). Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4). Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.

    Узнай, как выглядит герб твоего края, района, школы. Что он символизирует, напиши.

    Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

Просмотр содержимого презентации
«урок 1 (4 кл). Россия - наша Родина»

Отгадай ключевое слово урока

Ягоды не сладость,

Зато глазу- радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение.

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в серединку-

Увидишь сердцевинку,

Из плодов он тверже всех,

Называется…

Висят на ветке колобки,

Блестят румяные бочки.

Хоть колюча, но не елка,

Подлиней ее иголки,

А кора тонка, красна,

Та красавица…

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нем свои купает,

Это дерево кто знает?

Темно- синие плоды

Узнаешь на ветках ты.

Мякоть их на вкус сочна,

А по цвету зелена.


Россия

- наша

Родина



Откуда произошло слово «родина»

род ители

род ня

род ословная


С ручейка начинается река…

родители

родственники

Изображение с сайта http://assets1.lookatme.ru/


Герб России



Флаг России

Свобода

Откровенность

Благородство

Верность

Честность

Державность

Мужество

Смелость

Любовь


Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.


1.Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев:

3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев:

Гимн России

Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова


Единая Родина

Изображения с сайтов: http://www.samoffar.ru/, http://www.artshop-rus.com/, http://upload.wikimedia.org/, http://www.matsvet.ru/


Что нас объединяет

общая земля

общая история

общие законы

общий язык

Что еще?


Традиции

передавать

получать в дар

(наследовать, идти следом)

хранить

передавать

Изображение с сайта http://a-merchant.com/


Что можно передавать через традиции

То, что не имеет зримого образа, а распознается и чувствуется через действия:

Правила поведения

Знания и умения

Образ жизни

Идеи

Ценности


Семейные традиции объединяют семью .

Русские традиции (национальные) объединяют русский народ .

Межнациональные традиции объединяют народы .

Все традиции объединяют Россию .

Духовные традиции

определяют ценности

человека, семьи , народа , России .


Ценность – это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом.

Есть ценности материальные и духовные .


Материальные ценности

драгоценности,

автомобиль,

аквариум,

деньги,

книги,

игрушки,

квартира,

компьютер,

телевизор …...

они видимы

они ощущаемы

их можно купить

они преходящие

Изображение с сайта http://img-fotki.yandex.ru/


Духовные ценности

семья

вера

доброта

Отечество

культура

жизнь

творчество

они невидимые

человек

образование

любовь

их чувствствуют

гармония

свобода

честность

их получают в дар

дружба

чуткость

они вечные

честь

милосердие

красота

труд


Система ценностей человека является фундаментом его отношения к миру.

На основании своих представлений о ценностях человек

оценивает окружающий его мир

выбирает свои поступки

Например, если для человека важна красота, то он видит ее везде: в окружающем мире, в людях …

и старается создавать красоту вокруг.

Как духовные ценности влияют на взгляды и поступки человека и как – материальные?


Изображение с сайта http://open.az/

Какие ценности воспитывают бережное отношение к миру?


Изображение с сайта http://www.vistaback.com/

Какие ценности заставляют человека все измерять деньгами?


Вечные ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают.

Ценности

Духовные традиции теряют значение в жизни человека

Ценности в бездуховной среде.

Изображения с сайтов: http://cms.taxi-bistro.ru/, http://sam.kg/

Ценности процветают в духовных традициях


Духовные традиции - это традиции, связанные с религией.

Например, православные традиц ии:

Хождение в храм каждое воскресенье

Молитва перед занятиями

Пасхальный концерт в доме престарелых

Конкурс звонарей

Сбор подарков к Рождеству для детского дома

……………………………

Какие еще духовные традиции вам известны?


Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение.


Обсуждение за ужином событий прошедшего дня, летние путешествия на машине на море , совместные трапезы , обсуждение планов , детские рисунки, чтение малышам книг на ночь , папины сказки , День рождения семьи , празднование Пасхи ; новогодняя традиция - самодельные игрушки, кулинарные традиции - разнообразные заготовки на зиму , сбор грибов , рыбалка , пение песен , лето у бабушки, каток на речке , выращивание комнатных растений, семейная династия это все семейные традиции .



В дружных семьях с прочными традициями люди, реже болеют и дольше живут.

Изображение с сайта http://shkolazhizni.ru/


Семья основана на традициях. Они являются залогом семейного счастья. И если не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, семья разрушится.

Изображение с сайта http://darlina.f5.ru/


О чем говорят эти поговорки?

На псарне - не в овчарне: всякая стая по-своему лает.

В чужой монастырь со своим уставом не идут.

У всякой пташки свои замашки.

В чужом доме не указывают.

О том, что в каждой семье свои традиции и обычаи.

В каждой семье свои традиции.


О чем говорят эти поговорки?

Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

Семья в куче, не страшна и туча.

О том, что традиции объединяют.

Семья - это семь я.

Семейные традиции объединяют и охраняют людей.

Поделиться